Правовое государство. Правовой статус товарной и фондовой биржи. Правовой статус фондовой биржи

Фондовая биржа представляет собой рынок ссудных капиталов, на котором происходит торговля ценными бумагами – акциями, облигациями, паями и т. п., называемых часто более общим термином «титулы собственности» или просто титулы, а также торговля платежными документами, выписанными в иностранной валюте – девизами. Торговля девизами осуществляется часто на специальной бирже, именуемой девизной или валютной. Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики. Фондовая биржа выполняет следующие функции:

1) мобилизацию и концентрацию временно свободных денежных накоплений и сбережений путем продажи ценных бумаг биржевым посредникам на первичном и вторичном фондовых рынках;

2) кредитование и финансирование государства и частного сектора путем покупки их ценных бумаг на первичном рынке и

3) перепродажи на вторичном, а также кредитование и финансирование биржевых спекулянтов путем осуществления сделок на вторичном рынке;

4) концентрацию операций с ценными бумагами, установление на них цен, отражающих уровень и соотношение спроса и предложения.

Под первичным рынком специалисты понимают рынок, на котором происходит продажа впервые выпущенных бумаг(или новых партий таких бумаг), а под вторичным – рынок, на котором ведется торговля уже обращающимися бумагами.

Фондовая биржа является юридическим лицом, и в вопросах своего устройства и работы она пользуется полной самостоятельностью. Деятельность биржи финансируется за счет взносов участников биржи, приобретших на ней «место», ежегодных взносов предприятий, котирующих на бирже свои ценные бумаги, сборов от биржевых операций и прочих выплат участниками биржи и клиентуры (например, плата за выдачу справок, регистрацию биржевых сделок, за оказание подразделениями биржи консультативных посреднических, информационных, юридический и прочих видов услуг). Помимо официальной фондовой биржи, в ряде городов, являющихся центрами биржевой торговли, существуют еще полуофициальные или неофициальные биржи. В Германии имеются два вида подобных рынков – «регулируемый» и нерегулируемый», наблюдение за которыми, однако, осуществляют официальные биржи. Членами биржи могут быть физические и юридические лица. К числу первых относятся индивидуальные торговцы ценными бумагами (специалисты по финансовым и инвестиционным вопросам, удовлетворяющие квалификационным требованиям биржи). Юридические лица представлены на бирже специализированными кредитно-финансовыми институтами, в состав которых входят прежде всего узкоспециализированные биржевые фирмы (брокерские фирмы и инвестиционные банки), а также универсальные коммерческие банки. Все операции на бирже осуществляются через ее членов. Во главе биржи находится Биржевой комитет, который допускает к продаже ценные бумаги после их проверки и определяет правила торговли ими. Непосредственно все операции на бирже совершают особые посредники – маклеры или брокеры, которые специализируются на определенных операциях, располагают информацией о заключаемых сделках, курсах акций и т. п. По уставу фондовых бирж посредники обычно не имеют права совершать собственные сделки, но на деле это правило редко соблюдается. В некоторых странах биржевые посредники являются государственными чиновниками (например, во Франции), в других – представителями частных фирм (например, в США, Великобритании).

Фондовая биржа представляет собой организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами, которые могут свободно продаваться и покупаться. Именно фондовая биржа сосредоточивает спрос и предложение ценных бумаг, способствует формированию их биржевого курса и выполняет другие функции, связанные с обращением ценных бумаг.

Правовую основу деятельности фондовой биржи составляет Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18.06.91 г., другие акты законодательства Украины, устав и правила фондовой биржи. Фондовая биржа создается в форме акционерного общества (закрытого или открытого) не менее 20 учредителями - торговцами ценными бумагами (банками, акционерными обществами, уставный фонд которых сформирован за счет исключительно именных акций, и другими обществами, для которых операции с ценными бумагами является исключительным видом их деятельности). Учредители должны иметь разрешение на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности с ценными бумагами. Доля уставного фонда, принадлежащего одному акционеру - торговцу ценными бумагами, не может превышать 5 %.

