Ценовая политика и инвестиции в электроэнергетику

Ценовая политика и инвестиции в электроэнергетику

Электроэнергетика давно уже считается стабильной, очень капиталоемкой отраслью с низкими рисками и невысокой доходностью вложений, но сейчас в ней происходят изменения, по своим масштабам сопоставимые с самим ее возникновением в конце XIX века в традиционном понимании - электроэнергетики многофазного тока, электрических сетей, централизованного управления частотой и больших электростанций.

В последние годы новейшей тенденцией в электроэнергетике было принято считать возобновляемую энергетику, но она постепенно выходит из сферы «революционных» изменений, превращаясь в основное направление развития отрасли. По данным Международного энергетического агентства, вводы ВИЭ уже превысили вводы в традиционной электроэнергетике. При этом среднегодовой рост (CAGR) рынка возобновляемой энергии в десятилетнем диапазоне составляет 9,8%. Это, безусловно, высокий темп роста, но есть сферы, в которых он намного выше.

Вслед за волной развития ВИЭ ситуация стала очень быстро меняться: в электроэнергетике появляются новые сегменты, демонстрирующие двузначные темпы роста и позволяющие инвесторам получать значительную отдачу, разделяя успех с разработчиками новых технологических решений.

Новые рынки

Ведущие аналитические центры - Navigant Research, Bloomberg, Grand View Research, Accuray Research - сходятся во мнении, что именно новые рынки в электроэнергетике будут развиваться такими темпами. Так, рынок систем хранения энергии к 2025 году может достичь $93,1 млрд со среднегодовым темпом роста 17%. Объем рынка управления спросом (Demand Management), по их данным, составит $35,9 млрд со среднегодовым темпом 18%, а рынок умных сетей и микросетей может превысить $830 млрд, демонстрируя среднегодовой рост 30%. Все это будет происходить на фоне весьма умеренного среднегодового роста мировой экономики, который по оценкам Международного валютного фонда, в 2016–2022 годах составит 3,7%. Очевидно, что опережающий рост рынков систем хранения, управления спросом и умных сетей будет сопровождаться повышенной отдачей на капитал, инвестированный в компании, успешно коммерциализирующие соответствующие технологии.

Все эти изменения стали возможны благодаря прогрессу в сфере Internet of things и экспоненциальному росту числа подключенных устройств - их число уже превысило население Земли и к 2020-му году составит от почти 21 млрд, по прогнозу Gartner, до 75 млрд, по прогнозу Morgan Stanley. Всеобщая информатизация позволяет получать детальную информацию о состоянии устройств и управлять ими, включая управление их энергопотреблением, реагируя на технические или экономические факторы – пики нагрузки и колебания цены электроэнергии. В результате спрос на электроэнергию впервые становится эластичным, а управление энергопотреблением автоматизируется на основе удобных потребителю сценарных условий с применением технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта. Это тоже стало возможным только сейчас в связи с кратным ростом мощности и удешевлением вычислительных возможностей. Гибкое управление спросом (Demand Management) позволяет сбалансировать спрос и предложение в энергосистеме на низовом уровне конечного потребления, без необходимости строить и содержать резервную инфраструктуру и постоянно менять режимы работы крупных электростанций. В конкуренцию на этом рынке наряду с традиционными энергетическими, коммунальными и сбытовыми компаниями уже активно включились IT-компании, банки и телеком-провайдеры. Цифровые платформенные решения для агрегации и управления спросом достаточно быстро окупаются и являются предметом особого интереса инвесторов.

Технологии хранения энергии

Следующий сегмент - это широкий спектр технологий хранения энергии. Помимо крупных системных объектов, таких как знаменитые батареи Tesla, недавно поставленные в Австралию, активно развиваются локальные решения для небольших потребителей, позволяющие им сократить потребляемую мощность и затраты за счет выравнивания графика потребления. Уже сегодня зрелость этих технологий позволяет свободно варьировать размер, тип и технические характеристики накопителя под конкретную задачу. Так, например, для домашних накопителей энергии наилучшим образом подходят химические, в первую очередь литий-ионные батареи, которые бесшумны и не требуют обслуживания. А, например, для оперативного регулирования частоты в энергосистеме, где требуется очень быстрая реакция (в диапазоне десятков миллисекунд) и множество циклов заряда и разряда в течение одного дня, прекрасно подходят маховики. Большой интерес представляют проточные батареи, которые уже сейчас могут экономически эффективно обеспечивать хранение больших объемов электроэнергии для выравнивания колебаний потребления электроэнергии в энергосистемах и у крупных потребителей.

