Метод rab не оправдал. RAB-регулирование как инструмент привлечения инвестиций в электроэнергетику. Хорошо. если модернизация нужна, но решение нкрэку плохое, то как быть

Метод rab не оправдал. RAB-регулирование как инструмент привлечения инвестиций в электроэнергетику. Хорошо. если модернизация нужна, но решение нкрэку плохое, то как быть

Пока Украина выходила из зимних праздников, "Урядовий кур"єр" 10 января опубликовал неприметный, но важный документ. Он будет влиять на жизнь и семейные бюджеты миллионов украинцев. И точно будет влиять на украинскую электроэнергетику.

Речь идет о публикации постановления Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая вводит RAB-регулирование для распределительных компаний - облэнерго.

Переход облэнерго на RAB-регулирование несколько лет является темой острых споров между политиками и экспертами. Например, премьер Владимир Гройсман несколько раз подчеркивал, что по существующей методике вводить RAB-тариф недопустимо.

Что не так с этим RAB-ом? Почему Нацкомиссия на нем настаивает? Как это касается украинских олигархов? И почему об этом стоит знать украинцам, потребляющим электричество?

Что случилось?

Это означает, что государство завершило создание нормативной базы для перевода украинских энергокомпаний на так называемое RAB-регулирование. НКРЭКУ сможет ввести его со следующего квартала.

Журналисты и эксперты часто применяют другие подобные определения - RAB-тарифы или "стимулирующие" тарифы . Это одно и то же.

Как это повлияет на потребителей электроэнергии?

Напрямую - никак. Однако RAB-регулирование влияет на цену услуг ряда компаний.

RAB вводится для компаний, которые распределяют электроэнергию, то есть доставляют ее от производителя к потребителю. Потребителю они известны как облэнерго, именно они работают с населением.

Большинство этих компаний являются частными и принадлежат Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову. Государство тоже имеет долю в ряде облэнерго, в некоторых - подавляющую.

Услуги таких компаний формируют часть счета за электроэнергию. Именно поэтому изменение методики оценки услуг таких компаний повлияет на квитанцию ​​каждого украинском.

Зачем нужны RAB-тарифы?

Распределительным компаниям нужно обновлять инфраструктуру. Речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию: провода, опоры, трансформаторы.

Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды.

Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%.

Нагрузка на электросети возрастает. Пользователи чувствуют это в виде низкого вольтажа и отключений электроэнергии.

Модернизация необходима была еще вчера. Для нее нужны суммы, измеряемые миллиардами гривен.

По словам чиновников НКРЭКУ, введение стимулирующего тарифообразования позволит владельцам облэнерго модернизировать инфраструктуру.

Регулятор утверждает, что RAB-тарифы позволят также заинтересовать инвесторов вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры и покупку государственных долей облэнерго.

Допустим, что это нужно. Как они работают?

Аббревиатура RAB происходит от термина Regulatory Asset Base - регуляторная база активов. Отсюда происходят все другие термины, обозначающие то же: RAB-регулирование, RAB-тарифы или "стимулирующее тарифообразование".

Регуляторная база активов - это собственные мощности облэнерго, которые предприятие использует для распределения электроэнергии. Это столбы, трансформаторы, провода - все, что образует сетевую инфраструктуру.

По новым нормам, теперь облэнерго смогут гарантированно получать определенный уровень доходности, который будет высчитываться от стоимости активов. И здесь важно различать, что есть уже существующие активы в облэнерго, а есть те, которые они еще не создали - новые.

Постановление НКРЭКУ устанавливает для обоих одинаковый уровень доходности - 12,5%. Это означает, что в свои тарифы облэнерго ежегодно будут закладывать 12,5% стоимости своих активов - старых и новых.

Если еще проще - речь идет фактически о стоимости самих облэнерго. Например, если облэнерго стоит 1 млрд грн, то компания сможет заложить в тариф на распределение электроэнергии 125 млн грн.

А как облэнерго работают сейчас?

В Украине облэнерго и все монополисты, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, работают по принципу "затраты+".

Тариф облэнерго утверждает НКРЭКУ. Комиссия использует данные о расходах, необходимых для осуществления деятельности монополиста.