Регистрируются фондовые биржи в соответствии с Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулирования их деятельности, утвержденного приказом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 15.01.97 г. Перечень документов, подаваемых на регистрацию в Государственной комиссии, содержится в п. 28 указанного Положения. Решение о выдаче Свидетельства о регистрации фондовой биржи (или об отказе в выдаче при наличии оснований) принимается не позднее 30 календарных дней со дня получения предусмотренных Положением документов. Фондовая биржа приобретает права юридического лица с момента ее регистрации. Основанием осуществление деятельности фондовой биржей является Свидетельство о регистрации фондовой биржи, которое выдается сроком на 2 года и действует на всей территории Украины. Продление срока действия Свидетельства осуществляется в порядке, установленном для его получения. Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом - собранием акционеров.

В уставе фондовой биржи определяются:

  • 1) его наименование и местонахождение;
  • 2) наименование и местонахождение учредителей;
  • 3) размер уставного фонда;
  • 4) условия и порядок приема в члены и исключения из членов фондовой биржи;
  • 5) права и обязанности членов фондовой биржи;
  • 6) организационная структура;
  • 7) компетенция и порядок образования руководящих органов;
  • 8) порядок и условия посещения фондовой биржи;
  • 9) порядок и условия применения санкций, установленных фондовой биржей;
  • 10) порядок прекращения деятельности.

В уставе могут предусматриваться и другие положения, касающиеся создания и деятельности фондовой биржи. Правила фондовой биржи является локальным нормативным актом, регламентирующим его деятельность, связанную с торговлей ценными бумагами. В связи с этим правила должны предусматривать:

  • 1) виды сделок, заключаемых на фондовой бирже;
  • 2) порядок торговли на фондовой бирже;
  • 3) условия допуска ценных бумаг на фондовую биржу;
  • 4) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на фондовой бирже;
  • 5) порядок формирования цен биржевого курса и их публикации;
  • 6) обязанности членов биржи относительно ведения учета и информации, внутренний распорядок работы комиссий фондовой биржи, порядок их деятельности;
  • 7) систему информационного обеспечения фондовой биржи;
  • 8) виды услуг, оказываемые фондовой биржей, и размер платы за них;
  • 9) правила ведения расчетов на фондовой бирже;
  • 10) другие положения, касающиеся деятельности фондовой биржи.

Законодательство предусматривает особые условия прекращения деятельности фондовой биржи, ее деятельность прекращается когда число членов биржи становится меньше 10. Если в фондовой бирже осталось 10 членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Поскольку фондовая биржа является акционерным обществом, ее деятельность прекращается в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах.

Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ). Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бума!", не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Нормативными актами установлены требования, предъявляемые к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, а также определены их обязанности. В частности, организатор торговли обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующие правила: допуска участника рынка ценных бумаг к торгам, допуска к торгам ценных бумаг; заключения и сверки сделок; регистрации сделок; исполнения сделок и др.

Фондовая биржа является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме некоммерческого партнерства. Основная цель фондовой биржи - организация гласных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах торговых секций. Фондовая биржа имеет право самостоятельно устанавливать процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, размеры и порядок взимания отчислений в пользу фондовой биржи от получаемого ее членами вознаграждения, платежей, вносимых членами биржи за оказываемые услуги, уплачиваемых штрафов.

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие на данном рынке профессиональную деятельность: брокерскую, дилерскую, по управлению ценными бумагами, клиринговую и др. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемой. Порядок вступления в члены биржи, выхода и исключения из членов биржи определяется локальным нормативным актом.

Споры между членами фондовой биржи, а также между ними и их клиентами рассматриваются третейским и арбитражными судами. Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность биржи………………………………..…..………..5

2. Функции биржи………………………………………………...……..…9

3. Значение биржи………………………………………….…………..…13

Заключение…………………………………………………………..……15

Список использованной литературы………………………….…………16


Введение

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент – закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы – исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие биржи в современном аспекте;

▬ изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

▬ выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов – Http://www.rg.ru/, Http://www.gumer.info/, Http://allpravo.ru./, Http://garant.ru/.

Законодательной основой представленной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре – это нормативно-правовые материалы.

1. Понятие и сущность биржи

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране ≈ 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Фондовая биржа создается и действует в организационно-правовой форме общества (кроме полного, коммандитного общества и общества с дополнительной ответственностью) или дочернего предприятия объединения тор рговцив ценными бумагами и осуществляет свою деятельность в соответствии с. Гражданским кодексом Украины, законами, регулирующими вопросы создания, деятельности и прекращения юридических лиц, с особенностями, опре ченимы статьями 20-25. Закона Украины"По ценные бумаги и фондовый рынокинок".

