Банковская система. Анализ состояния банковского сектора. Еще раз… о стратегии развития банковского сектора России

Банковская система. Анализ состояния банковского сектора. Еще раз… о стратегии развития банковского сектора России

Развитие банковского бизнеса ограничено дефицитом качественных заемщиков и уровнем капитала для покрытия растущих рисков. Данные факторы привели к избытку низкодоходных ликвидных активов, которые усиливают давление на прибыльность значительного числа банков. Так, доля убыточных кредитных организаций с неэффективной бизнес-моделью достигла 25%, что свидетельствует о незавершенности процесса оздоровления банковского сектора. Все чаще с кризисом бизнес-модели сталкиваются средние по размеру активов банки, что в дальнейшем приведет к сокращению их присутствия на рынке. По оценкам RAEX (Эксперт РА), в 2018 году лицензии могут потерять не менее 60 банков, при этом в числе топ-50 имеется не менее пяти банков, в отношении которых высока вероятность применения регулятивных действий.

Потенциал повышения прибыли банков от кредитования будет существенно ограничен слабым ростом экономики и недостатком капитала для покрытия растущих кредитных рисков. С 2014 года доля проблемных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле продолжает устойчиво расти (с 6 до 10%, см. график 1). Кроме того, несмотря на двукратное превышение объема созданных в 2017 году резервов над уровнем 2016-го (см. график 2), сформированные резервы по-прежнему не покрывают даже обесцененных ссуд 4–5-й категорий качества (см. график 3). Причем без учета «Промсвязьбанка», «ФК Открытие» и «Бинбанка» объем резервирования по итогам 2017 года снизился на 23%. При этом, по нашим оценкам, доля потенциально проблемных ссуд с недостаточным уровнем резервирования 1 составляет не менее 7,5% от корпоративного кредитного портфеля. Помимо роста доли проблемных активов давление на запас капитала окажет повышение надбавок к нормативам достаточности капитала. Так, в 2018 году число банков в зоне риска по запасу капитала 2 вырастет почти в два раза на фоне повышения надбавок (см. график 4).

Избыточная ликвидность, образовавшаяся из-за нехватки качественных заемщиков, усиливает давление на рентабельность банковского бизнеса. В связи с ограниченностью базы качественных заемщиков все больше банков вынуждено размещать дорогие клиентские средства в высоконадежные, но низкодоходные активы. С начала 2016 года число банков, вынужденных в ущерб прибыльности размещать средства на межбанковском рынке и депозиты в Банке России, выросло почти в три раза, до 170 (см. график 5), что составляет около трети от их общего количества. Подобные банки демонстрируют доходность значительно ниже, чем в целом по сектору (3,7 против 8,3% по итогам 2017 года, см. график 6). В 2018 году мы ожидаем сжатия чистой процентной маржи на 0,2–0,3 п. п. (см. график 7) в результате демпинга процентными ставками, спровоцированного конкуренцией за качественных заемщиков, а также сужения спреда между ключевой ставкой и уровнем инфляции.

По оценкам RAEX (Эксперт РА), в 2018 году по причине неэффективной бизнес-модели рынок могут покинуть не менее 60 банков, в том числе пять крупных игроков из топ-50. Оздоровление банковского сектора считать завершенным еще преждевременно, поскольку с 2013 года доля убыточных банков с неэффективной бизнес-моделью выросла с 10 до 25% (см. график 8). В этой связи в 2018 году мы ожидаем ускорения темпа отзыва лицензий (см. график 9). Под риском окажутся банки, которые не смогли адаптироваться к новой парадигме риск-ориентированного надзора и перейти к менее рискованной кредитной политике и адекватному уровню резервирования. Наиболее неустойчивыми будут кэптивные банки со слабым корпоративным управлением, а также кредитные организации с повышенной зависимостью бизнеса от одного источника дохода, узкой группы клиентов либо экономической конъюнктуры отдельного региона или отрасли. В частности, по оценкам агентства, в результате планируемого введения ограничения на выдачу гарантий по госконтрактам по уровню кредитного рейтинга 3 порядка 30 банков в 2018 году будет отрезано от своего основного бизнеса. Усиливающийся кризис бизнес-модели может привести к сокращению группы средних по размеру банков и, как следствие, окончательному переделу рынка между крупными игроками. В этих условиях положение на рынке сохранят структуры с диверсифицированной моделью, консервативным риск-менеджментом и стабильными позициями в ключевых регионах присутствия.

Падение маржинальности кредитования банки будут пытаться компенсировать за счет наращивания непроцентных доходов. Сохранение низкого уровня инфляции и удешевление фондирования позволят банкам продолжить снижение ставок, что приведет к росту всех сегментов кредитования. Однако слабые темпы роста экономики, усиление конкуренции за качественных заемщиков, недостаток капитала для покрытия рисков и переток части вкладов ФЛ в более доходные источники инвестиций окажут давление на кредитную активность банков. В результате в 2018 году темп прироста кредитного портфеля ЮЛ 4 и ФЛ составит +6%, что незначительно превысит уровень 2017-го (+4%) (см. график 10). Чтобы компенсировать снижение маржинальности кредитования и его слабый рост, банки будут активно наращивать непроцентные доходы, что позволит увеличить рентабельность сектора до 10,5% (против 8,3% в 2017 году, см. график 11). Однако в среднесрочной перспективе восстановления рентабельности до докризисного уровня в 15–18% мы не ожидаем.

Драйвером рынка кредитования останутся розничные ссуды. Поддержку розничному кредитованию окажет восстановление позитивной динамики реальных располагаемых доходов населения (см. график 12). Мы ожидаем роста портфеля необеспеченных потребительских кредитов ФЛ на 10 против 6% в 2017 году (см. график 12) за счет более высокой маржинальности для банков (по итогам 2017 года NIM розничных банков на 4,4 п. п. выше, чем универсальных, см. график 7). Сдерживать рост розничного кредитования будет увеличение резервирования в рамках МСФО 9 и экстраполяции Банком России результатов выборки при оценке резервирования однородных ссуд ФЛ, 5 а также инициатива регулятора по ограничению долговой нагрузки населения. Наибольший прирост покажет ипотечный кредитный портфель (16 против 14% в 2017 году, см. график 13) за счет запуска ипотечной фабрики АИЖК и госпрограммы субсидирования ставки для многодетных семей, а также снижения коэффициентов давления секьюритизации на капитал.

Наиболее слабые темпы роста по-прежнему будет демонстрировать кредитование крупного бизнеса. В 2018 году ссуды крупному бизнесу прибавят около 3 против 1,4% в 2017-м (см. график 14). Без учета валютной переоценки по итогам 2017 года портфель кредитов крупному бизнесу показал рост почти на 6%, что во многом было обусловлено обновлением реестра МСБ, в связи с которым свыше 600 компаний было отнесено к крупному бизнесу вместо МСБ. 6 Более выгодные условия фондирования за счет выпуска облигаций (более низкие процентные ставки, меньше ковенантов, более длинные сроки) оказывают давление на темпы кредитования первоклассных заемщиков. В свою очередь, портфель кредитов МСБ прибавит порядка 13% благодаря программам господдержки против роста на 10% в 2017 году (не учитывая обновление реестра МСБ; с его учетом ссуды МСБ показали падение на 7%, см. график 15). Кредиты МСБ по-прежнему демонстрируют наиболее высокий уровень просроченной задолженности (см. график 16), несмотря на ее снижение в абсолютном выражении, что сдерживает активность банков в этом сегменте.

