Принципы системы страхования вкладов. Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов (cтатья генерального директора асв александра турбанова в журнале «деньги и кредит»). Становление организации “Агентство по страхованию вклад

Принципы системы страхования вкладов. Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов (cтатья генерального директора асв александра турбанова в журнале «деньги и кредит»). Становление организации “Агентство по страхованию вклад

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

120. Основные принципы системы страхования вкладов

Основные принципы системы страхования вкладов состоят в следующем:

Обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

Не подлежат страхованию в системе обязательного страхования следующие денежные средства:

Размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

Размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

Переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

Размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков РФ.

Совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», составляет Фонд обязательного страхования вкладов.

Источники формирования фонда обязательного страхования вкладов:

Страховые взносы;

Пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

Денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

Средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом;

Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

Первоначальный имущественный взнос;

Другие доходы, не запрещенные законодательством.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

40. Система страхования вкладов в банках России Одной из главных гарантий частичной сохранности привлеченных во вклады денежных средств являетсяинститут страхования банковских вкладовзарубежных странах с развитой правовой системой такое страхование является

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Глава 10 Система страхования вкладов Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».3. Федеральный

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

1. Системы гарантирования (страхования) вкладов. Создание системы страхования вкладов в России Система гарантирования (страхования) средств третьих лиц на счетах и во вкладах в кредитных учреждениях широко известна современному банковскому праву и признается одним из

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

2. Субъекты права на вступление в систему страхования вкладов и предъявляемые к ним требования Право на вступление в систему страхования вкладов в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о страховании вкладов имеет банк, обладающий на день вступления в силу указанного Закона

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

5. Фонд обязательного страхования вкладов Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов.Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

1.1. Совершенствование системы пенсионного страхования В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в нашей стране существовавшая государственная система пенсионного обеспечения, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений,

Из книги Все о личных финансах: способы экономии на все случаи жизни автора Кирсанов Роман

37. Постановка коммерческого банка на учет в системе страхования вкладов Рассмотрение Банком России ходатайств банков и вынесение по ним заключений о соответствии (или несоответствии) банков предъявляемым к ним требованиям для участия в системе страхования вкладов

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

12. СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ Население должно хранить деньги в банке. Имеется в виду, не дома, в стеклянной и/или жестяной таре, а в надежном кредитном учреждении. В этом я убежден без всяких оговорок, абсолютно и стопроцентно.Именно поэтому на встрече с президентом

Из книги автора

13. Основные элементы страхования Лица. В каждом страховом правоотношении обязательно участвуют два лица: страховщик и страхователь; могут (необязательно) участвовать еще два лица – выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страховщик и страхователь непременно

Из книги автора

23. Основные этапы развития страхования в России В эпоху Средневековья некоммерческий тип страхования существовал и на Руси. В своде законов «Русская правда» были зафиксированы правовые основы страховых отношений в Киевской Руси.В России страхование развивалось в

Из книги автора

82. Основные особенности личного и имущественного страхования Имущественное и личное страхование являются самостоятельными и различными по своей характеристике видами страхования.К общим признакам, свойственных данным видам страхования, относятся:1. Объектом обоих

Из книги автора

113. Общие принципы страхования предпринимательских рисков Страхование предпринимательских рисков – это страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств

Из книги автора

Система страхования вкладов Система страхования вкладов – не российское изобретение. История ее создания в мире насчитывает более 70 лет.Впервые она появилась в США в 1934 году, в 1962 году американский опыт переняли Индия и Норвегия. В 80-е и 90-е годы прошлого века системы

Из книги автора

Как выяснить, входит ли банк в систему страхования вкладов Все банки, которые имеют право принимать вклады у населения, обязаны вступить в систему страхования вкладов. Если по поводу какой-то организации возникают сомнения, можно самостоятельно посмотреть реестр банков

Из книги автора

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

Из книги автора

34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы В 1949 г. был создан Совет Европы. В это же время возникли такие международные организации, как Организация европейского экономического сотрудничества (1948 г.), Организация североатлантического договора

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создана Система страхования вкладов населения.

Система страхования вкладов (ССВ) - это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых в российских банках. В настоящее время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в размере до 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются «автоматически» со дня вхождения банка в ССВ.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

· укрепление доверия к банковской системе;

· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.

Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.

Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству. В мире число добровольных систем страхования неуклонно снижается. Если в середине 90-х годов прошлого века половина систем страхования депозитов строилась на принципе добровольного участия, то сегодня их осталось только 19%.

Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает странам - участницам Европейского союза создание таких систем.

Допуск в систему только финансово устойчивых банков. Одной из главных проблем при формировании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Для ее решения в систему страхования вкладов будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов будет осуществляться на основании лицензии Банка России на осуществление операций со средствами физических лиц.

