Сценарии экономического развития. Цб обнародовал три новых сценария развития российской экономики. Базовый прогноз: рост цен поддержит рубль и доходы

Сценарии экономического развития. Цб обнародовал три новых сценария развития российской экономики. Базовый прогноз: рост цен поддержит рубль и доходы

Уходящий 2015-й год оказался для России весьма полезным в плане экономического и политического обучения руководителей высшего уровня: Владимир Путин получил весьма наглядный урок от Реджепа Эрдогана, который наказал нашего президента за самонадеянность и чрезмерную доверчивость (то же самое можно сказать про трёхмиллиардный кредит, предоставленный В. Путиным Украине), глава ЦБ Эльвира Нибиуллина стала больше понимать в таких категориях, как валютная нестабильность и биржевая паника, министры стали глубже вникать в темы импортозамещения и развития реального сектора экономики РФ. И даже депутаты Госдумы, привыкшие к вольготной жизни, теперь стали больше думать о перспективах страны.

Хорошо это или плохо, что уровень жизни россиян падал непрерывно в течение последних 12-ти месяцев? Как относиться к 13-процентной инфляции по итогам 2015 года, падению цен на нефть почти вдвое и снижению ВВП примерно на 3,8%? На первый взгляд, всё вышеперечисленное однозначно плохо. В части хозяйственных итогов года – да, не очень здорово, но в плане формирования нового мироощущения, в ракурсе приобретённого гражданами России опыта – это отличный результат за умеренные деньги. Относительно небольшое падение уровня благосостояния при усиленных внешнеполитических нападках закалило население, избавило его от иллюзии всеобщего благоденствия и справедливого западного мира. 2015 год помог всем нам снять розовые очки, изготовленные зарубежными дизайнерами и взглянуть на мировую экономику и себя незамутнённым взглядом национального интереса.

И вот мы отложили очки с неадекватными диоптриями, и увидели ситуацию внутри России без привычных прикрас – зависимость от экспорта сырья по-прежнему значительная (хотя возобновляемые источники в виде сельхозпродукции повышают свой удельный вес), эффективность государственного управления всё ещё архаичная, люди в правительстве – незаменимые и несменяемые, госкорпорации и госмонополии – неприкасаемые, предпринимательство по-прежнему в загоне. Что же касается внешнего окружения, то и здесь недоброжелатели России из кожи вон лезут, чтобы навредить нашей стране санкциями, закрытием рынков товаров и капиталов, активной пропагандой и нанесением имиджевого ущерба. Им кажется, что ещё чуть-чуть поднажать и экономика РФ будет «разорвана в клочья», хозяйственные показатели обрушатся, народ взбунтуется и смиренно попросится, подобно Украине, под протекторат США.

Спору нет, нам есть над чем работать – в аспекте развития экономической и политической конкуренции, развития предпринимательства и творческой инициативы, раскрытия и улучшения человеческого капитала, освоения передовых методов управления государством и бизнесом. И предстоящие 2016 и 2017 годы создают для России такую возможность. Несомненно, многое упущено, промедление крайне нежелательно (так как уйма времени была потеряна в предыдущие годы) и что-то придётся навёрстывать опережающим темпом. Но почти всё зависит от нас самих – президента, правительства, местных властей, граждан России.

Поскольку сейчас мы находимся в состоянии крайней неопределённости в разрезе того, как поведёт себя исполнительная власть, будет ли она действовать быстро и решительно, или станет традиционно бездействовать и ждать роста цен на нефть, нельзя строго в одном варианте предугадать грядущие события. В связи с этим укажем три возможных сценария, которые смогут с той или иной степенью вероятности реализоваться в ближайшие полтора-два года.

Сценарий №1 . Назовём его условно «ожиданием восстановления цен на сырьё». В пользу этого варианта развития событий говорят следующие обстоятельства. Владимир Путин уже неоднократно упоминал о том, что дно кризиса пройдено, что в стране динамично развивается аграрно-пищевой сектор, который в экспортном потенциале вырос больше торговли оружием (18,9 и 10,2 млрд. долл. за 2014 г. соответственно). Подразумевается, что структура экономики меняется, улита едет, когда-то будет. А раз так, то и приватизировать госкорпорации ни к чему, не стоит менять сложившуюся модель экономики; надо лишь временно «затянуть пояса» — года на 1,5-2 и потом всё придёт в норму.