Еще одним сегментом является распределенная генерация, то есть источники электроэнергии, установленные непосредственно у потребителей. Помимо уже привычных солнечных, ветряных и биогазовых электростанций, эффективность и доступность которых увеличивается с каждым годом, появляются все более эффективные установки на природном газе, доступные практически любому потребителю, - и повсюду растет количество вводов небольших электростанций и стремительно уменьшается ввод новых, пусть очень эффективных, но не гибких и избыточных гигантских блоков. Вот уже Siemens объявил о планах по сокращениям персонала, занятого именно в этом сегменте... Распределенная генерация вкупе с обвязкой умными сетями и созданием микросетей позволяет сделать локальные участки энергосистемы самобалансирующимися и способными обеспечивать энергоснабжение потребителей в случае нарушения энергоснабжения в центральной сети.

Причина столь бурного развития этих технологий в том, что они оказываются выгоднее для общества в целом и для конкретных потребителей в частности. При этом они создают в консервативной отрасли совершенно новые рынки - например, рынок услуг по хранению энергии, которые позволяют всем потребителям участвовать в энергосистеме в совершенно новой роли просьюмеров (активных потребителей), позволяют интегрировать в энергосистему гораздо большее количество ВИЭ и делают систему намного более надежной за счет большей гибкости. Технологическая компоновка новой энергетики почти не затрагивает крупную генерацию и магистральные сети, сохраняя за ними привычные роли базового «каркаса» энергосистемы. Все самое интересное происходит на уровне потребителей - домохозяйств, зданий, предприятий и городских кварталов.

Перспективы для инвесторов

Появление таких технологий открыло перспективы и для инвесторов, позволяя по-новому зарабатывать в ранее считавшейся очень надежной, но низкодоходной отрасли, и в итоге дало старт новому глобальному инвестиционному циклу и глубоким преобразованиям в энергосистемах многих стран начиная от наиболее «продвинутых» энергообъединений США и Западной Европы и до стремительно растущей Индии.

Инвесторы при выборе проектов для инвестиций в новой электроэнергетике ориентируются в первую очередь на технологии, создающие и поддерживающие новые рынки. Например, одна из наших портфельных компаний First Imagine! Ventures - Moixa Energy, развивает комплексное решение для управления мини- и микроэнергосистемами на самом низовом уровне - домохозяйств и микрорайонов. Переосмыслив использование домашних накопителей энергии и отказавшись от идеи резервирования электропотребления с помощью таких батарей, компания использует в своих системах, часто в паре с солнечными панелями на крыше, очень небольшие накопители (для Великобритании достаточно мощности всего 400 Вт!), а мощная платформа управления агрегированным множеством распределенных энергоресурсов позволяет разгружать распределительные сети и подстанции в пиковые часы, предоставляя невиданную раньше возможность любому потребителю оказывать услуги энергосистеме, поставляя электрическую мощность.

Другой пример точного попадания в изменившиеся потребности рынка - очень дешевые и эффективные малые газовые турбины и мини-электростанции финской компании Aurelia Turbines. Инженеры из университета Лаппенранты фактически переизобрели энергетическую газовую турбину, собрав в одном продукте все лучшие инженерные решения. В результате получилась компактная турбина мощностью 400 кВт с прекрасным электрическим КПД - до 42% (такой ранее был достижим только на больших турбинах) и стоимостью около $1000 за киловатт (в полтора раза дешевле той мощности, которую «большие» энергетики построили в рамках небезызвестной программы ДПМ!) - уникальный продукт для создания собственных энергетических центров даже небольшими промышленными потребителями там, где до сих пор доминировали сложные и дорогие в эксплуатации газовые двигатели.

Интерес инвесторов к подобным проектам определяет не только быстрая отдача на вложения. В совокупности новые технологии - интернет вещей и цифровизация, распределенная генерация и хранение энергии, искусственный интеллект и управление спросом - создают новое качество энергосистем, а с ним и целую среду или, как стало принято говорить, экосистему для технологических разработок и их разнообразных сочетаний. В этой экосистеме есть дополнительные инвестиционные возможности для всех - кто-то может снизить расходы, купив себе, например, солнечную панель и батарею, а кто-то - сам стартап, производящий их.

Основой экономики нашего государства всегда была и остаётся ныне энергетическая отрасль. Поскольку развитие её всегда считалось задачей первоочередной, инвестиции в энергетику имеют стратегическое значение. Без притока капиталовложений невозможно развитие любой отрасли, тем более такой важной.

Поскольку большая часть энергетического комплекса России не субсидируется государством, инвестирование становится особо значимым. Их актуальность определяется некоторыми факторами.

  1. В странах с экономиками нестабильными, основные средства энергетика черпает именно из инвестиций.
  2. Развитие промышленности и здоровье экономики полностью зависят от энергетического обеспечения.
  3. Если будет ощущаться недостаток в финансировании энергетических объектов, это может причинить колоссальный вред стране.

