Блага которые имеются в неограниченном количестве называются. Экономические блага. и предприниматели, и наемные работники

Неэкономические блага – это блага общедоступные, имеющиеся в неограниченном количестве. Примером неэкономических ресурсов является воздух, солнечный свет и т.п. Они в обмене не участвуют. Экономика изучает только экономические блага;

С точки зрения вещественного содержания блага делятся на материальные и нематериальные .

Рис. 1.8. Классификация благ

Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги - специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда;

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на потребительские и производственные .

Потребительские блага (или предметы потребления) предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага – это ресурсы, используемые в процессе производства (здания, станки, квалификация);

С точки зрения потребления благ их подразделяют на частные и общественные . Частные блага предоставляются только тем, кто за них заплатил. Общественные блага – те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны (оборона, законодательство и т.д.).

Основные вопросы экономики. Проблема выбора

Редкость ресурсов не позволяет производить все продукты и услуги, которые хотело бы иметь общество. Поэтому людям приходится выбирать, какие потребности удовлетворять в данный момент в первую очередь, каким способом использовать имеющиеся ресурсы.

Организуя свою хозяйственную деятельность люди (и общество в целом) вынуждены постоянно искать ответы на три главных вопроса экономики:

Что и в каком количестве производить? То есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям для удовлетворения их потребностей в настоящем, а какие в будущем;

Как производить? То есть, какой из способов изготовления выбранных товаров и услуг следует применить;

Для кого производить? То есть, каким образом распределять произведенные товары и услуги, кто может претендовать на их получение в свою собственность.

Любая экономическая деятельность сводится к принятию решения о том, Что? Как? Для кого? Производить продукт, удовлетворяющий человеческие потребности.

Уже отмечалось, что между потребностями людей и возможностями (производственными ресурсами) для их удовлетворения существует обратная связь: если первые безграничны, то вторые весьма ограничены, т.е. их можно использовать в количестве, не превышающем определенный предел, лимит. Из-за ограниченности производственных ресурсов перед людьми постоянно встает проблема выбора: что и сколько произвести.

Ограниченность ресурсов означает, что выбор одного товара приводит к отказу от другого . Например, что лучше: сходить в кафе и съесть любимое мороженое или купить интересную книгу?

Управляя экономикой, приходится выбирать какие товары и услуги следует производить, а от каких придется отказаться. Рассмотрим проблему выбора на примере простой модели – кривой производственных возможностей.

Производственные возможности - это максимальное количество товаров и услуг, которое может быть одновременно произведено за определенный период времени, при данных ресурсах и неизменной технологии (имеется в виду эффективное использование всех наличных ресурсов).

1.4.1. Кривая производственных возможностей

При построении кривой производственных возможностей сделает ряд допущений:

В обществе производится только две группы товаров;

Ресурсы ограничены, их количество и качество неизменно;

Технология неизменна.

Пусть производятся средства производства (товары производственного назначения) и предметы потребления (потребительские товары). Например, станки и книги. Альтернативно возможные варианты производства двух благ при полном и эффективном использовании ресурсов представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Производственные возможности при полном использовании ресурсов

Точка А отражает ситуацию, при которой все ресурсы направлены только на производство станков - 10 тыс. станков при нулевом выпуске книг, а точка Д - ситуацию, когда выпускаются только книги - нулевой выпуск станков и 4 млн. книг.

В действительности общество старается не допускать таких крайностей и всегда стремится найти нужный ему баланс и производит два блага. Точки Б, В и Г представляют альтернативные варианты такого баланса, т. е. максимально возможный объем одновременного производства и станков, и книг в различных сочетаниях: точка Б - 9 тыс. станков и 1 млн. книг; точка В – 7 тыс. станков и 2 млн. книг; точка Г - 4 тыс. станков и 3 млн. книг.

Соединив полученные точки, получим линию, называемую кривой производственных возможностей (КПВ ) (рис. 1.9).