Регулятор может не утвердить часть расходов облэнерго, если посчитает их необоснованными. К обоснованной сумме расходов комиссия добавляет несколько процентов "нормы прибыли".

Вроде все хорошо: регулятор проверяет, не закладывает ли монополист лишних расходов, следит, чтобы его прибыль не превышала нормативную и потребители не платили чрезмерно. Все довольны.

На самом деле картина несколько сложнее. Тарифообразование по схеме "затраты+" стимулирует облэнерго раздувать свои расходы.

Например, если утвержденная НКРЭКУ норма прибыли составляет 3%, то нормативная прибыль на расходы в размере 1 млрд грн составит 30 млн грн. С 2 млрд грн - 60 млн грн.

Итак, при сегодняшней модели тарифообразования облэнерго заинтересованы в раздувании расходов и не заинтересованы в уменьшении потерь электроэнергии в сетях. Ведь если эти потери будут уменьшены, то уменьшится и сумма, которую они получают как "норму прибыли".

Чем RAB лучше?

RAB-тарифы при правильном внедрение стимулируют облэнерго к сокращению расходов и модернизации сетей.

Если компания будет знать, что за следующие пять лет она заработает фиксированную сумму - процент стоимости ее активов, она будет заинтересована становиться более эффективной.

Опыт развитых стран свидетельствует о высокой эффективности стимулирующего регулирования.

Например, Великобритании удалось вдвое сократить расходы распределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии изношенность активов уменьшилась с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.

Кроме того, в развитых странах RAB-тарифы предоставляются с целью улучшения качества услуг: уменьшение количества отключений потребителей, улучшение качества электроэнергии.

Однако RAB - сложный инструмент. Для достижения таких результатов его нужно должным образом внедрить.

Допустим, что это так. Почему тогда вокруг решения НКРЭКУ столько шума?

Регулятор заложил в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых и на новые инвестиции, и на старые активы.

Вероятно, процент доходности для обоих типов активов должен быть разным. Старые активы уже оплачены потребителями через тариф, а их поддержка стоит меньше, чем создание новых. Однако регулятор назначил одинаковую доходность для всех активов.

Такое решение переводит выплату 12,5% стоимости активов облэнерго на потребителя.

Если облэнерго оценено, например, в 9 млрд грн, было приватизировано несколько лет назад за 300 млн грн, и его владелец не вкладывал средства в модернизацию инфраструктуры, то назначение такой доходности не является обоснованным.

12,5% от 9 млрд грн будет составлять 1,125 млрд грн. Иными словами, владелец облэнерго получит более 1 млрд грн, не вложив никаких средств в инфраструктуру, которую он приватизировал по заниженным ценам.

Теперь о новых активах. Вероятно, 12,5% доходности на новые активы - это мало. Такой уровень доходности не будет способствовать привлечению средств инвесторов или кредитов для расширения или модернизации сетей.

Причина банальна: инвестору выгоднее положить эти деньги на депозит, ведь доходность депозита в Украине выше 12,5%.

Подождите, а кто оценивал облэнерго? Откуда эти 9 миллиардов?

Чем больше стоимость регуляторной базы активов, тем больше будет утвержден доход на эти активы.

Оценкой стоимости активов облэнерго занимается Фонд государственного имущества. Он утверждает методологию оценки. Методология определяет, сколько стоят распределительные компании, а следовательно - сколько дохода они будут получать.

В 2017 году чиновники фонда решили пересмотреть методологию оценки активов облэнерго. Одно изменение в формуле увеличило их стоимость вдвое, а значит - вдвое увеличились тарифы для потребителей.

"Введение RAB-тарифов повысит цену на электроэнергию", - сказал в 2016 году председатель НКРЭ Дмитрий Вовк. Тогда он прогнозировал, что рост составит 10%.

Собеседники на энергетическом рынке рассказывают, что рост может быть более существенным.

По подсчетам эксперта Андрея Геруса, тарифы облэнерго в результате введения RAB-тарифов вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд грн в год.

При этом рост тарифа не обязательно ляжет на плечи населения. Кроме населения, в Украине есть небытовые потребители: предприниматели, малый, средний, крупный бизнес, бюджетные учреждения и организации.

