Незаконный дележ предназначенных для других целей денег. Незаконный дележ предназначенных для. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

Незаконный дележ предназначенных для других целей денег. Незаконный дележ предназначенных для. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

Преступные схемы, позволяющие получать незаконную прибыль, создаются и внедряются в практику постоянно. Еще в 90-е использовалось обналичивание денег, то есть незаконный вывод средств со счетов юрлиц. Несмотря на популярность методики отдельная статья в УК РФ, разбирающая правонарушение, не введена. Законодатель решил проблему иначе.

Разберем, какая уголовная ответственность предусмотрена за обналичку, под какие статьи УК подпадает правонарушение. А также в чем таковое выражается и почему законодатель не выделил обнал в отдельную статью.

Правила оборота денег на счетах юрлиц и индивидуальных предпринимателей описаны в статьях ГК. К примеру, ст. 286 содержит норму об обязательном расчете контрагентов безналичным способом. Введена таковая, в том числе с целью осуществления контроля оборотов каждого отдельного предприятия, являющегося налогоплательщиком. Ведь сбор в бюджет исчисляется на основании оборота или прибыли.

Незаконное обналичивание состоит в выводе денег из баланса фирмы. Без объективного обоснования операция является незаконной. Переводить деньги разрешено только для:

  • развития производства (контрагентам);
  • организации работы администрации;
  • выплаты дивидендов;
  • осуществления иных законных операций.

Важно: каждая трата юрлица или индивидуального предпринимателя должна быть обоснована документально. Иначе проверяющие органы могут заподозрить обналичку денег.

Распоряжение средствами компании так строго нормируется с тем, чтобы избежать укрытия таковых от налогообложения. После выплат в бюджет собственник может распределять прибыль любым образом. Правонарушители же пытаются вывести из поля зрения налоговой инспекции как можно больше денег. Способы, которыми проводится незаконное обналичивание, разнообразны. Рассмотрим самые популярные.

Известные методы обналички

Количество операций, проводимых фирмами в правовом поле, ограничено. На их основе строится механизм укрытия от налогообложения. Поэтому нелегальные финансовые операции (обнал) обычно маскируют под законные. Самыми распространенными являются следующие:

  • использование фирм-однодневок;
  • проведение средств через банки;
  • перевод индивидуальным предпринимателям;
  • выплата дивидендов;
  • привлечение средств маткапитала;
  • создание липовых контрагентов.

Схема через фирмы-однодневки состоит в том, что участник рынка регистрирует иное предприятие на реальное лицо. С фирмой заключается договор на поставку товаров или услуг. На его основании переводятся средства. Деньги снимаются со счета, а фирма закрывается. Кроме того, бухгалтер сумму вносит в убытки предприятия. А это уменьшает базу налогообложения. В таковой ситуации могут привлечь к ответственности владельцев обоих предприятий. Сложность состоит в сборе доказательной базы, подтверждающей обналичку.

Похоже по сути и форме на вышеописанное незаконное обналичивание денег фирмы через подставное предприятие. ИП или ООО регистрируется на «липовый» паспорт. То есть документ вполне реальный. Но принадлежит или умершему, или обворованному человеку. переводит деньги со счета предприятия липовому контрагенту в рамках договора. Затем они снимаются и тратятся на собственные нужды. А поддельное ООО даже закрывать не требуется. Ведь оно оформлено на подложный паспорт.

Банковские учреждения в преступных схемах используются только с согласия менеджеров. Без участия работника финансовой организации обналичивание денежных средств невозможно. Транзакции проводит специалист. Он старается перегнать сумму через счета большого количества банков, чтобы трудно было отследить операции. В настоящее время такие схемы используются довольно редко. Банковские транзакции контролируются крайне жестко. Кроме того, наказание в случае выявления махинаций настигнет и недобросовестного финансиста.

Раньше преступники переводили незаконным способом деньги на счета физлиц. Но таковая операция требует документального оформления. К примеру, фирма может приобретать у людей материалы, информацию и иное. Операция оформляется на подставных лиц. Им за «товар» переводят деньги. Сумма, таким образом, дробится. А за небольшое нарушение уголовной ответственности преступник не подвергается. Чтобы его наказать за обналичивание, незаконность всех переводов, что не так просто.