КПВ - это кривая, показывающая альтернативно возможные варианты производства при полном и эффективном использовании ресурсов и низменной технологии.

Ограниченность материальных и людских ресурсов делает неосуществимой всякую комбинацию производства станков и книг, расположенную за пределами кривой производственных возможностей. Например, точка Н , описывающая ситуацию, когда производится 8,5 тыс. станков и 2,8 млн. книг (рис. 1.9).



Рис. 1.9. Кривая производственных возможностей

В отличие от этого производственная комбинация, описанная точкой Е , вполне реальна, но при этом ресурсы использованы неполно и неэффективно (низкие занятость рабочей силы и производительность труда, незагруженные фабрики, чрезмерные затраты сырья и т.п.). Следовательно, здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения другого.

Таким образом, только точки, расположенные на кривой соответствуют наиболее эффективным вариантам использования имеющихся ресурсов для выпуска определенных товаров и услуг. Общество должно лишь выбрать нужную их комбинацию.

1.4.2. Закон возрастающих альтернативных издержек

Как мы видим (рис. 1.9), кривая убывающая, т.к. наращивая производство одних товаров, мы сокращаем производство других. В нашем примере нам приходится пожертвовать станками, чтобы увеличить производство книг. Почему же не возможно одновременно увеличение двух товаров?

Причина кроется в ограниченности ресурсов. Двигаясь по кривой вниз, мы не только сокращаем выпуск товаров, а перераспределяем ресурсы. В нашем примере мы перераспределяем ресурсы в пользу книг. Например, перемещаясь из точки Б в точку В (рис. 1.9), мы сокращаем выпуск станков с 9 тыс. шт. до 7 тыс. шт., чтобы увеличиваем производство книг с 1 млн. шт. до 2 млн. шт.

Таким образом, чтобы увеличить производство книг на 1 млн. шт., нам пришлось сократить производство станков на 2 тыс. шт. Недопроизводство 2 тыс. станков – это и есть альтернативные издержки (их ещё называют вмененными издержками или издержками упущенной возможности).

Альтернативные издержки производства - это количество одного блага, от производства которого приходится отказаться (пожертвовать), чтобы увеличить производство другого блага на единицу.

По мере движения по кривой вниз альтернативные издержки растут. Эта зависимость известна как закон возрастающих альтернативных издержек.

Закон возрастающих альтернативных издержек гласит: по мере увеличения объема производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц другого блага возрастают.

Рост альтернативных издержек и обуславливает выпуклый характер кривой.

Кривая производственных возможностей является выпуклой (или выгнутой по отношению к точке начала координат), демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокращением производства другого блага.

Чем же объясняется рост альтернативных издержек?

Увеличение производства одного блага приводит к росту расходов ресурсов, которые могли бы быть потраченными на производство другого блага (обратите внимание, чем ближе к «краям» кривой производственных возможностей, тем выше альтернативные издержки, а значит, ниже эффективность использования ограниченных ресурсов). Причина роста расходов ресурсов объясняется тем, что они не могут одинаково эффективно использоваться в разных отраслях, поскольку:

Во-первых, технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях;

Во-вторых, ресурсы не обладают абсолютной взаимозаменяемостью, поэтому, увеличивая производство необходимых благ (книг), мы начинаем переналаживать производство, переквалифицировать рабочих и т.п., т.е. увеличиваем расход ресурсов, которые могли быть потрачены на изготовление других блага.

Поэтому альтернативные издержки (или издержки упущенных возможностей) растут по мере увеличения выпуска одних товаров и уменьшения других.

Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведет к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

1. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

1) Верно 2) Неверно

2. Фаза спада экономического цикла сопровождается ростом уровня занятости.

1) Верно 2) Неверно

3. В условиях полной занятости уровень структурной безработицы равен нулю.

1) Верно 2) Неверно

4. Если уровень цен снизился на 10%, то это дефляция.

