Федеральное обязательное медицинское страхование. Фонд обязательного медицинского страхования. Финансовые
 средства фонда формируются за счёт

Федеральное обязательное медицинское страхование. Фонд обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счёт

Федеральный фонд (далее ФФОМС или Фонд) — это государственный фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания населения Российской Федерации. Фонд является внебюджетным, то есть деньги на финансирование выделяются не из а из средств, поступающих от страхователей (граждан и юридических лиц). ФФОМС является, некоммерческим юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственное имущество.

Расшифровка ФФОМС

Рассмотрим каждое слово из названия. Что оно означает и почему выбрано именно оно?

  • Федеральный. Фонд является централизованным на федеральном уровне, имеет свои территориальные отделения в каждом субъекте РФ, а основы его деятельности регулируются федеральными законами.
  • Фонд. Это некоммерческая организация, имеющая свой бюджет, предназначенный для конкретной общественно-социальной цели — обеспечения качественного бесплатного медицинского обслуживания населения.
  • Обязательного. Этот термин означает, что все граждане Российской Федерации должны быть застрахованы в обязательном порядке. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом получить от государства бесплатное медицинское обслуживание, а чтобы его правильно организовать, каждый должен вносить страховые взносы (самостоятельно или через работодателя) в Фонд, из которого потом они будут расходоваться.
  • Медицинского. Главная цель Фонда — медицинское обслуживание, то есть оказание помощи лицам, у которых существуют проблемы со здоровьем.
  • Страхования. Это особый вид экономических отношений в государстве, при котором гражданами отчисляются определенные аккумулируются в одном месте, а в случае необходимости выдаются гражданам обратно в виде страховой суммы или страховой услуги.

Таким образом, расшифровка ФФОМС не представляет собой сложности — достаточно иметь общие представления о тех терминах, которые используются в Российской Федерации для обозначения важных организаций.

Государственное регулирование

Деятельность Фонда регулируется законодательством РФ на федеральном и региональном уровне. Главными документами, на основании которых действует главный орган и его территориальные отделения, являются:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ от 29.11.10 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  3. Устав Фонда.
  4. Постановления ВС «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан» на каждый год.
  5. Бюджетный кодекс РФ.
  6. Другие законодательные акты РФ.

Функции фонда

Основные функции ФФОМС — это те задачи, которые он выполняет для достижения главной цели своего создания — обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Они закреплены в п. 8 гл. 6 и гласят, что ФФОМС:

  1. Участвует в разработке главной программы обеспечения бесплатности медицинских услуг.
  2. Аккумулирует и управляет финансовыми средствами для обеспечения программы.
  3. Выравнивает условия по обеспечению финансирования для территориальных органов.
  4. Контролирует деятельность территориальных органов и целевое использование ими финансовых средств в рамках программы.
  5. Контролирует соблюдение субъектами страхования условий использования денежных средств в рамках программы и их обязательные взносы.
  6. Имеет право начислять и взыскивать со страхователей (физических и юридических лиц) недоимки, штрафы и пени, которые направляются на обеспечение медицинским обслуживанием неработающих лиц.
  7. Ведет собственную отчетность, устанавливает ее формы, определяет порядок учета, издает нормативно-правовые акты, формы документов и издает необходимые указания в рамках своих полномочий.
  8. Ведет единые реестры организаций, осуществляющих медицинское обслуживание и медицинское страхование, реестры экспертов качества и застрахованных граждан.
  9. Осуществляет другие функции в рамках своих полномочий.

Полис ОМС

Главным документом, который выдает Фонд обязательного медицинского страхования и по которому гражданин РФ имеет право получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, является полис.

Полис можно получить в территориальных органах ФФОМС или в коммерческих организациях, которым Фонд делегировал свои полномочия по выдаче компаниях).

Для обращения в территориальный орган ФОМС (или в те организации, которым были переданы необходимые полномочия по страхованию) необходим только паспорт, при обращении за полисом на ребенка следует предоставить и свидетельство о его рождении. После приема заявления сотрудники выдают временное свидетельство (сроком на 1 месяц), которое позволяет пользоваться всеми услугами по полису до момента его фактического получения.

Из чего складывается бюджет фонда

Для того чтобы понять, из чего складывается бюджет фонда, необходимо вспомнить, какая у аббревиатуры расшифровка. ФФОМС получает денежные средства из так называемых социальных взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд и составляют на 2014 год 22% (с годовой суммы зарплаты в пределах 624 тысяч рублей). Налог ФФОМС составляет из этой суммы 5,1%. Если годовая сумма дохода превышает 624 тысячи рублей, то взнос с последующих сумм в Пенсионный фонд составляет 10%, и лишь 3,7% отчисляются в ФФОМС.