Особенности инвестиционной политики

Сегодня инвестиции в энергетику - прерогатива инвесторов частных. Несмотря на то что общее количество их постоянно прирастает, отдача от инвестиций не максимальная.

Особенностью является ориентация инвесторов на максимальные прибыли, которые можно извлечь за малые сроки. Но известно, что энергетическая отрасль не предполагает быстрого оборота средств. Положительная отдача возможна только после очень долгого периода, определяемого десятками лет.

Исходя из этого, инвестирование в энергетический комплекс относится к капиталовложениям, имеющим повышенные риски. Поэтому рассматривать такое вложение средств как источник быстрого дохода не приходится.

Для топливно-энергетического комплекса нашего государства характерно финансирование, имеющее цели долгосрочные. Доля частных инвесторов составляет до 90% от всего объёма инвестиций, и лишь оставшаяся часть их совершается из государственного бюджета. При этом многие предприниматели уделяют всё большее внимание источникам энергии нестандартным.

Инвестиции в альтернативную энергетику

Территории и недра России достаточно богаты энергоресурсами, но разработка альтернативных источников энергии считается перспективной. Особенно это значимо для тех регионов, где используется привозное топливо.

В европейских странах инвестиции в энергетику альтернативную давно уже приносят ощутимый эффект. Например, Дания добилась того, что почти половина необходимой энергии извлекается из источников альтернативных. А статистика по Евросоюзу показывает, что десятая часть энергии вырабатывается именно нетрадиционными способами.

Наша страна тоже заинтересована в строительстве альтернативных электростанций. Основной упор делается на солнечные. Запланировано сооружение их в различных регионах страны - на Алтае, в Якутии, в Туве.

Но всё тормозится недостаточностью финансирования, ведь строительство подобных объектов весьма дорогостоящее. Все затраты придётся нести бюджету страны, потому что такие объекты предназначены для обеспечения жизнедеятельности населённых пунктов в малодоступных районах страны. Частных инвесторов для таких целей найти сложно.

Российские инвестиции

По прогнозам международного энергетического агентства (МЭА) для России потребуется инвестирование в размере $2,7 трлн на период с 2014 по 2035 год. Распределение средств произойдёт в определённой пропорции:


В прошлом году объём инвестиций в энергетику России был запланирован на уровне $150 млрд. Средства должны были пойти на разработку месторождений в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Ещё были запланированы начальные работы на шельфе и меры по повышению нефтеотдачи пласта.

Но фактически в 2014 году произошло сокращение инвестиций. На это повлияли и международные санкции, и рублёвые колебания. Возросла стоимость кредитов, а оборудование, приобретаемое за рубежом, сильно подорожало.

Но всё-таки разум начинает преобладать над политическими вариациями, и инвестиции в российскую энергетику неспешно, но неуклонно увеличиваются.

Мировые инвестиции

МЭА рассчитало, что к 2035 году потребуется затратить на поставки энергоносителей не меньше $40 трлн. А чтобы повысить энергоэффективность, необходимо ещё $8 трлн.

Больше половины всех инвестиций уйдёт на то, чтобы поддерживать производство на существующем уровне. Почти две трети от всего объёма составят инвестиции стран, у которых рыночная экономика только формируется.

На обеспечение потребителей энергией во всём мире в период с 2011 до 2013 годов инвестировалось ежегодно больше $1,6 трлн. Но к 2030 году ежегодные инвестиции уже вырастут до $2 трлн.

Основная часть капиталовложений приходится на извлечение и транспортировку ископаемых видов топлива, а также на нефтепереработку и строительство электростанций.

Инвестиции в энергетику всё больше определяются не рыночной конъюнктурой, а политикой государств. Правительства некоторых стран непосредственно влияют на инвестирование в энергетический сектор.

Если государство хочет быть сильным и независимым, оно должно и само вкладывать средства в энергетику, и привлекать сторонних инвесторов.

Отправить другу



.


Инвестиции в электроэнергетику

Сегодня в российской электроэнергетике существует весьма разрозненный набор целей стратегического развития отрасли и инструментов их достижения, применение каждого из которых в свою очередь не увязано с источником соответствующего финансирования. Несмотря на имеющие место процессы изменения отраслевой архитектуры, отрасль продолжает развиваться по инерционному сценарию, предпочитая покрывать свои инвестиционные потребности за счет государственных источников, характеризующихся, во-первых, полнотой, а во-вторых, недостаточным уровнем контроля за эффективностью их использования.

Для того чтобы охарактеризовать авторский подход к реализации задачи повышения эффективности использования инвестиционной политики как инструмента стратегического развития российской электроэнергетики, воспользуемся логической последовательностью: цели инвестиционной политики на современном этапе развития отрасли; характеристика функциональных направлений инвестиционной политики в отрасли; содержание интегрированной системы отраслевой инвестиционной политики, предусматривающей единый взаимоувязанный подход к выработке и реализации инвестиционных решений в электроэнергетике.