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в систему страхования вкладов является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе.

Соответствие банков установленным требованиям будет определять Банк России по результатам специально проводимой проверки. Банки, в отношении которых было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения.

Накопительный характер формирования резервов системы

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов.

Источниками формирования фонда будут регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства. Другими источниками его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный квартал года. Размер страховых взносов не должен превышать 0,15% средней за отчетной период суммы остатка средств на счетах граждан. При угрозе образования краткосрочного дефицита фонда для расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Уплата взносов будет осуществляться в валюте Российской Федерации. В случае если вклады выражены в иностранной валюте, уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.

Распределение рисков потери сбережений между государством, банками и вкладчиками

Систему страхования вкладов в России предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства граждан.

В соответствии с законом возмещение по вкладам устанавливается в размере 100% суммы вклада, но не более 100 тыс. руб. По экспертным оценкам, указанный размер страхового возмещения в современных условиях позволит обеспечить эффективную защиту личных сбережений примерно для 85-90% вкладчиков.

Введение “плоской” шкалы выплат на начальном этапе создания системы может рассматриваться как оправданное, поскольку такая шкала является простой для понимания и наглядной для оценки степени защиты сбережений со стороны широких слоев населения.

Максимальная скорость выплат вкладчикам

Способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами в пределах установленного лимита страхового возмещения. В международной практике оптимальным периодом, в течение которого вкладчикам должен быть обеспечен доступ к застрахованным депозитам, считается срок до 30 дней с момента наступления страхового случая. При более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Закон предусматривает, что в течение семи дней со дня получения Агентством реестра обязательств банка перед вкладчиками информация о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам будет направляться в соответствующий банк, а также в “Вестник Банка России” и печатный орган по месту расположения банка.

Непосредственно выплаты вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим средствам.

Помимо взносов банков фонд страхования вкладов формируется также за счет взноса Российской Федерации, на сегодняшний день размер имущественного взноса РФ в фонд страхования вкладов составляет 6,8 млрд руб., страховые взносы банков достигли 49,9 млрд руб., капитализированная прибыль - 4,88 млрд руб. (См.рис. 1)

Инвестирование средств фонда страхования вкладов будет осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:

· государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;

· облигации и акции российских эмитентов;

· ипотечные ценные бумаги;

· паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;

· ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;

· депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты кредитных организаций во избежание конфликта интересов.

Положительный политический, социальный и макроэкономический эффект от создания системы страхования вкладов очевиден. Первая реакция населения - это рост доли вкладов, эквивалентных сумме гарантий. Это правило подтверждается опытом введения систем страхования депозитов в странах СНГ и в самой России.

Рост доли вкладов, эквивалентных сумме гарантий осуществляется тремя путями. Первые два - это приток средств из сбережений на руках российских граждан и приток средств из стран ближнего зарубежья. Введение в России системы страхования вкладов происходило на фоне общего экономического роста и укрепления российского рубля. Все это усиливало роль рубля как резервной валюты для стран СНГ. Поэтому доля вкладчиков из ближнего зарубежья в российских банках также увеличилась.

Третий путь роста доли вкладов эквивалентных сумме гарантий - это дробление более крупных депозитов в связи со стремлением вкладчиков полностью застраховать свои суммы. С точки зрения диверсификации рисков и более равномерного распределения вкладов по банковской системе данный процесс можно считать положительным явлением.

У такого дробления есть еще один положительный эффект. Он усиливает конкурентную борьбу среди банков на данном сегменте розничного рынка и заставляет их искать способы удержания клиентов. Отсюда следует, что повышается качество банковского обслуживания, и процентные ставки от введения системы страхования вкладов не упадут.

Введение системы страхования вкладов даёт новый импульс для развития целого блока иных банковских и финансовых операций. Это связано с тем, что банки объективно заинтересованы в снижении отчислений в систему страхования вкладов. Они обязательно будут предлагать крупным вкладчикам новые банковские продукты и программы обслуживания.

В связи с этим произойдёт рост общих фондов банковского управления, развитие операций индивидуального банковского обслуживания и рост спроса на специалистов соответствующего профиля. Одновременно более активно развивается рынок ценных бумаг и паевые фонды. Таким образом, положительный эффект от введения системы страхования вкладов намного шире социальной защиты вкладчиков.