Кроме того, существуют отдельные категории организаций, для которых установлены пониженные ставки страховых взносов.

Налог выплачивается в ежеквартально или ежемесячно в зависимости от формы организации и системы налогообложения (ЕНВД или упрощенка).

Заключение

Таким образом, расшифровка ФФОМС достаточно доступна и понятна всем гражданам России, ведь все мы обращаемся за медицинскими услугами по полису ОМС и выплачиваем налоги для пополнения бюджета Фонда.

РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР». В нем определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в России. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

Субъектами медицинского страхования являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, страховое медицинское учреждение.

Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского страхования, направляются в федеральный и территориальный внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования, которые были созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ;
  • ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их бюджеты

Введение в 1993 г. обязательного медицинского страхования в нашей стране и создание Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также территориальных фондов обязательного медицинского страхования, способствовало появлению принципиально новых подходов к организации финансовых механизмов медицинской помощи на основе страховых методов. Накопленный опыт нашел отражение в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании», регулирующем процессы, связанные с этим видом страхования. Однако незначительность взносов на обязательное медицинское страхование (до последнего времени из 26% ставки ЕСН эта часть составляла 3,1 %, соответственно — 1,1 и 2,0%) ограничивала его расходы по регулированию обеспечения средствами территориальных фондов, а также возможности обязательного медицинского страхования. В результате нововведений, ставших реапьно- стью в 2009 г., на ОМС выделяется 5,1% ставки ЕСН, в том числе для формирования Федерального фонда ОМС — 2,1 %, территориальных — 3%. Это естественно — основные расходы по медицинскому страхованию несут территориальные фонды. Федеральный фонд является источником выравнивания условий медицинского страхования в регионах. Территориальные бюджеты ОМС получают поддержку от соответствующих бюджетов для медицинского страхования неработающего населения.

К важнейшим проблемам, которые пока не решены, относятся:

  • сбалансированность программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) с имеющимися финансовыми ресурсами;
  • отсутствие действенных механизмов выравнивания условий реализации базовой программы ОМС как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в пределах каждого из них. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) часть поступлений страховых взносов недостаточна для оказания целевой финансовой помощи;
  • острота проблемы достаточности страховых взносов на полноценное медицинское страхование, в том числе и неработающего населения, отсутствие механизмов экономического стимулирования субъектов Российской Федерации на осуществление указанных платежей в полном объеме, а также механизмов взыскания невнесенных в бюджет средств в судебном порядке.

Сегодня не решена проблема сбалансированности программы обязательного медицинского страхования с имеющимися финансовыми ресурсами. В последние годы виды и объемы медицинской помощи, предполагаемые программой, превышают финансовые возможности бюджета и средств ОМС. Не удается преодолеть негативную тенденцию опережающего роста расходов над доходами, ежегодно наблюдается дефицит базовой программы ОМС. В табл. 2.12 представлена динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в предкризисный период (2001-2005 гг.), расходов фонда на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС, на создание нормированного страхового запаса.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования непосредственно реализуют функцию оплаты услуг медицинского страхования. Однако их объем по стране с численностью населения больше 140 млн человек незначителен — порядка 517,5 млрд руб. в 2009 г., 587,1 млрд руб. в 2010 г. и 661,8 млрд руб. в 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закрепляют порядок предоставления за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субвенций территориальным фондам ОМС на реализацию расходных обязательств субъектов Федерации на осуществление переданных им полномочий, а также иных межбюджетных трансфертов названным территориальным фондам (ст. 26). Они осуществляют оплату медицинских услуг в соответствии с соглашениями, заключаемыми с представителями территориальных медицинских организаций.

Остаются актуальными три направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

  • укрепление финансовой базы страхования;
  • создание единой системы стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;
  • развитие нормативно-правовой базы.

Как видно из табл. 1, основными расходами Федерального фонда ОМС была финансовая поддержка территориальных фондов. Повышалось значение централизованно реализуемых программных мероприятий в рамках ОМС.

Таблица 1. Динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования до модернизации системы здравоохранения в 2002-2005 гг., млрд руб.

Наименование показателя

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС, создание страхового запаса

В последующий период ФФОМС возрастал (до 105,85 млрд руб. в 2010 г. и 268,6 млрд руб. в 2011 г., в том числе за счет растущих трансфертов из федерального бюджета (4,73 млрд руб. в 2010 г. и 18,29 млрд руб. в 2011 г.).