Данный сценарий ожидания у моря погоды в 2016 году в очередной раз снизит ВВП России на 2-3%, надавит на рубль, который выйдет в коридор 80-110 руб. за доллар США (конкретная цифра во многом будет определяться ценами на нефть, газ, сырьё на мировых биржах). При этом безработица в РФ вырастет до 7-8%, продолжит рост теневой сектор, легальный бизнес сократится на 5-10% (к численности зарегистрированных ныне ИП и юридических лиц).

Сценарий №2 . В известной мере это описанный выше сценарий с отягощением (падением цен на нефть, сдутием пузырей в США, Китае или иных странах с последующей паникой и коррекцией на мировых биржах). Возможным усугублением станет снижение ставки ФРС, которая после некоторого повышения до 0,5% может вновь пойти на снижение из-за негативных последствий, что обернётся повышенной турбулентностью в мировой экономике.

В этом варианте экономика России может пострадать несколько больше, чем при сценарии №1. Обрушение нефти до 10-15 долл. за баррель – как то было в 1998 году, когда состоялся дефолт России – приведёт к внутренним ограничениям на миграцию капитала, введению налога на покупку валюты для россиян, к обязательной продаже части валютной выручки компаниями-экспортёрами. При этом уже до конца 2016 года резервные фонды РФ будут исчерпаны, золотовалютные резервы начнут тратиться, правительство станет активно занимать на внутреннем и внешнем рынке. Внутреннее потребление будет коллапсировать. При неблагоприятном развитии событий рубль к середине 2017 года может перейти в диапазон 130-150 рублей за доллар, инфляция составит 12-15% в год.

Сценарий №3 «Оптимистический». Он может состояться при активной регулирующей роли правительства и ЦБ. Некоторое ухудшение экономической динамики в начале года заставит парламентариев и правительство скорректировать бюджет, открыв дорогу к приватизации госкорпораций, недвижимого имущества, казённых и дочерних предприятий, долей государства в уставных капиталах отечественных и зарубежных компаний. Одновременно будет дан зелёный свет малому и среднему бизнесу, который получит налоговые послабления (каникулы), льготные кредиты и правительственные гарантии. Президент РФ лично возглавит борьбу с коррупционерами, посадит за решётку нескольких своих зарвавшихся друзей. В правительстве, в рядах местных властей, судебных и правоохранительных органах произойдёт чистка. Существенным образом изменится предпринимательский климат и уровень доверия в обществе. Медленно, но верно станет сжиматься серый сектор экономики. К 2017 году, после выборов нового состава Госдумы, станет нарастать деловая активность и конкурентоспособность российских товаров, возрастёт на 4-5% экспорт. Динамику роста может сильно повысить избрание на пост президента США Дональда Трампа, который обещает наладить отношения с Владимиром Путиным и Россией.

Рубль к концу 2016 – началу 2017 года укрепится до 50-55 рублей за доллар с перспективой ревальвации к концу 2017 года до 47 рублей за доллар (при нефтяных котировках в 55-58 долл. за баррель в среднегодовом исчислении).

Естественно, сценарий №3 был бы наиболее приемлемым для Владимира Путина, который пойдёт в 2018 году на выборы. А уже после своего очередного избрания Владимир Владимирович мог бы осуществить и пенсионную реформу, за которую он так и не решился взяться в 2012-2013 гг.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.Р. Белоусов

СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В статье рассматриваются факторы развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Анализируются риски и условия сохранения высоких темпов экономического роста на основе реализации конкурентных преимуществ. Определяются четыре возможных сценария долгосрочного развития, отражающие разное сочетание ключевых факторов роста.

Общий взгляд на 15-летнюю перспективу

При всей неопределенности долгосрочной перспективы можно выделить четыре группы факторов , которые хотя и имеют инвариантный характер, определяют общие траектории развития российской экономики на ближайшие 15 лет.