Цели и задачи инвестиционной политики на современном этапе развития отрасли в авторском понимании можно охарактеризовать следующим образом. На нынешнем этапе развития отрасли вследствие масштабных структурных преобразований нарушены основные принципы ее организации, одним из которых является экономическое районирование. Вследствие этого нарушен нормальный ход производства, транспортировки и реализации электроэнергии, которая по сути своей является метатоваром, производство и потребление которого не имеют смысла при искусственном делении производственно-сбытовой цепочки ценности, реализованной сегодня. Следует признать, что только объединенная и управляемая производственно-сбытовая деятельность предприятий отрасли может обеспечить решение народнохозяйственной задачи снабжения электроэнергией внутренних потребителей и ее экспорта при обеспечении экономической эффективности этого вида деятельности. Экономическая эффективность производства электроэнергии является объективной основой для нормализации хода воспроизводственного процесса в отрасли. При этом необходимо учитывать географическую дифференциацию производителей и потребителей электроэнергии, возможность комплексного решения проблемы обеспечения электроэнергией, теплом и горячим водоснабжением путем комбинирования производства, а также возможность экспорта электроэнергии в другие страны.

Мы предлагаем восстановить в качестве самостоятельных интегрированных структурных единиц, функционирующих в отрасли, региональные энергетические комплексы, объединяющие в одной организационной структуре локализованные предприятия малой и альтернативной электроэнергетики, локальные сети, энергосбытовые компании. Такая вертикально интегрированная производственная структура охватывает весь процесс производства, транспорта, распределения и сбыта электроэнергии в региональном масштабе и позволяет организовать бесперебойное снабжение электроэнергией средних, малых потребителей и население.

При наличии дефицита генерации электроэнергии собственного производства региональный энергетический комплекс выходит на действующий оптовый рынок электроэнергии и осуществляет закупку необходимого количества энергии по свободным ценам. С точки зрения инвестиционной привлекательности региональный энергетический комплекс более интересен в сравнении с аналогичными, но независимыми структурами по следующим причинам: с высокой долей определенности можно прогнозировать финансовые потоки, сопровождающие сбыт электроэнергии; вертикальная интеграция подразумевает единое управление всей цепочкой ценности, возможность маневра инвестиционными ресурсами и их применения в "точках роста"; единая интегрированная структура позволяет повысить транспарентность ценообразования на электроэнергию, выделить основные факторы, определяющие цену энергии в конкретном регионе, и организовать управленческое воздействие на них с целью снижения; в предлагаемой структуре нивелируется дисбаланс между местом в финансовом потоке от потребителей и значимостью в процессе производства и реализации электроэнергии; дефицитом генерации электроэнергии могут реализовывать ее на оптовом рынке, получая дополнительные финансовые потоки, дополнительные источники инвестиционных ресурсов.

Логическим итогом создания региональных энергетических комплексов должен стать системный рост инвестиционной привлекательности отрасли электроэнергетики за счет снижения транзакционных издержек внутри "цепочки ценности" регионального масштаба, повышения транпарентности ценообразования на продукцию отрасли при одновременном снижении тарифов на электроэнергию для конечных потребителей.

Цели инвестиционной политики при реализации предлагаемого сценария развития отрасли выглядят следующим образом: в отношении региональных энергетических комплексов: формирование региональных энергетических комплексов как прозрачных и привлекательных в инвестиционном плане специализированных промышленных предприятий полного цикла; обеспечение регионального инвестиционного климата в отрасли, достаточного для решения воспроизводственных задач регионального масштаба; создание поля инвестиционных стратегий, обеспечивающего единые правила формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятиями электроэнергетики в составе РЭК; в отношении субъектов национальной энергетической системы: ревизия действующего механизма ценообразования на оптовом рынке, изменение алгоритма установления рыночной цены на электроэнергию; обеспечение общенационального отраслевого инвестиционного климата, достаточного для решения воспроизводственных задач национального масштаба; ревизия действующих и внедрение новых механизмов поддержки прямых инвестиций в предприятия - субъекты национальной энергетической системы России; в отношении субъектов отраслевой инвестиционной подсистемы: создание и постоянная актуализация нормативно-правовой базы деятельности отраслевых инвестиционных институтов; внедрение корпоративных и отраслевых механизмов формирования инвестиционных ресурсов; определение порядка функционирования саморегулирующих организаций, обеспечивающих соблюдение обычаев делового оборота и стандартизацию методических подходов в инвестиционной деятельности предприятий электроэнергетики.