Увеличение объема средств, поступающих в систему ОМС, по линии Федерального и территориальных фондов позволит в большинстве субъектов Российской Федерации увеличить среднедушевой норматив финансирования территориальных программ ОМС, повысить тарифы на оплату медицинской помощи. Но указанных средств недостаточно для радикального улучшения системы ОМС. Действующие фонды обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации пока имеют слабую финансовую базу. Определенная финансовая поддержка этих фондов осуществляется из Федерального фонда ОМС. В связи с заменой ЕСН страховыми платежами отчисления в систему ОМС возросли. Однако средств по-прежнему мало. В короткий срок проблема достаточно эффективной поддержки территориальных фондов ОМС отчислениями из местных бюджетов для медицинского страхования неработающего населения не может быть решена. Получается, что снижение доли работающего населения, на заработную плату которого раньше начислялся ЕСН, а теперь — страховые взносы, может негативно отразиться на возможностях оказания медицинской помощи неработающей части населения. И это в условиях, когда осуществляемая с 2005 г. модернизация системы здравоохранения направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения, в том числе еше и уже неработающего, которое в связи с возрастными проблемами здоровья чаше обращается за медицинской помощью.

Для исправления положения и повышается ставка страхового взноса. Кроме того:

  • конкретизируется программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
  • осуществляется переход от бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения к преимущественно страховой;
  • проводится реструктуризация системы оказания медицинской помощи.

С этой целью совершенствуется действующее законодательство (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N° 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются радикальным увеличением размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешного проведения реформы является се реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременное поэтапным наращиванием ресурсов. Однако при этом чрезвычайно важно создать все условия для регулирования цен на лекарственные средства в целях их снижения, предельно сократить потери, связанные с нарушениями финансовой дисциплины в сфере ОМС, известными по уголовному делу, в завершение которого работники Фонда были привлечены к уголовной ответственности. В августе 2009 г. бьыи приговорены к длительным срокам пребывания в колонии строгого режима руководитель Фонда, ряд его заместителей и ответственных работников, внедривших «высокодоходные» с позиции личного обогащения схемы размещения заказов по высоким ценам на лекарственные средства сре- ли фармацевтических компаний и «снабжения» лекарственными средствами территориальных фондов ОМС. Большинство приговоренных к тюремному заключению обязаны были уплатить крупные штрафы. К уголовной ответственности были также привлечены «финансовые контролеры» контрольно-ревизионного управления Фонда, «не заметившие» действия механизма размещения заказа на поставку лекарственных средств по монопольно высоким иенам, что автоматически выхолащиваю государственную поддержку больных за счет средств Фонда.

Основные нерешенные проблемы по выравниванию условий предоставления бесплатной медицинской помощи:

  • страховые принципы финансирования здравоохранения не получили должной реализации;
  • не введены страховые механизмы, способствующие развитию конкуренции, в реальный финансовый оборот системы медицинского страхования не введена необходимая минимальная величина финансовых ресурсов:
  • работники здравоохранения относятся к одной из самых мало оплачиваемых категорий. Система и уровень оплаты труда не стимулируют их к качественной и результативной работе. В рамках национального проекта «Здоровье» заработная плата медицинскому персоналу повышалась, но неравномерно, в связи с чем имеет место ее необоснованная дифференциация;
  • увеличение стоимости новых медицинских технологий и рост затрат на здравоохранение, что обостряет проблему экономической эффективности использования ресурсов:
  • усиление импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию, покупаемому по высоким ценам;
  • отсутствие системообразующих законов, регулирующих сферу здравоохранения, не позволило сформировать единство этого социального института, а переход к частноправовому регулированию данных отношений привел к ослаблению регулирующей функции государства;
  • существующая многоканальность финансирования и различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг является одной из причин их неэффективного расходования;
  • наблюдается потеря системности и управляемости отраслью при сохранившихся органах управления всех уровней;
  • противоречивость статуса медицинских учреждений.

Согласно Конституции РФ, государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают бесплатную для граждан медицинскую помощь, а нормы Гражданского кодекса РФ определяют, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культу рных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Это напоминает пресловутую резолюцию «Казнить нельзя помиловать».

28 ноября 2018 , Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №433-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2073-р. Федеральным законом утверждается бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, определяется общий объем его доходов, которые будут обеспечены в том числе за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, а также общий объем расходов.

29 сентября 2018 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2073-р. Доходы ФОМС предусмотрены в сумме: на 2019 год – 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд рублей, на 2021 год – 2 495,8 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 887,9 млрд рублей). Расходы предусмотрены в сумме: на 2019 год – 2 190,4 млрд рублей, на 2020 год – 2 350,5 млрд рублей, на 2021 год – 2 501,5 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 994,1 млрд рублей).