Следующая схема реализуется путем преступного сговора с индивидуальным предпринимателем. Организация (юрлицо) заключает с ИП договор об оказании услуг (чаще всего). Деньги отправляются на счет предпринимателя и делятся в оговоренных пропорциях. «Законность» операции подтверждается договором и актом выполненных работ. Контрагенты подписывают документы, считая себя в полной безопасности.

Выплата дивидендов – это вполне законная операция. Но только в том случае, если они отчисляются с прибыли после уплаты налогов. Кроме того, акционеры также обязаны внести в бюджет взнос с доходов физических лиц. Преступной в данном случае является попытка уклониться от налогообложения. То есть дивиденды переводят физлицам без взимания с них взноса в казну.

С 2009 года практикуется схема с маткапиталом. Обналичивание происходит путем оформления поддельной сделки купли-продажи жилого помещения. На основании договора ПФР перечисляет деньги, которые впоследствии снимаются со счета преступником.

Существуют иные схемы обнала, они менее распространены. Но уже из вышеописанных примеров видно, что уголовные правонарушения подпадают под различные статьи УК. Поэтому законодатель решил не вводить отдельно нормы, описывающей обналичивание. Каждая отдельная нарушает норму, описанную в 22-й главе УК, посвященной описанию преступлений в экономической сфере.

Уголовная ответственность

Преступные деяния, связанные с обналичиванием денег, разбираются в рамках 22-й главы УК. зависит от того, какая из статей применяется в том или ином случае. Так, за обналичку путем увода крупных сумм от налогообложения гражданам полагается одна из таких кар (статья 198):

  • до года принудительного труда;
  • арест до полугода;
  • тюремное заключение до года.

Если выяснится, что от налогообложения скрыта особо крупная сумма, то наказание увеличивается. А именно:

  • штраф может составить от 200 до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы назначаются до трех лет;
  • в тюрьму посадить могут на период до трех лет.

Крупным ущербом признается не перечисление в бюджет суммы размером в 900 000 руб. в течение трех финансовых периодов. При условии, что недоимка превышает 10% от полагающихся налогов и иных обязательных платежей. А особо масштабным – 4,5 мил. руб., что превышает 20%.

Внимание: не подлежит уголовному преследованию человек, совершивший правонарушение впервые, если он добровольно выплатил все полагающиеся взносы в казну и соответствующие фонды.

Предприятие, незаконно обналичивающее средства, наказывается по статье 199 УК. Ответственности подлежат должностные лица, отвечающие за финансовые операции (имеющие право подписи). Так, за невыплату обязательных сборов в крупном размере руководителя или бухгалтера могут наказать одним из следующих способов:

  • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
  • арестом на полгода;
  • тюремным заключением на период до двух лет;
  • дополнительно: лишением права занимать указанную в решении суда должность на срок до трех лет.

Незаконное обналичивание денежных средств юрлицом в особо масштабном размере приводит к более строгому наказанию. Штрафные санкции увеличиваются до полумиллиона рублей, а лишить свободы могут на период до шести лет.

Справка: крупная сумма невыплаты в бюджет составляет 5 млн. руб. и более.

Задолженность перед казной подсчитывают за три предшествующих финансовых года. Уголовная ответственность наступает, если недоимка превышает 25% от положенной суммы. Особо масштабное уклонение – это 15 млн. руб. и более.

В 199 статье УК законодатель выделил квалифицирующий фактор. Он состоит в совершении правонарушения участниками . За таковое деяние наказываются все выявленные лица с учетом виновности каждого.

Лица, причастные к обналичиванию, могут понести ответственность в рамках статьи 199.2. Она описывает преступление, состоящее в сокрытии денег от налогообложения. Наказание за таковое деяние:

  • штраф до полумиллиона руб.;
  • принудительные работы до трех лет;
  • тюремное заключение до трех лет.

Компании, занимающиеся системной преступной деятельностью, могут закрыть путем прекращения регистрации. Кроме того, в ходе расследования выявляются все пособники правонарушителей. Людей, способствующих уводу сумм от налогообложения, также наказывают. Виновность определяется исходя из размера ущерба, нанесенного государственному бюджету.