Указанные цели позволяют уточнить содержание отраслевой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой в электроэнергетике мы предлагаем понимать совокупность мер и инструментов, обеспечивающих формирование инвестиционных ресурсов отраслевого и корпоративного уровня и экономически эффективное их использование в ходе реализации инвестиционных стратегий и программ. Инвестиционная политика, по сути, должна определять правила организации инвестиционной деятельности в отрасли по двум ключевым направлениям: формирование инвестиционных ресурсов; использование инвестиционных ресурсов.

Предлагаемое нами определение отраслевой инвестиционной политики более точно описывает ее содержание в сравнении с действующим определением. По нашему мнению, миссией отраслевой инвестиционной политики должно быть не туманное "содействие", а формирование конкретных инвестиционных ресурсов определенного размера и экономически эффективное, транспарентное и обоснованное их использование.

Государственная инвестиционная политика в таком рассмотрении становится эффективным информационным полем для разработки и реализации инвестиционных стратегий корпоративного, а при необходимости отраслевого уровня и федеральных целевых комплексных программ развития отрасли. Инвестиционная стратегия в этом случае представляет собой совокупность разрабатываемых и реализуемых предприятием электроэнергетики инвестиционных программ, обеспечивающих комплексное достижение целей инвестиционной деятельности. Инвестиционная программа предприятия может рассматриваться как совокупность инвестиционных проектов и вложений в инвестиционные активы, ограничения календарным сроком реализации и размером выделенных инвестиционных ресурсов.

На наш взгляд, одной из причин недостаточной эффективности инвестиционной деятельности в электроэнергетике является сложившееся отсутствие логических взаимосвязей между отдельными элементами отраслевого инвестиционного процесса. Получается, что декларируемые цели и задачи инвестиционной деятельности в электроэнергетике не увязаны с имеющимся организационно-экономическим обеспечением, которое на сегодня представлено утвержденным перечнем объектов.

По сути, сегодня инвестиционной политики в отрасли электроэнергетики нет, а существует и реализуется инвестиционная стратегия, ориентированная на освоение бюджетных средств. Поэтому необходимо менять саму идеологию инвестиционного взаимодействия предприятий электроэнергетики и инвесторов с выделением приоритета использования собственных источников финансирования инвестиций и использования государственной поддержки лишь в случае масштабных техногенных катастроф, пример - катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. либо при реализации инвестиционных проектов глобального уровня и только с использованием механизма государственно-частного партнерства и совместного финансирования инвестиционной деятельности.

Подводя итог сказанному, отметим следующее. сегодня характеризуется достаточно неудачной отраслевой архитектурой, возникшей в результате излишнего дробления предприятий, составляющих производственный цикл. Авторское перспективное видение эволюции этой структуры предусматривает создание региональных энергетических комплексов, обеспечивающих полный цикл производства, транспорта и сбыта электроэнергии в конкретном регионе. Региональные энергетические комплексы должны стать основой региональных энергетических систем, которые, в свою очередь, являются структурными элементами национальной энергетической системы. Такой подход призван обеспечить системный рост инвестиционной привлекательности отрасли за счет повышения прозрачности финансовых потоков, снижения уровня неопределенности хозяйственной деятельности, нивелирования существующего дисбаланса инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики в зависимости от их места в технологической цепочке.

Цели инвестиционной политики при реализации предлагаемого сценария развития отрасли дифференцированы нами в отношении региональных энергетических комплексов, в отношении субъектов национальной энергетической системы, в отношении субъектов отраслевой инвестиционной подсистемы, что позволяет реализовать комплексный подход, направленный на системное улучшение инвестиционного климата в электроэнергетике.

Для развития электроэнергетики России потребуются беспрецедентные капиталовложения. Несмотря на начавшуюся активность электроэнергетических компаний по привлечению инвестиций, в частности, с рынка капитала, объемы капиталовложений сегодня еще явно недостаточны для устойчивого развития электроэнергетики, поскольку ежегодные вложения в неё уже в среднесрочной перспективе нужно увеличивать в несколько раз по сравнению с текущим уровнем.

Необходимость расширенного привлечения инвестиционных ресурсов в электроэнергетику требует перехода к новой ценовой политике в отрасль, которая на основе баланса интересов потребителей и производителей электроэнергии обеспечила бы энергетическим компаниям сопоставимую с другими отраслями доходность на рынке капитала. Предполагается, что реформирование отрасли и введение развитого конкурентного рынка позволит решить эту задачу.

В результате реформирования в электроэнергетике (см. раздел 3.5.5.) созданы два сектора:

− конкурентный сектор генерации энергии;

− регулируемый сектор передачи и распределения энергии.