Графики и таблицы

Таблица 1. Ключевые предпосылки развития банковского сектора в 2018 году

Предпосылки Прогноз на конец 2018 года
Цена нефти марки Brent, долл. за баррель (среднегодовая) 60
Темп прироста реального ВВП, % 1,8
Курс рубль / доллар (среднегодовой) 60
Уровень инфляции по итогам года, % 3,5
Ключевая ставка Банка России (на конец года), % 6,5

Источник: RAEX (Эксперт РА

Таблица 2. Ключевые финансовые показатели банковского сектора

Показатель 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 (прогноз)
Активы, млрд руб. 80 063 85 192 90 000
темп прироста, % 6,4 5,6
Кредиты ЮЛ 7 и ФЛ, млрд руб., в т. ч. 40 939 42 366 45 000
темп прироста, % 3,5 6,2
Кредиты крупному бизнесу, млрд руб. 25 666 26 023 26 800
темп прироста, % 1,4 3,0
Кредиты МСБ, млрд руб. 4 469 4 170 4 700
темп прироста, % -6,7 12,7
Необеспеченные кредиты ФЛ, млрд руб. 5 670 6 021 6 600
темп прироста, % 6,2 9,6
Ипотечные кредиты (портфель), млрд руб. 4 538 5 187 6 000
темп прироста, % 14,3 15,7
Доля просроченной задолженности в кредитах ФЛ (без учета ипотеки), % 12,5 11,2 10,2
Доля просроченной задолженности в ипотечном портфеле ФЛ, % 1,7 1,3 1,1
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле МСБ, % 14,2 14,9 13,0
Доля просроченной задолженности в портфеле кредитов крупному бизнесу, % 4,9 5,0 4,9
Доля ссуд IV и V категорий качества в совокупном кредитном портфеле, % 9,4 10,0 10,5
Прибыль, млрд руб. 930 785 1 100

ЦБ приводит результаты работы банковского сектора в прошедшем году. Можно сказать, что он был переломным для системы банков. И это задаёт основные тенденции на 2017 г.

Самое главное - преодолена наиболее опасная фаза кризиса, банки стали устойчивее. Ещё в первой половине 2015 г. наблюдалась убыточность в целом по сектору. И если за 2015 г. банки показали суммарную прибыль лишь 192 млрд руб., то в 2016 г. она стабильно росла из месяца в месяц и составила 930 млрд руб., то есть почти в пять раз больше. Если в целом банки работают не просто рентабельно, а с неуклонным ростом прибыли, это во многом говорит о возможности общего выполнения обязательств, обеспечения платежей в экономике на будущее.

Негативом осталось то, что активы за год снизились на 3,5%. Произошло это в основном за счёт уменьшения кредитования предприятий на 9,5%. А вот сумма кредитов, выданных физическим лицам, напротив, увеличилась на 1,1% . Причём доля просроченной задолженности в них снизилась с 8,1% до 7,9%. Такая динамика именно в секторе потребительского кредитования говорит о перспективах более высокого внутреннего спроса в экономике в целом в 2017 г.

Сумма привлеченных вкладов физических лиц повысилась на 4,2% в 2016 г. Это показывает повышение доверия людей к банковской системе - один из признаков стабилизации. А вот по привлечению средств юридических лиц наблюдается снижение на 10,1%. Таким образом, особенность года - позитивная динамика работы с физическими лицами по сравнению с юридическими.

На 2017 год есть основания предполагать улучшение показателей банковского сектора, поскольку основные негативные факторы преодолены. Сокращение активов прекратится, прибыль, очевидно, превысит 1 трлн руб. Приток вкладов граждан составит более 5%.

При этом волна банкротств и отзыва лицензий не будет полностью сведена на нет. Стабилизация банковской системы требует от ЦБ зачастую жёстких мер, локализации проблемных звеньев, чтобы не распространять сложности отдельных банков по системе в целом. В 2016 г. продолжалась "расчистка" банковского сектора от недобросовестных игроков. Число отозванных лицензий составило 93 - столько же, сколько и в 2015 г. Но основные трудности преодолены, и подобных случаев в 2017 году станет меньше. Но они по-прежнему вполне возможны. Об этом уже в феврале 2017 г. напомнила Э.Набиулина. Ведь количество убыточных банков более 200 учреждений. Это достаточно много, хотя и почти в два раза меньше, чем прибыльных.

Продолжится в 2017 г. уменьшение рублёвых ставок вместе с ослаблением инфляции. Это также развитие тенденции прошлого года. Средняя ставка по кредитам физлицам с января 2016 г. сократилась с 25,4% до 23,2% по займам до года и с 18,1% до 16,4% - свыше года. По вкладам до года средний процент в 2016 г. упал с 8,1% до 5,9%, свыше года - с 8,9 до 7,2.

Однако, очевидно, снижение ключевой ставки ЦБ в 2017 г. не станет значительным. Поскольку будут работать факторы, препятствующие сокращению инфляции к цели Центробанка - 4%. Это «предвыборные» выплаты, подготовка к ЧМ по футболу, индексации пенсий и пр. В борьбе с ростом цен ЦБ не станет форсировать уменьшение ключевой ставки. Она может сократиться не более чем на 1,5-2 пункта с нынешних 10% и останется принципиально выше инфляции. Соответственно, банковские ставки по кредитам и вкладам также будут снижаться медленно. Вероятно, на те же 1,5-2% в течение года. Поэтому для вкладчиков есть смысл делать депозиты сейчас, на срок более года, с фиксацией процентных ставок.

Марк Гойхман, Аналитик ТелеТрейд

), в 2017 году кредитный портфель нефинансовому сектору прибавит 6% (в 2016 году мы ждем его падения на 5%) благодаря удешевлению фондирования и более высоким темпам роста экономики. Но как и в 2016 году, рост портфеля у многих банков будет ограничен слабым запасом основного капитала на фоне ужесточения подхода ЦБ РФ к резервированию ссуд и скрытых в реструктуризациях проблемных кредитов крупному бизнесу. Поэтому рост будет неравномерным, и в 2017 году мы ожидаем продолжения тенденции к консолидации банковской системы за счет ухода слабых игроков с рынка.