1) Верно 2) Неверно

5. Компания уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость только по итогам отчетного года

1) Верно 2) Неверно

6. Величина используемого капитала может служить барьером для входа в отрасль.

1) Верно 2) Неверно

7. Текущее состояние экономики России можно изобразить точкой, находящейся ниже кривой производственных возможностей

1) Верно 2) Неверно

8. В условиях совершенной конкуренции кривая предложения продукции отдельной фирмы совершенно эластична.

1) Верно 2) Неверно

9. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов

1) Верно 2) Неверно

10. Цены на взаимозаменяемые товары изменяются в одном направлении

1) Верно 2) Неверно

Тест II

1. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) безработица;
б) неравенство доходов;
в) инфляция;
г) ограниченность ресурсов;

2. В каком утверждении слово «спрос» следует заменить выражением «величина спроса»?

а) Рост цен на импортные яблоки привел к росту спроса на отечественные яблоки.
б) Увеличение реальных доходов потребителей привело к росту спроса на автомобили.
в) Рост предложения мандаринов привел к снижению цены на них. В результате спрос на мандарины в краткосрочном периоде увеличился.
г) В результате повышения цен на авиабилеты спрос на проезд железнодорожным транспортом вырос.

3. Если государство установит нижнюю границу цены на шоколад на уровне выше равновесного, то:

а) равновесная цена шоколада поднимется;
б) на рынке образуется избыток шоколада;
в) предложение шоколада вырастет;
г) все ответы верны.

4. Понижение цены на бензин вызовет сдвиг:

а) вправо кривой предложения бензина;
б) влево кривой спроса на автомобили;
в) влево кривой предложения автомобилей;
г) вправо кривой спроса на автомобили;

5. Резкое снижение стоимости проезда по железной дороге приведет к тому, что на рынке авиаперевозок произойдет:

а) Рост равновесной цены и равновесного объема продаж
б) Рост равновесной цены и снижение равновесного объема продаж
в) Снижение и равновесной цены, и равновесного объема продаж
г) Сдвиг кривой спроса влево и вниз

6. В экономическом анализе краткосрочным периодом называется период времени:

а) когда количество всех используемых экономических ресурсов остается неизменным;
б) когда невозможно изменить количество одних ресурсов, но можно изменить количество других ресурсов;
в) продолжительность более года;
г) когда можно изменить количество всех ресурсов;

7. Если домохозяйка начинает искать работу, то:

а) уровень безработицы снижается при росте численности рабочей силы;
б) уровень безработицы повышается при росте численности рабочей силы;
в) уровень безработицы остается без изменений при росте численности рабочей силы:
г) уровень безработицы снижается при неизменной численности рабочей силы;

8. Для спроса на продукт отдельной, совершенно конкурент­ной фирмы, характерна следующая зависимость:

а) кривая ее средней выручки лежит ниже кривой спроса;
б) кривая предельной выручки лежит ниже кривой средней выручки;
в) кривая предельной выручки совпадает с кривой средней выручки;
г) кривая средней выручки лежит выше кривой рыночной цены;

9. Какая инфляция в экономике страны, если уровень инфляции составляет 1% в день:

а) умеренная
б) высокая
в) галопирующая
г) гиперинфляции

10. Группа экономистов в течение некоторого периода времени изучала ситуацию на рынке леденцов. Экономисты выяснили, что леденцы и ириски – взаимозаменяемые товары. Это означает, что:

а) при росте издержек производства ирисок, спрос на леденцы упадет;
б) при росте предложения ирисок, спрос на леденцы упадет;
в) перекрестная эластичность спроса на леденцы по цене ирисок отрицательна;
г) перекрестная эластичность спроса на леденцы по цене ирисок по модулю больше единицы

11. Учительница Иванова хочет купить 2 кг конфет любимого сорта. Существует два магазина, где можно это сделать. В одном магазине конфеты стоят 260 руб./кг и их можно купить без очереди, в другом – они стоят 200 руб./кг, но надо отстоять в очереди 0,75 часа. Известно, что у нее есть возможность дополнительного заработка за счет занятий с отстающими учениками. Определите ставку почасовой оплаты труда этих занятий, при которой она не откажет выбрать дорогой магазин.