Ценовая политика каждого из этих секторов формируется по-разному:

− главной задачей ценовой политики в генерации является последовательное развитие конкуренции на рынке электроэнергии и мощности с выходом на «равновесный» уровень цен, обеспечивающий, во-первых, приемлемость цен электроэнергии для потребителей, во-вторых, гарантированное функционирование компаний в условиях растущих цен топлива и, в-третьих, коммерческую привлекательность независимых инвестиционных проектов (например, реализуемых в рамках схем гарантирования инвестиций);

− в регулируемой сфере приоритеты ценовой политики должны быть направлены на создание широких возможностей для развития сетевых компаний и системного оператора за счет программ долгосрочных заимствований.

Рост инвестиционной нагрузки и особенно цен топлива является основным фактором роста цен на электроэнергию в ближайшие годы.



Еще одной важной задачей ценовой политики является регулирование региональной дифференциации цен на электроэнергию (см. предыдущий раздел), что особенно важно для Сибири и Дальнего Востока, где должна быть обеспечена и ресурсная и ценовая поддержка регионального промышленного роста. Здесь цены на электроэнергию должны быть не просто ниже средних по России, а настолько низкие, чтобы обеспечить конкурентоспособность электроемкой продукции на внешних рынках.

До недавнего времени финансирование инвестиционных программ РАО «ЕЭС России» осуществлялось преимущественно из целевых инвестиционных средств, то есть проводилось главным образом за счет совместных средств, основными источниками которых обычно являются амортизационные отчисления и прибыль. Амортизационные отчисления – наиболее стабильный источник формирования средств, направляемых на инвестиционные цели. Они зависят от объема и оценки используемых компанией амортизационных активов.

Сумма средств, привлекаемых за счет прибыли, определяется размерами цен на энергию, дивидендной политикой компании (политикой распределения её чистой прибыли), эффективностью функционирования и развития компании.

С завершением структурной реформы электроэнергетики и переходом к конкурентному рынку объем целевых инвестиционных средств, с помощью которых в основном финансировалась электроэнергетика до реформы, резко сократился. В этих условиях возрастает роль внешних финансовых ресурсов. При этом с учетом разделения отрасли на конкурентный и монопольный сектора потребуется прирост как государственных, так и частных внешних инвестиций.

Бюджетные и частные (заемные) инвестиции должны направляться в монопольный сектор электроэнергетики, т.е. в сетевое и диспетчерское хозяйство, атомную и гидроэнергетику, оставшуюся под контролем государства.

В тепловую генерацию (т.е. в конкурентный сектор) должны быть направлены только частные инвестиции, как в виде заемных средств, так и в форме вложений стратегических инвесторов.

Инвестиционные потребности топливно-энергетического комплекса могут превратиться в большое обременение для экономики страны. В то же время привлечение достаточных инвестиций может не состояться из-за значительных рисков и длительных сроков окупаемости энергетических проектов. Именно поэтому весьма актуален поиск возможностей для уменьшения капиталоемкости электроэнергетики, а также сдерживание роста электропотребления и особенно потребностей в увеличении установленной мощности. Уменьшением электропотребления и, в первую очередь, за счет энергосбережения можно смягчить инвестиционный прессинг в развитии электроэнергетики. Решение проблем инвестирования электроэнергетики необходимо не только для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности страны, но и для развития её экономики в целом, а также стимулирования роста ВВП.

Контрольные вопросы

1. Каковы долгосрочные тенденции изменения цен на газ, нефть, уголь?

2. Объясните сущность перекрёстного субсидирования тарифов на электроэнергию для бытового и промышленного сектора?

3. Чем обусловлена региональная дифференциация средней цены за электроэнергию?

4. Назовите источники инвестиций в энергетику России?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия унаследовала от советского периода мощную электроэнергетику и самую протяженную в мире систему электроснабжения. Это является безусловным благом. Страна богато одарена природными энергетическими ресурсами. Однако владение этими богатствами имеет и оборотную сторону – цена поддержания энергосистем в рабочем состоянии и их развития также очень высоки.

В течение последних двух десятилетий страна жила только на старых запасах. Новые мощности вводились лишь в небольшом количестве. Поэтому сегодня необходимы не только «поддерживающие», «нормальные» инвестиции в энергетику, но и инвестиции компенсирующие. Причем эта компенсация разбивается на три уровня:

− компенсация отсутствия инвестиций в 1990-х – начале 2000-х гг.;

− компенсация технологического отставания от сегодняшнего мирового технологического уровня;

− упреждающая компенсация научно-технологического прогресса, так как мир не стоит на месте и не ждет, пока мы разберемся со своими проблемами, а идет вперед.

В 70-е – 80-е гг. прошлого столетия наличие уникальных запасов природного газа рассматривались как демпфер, подушка безопасности, которая поможет пережить период перехода к эффективным технологиям использования более обильных источников энергии. Газовая пауза рассматривалась как временное явление, после чего должна была возрасти доля угля и атомной энергии. Однако газовая пауза затянулась. И она не была использована для повышения технологического уровня электроэнергетики. Возникшее в результате ощущение кажущейся неконкурентоспособности угля, гидро- и атомной энергии остановило создание в России соответствующих новых технологий, и особенно угольных, которые бурно развивались в последние десятилетия во всем остальном мире.