Темпы роста экономики и банковского сектора в 2017 году, как и прежде, будут определяться динамикой цен на нефть и ключевой ставки ЦБ РФ . Базовый сценарий RAEX (Эксперт РА) предполагает среднегодовую цену на нефть (марки Brent) в 50 долларов за баррель (см. таблицу 1) и среднегодовой курс доллара на уровне 65 рублей, негативный - снижение цены на нефть до 40 долларов и курс доллара около 70 рублей, а позитивный - рост цены на нефть до 60 долларов и курс доллара около 55 рублей. Все сценарии предполагают сохранение напряженной геополитической ситуации. Базовый сценарий предусматривает замедление инфляции до 5% и снижение ключевой ставки до 8,5%. Негативный сценарий реализуется при ускорении инфляции до 8%, что приведет к росту ключевой ставки на 1-2 п.п. Понижение ключевой ставки до уровня лета 2014 года (7-8%) ожидается только в позитивном сценарии при достижении целевого уровня инфляции в 4%. Вероятность реализации базового сценария мы оцениваем в 60%, негативного и позитивного - по 20%.

По базовому сценарию RAEX (Эксперт РА) в 2017 году совокупный кредитный портфель прибавит 6% на фоне замедления инфляции и удешевления фондирования (см. график 1). По базовому сценарию благодаря удешевлению фондирования, банки смогут продолжить снижение ставок, что приведет к росту всех сегментов кредитования, за исключением необеспеченных потребкредитов. По необеспеченным потребкредитам мы ожидаем темпы прироста близкие к нулю из-за ужесточения регулирования коллекторской деятельности в 2017 году. Несмотря на снижение, процентные ставки останутся сравнительно высокими (см. график 2), что сделает восстановление кредитных портфелей достаточно робким. Кредиты крупному бизнесу прибавят около 7% (см. график 3), МСБ – порядка 5% (см. график 4). В свою очередь, портфель ипотечных кредитов замедлит темпы прироста до 9% (см. график 5) в связи с завершением госпрограммы субсидирования ставки и ростом цен на первичное жилье в результате изменений в законодательстве о долевом строительстве. В рамках негативного сценария кредиты крупному бизнесу покажут падение на 4% (без учета валютной переоценки), сокращение портфелей МСБ и необеспеченных потребкредитов достигнет 3% и 8% соответственно, а портфель ипотеки вырастет на 6-7%. Позитивный сценарий предусматривает рост портфеля кредитов МСБ на 7%, кредитов крупному бизнесу – на 11%, необеспеченных потребкредитов - на 3%, ипотеки – на 14%.

Несмотря на снижение отчислений в резервы, ключевой проблемой банков остается слабый запас капитала, что нашло свое отражение в рейтинговых действиях RAEX (Эксперт РА). На 01.10.2016 крайне низкий потенциал абсорбирования убытков по основному капиталу (менее 1,5% совокупного кредитного портфеля) имели 14 банков1, что почти в три раза больше, чем по Н1.0 и Н1.1 (см. график 6). В 2016 году количество банков в зоне риска по Н1.2 сократилось в два раза в основном за счет отзыва у них лицензий, а также снижения покрытия проблемных ссуд резервами. За 9 мес. 2016 года отчисления банков в резервы были в два раза меньше аналогичного периода 2015 года и на 25% меньше 2014 года (см. график 7), что привело к дальнейшему снижению покрытия обесцененных ссуд резервами (см. график 8). При этом по итогам 9 мес. 2016 года около трети банков являются убыточными в результате резервирования проблемных кредитов. Причем в этот период количество убыточных кредитных организаций почти удвоилось (см. график 9). Неудивительно, что большая часть негативных рейтинговых действий2 RAEX (Эксперт РА) с июня по декабрь 2016 года была обусловлена низкой устойчивостью капитала к обесценению активов вследствие ухудшения их качества (см. таблицу 3). В результате «индикатор здоровья» банковского сектора3, рассчитанный на основе рейтинговых действий RAEX (Эксперт РА), ненадолго показал позитивную динамику, но по итогам 4 кв. 2016 снова вернется на уровень начала 2015 года (см. график 10). Негативная динамика индикатора в конце 2016 года, помимо убыточности и слабого запаса основного капитала, также связана с проблемами в банковском секторе Республики Татарстан.

В рамках базового сценария в 2017 году прибыль банков снизится на 5-10% по сравнению 2016 годом за счет роста отчислений в резервы по проблемным активам. Рост доли проблемных активов предусматривают все сценарии, кроме позитивного. Доля кредитов «под стрессом»4 в базовом сценарии вырастет в 2017 году с 17% до 18% совокупного кредитного портфеля (см. график 11), в негативном сценарии – может достигнуть 21%, в позитивном - снизится до 16,5%. Доля ссуд только 4-5 категорий качества 01.11.2016 составила 9,8%, в базовом сценарии прогнозируется ее рост до 10,5%, в негативном – до 11,5% (см. график 9). Помимо роста доли проблемных активов значимое влияние на финансовый результат 2017 года окажет ужесточение подхода ЦБ РФ к резервированию кредитов. В частности, под риском существенного дорезервирования окажутся банки, кредитующие в значительных объемах аффилированные стороны и компании с признаками нереальности деятельности. Также в 2017 году ужесточение резервирования коснется банков, финансирующих пополнение оборотных средств предприятий с длинным циклом производства, и банков, уменьшающих резервы за счет залогов по завышенной стоимости. В результате, базовый сценарий предполагает прибыль банков по итогам 2017 года в размере около 850 млрд руб. (см. график 12), позитивный сценарий – около 1 трлн руб., а негативный – 650 млрд руб.

В 2017 году RAEX (Эксперт РА) ожидает продолжения тенденции к консолидации банковской системы за счет санации крупных банков и ухода слабых игроков с рынка. Несмотря на послабления при расчете норматива Н25, 20% банков близки к его нарушению (см. график 13). При этом многие банки применяют схемы «обхода» норматива Н25, поэтому в 2017 году основная угроза для них будет заключаться в праве ЦБ РФ на применение мотивированного суждения касательно аффилированности заемщиков. Еще одним вызовом для крупных банков могут стать проблемные кредиты крупному бизнесу, скрытые в реструктуризациях. Доля просроченной задолженности по кредитам крупному бизнесу в 2,5 раза меньше, чем по кредитам МСБ (см. график 14). Однако, по оценкам RAEX (Эксперт РА), еще около 7% ссуд крупному бизнесу не имеют просроченных платежей, но являются проблемными (как правило, это вынужденные реструктуризации). Адекватное резервирование таких ссуд может «съесть» до половины прибыли, которую банки получат в 2017 году. В результате снижения рентабельности банковского бизнеса и ужесточения надзора собственники многих крупных банков потеряют заинтересованность в их развитии. В связи с чем, накопленный объем проблемных активов в отсутствие финансовой поддержки со стороны бенефициаров приведет к необходимости санации таких банков как с участием крупных игроков банковского рынка, так и с помощью нового механизма через фонд консолидации банковского сектора.

» Текст работы «Банковская система РФ 2016-2017»

Банковская система РФ 2016-2017

Банковская система РФ: сущность, структура, функции. История становления российской банковской системы. Анализ развития банковской системы РФ в 2016-2017 годах. Перспективы банковской отрасли России в условиях санкций.