5 декабря 2017 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Федеральный закон от 5 декабря 2017 года №368-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2017 года №2080-р. Федеральным законом утверждается бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, определяется общий объём его доходов, которые будут обеспечены, в том числе поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, а также общий объём расходов. Показатели бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с требованиями законодательства исходя из численности граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования.

16 октября 2017 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год Федеральный закон от 16 октября 2017 года №290-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 мая 2017 года №1034-р. Федеральным законом утверждается отчёт об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год. В отчёте отражены доходы, расходы, а также объём дефицита бюджета Фонда.

29 сентября 2017 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2080-р. Доходы ФОМС предусмотрены в сумме: на 2018 год – 1 887,9 млрд рублей, на 2019 год – 1 992,9 млрд рублей, на 2020 год – 2 138,5 млрд рублей (бюджет 2017 года – 1 705,9 млрд рублей). Расходы предусмотрены в сумме: на 2018 год – 1 994,1 млрд рублей, на 2019 год – 2061,3 млрд рублей, на 2020 год – 2 138,5 млрд рублей (бюджет 2017 года – 1 735 млрд рублей).

20 декабря 2016 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №418-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2265-р. Федеральным законом утверждается бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по доходам, которые будут обеспечены в том числе поступлениями страховых взносов за работающее и неработающее население, и расходам.

20 декабря 2016 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №432-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2269-р. В соответствии с Федеральным законом остатки средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования по итогам года в размере 91,2 млрд рублей, которые должны были перечисляться в федеральный бюджет, останутся в бюджете ФОМС. Это позволит обеспечить выполнение государственных обязательств в части финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе базовой программы ОМС.

31 октября 2016 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год Федеральный закон от 31 октября 2016 года №379-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 1 июня 2016 года №1068-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда за 2015 год составили 1573,5 млрд рублей, расходы – 1638,8 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 65,3 млрд рублей.

28 октября 2016 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год Распоряжение от 28 октября 2016 года №2269-р. Законопроектом предлагается сохранить остатки средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования по итогам года в размере 91,2 млрд рублей, которые должны были перечисляться в федеральный бюджет, в бюджете ФОМС. Это позволит обеспечить выполнение государственных обязательств в части финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе базовой программы ОМС, а также продолжить повышение заработных плат медицинских работников в соответствии с «майскими указами».

28 октября 2016 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Распоряжение от 28 октября 2016 года №2265-р. Доходы предусмотрены в сумме: на 2017 год – 1 705,9 млрд рублей, на 2018 год – 1 841,1 млрд рублей, на 2019 год – 2 067,4 млрд рублей (бюджет 2016 года – 1 661,7 млрд рублей). Расходы предусмотрены в сумме: на 2017 год – 1 735 млрд рублей, на 2018 год – 1 911,7 млрд рублей, на 2019 год – 2 022,3 млрд рублей (бюджет 2016 года – 1 688,5 млрд рублей).

15 декабря 2015 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Президент России подписал Федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №365-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2132-р. Федеральным законом утверждается бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонда) по доходам, которые будут обеспечены в том числе поступлениями страховых взносов за работающее и неработающее население, и расходам.

1

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - обособленное некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - это юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в Центральном банке РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, бланки и штампы установленного образца.

ФФОМС необходим для реализации политики государства в области обязательного медицинского страхования граждан как одной из частей программы государственного социального страхования.

ФФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ .

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

· принимает участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

· аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, обеспечивает собственную финансовую устойчивость за счет формирования использования в случае необходимости резервов.

· обладает правом начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени;

· устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

· издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ;

· ведет единый регистр застрахованных лиц, единый реестр медицинских организаций,

· имеет право на обработку персональных данных застрахованных лиц;

· проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами, контролирует соблюдение законодательства субъектами обязательного медицинского страхования;

· иные функции .

Система ОМС в России

В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников программы медицинского страхования выступают:

Застрахованные -- все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

Страхователи -- юридические и физические лица; для работающих -- предприятия, учреждения, организации, для неработающих -- органы исполнительной власти;

Страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

Медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) -- органы государственной власти всех уровней; для работающего населения -- работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью).

Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется различными страховыми компаниями, получившими лицензию на данную деятельность.

Документом, дающим гарантии человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования -- ФФОМС и ТФОМС. Денежные средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи перечисляют отчисления в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС переводит средства на счета страховых медицинских организаций (СМО). СМО -- это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан. В целом финансирование в рамках обязательного медицинского страхования представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимодействие участников системы ОМС