К этим факторам относятся:

эволюция сложившейся к середине текущего десятилетия экспортно-сырьевой модели экономики под влиянием прогнозируемых изменений мировых рынков сырья и капитала;

происходящие одновременно с эволюционными циклические процессы обновления накопленного имущества населения (5-7 лет), основных фондов (10-12) и базовыхтехнологий(15-20) вразличныхсекторах;

фундаментальныесдвигивресурснойбазеэкономики, включаятрудовыересурсы;

вызовы со стороны внешнего мира, определяемые уровнем глобальной стабильности и стратегиями мировых «центров силы» (США, ЕС, Китай, Япония); темпами глобализации производства, обращения и потребления; политикоэкономическими процессами на постсоветском пространстве, а также на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство – европейском, южно-азиатском и дальневосточном.

Анализ инерционных траекторий под воздействием отмеченных групп факторов показывает, что уже в ближайшие десять лет России не избежать ряда локальных кризисов . Возникает своеобразная линия переломов тенденций и кризисных точек («узловаялиния»), расположение которых наосивремени обусловлено:

исчерпанием источников роста, в частности, возможностей увеличения темпов сырьевого экспорта более 10% в год. Как только темпы экономического роста снизятся до устойчивых 3-4% в год, а это может произойти уже в 20082010 гг., неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, маскируемые сегодня высокими мировыми ценами на нефть;

развертыванием негативных демографических тенденций (старение населения), сокращение трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. Для компенсации такого сокращения трудовых ресурсов потребуются темпы повышенияпроизводительности труда– неменее3-4% вгод;

вероятным усилением наметившихся негативных социальных процессов и дальнейшей деградацией социальной инфраструктуры (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, среднего образования);

А.Р. Белоусов

качественным изменением условий конкуренции, вызванным не только открытием новых мировых товарных рынков, но и новыми процессами – глобализацией сферы обращения (торговли и финансов) и потребления;

необходимостью модернизации производственно-технологической базы инфраструктурных отраслей (электроэнергетика, транспорт), а также сельского хозяйства. Это либо потребует перераспределения ресурсов в экономике, либо приведет к расширению «кризисных зон»;

исчерпанием заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики, включая авиастроение, что грозит потерей имеющихся позиций на внешних рынках продукции этих отраслей;

сокращением к середине следующего десятилетия рентабельных запасов природных ресурсов (нефти, руд цветных металлов).

На «узловую линию», обусловленную экономическими факторами и существующими трендами, будет воздействовать также рост неопределенности , вызванный:

масштабной переструктуризацией мирового хозяйства: укреплением новых центров силы (Китай, Индия, возможно, – Бразилия и Индонезия);

новыми технологическими прорывами, базирующимися на научных открытиях 1990-2000 гг. в биологии, медицине, информатике, космических исследованиях, создании новых материалов и источников энергии, а также вызванными необходимостью ужесточения экологических требований;

изменением мировых экономических институтов, включая валютные курсы, механизмы хеджирования инвестиционных рисков, регулирования рынков факторов производства;

вероятным усилением «дуги нестабильности», охватывающей Южную, ЮгоВосточную и Центральную Азию, Ближний Восток, Балканы, Экваториальную и Северную Африку;

неустойчивостью политического и социально-экономического развития приграничных стран ближнего зарубежья, которые станут, с одной стороны, ареной развертывания противоречий глобализации и борьбы ведущих «центров силы» за контроль над экономическими ресурсами, с другой – новыми составляющими «дуги нестабильности».

Все это создает качественно новый формат социально-экономического развития России, резкоотличающийся иот1990-хгодов, иотпервого десятилетия2000-х.

Возникают новые риски и угрозы, связанные, прежде всего, с перерастанием локальных кризисов в системный, аналогичный тому, который Россия пережила в 90-е годы. Это может привести к нарастанию хаоса, потере управляемости и в конечном счете к распаду страны.

Другой возможный негативный сценарий – «новый изоляционизм» страны, сопровождаемый технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией иусилением территориальнойисоциальной дифференциации.

Но одновременно появляются и новые «окна возможностей», связанные, с одной стороны, с растущим спросом на энергию со стороны «новых лидеров», с другой – с быстрым развитием мировых рынков товаров и услуг, где позиции России достаточно сильны (в частности интеллектуальных услуг). Достаточно емкий внутренний рынок, собственный потенциал технологических заделов, расширение возможностей технологического трансферта – все это создает условия для встраивания элементов российской промышленности в международные цепочки производства добавленной стоимости, втомчисле, на основеразвертываниявРоссии сборочных производств.