Банковская система РФ 2017

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. История развития банковской системы

Глава 2. Анализ развития банковской системы РФ в 2016-2017 годах

§ 1. Структура банковской системы Российской Федерации

§ 2. Тенденции развития банковской системы Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Исследование института банковской системы является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов российской экономики. Несмотря на постоянное совершенствование, банковская система России до сих пор имеет множество противоречий. Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Располагаясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков» . Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Степень разработанности. При подготовке работы были использованы труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам формирования и функционирования банковской системы, в частности, работы Авраменко В.С., Бычкова А., Ефимовой Л.Г., Зике Р.В., Кобзевой О.А., Корень А.В., Корневой Е.В., Матовникова М.Ю., Мягковой Т.Л., Печниковой А.В., Продченко И.А., Саркисянц А., Спицына В.В., Субботиной К.Е., Хромова М. и др. Но, несмотря на это, данная тема до конца не исследована, в ней имеется еще много моментов, подлежащих исследованию, дальнейшему изучению.

Ключевая цель данной работы : рассмотреть особенности становления и развития банковской системы Российской Федерации.

Задачи :

1.ознакомиться с историей развития банковской системы;

2.изучить понятие, признаки и функции банковской системы;

3.исследовать структуру банковской системы Российской Федерации;

4.определить тенденции развития банковской системы Российской Федерации в 2016-2017 годах.

Предмет данной работы: совокупность элементов банковской системы Российской Федерации.

Научная новизна заключается в систематизации теоретического материала в области функционирования банков с уточнением экономической сущности, структуры и особенностей взаимодействия.

Теоретическая значимость работы. Данная работа дает возможность рассмотреть банковскую систему РФ в современных условиях как необходимый элемент экономической системы. Методика исследования может послужить основой для анализа банковской системы, как Владимирской области, так и других регионов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы, которые были сформулированы в этой курсовой работе, могут использоваться для последующего изучения банковской системы РФ. Данная работа дает возможность рассмотреть банковскую систему РФ в современных условиях как необходимый элемент экономической системы.

Нормативную основу данной работы составляют: федеральные законы: «О национальной платежной системе РФ»: Федеральный закон от 27.06.2011. № 161 (ред. от 29.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). // Российская газета. - 30.06.2011. - №139, «О Центральном банке Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.07.2002. № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // "Парламентская газета". - 13.07.2002. - № 131-132, «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015) //Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - ст. 492.

Также для проведения комплексного изучения данной темы были использованы следующие нормативные акты: Указ Президента «О совершенствовании работы банковской системы РФ», «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов», и иные федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Эмпирическую основу курсовой работы составляют статистические и аналитические данные Центрального Банка Российской Федерации, а также анализ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов.

Методы исследования. В исследовании применен методологический подход, согласно которому прослеживается связь науки и практики, связь политики, экономики и права. В работе использовались такие методы научного познания, как системный, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический и другие. Исследование основывается на общетеоретических и специальных трудах ученых и правоведов.

Глава 1. Теоретическая характеристика банковской системы

§ 1. История развития банковской системы Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации начала свое развитие значительно позже, чем в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов.

Условно можно выделить пять этапов:

1-й - с середины XVIII в. до 1860 г. - период создания и функционирования банков как государственных (казенных);

2-й - с 1860 г. по 1917 г. - период развития и совершенствования банковской системы;

3-й - с 1917 по 1930 г. - формирование новой банковской системы;

4-й - с 1932 по 1987 г. - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;

5-й - с 1988 г. по настоящее время - формирование современной рыночной банковской системы.

Банковская система начала свое развитие в 1733 г. Это связано с созданием государственного ссудного банка. Экономика страны не стояла на месте, это требовало увеличения возможностей кредитования. Таким образом, в 1754 г. было создано два банка - Государственный заемный банк для дворянства, который осуществлял краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Но эти банки довольно быстро завершили свою деятельность.

Затем в 1817 г. появился Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы - трансферты). Одними из частых операций этого банка являлись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. В результате этого банку предлагались некоторые привилегии, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов.

В 50-е гг. XIX в. Стали формироваться предпосылки для расширения банковской системы. Реформа 1861 г. подразумевала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и формирование коммерческих банков. Реформа началась с упразднения в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переадресованы в Петербургскую Сохранную казну. Так же был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Во время открытия Государственного банка начался процесс формирования частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известным было Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости.

К 1872 г. банковская система России представляла собой систему, состоящую из Государственного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков. В это же время образовались торговые дома, банкирские конторы, меняльные лавки, которые выполняли большое количество чисто банковских операций.

С начала Первой мировой войны развитие российской банковской системы пошло на спад, а в 1917 г. произошла ее полная реорганизация.

В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело. Результатом это стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, который был переименован в Народный Банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1918 г. деятельность иностранных банков оказалась под запретом. Развитие политики «военного коммунизма» подвело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, в результате этого произошло упразднение Народного банка и передача его функций в 1920 г. Наркомфину. Но банковская система не остановилась в своем развитии, так как переход к НЭПу в 1921 г. продемонстрировал нужду в ее восстановлении. В этом году был вновь сформирован Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. образовались банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. появился целый ряд банков и кредитных учреждений. Таким образом, банковская система снова стала многозвенной. К 1925 г. в России были Государственный банк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство), Промбанк. Происходило развитие мелкотоварного производства, которое нуждалось в кредитовании, поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников.

Уже ко второй половине 1920-х гг. значительный скачок в развитии синдикатов привел к сосредоточению в их руках всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Это способствовало началу реорганизации банковской системы. Таким образом, в 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы» , в соответствии с которым Государственный банк имел оперативное управление всей банковской системой. Это способствовало ликвидации права самостоятельности в реализации процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Следующим периодом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В результате чего в 1928 г. Промбанк и Электробанк объединились в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Краткосрочные кредиты выдавались Госбанком в соответствии с квартальными планами. Таким образом, деятельность в сфере банковской системы в 1927-1929 гг. привела к ликвидации специфических кредитных функций банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа, которая проходила в 1930-1932 гг. стала началом появления нового этапа в развитии банковской системы. Суть данной реформы состояло в замене коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: был выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и сформирована система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована. Два банка - Цекомбанк и Сельхозбанк были упразднены, а их функции переданы в ведение Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. Функции данного банка заключались в финансировании и долгосрочном кредитовании предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского) . К 1960 г. структура банковской системы состояла из: Государственного банка, Стройбанка, Внешторгбанка, системы сберегательных касс. Данная система действовала длительное время, вплоть до 1988 г.

Изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям способствовали изменению и банковской системы. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате чего наряду с Госбанком были созданы 5 отраслевых банков: Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), который занимался кредитованием промышленности, строительства, транспорта и связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), который обслуживал внешнеэкономическую деятельность.

Данное множество банков при одноуровневой системе способствовало переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.) , который способствовал образованию кооперативных банках. Впервые коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Основная часть таких банков являлась «банками однодневками», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались и появлялись новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Строгий порядок появился в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона: Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности» , в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними.

Новая банковская система формировалась довольно сложно и противоречиво. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была "их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. География же расположения этих банков практически не изменилась с 1990 г. - основная часть приходится на Центральный район - 43,6%, причем лидером остается Москва, где действует 37,3% банков. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд. руб. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк. Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковской системы не принесли. Сначала продолжился рост количества банков - в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось их сокращение.