Введение….…………………………………………………………………...3

I. Понятие, сущность и история развития страхования вкладов населения…5

§ 1. История появления Системы страхования вкладов за рубежом………………5

§ 2. Цели, задачи и принципы системы страхования вкладов населения в России. ………………………………………8

II . Функционирование системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации. ………………………………......16

§ 1. Агентство по страхованию вкладов. Его статус, функции и цель деятельности. ……………………………………………………………………………....…16

§ 2. Роль Системы страхования вкладов в сохранении устойчивости банковской системы РФ.…………………………………………………………………………….……21

III. Перспективы развития ССВ.………………………………………………………………….…24

Заключение………………………………………………………………………………………………………29

Список использованной литературы………………………………………………………………30

Введение.

Одной из проблем российской экономики на сегодняшний день является острая нехватка инвестиций во всех ее отраслях. При этом само население страны обладает значительными материальными ресурсами, которые могли бы способствовать развитию экономики, если бы были в нее инвестированы. Но привлечения накоплений населения можно будет добиться при условии, что удастся убедить людей, во-первых, в том, что такое инвестирование лично для них выгодно, и, во-вторых, что, отдавая свои деньги, они не рискуют их потерять. Наиболее доступной для населения формой трансформации накоплений в инвестиции, является передача денег коммерческим банкам в форме банковского вклада, где решать вопрос о наиболее эффективном использовании средств вкладчика, будет банк, а вкладчик будет получать фиксированный процент за использование его денег.

Исследования показывают, что основной причиной, по которой население не решается передавать свои денежные накопления банкам, заключается в отсутствии у потенциальных вкладчиков уверенности в том, что их деньги будут им, в конце концов, возвращены. Опыт начала 90-х годов XX века, показывает, что вкладчикам есть чего опасаться. Подобная неуверенность могла бы быть снята, если бы вкладчик был уверен в том, что его деньги будут ему возвращены независимо от того, что случиться с банком. То есть, гарантировать сохранность вклада должен не сам банк, а какая-то иная, совершенно самостоятельная организация, чья платежеспособность не связана с финансовой устойчивостью банка.

Действительно, от неблагоприятных ситуаций, делающих невозможным возврат денег вкладчикам, не застрахован ни один банк, и было бы несправедливо утверждать, что это исключительно российская проблема. Но, в большинстве экономически развитых стран существует система защиты вкладов населения, которая, в случае наступления какой-либо неблагоприятной ситуации, гарантирует, что вкладчик получит свои деньги назад.

Во всем мире таким способом защиты интересов вкладчиков является страхование банковских вкладов. А после принятия ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» такая система появилась и в нашей стране.

I. Понятие, сущность и история развития страхования вкладов населения.

§ 1. История появления Системы страхования вкладов за рубежом.

Системы страхования депозитов существуют сегодня более чем в 70 странах мира. Согласно директиве Европейского сообщества о системах гарантий по депозитам от 16 мая 1994 года (94/19/ЕС) все страны, входящие в сообщество, обязаны иметь систему страхования депозитов, предусматривающую выплату за счет ее средств возмещения владельцам депозитов. Практически все развитые страны создали у себя подобные системы. И процесс построения систем обеспечения защиты средств населения, размещаемых в банках, продолжается. Это свидетельствует о том, что создание систем обеспечения защиты сбережений населения все больше признается в мире в качестве необходимого элемента эффективной системы обеспечения финансовой безопасности и стабильности государств.

Распространение практики образования национальных систем страхования депозитов, а также финансовые кризисы конца 1980-х, а затем и конца 1990-х годов, когда правительства многих стран столкнулись с необходимостью решать проблемы многочисленных вкладчиков разорившихся банков, заставило международные финансовые организации начать изучение опыта функционирования систем страхования депозитов в разных странах мира. В исследованиях Мирового Банка и Международного Валютного Фонда была сделана попытка выявить и проанализировать факторы, влияющие на эффективность мер, принимаемых в различных странах в целях обеспечения защиты средств населения, находящихся в банках В результате проведенного анализа были сформулированы так называемые “best practices” - наиболее предпочтительные принципы организации систем защиты депозитов. В то же время в ходе проведенных исследований выявилось большое многообразие путей и подходов, различие правовых и финансовых инструментов, используемых разными государствами для обеспечения стабильности своих банковских систем и поддержания доверия к банкам со стороны населения.

Наибольшее значение, как элемент мирового опыта, имеет система гарантирования вкладов в форме страхования, созданная в США. Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).

В настоящее время ФКСД является независимым федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым чиновникам (банки и другие кредитные организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными банками ФКСД применяла и применяет на сегодня три основных метода:

· санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации «бесперспективных» активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);

· ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

· выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время – 250 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:

· страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

· государственная собственность и управление страховым фондом;

· гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

· значительная финансовая поддержка государства;

· практически полный охват банковских учреждений страны;

· тесное взаимодействие ФКСД с государственными органами банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время система защиты вкладов в США носит совершенно всеобщий, тотальный характер: так к середине 90-х гг. системой страхования ФКСД было охвачено до 98 % всех вкладов, составляющих свыше 99% активов страны.