а) не менее 120 руб.
б) не менее 180 руб.
в) не менее 160 руб.
г) не менее 100 руб.

12. Рассматривается конкурентный рынок нормального товара. Если доходы потребителей и цены на ресурсы вырастут, то:

а) Равновесная цена снизится, а о равновесном объеме ничего определенного сказать нельзя.
б) Равновесная цена увеличится, а о равновесном объеме ничего определенного сказать нельзя.
в) Равновесная цена увеличится, а равновесный объем уменьшится.
г) Равновесная цена снизится, а равновесный объем увеличится.

13. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Существенное снижение товарного налога на производителей товара А приведет к тому, что:

а) Цена и объем продаж товара Б увеличится
б) Цена и объем продаж товара Б уменьшится
в) Цена товара Б уменьшится, а объем продаж увеличится
г) Цена товара Б увеличится, а объем продаж уменьшится

14. Период времени, в течение которого все факторы производства фирмы являются переменными, называется:

а) Предельным
б) Текущим
в) Краткосрочным
г) Долгосрочным

15. На предприятии по сборке компьютеров до модернизации было занято 20 работников. Они собирали в день 200 компьютеров. После модернизации 5 работников были уволены. Размер дневного выпуска увеличился до 300 компьютеров. В результате модернизации производительность труда:

а) удвоилась
б) осталась прежней
в) увеличилась на 50%
г) уменьшилась на 50%

Тест III

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

Понятие
1. Макроэкономика.
2. Главная проблема экономики
3. Безработица
4. Нормальные блага.
5. Равновесное количество блага.
6. Принцип убывания предельной полезности.
7. Экономическая система
8. Труд
9. Издержки переменные
10. Издержки постоянные

Определение
А. социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.
Б. потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.
В. наука, которая изучает экономику государства, мира в целом.
Г. Количество блага, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.
Д. издержки, которые могут быть увеличены или уменьшены с целью соответствующего изменения объемов производства.
Е. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы блага приносит потребителю меньшее удовлетворение полезность, чем потребление предыдущей.
Ж. издержки, которые не могут быть за относительно короткий промежуток времени ни увеличены, ни уменьшены (с целью увеличения объема выпуска продукции).
З. Блага, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.
И. Способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.
К. Совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека, которые могут быть использованы при производстве благ.

Ответы

Тест I
1. 2
2. 2
3. 2
4. 1
5. 2
6. 1
7. 2
8. 2
9. 1
10. 2

Тест II
1. г
2. в
3. б
4. г
5. г
6. б
7. б
8. в
9. г
10. г
11. в
12. б
13. б
14. г
15. а

Тест III
1 –В
2 –Б
3 –А
4 –З
5 –Г
6 –Е
7 –И
8 –К
9 –Д
10 -Ж

Вконтакте

. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.

Благо — это предмет, явление, процесс, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Некоторые блага имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага - желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. К экономическим относятся те блага, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости . Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.

См. также:

Именно соотношение между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими

Так, например, если вы живете в тайге , стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале.

Вода для питья , если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

В связи с ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Цена - денежное выражение стоимости.

Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В-третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Так как частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

5. Нормальные и подчиненные (низшие) .

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага - наоборот.

6. Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары (например, ручка и карандаш, чай и кофе) и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Взаимодополняющие товары - это товары, которые не могут потребляться один без другого (стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага).

Согласно теории Маркса ( ), стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда , т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда.