Результатом всего этого явилось формирование в России банковской системы, которая имела двухуровневую структуру: I уровень - Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки, а также другие финансово-кредитные организации, которые осуществляют отдельные банковские операции.

Таким образом, банковская система представляет собой одну из наиболее важных и неотъемлемых структур рыночной экономики и народного хозяйства. При этом банковские учреждения предоставляют кредиты хозяйству, выступая посредниками в процессе перераспределения капиталов. Они значительно увеличивают общую эффективность процесса производства, способствуют росту производительности общественного труда. В настоящее время, в условиях развитых товарных и финансовых отношений, структура банковской системы резко усложняется и сильно видоизменяется: появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

§ 2. Банковская система: понятие, признаки и функции

В соответствии с общефилософским подходом под термином «система » понимают целое, образованное путем объединения закономерно связанных друг с другом предметов, явлений и т.п. Элементы объединяются в систему и между ними появляются стабильные связи, которые формируют структуру данной системы.

Следует сказать, что любая система, с одной стороны может входить в другую систему (являться ее частью) в качестве ее элемента, а с другой стороны - сама состоять из элементов. Сложность в определении этого понятия, а также выявления ее структуры и частей можно объяснить тем, что термин «банковская система» имеет не сколько правовое, сколько экономическое содержание.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» «банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Таким образом, можно сказать, что в данном случае определение термина «банковская система » дано путем перечисления ее элементов. На мой взгляд, это не является полным раскрытием данного термина, поскольку банковская система не сводиться только к ее элементам.

Банковскую систему также как можно определить как совокупность участников денежно-кредитного рынка — коммерческих и специализированных банков, небанковских институтов, выполняющих депозитные, ссудные и расчетные операции, которые действуют в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Рассмотрим некоторые признаки банковской системы :

1. Банковская система представляет собой совокупность определенных элементов, которые относятся только к ней. Она не является случайной совокупностью элементов. В нее нельзя включить субъекты, перед которыми стоят другие цели, хотя они и могут действовать на рынке.

2. Банковская система обладает определенной спецификой. Она выражает свойства, характерные лишь ей, в отличие от других систем, функционирующих в хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. При рассмотрении элементов банковской системы следует обратить внимание, что в качестве составного элемента она включает в себя банки, которые как денежно-кредитные институты придают специфику банковской системе.

Сущность банковской системы представляет собой не только суммирование ее элементов, но и их взаимодействия, то есть отношения, складывающиеся между ними.

3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при всём этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

4. Банковская система находится в постоянном движении. Она развивается и совершенствуется.

Банковская система как целое постоянно находится в движении, она дополняется новыми компонентами и совершенствуется, а внутри банковской системы возникают новые связи. Взаимодействие элементов может происходить как между Центральным банком и коммерческими банками, так и между коммерческими банками.

5. Банковскую систему относят к системе «закрытого» типа. Конечно, полностью ее нельзя назвать закрытой, так как она взаимодействует с другими системами, также банковская система пополняется новыми элементами, которые соответствуют ее свойствам и целям. Но все же она считается «закрытой», так как, несмотря на постоянное взаимодействие и обмен информацией между банками, существует банковская «тайна». «Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом».

6. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти во время проведения независимой денежно-кредитной политики, а остальные банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе как общего, так и специального банковского законодательства. Их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов.

Банковская система не является изолированной от окружающего мира (об этом мы говорили ранее), напротив, она тесно взаимодействует с ним, представляет собой подсистему более общего образования - экономической системы. Банковская система функционирует в рамках общих и специальных банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты могут вноситься в общую систему, как и она сама только в том случае, если не противоречит общим устоям и принципам.

Таким образом, можно сказать, что признаки банковской системы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Далее следует рассмотреть функции банковской системы . Основной функцией банковской системы является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. Банк, являясь элементом банковской системы, собирает не столько свои, но и чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение — лицензия.

Еще одна функция — это функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Именно благодаря системе расчетов банки предоставляют своим клиентам возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки происходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом, осуществляется перемещение денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Следующая функция — это посредническая функция, под которой понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк как элемент банковской системы выполняет посредническую функцию. Банк имеет множество возможностей, среди которых:

Возможность аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту;

Возможность брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция из всего вышесказанного можно назвать функцией трансформации ресурсов.

Основная функция банковской системы - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д.

Таким образом, банковская система РФ представляет собой совокупность различных видов банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в той или иной стране в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система является составной частью кредитной системы. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику и является ядром резервной системы.

банковская система РФ сущность структура функции

ГЛАВА 2. Анализ развития банковской системы РФ в 2016-2017 годах

§ 1. Структура банковской системы Российской Федерации

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков» .

Банковская система — это совокупность институтов, а также функций, форм и методов, направленных на выполнение финансово-экономических задач государства. Российская банковская система имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком РФ. Второй уровень включает банки и небанковские кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Как было сказано выше, к первому уровню относится Центральный банк РФ. Род функций и полномочий данного банка отличают его от других банков. Прежде всего, это установление и методическое обеспечение правил совершения и учета банковских операций, выпуск наличных денег (эмиссия), организация платежного оборота, лицензирование банковской деятельности и надзор за всеми кредитными организациями, регулирование банков и иных кредитных организаций посредством учетной, резервной политики и установления для них обязательных экономических нормативов. Благодаря своему функциональному предназначению Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе.

Отношения указанных организаций к банковской системе РФ может быть определенно по-разному. К примеру, в банковскую систему РФ включаются только те ее элементы, которые прямо перечислены в сатье 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кредитные кооперативы и Агентства по реструктуризации кредитных организаций он не признавал элементами банковской системы. Согласно Д.Г. Алексеевой, к числу элементов банковской системы можно отнести любого субъекта, который либо осуществляет банковские операции, либо обеспечивает основные функции банковской системы. Поэтому в банковскую систему следует включать те организации, которые либо занимаются банковскими операциями, либо содействуют их осуществлению. К числу элементов банковской системы необходимо отнести не только Банк России и кредитные организации, но и организации банковской структуры.

Центральный банк является государственным кредитным учреждением, наделенным функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. Он является основным звеном национальной кредитно-банковской системы. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» «статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Закон о Центральном банке не дает определения понятия «Банк России». В литературе правовой статус Центрального банка РФ вызывает острую дискуссию.

Особенность Банка России — его двойственное положение: с одной стороны, он выступает как государственный орган, с другой — как хозяйствующий субъект. В соответствии с Конституцией РФ Банк России не является государственным органом, его нельзя назвать органом исполнительной власти. Вместе с тем Банк России наделен значительными властными полномочиями. Именно здесь, а не в противопоставлении статуса Банка России как органа, наделенного властными полномочиями, и юридического лица усматривается парадоксальная ситуация.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» банк России является юридическим лицом. При этом получение прибыли не есть цель его деятельности (ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации») . Следовательно, Банк России относится к некоммерческим организациям (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Возникает вопрос об организационно-правовой форме Банка России как некоммерческой организации. В литературе по этому вопросу были высказаны различные взгляды. Наиболее распространенным является мнение о том, что Банк России является государственным учреждением. По мнению Л. Г. Ефимовой, Центральный банк РФ — государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. О. М. Олейник считает Банк России юридическим лицом публичного права.

