Организационно правовые формы и функции банков. Структура банковской системы РФ. Организационно-правовые формы кредитных организаций. К банковским операциям относятся

Организационно правовые формы и функции банков. Структура банковской системы РФ. Организационно-правовые формы кредитных организаций. К банковским операциям относятся

В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки. Так, на 1 января 2012 г. акционерные банки составляли 66,0% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО – 26,7%, в форме ОАО́ – 39,3%. На долю паевых банков в форме ООО приходилось 34,0%.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО ) – это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более 50. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из него независимо от согласия других участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из его состава в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Последний обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Действительная стоимость доли выбывающего участника определяется на основании данных бухгалтерской отчетности банка за этот год и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов банка и размером его уставного капитала. Если суммы разницы окажется недостаточно для выплаты этой доли, банк обязан уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Если по уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а другие участники банка от ее приобретения отказываются, банк обязан выплатить участнику действительную стоимость его доли, либо выдать в натуре имущество, соответствующее этой стоимости. Такое положение содержит в себе потенциальную угрозу финансовой устойчивости банка, поскольку выплата участнику действительной стоимости его доли приводит к уменьшению имеющегося у банка собственного капитала и как следствие – к увеличению риска неплатежеспособности.

Банки, созданные в форме ООО, составляют 33,7% общего числа действующих в Российской Федерации банков.

Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество (АО), несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка в форме открытого акционерного общества (ОАО ) могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его уставом или требованием правовых актов РФ. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО ). Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка в форме ЗАО не должно превышать 50. Если же оно становится больше, то банк в течение одного года должен преобразоваться в ОАО. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.

В Российской Федерации, как уже говорилось, акционерная форма является преобладающей при создании банков. Акционерные банки составляют чуть более 66% общего их числа.

Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО ) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами ОДО. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами).

Мировой опыт показывает, что форма ОДО характерна для таких кредитных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и др. В СССР до кредитной реформы 1930–1932 гг. существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах ОДО. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС России). Для того чтобы иметь право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности – важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех странах с рыночной экономикой. С помощью этих институтов регулируется допуск различных организаций к операциям на финансовом рынке. Особенно жесткие требования предъявляются к тем организациям, которые выходят на кредитный рынок, т.е. к банкам. Практически во всех странах требуется особая регистрация создаваемого банка и получение разрешения на его открытие (лицензии).

Цель лицензирования – не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

  • – во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность "выхода на рынок");
  • – во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;
  • – в-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены Законом о банках.

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка). Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Из сказанного следует, что юридическое лицо – учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года.

С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера создаваемых кредитных организаций.

Требования к кандидатам заключаются в следующем:

  • – они должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанный с осуществлением банковских операций, либо опыт руководства таким подразделением не менее двух лет;
  • – у них не должно быть судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
  • – они не должны совершать в течение года административных правонарушений в области торговли и финансов, установленных вступившими в законную силу постановлениями органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • – в течение последних двух лет не должно иметь место расторжение с ними трудового договора по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 254 Трудового кодекса РФ;
  • – в течение последних трех лет к тем кредитным организациям, в которых кандидаты находились на руководящих должностях, Банком России нс должны применяться требования об их замене в качестве руководителей кредитных организаций;
  • – деловая репутация кандидатов должна соответствовать требованиям федеральных законов и Банка России.

В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций. Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом о банках. Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".

Лицензия является основанием для проведения кредитной организацией, зарегистрированной в качестве юридического лица, банковской деятельности. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать уставным капиталом в размере, установленном Банком России, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России.

В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий :

  • – на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • – осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;
  • – привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка России; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • – на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • – привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
  • – привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
  • – привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Две последних могут быть выданы банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней, если:

  • – размер уставного капитал вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;
  • – банк раскрывает неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банком.

Генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Наличие лицензии на выполнение банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.

Банк, имеющий генеральную лицензию, обладает правом в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций – нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты таковой, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче дайной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Генеральная лицензия и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. При этом выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условиями, предусмотренными Законом о страховании вкладов физических лиц.

По состоянию на 1 января 2013 г. распределение действующих кредитных организаций по видам имеющихся у них лицензий выглядело следующим образом:

  • – 784 кредитных организации имели право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц (82,0% общего их количества);
  • – 648 кредитных организаций имели право на осуществление банковских операций со средствами в иностранной валюте (67,8% общего их количества);
  • – 270 банков имели генеральную лицензию на осуществление банковских операций (28,2% общего их количества);
  • – 211 кредитных организаций имели право осуществлять операции с драгоценными металлами (22,1% общего их количества).