На кого возложат рост тарифа - определит комиссия. Возможно, поделят на всех.

Когда это вообще начнёт работать?

НКРЭКУ сможет утверждать RAB-тарифы для облэнерго с апреля 2018 года. При этом облэнерго должны соответствовать ряду критериев.

В частности, в них не должно быть задолженности перед ГП "Энергорынок". Кроме того, компаниям придется проводить общественные слушания по поводу утверждения RAB-тарифа.

Таким образом, регулятор будет решать, какие облэнерго получат новый тариф, а какие будут работать по схеме "затраты+".

Хорошо. Если модернизация нужна, но решение НКРЭКУ плохое, то как быть?

Разница между плохими и хорошими решениями часто заключается в деталях. В случае с RAB-тарифами речь идет прежде всего о нормативных процентах доходности на старую и новую базы активов.

Для старых активов их нужно существенно уменьшить. Для новых активов норму доходности следует увеличить. Насколько - это предмет дискуссии.

Увеличеные процентные ставки позволят смотивировать распределительные компании привлекать средства на модернизацию сетей и создание новых активов, потому что они будут приносить больше дохода.

Кроме того, важным моментом является контроль за использованием тарифных денег. Необходимы гарантии, что регулятор и правоохранительные органы действуют независимо и прозрачно, имеют достаточно полномочий для сбора информации.

Без этого облэнерго смогут продолжить вывод средств, полученных от RAB-стимулирования, и не обеспечат лучшего качества поставки электроэнергии потребителям.

Все облэнерго будут работать по RAB-тарифам?

Перейти на RAB-тариф захотят все, поскольку это принесет владельцам дополнительные средства. Однако пока планируется перевод только части частных компаний.

Среди критериев готовности - отсутствие долгов перед ГП "Энергорынок" или небольшая задолженность.

Утверждение RAB-тарифов для каждого облэнерго создает риски давления на владельцев и дискриминации компаний со стороны регулятора.

RAB-регулирование - термин в российской энергетике относительно новый, но уже эффективно работающий и показывающий положительные результаты.

* RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, которая устанавливается с целью регулирования тарифов и отражает рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.

Другими словами, RAB-регулирование – система тарифообразования, в основе которой лежит долгосрочное регулирование тарифов для привлечения инвестиций в строительство и модернизацию сетевых инфраструктур с целью повышения эффективности работы сетевых организаций. В данном случае, чтобы реализовать региональные инвестиционные программы, сетевыми компаниями будут привлекаться и собственные и заемные средства. Регулятором тариф компании формируется таким образом, что она будет иметь возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал. Возврат заемных средств в данной схеме происходит как механизм ипотечного кредита – не за один год, а в течение 20 и более лет. Тариф тут устанавливается сроком от 3-х до 5 лет, что очень выгодно для инвесторов, потому как тем самым обеспечиваются стабильные и предсказуемые правила игры, снижающие их риски, а также стоимость капитала для сетевиков. Каждый год тарифы подвержены корректировке со стороны макроэкономических факторов, таких как инфляция, в случае ее входа за прогнозные показатели.

В первую очередь данная система регулирования нужна для того, чтобы привлечь в распределительные сети масштабные инвестиции и при этом не допустить резкого увеличения тарифов на услуги энергетических компаний. Система RAB-регулирования сделает возможным для компаний привлечение капитала в необходимых объемах, а потребителям даст шанс оплатить его не в один момент (во время текущего года), а в период длительного времени.

Сейчас рассмотрим более подробно, какие плюсы имеет система для всех участников процесса.

Что касается регионального развития, то новые мощности и строительство сетевой инфраструктуры позволит присоединить новых потребителей, соответственно, будет подготовлена база для отраслевого развития, открыты предприятия, созданы рабочие места. Таким образом, увеличится общее благосостояние региона.

Для бизнес - сферы схема RAB-регулирования работает таким образом, что все затраты и вложения акционеров и инвесторов неизменно возвращаются, при этом они получают гарантированный доход. Процент дохода определяется органами госрегулирования цен и тарифов во время установки тарифа по методу RAB.