Прибыль фондовой биржи направляется на ее развитие и не подлежит распределению между ее учредителями (участниками)

Фондовая биржа образуется не менее чем двадцатью основателями - торговцами ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, или их объединением, насчитывает не менее двадцати торговцев ценными бумагами. Доля одного торговца ценными бумагами не может быть больше, чем 5 процентов уставного капитала фондовой биржі.

Для осуществления своей деятельности фондовые биржи должны поддерживать собственный капитал в размере не менее, чем 3 миллиона гривен, а для фондовых бирж, осуществляющих клиринг и расчеты, - не меньше в чем 6 миллионов гривен.

Фондовая биржа приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации. Государственная регистрация фондовой биржи осуществляется в порядке, установленном. Законом Украины"О государственной регистрации юридических х лиц и физических лиц - предпринимателейємців".

Фондовая биржа имеет право осуществлять деятельность по организации торговли на фондовом рынке с момента получения лицензии. Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку

Слова"фондовая биржа"и производные от них разрешается использовать лишь юридическим лицам, которые созданы и функционируют в соответствии с требованиями настоящего. Закона

Деятельность фондовой биржи как организатора торговли временно останавливается. Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в случае, когда количество ее членов стало менее 20, а если фондовой бы бирже создан в форме дочернего предприятия объединения торговцев ценными бумагами, - когда количество членов такого объединения стала менее 20. Если в течение шести месяцев принятие новых членов не произошло, деятельность фондовой биржи прекращаетсяя.

Членами фондовой биржи могут быть исключительно торговцы ценными бумагами, которые имеют лицензию на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке и обязались выполнять все пр. Равиль, положения и стандарты фондовой бирж.

В случае аннулирования полученной торговцем ценными бумагами лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке его членство в фондовой бирже временно останавливается к возобновлению им ли ицензии или предоставления на биржу письма относительно исключения его из членов биржи. Другие основания прекращения или временного приостановления членства в фондовой бирже определяются правилами фондовой биржі.

Членство в фондовой бирже прекращается в случае аннулирования лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке, выданной торговцу ценными бумагами

Каждый член фондовой биржи имеет равные права по организации деятельности фондовой биржи как организатора торговли

Устав фондовой биржи утверждается высшим органом фондовой биржи

В уставе фондовой биржи указываются наименование и местонахождение фондовой биржи, порядок управления и формирование ее органов и их компетенция, цель деятельности, основания и порядок прекращения действовали льности фондовой биржи, распределения имущества фондовой биржи в случае ее ликвидации.

Согласно ст 23. Закона Украины"О ценных бумагах и фондовом рынке"фондовая биржа обязана обнародовать и предоставлять. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку информацию о:

перечень торговцев ценными бумагами, допущенных к заключению договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже;

перечень ценных бумаг, которые прошли процедуру листинга;

объем торговли ценными бумагами (количество ценных бумаг, общую стоимость заключенных договоров, курс ценных бумаг относительно каждого эмитента отдельно) за период, установленный. Национальной комиссией по ценным них бумагам и фондовому рынку.

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку устанавливает порядок и формы представления информации, указанной в ч 1 настоящей статьи, и осуществляет контроль за раскрытием информации фондовыми биржами

Как организатор торговли фондовая биржа создает организационные условия для заключения договоров с ценными бумагами путем котировки ценных бумаг на основе данных спроса и предложений, полученных от участником икив торгов на фондовой бирж.

В торгах на фондовой бирже имеют право участвовать члены фондовой биржи и другие лица согласно законодательству

Торговля на фондовой бирже осуществляется по правилам фондовой биржи, которые утверждаются биржевым советом и регистрируются. Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку

Правила фондовой биржи состоят из порядка:

организации и проведения биржевых торгов;

листинга и делистинга ценных бумаг;

допуска членов фондовой биржи и других лиц, определенных законодательством, к биржевым торгам;

котировки ценных бумаг и обнародования их биржевого курса;

раскрытия информации о деятельности фондовой биржи и ее предания огласке;

разрешения споров между членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право участвовать в биржевых торгах согласно законодательству;

осуществления контроля за соблюдением членами фондовой биржи и другими лицами, которые имеют право участвовать в биржевых торгах согласно законодательству, правил фондовой биржи;

наложения санкций за нарушение правил фондовой биржи