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования .

При реорганизации кредитных организаций с созданием новой кредитной организации (кредитных организаций) Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с Законом о банках происходит в следующих случаях:

  • 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
  • 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня се выдачи;
  • 3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
  • 4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
  • 5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
  • 6) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Законом о Банке России;
  • 7) неоднократного в течение года неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц;
  • 8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока ее действия, установленного законодательством, имеются основания для отзыва лицензии;
  • 9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • 10) неисполнения кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах".

С 2001 г. на основании поправок к Закону о банках Банку России в рамках его надзорных полномочий вменено в обязанность отзывать лицензии тех кредитных организаций, финансовое состояние которых создает угрозу интересам их кредиторов и вкладчиков. Банк России обязан отозвать лицензию па осуществление банковских операций в следующих случаях:

  • – если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
  • – размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату ее регистрации;
  • – кредитная организация не исполняет в срок, установленный законодательством, требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств;
  • – кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствами и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Величина МРОТ устанавливается федеральным законом;
  • – банк не достиг па 1 января 2015 г. минимального размера собственных средств (капитала) 300 млн руб. либо после этой даты в течение трех месяцев подряд допустил его уменьшение ниже 300 млн руб. и не подал в Банк России ходатайство об изменении статуса на небанковскую кредитную организацию;
  • – банк, имевший на 1 января 2007 г. размер собственных средств (капитала) 180 млн руб. и выше, в течение трех месяцев подряд допускает снижение их размера ниже 180 млн руб.;
  • – банк, имевший на 1 января 2007 г. размер собственных средств (капитала) менее 180 млн руб., не довел их величину до этого минимума и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

Решение об отзыве лицензии принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств территориальных учреждений Банка России, а также его структурных подразделений и оформляется приказом Банка России. Сообщение об отзыве лицензии публикуется в официальном издании Банка России "Вестнике Банка России" в недельный срок со дня принятия решения об этом. С момента издания такого приказа кредитная организация не вправе совершать операции, предусмотренные данной лицензией.

В случае добровольного прекращения деятельности кредитной организации по инициативе ее участников Банком России принимается решение об аннулировании лицензии.

Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (на основании решения ее учредителей) либо принудительно (по инициативе Банка России).

Добровольная ликвидация производится на основании решения учредителей о ликвидации банка. Оно может быть принято, когда учредители отказываются продолжать банковский бизнес или после получения лицензии не смогли приступить к осуществлению банковских операций либо когда в деятельности банка обнаружены существенные недостатки, не связанные с финансовыми проблемами. Ликвидация банка происходит по единогласному решению его участников, если он был создан в форме ООО или на основании решения общего собрания акционеров – если банк является акционерным обществом.

Кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее ликвидации, обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения направить ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации .

При добровольной ликвидации банка участники создают ликвидационную комиссию (ликвидатора), согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации банка.

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации, в него могут быть также включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица. Работники Банка России не могут являться членами ликвидационной комиссии банка (за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации).

Если участники банка в течение пяти дней после отзыва лицензии не примут добровольного решения о его ликвидации, то Банк России на основании ст. 23 Закона о банках обязан обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации независимо от ее финансового состояния, т.е. осуществить принудительную ликвидацию данной кредитной организации.

Принудительная ликвидация кредитной организации может проводиться как при отсутствии у нее признаков несостоятельности (банкротства), так и при наличии таких признаков, установленных Законом о банкротстве кредитных организаций.

При отсутствии признаков несостоятельности (банкротства ), т.е. когда лицензия была отозвана по основаниям, не связанным с неисполнением обязательств перед кредиторами и вкладчиками (например, при несоблюдении требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", далее – Закон о противодействии легализации доходов), Банк России в течение пяти дней с даты публикации в "Вестнике Банка России" сообщения об отзыве лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного банка и предоставить суду кандидатуру ликвидатора. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, если не будет доказано наличие у нее признаков банкротства на момент отзыва лицензии. С даты вынесения арбитражным судом решения о ликвидации банка органы его управления отстраняются от выполнения функций по управлению делами, в том числе по распоряжению его имуществом. В трехдневный срок они должны передать ликвидатору бухгалтерскую и иную документацию, материальные ценности, печати и штампы банка. Сведения о финансовом состоянии банка перестают быть конфиденциальными, снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению его имуществом, запрещается наложение новых арестов на имущество и ограничений по распоряжению им. Все требования к банку могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе его ликвидации.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России" не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