Квалификация преступлений, связанных с обналичкой, представляется довольно сложным делом. Так, злодеи часто прибегают к фальсификации документов (оформление на поддельный паспорт), иным незаконным операциям. Поэтому их деятельность может подпадать под следующие статьи УК:

  • 327 – подделка документов;
  • 171 – незаконное предпринимательство;
  • 173 – лжепредпринимательство;
  • 174, 174.1 – отмывание средств.

Как правило, первоначально нарушение законодательства выявляет сотрудник налогового органа. В его обязанности входит передача информации о злодеянии в прокуратуру. Работники последней проводят анализ данных. В случае необходимости дают задание дознанию провести предварительное следствие с целью выявить состав того или иного преступления.

Если состав обнаружен, то проводится расследование. К обналичиванию средств, как правило, причастно несколько физических, должностных и юридических лиц. В отношении каждого решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности. Связываться с нарушителями законов очень опасно. Последствия легкой наживы могут оказаться крайне тяжелыми.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Обналичивание денег статья УК РФ – это отмывание финансовых активов. Уголовное законодательство закрепляет множество составов, которые прямо или косвенно связывают прибыль юридических лиц с преступными целями или при уклонении от налогообложения. Следует изучить все вопросы, которые касаются обнала начиная от момента появления мотива и заканчивая необходимыми ресурсами. Результаты легализации всегда несут собой потери бюджетных средств или дохода государства.

Коммерческие и некоммерческие организации используют безналичную форму расчётов между собой. Однако это не означает, что существует возможность свободного снятия денежных средств.

Государственные органы и банки следят за тем, чтоб доходы от деятельности юридических лиц не выводились в бесконтрольный оборот.

Финансовая организация выступает не только в качестве хранителя капитала, но и является распорядителем денег предприятий.

Следует отметить, что существуют определённые категории расходов, которые могут или в некоторых случаях должны быть погашены именно наличными средствами:

Таким образом, можно всё-таки получить некий уход от бдительного взора банка. Для того чтобы обналичивание было произведено необходимо доказать, что оно находится в рамках законного поля и не превышает установленных лимитов.

Единоличный учредитель может запросить деньги у банка (подать заявку), но получить их в полном объёме вряд ли получится.

Незаконное обналичивание различных денежных средств носит сегодня стихийный характер. Ещё несколько лет назад руководители крупных организаций стремились увести от налогообложения капиталы посредством переводов в офшорные банки, сведения о которых не подлежали разглашению.

Сегодня таких манипуляций никто не производит, но цель по укрытию доходов от перехода их части в казну государства в виде налогов и сборов.

Популярность обнала также обусловлена некоторыми особенностями такой операции:

Вышеназванные преступления являются наиболее тяжкими, так как несут особую негативную нагрузку на общество, угрожая стабильности его развития и мирного сосуществования.

Всё же главные цели, которые мотивируют учредителей компаний скрывать часть доходов – высокие налоговые ставки и большой размер обязательных выплат.

Эти действия носят массовый характер.

Законных методов всего пять и каждый из них имеет свои особенности. Следует вкратце рассмотреть каждый:


Таким образом, законные методы обналичивания денежных средств должны иметь подтверждение и финансовое обоснование.

Сокрытие таким образом доходов невозможно, если не существует сговора между сторонами перераспределения прибыли.

Однако стоит обратиться к тому факту, что даже при компании не единственные субъекты подобных преступлений. Граждане, которые получают от государства какие-либо субсидии или дотации стремятся использовать их по своему усмотрению без соблюдения целевого характера денежных средств. В этом им помогают как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие предприятия.

Отдельно стоит обратить внимание на замену маткапитала деньгами и расходом его отличные от законных методы (неподконтрольные). В данном случае сертификат заменяется на денежный эквивалент, за удержанием комиссии посредника. По документам осуществляется проводка нормальной процедуры. Владелец сертификата отчитывается за ее реализацию, а компании, которая сопровождала сделку выдаются денежные средства. Пенсионный фонд старается отслеживать все операции, связанные с денежными средствами, предназначенными для выдачи материнского капитала.

Такие же схемы обналичивания присутствуют в любой сфере социального обеспечения или назначения дополнительных мер поддержки граждан. Статьи за обналичивание денег заключены в одном разделе Уголовного кодекса Российской Федерации, который отвечает за денежные махинации.

