Социально-экономические условия развития регионов россии. Человеческие ресурсы в современных социально-экономических условиях. Социально-экономические условия в россии на момент начала формирования рыночных отношений


Для понимания особенностей социально-экономической структуры Египта и большинства других стран Древнего Востока необходимо прежде всего указать на те особые условия климата и почвы, которые издавна вызывали в этих странах необходимость организации огромных и сложных гидротехнических работ.
Одной из главных производительных сил Египта являлась река Нил. Нил разливался ежегодно в середине июля, и его воды затопляли прилегающую равнину. Было необходимо использовать этот разлив вод для орошения обширных территорий пустынных равнин, прилегающих к Нилу. Таким образом, от использования вод этой реки зависело все благополучие населения. Еще Геродот называл Египет “даром Нила”. Вот почему с древнейших времен здесь была сооружена система грандиозных плотин и каналов, способствовавшая правильному орошению страны. В Ассирии и Вавилонии и других странах Востока также прибегали к системе искусственного орошения полей при помощи сложной системы сооружений.
Для производства работ, связанных с ирригацией, необходимо было использование большой рабочей силы. Вследствие этого очень рано военнопленных стали обращать в рабов, и большие массы рабов стали широко использоваться на работах по сооружению плотин и каналов. Это объясняет раннее образование классовых обществ в странах Древнего Востока. Необходимость создания искусственного орошения обусловила также длительное сохранение общинной собственности на землю, так как развитие частной собственности на землю неизбежно грозило создать затруднения для рационального проведения в жизнь широкого плана ирригационных сооружений. Отсюда же проистекает далеко идущий централизм в организации государственной власти, отсюда огромная роль бюрократии и жрецов как организаторов общественных работ и руководителей земледелия.
Маркс в статье “Британское владычество в Индии” следующим образом характеризует указанные особенности народного хозяйства восточных стран: “Условия климата и почвы, особенно огромные пространства пустыни, тянувшейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию до возвышенного Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственных орошений при помощи каналов и водных сооружений основой восточного земледелия. Подобно тому, как в Египте и Индии пользуются наводнениями для орошения полей, точно так же в Месопотамии, Персии и других местах пользуются высоким уровнем воды для того, чтобы наполнить водой оросительные каналы. Эта элементарная необходимость экономного и совместного использования воды... повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были выполнять все азиатские правительства, а именно функция организации публичных работ”.
Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений.
С этим же связано преобладание общинной собственности на землю, длительное переживание общины в странах Востока. В этих странах земля - основное условие производства - становится государственной собственностью или сохраняется в руках сельских общин. В первом случае рента на землю сливается с налогом. И Маркс и Энгельс отмечали эту особенность в экономической структуре восточных стран, причем они видели в отсутствии частной земельной собственности “ключ к восточному небу”. Ознакомившись с работой Бернье, Маркс писал Энгельсу в письме от 1 июня 1853 года: “Бернье справедливо усматривает основную форму всех явлений Востока... в том, что там не существует частной собственности на землю. В этом действительный ключ даже к восточному небу”. Энгельс, отвечая Марксу в письме от 6 июня 1853 года, пишет: “Отсутствие земельной собственности является на самом деле ключом ко всему востоку. В этом заключается вся политическая и религиозная история. Но почему восточные народы не дошли до земельной собственности, не дошли даже до феодальной собственности? Мне кажется, что причины главным образом в климате и в свойстве почвы, а особенно в связи с великой полосой пустынь, тянущейся от Сахары вкось через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самого высокого Азиатского плоскогорья. Первым условием земледелия здесь является искусственное орошение, а это является делом или общин, или областного, или центрального правительства”.

