Что относится к объектам капитального строительства закон. Чем отличается капитальное строение от некапитального. Виды объектов КС

Что относится к объектам капитального строительства закон. Чем отличается капитальное строение от некапитального. Виды объектов КС

Капитальное строительство включает в себя деятельность заинтересованных лиц, таких как государственные органы, физические и юридические лица, органы местного самоуправления, деятельность которых направлена на усовершенствование уже возведенных и строительство новых зданий и объектов.

Капитальное строительство с уверенностью можно назвать важнейшей отраслью производства, фундаментом для роста и развития остальных отраслей государства, является основным ресурсом расширения воспроизводства. К данному строительству также относятся выполнение проектных и поисковых работ, подготовка необходимой тех. документации, для будущего выполнения строительных, пусконаладочных, монтажных и других необходимых капитальных работ.

Процесс возведения новых производственных и непроизводственных сооружений, расширение и реконструкция, техническое перевооружение и модернизация имеющихся объектов и представляет собой капитальное строительство.

При помощи данного вида строительства происходит обновление изношенных объектов.

Капитальное строительство обычно проводится в несколько этапов:

  1. Экономическое и техническое подтверждение проведения строительства
  2. Технические и инженерные изыскания
  3. Создание проекта
  4. Организация строительства и его процесса
  5. Приготовление площадки для строительства, возведение временных сооружений
  6. Осуществление основного строительства
  7. Введение в эксплуатацию

Также имеет место 2 способа реализации работ при капстроительстве :

  • Подрядный. Имеет место при заключении договора о найме (подряд), и само строительство производится специализирующимися на этом компаниями, организациями, работниками;
  • Хозяйственный. При таком способе осуществления строительства все необходимые и составляющие работы выполняются своими силами.

Вложения в капитальные строительства и само капитальное строительство тесно взаимодействуют друг с другом. Капитальные вложения являются источником финансов для непосредственного выполнения строительства.

В капитальные вложения обычно входят следующие расходы:

  • Стоимость инвентаря и оборудования, необходимых для проведения строительства,
  • Стоимость строительных работ,
  • Стоимость работ по созданию проектов и смет,
  • Стоимость монтажа
  • Различные расходы на работников, выполняющих строительство и управление процессом.

Капитальное строительство подразделяется также на виды. Ниже рассмотрены капитальное строительство и его виды :

  1. Новое строительство – при данном виде строительства, возводится совершенно новый объект, на новой площадке,
  2. Расширение действующего объекта – в данном случае производится расширение имеющихся сооружений путем строительства нового здания на территории предыдущего,
  3. Реконструкция – модернизация существующих сооружений. При таком виде капитального строительства расширения обычно не происходит, проводится улучшение технического уровня, переустройство объекта,
  4. Техническое перевооружение – данная процедура похожа на реконструкцию, но при техническом перевооружении производится повышение качества технического характера отдельных участков объекта.

В РФ капитальное строительство имеет более 120 тысяч строительных и проектирующих предприятий, организаций. В данной отрасли задействовано приблизительно 5 млн. человек, что равно 10 % от общего числа трудоспособного населения, которое занято в народном хозяйстве.

Основными особенностями капитального строительства можно назвать следующие черты:

  1. Если сравнить строительство с промышленным производством, продукция строительства недвижима и ее пользование происходит на месте создания. Ресурсы и орудия выполнения строительства передвигаются после завершения работ и выполняют заново процесс создания нового объекта. Данная особенность предполагает специальные формы управления и организации, дабы сводить к минимуму потерю времени и другие затраты на транспортирование техники и рабочих.
  2. Процесс строительства занимает долгий период времени, не только месяцы, но и года могут быть потрачены на возведение крупного объекта. Такой долгий период труда вовлекает рабочие силы и различные средства техники в строительство.
  3. Строительство связно с несколькими отраслями экономики и другими организациями и фирмами. Например, при строительстве необходимы материалы, здесь начинается взаимосвязь с организациями, поставляющими или создающими необходимое для строительства сырье. С фирмами и объединениями различных отраслей, строительство взаимодействует, осуществляя деятельность на заказ по планам организаций-заказчиков.

Капитальное строительство значимое и необходимое явление для государства и людей. При помощи строительства достигаются цели в улучшении условий объектов уже возведенных и создаются новые здания и объекты общественного пользования.

Капитальное строительство — это процесс возведения несущих конструкций, а также реконструкция и реставрация которое требует выполнения не только строительных работ, но и обязательных земельных работ.

Законодательством определено, что объектами капитального строительства могут быть как вновь возводимые здания, так и объекты, требующие реконструкции.

Классификация зданий и сооружений капитального строительства

Объекты капитального строительства определяют по ряду признаков, которые позволяют проводить дальнейшие работы:

  • Объект строительства не должен нести в себе временный характер работ.
  • Все постройки должны быть привязаны к капитальному фундаменту.
  • Объект строительства должен иметь государственную регистрацию, в том числе через кадастровую палату Росреестра.

Терминология капитального строительства предполагает выполнение поэтапных работ, которые включают в себя следующее:

  • Проектные работы.
  • Изыскательские.
  • Монтажные процессы.
  • Запуск объекта в строительтво.

Согласно действующему законодательству, к объектам капитального строительства не имеют право быть отнесены объекты малых архитектурных форм в виде киосков, палаток, навесов. Так для киосков предполагается наличие одного рабочего места для продавца, при этом отсутствует торговый зал. Под навесом понимается объект с полузакрытой формой, где отсутствует часть стеновых элементов.

Отличие временного строительства от капитального варианта

В строительной сфере существует временный вариант для построек, которые имеют ряд отличительных характеристик. В числе таких характерностей является не только экономическая сторона субъекта, но и правовая, юридическая оценка временного характера строительства.

  1. Объект с временными характеристиками не может документацию на собственность, и по окончании действия срока эксплуатации подлежит сносу или разбору.
  2. Капитальный объект строительства имеет фактор собственности, проходит государственную регистрацию и привязан к капитальному фундаменту. В последующем объект не подлежит сносу, переносу или разбору, за исключением случаев, предусмотренные в законодательстве.

На объект капитальной недвижимости разрабатывается проектная документация, которая подтверждает определённый тип строительного субъекта.

Капитальность или временный характер — разбираем нюансы

Как такового понятия «капитальное строительство» вы не встретите в действующем ГОСТ России, при этом регламентом предусмотрено определение категорий зданий.

  • Категория I — этот тип зданий должны иметь ресурс эксплуатации свыше 100 лет.
  • Категория II — данная категория объектов имеет ресурс эксплуатации 50-100лет.
  • Категория III — этот тип объекта должен иметь ресурс эксплуатации периодом 25-50лет.
  • Категория IV — срок эксплуатации объекта 5-25 лет.

Для последнего класса объекта существует негласное правило понятия временного характера, при этом этот тип зданий должен быть построен на основе облегчённых конструкционных материалов — деревянные конструкции или другие типы.

Технические отличия объектов строительства

Временные постройки и капитальный вариант строительства имеют внешние схожие черты, при этом, согласно Градостроительного Кодекса России определены технические отличия объектов:

  1. Объект капитальной характеристики строительства привязан к постоянному фундаменту, при этом обязательно присутствует привязка к земельному участку. Временная постройка может не иметь фундаментной основы.
  2. Капитальный объект предполагает сбор разрешительных документов для эксплуатации в полном объёме, в то время как временная постройка имеет минимальный набор документов для разрешения эксплуатации.
  3. Минимальный срок эксплуатации для объекта категории КС (капстроительства) составляет 25 лет, и может быть выше 100лет. Временные постройки должны эксплуатироваться не более 25 лет, с обязательным условием по сносу.
  4. Капитальный объект не может быть снесён, перенесён на другое место, за исключением ряд положений градостроительного кодекса.
  5. Объект завершённых работ по строительству предполагает использование права собственности с регистрацией в Росреестре, для временных построек предъявляются ограничительные разрешительные функции права собственности.

Категории и виды объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс России, а также ряд иных регламентных положений разработали категории и виды объектов капитального строительства, которые имеют свои отличительные характеристики.

  • Строительство нового объекта (новостройка). Объект возводится «с нуля», при этом используются первичные факторы ведения строительства, начиная от разработки земельного вопроса. По окончании строительства объект становится самостоятельной единицей с балансовой стоимостью.
  • Реставрация. Процесс ремонта, реконструкции и расширения действующих конструкционных элементов.
  • Реконструкция. Модернизация объекта недвижимости, при этом не допускается расширение площади.
  • Расширение объекта — значительное увеличение площади, путём пристройки отдельного объекта, с выводом нового типа помещения или здания на отдельную балансовую стоимость.

Какие объекты относятся к капитальному строительству

Объектами капитального характера для строительства могут быть как жилые здания, так и нежилого предназначения. Данные понятия чётко описаны в действующем Градостроительном Кодексе России. В любом случае, независимо от характера объекта, все они должны иметь минимальные характеристики комфортного использования здания. В данном случае необходимо использовать инженерные коммуникации, здание должно быть оборудовано входом, выходом, пандусами, подъездами и т.д.

  • Жилое здание. Высокие требования обустройство объекта, главной целью которого является постоянное проживание людей, может иметь надземную и подземную часть. Обязательное наличие инженерных коммуникаций, входных групп. Здание может быть предназначено как для проживания людей и животных, так и для производственных целей.
  • Нежилые объекты. К этой категории относятся сооружения, не предназначенные для постоянного нахождения и проживания людей, например ЛЭП, стадионы, мостовые сооружения.
  • Незавершённые объекты строительства. Объект имеет строительство, которое было приостановлено по ряду причин, при этом в дальнейшем допускается возобновление строительства или приостановка эксплуатации объекта недвижимости.

Особенности законодательства для капитального строительства

В России ряд подзаконодательных актов предполагают применение терминов к капитальному строительству, на основании которых проводится юридическая оценка действий, всех заинтересованных лиц.

Кадастровый закон России подразумевает следующие типы объектов:

  1. Сооружения, постройки и здания, которые относятся к объектам социальной или инженерной коммуникации — ЛЭП, трубопроводная система, скважины.
  2. Объекты неоконченного по ряду причин строительства.
  3. Кроме этого, согласно Постановлению Правительства РФ, который имеет порядковый номер №87, все объекты капитального действующего строительства классифицируются на:
  • Промышленные (типовые производственные) субъекты.
  • Объекты сектора оборонительного предназначения для обеспечения безопасности страны.
  • Объекты с непроизводственными характеристиками (здания социального назначения, жилые объекты, помещения бытового использования и т.д.)

К данной категории объектов относятся трубопроводы, магистральные линии электропередач, дороги, туннели. Для этих объектов необходимы особенные условия разрешения ввод в эксплуатацию, которые предусматривают рассмотрение технической документации прямо на месте, с использованием специального оборудования, предназначенное для межевания объектов. После оформления соответствующей документации, разрешается строительство объекта и ввод его в эксплуатацию.


Объекты без наличия разрешительной документации

Согласно положению законов, любой объект строительства должен иметь разрешительную документацию, на основании которого начинается капитальное строительство объекта. Без наличия такого документа, возможны применения штрафных санкций к собственнику и к лицам, задействованные в строительстве.

Все документы на разрешение ведения строительства необходимо получить в местном архитектурном департаменте при муниципалитете. В то же самое время ст.51 действующего Градостроительного Кодекса предполагает отсутствие разрешительной исполнительной документации в ряде случаев:

  1. Объект будет в будущем возводиться или реконструироваться на земельном участке, который принадлежит застройщику на законных обоснованиях и правах собственности.
  2. Объект в дальнейшем будет иметь временные характеристики эксплуатации.
  3. На объекте будут возведены вспомогательные сооружения, которые не относятся к категории капитального характера и не затронут основные функции прочих объектов жилого и нежилого предназначения.

Законные основания для капитального строительства

В последние годы формулировка «капитальное строительство» начинает приобретать юридическую окраску в ряде подзаконодательных документах. В частности, в 2005 году в Градостроительном Кодексе РФ появилось впервые понятие капитальное строительство. Чуть позже появились основания кардинально изменить гражданско-правовое обоснование капитальности в ряде законодательных положений.

Следствием большой работы стало внедрение понятия капитального строительства в лесном и водном кодексе России. Важное значение внесла статья 130 Градостроительного Кодекса России, где чётко дано пояснение термина капитальности, который обозначает непосредственную связь объекта с поверхностью участка, который имеет фундаментную основу соответствующего типа.

В настоящее время вносятся соответствующие изменения в ряд законов, которые позволят поставить спор между понятиями временной постройки и капитального субъективного объектного строительства в отношении построек типа МАФ (малой архитектурной формы), которые наделали немало шума в ряде регионов страны. Государственная Дума предполагает поставить окончательный спор между этими объектами, после детальной экспертизы всех нововведений в иные законные акты России.

Видеоматериалы по теме

Видео-семинар: ввод в эксплуатация объектов капитального строительства

Управление жизненным циклом объекта капитального строительства

Cлово «капитальный» в строительстве ассоциируется с объектом прочным, надёжным, созданным на длительный срок, с большими денежными вложениями. Капитальные строения, в отличие от временных построек, являются правовыми объектами — на них регистрируется право собственности. Объект капитального строительства — как он определяется законодательно, какими признаками обладает, и что относится к капитальным строениям?

Объект капитального строительства: определение, виды, признаки

Термин «объект капитального строительства» (ОКС) в Российском градостроительном кодексе появился только в 2005 г. (До этого периода в кодексе оперировали категориями «объекты недвижимости» или «объекты градостроения»).

Определение объектов капитального строительства

Согласно ГрК РФ (ст. 1 п. 10) объект капитального строительства (ОКС) — это здания, сооружения, строения, а также объекты незавершённого строительства, при этом из этого числа исключаются некапитальные постройки, а также все улучшения, которые нельзя отделить от земельных участков (мощение, настилы, покрытия и т. д.).

Некапитальное строение — это объект, который прочно не связан с землей, его легко разобрать и переместить без нанесения вреда и потери функциональности (п. 10.2 ГрК РФ, добавленный 3 августа 2018 г. постановлением N 342-ФЗ):

  • киоски (строения, не имеющие торгового зала и рассчитанные на одного продавца);
  • навесы (конструкции в виде одной лишь крыши с опорами или полуоткрытые, с незамкнутыми стенами).

Разница между ОКС и объектом недвижимости

По сути определение ОКС в ГрК РФ идёт от противного, то есть капитальными объектами признаются все те, что не относятся к некапитальным. Получается, что косвенно ОКС и объекты недвижимости — это одно и то же:

Объект недвижимости прочно соединяется с землёй и имеет фундамент. Его нельзя переместить и демонтировать, так как все его составляющие неделимы, их невозможно использовать по отдельности, не нарушив целостность всего объекта, его предназначение и функции. Право собственности на объект недвижимости подлежит регистрации.

То же самое можно отнести и к ОКС.

  • К недвижимости относятся все объекты капитального строительства (ст. 130 ГК РФ). (Строения регистрируются как здания). В правовом отношении ОКС и недвижимость — неодинаковые категории:
  • Помимо привязки к земле, соответствию объектов техническим параметрам, нормам градостроения и другим требованиям, для создания объекта недвижимости необходимо право собственности на земельный участок, согласие собственника ЗУ или разрешение исполнительных органов власти.
  • К объекту недвижимости обязательно должны быть подведены инженерные коммуникации, в то время как при строительстве объектов капитального строительства, это нe всегда является необходимым условием.


Разрешение на строительство ОКС

На основании ст. 51 на строительство ОКС, кроме случаев, указанных в п. 17 данной статьи, необходимо брать разрешение. Оно может быть выдано только при соблюдении правил землепользования и строительства (кроме тех объектов, на которых не распространяются (или не установлены) требования, указанные в градостроительном регламенте).

На территории аэродромов устанавливаются ограничения в использовании ОКС, то есть любой объект там не построить.

Разрешения брать не нужно:

  • для строительства или реконструкции ИЖС, жилого дома, гаража, садовых домов, вспомогательных построек на ЗУ;
  • капремонта и реконструкции ОКС (если она не приведет к изменению его назначения);
  • строительства буровых скважин, газопроводов, согласно государственным техническим проектам;
  • в др. случаях, указанных в п 17 ст. 51 ГрК РФ.

Виды объектов ОКС

Несмотря на то, что словесный ряд определения ОКС состоит из синонимов, так как здания часто называют сооружениями или строения, конструктивно и по назначению — это разные понятия.

Что такое здание

Здание представляет собой завершенную объёмную конструкцию с наземной, а иногда и подземной частью, с подсоединенными инженерными линиями и сетями.

Предназначение здания:

  • проживание;
  • осуществление деятельности;
  • производство;
  • хранение произведённой продукции;
  • содержание поголовья скота или птицы.

Всего существует два вида зданий — жилые и нежилые.

Определение и виды жилых зданий

Жилое здание — объект, состоящий из жилых и вспомогательных помещений, необходимых для удовлетворения бытовых и других потребностей, связанных с проживанием.


К жилым зданиям относятся:

  • дома для постоянного проживания;
  • общежития, интернаты и дома для престарелых (ветеранов, инвалидов);
  • детские дома и интернаты;
  • приюты для бездомных;
  • дома так называемого маневренного фонда и пр.

Встречаются следующие виды жилых зданий:

  • ИЖД (индивидуальные жилые дома);
  • МКД (многоквартирный жилой дом).

ИЖД бывают разного типа:

  • объект недвижимости для одной семьи, не более, чем из трёх этажей;
  • двухэтажный коттеджный дом с небольшим земельным участком (в доме обычно внутренняя лестница, первый этаж — гостиная, кухня, санблоки и другие вспомогательные помещения, второй — спальни);
  • одноквартирные дома блочного типа.

МКД — это дом хотя бы из двух квартир и более, имеющих, помимо индивидуальных жилых, помещения и для общего пользования (коридоры, лестничные площадки, лоджии, кладовки и др.). В многоэтажных МКД имеется выход из каждой квартиры на лестничную площадку, в одноэтажных — в коридор или прямо на земельный участок.

Нежилые здания

Нежилые здания используются:

  • для трудовой и коммерческой деятельности;
  • промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • в административных, социальных и культурных целях;
  • учебы и здравоохранения;
  • хранения продуктов и товаров;
  • в иных целях.

Сооружения

Сооружение — законченный строительный объект линейного, плоского, или объёмного типа, состоящий из наземной, надземной (подземной) частей. В состав сооружения обязательно входят несущие, иногда ограждающие конструкции.

Назначение: производство, хранение, транспортировка грузов, перевозка людей. Сооружения, в отличии от жилых зданий, могут быть предназначены не для постоянного проживания, а для временного пребывания людей.


Примеры сооружений: плотины, дороги, телебашни, стадионы, автопарки, вокзалы, инженерно-технические сооружения (ЛЭП, ТЭЦ, трубопроводы, кабельные и радиорелейные линии связи) и пр.

Сооружение как единое целое состоит из многих объектов (сооружений), каждый из которых неотъемлемая часть целого: входящие объекты могут выполнять различные функции, но исключение их из состава основного сооружения невозможно, так как будет нарушена основная функция.

  • Например, стадион состоит из футбольного поля, беговых дорожек, спортивных площадок, песочных ям, административного здания, зрительской зоны — каждый объект играет разные роли, но может быть использован в составе всего стадиона.
  • У автомобильной дороги нельзя отнять покрытия, ограждения, дорожные знаки, рвы, кюветы, дорожные мосты длиной не более десяти метров.

Что такое капитальное строение

Точного определения капитального строения в градостроительном кодексе нет. К ним обычно относят:

  • все ОКС, то есть здания, сооружения и строения;
  • вспомогательные и хозяйственные строения второстепенного, потребительского значения (например, гаражи, дачные дома).

Часто термин «строение» употребляют как синоним слову «здание». Далеко не все вспомогательные строения относятся к капитальным объектам строительства: целесообразно в этом случае использовать слово «постройка».


Признаки капитального строения

Капитальное строение всегда имеет фундамент, углубленный в землю, прочные стены. Однако такие же признаки могут быть и у вспомогательных построек.

Главный критерий, по которым можно определить, что строение является капитальным — это его долговременность: минимальный срок эксплуатации капитального строения составляет 25 — 50 лет.

Объекты незавершенного строительства

Так называют ОКС, строительство которых приостановлено, главным образом из-за недостатка средств. И хотя такой «ярлык» объектам дается на время, и их планируют вводить в оборот, чтобы завершить начатое, иногда они «замораживаются» на десятилетия. Примером могут служить дома, которые начали строить по обанкротившиеся застройщики.

Объекты некапитального строительства

К ним относятся временные постройки и сооружения

Временные постройки

Временные постройки возводят или переделывают из других зданий и сооружений для проведения строительно-монтажных работ:

  • сборные плоско-линейные конструкции, которые легко устанавливаются и разбираются;
  • контейнеры;
  • передвижные объекты.

На первый взгляд такие постройки могут ничем не отличаться от капитальных: у них может быть прочный фундамент, каменные стены, железобетонные перекрытия. Понять, к чему относится объект (капитальному или некапитальному строению), можно по его временном назначении (срок эксплуатации временной потройки обычно до 5 лет, порой — до 15), и когда строительство прекращается, его должны демонтировать. Впрочем, это происходит не всегда, и некоторые временные постройки фактически превращаются в постоянные.

Также возводятся временные постройки в лесных хозяйствах и на землях сельхозназначения: складские помещения, улья, навесы, постройки для животных, хранения инвентаря и т. д.

Некапитальные сооружения

Это сооружения из легких конструкций, без фундамента (либо устанавливаемые на наземном неглубоком фундаменте), без подземных помещений, подведенных инженерных коммуникаций: киоски, павильоны, игровые и смотровые площадки, фонтаны, уличные туалеты и пр.

Что такое капитальное строение? Определение капитального строения в 2019 году. Виды строений и их классификационные признаки. Различие капитальных и временных строений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Возведение и регистрация разных форм строений имеют свои особенности. Поэтому, прежде чем задокументировать собственность, важно знать, к чему относится постройка.

Существует несколько признаков, по которым классифицируют строения. В первую очередь, это цель использования.

По этому признаку различают такие объекты:

  • жилые;
  • общественные;
  • промышленные;
  • хранилища;
  • сельскохозяйственные.

Помимо этого, также определяют особенности их строения. Это могут быть временные или капитальные строения. В зависимости от этого, определяется соответствие большинства требований для дальнейшей эксплуатации здания.

Основные аспекты

Как правило, для реализации большинства целей необходимо использование капитальных строений. Они являются более прочными, универсальными и долговечными.

При оформлении строительства или регистрации объекта собственности в документации необходимо указывать тип постройки.

От этого зависит ее оценочная стоимость, ставка облагаемого налога, назначение дальнейшего использования и т.д. Поэтому при возведении объекта важно определять, относится ли он к капитальному строению.

Что это такое

Юридически, что такое капитальное строение, определение дает . Оно заключается в следующем понятии.

Капитальное строение – это постройка, здание или сооружение, которые, согласно определенным нормам и признакам, относятся к данной категории.

Как правило, их отличительной чертой является наличие капитального фундамента. При возведении все процессы сопровождают соответствующей документацией.

При их возведении выделяют три основных стадии:

  • изыскательские работы;
  • проектные работы;
  • пусконаладочные работы;
  • монтаж недвижимости.

Считается, что к объектам капитального строения относятся самостоятельные здания, которые обустроены необходимым оборудованием, средствами коммуникации и т.д.

К капитальным строениям относятся как готовые объекты, так и незавершенное строительство, процесс возведения которого приостановлен согласно законодательству.

Какие бывают виды

Согласно законодательству Российской Федерации, капитальные строения подразделяются на три основных вида:

При возведении построек на объекты капитального строительства составляется и ведется проектно-сметная документация.

Основываясь на Кадастровом кодексе Российской Федерации, выделяют несколько типов капитальных строений, в зависимости от того, каким он подвергается ремонтным работам:

Законодательная база

Часто по вопросу отнесения строений к капитальным или временным возникают юридические конфликты. Чтобы их избежать или разрешить, необходимо прибегнуть к ряду нормативных актов.

Из них можно выделить следующие:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  2. Кадастровый кодекс Российской Федерации.

Обращаться к этим актам желательно до начала возведения постройки, чтобы избежать дальнейших конфликтов с представителями органов власти и другими лицами, чьи права могут быть нарушены при возведении самовольной постройки.

Что является капитальным строением на земельном участке

Важно четко определять, какие объекты относятся к капитальным строениям по законам Российской Федерации.

В первую очередь, это необходимо самому собственнику, так как на все капитальные строения должна быть оформлена соответствующая документация.

На основании этого объекты относятся к налогооблагаемым или необлагаемым. Но без наличия регистрации объекта невозможно осуществить подключение коммуникаций, передачу и другие действия в отношении объекта.

Чтобы понять, при возведении какого объекта необходимо проводить регистрацию, а при каком нет, нужно рассмотреть их различие более подробно.

Отличительные признаки

Специалисты выделяют несколько признаков, которые отличают капитальные строения от других конструкций, рассмотрим более подробно самые распространенные из них.

Главным отличительным признаком капитального строения является наличие фундамента. Он выступает своеобразной связью с земельными ресурсами.

На основании этого появляется следующий признак, а именно наличие разрешительных документов, которые должны быть выданы на основании соответствующих требований, опираясь на

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Они должны отвечать градостроительному плану земельного участка.

Имея перечень необходимых документов, собственник может приступать к возведению объекта. При этом он может выполнять строительные работы самостоятельно или же нанять подрядчиков.

Данный признак не играет роли для определения классификации здания. Как правило, собственник обязательно должен иметь документы, которые подтверждают право пользования или распоряжения собственностью.

В случае отсутствия соответствующей документации на возведение и пользование постройкой такие объекты считаются самовольно возведенными.

Если они размещены на территории земельного объекта, относящегося к частной собственности, то снесение этого строения невозможно.

Но это не ограничивает собственника от других проблем. Как правило, чаще всего лица сталкиваются с такими проблемами:

  • отказ в подключении коммуникаций от центральной системы;
  • невозможность регистрации или переоформления права собственности;
  • и т.д.

Чтобы избежать этих сложностей, необходимо заблаговременно позаботиться о наличии документов. С этой целью нужно обратиться в БТИ и предоставить план строительства. После одобрения его архитектурной комиссией можно приступать к возведению.

Классификация объектов

Капитальные здания и сооружения классифицируются по нескольким признакам. В первую очередь, это срок эксплуатации, на который возводится сооружение.

По данному признаку выделяют следующие виды:

Из вышеуказанных построек к капитальным сооружениям относятся только первые три пункта плана. Постройки, срок использования которых составляет до 25 лет, относятся к временным.

Чем отличается от некапитального

Помимо капитальных зданий выделяют некапитальные. Они имеют иную конструкцию. Отличаются они площадью и основными элементами.

Один из признаков уже был упомянут в предыдущем пункте, как срок эксплуатации. Наиболее распространенными из них являются навесы и киоски.

Прежде чем приступить к обсуждению, что они представляют собой, нужно ответить на вопрос «для чего их различать?».

Главной причиной, по которой стоит различать капитальные и некапитальные строение – это то, что первый вид необходимо обязательно регистрировать, а второй не подлежит регистрации, не облагается налогами, в случае, если он не выступает в роли торговой точки и не требует разрешения на строительство.

Видео: капитальные и некапитальные постройки

При отнесении сооружения к капитальным или временным строениям учитываются все нюансы его возведения. В первую очередь, это строительные технологии.

В случае возникновения конфликта между собственником и другими лицами, права которых нарушены возведением какого-либо объекта, вопросы обсуждаются в судебном порядке.

В процессе должно быть определено, к какому типу строений относятся сооружения. Чтобы определить это, представители арбитражного суда рассматривают следующие признаки:

  • вероятность проведения быстрой разборки объекта при необходимости;
  • наличие или отсутствие связи с земельным участком, то есть уровень заглубления фундамента;
  • оснащение объекта средствами коммуникации, к которым относятся водопровод, канализация и т.д.;
  • наличие документов, которые прилагаются к строению;
  • оценка уровня противопожарной безопасности;
  • благоустройство и др.

До судебных разбирательств не доходит в случае, если у объекта видимые признаки временного строения.

Как уже было сказано выше, самыми распространенными из них являются следующие:

Обычно для возведения временных объектов используются более легкие материалы. К ним относятся разные виды листового железа, пластика и даже дерево.

У многих возникает вопрос «дом на сваях – капитальное строение или нет?». Ответ состоит в том, из чего изготовлены сваи и само здание.

В случае, если используются деревянные столбы и один из вышеперечисленных примеров материалов, то его можно отнести к временным.

Но если при создании конструкции используются тяжелые железобетонные сваи, которые могут выдерживать постройки из кирпича, газобетона и т.д., которые скрепляются при помощи специального раствора и которые невозможно быстро демонтировать, то это капитальное строение.

На него, как и на другие, нужны специальные разрешения и соответствующие бумаги.

При возведении нового строения, даже на собственном участке, важно знать, к какому типу они относятся.

Это связано с тем, что согласно законодательству капитальные строения подлежат обязательной регистрации и при этом выступают объектом налогообложения.

Наибольшее количество вопросов вызывают дачные домики и другие аналогичные постройки. Чтобы определить, к какому виду строений отнести возводимое здание, нужно сравнить его по основным признакам капитального строения.

К капитальным строениям в первую очередь относятся здания, которые возведены для длительного использования.

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее - ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права. В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям. Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е. объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные. В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота. На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений. Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует. Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет. В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство - это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций . Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство - сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п . Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений. Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным. Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. («Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики», утв. Минэкономразвития РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 13-6-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 02.12.2002);

Сооружения – инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что под сооружениями принято понимать различного рода объекты, имеющие обеспечительную функцию и являющиеся дополнительными, не имеющими самостоятельного значения при рассмотрении их вне взаимосвязи с объектом основным. Это вполне логично применительно к подземным коммуникациям различного рода, учитывая к тому же тот факт, что линейные объекты также относятся к ОКС. Сооружения также могут быть представлены в виде определенного обособленного пространства, не предназначенного для длительного пребывания в них людей, и имеющего также второстепенную обеспечительную функцию (например, для размещения оборудования).

Только термин «сооружения» законодатель рассматривает в привязке к определению «подземное». Таких категорий как «подземное здание» или «подземное строение» законодательство не содержит.

С одной стороны это вполне логично:

1) здания представляют собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359);

2) строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации»).

Подземные объекты не подпадают под указанные категории исходя из их (категорий) видовых характеристик, а также своего рода «физических», «материальных» особенностей. Подземному объекту в силу своей природы не могут быть присущи структурные части здания или сооружения. Что же касается функциональных признаков, то исходя только из этих соображений существование подземных зданий и сооружений, как бы это удивительно не звучало, вполне возможно и существует на практике: метрополитен, подземные автостоянки, практикуемая в крупных мегаполисах практика размещения под землей наряду с обычными пешеходными переходами различного рода объектов общественного питания в виде отдельных кафе и ресторанов, а также объектов розничной торговли в виде отдельных магазинов. В качестве примера можно также привести и объекты военного и режимного значения: бункеры, бомбоубежища и т.д. Не стоит также забывать и о структурных частях здания (к примеру, подвальные помещения), которые не являются ОКС в полном смысле этого слова, так как рассматриваются только в привязке к основному объекту, но, несмотря на это, ему присущи все функции основного объекта, то есть здания. Такого рода помещения нередко используются для размещения спортивных клубов, магазинов, объектов общественного питания и т.д.

Все вышесказанное говорит о существовании в законодательстве РФ пробелов и коллизий в отношении регулирования вопросов, связанных с подземными сооружениями: юридически они не могут выполнять функции, присущие зданиям и строениям, так как не обладают должными признаками, присущими последним, но фактически они их выполняют, хотя в рамках их своеобразного правового статуса (сооружение) это просто невозможно.

Кроме того, подземному сооружению, как и любому объекту материального мира, свойственен износ. Дальнейшая эксплуатация такого рода объектов может привести к реальной угрозе жизни и здоровью человека, а также собственности. Возможно ли применение по отношению к категории «подземные сооружении» термина «ветхость», присущей изначально именно зданиям и сооружениям (ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004»)

На данный момент особо острых ситуаций, связанных с регулированием данного вопроса, не возникало. Связанно это, на мой взгляд, с их достаточной редкостью. Строительство сетей метрополитена осуществляется и контролируется федеральными органами, подземные гаражи и автостоянки, а также иного рода подземные объекты встречались на практике как правило лишь на территориях городов федерального значения (Москва, Санкт – Петербург), а это все-таки несколько иной уровень регулирования. Однако, в последнее время такого рода объекты стали появляться и в других городах РФ, что в свою очередь ведет к необходимости более четкого правового регулирования данной сферы.

Одной из основных проблем законодательного регулирования ОКС является отсутствие должной классификации ОКС на ОКС федерального значения, регионального и местного. В ст. 10,14 и 19, 23 ГрК РФ содержится перечисления ОКС федерального, регионального и местного значения соответственно. Данные положения являются лишь перечислением соответствующих объектов, а это, в свою очередь, нельзя назвать классификацией, так как отсутствует должное основание, по которому она была проведена. Кроме того все эти нормы содержат следующую фразу: «... и иных объектов, размещение которых необходимо, для осуществления полномочий...», то есть перечень является открытым. Думаю, на основании всего вышеизложенного, предложенная законодателем классификация нуждается в доработке, по крайней мере, необходимо обозначить ее основание.

Прежде всего, следует определиться с тем, что же все-таки имеет в виду наш законодатель, говоря об ОКС федерального, регионального или местного значения.

Логически мы можем предположить, что ОКС федерального, регионального или местного значения, так или иначе связаны с решением вопросов федерального, регионального и местного значения соответственно.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ (то есть ФЗ № 131-ФЗ) осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Если абстрагироваться от официального толкования категории «вопросы местного значения», данного в законодательстве, и обратиться к толкованию лексическому, то смысл будет следующий: вопросы местного значения - это обстоятельства общественной жизни, имеющие значение для населения муниципального образования, регламентация которых зависит (осуществляется) от органов местного самоуправления. Суть заключается именно в этом.

Определений вопросов федерального и регионального значения законодательство не дает, но их можно вывести по аналогии. Таким образом, под вопросами федерального значения стоит понимать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения РФ, решение которых осуществляется федеральными органами государственной власти. Вопросами регионального значения, соответственно, являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения субъекта РФ, решение которых осуществляется органами государственной власти субъекта.

Итак, с «вопросами» все более-менее ясно. Теперь необходимо связать эти категории с ОКС. На мой взгляд, единственная возможная логическая связь между ними заключается в том, что ОКС являются в некотором роде одним из средств, способов решения вопросов того или иного значения. Но это не непосредственные методы их решения, а косвенные, вспомогательные.

Исходя из всего вышесказанного можно вывести определения ОКС того или иного значения:

  • ОКС федерального значения - это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению РФ, то есть служащие целям реализации полномочий федеральных органов власти и/или подконтрольные им;
  • ОКС регионального значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению субъектов РФ, то есть служащие целям реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и/или подконтрольные им;
  • ОКС местного значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению органов местного самоуправления РФ, то есть служащие целям реализации полномочий ОМС и/или подконтрольные им.

Как я уже говорила, основным вопросом законодательного регулирования ОКС является вопрос относительно основания классификации ОКС на ОКС федерального, регионального и местного значения. По моему мнению, наиболее рациональным решением данного вопроса является использование в качестве основания сфер ведения РФ, субъектов РФ и ОМС соответственно. В принципе, ГрК РФ об этом и говорит, но его положения нуждаются в некоторой доработке.

Cферы ведения РФ обозначены в статье 71 Конституции РФ, ОМС - в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов субъектов РФ можно вывести по остаточному принципу. Кроме того, при определении уровня принадлежности ОКС к ведению того или иного органа необходимо учитывать и территориальный критерий. В частности это относится к лечебно-профилактическим учреждениям, объектам жилищных фондов и т.д.

На основании всего вышеизложенного можно вывести классификацию ОКС соответствующего значения (Приложение).

Интересным и довольно проблемным является также вопрос относительно взаимосвязи и возможной взаимозависимости классификации ОКС по сферам ведения и права собственности тех или иных субъектов на ОКС.

В теории и на практике существует мнение, в соответствии с которым классификация по сферам ведения подразумевает и учет формы собственности на тот или иной ОКС. Кроме того, зачастую классификация по сферам ведения воспринимается именно как классификация по формам собственности, то есть произошло некое смещение понятий.

На мой взгляд, такой подход не совсем верен. Безусловно, форму собственности на ОКС учитывать следует и даже необходимо, ведь, зачастую если ОКС находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, то и сфера ведения будет соответствующая (к примеру, ОКС жилищных фондов). Однако, это возможный, но совсем не обязательный вариант, поэтому не стоит его абсолютизировать.

Необходимо учитывать то, что помимо государственной и муниципальной собственности у нас существует и такая ее форма как собственность частная, в которую входит имущество физических и юридических лиц. После «глобальной» приватизации государственного имущества во времена «перестройки» именно частная собственность стала главенствующей формой, которой остается и по сегодняшний день. Если при этом мы будем использовать в качестве основания классификации ОКС только форму собственности на них, большая часть ОКС просто из данной классификации «выпадет», не будет ими охвачена. Кроме того, зачастую право собственности и значение ОКС могут быть различными, не совпадать и не зависеть друг от друга.

По моему мнению, сфера ведения того ли иного органа власти в отношении какого-либо ОКС означает не наличие у этого органа правомочий собственника на ОКС, а наличие у него полномочий по контролю за владением, пользованием и распоряжением ОКС, полномочий по созданию необходимой базы для должного осуществления собственником своих прав, учитывая при этом значимость и возможную общественную ценность данного объекта. В связи с этим смешение понятий «сфера ведения» и «форма собственности» просто лишает нас адекватной, логичной и практически значимой классификации ОКС.

Еще один момент. В статье 14 ГрК РФ сказано, что схемы территориального планирования субъектов могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения. ОКС федерального значения по смыслу статьи обозначать не надо. Схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов, согласно ст. 19 и 23 соответственно, включают в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС местного значения. ОКС федерального и регионального значения в документах территориального планирования поселения обозначаться не должны, что следует из положений указанных норм ГрК РФ. На практике же документы территориального планирования субъектов содержат не только карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения, но и ОКС федерального значения; документы территориального планирования поселений кроме карт (схем) размещения ОКС местного значения содержат и информацию о размещении ОКС федерального и регионального значения. Логически данное отступление от положений законодательства верно. Документы территориального планирования должны содержать полную и адекватную информацию о планировании развития территории, в том числе о функциональных зонах, о зонах планируемого размещения ОКС, о зонах с особыми условиями использования территорий. Такая информация не может быть полной без соответствующего обозначения в ней данных об ОКС федерального и регионального значения на документах территориального планирования субъектов и муниципальных образований соответственно. К примеру, если на территории городского поселения располагается лечебно-профилактическое учреждение регионального значения, это не значит, что данный ОКС не следует обозначать в генеральном плане поселения, без этой информации генеральный план просто будет неполным. Поэтому в этой части отступления от положений ГрК РФ вполне разумны.

Приложение

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства федерального значения относят:

 объекты федеральных энергетических систем;

 объекты систем ядерной энергетики;

 объекты федеральной транспортной системы;

 объекты путей сообщения;

 объекты информации и связи;

 объекты обороны и безопасности, оборонного производства;

 объекты производства различных ядовитых, наркотических веществ;

 объекты метеорологической службы;

 объекты федерального транспорта;

 объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

 объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы;

 объекты, обеспечивающие деятельность естественных монополий;

 объекты управления федеральной государственной собственностью (и сама собственность в том числе);

 объекты федерального финансового, валютного, кредитного,таможенного регулирования;

 объекты федеральных специализированных медицинских учреждений;

 и иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательном к ведению Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства регионального значения относят:

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие деятельность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

 объекты, обеспечивающие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

 объекты, обеспечивающие содержание, развитие и организацию эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты, обеспечивающие предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие функционирование государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

 объекты системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;

 объекты специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

 объекты, обеспечивающие деятельность государственных нотариальных контор;

 объекты, обеспечивающие организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)

 объекты, обеспечивающие деятельность мировых судей;

 объекты системы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

 объекты, обеспечивающие осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 объекты, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также профессиональную подготовку, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

 иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов. РФ.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства местного значения относят:

 объекты автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами (в отношении районов) / автомобильных дорог общего пользования (в отношении поселений и городских округов), мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района / мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

 объекты, обеспечивающие организацию электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

 объекты системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

 объекты, обеспечивающие жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие население услугами организаций культуры;

 объекты физической культуры и массового спорта, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий местного значения;

 объекты, обеспечивающие обустройство мест массового отдыха населения;

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов местного значения;

 объекты, обеспечивающие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора;

 объекты, объекты, обеспечивающие оказание населению ритуальных услуг;

 объекты гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 объекты, обеспечивающие функционирование аварийно- спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований;

 объекты обеспечения безопасности населения на водных объектах;

 объекты лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения;

 объекты, обеспечивающие организацию и осуществление работы с детьми и молодежью на территории муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие охрану общественного порядка на территории муниципального образования, обеспечивающие функционирование муниципальной милиции;

 объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно- авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

 объекты, обеспечивающие функционирование системы общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления

Тимонина Е.Д., ведущий юрист
Отдела нормативно-правового обеспечения ИТП «Град»