Потребители в данном случае тоже не останутся в минусе. Мы не можем за счет разового вложения в развитие сетевой инфраструктуры обеспечить себя надежными поставками электроэнергии на всю жизнь. Зато произвести такие выплаты в рассрочку по силам для каждого. По системе нового тарифообразования энергетической компанией находятся средства, которые вкладываются в наше комфортное будущее, а мы в свою очередь на протяжении длительного времени, как при ипотеке, будем производить выплаты за электричество по вполне приемлемым ценам установленным государством.

Так как тариф основан на методе возврата и последующего дохода от вложений, энергетические компании имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции за средства кредиторов.

Оценка капиталовложений компаний определяется независимыми экспертами. Она основана на справедливой реальной рыночной цене, которая была затрачена на строительство энергетических объектов. Государством гарантирован процент дохода на вложения, поэтому у энергокомпаний появляются дополнительные средства, которые можно направить на развитие сетей.

В виду того, что тариф стабилен на протяжении 3-5 лет, у сетевиков есть возможность прогнозирования своих расходов и доходов на несколько лет вперед, что способствует планомерному снижению критичного процента в износе оборудования. У организаций появляется стимул для снижения издержек, потому что те средства, которые они сэкономили возможно сохранить у себя, в отличие от прежней системы тарифообразования «Затраты +».

У старой затратной схемы в качестве источника финансирования инвестпрограмм выступал тариф. В нем закладывались инвестиционные составляющие и учитывались расходы, связанные с амортизацией. Например, какая-либо энергокомпания заработала по данным пунктам в течение года один миллион рублей, в таком случае именно столько составят инвестиции в развитие в годовой промежуток.

Механизм RAB определенно сложнее. Источник финансирования в данной системе тоже тариф. Чтобы сформировать инвестиции, в данном случае есть возможность использования всего дохода на инвестированный капитал, а также той части его возврата, которая направлена на покрытие амортизации имущества. Но эти средства не расходуются непосредственно на инвестиции, а направляются в сферу обслуживания заемных средств.

Например, энергетической компанией за год был заработан миллион на инвестиции. Но в ситуации с RAB-регулированием эти средства не идут на реконструкцию сетей, а используются для получения кредита в пять миллионов, в свою очередь заработанный миллион тратится на погашение этого кредита на протяжении года. Пять миллионов дают возможность осуществления масштабного обновления, что снижает издержки и увеличивает доход. Таким образом, в следующем году на инвестцели компания получит не миллион, а полтора, которые может направить на погашение старого кредита или же оформить новый. Размер нвестпрограммы по такой схеме увеличивается с каждым годом.

Большая разница этих систем в сроках установления тарифа. В «Затратах+» он действует 1 год, по новой программе – 3-5 лет. За этот срок компания сокращает издержки, но работа продолжается по утвержденному тарифу. То, что сэкономлено, идет на прибыль. Это является стимулом для снижения операционных расходов.

Но тариф в этой схеме не так постоянен, как хотелось бы, на него могут влиять макроэкономические показатели. Увеличением или урезанием тарифа власти имеют возможность осуществлять наказание или поощрение сетевой компании за выполнение инвестпрограммы, надежную передачу электроэнергии и качество обслуживания.

Описанная схема не является идеальной, но потенциал у нее немаленький. Впервые ее применили в Великобритании в конце 1980-х гг., когда происходили процессы приватизации электросетей и либерализация рынка электроэнергии. В это время государством RAB-регулированием было предложено 14 компаниям, в итоге все они значительно снизили издержки и увеличили инвестиции. Эту схему считают образцом, прежде всего, применимо к электрическим сетям, системам водоснабжения и связи.

В 90-е годы RAB-регулирование распространилось в Канаде, США, Австралии и многих странах Западной Европы. А в 2002 году ЕС обязал страны Восточной Европы распространить у себя данный механизм. На RAB перешли Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и некоторые другие государства.

В России работа по введению этой модели началась еще в 2003-2005 годах, когда формировался электросетевой комплекс страны. В это время провели необходимые исследования, разработали методические рекомендации, подготовили законодательную базу. Правительством было принято решение о переходе на новую систему тарифообразования. Так, Энергетическая стратегия России до 2030 года основным вектором развития страны ставит создание инновационного и эффективного энергетического сектора, который будет удовлетворять потребности растущей экономики в энергетических ресурсах и соответствовать внешнеэкономической политике страны.