Значительным резервом развития является транзитный потенциал страны, обусловленный ее расположением между двумя мировыми «центрами силы» – Евросоюзом и Китаем, а также между Европой и странами Среднего Востока (коридоры «Запад – Восток» и «Север-Юг» с выходом на Иран и Индию). Существенно недоиспользуется также транзитный потенциал воздушного пространства, включая трансполярные трассы.

Ресурсом развития является и агропродовольственный потенциал России, которая располагает примерно 10% мировой пашни1 , в том числе значительной частью высокоплодородных черноземных земель.

В условиях усиления стратегической неопределенности обеспечение общей системной устойчивости и реализация новых возможностей предполагают:

в управлении – переход от рефлексивного ситуационного управления к проектному стратегическому, базирующемуся на реализации стратегических инициатив и долгосрочных проектов;

в экономике – капитализацию сравнительных преимуществ российской экономики в процессе ее интеграции в мировое хозяйство, прежде всего, в сферах энергетики, науки и высоких технологий, транзитного и аграрного потенциалов, т. е. превращение этих преимуществ в источники добавленной стоимости и объекты для инвестирования;

– в социально-политическом плане – достижение устойчивого «баланса» между властью (элитами) и обществом на основе согласования интересов различных социальных групп, легитимизации капитала и (с учетом специфики России) обеспечения социальных гарантий населению;

в области национальной безопасности – выработку военно-стратегической доктрины и соответствующих ей программ военного строительства и вооружений; создание южного, северо-кавказского и западного «поясов безопасности»; поддержание ресурсного и технологического ядра, обеспечивающего разработку и серийное производство современных систем вооружений;

в геоэкономическом аспекте – создание общего экономического пространства России, Казахстана, Украины и Белоруссии;

в финансовой сфере – обеспечение суверенности национальной валюты и формирование «рублевой зоны», опирающейся на экономические и военно-поли- тические ресурсы России;

в инфраструктурном плане – формирование надежной и эффективной энергетической, транспортной и информационной инфраструктур, сопряженных с инфраструктурами Европы и Азии.

Факторы долгосрочного развития

Особенность предстоящего 15-летнего периода – резкий рост неопределенности в развитии глобальных экономических процессов и одновременно усиление их качественного воздействиянаРоссию.

Основные источники глобальной неопределенности следующие.

Профиль глобализации: изменение расстановки сил и характер взаимоотношений в четырех странах: США – ЕС – Китай – Индия, их воздействие на общие «правила игры». Сохранит ли глобализация преимущественно универсалистский американо-центристский характер – или

1 По площади пашни (117 млн. га, 2003 г.) Россия уступает только трем странам – США, Индии и, незначительно, Китаю, апоплощадипашнина100 чел. населения(82 га) – Австралии, Аргентине, КанадеиКазахстану.

А.Р. Белоусов

возрастающая роль Китая и Индии приведет к формированию особой, азиатской модели глобализации?

Постоянная и плавная трансформация мировой финансовой системы. Приведет ли драматическое увеличение цен на углеводороды в первой половине текущего десятилетия, рост сбережений в странах Азии и одновременно «двойной дефицит» в США к потере устойчивости американской валюты и глобальному финансовому кризису?

Соотношение глобализации и контрглобализации, его влияние на национальную идентичность и конфликтность мировых процессов. Насколько устойчивой будет ситуация в странах – поставщиках энергетических ресурсов? Усилится ли экономическая мощь исламских государств, и каким будет характер их взаимодействия с другими глобальными игроками?

Влияние «дуги нестабильности» на распространение терроризма, оружия массового поражения, на военно-политическую обстановку, общую стабильность в странах Южной Европы, Евразии и Азии.

Воздействие демографических процессов (старение населения в развитых западных странах и «избыточность» трудоспособного населения в азиатских) на глобальную миграциюи системы социального обеспечения в развитых странах.

Создание и распространение новых технологий, включая технологии

«двойного назначения», их влияние на потребление традиционных ресурсов (в том числе углеводородного сырья) в разных регионах мира, а также на социальную и экономическую дифференциацию в разных странах.