Создают ли эти особенности экономики восточных стран особый способ производства? Имеем ли мы здесь дело с особым типом производственных отношений? Такой вывод был бы совершенно неосновательным, ничем не обоснованным. Искусственные водные системы могли служить и служили различным классам самых различных общественно-экономических формаций. Чиновничество и жрецы, руководившие в странах Древнего Востока земледелием и искусственным орошением, были составной частью рабовладельческого класса своей страны, и задачи восточного государства отнюдь не исчерпывались функциями организации общественных работ. Совершенно необходимо помнить и о других функциях этого государства. О них красноречиво пишет Маркс в уже цитированной статье о британском владычестве в Индии. Маркс говорит: “В Азии с незапамятных времен существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению соседних народов, и, наконец, ведомство публичных работ”.
Публичные работы стояли рядом с другой задачей государства, с задачей “ограбления своего собственного народа”, т. е. выкачивания из него прибавочного продукта, а эта последняя задача разрешалась государством в интересах господствующего класса, который придал своему обладанию рабами, как мы увидим ниже, форму коллективной собственности, а своему обладанию землей - форму государственной собственности.
Египет и другие страны Древнего Востока и представляли собою, таким образом, общества рабовладельческие, в которых основным классовым делением было деление на рабовладельцев и рабов. Рабы составляли главную массу непосредственных производителей, занятых на ирригационных сооружениях, на грандиозных постройках, предпринимавшихся египетскими царями, они же работали наряду со свободными на полях и в мастерских. “...B азиатской и классической древности, - говорит Энгельс, - преобладающей формой классового угнетения было рабство, т. е. не столько экспроприация земельной собственности у масс, сколько превращение в частную собственность их личностей”. “Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы” (Ленин). Неудивительно, что именно с этим делением на классы как основным и определяющим встречаемся мы в древнейших классовых обществах, каковыми являются общества Древнего Востока.
Нуждаясь в рабочей силе для сооружения каналов и плотин, пленных стали обращать в рабов вместо того, чтобы убивать их.
Отсюда название военнопленного в древнеегипетском языке “се- кер-анх”, что означает “убитый живой”. Об огромных массах военнопленных гласят надписи, относящиеся еще к Древнему царству. Так, из надписи на Палермском камне мы узнаем о семи тысячах военнопленных, о множестве пленных повествуют надписи, относящиеся к V и VI династиям. Храмы обладали большим числом рабов, трудившихся в храмовых хозяйствах. Так, по данным одного папируса, в царствование Рамзеса III в храме Амона насчитывалось свыше 80 ООО рабов. Правда, на рельефах египетских гробниц Древнего царства не встречается изображений рабов, хотя имеются изображения свободных крестьян, обрабатывающих землю. Это объясняется, однако, тем обстоятельством, что рисунки на стенах гробниц имели магическое значение и, естественно, не должны были включать изображение людей, враждебных умершему, каковыми, несомненно, являлись его рабы.
Рабство в Египте имело свои особенности. Это было рабство при еще не изжитых полностью общинных отношениях, при господстве государственной и общинной собственности. Кроме того, рабство еще не утратило полностью тех особенностей, которые были свойственны ему при патриархальном быте в условиях “домашнего” рабства. В Египте, как и в других странах Древнего Востока, мы имеем “первобытные формы рабства” (Ленин).
Здесь подобно основным средствам производства - земле, ирригационным сооружениям и т. п. - рабы составляли коллективную собственность. Они принадлежали государству, храмам, общинам. Частное рабовладение также развивается, но лишь наряду с коллективным, которое долгое время преобладает над частным. Другой особенностью египетского рабовладения является сохранение за рабами имущественных прав, прав семейных. Встречаются рабы, посаженные на землю на условиях уплаты оброка. Однако уже самая личность их была экспроприирована, и раб составлял собственность хозяина, несмотря на возможность обладать своим имуществом и несмотря на право приносить жалобу на жестокое обращение с ним.