Обязательные атрибуты любой схемы обналичивания представлены:
  • наличие посредника, который выдаёт отчётные документы и затем получает денежные средства от контролирующих органов;
  • большое количество документов, которое может как запутать следы притворной и нелегальной сделки, так и полностью снять сомнения с вопроса о надлежащем способе обналичивания.

Уголовную ответственность за обналичивание денежных средств могут применить только в том случае, если будет доказано, что преступление носило умышленный характер.

Предполагается, что если деньги даются в заём или под отчёт, то должны иметься следы, которые помогут отследить момент возникновения обязательств и до момента возврата средств или подготовки отчёта с подтверждением финансовой части. Налоговое законодательство даёт полное право не учитывать деньги, потраченные таким путём при расчёте налоговой ставки за определённый период.

Возвратные деньги впоследствии должны быть восприняты в качестве доходов. Случается, что работник лишается возможности отдавать заёмные средства (потеря трудоспособности вне зависимости от протяжённости).

В такие моменты оплатить налог обязан именно заёмщик, так как денежные средства приравниваются к доходу.

Правила оформления обналиченных средств подобным способом предусматривают:
  1. Оформление договора займа или распоряжения о выдачи средств под отчёт.
  2. Бухгалтерские проводки по погашению задолженностей или составленного отчётного документа.
  3. Отчёт на полученные деньги должен быть составлен с приложением чеков или иных платёжных документов. Недопустимо в отчёте указывать какие-либо суммы, подтвердить которые невозможно.

Условно такой вид обналичивания денежных средств является самым безопасным, с точки зрения законности. Оспорить действия сторон, привлечённых к обналу крайне сложно. Договор займа – гражданско-правовой договор, а отчётные документы составляются на специальных бланках.

Сложность доказывания, что обналичивание денег статья уголовного законодательства имеет соответствующий состав.

Оформление обнала проводится с помощью бухгалтерских документов, то есть с использованием расходных кассовых ордеров. Не всегда обналичивание предполагает выдачу денег на руки. В некоторых случаях средства переводятся на карточку физ.лицу, которое может без ограничений производить снятие в банкоматах или отделениях финансовой организации.

Абсолютно не важно внутри ли одной финансовой организации производятся проводки или средства выводятся на баланс чужого счёта в другом банке.

Статья за обналичивание денежных средств будет применена, если:
  • не соблюдён порядок проводки и официального обнала;
  • изначально применена незаконная схема перевода средств с целью снятия наличных.

Обязательно должно быть соблюдено правило о создании внутренних локальных актов на предприятии, которые бы регламентировали порядок увода денежных средств от налогообложения. Этот порядок утверждается руководителем приказом или собранием учредителей посредством принятия решения. Подобное положение или документ с иным наименованием должен содержать алгоритм действий всех участников схемы обналичивания.

Существует схема, в которую привлекается посредник, производящий отслеживание законности бухгалтерских проводок.

Банки нередко становятся участниками преступных схем, имея непосредственное отношение к оформлению поддельных или несоответствующих действительности документов.

Подобная схема предполагает следующие действия:

  1. Человек оформляет крупный кредит и берёт поручителем юридическое лицо.
  2. Невозможность выплаты делает обязательным истребование средств от поручителя.
  3. Денежные средства вместе с пеней и процентами возвращаются в банк.
  4. Третье лицо передаёт аналогичную сумму, удерживая комиссионные.

В качестве человека, участвующего в кредитном договоре, зачастую выступает гражданин, который никогда не имел взаимоотношений с организацией и не знает, что на его имя оформлена крупная ссуда.

Зачастую имеющаяся задолженность перед фирмой, списывается как недополученный доход.

Эта схема действует только когда речь идёт о больших денежных суммах и предполагает единичный случай её использования. Она представляет собой колоссальный риск для обеих сторон (юридическое лицо – банк).

Именно из-за подобных махинаций Банк России ведёт массовую чистку среди финансовых организаций, прекращая действия их лицензий.

Следует уделить несколько слов о набирающей популярность криптовалюте. Некоторые организации выводят деньги на накопительные счета и получают доход, другие (прогрессивные) ищут пассивного дохода от особых объектов, которые сегодня носят название Биткоин.