§ 2. Цели, задачи и принципы системы страхования вкладов населения в России.

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создаётся Система страхования вкладов населения.

Система страхования вкладов (ССВ) – это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Рис. 1). Ее основная задача – защита сбережений населения, размещаемых в российских банках. В настоящее время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в размере до 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются «автоматически» со дня вхождения банка в ССВ.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

· укрепление доверия к банковской системе;

· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.

Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения

Страхование вкладов - вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Система страхования вкладов призвана выполнять следующие две функции:

1) финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), ока­завшихся на грани неплатежеспособности;

2) защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Фонд обязательного страховании вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за сет:

1) страховых взносов;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных ФЗ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

6) первоначального имущественного взноса в соответствии с ФЗ;

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Допускается размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

42. Прекращение договора страхования, причины признания его недействительным.

Договор страхования прекращается в случаях:

1) истечение срока действия;

2) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;

3) неуплата страхователем взносов в установленные сроки;

4) ликвидация страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерть страхователя, являющегося физическим лицом;

5) ликвидация страховщика;

6) принятия судом решения о признании договора недействительным.

Прекращается досрочно по требованию страхователя или страховщика (не обходимо уведомить сторону не менее чем за 30 дней), если это предусмотрено условиями договора, а также по соглашению сторон.

Если договор прекращается по требованию страхователя:

Страховщик возмещает ему сумму выплаченных страховых взносов за истекший период за вычетом понесенных расходов;

При нарушении правил страховщиком, он должен вернуть страхователю выплаченные страховые взносы без всяких вычетов.

Если договор прекращается по инициативе страховщика:

Внесенные страховые взносы должны быть выплачены страхователю полностью;

При нарушении правил страхователем, страховая компания возмещает ему выплаченные страховые взносы за вычетом понесенных расходов.

Договор страхования считается недействительным:

1) договор страхования имущества заключен при отсутствии у стра­хователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застра­хованного имущества;

2) отсутствие письменного согласия застрахованного лица на заключение договора личного страхования в пользу другого лица;

3) сообщение страхователем страховщику заведомо ложных све­дений, имеющих значение для определения вероятности страхо­вого случая и размера возможных убытков;

4) завышение страховой суммы, явившееся следствием обмана со стороны страхователя;

5) если он заключен после страхового случая;

6) если объектом страхования является имущество, под­лежащее конфискации на основании вступившего в закон­ную силу соответствующего решения суда. Договор страхования признается недействительным судом, арбитражным или третейским судами.

Страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст.3 Закона о страховании вкладов:

Обязательность участия банков в системе страхования вкладов.

Как установлено ч.1 ст.6 Закона о страховании вкладов, участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.

В части 3 ст.6 Закона о страховании вкладов установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:

) уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

) исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

Рассматривая изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести проблемный вопрос, обозначенный в заключении Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы от 16 мая 2003 г. по проекту Закона о страховании вкладов и законопроектам, связанным с принятием Закона: гарантирование в принципе увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Рост банковских вкладов населения на 47% за один 2002 год также говорит о том, что переток сбережений населения в организованную форму (как и обратно) скорее определяется общеэкономической ситуацией, чем отсутствием или наличием предлагаемой системы. В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона о страховании вкладов, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

· обязанности банков по представлению и размещению информации (ст.6 Закона);

· составление и представление Агентством отчетности (ст.24 Закона);

· аудит Агентства (ст.25 Закона);

· получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст.29 Закона);

· систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст.42 Закона).

4. Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов обеспечивается, как прямо указано в п.4 указанной статьи, за счет регулярных страховых взносов банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.

Обязанность банков - участников системы страхования вкладов уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов установлена, как говорилось выше, в п.1 ч.3 ст.6 Закона о страховании вкладов.

Согласно ч.1 ст.35 Закона страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

В ст.36 Закона установлен предел накопления денежных средств фонда обязательного страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов в банках:

в соответствии с ч.15 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически приостанавливается;

согласно ч.16 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, составит менее 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически возобновляется.

Статистический исследование использования основных производственных фондов предприятия
Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооруж...

Перспективы развития зон научно-промышленного типа
Зоны научно-промышленного типа распространены в различных регионах мира, как в развивающихся, так и в развитых странах. Для одних это, как правило, уникальный шанс привлечь внешние инвес...

Совершенствование системы оплаты труда на предприятии ОАО Ашинский металлургический завод
В наше время труд рассматривается, как важнейшая часть экономики. Труд является в одно и тоже время, как товаром (работник продает свой труд, для создания нового качества и дополнительн...