Человеческие ресурсы являются достаточно уникальными в ряду остальных видов экономических ресурсов. Термин «человеческие ресурсы» стал достаточно широко применяться в экономической науке с середины 80-х годов прошлого столетия для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве. Данный подход позволяет рассматривать человека шире, чем рабочую силу (носителя трудового ресурса), что являлось более характерным для экономики с существенной долей развития по экстенсивному типу. Человеческие ресурсы (от фр.ressorce - резервы, запасы) количественно характеризуются численностью экономически активного и занятого населения. Их качественным измерением является человеческий потенциал, характеризуемый человеческими компетенциями, опытом, интеллектом, способностями к постоянному совершенствованию и развитию.

Считается, что 42 % знаний современной компании находится «только в головах сотрудников», и это самый ценный интеллектуальный капитал . Это так называемые неявные знания, заключенные в опыте, навыках, производственных привычках сотрудников. Поскольку неявные знания непросто детализировать, копировать и распространять, они могут быть источником устойчивого конкурентного преимущества. По данным Watson Wyatt хорошая работа с персоналом имеет своим следствием 90 % рост доходов акционеров, причем, чем крупнее компания, тем более значим человеческий фактор.

Переход от традиционной экономики к инновационной связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных активов в экономике по сравнению с интеллектуальными активами, с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей.

Современные экономические процессы придали качественно новую ценность человеческому ресурсу, коренным образом изменили его роль в промышленном производстве. Если, в доиндустриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную - машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становится знание, интеллектуальный потенциал. Именно, творческие способности, интеллектуальная энергия превратились в главный «товар» современного работника, повышающие его потребительную стоимость. Изменяется содержание понятия «способность к труду», которая определяется соответственно, прежде всего, интеллектом работника, его умением и желанием работать с новой информацией, умением ориентироваться в экономических и социальных изменениях, происходящих в обществе, а также умением адаптироваться к последним.

С исторической точки зрения изменение характера труда персонала происходило постепенно. В середине XIX в. в Европе и Северной Америке в результате роста производительности труда (следствие первой промышленной революции) и социальных преобразований (социальные реформы во Франции, Германии и др. странах) наблюдались повышение благосостояния наемных работников, уменьшение длительности рабочего дня, расширение возможности для получения образования и смены видов деятельности. Подобные процессы за последующие 150-200 лет принципиально изменили профессиональную структуру населения. Так, в прошлом веке (первая половина ХХ столетия) более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне . В настоящее время их доля составляет около одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - ученые, инженеры, инженеры-программисты, врачи, педагоги, деятели культуры, предприниматели и т.п. Информационная революция, технологический прогресс - это те факторы, которые преимущественно влияют на структуру, эволюционирующий характер труда персонала промышленных предприятий по принципу «от мускула к мозгу». В соответствии с представленной эволюцией меняются приоритеты в оценке работника. Так, 25-30 лет назад работник оценивался по формуле «опыт + знания», т.е. на первое место ставился опыт (работник, имеющий больший стаж работы ценился выше, его размер заработка также зависел от стажа работы (часто косвенно). Сегодня «знания» - в гораздо большем приоритете, кроме того, появился третий критерий оценки способностей работника - умение самостоятельно находить и усваивать новую информацию, применять ее на соответствующих участках работы. То есть «знания» дополняют критерием «мышление» (интеллектуальная активность), характеризующим умение применять знания.

В итоге отличительными чертами современного общества называют массовое распространение творческого интеллектуального труда. Признается, что в зрелом постиндустриальном обществе деятельность подавляющего большинства работников приобретет существенные элементы креативности. Сторонники данной точки зрения обращают внимание на формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию интеллектуального потенциала работников.

В современных социально-экономических условиях должны соответственно измениться и организационно-управленческие основы трудовой деятельности. Для полной реализации интеллектуальных способностей индивидуума необходимы качественно иные условия, нежели для реализации физических, которые заключаются, прежде всего, в предоставлении человеку максимальных возможностей реализации своего интеллектуального потенциала. При этом важны как высокая материальная мотивация, так и (часто даже в большей степени) социально-психологический климат трудовой деятельности.