Уникальность этой валюты заключается в том, что

Ранее (до внесения в Трудовой кодекс изменений) часто использовались гражданско-правовые договоры при найме сотрудников. Это было возможным и привлекательным, поскольку не существовала процедура по уплате тех же налоговых ставок и пополнения тех же фондов, если бы речь шла об обычных работниках.

Назначались повышенные суммы оплаты оказания услуг физическими лицами, в связи с чем присутствовало не только уголовно наказуемое деяние, но и нарушение трудовых прав граждан.

Отличие гражданско-правового от трудового договора предполагает:
  • отсутствие тесной взаимосвязи сотрудника с работодателем;
  • отсутствие понятия трудовой дисциплины;
  • обязательное составление акта выполненных работ по результатам каждого отработанного месяца.

Сегодня найти подобную схему сложно, законодательно урегулированы вопросы о любых видах гражданско-правовых сделок, которые могут быть использованы в качестве махинации для обналички денежных средств.

Таким образом, обналичивать доходы через гражданско-правовые договоры законно нельзя. Незаконный обнал предполагает заключение фиктивных сделок по различным видам деятельности и деньги просто утекают с одного расчётного счёта на другой. Услуга не осуществляется, а средства выводятся уже получившей их стороной.

Обналичивание денежных средств по различным статьям УК РФ предполагает, что деньги передаются не за счёт каких-либо действий, а на основании оформления сделки.

Схема такова:
  1. Физическое лицо предполагает продать какую-либо вещь организации. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество.
  2. Оформляется предварительный договор, по которому производится платёж фирмы.
  3. Далее стороны по обоюдному согласию или по инициативе гражданина расторгается, и оформляется запрос на возврат суммы, обозначенной в договоре.

По истечении трёх лет без подачи искового заявления в суд, предприятие теряет право требования долга.

Никто не может заставить подать иск в суд, а, например, за незаконное обналичивание денежных средств статья будет переквалифицирована на 179 (принуждение к совершению сделки), что не является действительным и уводит в сторону вопрос обналички.

На практике существует мнение, что обналичивание всегда сопровождается легализацией (отмыванием) доходов. Это совсем не так. Весьма добросовестные фирмы желают уменьшить «прессинг» государства на доходную часть и вывести некоторые средства в собственное пользование простым способом.

Следует обратить внимание, что обналичивание может быть связано со лжепредпринимательством или мошенничеством и необязательно иметь в качестве конечной цели увод денег от налогового бремени.

Поэтому при квалификации преступления, если оно обнаружено, следователи изучают:
  • все существенные признаки состава противоправного деяния;
  • особенное внимание уделяется факультативным признакам;
  • субъектов, которые действовали в единой финансовой цепочки;
  • какие сопутствующие преступления были совершены.

Таким образом, незаконные схемы могут быть только «ширмой» для других более сложных преступлений, которые несут серьёзную угрозу общества.

Посреднические услуги можно встретить и в этой преступной деятельности. Описывать схемы не представляется целесообразным, так как их разновидностей великое множество.

Следует знать основные признаки обнала через посредников:

  1. Количество посредников может исчисляться десятками.
  2. Эта деятельность оплачивается в процентном соотношении от передаваемой суммы.
  3. Человек непосредственно передающий «шуршащие купюры» руководителю фирмы, может не подозревать что за объект у него в руках и что действия его могут носить преступный характер.

Посредники пользуются огромным спросом у тех, кто организовывает схемы вывода денег незаконно.

Однако в ходе судебного заседания может быть неправомерное обналичивание денежных средств статья установлен другой круг участников, о которых было неизвестно в момент передачи средств.

Сегодня реализована возможность проверки контрагентов (то есть других организаций, которые привлекаются к обналичиванию). Можно увидеть сколько компаний были зарегистрированы на одного человека и как эффективно они работают (исчисляет средства в бюджет и фонды).

Такие фирмы по роду деятельности могут быть представлены в любой организационно-правовой форме или сопряжены (иметь в качестве одного вида деятельности) выдача микрофинансовых займов.

Схема предельно проста:

Таких фирм открывается множество, некоторые из них перебрасывают денег между собой, чтоб запутать следы.

Может ли банк оказаться в доле?

