Должники по оплате коммунальных услуг. Список должников за коммунальные услуги. Обращение в банк

Название: История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы
Хачатурян В.М.
Год: 1999
Формат: pdf
Страниц: 512
Размер: 2 мб
Язык: русский

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом. Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.

Введение
Глава I. Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Темы для семинарских занятий
Глава II. Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III. Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV. Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V. Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI. Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4. Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII. Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII. Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII-XVIII века)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX - начало XX века)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава Х. XX век: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособия

подготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, создан­ное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представ­ление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого об­ширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древ­нейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарс­ких занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных исто­риков все больше обращается к цивилизационному ме­тоду. Он дает возможность взглянуть на историю дру­гими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая исто­рическая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказа­лись и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все усто­ялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать по­ложительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим на­учным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творче­ское и свободное мышление, новое многомерное виде­ние истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красоч­ная картина вариантов развития человечества, каж­дый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за осно­ву объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, при­вносит человеческое измерение, т. е. важнейшей зада­чей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых раз­ных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подхо­ды - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально-экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из пря­мой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебни­ке будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечествен­ная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.