Эти требования находят свое отражение в науке и практике управления, создавая предпосылки для отхода от тейлоризма или «рациональной» школы управления. Господствующая в эпоху массового производства стандартной продукции «рациональная» школа ориентировалась на организованность, оптимальность всех действий, совершаемых согласно строгой иерархии (так называемое «жесткое управление»). В условиях инновационного, интенсивного экономического роста основная тенденция изменений в теории и практике менеджмента состоит в смещении акцентов в сторону «организационного гуманизма», в том числе гуманизации труда.

Основной задачей управления человеческими ресурсами становится наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. Для этого необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. То есть особую значимость приобретает способность людей к творчеству, их нацеленность на активное продуцирование инноваций в собственной фирме и на более оперативное и позитивное восприятие нововведений, исходящих извне.

Таким образом, управление человеческими ресурсами находит все больше точек пересечения с инновационным менеджментом, т.к. управление современным производством материальных и нематериальных благ становится неотделимым от управления самореализацией личности работника, его качественным развитием.

Суть качественного развития состоит в совершенствовании связанных с рабочей деятельностью знаний, навыков, опыта, интегрируемых в квалификационный уровень, определяемый в итоге профессиональной компетентностью. Для достижения целей качественного развития человеческих ресурсов необходимо использовать широкий спектр современных обучающих методов и стратегий. К основным способам качественного развития человеческих ресурсов относят : высвобождение скрытых возможностей и потенциала; совершенствование или повышение организации объекта; реализацию потенциальных возможностей. Как справедливо отмечают Дж. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Стюарте, именно качественное развитие человеческих ресурсов обеспечивает способность воплощения обучения в профессиональное поведение сотрудников.

В современных экономических условиях - условиях конкуренции инновационных возможностей качество человеческих ресурсов должно характеризоваться постоянной положительной динамикой, вследствие роста требований к образованию и квалификации работников, которые должны соответствовать современному уровню средств производства. Следовательно, необходимыми становятся организационно-управленческие меры, принимаемые на постоянной основе, направленные на преодоление так называемого эффекта «периода полураспада компетентности», который, по определению специалистов США, равен продолжительности времени с момента окончания вуза до момента возникновения принципиально новой научно-технической информации (в результате профессиональная компетентность снижается примерно на 50%).

Применение подхода качественного развития человеческих ресурсов (РЧР) на в российской экономике, является задачей не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня, диктуемой современными условиями конкуренции хозяйствующих субъектов, когда основной предпосылкой конкурентоспособности стала способность к систематическому обновлению продукции.

Успешное применение идей и принципов качественного РЧР должно способствовать формированию мобильной, эластичной в использовании рабочей силы, что возможно при соответствующей ориентации последней на постоянное и прогрессивное обновление профессиональных знаний.

2.1 Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях

Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов - в тысячу раз, а военная мощь - в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.

История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом, обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

· прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

· сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах. Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

· сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на; территории округа;

· сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них - лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

· сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

· сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

· каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

· каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом должно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка.

Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) - выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью - первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной зашитой населения имеет статистико-демографические сведения о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д..

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях - сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей - сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. При оказании помощи в реализации важнейших социальных потребностей они удовлетворяются не полностью. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется лишь 30 - 35% тех, кто в нем нуждается, поскольку осуществляется в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой службой собеса по уходу за престарелыми. Государственные же и муниципальные органы не имеют средств для полноценного функционирования системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычных для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатах.

Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания. Основная задача этих отделений - предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их добровольного согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год.

С первой половины 90-х гг. практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Это было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства, т.е. лиц, оказавшихся по объективным, а иногда и по субъективным причинам в экстремальной ситуации.

Неотложная материальная помощь разового характера - это разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья; оказание психологической, юридической и другой помощи, обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должна быть острая нуждаемость. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных в добровольном порядке у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Оказывается также срочная социально-экономическая помощь гражданам, которые не могут лично обратиться в социальную службу; социальный работник выезжает на дом к нуждающемуся для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающихся, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п.

Наряду с перечисленными во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах, применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п..