В условиях растущей неопределенности цель долгосрочного прогноза – не определение параметров социально-экономического развития России, а качественный анализ «пространства возможностей», выявление условий оптимальной траектории развития. Другими словами, – разработка «типичных» (базовых) сценариев, в соответствии с которыми, учитывая весь комплекс внутренних и внешних факторов и устойчивых трендов, может развиваться российская экономика. Содержание этих сценариев состоит, прежде всего, в нахождении «точек насыщения» базовых процессов и смены их качества.

Такой подход предполагает следующую последовательность этапов построения прогноза.

1. Установление «рамок» долгосрочного развития и соответствующего им набора факторов социально-экономических процессов. Таких рамок три: внешняя, обусловленная глобальными процессами; внутренняя, связанная с устойчивыми демографическими и социальными процессами; внутренняя, определяемая трендами эволюционирования сложившейся модели российской экономики. (Эти тренды будут наиболее значимыми в предстоящие три-пять лет, затем их роль будет размываться.)

2. Анализ факторов, который включает основные тренды, наиболее существенные дляроссийскойэкономики; дополнительныевозможности; риски.

3. Определение механизма долгосрочного развития, позволяющего реализовать перспективные возможности.

4. Выделение «критических узлов», в которых наиболее вероятны перелом тенденций и качественные изменения в развитии социально-экономической системы, достигается совмещением «рамок» долгосрочного развития и наложением их на ось времени.

5. Каждый из критических узлов определяет «дерево возможностей»: иерархически-ориентированный граф, вершины которого соответствуют

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

критическим узлам, а ребра – альтернативным направлениям развития анализируемых процессов во времени.

6. Набор взаимосвязанных критических узлов и направлений формирует качественный базовый сценарий социально-экономического развития.

7. Количественные параметры базовых сценариев рассчитываются с помощью экономико-математических моделей.

На среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) параметры определяются на основе поквартальной балансово-эконометрической модели (345 уравнений, 449 переменных), на последующий период (2009-2020 гг.) – по балансовой модели долгосрочного прогнозирования, построенной на основе межотраслевого баланса, системы национальных счетовимоделей отдельных секторов экономики.

Управление и контроль . Наиболее значимые тренды:

Формирование новых моделей идентичности, в том числе на конфессиональной и региональной основах как реакция на глобальные процессы универсализации и размывания национальных суверенитетов. Новые модели идентичности могут повлиять на изменение конфигурации межстрановых альянсов и союзов.

Расширение рамок виртуальной реальности на основе распространения информационных (цифровых) технологий через СМИ и другие средства массовых коммуникаций. Появление технологий «контроля за сознанием» (control of mind). Нарастание риска ослабления демократических институтов гражданского участия и контроля. Усиление мощи транснациональных компаний (ТНК) и их роли в глобальных процессах, формирующее потенциальный конфликт между ТНК и национальными системами управления. Одновременно вероятна тенденция усиления суверенитета национальных государств в отношении стратегически значимых ресурсов развития, и на этой основе ожидаемое укрепление связи ТНК и национальных правительств, создание консолидированной мощи «национальных и региональных чемпионов».

Развитие сетевых структур в бизнесе и гуманитарной сфере, несущее вызов иерархически организованным политическим институтам. Повышение во внутриполитических процессах роли неправительственных организаций, имеющих выходвовнешниймир.

Усиление воздействия глобальных миграционных процессов (Азия – Европа) на социальные системы развитых странпенсионное обеспечение, социальное страхование, здравоохранение, общее образование.

Возникновение новых источников угроз со стороны сетевых террористических структур иоблегчение дляпоследних доступа квысокотехнологичнымвидам оружия.

Возможности для России:

– повышение роли как регионального лидера и гаранта стабильности на евроазиатском пространстве;

– экспансия капитала, подготавливающего условия для распространения экономического и гуманитарного влияния России в сопредельных странах;

– рост значимости культурного потенциала, возможное расширение востребованности русского языка для межнационального и межконфессионального диалога.