Основной мотив перехода на новую систему тарифообразования – необходимая модернизация сетевого комплекса, износ основного фонда. На то время мощности были изношены до предела и нуждались в кардинальном обновлении. Данные Министерства регионального развития показывали, что котельные износились на 55%, коммунальные сети водопровода – на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%, электрические сети – на 58%, водопроводные насосные станции – на 65%. У отдельных муниципальных образований износ инфраструктуры составлял 70-80% и с каждым годом увеличивался. Поэтому, переход на RAB - мера приоритетная и необходимая.

На старте в нашей стране новая модель столкнулась с рядом трудностей. По времени начало внедрения совпало с финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад в промышленном производстве, что существенно замедлило рост энергопотребления. Крупные потребители отказались от амбициозных программ развития производства, это скорректировало все инвестпланы сетевиков. На практике внедрение RAB оказалось делом не таким уж простым. Новая методика включает доход инвестиций не более 12%, банки же давали кредиты под 15-18%. Брать заем в 18%, имея доход в 12%, не захочет ни одна компания. Метод будет иметь эффективность только в том случае, когда банковская ставка составит меньше 9%.

Но эти проблемы носили временный характер и механизм RAB- регулирования начал активное распространение в России. Так, уже в 2010 году по этой системе стали работать филиалы ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», также ее успешно внедрили «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга).

Первые положительные результаты не заставили себя долго ждать. «Белгородэнерго» с переходом на новую систему обеспечило себе материальный прирост в 29,1% уже на первом году внедрения, тогда как в предыдущем эта цифра составляла 20,6%. Были инвестированы средства в 4 раза больше, по сравнению с прошлым годом.

Еще лучшие результаты показала компания «Тверьэнерго». Здесь инвестиционный капитал увеличился на 65%, а операционный расход только на 19%. А в 2011 году по методу RAB работали уже 58 филиалов Холдинга МРСК из 69. Переход на эту систему осуществляется быстрыми темпами.

Несмотря на определенные трудности внедрения и применения нового метода в России его плюсы, возможности и перспективы очевидны. Прежде всего, они заключаются в формировании инвестпрограмм, учитывая потребности региона и развитие сетевой структуры. RAB – это возможность существенно увеличить инвестиционные программы, несмотря на ограничение роста тарифа ЖКХ. RAB – это стимул для сетевых организаций к повышению надежности и качества в обслуживании потребителей. Предусматривая долгосрочный тариф, RAB дает определенную свободу в планировании ресурсов и правильно распределяет возможности организации и региона. RAB обеспечивает прогрессирование энергетической отрасли. А развитая, мощная энергоструктура – залог развития бизнеса и экономики страны.

Сущность RAB-регулирования

RAB-регулирование – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать как собственные, так и заемные средства. Регулятор, в свою очередь, будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не в один год (как сегодня), а в течение 20 и более лет, аналогично механизму ипотечного кредитования. Тарифы устанавливаются на период 3-5 лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость «правил игры» для инвесторов, снижает их риски, а значит и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Также тарифы ежегодно корректируются на макроэкономические факторы, например, инфляцию, если она вышла за прогнозируемые показатели.

Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. RAB-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю – оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года) как в настоящее время, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, т.к. сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия.

Особенностью государственного установления цен (тарифов) в электроэнергетике является определение так называемой «необходимой валовой выручки» (НВВ). Согласно Основам ценообразования под этим термином подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Отношением НВВ и объема оказываемых услуг устанавливается цена на услуги регулируемых предприятий электроэнергетики. Практикуемый до сегодняшнего момента в установлении тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает ежегодный пересмотр регулятором НВВ каждой регулируемой компании.



Длительность первого долгосрочного периода регулирования для «обкатывания» новой методики составит 3 года, продолжительность же последующих периодов – 5 лет.

Следует учесть, что НВВ состоит из расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величины возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), а также дохода на инвестированный капитал и величины изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов.