Второй уровень банковской системы включает в себя кредитные организации. К ним относятся: банк и небанковская кредитная организация, а также представительства иностранных банков.

Основное предназначение кредитных организаций — это проведение банковских операций по кредитному, расчетно-кассовому и депозитному обслуживанию клиентов и субъектов экономических отношений.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Понятие небанковской кредитной организации также представлено в ст.1 данного Федерального закона: «небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России».

В настоящее время количество организаций инфраструктуры банковской системы постоянно растет, функции этих организаций многообразны и точно сказать, к какой группе они относятся, не всегда можно.

Банковская система - социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы.

Общей целью деятельности банковской системы является создание условий для максимально бескризисного и безопасного функционирования денежного рынка. Превращение группы разрозненных банков в банковскую систему стало возможно благодаря появлению центрального банка как особого систематизирующего фактора, как органа управления этой системой.

Таким образом, банковская система РФ - совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в той или иной стране в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она является составной частью кредитной системы, включает центральную сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Первый уровень банковской системы занимает Центральный Банк России. Второй уровень банковской системы занимают ее основные и вспомогательные участники: кредитные организации, включая представительства иностранных банков, и организации банковской инфраструктуры: банковский ассоциации и союзы, банковские группы и холдинги, а так же бюро кредитных историй. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.

§ 2.2 Тенденции развития банковской системы Российской Федерации в 2014 - 2017 годах

События последних лет в мировой экономике доказали тесную взаимосвязь процессов развития финансового и реального сектора. Нестабильность финансового сектора является одной из причин распространения кризисных явлений в экономике.

Российская экономика демонстрирует признаки назревающего кризиса, основными факторами которого являются падение цен на нефть и экономические санкции, введенные США, Евросоюзом и рядом других стран в отношении России в связи с ситуацией в Украине. В данном параграфе хотелось бы выяснить, насколько введенные санкции повлияли на текущие состояние банковской системы, и каковы будут перспективы ее развития.

Действующие сегодня санкции в основном касаются ограничения импорта ряда товаров, а также возможности средне- и долгосрочных заимствований предприятий нефтегазовой отрасли России и банков - лидеров рынка. Еще одним шагом давления было снижение рейтинга России и, соответственно, ее регионов и бизнеса ведущими агентствами до «спекулятивного» уровня с неблагоприятным прогнозом. На основании оценки структуры банковской системы можно сказать, что только небольшая часть банков является финансово устойчивыми. Поэтому российская банковская система была практически отрезана от западных рынков капитала, а доступные источники заимствований стали дороже.

Рассмотрим, насколько серьезно предпринятые меры воздействия повлияли на проблемы, с которыми столкнулась банковская система, в их числе:

1.снижение ликвидности в банковской системе.

В конце 2014 года недостаток наиболее ликвидных активов ощущался в связи с девальвационными процессами и стремлением населения изъять сбережения, и поэтому с этой проблемой столкнулись в основном крупные системообразующие банки России. Для стабилизации курса рубля Банк России вынужден был увеличить ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых, но не смог сдержать падения рубля по отношению к мировым валютам, проблема ликвидности усилилась. Поэтому уже в начале 2015 года, несмотря на снижение ключевой ставки до 15%, недостаток ликвидности стали испытывать почти все мелкие и средние банки, и даже расширение числа банков, допущенных к участию в кредитных аукционах, проводимых Центральным банком, не смогло снять напряженности.

При этом введенные санкции не затрагивают краткосрочные пассивы банков, поэтому те, кто использовал заимствования на международных рынках для покрытия кассовых разрывов, сохранили такую возможность и в будущем.

Для решения проблем ликвидности Банк России планирует дальнейшее снижение ключевой ставки, расширение кредитных аукционов, и при необходимости будет проведено снижение нормативов обязательных резервов.

2.Обесценение банковских активов вследствие девальвационных процессов.

Рублевые кредитные вложения банков обесценились из-за снижения курса рубля и повышения темпов инфляции. Банки стали активно пересматривать ставки по кредитам для бизнеса в сторону повышения, что снижает риски обесценения активов, но также сокращает спрос на кредиты. Несколько иная картина складывается на розничном рынке. Российское законодательство не предусматривает возможности изменения ставок по потребительским кредитам в одностороннем порядке, если это напрямую не предусмотрено в договоре с клиентом. Поэтому именно розничный рынок находится под давлением. Высокая закредитованность населения, послужившая причиной кризиса 2008 года в США и европейских странах, сегодня является серьезной проблемой для российских граждан. Поэтому не исключена цепочка дефолтов среди банков, специализирующихся на розничном кредитовании. Особенно это касается банков, выдававших кредиты в иностранной валюте, ведь резкое обесценение рубля поставило под сомнение возможность своевременного погашения обязательств.

Осуществленные банками инвестиции на фондовом рынке также существенно потеряли в стоимости после произошедшей девальвации, что привело к увеличению резервов, формируемых банками под их обесценение, и возникновению убытков. При этом серьезных распродаж российских активов, аналогичных ситуации 2008 года мы не наблюдаем. Поэтому сохраняющиеся перспективы роста фондового рынка делают такие убытки лишь временным явлением.

Таким образом, для дальнейшего развития банковского сектора России, направленного на улучшение деятельности банков, необходимы дополнительные усилия со стороны Правительства РФ направленные на повышение конкурентоспособности банковского сектора.

3.Снижение прибыли банков и потребность в докапитализации.

За 2014 год прибыль банков сократилась на 41% вследствие снижения рентабельности банковских операций и роста резервов, 2015 год также не предполагал оптимистичных прогнозов. Именно в этой проблеме можно увидеть влияние антироссийских санкций, когда, отрезав доступ российским банкам к долгосрочным займам, США, Европа и ряд других стран ограничили возможности привлечения субординированных кредитов.

Альтернативой западным рынкам капитала сегодня являются рынки Китая и Индии, которые могут компенсировать утерянные источники финансирования. Кроме того, важным фактором, способным поддержать банковскую систему, является использование правительственных фондов, сформированных в благоприятные для России годы, а также резервов пенсионных фондов для докапитализации банков. При этом следует учесть, что данные средства не предоставляются в рамках санационной поддержки банковскому сектору, а призваны увеличить кредитование значимых отраслей российской экономики.

Не следует также забывать эффект мультипликатора, который даст возможность распространить выделенные средства не только среди крупных банков, но и в другие сегменты банковского сектора.

4.Возможность волны банковских дефолтов.