В объявлении указывается почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов и уведомляет их о результатах рассмотрения в срок, не превышающий месяца со дня получения требования. Ликвидатор учитывает требования кредиторов при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидатор составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидатором после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка, перечень предъявленных требований, а также результаты их рассмотрения. Не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов, ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов, на котором должен быть рассмотрен промежуточный ликвидационный баланс. После рассмотрения собранием кредиторов промежуточный баланс согласовывается с Банком России, и, начиная со дня его согласования, происходит удовлетворение требований кредитов. Если имеющихся у кредитной организации денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидатор осуществляет реализацию ее имущества с публичных торгов.

Ликвидатор представляет в Банк России также окончательный ликвидационный баланс, который составляется после завершения ликвидации. Отчет о ее результатах с приложением ликвидационного баланса заслушивается и утверждается на собрании кредиторов. Срок ликвидации банка не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о его ликвидации, но по обоснованному ходатайству ликвидатора он может быть продлен. Ликвидация завершается вынесением арбитражным судом определения о ее завершении.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выявиться, что стоимость имущества ликвидируемого банка недостаточна для удовлетворения всех требований его кредиторов, ликвидатор обязан направить в арбитражный суд заявление о признании банка банкротом. С таким же заявлением в арбитражный суд должен обратиться и Банк России в случае, если к моменту отзыва лицензии у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства), или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной после отзыва лицензии.

При наличии у кредитной организации признаков банкротства ее ликвидация производится в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций.

Под несостоятельностью (банкротством ) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом кредитная организация считается неспособной к выполнению указанных действий, если

  • соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения
  • и (или) после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей .

Помимо Банка России правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления перечисленных лиц, если имеются установленные законом признаки банкротства. В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве банка применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные общим законом о банкротстве, не применяются.

Конкурсное производство открывается после принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом, его осуществляет конкурсный управляющий. При банкротстве кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, конкурсным управляющим назначается Агентство по страхованию вкладов.

Конкурсный управляющий представляет в Банк России документы, подтверждающие его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной организации, признанной банкротом, и в течение 15 дней направляет для опубликования в официальное издание "Вестник Банка России", а также опубликовывает в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства. Агентство по страхованию вкладов направляет такое объявление в течение 15 дней со дня открытия основного счета кредитной организации в ходе конкурсного производства. Не позднее 70 дней со дня признания кредитной организации банкротом конкурсный управляющий опубликовывает сведения о наличии свободных денежных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, включая предварительные выплаты кредиторам первой очереди с указанием их порядка и условий. Банк обязан вести реестр требований кредиторов первой очереди для осуществления им предварительных выплат. Такие выплаты начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и условиях выплат кредиторам первой очереди и проводятся в течение трех месяцев. На осуществление предварительных выплат этой группе кредиторов направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации – банкрота. При их недостаточности для выплат в полном объеме средства распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов (срок его составления не должен превышать шесть месяцев со дня открытия конкурсного производства), промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты их рассмотрения, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс представляются в Банк России.

Ликвидация считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ее ликвидации. На 1 января 2013 г. общее количество ликвидированных в Российской Федерации кредитных организаций согласно записи в Книге государственной регистрации Банка

России составило 2055, в том числе 1594 – в связи с отзывом (аннулированием) лицензии, 460 – в связи с реорганизацией.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”" полномочия конкурсного управляющего возложены на Агентство по страхованию вкладов. Основная цель изменений в системе управления конкурсным производством – ускорение процедуры банкротства, обеспечение прозрачности и эффективности деятельности конкурсного управляющего.

  • Статья 2 Закона о банкротстве кредитных организаций.
  • Кредиторы первой очереди – это физические лица, являющиеся кредиторами кредитной организации по заключенным договорам банковского вклада и банковского счета, а также граждане, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
  • п „ Сущность коммерческого банка можно

    Правовой статус

    г \" рассматривать с двух сторон - это и ком-

    и условия л

    , \" ,¦ мерческое предприятие, и социальный ин-

    формирования банков

    Как коммерческое предприятие банк руководствуется следующими принципами:

    обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;

    стремление к получению прибыли;

    уклонение от рисков;

    ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;

    свободное распоряжение ресурсами и доходами;

    самостоятельный выбор своих клиентов;

    предпочтение длительной перспективы краткосрочным результатам и др.

