Становление предмета и метода национальной экономики. Национальная экономика как отрасль экономических наук

Теоретические основы учебной дисциплины «Национальная экономика»

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики

Термин «экономика» (от греч. о1ко8 - дом, хозяйство и пошоб - правило, закон) означает правила ведения хозяйства. В современном представлении экономика, во-первых, - это хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; во-вторых, - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Термин «национальная экономика » означает, с одной стороны, объект (предмет), который она изучает, с другой стороны, научную дисциплину. Согласно приведенной выше формулировке экономики вообще, термин «национальная экономика» можно рассматривать как правила ведения национального хозяйства на макроэкономическом уровне. Национальная экономика является относительно новой научной дисциплиной. Поэтому в определении границ ее предмета многие вопросы остаются дискуссионными.

Национальная экономика как научная дисциплина включает в себя следующие составные части: объект науки, предмет науки, методологический инструментарий науки, субъект науки.

В общем виде объект национальной экономики может быть определен как национальная хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие. В более детализированном представлении объект изучения национальной экономики целесообразно сформулировать как совокупность производительных сил, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.

В национальной хозяйственной системе России выделяется несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны.

  • 1. Межстрановый уровень - это уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
  • 2. Федеральный (общенациональный, макроэкономический) уровень - это масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой Российской Федерации в целом.
  • 3. Региональный уровень - это уровень взаимосвязей экономики, во-первых, каждого из семи федеральных округов; во- вторых, каждого из субъектов Российской Федерации. В состав России как федеративного государства входят республики, края, области, автономные округа.
  • 4. Внутрирегиональный уровень - это система взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства определенного субъекта Российской Федерации.
  • 5. Уровень межотраслевых комплексов национальной экономики - это уровень взаимосвязей внутри агропромышленного комплекса (АПК), оборонно-промышленного комплекса (ОПК), топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и др.
  • 6. Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы - это масштаб хозяйственных взаимоотношений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.
  • 7. Внутриотраслевой уровень - это уровень взаимосвязей внутри отдельных подотраслей национальной экономики (например, в сельском хозяйстве выделяются две подотрасли: растениеводство и животноводство).
  • 8. Уровень взаимосвязей первичных звеньев национальной хозяйственной системы, объединений, предприятий, организаций.
  • 9. Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования , предусмотренных законодательством страны (акционерные общества, союзы, товарищества всех видов и др.).
  • 10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

Предметом национальной экономики выступают социально- экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Национальная экономика характеризуется совокупностью условий производства и его результатов и формируется как единый организм с взаимосвязанными внутренними процессами - как национальное хозяйство страны. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно развитом обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно слаженность отдельных стадий процесса воспроизводства превращает экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфические принципы, подходы, методы. Они предполагают рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, а также выделение общих и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, сочетание формационного и цивилизационного подходов. Поиск путей процветания национальной экономики конкретной страны возможен лишь на базе изучения и практического применения философских принципов единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии.

Субъект национальной экономики можно охарактеризовать органами управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующими цели, задачи и функции, стоящие перед национальной экономикой как наукой и областью хозяйственной практики.

Методологические принципы и методика их изложения определяются спецификой задач, рассматриваемых научной дисциплиной «Национальная экономика». Они направлены на рассмотрение национального хозяйства страны как сложной динамической системы управления, состоящей из совокупности подсистем. Экономики различных стран функционируют с учетом не только наличия общих закономерностей и тенденций, но и в условиях сохраняющегося своеобразия национальных хозяйственных систем, обусловленного различными причинами и факторами. Современный методический инструментарий опирается на эволюционный подход, который позволяет исследовать специфические способы реализации общих закономерностей развития, их модификацию в конкретных исторических условиях с учетом индивидуальных особенностей каждой страны.

В научной литературе термины «национальная экономика», «народное хозяйство», «экономика страны», «национальное хозяйство» и «национальная хозяйственная система страны» близки по содержанию и рассматриваются как синонимы.