В ближайшие 1,5 – 2 десятилетия необходимо гармонизировать структуру генерирующих мощностей электроэнергетики России. Как уже отмечалось выше, доля газовой генерации должна быть снижена за счет вклада нетопливных электростанций (ГЭС и АЭС) и угольных ТЭС. Необходимо обеспечить техническое перевооружение и реконструкцию тепловых электростанций, а также ввод новых генерирующих мощностей с использованием новых эффективных технологий производства электроэнергии. Это позволит расширить топливную базу электроэнергетики и повысить энергетическую безопасность страны, а также устойчивость её экономики к колебаниям внешнеторговой конъюнктуры.

Развитие энергетической инфраструктуры должно опережать развитие экономики и не сдерживать его. В первом десятилетии нынешнего века усилилось доминирование ТЭК в экономике России, в которой ещё более отчётливо проявились черты сырьевой державы. Причиной этого стало, к сожалению, не умелое хозяйствование, а чрезвычайно благоприятная конъюнктура мировых энергетических рынков, где существенно возросли цены на топливо (нефть, газ и т.д.). Однако этот подарок конъюнктуры, материализованный благодаря действиям топливных компаний в ежегодных поступлениях дополнительной экспортной выручки, рассматривался финансово-экономическим блоком правительства как угроза устойчивости российской экономики и всеми мерами «стерилизовался» в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде.

Правительство оказалось не в состоянии полностью использовать увеличившуюся экспортную выручку для повышения жизненного уровня беднейших слоёв населения и модернизации производственной сферы, транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. По неубедительным соображениям эти средства не применялись и для льготного кредитования российского бизнеса, который всё-равно заимствовал их за рубежом на внешнем рынке с весьма высоким процентом. Объём накопленных «лишних» средств размещён за рубежом в низкопроцентных бумагах и девальвируется вместе с долларом. При наличии у государства немалых «свободных» средств, состояние производственных мощностей так называемых естественно-монопольных отраслей российского ТЭК – электроэнергетики, централизованного теплоснабжения и даже газоснабжения (несмотря на большой экспорт газа) – продолжает быстро ухудшаться из-за систематической нехватки инвестиций при устанавливаемых государством заниженных ценах (тарифах) на их продукцию. Это усугубляется прогрессирующим износом действующих мощностей и отработкой месторождений топлива без адекватного прироста и освоения новых разведанных запасов.

В результате снизилась надёжность электроснабжения и нарастает угроза энергетической безопасности страны. Для предотвращения этих угроз требуются специальные механизмы обеспечения стратегической устойчивости и эффективности развития систем энергоснабжения страны и регионов.

В обеспечении надёжного энергоснабжения потребителей можно выделить главные точки риска, несущие угрозу энергетической безопасности. К ним следует отнести:

Устойчивое отставание разведанных запасов нефти от объёмов её добычи. Результатом такого отставания может стать резкое падение добычи нефти после 2015–2020 гг.;

Существующая тенденция снижения коэффициента извлечения нефти, то есть снижение нефтеотдачи пластов;

Прогрессирующее снижение добычи газа на разрабатываемых месторождениях, не компенсируемое вводом в эксплуатацию новых месторождений, что может привести к возникновению устойчивого дефицита газа в стране уже в 2012 году;

Возрастающий в электроэнергетике объём устаревшего генерирующего оборудования. К 2015 году его количество превысит 50 %; действующего оборудования;

Создание условий и механизмов конкурентного ценообразования на рынке энергетических углей, которые должны стать дешевле газа;

Реализуемость в намеченные сроки проектов сооружения нефтепровода Ташкент–Тында –Сковородино–бухта Кузьмино (ВСТО), а также газопроводов «Северный поток», «Южный поток», Западная Сибирь–Китай («Алтай»).

Создание целостной системы реализации в рыночных условиях провозглашаемой энергетической политики на уровне страны и регионов является важнейшей задачей ответственных за энергетику государственных органов, ведущих компаний ТЭК и науки.

Мировой опыт показывает, что рост экономики традиционно сопровождается ростом потребления электроэнергии. Основным фактором роста спроса на электроэнергию является рост промышленного производства. Еще одним фактором роста электропотребления является рост уровня жизни в стране. Чем он выше, тем как правило, выше электропотребление, приходящееся на одного жителя. Так, лидерами по электропотреблению на душу населения являются наиболее развитые в экономическом отношении страны, в частности, США и Канада (см. табл. 4.1)

Основу электроэнергетики России по-прежнему будет составлять её Единая электроэнергетическая система, которая в настоящее время обеспечивает около 93 % общего производства электроэнергии в стране. Сегодня ЕЭС России – крупнейшая энергосистема в мире. Отказ от единой национальной сети логически невозможен. Однако необходимо провести ревизию теоретического подхода к созданию сети с учетом вновь появившихся и ожидаемых в будущем технологических решений.