Риски для России:

– падение эффективности существующих механизмов и моделей государственного управления в результате экспансии глобальных бизнес-сетей, виртуальных технологий, деятельностиглобальныхнеправительственныхорганизаций;

А.Р. Белоусов

появление качественно новых стратегических вызовов, связанных с терроризмом, миграцией, гуманитарнойиэкономическойвнешнейэкспансией;

снижение уровня национального контроля за стратегически важными отраслями и сферамидеятельности(энергетика, транспорт, финансы) иресурсами;

усилениесоциально-экономическойдифференциациирегионов;

втягивание сопредельных центрально-азиатских и закавказских стран в глобальную «дугу нестабильности», вероятное распространение нестабильности на российскиерегионыКавказаиПоволжья;

размывание российской идентичности, сопровождаемое множественными

конфликтами, усилениемксенофобииинационализма.

Энергетические ресурсы. Мировые тренды 2 :

Рост спроса на энергию, примерно вдвое медленный, чем рост мировой экономики. Ожидается, что к 2020 г. потребление энергоресурсов возрастет примерно в полтора раза (по сравнению с 2000 г.), между тем как в предшествующее 20-летие оно увеличилось на треть. Мировые запасы органического топлива позволяют обеспечить этот рост.

Неизбежные сдвиги в региональной структуре энергопотребления. Основной прирост спроса на углеводороды (особенно на нефть) произойдет за счет динамично растущих азиатских экономик, прежде всего Китая и Индии, не имеющих собственных достаточных источников дешевой энергии. Для традиционных центров потребления энергоресурсов (ЕС, США) будут характерны низкий прирост спроса на углеводороды, связанный как с ускорением процессов энергосбережения, так и невысокими темпами экономического роста; сдвиги в энергетическом балансе в пользу экологически чистого топлива – природного газа.

Вероятно формирование и интенсивный рост новых мировых рынков энергоносителей, в частности сжиженного газа.

Ужесточение экологических требований (выбросы СО2 ) к производству и потреблению энергоресурсов. Это может существенно повлиять на размещение энергоемких производств (химии, металлургии) за пределами развитых стран. Кроме того, возможно некоторое сдерживание развития ядерной энергетики, главным образом, в Европе и США.

Наиболее жесткий баланс спроса и предложения будет складываться в отношении дешевой нефти. Высока вероятность того, что в целом мировая нефтедобыча достигла своего пика, и в пределах прогнозного периода возможен ее понижательный тренд. В ряде традиционных ареалов нефтедобычи и экспорта нефти (Ближний Восток, Западная Африка и др.), для которых характерны нестабильность, высокие политические и экономические риски, ограничения по нефти будут, вероятно, генерировать тенденции:

сохранения высоких цен на нефть, позволяющих вовлекать в разработку мелкие и труднодоступные месторождения;

обострения борьбы между мировыми «центрами силы» за доступ к месторождениям углеводородов и контроль за регионами их добычи и транспортировки;

интенсивных поисков заменителей традиционной нефти – вязкой нефти, нефтесодержащих сланцев и песков, а также производства синтетических топлива и водорода на базе природного газа, угля и, возможно, ядерной энергии (термохимическое разложение воды).

Конкуренция за доступ к источникам нефти и увеличение в энергобалансах

развитых стран доли природного газа приведут с высокой вероятностью к

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

формированию элементов глобальной системы энергетической безопасности, ужесточению «правил игры» на энергетических рынках. В частности, речь идет: о снижении политических и экономических рисков для потребителей энергии и инвесторов, вкладывающих средства в добычу и инфраструктуру; о расширении доступа производителей энергоносителей ко всем звеньям цепочки создания стоимости на основе использования первичных энергетических ресурсов.

Возможности для России:

увеличение роли в обеспечении стабильности энергоснабжения мировых центров силы и присутствия на мировых рынках энергоносителей. Расширение поставок углеводородов по следующим маршрутам: нефти – в восточном направлении (Китай, Япония), а также северному (Западная Сибирь – Баренцево море) с выходом в США; сетевого газа – в традиционных западном (ЕС) и южном (Турция, Израиль) направлениях, а также в страны АТР (Китай, Япония, Корея) с созданием в перспективе интегрированной системы газоснабжения и включением

в нее месторождений России, Китая, Брунея и Индонезии; сжиженного газа – в СШАистраныЮго-ВосточнойАзии(Япония, Корея, Китай).