    А поскольку коммерческий банк - социальная система, то можно говорить о сочетании частных целей его участников, которые предполагают достижение разного:

    владельцы банка - роста банка;

    управляющие банком - эффективной работы банка;

    акционеры - роста доходов банка;

    исполнители - роста заработной платы, премий, льгот и т.п.;

    вкладчики - устойчивой и стабильной работы банка;

    заемщики - уменьшения процентной ставки по ссудам и увеличение размера кредита;

    клиенты - хорошего качества услуг и низких тарифов на них;

    государство - соблюдения законодательства, надежную работу банка.

    Будучи юридическим лицом, коммерческий банк в целях получения прибыли:

    Привлекает во вклады денежные средства физических и юридических лиц;

    Размещает эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

    Ведет банковские счета физических и юридических лиц. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48-122)

    каждая организация должна обладать признаками, позволяющими отнести ее к юридическим лицам, например:

    иметь в собственности, либо хозяйственном ведении, либо оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;

    иметь самостоятельный баланс или смету.

    Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации и действует в соответствии с законодательством и целями, предусмотренными в его учредительных документах.

    Юридические лица различаются по целям деятельности и делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В Российской Федерации коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

    Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в форме АО (акционерное общество - ЗАО или ОАО), ООО (общество с ограниченной ответственностью) и ОДО (общество с дополнительной ответственностью).

    Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

    В ст. 7. Закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) 1 определено, что общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

    СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3423.

    Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.

    Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

    Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

    В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

    В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 11 июля 1998 г., от 31 декабря 1998, от 21 марта 2002, от 29 декабря 2004 г.), обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    По гражданскому законодательству РФ общество с дополнительной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

    При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропорционально их вкладам (если иное не предусмотрено учредительными документами общества). Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать слова с дополнительной ответственностью. К обществам с дополнительной ответственностью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ.

    ООО и ОДО не вправе выпускать акции. Они могут быть учреждены одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества формируется на паевых началах. Размер доли каждого лица в уставном капитале определен учредительными документами.

    На банки в форме ООО распространяется действие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)

    Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам. Риск их убытков, связанных с деятельностью банка, ограничивается стоимостью внесенного ими вклада. По обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО они несут солидарную ответственность.

    ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее на одного лица.

    Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в уставе банка.

    Участниками такого банка могут быть как юридические, так и физические лица. Для формирования уставного капитала банка нельзя использовать средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом).

    Средства бюджетов субъектов РФ, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, если это предусмотрено специальным законодательным актом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.

    Для формирования уставного капитала банка можно привлекать и иностранный капитал. В настоящее время его участие в банковской системе России ограничено квотой в 12%. В целом по системе она рассчитывается как отношение суммарного капитала кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов

    иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных

    организаций, зарегистрировавшихся в РФ.

    В ст. 1, 5 и 6 Федерального закона «О бан-\r\nРегулирование i С

    ках и банковской деятельности» закрепле-\r\nдеятельности „ ^

    ны следующие важнейшие положения,\r\nкоммерческих банков J - ,

    регулирующие банковскую деятельность1.

    1 Подробнее см.: Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие / Под ред. A.M. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005.

    Банк (и любая кредитная организация) должен быть организацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности которой должно быть получение прибыли и ее распределение между акционерами или пайщиками.

    Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

    Банк (и любая кредитная организация) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать на основе любой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, т.е. на основе либо государственной (федеральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая, в свою очередь, может быть или долевой, или совместной), либо иной формы собственности. К «иным» формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная, последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (например, Сбербанк России является государственно-частным).

    Банк (и любая кредитная организация) может и должен систематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях). Абсолютное большинство банков имеет лицензии со стандартным перечнем разрешенных им банковских операций.

    Всякий банк (но только банк) обязан систематически проводить для своих клиентов как минимум следующие три группы банковских операций в их совокупности (одновременно): открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады (депозиты) денег; размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, срочности, т.е. выдача денежных кредитов.

    Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливаемыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает некоторые исключения из этого требования при проведении кредитными организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, кредитные организации могут проводить такие операции по договоренности между собой, а если это операции международные - в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

    7. НКО, лицензируемые Банком России, могут и должны про-\r\nводить отдельные банковские операции, предусмотренные в Законе\r\nи их персональных лицензиях (перечни разрешаемых им операций\r\nстрого индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориен-\r\nтированы на разные виды деятельности).

    Собственно банковские операции (например, денежное кредитование) для этих организаций основным и регулярным видом деятельности не являются.

    Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это делать) может, когда это интересно самому банку (кредитной организации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, названные в Законе «другими сделками кредитной организации». Термин призван подчеркнуть, что имеются в виду финансово-хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоянной основе могут заниматься лишь кредитные организации, т.е. проведение данных операций (сделок) в норме можно считать исключительным правом кредитных организаций (естественно, с учетом того, что эпизодически подобные сделки могут совершать любые юридические и физические лица).

    Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финансовых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сделки), допускаемые законодательством страны, за исключением операций (сделок), означающих ведение на постоянной основе производственной, торговой и страховой деятельности.

    Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

    Учредитель кредитной организации - юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответствующим местным бюджетом за последние три года.

    Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России). Достаточность средств кредитной организации - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).

    Кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов, для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации.

    Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются положением Банка России «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций» от 19 марта 2003 г. № 218-П (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г. за № 4498)1.

    Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей кредитной организации любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учредителями кредитной организации. В указанный в запросе срок учредители кредитной организации направляют в Банк России (территориальное учреждение Банка России) необходимую информацию.

    Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    р Коммерческая организация, как правило, должна

    ур иметь в собственности обособленное имущество,

    коммерческих используемое ею в уставных целях, и отвечать этим

    банков имуществом по своим обязательствам. Указанное имущество, представляющее собой денежные, материальные, а также нематериальные активы, обычно существует в формах уставного капитала и собственного капитала организации. Это в целом справедливо и для коммерческих банков.

    Вестник Банка России. 2003. № 24.

    Все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и привлеченные (заемные).

    Собственные средства (капитал) коммерческого банка имеют двухуровневую структуру. Они состоят из базового капитала (капитал первого уровня) и дополнительного капитала (капитал второго уровня)1.

    В состав капитала первого уровня включаются источники собственных средств, носящие наиболее устойчивый характер, а второго - источники собственных средств, величина которых может изменяться.

    В состав капитала первого уровня входят:

    уставный капитал (фонд);

    эмиссионный доход банка;

    резервный фонд;

    фонды экономического и социального развития;

    нераспределенная прибыль текущего года.

    Уставный капитал (УК) коммерческого банка - это денежное выражение имущества, которым банк должен обладать как юридическое лицо и как хозяйствующая единица (не менее некоторой нормативно устанавливаемой величины), т.е.

    Это тот размер имущества, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и получить первую банковскую лицензию.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций.

    В соответствии с письмом Центрального банка России от 2 апреля 2008 г. № 37-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. № 1755-У» определено, что на II квартал 2008 года рублевые эквиваленты минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций составят 185 338 000 руб., вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - 18 533 800 руб. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

    1 См.: Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 575.

    Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте достаточно новый показатель, введенный в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 325 ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (вступил в силу 8 марта 2008 г.).

    В соответствии с этим установлена возможность предоставления права привлечения во вклады денежных средств физических лиц вновь регистрируемым банкам и банкам, с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, при выполнении следующих условий:

    размер уставного капитала вновь создаваемого банка (собственных средств (капитала) действующего банка) составляет величину не менее рублевого эквивалента 100 млн евро;

    банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

    Банк России определяет также рублевые эквиваленты минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации. Для банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) он установлен в размере 185 338 000 руб., для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - в размере 185 338 000 руб. В свою очередь, рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государственной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

    Официально зарегистрированный в учредительньгх документах фактический УК банка (не ниже минимально необходимого, но не ограничиваемый сверху) - это та сумма, которой банк отвечает перед своими кредиторами в конечном счете, т.е. в том случае, если для выполнения своих обязательств, для оплаты долгов у него не останется иных средств.

    Уставный капитал банка - основа его ресурсов, складывается из взносов юридических и физических лиц - участников (акционеров или пайщиков) банка. Формирование УК банка регламентируется Гражданским кодексом, Законом «О банках и банковской деятельности», другими законами и нормативными актами Банка России.

    В соответствии с инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

    Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

    Вклад в УК кредитной организации может быть в виде:

    денежных средств в валюте Российской Федерации;

    денежных средств в иностранной валюте;

    принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

    иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

    Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

    Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

    Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в случаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

    Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организации не может превышать 20% УК. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный капитал кредитной организации.

    Эмиссионный доход (премия на акции) возникает как положительная разница между стоимостью реализации акций (или долей, если банк создан в форме общества с ограниченной ответственностью) их первым владельцам и номинальной стоимостью акций (долей).

    Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли банка. Средства резервного фонда предназначены для возмещения убытков и потерь, которые могут возникнуть при осуществлении банком различных операций. Предельный и минимальный размер резервного фонда определяется уставом банка. Минимальный размер не может быть меньше 15% величины оплаченного уставного капитала.

    Учредительными документами коммерческого банка может быть предусмотрена и возможность создания различных фондов экономического и социального развития. Эти фонды формируются за счет чистой прибыли банка и включаются в состав капитала первого порядка, если данные об их формировании подтверждены аудиторами.

    Составным элементом капитала первого порядка является и его нераспределенная в текущем году прибыль, если данные о ней подтверждены аудиторской организацией.

    В состав капитала второго уровня входят:

    прибыль отчетного года, не подтвержденная аудиторской организацией;

    резерв на возможные потери по ссудам;

    фонды банка, данные о которых не подтверждены в аудиторском заключении, и ряд других элементов.

    Таким образом, в состав капитала первого порядка банки включают источники собственных средств, носящие устойчивый характер, в состав капитала второго порядка - те источники собственных средств, величина которых достаточно легко может изменяться во времени.

    Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют привлеченные кредитные ресурсы. Их доля в общей сумме имеющихся в распоряжении банков кредитных ресурсов колеблется в зависимости от величины банка, его специализации, других факторов и может даже превышать 80%.

    Выделяют три основные группы привлеченных коммерческим банком средств: средства клиентов банка; кредиты, полученные от центрального банка; средства кредитных организаций.

    Средства клиентов банка. Формируя свои ресурсы, банки привлекают денежные средства своих клиентов - юридических и физических лиц. Эти средства имеют наибольший удельный вес в пассивах коммерческих банков и являются основой для осуществления активных операций.

    Кредиты, полученные от центрального банка. Дополнительные кредитные ресурсы коммерческие банки могут привлечь, предложив центральному банку к переучету учтенные ими коммерческие векселя. Если вексель соответствует предъявляемым требованиям, то центральный банк учтет его, но удержит часть вексельной суммы в соответствии с объявленной учетной ставкой. Увеличить свой кредитный потенциал российские коммерческие банки могут, также участвуя в проводимых с 1994 г. Центральным банком РФ кредитных аукционах.

    Привлеченные на аукционе кредитные ресурсы банки могут использовать в любом направлении без соблюдения уровня предельной маржи. К аукциону допускаются банки, проработавшие не менее одного года, выполняющие все нормативы, установленные Центральным банком РФ, не имеющие на корреспондентском счете в ЦБ отрицательного сальдо и просроченной задолженности по кредитам ЦБ. Аукцион может быть организован по американскому, голландскому способу или как аукцион с фиксированной процентной ставкой. Уровень процентной ставки на момент начала торгов - ставка рефинансирования ЦБ.

    3. Средства кредитных организаций. Эти средства коммерческие банки привлекают на рынке межбанковских кредитов (рынке МБК). В качестве кредиторов на этом рынке выступают банки, имеющие в данный момент времени свободные ресурсы и стремящиеся прибыльно их разместить, в качестве заемщиков - банки, испытывающие потребность в кредитных ресурсах. Сроки сделок на рынке МБК могут быть различными, но наиболее распространены сделки сроком от одного до шести месяцев.

    Ставка по кредитам МБК зависит от уровня спроса на свободные ресурсы и от объема их предложения. Размер процентной ставки по конкретному договору - результат непосредственной договоренности между банками.

    Существует ряд показателей, характеризующих состояние российского МБК:

    1 MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) - средняя годовая принятая процентная ставка, объявляемая крупнейшими московскими банками при продаже межбанковских кредитов.

    2 MIBID (Moscow Interbank Bid Rate) - средняя принятая годовая процентная ставка, объявляемая крупнейшими московскими банками-дилерами при покупке межбанковских кредитов.

    MIBOR1 (предложение на продажу) - средняя величина ставок, по которым крупнейшие российские банки готовы продать кредитные ресурсы;

    MIBID2 (предложение на покупку) - средняя ставка, по которой те же банки готовы привлечь кредитные ресурсы;

    MIACR1 - средняя фактическая ставка по договорам, заключенным на рынке МБК теми же банками.

    При всем единстве сущности бан-\r\nКлассификация и структура ^ /

    ков на практике функционирует\r\nкоммерческих банков „ ,

    множество их видов. Классификация банков в зависимости от критерия специализации представлена в табл. 10.1.

    Таблица 10.1. Классификация банков

    В основу системы управления коммерческими банками могут быть положены два подхода:

    1 MIACR - средневзвешенная фактическая ставка по предоставленным межбанковским кредитам; рассчитывается Центральным банком Российской Федерации ежедневно на основе данных московских коммерческих банков.