Национальная экономика страны - это сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных (частных) потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования, к которым относятся природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный, внешнеэкономический и др.

Управление национальной экономикой осуществляется системой государственных органов и характеризуется соотношением экономических и административных инструментов, определяется хозяйственным строем, т.е. способом организации и саморегулирования хозяйственной жизни. Конституирующую роль играют частная собственность, конкуренция, а в системе внешнеэкономических отношений - властные функции государства. В процессе воспроизводства формируются соответствующие институты общества: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производительных сил и производственных отношений институты и механизмы их функционирования претерпевают эволюционные изменения.

Отдельные страны развиваются в рамках определенного типа национального хозяйства, используя совокупность условий жизнедеятельности, каждое из которых воздействует на остальные, взаимодействует с ними. Среди этих условий целесообразно выделить три комплексных блока: природно-климатические факторы, производственно-экономический базис и социокультурный образ жизни (традиции, ментальность, религию и др.). Они могут либо существенно ускорить, либо затормозить экономическое развитие. Различные страны, располагая определенным уровнем и сочетанием этих условий, стремятся найти соответствующий вектор экономического развития, позволяющий наиболее эффективно и рационально применять совокупность располагаемых факторов производства и последовательно реализовывать структурированную систему целей современного общества.

Развитие национальной хозяйственной системы каждой страны приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров, рынок капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства.

Деятельность отдельных составляющих национальной экономики (регионов, отраслей, предприятий и организаций) приводит к конечному результату хозяйствования, который можно охарактеризовать обобщающими синтетическими показателями: валовым внутренним продуктом, валовым национальным продуктом, чистым национальным продуктом и др. Достигнутые количественные значения этих показателей определяют размеры потребления и накопления, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития в целом и отдельных хозяйственных звеньев.

В обобщенном виде воспроизводство в национальной экономике страны можно охарактеризовать тремя основными параметрами (показателями), отражающими количественную меру развития данного процесса. В качестве таких показателей выступают:

  • (1) объем (масштаб) процесса, как в натуральном, так и в стоимостном выражении;
  • (2) темп развития (спад или подъем);
  • (3) пропорция (соблюдение рациональных структурных соотношений в экономике; согласованное развитие отраслей, сфер, регионов, федеральных округов).

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев, в национальной хозяйственной системе страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния, содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования.

Национальная экономика как наука на основе применения объективных экономических законов исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития различных стадий процесса расширенного воспроизводства.

Национальная экономика как область человеческой деятельности, на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики, исследует типы национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает управленческие решения, которые охватывают определенные стадии процесса воспроизводства в том или ином периоде времени, обеспечивает реализацию этих решений на макроэкономическом уровне с учетом особенностей современного периода социально- экономического развития.

Национальная экономика как наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает экономику в наиболее общем виде и в таком аспекте характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные позволяют осуществлять межстрановые сравнения.

Национальная экономика как область хозяйственной практики людей исследует социально-экономические процессы прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. Анализ обобщающих статистических показателей воспроизводственного процесса открывает широкие возможности для оценивания тенденций, характеризующих современное состояние национальной хозяйственной системы и обоснование перспектив развития в будущем.

Национальная экономика, будучи единым хозяйственным организмом, отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Сложившаяся структура отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенностей их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют экономическая, политическая и организационная предпосылки. Поэтому национальная экономика как научная дисциплина включает в себя смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под влиянием которых происходит экономический рост страны. Такое взаимодействие относится, в частности, к факторам, условиям и проблемам, касающимся географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.

Теоретической базой национальной экономики как научной дисциплины служит экономическая теория. Зарубежные экономические школы при исследовании закономерностей и особенностей функционирования национального хозяйства фиксируют внимание на стандартных постулатах функционирования различных рынков, на общих подходах проведения экономической политики государства по обеспечению эффективности экономического роста, на признанных методах коррекции сложившейся хозяйственной конъюнктуры.