Согласно , ценность благ зависит от их редкости , прежде всего, от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

5. Основную роль в рыночной экономике при решении проблемы выбора играют обычаи и традиции
7. Абсолютное преимущество заключается в том, что при использовании того же количества ресурсов одна страна может произвести бол
8. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.
11. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика
12. В «Сказке о рыбака и рыбке» иллюстрируется
13. Какое из следующих благ, скорее всего, можно отнести к свободным (неэкономическим)?
14. Альтернативная стоимость покупки автомобиля, скорее всего…
15. К экономическим ресурсам относится…
16. Из-за нехватки денег Вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы стол
17.Звонарь получает 30 рублей в будний день за работу и 70 рублей в праздники. Альтернативная стоимость дня отдыха для него сост
18. Частная собственность на землю имеет место в
19. Что из перечисленного, скорее всего, является экономическим ресурсом?
20. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо может быть вызван
Подобный материал:
  • П рактикумк лекции 3 /Уровень А/ Задание , 201.04kb.
  • Программ а комплексного междисциплинарного итогового экзамена , 391kb.
  • План Общественное производство и богатство общества Технологический выбор в экономике , 279.35kb.
  • Учебник под редакцией доктора , 11911.34kb.
  • Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 080100. 68 «Экономика» , 55.8kb.
  • 1. Предмет и метод. Основные понятия экономики , 49.49kb.
  • I курс – Экономическая теория Экзаменационный зачет , 21.37kb.
  • Кривая безразличия кривая, каждая точка которой представляет сочетание двух товаров, , 19.16kb.
  • Издержки производства , 88.28kb.
  • Акредитованное негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального , 42.65kb.
ФИО_________________________________________________________________________

Класс 9 «_________»ГОУ Лицей №1524

Дата______________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Раздел I. Тест 1.

1. Если альтернативные издержки производства благ постоянны, то кривая производственных возможностей линейна

1.Верно 2.Неверно

2.Альтернативная стоимость может быть измерена не только в рублях, но и в
натуральных величинах.

1.Верно 2.Неверно

3.Первичные потребности могут быть заменены одна другой.

1.Верно 2.Неверно

4.Доход от продажи земельного участка называется в экономической теории рентой

1.Верно 2.Неверно

5. Основную роль в рыночной экономике при решении проблемы выбора играют обычаи и традиции

1.Верно 2.Неверно

6. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

1 . Верно 2.Неверно

7. Абсолютное преимущество заключается в том, что при использовании того же количества ресурсов одна страна может произвести больше продукции, чем другая страна.

1. Верно 2. Неверно

8. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

1.Верно 2.Неверно

9.Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют эффективному использованию ресурсов

1 .Верно 2.Неверно

10. Мать и сын приехали на дачу, чтобы собрать смородину и полакомиться урожаем. За час мать может собрать семь банок смородины либо съесть три банки. За то же время сын может собрать четыре банки смородины, а съесть – только две. Это значит, что мать должна специализироваться на сборе смородины, а сын – на её поедании.

1. Верно 2. Неверно

Раздел II. Тест 2.

11. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика :

1) командная;

2) рыночная;

3) натуральная;

4) смешанная

12. В «Сказке о рыбака и рыбке» иллюстрируется:

1) последствие жадности

2) безграничность потребностей человека

3) проблема экологии

4) неотвратимость наказания

13. Какое из следующих благ, скорее всего, можно отнести к свободным (неэкономическим)?

1) экспортные бананы, собранные в Эквадоре на территории, не находящейся в частной собственности;

2) воздух внутри космического корабля;

3) вода в лесном роднике для усталого путника;

4) любой продукт натурального хозяйства.