В целях стимулирования регулируемых компаний к снижению издержек, предусмотрено применение понижающего коэффициента эффективности операционных расходов. Для обеспечения одинаковых стимулов к снижению расходов на протяжении всего долгосрочного периода регулирования предусмотрен механизм, позволяющий организации получать выгоды от экономии операционных расходов, достигнутой в последние годы долгосрочного периода регулирования, на протяжении 5 лет, в том числе в течение следующего долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с Методическими указаниями доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электрической энергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7.

На первый долгосрочный период регулирования ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России устанавливает норму доходности инвестированного капитала отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, устанавливаются единой ставкой.

История RAB

Электросетевые комплексы многих стран Европы используют метод RAB-регулирования уже давно. Первыми были англичане. Они применили RAB в начале 1990‑х годов. Постепенно на новый метод тарифообразования перешли Канада, США, Австралия, многие страны Западной Европы. С 2002 года на RAB перешли Румыния, Болгария, Польша и ряд других государств. В прошлом году и правительство России рекомендовало администрациям регионов в 2010 году перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. Федеральный закон № 261‑ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», распоряжение правительства РФ № 30‑р обязывают все сетевые организации к 2012 году перейти на долгосрочное регулирование. Предполагается, что RAB обеспечит стимулирование привлечения инвестиций в развитие сетей, поскольку в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора.

Сравнение метода «Затраты плюс» и «RAB-регулирование» .

В последнее десятилетие в России при формировании тарифов в электроэнергетике применяется метод экономически обоснованных затрат - так называемый метод «Затраты плюс». Принцип «Затраты плюс» заключается в том, что электросетевые компании подают предложения в региональные тарифные органы, в которых заявляют расходы на ремонты, материалы, фонд оплаты труда, налоги (всего порядка 30–40 статей) с корректировкой на прогнозируемую инфляцию. Затем ФСТ устанавливается тариф.

Метод «Затраты плюс» имеет ряд недостатков, главным из которых является краткосрочное регулирование. Как известно, на подготовку проектно-сметной документации, отведение земли и непосредственно строительные работы электросетевого объекта требуется 3–4 года. При этом известен тариф только первого года инвестиционного цикла. Это вызывает проблемы с банками, которым требуются гарантии в отношении тарифов на весь период инвестиционного цикла. В связи с недостаточной информацией и отсутствием гарантий банки не могут предоставлять кредитные ресурсы на длительный срок; в основном практикуется краткосрочное кредитование, что экономически невыгодно.

Такое положение противоречить принципу реформирования электроэнергетики, который предполагает переход на тарифообразование, позволяющее компаниям получать экономически обоснованную прибыль и привлекать инвестиции для своего развития.

В целях реализации принципа реформирования энергетики приказом ФСТ от 26 июня 2008 г. N 231-э утверждены «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».

Метод доходности инвестированного капитала, основанный на возврате сделанных вложений, позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.

Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств (RAB - regulatory asset base) относительно новая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в развитие электросетевого хозяйства.

В табл. 6.3 приводится сравнение методов регулирования тарифов «Затраты плюс» и RAB.

Таблица 6.3

Общим для обоих методов является то, что источником финансирования инвестиционных программ является тариф. Принципиальное отличие рассмотренных подходов заключается в том, что по затратной схеме «Затраты плюс» компания, получив прибыль по двум статьям на инвестированный капитал и затраты на амортизацию, именно ее инвестирует в течение года в свое развитие.

При использовании RAB источником финансирования инвестиционных программ так же является тариф. Но для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал и ту часть возврата инвестиционного капитала, которая покрывает амортизацию. При этом деньги, полученные в виде тарифа, не направляются напрямую на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Таким образом, кредитные деньги позволяют осуществить мероприятия по обновлению оборудования, что, в свою очередь, снижает издержки и увеличивает доход компании.

Таким образом, метод регулирования тарифа по схеме RAB обладает преимуществом в части снижения издержек и возможности привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Дополнительными преимуществами метода являются:

возможность долгосрочного планирования развития сетевых компаний;

предсказуемый тариф и повышение качества услуг сетевых компаний.