Отечественная научная мысль рассматривает явления и процессы экономического развития под углом зрения существующих воспроизводственных условий и динамики социально-экономических противоречий. Национальная экономика как научная дисциплина призвана объяснить, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами слаженно функционирующего национального хозяйства.

В перечень стратегических задач государственной экономической политики каждой страны входит необходимость решения проблемы о том, как в конкретном историческом периоде, исходя из набора конкурентных преимуществ и учета несовершенств применяемых моделей, усилить позитивные стороны и минимизировать недостатки в развитии национального хозяйства. Такой подход приобретает особую актуальность в условиях глобализации мирового рынка.

В современный период различные страны в целях поддержания устойчивых темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности модернизируют свои национальные модели развития, обеспечивают их соответствие накопленному совокупному экономическому потенциалу. Особенно важным представляется применение в практических целях методов экстраполяции и эконометрического моделирования и построение на их основе моделей, которые, обладая весьма существенными особенностями, вместе с тем характеризуются определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков товаров и услуг, способов включения в мировое хозяйство.

В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику экономической политики государства, создавать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечивать социальную защиту и социальную поддержку как граждан страны в целом, так и каждого человека в отдельности.

Национальная экономика - это наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукции, благ и услуг. Национальная экономика сочетает признаки точной и описательной науки, во многом является эмпирической, основанной на опыте научной дисциплиной, относится к общественным, гуманитарным наукам.

Национальная экономика - это сложившаяся в ходе исторического развития система воспроизводства в масштабах всей страны, которая представляет собой целый комплекс взаимосвязанных отраслей и производств, имеющих принадлежность к определенному государству.

С точки зрения макроэкономической теории национальная экономика включает в себя четыре макроэкономических субъекта: домашние хозяйства, сектор предпринимателей, госсектор и сектор заграницы.

Сектора формирует факторы производства, которые находятся в доходы от продажи этих факторов используются на потребление и сбережение. Этот сектор стремится добиться максимального потребления и наименьших затрат на него.

Предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность частных фирм страны, у которых есть спрос на факторы производства, формирует предложение товаров и услуг, производит инвестирования. Данный сектор в своей деятельности стремится получить максимальную предпринимательскую прибыль.

Государственный сектор нацелен на создание (безопасности, науки, услуг инфраструктуры). Он также стремится к извлечению прибыли и создает условия для наилучшего функционирования экономики страны.

Сектор заграницы - это совокупность иностранных государственных институтов и субъектов за границами страны. Его состояние свидетельствует о и валютном курсе.

Все сектора находятся во взаимодействии. Через рынок факторов производства от домашних хозяйств приходят факторы производства (земля, капитал, предпринимательство, труд). Затем через рынок благ к домашним хозяйствам от предпринимательского сектора поступают материальные, а также и нематериальные блага. Движение всех реальных потоков ресурсов и одновременно сопровождается двигающимися им навстречу потоками денежных средств.

Государственное управление экономикой предполагает прямое участие государства во всех перечисленных процессах. Оно аккумулирует налоги с домашних хозяйств и фирм, одновременно предоставляя ими трансферты и субсидии.

Национальная экономика часто понимается как народное хозяйство страны. В нем неразрывно связаны и выступают в единстве обмен, производство, распределение, потребление услуг, благ и ценностей.

Национальная экономика является продуктом развития общества. Признаками национальной экономики являются: общее экономическое пространство; единое законодательство, денежная единица, общая кредитно-денежная и финансовая система; тесные связи между хозяйственными субъектами с общегосударственным воспроизводственным контуром; территориальная определенность с единым экономическим центром, которому отводится выполнение регулирующей и координационной роли.

Каждый субъект национальной экономики имеет свои экономические интересы. Их согласование осуществляется посредством действия объективных экономических законов.

Национальная экономика стремится к эффективности, стабильности, справедливости посредством проведения важных мер, таких как обеспечения роста объема национального производства, стремления к существованию максимального уровня занятости, стабильного уровня цен и поддержанию уравновешенного внешнего баланса, которое обеспечивает государственное управление в сфере экономики. В этом направлении госорганы действуют с помощью применения различных инструментов макроэкономического регулирования: фискальной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и политики регулирования доходов.