На наш взгляд, при оказании социально-экономической помощи главное - объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и предусматривают как ряд предварительных процедур, так и отслеживание образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращение по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, невозможен. Оценка ситуации - это сложная задача не только в экономическом, но и морально-этическом отношении: надо взять на себя моральную ответственность как за предоставление помощи, так и за отказ в ней (поскольку в связи с недостатком ресурсов число нуждающихся должно быть строго ограничено).

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое предположительно может носить название «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории граждан, имеющих право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума. Это чаще всего:

· дети (до 16 лет и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а также сироты, находящиеся под опекой (попечительством), дети, чьи родители лишены родительских прав;

· беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет;

· больные сахарным диабетом;

· одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

· трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, престарелыми гражданами в возрасте старше 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями, и дети, оба родителя которых обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положение предоставляет органам исполнительной власти право (с учетом местных условий и возможностей) определять дополнительные категории получателей помощи и с учетом средств местного бюджета и собственных средств районного фонда социальной поддержки устанавливать ее размер на основании фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки их фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

· заявление, в котором указан состав семьи;

· справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, выданные исполнительным органом власти по месту жительства;

· в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

Оформляя заявления на получение социально-экономической помощи, граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

Согласно положению совокупный доход рассчитывается как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно (в соответствии справкой о составе семьи). Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении. При подсчете совокупного дохода учитываются: все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки; наличие в хозяйстве скота, птицы и т.д.

При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II групп и граждан в возрасте старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается. Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары и др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи от детей и близких родственников. Возможно, предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении. Положение определяет конкретные виды помощи:

· денежная помощь:

Компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;

Помощь при экстремальных ситуациях;

· натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.;

Выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом;

· помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину, в котором продукты питания, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости продаются по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов для ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнением программы.

Таким образом, технология социальной поддержки населения предполагает использование различных социально-экономических методов - их выбор зависит от объективной ситуации, наличия средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях применять эти методы.

Исходя из сложившейся ситуации, мы считаем важным, что система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны. И прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.

Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале социально-экономические методы для оказания помощи людям в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.


Важной первичной инф-ции, без чего в практике С.р. невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности данной проф. д-сти. 46. Основные формы технологий социальной работы в пенитенциарной системе Теоретическое обоснование различных направлений с. р. в общ-ве, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории с. р. показало, что...

Представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека – это показатель культуры общества. 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 2.1 Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми Множество пожилых людей добровольно оказывают...

Некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация, знание отдельных видов реабилитации и отрицание других. 2.2 Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать...

Выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей нет ставок психиатра, психолога, соци­ального работника. Современные теории старения играют важную роль в органи­зации социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпре­тируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и...


Современные социально-экономические условия развития транспорта в РФ
- дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике страны и формирование тенденций постиндустривального характера;

Изменения в отраслевой и территориальной структурах хозяйства, динамика производственно-экономических связей и условий их формирования и обеспечения;

Развитие среднего и малого бизнеса, а также усиление процессов специализации в ряде отраслей промышленности и связанной с этим пространственной дифференциацией технологических процессов;


  • повышение требований клиентуры к регулярности пассажирских и грузовых перевозок, сохранности и своевременности достав­ки грузов, безопасности движения при увеличивающейся его интенсив­ности;

  • формирование логистических систем в сфере транспортного обслуживания;

  • ужесточение экологической регламентации развития и функционирования транспортных систем.
Основные недостатки

в современной системе грузовых перевозок в РФ
- практически полное отсутствие системы управления прохождением грузов;

Нарушение сроков доставки грузов в пункты назначения (более 50% всех отправок);

Низкая ско­рость продвижения грузов;

Постоянный рост объемов грузов, "замороженных" в пути и на складах;

Низкий уровень организации и технологии перевалок грузов;

Недостаточное количество экспедиторских предприятий, осуществляющих терминальные перемещения грузов;

Недостаточная информа­ционная обеспеченность перевозок;

Большой объем (17 %) короткопробежных (на расстояние менее 100 км) железнодорожных перевозок (в 3-5 раз выше, чем в экономически развитых странах);

Низкий уровень охвата контейнеропригодной (49 %) и пакетопригодной (42 %) продукции (в экономически развитых странах - соответственно более 80 % и 90 %).