14. Альтернативная стоимость покупки автомобиля, скорее всего…

  1. равна нулю, так как деньги не являются экономическим ресурсом.
  2. падает, если растет ставка процента по вкладам в банках.
  3. растет, если растет ставка процента по вкладам в банках.
  4. не зависит от ставки процента по вкладам в банках.
  5. Все ответы неверны.
15. К экономическим ресурсам относится…
  1. здание действующей швейной фабрики, построенное 50 лет назад.
  2. оборудование, не используемое в настоящий момент типографией из-за снижения спроса на печатную продукцию.
  3. выпускники институтов, активно ищущие работу, но еще не нашедшие ее.
  4. Все перечисленное выше.
  5. Ничего из перечисленного выше.
16. Из-за нехватки денег Вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы столкнулись...

1) с проблемой ограниченности ресурсов;

2) с проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью компромиссного выбора;

3) с проблемой ограниченности ресурсов, необходимостью компромиссного выбора и оценкой альтернативной стоимости;

4) с проблемой ограниченности ресурсов и оценкой альтернативной стоимости.

17.Звонарь получает 30 рублей в будний день за работу и 70 рублей в праздники. Альтернативная стоимость дня отдыха для него составляет…

  1. 30 рублей.
  2. 50 рублей.
  3. 70 рублей.
  4. Может быть и 30 рублей, и 70 рублей.
  5. Невозможно определить, так как звонарь, отдыхая, теряет разную сумму.
18. Частная собственность на землю имеет место в:

1) традиционной экономике

2) рыночной экономике

3) командной экономике

4) как в рыночной, так и в командной экономике

5) только в смешанной экономике

19. Что из перечисленного, скорее всего, является экономическим ресурсом?

1) золотая цепочка

2) серебряная ложка

3) платиновая монета

4) цинковая лопата

5) бронзовая статуя

20. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо может быть вызван:

1) усовершенствованием технологии производства благ

2) увеличением количества денег в экономике

3) более эффективным распределением ограниченных ресурсов

4) верно все вышеперечисленное

5) нет верного ответа

Раздел III. Тест 3. Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение и запишите в ответы в таблицу 1 в бланке ответов.

Таблица ответов:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Понятие

  1. Величина спроса.
  2. Блага-субституты.
  3. Нормальные блага.
  4. Равновесное количество блага.
  5. Принцип убывания предельной полезности.
  6. Предложение.
  7. Дефицит блага
  8. Блага
  9. Экономическая система
Определение
  1. Блага, которые могут быть использованы вместо других благ с аналогичными свойствами.
  2. Количество блага, которое покупается по равновесной цене.
  3. Явление, возникающее, когда величина спроса на благо превышает величину предложения вследствие того, что цена блага оказывается ниже равновесной цены.
  4. Блага, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.
  5. Количество блага, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.
  6. Зависимость между ценой блага и величиной предложения этого блага.
  7. Способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.
  8. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы блага приносит потребителю меньшее удовлетворение полезность, чем потребление предыдущей.
  9. Средства, удовлетворяющие потребности общества.
  10. Совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека, которые могут быть использованы при производстве благ.

П РА К Т И К У М К ЛЕКЦИИ 1

/Уровень А/

Задание №1

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение

1 . Ограниченность ресурсов

2 . Факторы производства

3 . Труд

4 . Экономические блага

5 . Микроэкономика

6 . Свободные блага

7 . Капитал

8 . Земля

9. Рациональность

10 . Альтернативная стоимость

А . Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Б. Один из факторов производства, включающий в себя такие ресурсы, необходимые для производства эконо­мических благ, как земля, вода, леса, месторождения полезных ископаемых и т. п.

В . Поведение человека, которое предполагает максимизацию результата при данных затратах или минимизацию затрат для достижения заданного результата.

Г . Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства : станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п.

Д . Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей.

5) Верно все перечисленное выше.

9. Заработную плату как вознаграждение за труд получают

1) и предприниматели, и наемные работники.

1) не может быть определена, так как деньги не являются фактором производства.

2) растет, если растет % по банковским вкладам.

3) растет, если увеличивается процент по ссудам.

4) не изменяется.

5) Верных ответов нет.