Главная цель национальной экономики - приращение национального экономического богатства, максимально эффективное использование увеличение объемов прибыльных производств товаров и услуг.

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика» национальный экономический отраслевой

Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

  • - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
  • - страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость взаимодействия с ними .

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

  • - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;
  • - организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности (промышленности сельского хозяйства и др.);
  • - научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

  • - как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;
  • - как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;
  • - как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • - Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • - Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

  • - Стабильного роста национального объема производства;
  • - Высокого и стабильного уровня занятости;
  • - Стабильного уровня цен;

Поддержание равновесного внешнего баланса.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал. Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм. Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу .

Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западносибирский нефтегазовый комплекс.

Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда .

Национальная экономическая деятельность осуществляется большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой - многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам .

Технико-производственный комплекс. По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д. .

Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов и т. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.

Экономическая среда обитания. По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.

При таком подходе нам приходится иметь дело, прежде всего с национальной экономической системой.

Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.

  • - экономическую конституцию;
  • - институты и организации, поддерживающие упорядоченность экономических отношений (институциональная структура);
  • - экономический строй или способ функционирования экономики;
  • - способ ведения хозяйства, воспроизводящий методы хозяйствования;
  • - механизм координации, выступающий как порядок выработки решений и согласования интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны .

Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.

Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.

Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:

  • - обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;
  • - максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;
  • - полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;
  • - активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.

Вывод: национальная экономическая система современного типа предполагает существование широкого выбора форм экономического движения, развитую сеть институтов демократии, наличие различных форм внерыночного регулирования экономических процессов.

Национальная экономика имеет форму и содержание. Форма определяется линией (совокупностью) экономических отношений, а содержание - линией производительных сил (технико-организационные отношения)

Таким образом, если выделять только форму национальной экономики, то в таком случае под последней следует понимать национальную экономическую систему.

Если приниматься за содержание национальной экономики, то следует обратить внимание на существующий технико-производственный комплекс. Поэтому с некоторой долей упрощения есть основание считать:

Национальная экономика = Технико-производственный комплекс +Национальная экономическая система (1.2)

Всеобщий экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил ориентирует на то, что единство формы и содержания автоматически не достигается. Тем более не является вечной достигнутая степень единства формы и содержания. Истинность данного суждения подтверждают те проблемы, которые регулярно возникают в ходе научно-технического и социального прогресса. Но ориентация на достижение такого единства позволяет в качестве интегрального определения использовать трактовку национальной экономики как национальной экономической системы хозяйствования, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое упорядочение экономической жизни общества .

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей .

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) - балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности .

Таким образом, национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики - материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития.

Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил - это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

Термин "национальная экономика" обозначает, во-первых, научную дисциплину, во-вторых, объект (предмет), который она изучает. Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.

Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу

Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Формирование национальных экономик начинает набирать силу в эпоху промышленной революции, на основе которой возникло массовое производство со свойственной ему глубокой специализацией и кооперацией производства. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия и отдельные регионы и привели к образованию феномена "национальная экономика". Появились и отдельные гипотезы об особенностях национальных путей развития стран. Однако как научная дисциплина "национальная экономика" в систематическом виде фактически появилась лишь в XX в. Именно тогда появилась возможность анализировать развитие страны и ее особенности на фундаментальном статистическом материале.

В самом деле, еще до Первой мировой войны ни в одной из развитых стран не существовало сколько-нибудь систематического учета результатов производства и потребления страны в целом, хотя в трудах ученых и XIX в. Приводятся многие статистические данные по этим вопросам.

Будучи единым хозяйственным организмом, национальная экономика отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Поэтому курс национальной экономики отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенности их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют не только экономические ресурсы, но и неэкономические факторы. Поэтому национальная экономика как научная и учебная дисциплина включает в себя все смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под воздействием которых происходит экономический рост страны. Это касается факторов, условий и проблем, касающихся географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.