Главные средства осуществления

транспортной политики ЕС


  • Соединение существующих транспортных сетей между собой.

  • Устранение существующих «узких мест».

  • Улучшение средств сообщения с периферийными районами внутри Е С и соседними странами.

  • Соединение различных видов транспорта.

  • Модернизация оборудования.
Осуществление научных исследований с целью разработки новых транспортных технологий.

Улучшение качества обслуживания.
Основные проблемы формирования

общей транспортной политики ЕС.

1. В большинстве государств Западной Европы транспорт традиционно рассматри­вался как «общественная услуга», как неотъемлемая составная часть национальной экономической и социальной инфраструктуры, ответ­ственность за которую должно нести государство.

2. Совре­менный транспорт требует огромных долгосрочных капиталовло­жений. При этим транспортные услуги не могут создаваться «про запас» - они должны предоставляться в тот момент, когда на них есть спрос.

3. Производственные мощности в сфере транспор­та должны соответствовать максимально возможному спросу. Но это означает, что в остальное время, когда спрос ниже, эти мощно­сти недоиспользуются, что связано с большими экономическими потерями.

4. Низкая эластичность спроса и предложения транспортных услуг создает потенциальную воз­можность разрушительной конкуренции в фазе низкого спроса.

5. Важнейший элемент транспортной системы - железные дороги являются естественной монополией. Без должного государ­ственного контроля и регулирования это привело бы к установле­нию монопольных цен.

6. Транспорт играет важную роль в системе «государства всеобщего благосостояния», которое гаран­тирует дешевые перевозки отсталым регионам и наименее состоя­тельным социальным группам.

Программа действий ЕС

в области транс­порта

на 1995-2000 гг.:


  • «Двойная интеграция» национальных транспортных сетей и различных видов транспорта для создания единой европей­ской транспортной сети.

  • Улучшение транспортной инфраструктуры Е С.

  • Более широкое использование энергосберегающих и экологи­чески чистых видов транспорта.

  • Повышение безопасности транспорта.

  • Предоставление гражданам более широкого выбора средств транспорта.

  • Интеграция транспортной политики в систему Единого внут­реннего рынка.

  • Развитие транспортных связей между ЕС и третьими странами.

страница 1

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. В результате создания такой экономики реализуются следующие цели:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Рассмотрим условия, в которых начался переход к рыночным отношениям более подробно.

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком удельном весе производства капитальных товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.



Названные причины снижали эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться на многих предприятиях страны, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада СССР, стремлении к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки было невозможно, тем более, что многие предприятия-монополисты находились за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому экономика являлась дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась разрушенной, новой же в целостном виде создано не было. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, снизилась эффективность функционирующих отраслей и была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено стремлением отдельных национально-территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретах на ввоз и вывоз продукции и т.п.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение государственной и негосударственной собственности.

Приходится согласиться с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями.

Таблица 1.

Некоторые показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему году).

Показатели 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
ВВП 97,0 95,0 85,5 91,3 87,3 96,0 96,6 100,9 95,4 105,4 108,3
Продукция промышленности (крупных и средних предприятий) 99,9 92,0 81,2 83,8 77,2 95,3 95,5 102,0 94,8 111,0 111,9
Продукция сельского хозяйства 96,4 95,5 90,6 95,6 88,0 92,0 94,9 101,5 86,8 104,1 105,0
Инвестиции 100,1 84,5 60,3 88,3 75,7 89,9 81,9 95,0 88,0 105,3 117,7

Из Таблицы 1 видно, что после спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.