    субординация - система передачи распоряжений;

    координация - система разделения полномочий между инстанциями.

    Теоретически структура управления банком может иметь несколько вариантов.

    Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной вышестоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетенции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

    Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве специализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения информации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

    Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает создание инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих правом отдачи распоряжений, и специализированных штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь линейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел маркетинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

    В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостатки, на практике используется модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.

    4. В матричной структуре управления комбинируются два критерия\r\nпостроения организационной структуры - экономические функции\r\nуправления и выполнение услуг, т.е. наряду с функциональными отде-\r\nлами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менедже-\r\nры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках\r\n«своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между ме-\r\nнеджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене ин-\r\nформацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в\r\nслучае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.

    Типовая организационная структура коммерческого банка России - это выделение отделов по видам операций:

    кредитные;

    расчетные;

    кассовые;

    вексельные;

    фондовые (с ценными бумагами);

    межбанковские;

    с иностранной валютой;

    комиссионные (посреднические) и др.

    р. Высшим органом управления банком (в

    р любой его организационно-правовой фор-

    управления является общее собрание акционеров

    коммерческим белком или участников.

    Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов:

    изменение устава банка, его уставного капитала;

    утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов;

    избрание совета банка и др.

    Количественный и персональный состав счетной комиссии предлагает совет директоров банка, а утверждает общее собрание.

    Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка.

    Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Проводимая банком политика должна обеспечить достижение заданных параметров его деятельности даже при существенных изменениях экономической ситуации в стране и на денежном рынке. Совет директоров рекомендует размеры дивидендов, использование резервного фонда, создание филиалов и представительств, утверждает заключение крупных сделок, выдачу крупных кредитов и т.п.

    Если акционеров более 1 тыс., в совет директоров должно войти не менее семи членов, если более 10 тыс. - не менее девяти членов. Работу совета директоров возглавляет председатель совета.

    Совет директоров принимает решение о структуре банка, утверждает отчеты структурных подразделений. Организационная структура банка предопределяется его функциями: кредитованием, инвестированием, доверительными операциями, международными расчетами, приемом и обслуживанием вкладов. Текущей деятельностью банка руководит либо единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), либо единоличный и коллегиальный исполнительный орган (правление банка, дирекция). В последнем случае директор банка осуществляет также функции председателя правления банка.

    Еще по теме 10.1. Организационно-правовые формы и структура коммерческих банков:

    1. 2. Организационно-правовые формы и функции коммерческих банков
    2. 12. Коммерческие банки в банковской системе. Регулирование деятельности коммерческих банков. Организационно-правовое устройство коммерческих банков.

    Коммерческий банк - это кредитная организация, предназначенная для привлечения средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. Банки концентрируют большую часть кредитных ресурсов страны.

    Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги.

    Посредничество и перемещение денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям - основное назначение банка.

    В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).

    Уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

    Совокупность оснований, которыми субъекты хозяйствования руководствуются в процессе деятельности, называется принципами.

    Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, кот. означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами, кредитными вложениями и другими активами, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

    Вторым важнейшим принципом КБ, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает:

    Свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами;

    Свободный выбор клиентов и вкладчиков;

    Свободное распоряжение доходами банка.

    По своим обязательствам КБ отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций КБ берет на себя.

    Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения КБ со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения на договорных условиях. Предоставляя ссуды, КБ исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.

    Четвертый принцип работы КБ заключается в том, что государство может осуществлять регулирование его деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми, административными в форме приказов, т.е. без вмешательства в их оперативную деятельность. Государство устанавливает своего рода «правила игры» для КБ, руководствуясь которыми они самостоятельно разрабатывают и проводят в жизнь свою кредитную, инвестиционную, депозитную политику.

    Выделяются несколько базовых функций КБ:

    1)Функция аккумуляции денежных средств. Использование внутренних накоплений хозяйства является основой осуществления структурной перестройки экономики, так как нельзя рассчитывать на иностранный капитал в условиях политической неопределенности. Задача банка - создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересуют клиентов в накоплении ресурсов и сформулируют у них склонность к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики, развивающейся по законам рынка.