Сегодня таких банков становится всё меньше и меньше. Ежемесячно Центробанк публикует списки тех участников финансового рынка, которые могут участвовать подобным образом.

Безусловно, вероятность такая существует. Некоторые банки были специально учреждены для обналичивания денег.

В этом случае они могут выступать и как конечное звено преступной схемы, и быть при этом посредником по оформлению обнала.

Как определить границу того, что банк участвует в преступных махинациях:
  1. У такой финансовой организации нет банковских продуктов по вкладам или они крайне невыгодны.
  2. Кредитные проекты не развиваются или не имеют клиентской привлекательности из-за небольшого количества.

Следует обратить внимание на ответственность банков. Помимо лишения лицензии (получение которой весьма затруднительно) реальные сроки и штрафы грозят руководителю или будет наказываться материально ответственному лицу, которое может быть идентифицировано по результатам расследования преступления.

Можно сделать вывод, что куда бы ни глянул потенциальный преступник по ряду финансовых организаций, везде существует благоприятная среда. Рубеж по увеличению обнала государство старается переломить не только по отношению к ужесточению наказания, но и в части совершенствования нормативно-правового регулирования определённых вопросов.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК). Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения * . Вторая - совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.

* См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю . И. Скуратова и В. М. Лебедева (ст. 16, 35, 201, 255).

Статья 174 УК РФ является новой. Криминализация предусмотренного ею деяния произошла в результате длительных, до сих пор не оконченных дискуссий, в ходе которых взвешивались позитивные и негативные последствия введения соответствующего уголовно-правового запрета, а также под влиянием зарубежного законодательства, действующего в иных социально-экономических условиях.

Цель запрета состоит в охране экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками.

Социально-поведенчески преступление состоит в том, что доходы от наркобизнеса и иных преступлений, средства, укрытые от налогов, получают с помощью других лиц (не участвовавших в их приобретении) легальный статус и могут свободно использоваться по усмотрению получившего их лица.

Состав преступления по данной статье построен сложно. Он предполагает совершение одним лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем, затем совершение другим лицом основного деяния, в которое входит либо проведение субъектом данного преступления финансовых операций и других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. :

Технически данный состав преступления построен аналогично ст. 208 УК РСФСР "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" и ст. 175 УК РФ с таким же названием. Однако формулировки состава преступления ст. 174 УК РФ значительно менее определенны.

Объективная сторона преступления. Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки.

Данный состав преступления не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественно опасных действий виновным включает представление о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

Такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным согласно п. 2 ст. 14 ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

Заведомостъ незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает; денежные средства или иное имущество, является незаконным. Понятие заведомости при этом относится также и к основному преступлению.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, как и использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей.

Понятие финансовых операций приобретает юридическое значение в контексте финансовой деятельности, охватывая, в частности, расчетные, депозитные и иные операции. Другие сделки в соответствии с гражданским законодательством – это все действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). В контексте данной статьи законодатель рассматривает финансовые операции как вид сделок, поэтому не является их совершением издание и исполнение актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также их исполнение должностными лицами, хотя бы эти действия и были связаны с использованием средств, указанных в данной статье.

Не соответствует целям данной статьи признание финансовой операцией сделок незначительных по объему, например оплаты квартиры главой семьи из средств, заведомо приобретенных незаконным путем одним из членов данной семьи. В то же время перевод банком денежных средств для приобретения недвижимости образует финансовую операцию.

Денежные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности используются лицом, действия которого представляют собой легализацию средств в интересах добывшего их лица, а не тем, кто приобрел их заведомо незаконным путем.

Иной экономической деятельностью в контексте данной статьи следует считать деятельность, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующую затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т. д. *

* См. ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими.

Использование указанных денежных средств означает совершение любых видов сделок или иных активных действий, включая переработку иного имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной.экономической деятельности, т. е. заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату произведенных работ или услуг. Спорным является отнесение к указанной деятельности помещения денежных средств на депозит с целью извлечения прибыли.

Использование денежных средств или иного имущества является оконченным преступлением в момент совершения образующих его действий.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за деяние, состоящее в таком приобретении.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.

Цель легализации хотя прямо не указана в тексте статьи, но вводится в качестве обязательной ее названием - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности.