Объекты и границы государственного сектора экономики. Государственный сектор состоит из. Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке

Объекты и границы государственного сектора экономики. Государственный сектор состоит из. Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

Введение. 2

Глава 1. Понятие и сущность государственного сектора экономики. 4

1.1 Подходы к определению госсектора и его структура. 4

1.2 Экономические функции государства. 6

1.3 Методы государственного регулирования госсектора. 15

Глава 2. Состояние государственного сектора в РФ.. 19

2.1 Специфика государственного сектора в РФ.. 19

2.2 Государственно-частное партнерство. 25

Заключение. 34

Список используемой литературы.. 36

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на новую стадию их решения.

Данные вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др.

Целью данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в экономике России.

Объектом данного исследования является государственный сектор, а предметом - изменения структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные направления его функционирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора

2. определить экономические функции государства

3. определить специфику государственного сектора в РФ

4. определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

Поставленные цель и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения государственного сектора, а также определяются экономические функции государства. Во второй главе определяется специфика государственного сектора в РФ, а также определяется основные тенденции развития государственно-частного партнерства в России.

Глава 1. Понятие и сущность государственного сектора экономики

1.1 Подходы к определению госсектора и его структура

Современная действительность дает немало поводов для анализа места и роли государства в экономике. Рыночная экономика и экономические функции государства неразрывно связаны между собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно, т.е. как полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней от государственной организации. Данный принцип говорит не о полной деэтатизации экономики, а об особой хозяйственной государственности, позволяющей существовать конкуренции и рынку и обеспечивающей их инфраструктуры. Действительно, есть мало оснований считать, что рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную экономику. Лишь описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание, должно резюмироваться словом хаос .

Поэтому основной функцией государства в современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством функционирования государства в следующих основных сферах: управление макроэкономическими процессами; управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная деятельность.

При проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и разногласия в определении базовых понятий. Прежде всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная собственность и государственный сектор. К определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной, так и зарубежной литературе.

В самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке .

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны.

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны .

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, ФГУПы, госучреждения.

1.2 Экономические функции государства

Экономические функции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великие экономисты признавали необходимость государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.

Адам Смит выделял три задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.

Государственный сектор экономики выступает в роли комплекса хозяйственных объектов, которые являются собственностью в целом, либо отдельными частями федерального или муниципального административного органа.

Границы государственного сектора могут изменяться в связи с увеличением, либо падением корпоратизаций и приватизации компаний. В настоящий момент статистика многих государств с рыночной экономикой показывает, что ликвидируются из списка предметов государственного сектора компании, пребывающие в периоде приватизации. Такое происходит даже в том случае, если часть общегосударственного имущества в их капитале больше половины. Следовательно, совокупный объём государственной собственности в капитале гибридных компаний в действительности наиболее значительный, чем государственный сектор. Инвестиции поступают в основном в государственный сектор экономики, что весьма серьезно влияет на национальное регулирование финансовых действий.

Основной частью государственного сектора представлены объекты общественного назначения, в основной массе не дающие доход. Остальная часть объектов состоит из национальных компаний, имеющих отношение к сырьевой и энергетической составляющей государства, где необходимы крупные вложения, а доход приходит медленным темпом. Доходность национальных компаний на порядок ниже, чем у частных фирм.

Существование в обстоятельствах рыночных взаимоотношений секторов, которыми руководят владельцы частных компаний, дает возможность эксплуатировать государственный сектор с целью решения общегосударственных финансовых вопросов, увеличения рентабельности частного хозяйства. компаний государственного сектора не представляется первоочередной целью его деятельности в экономике. Высоких доходов с них не ждут, а потери покрываются из правительственного бюджета. Вследствие этого государственный сектор становится основным поставщиком дешевых услуг, электричества и материала, что позволяет снизить в частном секторе.

Также национальные компании занимаются и внешнеторговым регулированием, вывозом денежных средств за границу, вводят государственный основной в форме финансовых вложений в какие-либо государства. Интенсивно применяется государственный сектор как механизм правительственного регулирования финансовых действий. Так, в обстоятельствах резкого упадка экономики, если собственные вложения уменьшаются, вложения в государственный сектор, как правило, увеличиваются. Таким образом, национальные рычаги влияния пытаются сдержать повышение безработицы. Видна значимость государственного сектора в общегосударственной структурной политике. Страна формирует новые объекты, либо переоборудует прежние в тех секторах экономики, в которые частный основной капитал приходит в малом количестве.

Как влияет государственный сектор на экономику?

Регулирующее влияние на экономику государственный сектор проявляет путем влияния на политику гибридных фирм, в которых стране принадлежит . Распоряжаясь пакетами акций в согласовании с национальными проектами, страна имеет возможность координировать финансовые вложения. За счет управления пакетами акций банков имеется возможность обращать средства в финансирование инвестиционных планов.

Государственный сектор через Центральный регулирует денежный :

Устанавливает прибыльные ставки;

Исполняет процедуры на рынке ценных бумаг;

Оказывает влияние на денежный курс.

Этими действиями государственный сектор также динамично воздействует на финансовый прогресс государства.

Финансовыми и основными функциями государственного сектора считаются:

Получение коммерческой выгоды с дальнейшим перечислением ее в ;

Пополнение прибыльной доли бюджета за счет налогов и других обязательств.

В целом, государственный сектор добавляет собственное производство туда, где стимулирование частного капитала оказывается неудовлетворительным. В итоге государственный сектор можно охарактеризовать инструментом с целью увеличения производительности общенародного хозяйства и перераспределения ВВП.