Предмет "Национальной экономика" не дублирует проблемы, раскрываемые в предметах "Экономикс" и "Политическая экономия". "Экономикс" фиксирует внимание на стандартных принципах взаимодействия различных рынков и на общих подходах экономической политики государства к повышению эффективности экономического роста. "Политическая экономия" рассматривает эти же явления под углом зрения воспроизводственных условий и развития социально-экономических противоречий.

Однако реальная жизнь отдельной страны богаче стандартного описания хода экономических процессов. Предмет "Национальная экономика" показывает, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами функционирования ее как живого организма. Поиск путей процветания конкретной национальной экономики возможен лишь на базе изучения единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии.

"Национальная экономика" отражает научные подходы к определению стратегического развития страны, исходя из набора ее конкурентных преимуществ и слабостей развития. Каждое государство пытается решать в конкретно-историческом периоде, как усилить свои преимущества и устранить слабости развития национальной экономики.

Такой подход делается особенно важным при нарастании процессов глобализации мирового рынка. Использование национальных экономических факторов успеха в данной конкретной ситуации становится возможным, если страна определится с возможностями своего потенциала и обеспечит долгосрочный процесс его возрастания, своевременно устраняя угрозы его ослабления. На этих принципах строятся эффективные национальные стратегия и политика страны.

Выработка национальной экономической стратегии может стать эффективной, если она учитывает общие процессы, происходящие в экономиках одного типа, строится на понимании логики их хозяйственного развития и основ функционирования национальной модели.

Национальные модели обладают существенными особенностями. Они характеризуются определенной повторяемостью для стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство. Универсально не только наличие общих закономерностей и тенденций, но и своеобразие национальных экономических систем.

При этом выделяются особые способы реализации общих закономерностей развития, их преломление в конкретно-исторических условиях, учитывая индивидуальные черты каждой страны. Такое направление экономического анализа опирается на эволюционный подход в рассмотрении хозяйственных механизмов национальных экономик, поскольку их специфика во многом определяется этапом развития народного хозяйства каждой страны.

Стратегическое развитие предполагает использование научного прогнозирования. Эффективная национальная стратегия развития России должна учитывать специфику сформированных институтов и мотиваций человека и функционирующих субъектов хозяйствования. Не следует забывать, что именно мотивации прокладывают дорогу реальным хозяйственным процессам. Для России это особенно важно, поскольку появились новые собственники с новыми мотивациями.

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

  • 1. совокупность производственных отношений;
  • 2. хозяйство (или его часть - отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;
  • 3. отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений .

Национальная экономика -- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

  • · суверенитет нации и государства;
  • · территориальная целостность;
  • · единство экономического пространства и юридической среды;
  • · общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
  • · наличие единого платежного средства -- национальной денежной единицы -- и целостной финансовой системы;
  • · развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
  • · эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации .

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане -- это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане -- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане -- это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане -- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

  • · формами и правами собственности;
  • · движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
  • · финансовыми потоками (денежной массы -- наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
  • · юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений) .

Важнейшими составляющими компонентами развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

  • · сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • · равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий в развитии экономики - эффективность ведения хозяйства;
  • · многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • · активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • · Эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также социальная помощь.

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Таким образом, приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы -- белорусской экономической модели.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели:

  • 1. стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов;
  • 2. стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение;
  • 3. поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо;
  • 4. высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии .

Таким образом, главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Для придания белорусской экономической системе характеристик зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальная ориентированность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:

  • · общесистемные -- носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
  • · системные -- включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
  • · внутрисистемные -- обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Важнейшими общесистемными предпосылками развития национальной экономики выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Эффективность развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

К внутрисистемным условиям развития национальной экономики относится ее перевод на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации .

Вывод: национальная экономика - это сложная система включающая комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и др. подсистем. Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность. Поэтому главной целью экономической политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.