Многие эксперты предрекали волну банковских дефолтов, когда уже в 2016 году могли прекратить работу более 160 российских банков. При этом такие прогнозы оказались крайне пессимистичными. Прекращение деятельности 20-30 наиболее слабых банков в год является обычной практикой на пути усиления глобализации банковской системы России. Поэтому уход с рынка наименее эффективных игроков закономерен, но масштабы сокращения банков будут в пределах нормального диапазона. Такие прогнозы основаны, прежде всего, на оценке перспектив уже предпринятых Правительством мер и остающихся ресурсов.

Но не следует рассматривать российскую банковскую систему обособленно от других стран. Несмотря на ограничения существующих связей с западными рынками капитала, банки России во многом определяют тенденции национальных банковских систем близлежащих стран, ранее входивших в состав СССР. Особенно это касается Украины, Белоруссии, Молдовы, Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Национальные банковские системы этих стран длительное время подпитывались за счет российских банков, но более уязвимы к неблагоприятным изменениям, нежели Российская банковская система. Поэтому, стремясь ущемить Россию, Запад не учитывает, что предпринимаемые меры и ограничения будут ударом для бывших союзных республик в большей степени, чем для России.

Рассмотрим динамику развития банковской системы России в 2016-2017 годах.

Совокупные активы банковского сектора за 2016 г. сократились на 3,5 % (на +1,9 %*) до 80,1 трлн. руб. За декабрь активы сократились на 0,4 % (+1,6 %). Снижение активов сопровождалось в целом улучшением их структуры. При этом, совокупный объём кредитов экономике за 2016 г. уменьшился на 6,9 % (-2,4 %), в том числе кредиты нефинансовым организациям сократились на 9,5 % (-3,6 %). Одновременно, кредиты физическим лицам за этот период увеличились на 1,1 % (+1,4 %).

Продолжается оптимизация числа кредитных организаций Банком России. За декабрь количество действующих кредитных организаций сократилось с 635 до 623 (на начало 2016 года было 733 кредитные организации).

В течение 2016 года, по мере снижения спроса кредитных организаций на ликвидность, Банк России сокращал объем операций по рефинансированию на аукционных условиях. Самые значительные по объему аукционы РЕПО были проведены в январе и марте (около 800 млрд. руб.). Всего за год Банк России провел 33 аукциона РЕПО по предоставлению ликвидности, что значительно меньше, чем годом ранее. С 20 сентября до конца года аукционы РЕПО не проводились. Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей ставке проводились Банком России только в I квартале. Объем средств, предоставленных на каждом из этих аукционов, был невысоким и не превышал 100 млрд. рублей.




С целью привлечения средств банки продолжали использовать инструменты постоянного действия Банка России. Средний уровень задолженности по операциям РЕПО по фиксированной процентной ставке в целом за 2016 г. составил 169 млрд. руб., по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, золотом, ломбардным кредитам, кредитам «овернайт», валютным свопам - в совокупности 81 млрд. рублей. Высокий спрос на эти операции в отдельные периоды был связан с необходимостью банков нарастить уровень остатков средств на корреспондентских счетах в Банке России для выполнения усреднения обязательных резервов.

Начиная с августа 2016 для абсорбирования избытка средств в банковском секторе Банк России проводил основные операции по регулированию ликвидности в форме депозитных аукционов по ставке, близкой к ключевой. Это позволило сблизить уровень спроса и предложения ликвидности в банковском секторе, а также способствовало формированию ставок денежного рынка около ключевой ставки Банка России.

Требования кредитных организаций к Банку России по недельным депозитным аукционным операциям в целом за год изменялись от 0 до 497 млрд. руб. (в декабре изменения составили 253 497 млрд. руб. - 410 млрд. рублей). Средневзвешенные ставки по итогам депозитных аукционов в целом за прошедший год формировались со спредом 3-28 б.п. к ключевой ставке Банка России (3-7 б.п. в декабре). Кроме того, в отдельные периоды превышения предложения ликвидности над спросом на нее Банк России проводил операции «тонкой настройки» - депозитные аукционы на срок от 1 до 6 дней. Потребность в проведении данных операций возникала в сентябре, октябре и ноябре 2016 г. Объем средств, абсорбированных на каждом из этих аукционов, составлял от 76 млрд. руб. до 683 млрд. рублей.

Кредитные организации тоже размещали свободные денежные средства в Банке России посредством депозитных операций постоянного действия. Средняя задолженность Банка России перед кредитными организациями по этим операциям в целом за год составила 317 млрд. руб. (248 млрд. руб. - в декабре). В апреле-декабре 2016 года Банк России проводил операции по продаже ОФЗ из собственного портфеля, что позволило частично абсорбировать приток ликвидности, связанный с финансированием дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда. В целом за год Банк России продал ОФЗ из собственного портфеля общей номинальной стоимостью 143,2 млрд. рублей. Снижению уровня избыточной ликвидности также способствовало повышение нормативов обязательных резервов - с 01.03.2016, с 01.07.2016 и с 01.08.2016.

В результате, объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных на отдельных счетах в Банке России, за год увеличился более чем на 100 млрд. рублей. Усредненная величина обязательных резервов, составлявшая в январе-июле 1,4 трлн. руб., в августе возросла до 1,5 трлн. руб., а с сентября - до 1,7- 1,8 трлн. рублей.

Качество кредитного портфеля в банковской системе РФ в 2016-2017 годах улучшилось. Объем просроченной задолженности сократился: по корпоративному портфелю за декабрь - на 9,6 %, за год - на 8,9%, по кредитам населению - на 3,4 % и 0,7 % соответственно. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям сократился за декабрь с 6,66 % до 6,28 процента. На начало 2016 г. этот показатель составлял 6,2 процента. По розничному портфелю удельный вес просроченной задолженности за декабрь снизился с 8,23 % до 7,94 процента. На начало 2016 г. этот показатель составлял 8,1 процента.

В источниках формирования ресурсной базы банков заметно повысилась роль вкладов физических лиц, темпы роста которых в последние 3 месяца показывают положительную динамику. В декабре они выросли на 2,2 % (+3,9 %), составив 24,2 трлн. руб. Объем депозитов и средств на счетах организаций (без учета депозитов и средств на счетах государственных и других внебюджетных фондов, Минфина России, финансовых органов, средств клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям, средств в расчетах, средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корсчету кредитной организации) снизился за декабрь на 0,4 % (+2,4 %*) до 24,3 трлн. руб. За 2016 г. объем вкладов физических лиц вырос на 4,2 % (+9,2 %), а объем депозитов и средств на счетах организаций сократился на 10,1 % (-2,8 процента).

Объем заимствований у Банка России за декабрь вырос на 11,3 процента. Удельный вес привлеченных от Банка России средств в пассивах вырос с 3,0 % до 3,4 процента.

Сальдированная прибыль в декабре составила 141 млрд. руб., в целом за 2016 г. - 930 млрд. руб., что почти в 5 раз больше значения предыдущего года (за 2015 г. - 192 млрд. руб.). При этом, прибыль в размере 1 292 млрд. руб. cгенерировали 445 кредитных организаций, из них на долю Сбербанка России пришлось 517 млрд. руб.

Убытки в размере 362 млрд. руб. получили 178 кредитных организаций. Рост прибыли связан с сокращением темпов увеличения отчислений в резервы. Резервы на возможные потери увеличились с начала года на 3,5 % или на 188 млрд. руб. За аналогичный период 2015 г. этот показатель подрос на 33,4 % или на 1 352 млрд. руб.

В августе-сентябре 2017 года банки продолжили наращивать кредитный портфель. По оценке Минэкономразвития, рост портфеля кредитов населению с исключением валютной переоценки ускорился до 7,8% г/г с 6,9% г/г месяцем ранее. При этом увеличение темпов роста наблюдается как в ипотечном кредитовании, так и в других потребительских ссудах. В то же время рост вкладов населения постепенно замедляется. Данные тенденции могут свидетельствовать об отходе от сберегательной модели поведения, что в дальнейшем продолжит оказывать поддержку потребительскому спросу. С другой стороны, немаловажную роль здесь играет политика Банка России по снижению ключевой ставки (до 8,25% в октябре 2017 года). Доходность депозитов для населения за последний год серьёзно упала, до 5-7% годовых. Всё это снижает интерес граждан к сбережению посредством консервативных инструментов. При этом более рисковые инвестиционные продукты, последнее время активно предлагаемые банками, не находят существенного спроса ввиду общего невысокого уровня доверия и финансовой грамотности населения.

Таким образом, неблагоприятные изменения в банковском секторе в большей степени обуславливаются не столько экономическими санкциями, сколько внутренними кризисными проблемами. Поэтому разворот цен на нефть, стабилизация и укрепления рубля, оказываемые меры государственной поддержки смогут помочь банковской системе пережить кризисные явления без существенных катаклизмов. Важно понимать, что состояние банковской системы напрямую воздействует на уровень предпринимательской активности региона, являясь одним из важнейших факторов социально-экономического развития всего государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, можно проанализировать то, как нам удалось реализовать поставленные в начале исследования цель и задачи.

1. Банковская система представляет собой одну из наиболее важных и неотъемлемых структур рыночной экономики и народного хозяйства. При этом банковские учреждения предоставляют кредиты хозяйству, выступая посредниками в процессе перераспределения капиталов. Они значительно увеличивают общую эффективность процесса производства, способствуют росту производительности общественного труда. В настоящее время, в условиях развитых товарных и финансовых отношений, структура банковской системы резко усложняется и сильно видоизменяется: появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

2. Банковская система является составной частью кредитной системы. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику и является ядром резервной системы. Банковская система является одним из ключевых элементов экономического регулирования, банки выступают связующим звеном между домохозяйствами, фирмами и рынком, без них была бы невозможна какая-либо экономическая деятельность.

3. Банковская система РФ - совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в той или иной стране в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она является составной частью кредитной системы, включает центральную сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Первый уровень банковской системы занимает Центральный Банк России. Второй уровень банковской системы занимают ее основные и вспомогательные участники: кредитные организации, включая представительства иностранных банков, и организации банковской инфраструктуры: банковский ассоциации и союзы, банковские группы и холдинги, а так же бюро кредитных историй. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы.

4. Неблагоприятные изменения в банковском секторе в большей степени обуславливаются не столько экономическими санкциями, сколько внутренними кризисными проблемами. Поэтому разворот цен на нефть, стабилизация и укрепления рубля, оказываемые меры государственной поддержки смогут помочь банковской системе пережить кризисные явления без существенных катаклизмов. Стоит помнить, что состояние банковской системы напрямую влияет на уровень предпринимательской активности региона, являясь одним из важнейших факторов.

5. Осторожный оптимизм в банковской системе России в 2016-2017 годах обусловлен общей стабилизацией в экономике страны и постепенной ориентацией на развитие в новых геополитических условиях.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что банки играют огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране. Банки России образуют единую, развивающуюся систему, сочетающую в себе автономию и централизм. Автономия выражается в том, что банки, как заинтересованные участники рыночных отношений, являются собственниками аккумулированных ими денежных средств. Они самостоятельно определяют пути выхода на кредитный, валютный и фондовый рынки и отношения с коммерческими предприятиями. Централизм проявляется в единстве требований со стороны Правительства РФ и Центрального Банка России к коммерческим банкам в вопросах обеспечения их надежности и соблюдения интересов их клиентов и государства.

Ещё одним важным аспектом перспектив развития банковской системы России в 2017 и последующих годах станет процесс распространения криптовалют. Биткоин и блокчейн могут положить начало абсолютно новой эпохи для мировой кредитно-финансовой системе.

Нормативные правовые акты

1.«О национальной платежной системе РФ»: Федеральный закон от 27.06.2011. № 161 (ред. от 29.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). // Российская газета. - 30.06.2011. - №139.

2.«О Центральном банке Российской Федерации»: Федеральный закон от 10.07.2002. № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // "Парламентская газета". - 13.07.2002. - № 131-132.

3.«О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015) //Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - ст. 492.

4.Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - Ст. 410.

5. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов»: Центральный банк Российской Федерации от 08.11.2013. // Вестник Банка России. - 26.11.2013. - № 67.

Устаревшие НПА

6.«О кооперации в СССР»: Закон СССР от 26.05.1988 №8998 - IX//Ведомости ВС СССР. - 1988. - № 22. - Ст. 355.

7.«О Государственном банке СССР»: Закон СССР от 11.12.1990 № 1828-1//Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1990. - № 52. - Ст. 1154.

8.«О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994. № 1184. // Собрание законодательства РФ. - 13.06.1994. - № 7. - Ст. 696.

9.«О принципах построения кредитной системы»: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.06.1927. // "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". - 29.06.1927. - № 145.

Учебная и научная литература

10.Артемов Н.М. Финансовое право, Учебное пособие / Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. - М.: Юриспруденция, 2006. - 160 с.

11.Базулин Ю.В. Публичные финансы и финансовое право / Базулин Ю.В., А. Н. Козырин. - М.: 2009. 270 с.

12.Белоглазова Н. Деньги, кредит, банки Учебник. - М.: Высшее образование, 2014. - 572 с.

13.Ефимова Л.Г. Банковское право. Банковская система Российской Федерации. - М.: Статут, 2010. - 404с.

14.Костерина Т. М. Банковское дело: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 332 с.

15.Масликов И.С. Юридический словарь. - М.: Дашков и К., 2015. - 319 с.

16.Мягкова Т.Л. Банковское дело: учебно-методическое пособие. - Саратов: Корпорация «Диполь», 2015. - 212 c.

17.Олейник О.М.Основы банковского права. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

18.Продченко И.А. Деньги. Кредит. Банки.: учебно-методический комплекс. - М.: МИЭМП, 2016. - 260с.

19.Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 671 с.

Статьи и монографии про банковскую систему

20.Бычков А. О мерах по стабилизации банковского сектора // Банковское обозрение. - 2015. - № 1. - С.23-27.

21.Гронин Д.П. От банковской тайне к финансовой тайне // Банковское право. - 2017. - №4. - С.40-48.

22.Корнева Е.В. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона / Корнева Е.В., Корень А.В., Авраменко В.С. // Современные проблемы науки и образования. - 2015/ - № 1. - С.37-41.