Экспертная оценка на перспективу 20 лет показала, что суммарный рост тарифа за расчетный период по методу RAB будет выше, чем по методу «Затраты плюс», но будет иметь более плавные годовые темпы роста - за счет того, что инвестиционная составляющая прибыли будет включаться в тариф после ввода объекта в эксплуатацию. При этом инвестиционная составляющая прибыли, включенная в тариф, будет распределена на весь период эксплуатации, в то время как по методу «Затраты плюс» инвестиции на развитие объекта включаются в тариф до его ввода.

Основой для расчета тарифа по методике RAB является инвестированный капитал, который состоит из двух частей:

первоначальная база капитала - стоимости активов сетевой компании на момент введения RAB;

новый капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником.

Необходимая валовая выручка складывается из трех частей:

возврат инвестированного капитала (амортизация нового и первоначального капитала за 35 лет), что позволит инвесторам в срок до 35 лет вернуть весь инвестированный капитал;

начисление дохода на инвестированный капитал, средства, на выплату которого закладываются в необходимую валовую выручку.

текущие расходы на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и другие затраты.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.

Позволит стимулировать компании к инвестициям в сетевую инфраструктуру. Такое мнение высказал президент Украинского национального комитета CIGRE, экс-замминистра энергетики Александр Светелик, пишет

"RAB-регулирование - это система стимулирования компаний работать эффективно. RAB-регулирование - это не то, что европейская, это общемировая практика, это очень прогрессивный метод установления тарифов для поставляющих компаний. То есть компании начинают работать на экономику – для себя и на надежность электроснабжения потребителя. Они заинтересованы в том, чтобы их сети были устойчивы, чтоб они работали надежно, безопасно, чтоб не было отключений", - отметил эксперт.

По его словам, критика RAB-регулирования преимущественно связана с общим состоянием энергетики сегодня.

"Энергетика в загоне. У нас критическое состояние сетей и министерство всегда показывает, что сработка ресурсов очень большая. Поэтому тут нет никаких секретов – сети надо восстанавливать, сети надо ремонтировать и эксплуатировать, развивать, оптимизировать, потери надо уменьшать - все это требует денег. Если в это не вкладывать, то сеть ляжет, и мы нарушим нормальное электроснабжение", - добавил он.

По его мнению, когда Украина внедрит RAB-регулирование тарифов, энергокомпании будут заинтересованы в том, чтобы оптимизировать свои затраты, максимально их снижать, не нарушая электроснабжение "А если они будут снижать свои затраты на распределение электроэнергии... за счет оптимизации сети, нормального построения, можно снизить потери. Сегодня энергоснабжающие компании не заинтересованы в этом снижении. Регулятор все равно считает все их затраты, ставит какую-то рентабельность и каждый месяц регулирует. RAB-регулирование дает возможность пять лет компании самой делать свою экономику, оптимизировать работу электросети и при этом обеспечить надежность электроснабжения, то есть услуги, комфорт для потребителя", - считает Светелик.

Вместе с тем он отметил, что размер ставок RAB-регулирования должен быть основан на экономических расчетах, а не сторонних оценках. "Как считать экономику работы энергоснабжающих компаний - это лучше всего знает НКРЭКУ... Эта ставка не должна быть ниже банковских кредитов, то есть, чтобы не было выгоднее положить деньги на депозит, чем вкладывать в развитие", - уверен он.

Эксперт высказал надежду, что Нацкомиссия будет контролировать использование денег, которые получит компания в виде инвестиций. "И этот механизм предусматривает очень жесткий контроль, и комиссия должна показать всем, что эти все средства, которые туда вложат, они будут под контролем и что это действительно деньги, которые будут инвестированы в развитие сетей и улучшение электроснабжения наших потребителей", - резюмировал он. Как известно, 11 января в Украине вступает в силу нормативная база, согласно которой энергопоставщики областей (облэнерго) и водоснабжающие компании (водоканалы) переводятся на стимулирующее регулирования тарифов (RAB).

Согласно постановлению №972, норма доходов для облэнерго составляет 12,5%. RAB-регулирование – это система тарифообразования, которая предусматривает учет объемов вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг, что призвано мотивировать поставляющие компании к снижению расходов и потерь энергоносителя в сетях. По словам ряда аналитиков, такая в долгосрочной перспективе.