Министерство финансового развития и торговли Российской Федерации уделяет большое внимание формированию стратегических ценностей становления государственного сектора, оказывает влияние на его работу, устанавливает подходящие объемы функционирования. Оно определяет миссии компаниям государственного сектора в краткосрочной и долговременной перспективе.

Цели формирования государственного сектора направлены на:

Моделирование прибыли и затрат правительственного бюджета и национальных внебюджетных фондов;

Составление плана размеров продукта и развитие планов национальных договоров в поставки продукта, для удовлетворения национальных потребностей.

На практике используется способ планирования «от достигнутого уровня». Такого рода способ представляется наиболее приемлемым при обстоятельствах, где население удовлетворено состоянием государственного сектора и не пребывает в процессе больших общественно-финансовых изменений.

При обстоятельствах скорого формирования государственного сектора на первое место ставится выбор подходящих альтернатив применения национальных средств. Для выгодного подбора применяется способ сопоставления производительности, который предоставляет нужную информацию с целью принятия финансовых и общественно-политических заключений.

Для оценки производительности в государственном секторе применяют подобные способы:

  • анализ расходов и результативности;
  • анализ расходов и эффективности;

Понятие «анализ расходов и результативности» характеризуют совокупность аналитических способов, совершающих обозначение размера расходов и ресурсов на результат установленных целей, определенных перед национальным сектором, подбор подходящих постановлений. Если расценивается работа, приносящая несколько итоговых результатов, то предпочтительно воспользоваться анализом расходов и полезности. Способ анализа расходов и полезности - это совокупность операций, при создании возможных сопоставлений расходов в многоцелевой ценовой форме. Применение данного способа проблематично, так как не всегда социальные блага реально просчитать в стоимостном выражении.

Распространение государственного сектора оцениваются рядом характеристик:

Долей производства государственного сектора в совокупном размере изготовления;

Удельным весом производств;

Определением размеров ключевых фондов;

Долей от всеобщего размера инвестиций в первостепенный капитал, приходящейся на административный ресурс;

Числом сотрудников в государственных фирмах.

Российское право учитывает 2 координационно-законные формы унитарных компаний государственного сектора:

Первая форма - в праве хозяйственного ведения. Владелец выносит решение задачи формирования компании, реорганизации и ликвидации, устанавливает объект и миссии работы, осуществляет контролирование за применением и сохранностью собственности;

Вторая форма - в праве своевременного управления. Права владельца более обширные. Организация имеет возможность лично управлять только лишь сделанной продукцией. Распоряжение закрепленной собственностью может быть только лишь с согласия владельца.

Унитарные компании представляют собой торговые компании, владельцем которых выступает государство. Это является основанием для непосредственного управления подобными предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием является его начальник, установленный владельцем, или уполномоченным органом.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный сектор

Государственный сектор

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

По-английски: Public sector

Синонимы английские: Government sector

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Государственный сектор" в других словарях:

    - (public sector) Та часть экономики, которая не контролируется физическими лицами, добровольными организациями или частными компаниями. Государственный сектор, таким образом, включает правительства всех уровней – центральное и местные органы… … Экономический словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    Обобществлённый сектор. Ant. частный сектор Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    государственный сектор - — EN public sector Segment of the economy run to some degree by government, including national and local governments, government owned firms and quasi autonomous non government… … Справочник технического переводчика

    Государственный сектор - сектор хозяйства (предприятия в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, на транспорте, банки; др.), находящийся в собственности государства. Формирование год дарственного сектора идет двумя путями: 1) путем национализации предприятий и… … Словарь по экономической теории

    государственный сектор - ‘государство’ Syn: обобществленный сектор Ant: частный сектор … Тезаурус русской деловой лексики

    Государственный сектор - (public sector), элемент смешанной экономики, к рый в отличие от частного сектора находится под прямым контролем центр, или местных органов управления. Г.с. включает сферу коммунальных услуг, национализированные отрасли пром ти национализация), и … Народы и культуры

    Государственный сектор - PUBLIC/GOVERNMENT SECTOR Часть экономики страны, основу которой составляет деятельность предприятий, организаций и учреждений, находящихся в государственной собственности. Государственные доходы формируются за счет налогов и других поступлений.… … Словарь-справочник по экономике

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР - – часть экономики, связанная со сделками, которые осуществляются государством. Государство получает доход от налогообложения и других источников и воздействует на экономику посредством расходов на потребление и инвестиции … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР - – составная часть национальной экономики, отражающая государственные сделки, которые обеспечивают доход государства в соответствии с действующим законодательством о налогообложении … Краткий словарь экономиста

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…
  • Правовое регулирование рынка ценных бумаг , Селивановский А.С.. Учебник дает системное представление о правовых основах одного из сложнейших сегментов рыночной экономики - рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Структура издания…

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Государственный сектор экономики - роли и функции

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как , но и собственник.

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • электроэнергетика;
  • железная дорога;
  • почта и т.д.

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном (собственность субъектов Российской Федерации).

В федеральной собственности находятся ядерная энергетика, транспорт, производство оружия, космические разработки, транспорт. Региональная власть ответственна за муниципальную собственность. Все остальное контролируется совместно.

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

  • западноевропейская;
  • североамериканская;
  • восточноазиатская.

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Не все страны Европы придерживаются европейской модели. Например, Латвия стремится к приватизации во всех сферах экономики. По латвийским законам может быть приватизировано все, кроме изготовления оружия. Но так как в стране такого производства нет, то абсолютно все может перейти к частному сектору.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.