    2)Функция регулирования денежного оборота. Данная функция связана с возможностью банков эмитировать платежные средства. Эта функция характерна только для кредитных организаций, обусловлена способностью банков «создавать и уничтожать» деньги. Кроме того, банк может создавать дополнительный платежный спрос. Такой эффект возникает благодаря тому, что банки мобилизуют денежные средства, аккумулируют доходы и сбережения в форме вкладов, выплачивают вкладчикам дивиденды за использование ресурсов

    3)Посредническая функция. Заключается в перераспределении средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий, а также сбережений населения. При перераспределении ресурсов главным критерием выступает прибыльность от использования их заемщиком.

    К функциям банка относят также:

    Посредничество в проведении расчетов и платежей в хозяйстве;

    Выпуск кредитных денег;

    Посредничество в инвестировании на основе эмиссионно-учредительской деятельности;

    Консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

    КБ вправе производить следующие сделки:

    *лизинговые;

    *выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

    *оказание консультационных и информационных услуг;

    *предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей.

    Операции КБ:

    Пассивные операции - это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов КБ.

    К пассивным операциям банка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие счетов срочных депозитов предприятий и организаций; вкладов граждан; выпуск банком собственных долговых обязательств (сертификатов, векселей, облигаций); привлечение кредитов и займов от других лиц, а также операции по формированию и наращиванию банком собственного капитала. При осуществлении пассивных операций банк выступает в роли должника.

    Активные операции банков - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания своей ликвидности, а следовательно и обеспечения финансовой устойчивости.

    К активным операциям банка относят: ссудные операции; лизинговые, факторинговые и форфейтинговые; операции с иностранной валютой; с ценными бумагами; по обеспечению долевого участия банка своими средствами в деятельности предприятий и организаций. При совершении этих операций банк выступает в роли кредитора.

    Комиссионно-посреднические операции - это операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов, не отвлекая при этом на их осуществление ни собственных, ни привлеченных средств, за вознаграждение в виде комиссионных. К числу основных комиссионно-посреднических операций банков относятся:

    Расчетно-кассовые операции;

    Брокерские операции с ценными бумагами;

    Гарантийные операции;

    Трастовые операции;

    Андеррайтинговые операции;

    Информационно-консалтинговые операции;

    Депозитарные операции.

    Если по уставу доля не может быть отчуждена третьим лицам, а. Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть граждане и. Новости Лента новостей Банки ВТБ 24 изменил форму на ПАО. Акционерами банка могут быть юридические и физические лица.Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как. То есть, по решению суда могут быть. Банки действуют в любой избранной ими организационно правовой форме. По формам различают банки, созданные как общества с ограниченной. форма Банка России как юридического лица, ее. формы банков и их особенности

    По форме российская практика знает два основных вида банков паевые и. Структура банковской системы в 2002 г. В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как. Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть осуществлен в виде денежных средств как. В зависимости от формы деятельности коммерческие банки. Участниками банка могут быть юридические лица и граждане, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и. Центральным Банком не может быть однозначно без оговорок признана никакая из вышерассмотренных форм. Характеристика формы банка, его сильные и слабые стороны. В форме унитарных предприятий могут быть

    Крупные банки путем приобретения акций и других ценных бумаг более мелких банков, а. Участниками банка могут быть юридические лица. Членами лиги могут быть коммерческие банки, банковские союзы и ассоциации, финансовокредитные. Для некоторых видов бизнеса законодательство определяет обязательные требования к форме например, банки могут быть. Как ХО банки могут создаваться на основе любой формы собственности и в любой форме. форма хозяйствующего субъекта признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности. ОАО, ЗАО, ООО, ОДО. Таким образом, учреждение как форма может быть признано. Их форма может быть различной. формы деятельности банков

    В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на унитарные, паевые и акционерные. Страховые организации могут создаваться в любой форме, предусмотренной. Страховые организации могут создаваться в любой форме, предусмотренной российским. Для формирования уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства учредителей банка, а для. Отношения между банками и их клиентами, а также отношения между клиентами. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и. Кроме того, отказ в регистрации кредитной организации может быть по причинам. По форме собственности объединения могут быть. ОВС могут быть двух форм. В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения форма предприятия

    Акционерами банка могут быть юридические и. В соответствии с решением акционеров банка от г. форма Банка России и проблема ее совершенствования. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОАО ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК 1. Он определяет основы банковской деятельности, которая не может быть реализована вне. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных.

    Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

    Принцип независимости - ключевой элемент статуса ЦБР - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

    В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

    Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

    В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

    «В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

    В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России - один из её элементов.

    Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

    Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

    Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк - разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

    Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

    В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

    Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

    Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

    Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

    Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

    Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

    Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

    К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

    Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

    Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

    Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

    На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.