Задание №3

Выберите правильные утверждения

1. Если экономику рассматривать как способ организации деятельности людей для создания благ, то в этом случае - синонимом слова экономика будет слово «хозяйство».

2. Экономика относится к общественным наукам потому, что развивается по тем же законам, что и другие общественные науки.

3. Экономика, не являясь точной наукой, не может использовать научные методы анализа.

4. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги и длительны, поэтому их заменяют экономическими моделями .

5. Экономисты, специализирующиеся на микроэкономике, изучают процессы принятия решений домашними хозяйствами и фирмами и их взаимодействие на рынке.

6. Утверждение о том, что правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда, является позитивным утверждением.

7. Свободными благами являются те, которые распределяются посредством простого присвоения.

8. Потребности видоизменяются в процессе развития общества, поэтому их невозможно удовлетворить.

9. В экономической теории факторы производства принято делить на четыре группы: земля, труд, деньги, предпринимательство.

10. Предприниматель в качестве вознаграждения за свою деятельность получает заработную плату.

2. Макроэкономика изучает:

1) причины роста цен на сельскохозяйственную продукциюв Центральной России;

2) проблемы занятости на отдельной фирме;

4) взаимосвязь инфляции и уровня занятости;

5) проблемы снижения уровня жизни в Пермском краею

3. Экономическими ресурсами являются:

1) профессиональные знания тренера Гуса Хиддинка;

2) нефть, добываемая компанией «Лукойл»;

3) труд гастарбайтера низкой квалификации;

4) спортплощадка в школе, используемая для уроков физкультуры;

5) качели во дворе жилого дома.

4. Свободные ресурсы:

1) имеются в неограниченном количестве;

2) могут перейти в разряд экономических ресурсов, если спрос на них превысит предложение;

3) не используются при производстве товаров и услуг;

4) имеют нулевую цену на рынке;

5) достаются всем поровну.

5. Конкуренция в экономике …

1) существует среди потребителей;

2) существует только в обществе, использующем деньги;

3) является следствием ограниченности ресурсов;

4) существует только среди производителей;

5) приводит к повышению эффективности производства.

6. Что из перечисленного ниже является примером компромиссного выбора?

1) Время, потраченное на принятие решения, сколько сливочного и сколько растительного масла купить.

2) Решение о покупке 1 литра растительного масла вместо 0,5 кг сливочного масла.

3) Затраты на покупку растительного масла, по сравнению с затратами на покупку сливочного масла.

4) Решение купить облигации, а не акции АО «Железные дороги».

5) Поездка на отдых в Грецию, вместо поездки в Египет.

7. Какие условия характеризуют экономическое благо?

1) Предложение такого блага недостаточно для удовлетворения спроса при нулевой цене.

2) Обществу необходимо их производить, потому, что они редки.

3) Они не требуют производства.

4) Спрос на них всегда превосходит их предложение.

5) Эти блага производит государство.

8. Выделите макроэкономические ситуации.

1) Правительство осуществляет политику либерализации цен.

2) Отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало падение урожайности сахарной свеклы.

13. Выберите все верные высказывания.

1. Труд ученого по созданию нового лекарственного препарата не является фактором производства, так как препарат еще не создан.

2. Земельная рента является доходом на фактор производства «земля».

3. Акции компании «ААА» не считаются фактором производства - капиталом.

4. Гонорар, полученный поэтом за детские стихи, напечатанные в журнале, можно отнести к вознаграждению за фактор производства – «труд».

5. Миксер, используемый в баре, относится к фактору производства – капитал.

14. Выберите все правильные соответствия факторов производства и доходов на них:

1) труд-рента

2) капитал - рента

3) земля - рента

4) капитал - процент

5) возрастает, если в экономике перегрев , и снижается, если в экономике спад.

Ответы

Задание №1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание №2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Задание №3

Верные утверждения

Верные утверждения

Задание №4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.