Стратегические ориентиры экономики требуют кратного увеличения вводов электростанций и электросетевых объектов даже по сравнению с советским периодом, когда электроэнергетика бурно развивалась. Доля капиталовложений в электроэнергетику в валовом национальном продукте может существенно возрасти. Это приведет к напряжению рынков капитала и наложит определенные ограничения на рост экономики. Поэтому согласование потребностей и возможностей электроэнергетики с потребностями и возможностями экономики в целом представляется крайне важным.

В переходный период понадобятся специальные механизмы государственной поддержки и стимулирования инвестиций, разработка и запуск которых должны стать составной частью мероприятий по реформированию отрасли.

В развитии энергетики необходимо уделять пристальное внимание экологической проблеме. Необходимо избежать опасности уничтожения окружающей среды в нашей стране и на нашей планете в результате успешной реализации наших планов по развитию энергетического производства и созданию эффективной современной энергетической инфраструктуры, решающей задачи надежного энергоснабжения потребителей.


Реформирование российской электроэнергетики вызывает заметный интерес многочисленных представителей бизнеса, стремящихся принять участие в развитии этого крупного рынка. Представители высшего руководства РАО «ЕЭС России», высокопоставленные чиновники, топ-менеджеры ведущих компаний примут активное участие в работе конференции и смогут обсудить вопросы реформирования отрасли, рассмотрят как и на каких условиях возможно вхождение в капитал электроэнергетических компаний, какие выгоды и риски ожидают российских и иностранных инвесторов.

Докладчики:

Владимир Аветисян,

управляющий директор, РАО «ЕЭС России»

Кирилл Андросов,

заместитель министра, Министерство экономического развития и торговли РФ

Денис Аскинадзе,

директор, Департамент государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ, Министерство экономического развития и торговли РФ заместитель генерального директора, «ОГК-3»

Анатолий Бушин,

генеральный директор, ОАО «ОГК-5»

Евгений Гавриленков,

управляющий директор, Тройка Диалог

Виктор Гвоздев,

генеральный директор, «Южная генерирующая компания – ТГК-8»

Жуау Гимерайч,

директор по бизнес-процессам EDP Португалия

Андрей Дементьев

, заместитель министра,Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации; член совета директоров, РАО «ЕЭС России»

Сергей Жижома,

заместитель генерального директора по корпоративной политике, «Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-4)

Кари Каутинен,

вице-президент, Fortum

Георгий Кутовой

, профессор, действительный член РАЕН и РАПЭ, советник генерального директора по взаимодействию с естественными монополиями, «Мечел»

Владимир Милов

, президент, фонд «Институт энергетической политики»

Сергей Мироносецкий,

заместитель Генерального директора, директор по энергетике, слияниям и поглощениям, СУЭК

Елизавета Осетинская

, шеф-редактор, «Ведомости»

Алексей Санников

, начальник управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической области, Федеральная служба по тарифам

Михаил Слободин,

президент, КЭС

Сергей Суверов,

вице-президент, Управление торговли корпоративными акциями, Citigroup

Анна Трифонова,

вице-президент, Фондовая биржа «Российская Торговая Система»

Юрий Удальцов,

руководитель Центра управления реформой, Член совета директоров, РАО «ЕЭС России»

Александр Чмель,

партнер, PricewaterhouseCoopers

Основные вопросы конференции:

Реформа электроэнергетического рынка и привлечение частных инвестиций в ТГК и ОГК

  • Государственная политика в области реформирования электроэнергетики
  • Реформа электроэнергетики: новый этап развития отрасли
  • Текущее состояние реформы РАО «ЕЭС России»

    Новая модель оптового и розничного рынков электроэнергии

  • Новая модель российского рынка электроэнергии
  • Особенности торговли электроэнергией в рамках новой модели электроэнергетического рынка

    Перспективы участия стратегических инвесторов в размещении акций ОГК и ТГК

  • Привлечение частных инвестиций в генерирующие компании: перспективы для инвесторов
  • Интересы международных стратегических инвесторов в российской электроэнергетике

    Регулирование и перспективы либерализации электроэнергетического рынка

  • Вызовы регуляторной системе в условиях либерализации рынка электроэнергии
  • Участники электроэнергетического рынка о существующей системе регулирования
  • Регуляторная система рынка электроэнергии. Мировая практика
  • Рекомендации для построения эффективной регуляторной системы в российской электроэнергетике