Риски для России:

нестабильность мировых рынков энергоносителей может способствовать превращению России в сферу острого соперничества ведущих стран мира за контроль над энергоносителями;

отсутствие необходимых институциональных условий и запаздывание в создании соответствующей инфраструктуры не позволят России реализовать экспортный потенциал добычи углеводородов, что в свою очередь приведет к кризисным процессам в российском нефтегазовом комплексе.

Технологическое развитие . Согласно большинству прогнозов, в ближайшее 15-летие развитые страны перейдут к формированию нового технологического уклада, базирующегося на информатизации всех сторон жизни человека и общества; на создании глобальных производственно-технологических систем, охватывающих в едином информационном поле все стадии от формирования потребности и новых образцов продуктов до их утилизации.

Мировые тренды:

Интенсивное формирование нового технологического ядра современных экономических систем, включая:

использование новейших достижений генетики, информатики и нанотехнологий 3 в здравоохранении, позволяющих контролировать наследственность, изменять биологические свойства человека, продлевать активное долголетие;

охрану природы на основе безотходного производства в промышленности, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов;

обеспечение доступа (в глобальном масштабе) широкого круга пользователей к современным способам сбора, хранения, мониторинга обработки и передачи всех видов информации в режиме реального времени;

появление материалов с новыми качественными характеристиками (пластмассы, волокна и металлы с заданными свойствами, специальные покрытия для режущих инструментов и металлов, применяющихся в особо агрессивных средах и др.).

3 Пример: фармакогенетика – изучение взаимосвязей между болезнями, генами, протеинами и фармацевтическими средствами – даст медицине новые инструменты ранней диагностики и лечения пациентов.

А.Р. Белоусов

Расширение цифровых технологий , охват ими всех сторон жизни человека и общества. Формирование цифровой модели мира и, вероятно, новой системы стандартов цифровых технологий. Одновременно – увеличение разрыва между богатыми и бедными странами в отношении доступа к современным инфокоммуникационным ресурсам (феномен «цифрового неравенства»).

Конвергенция технологий , связанная с реализацией принципиально новых возможностей, открывающихся в результате перекрестного использования информационных, био- и нанотехнологий.

Распространение новых технологий образования (включая непрерывное),

связанных с адаптацией человеческого фактора к новым технологиям и учетом тенденции старения населения в развитых странах. В сочетании с глобализацией рынка высокообразованной рабочей силы данная тенденция будет способствовать повышению технологических барьеров между развитыми странами и странами среднего уровня развития.

Распространение влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. На этой основе ожидается интенсивный рост «экономики знаний», базирующейся на: целенаправленном формировании новых потребностей; интеграции автоматизированного производства и торговли; новых формах конкуренции, основанной на инновационных процессах в сферах производства и обращения; на управлении исследованиями и разработками как составной частью процесса создания товара.

Расширение доступности новых технологий на основе глобального перетока интеллектуальных ресурсов, унификации систем образования, роста международной кооперации в сфере высоких технологий, региональной диверсификации высокотехнологичных производств ведущими ТНК. В то же время возможности использования новых технологий и получение соответствующего экономического эффекта будут определяться наличием соответствующей инфраструктуры и институциональных условий (национальных инновационных систем), а также инвестиций и качества «человеческого капитала». Это приведет, по меньшей мере, к сохранению качественной дифференциации стран по уровню технологического развития.

Размывание границы между фундаментальными и прикладными исследованиями – капитализация фундаментальной науки, формирование глобального рынка фундаментальных научных знаний.

Технологическое развитие процессов производства в традиционных сферах экономики на основе:

широкого использования информационных технологий как интегрирующего элемента глобальных систем организации производств, новейших схем логистики, систем комплексного автоматизированного управления производством, включая стадию проектирования и конструирования;

реализации новых возможностей использования гибких форм автоматизации, позволяющих в максимальной степени учитывать индивидуальные запросы потребителя;

развития глобально ориентированных специализированных производств отдельных узлов, компонентов, агрегатов с массовым характером производства

и высокой степенью автоматизации.

Глобальная конкуренция за установление новых отраслевых стандартов,

создание базовых продуктовых платформ в производстве и потреблении по широкому спектру новых направлений технологического развития. Усиление роли

Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу

международных стандартов качества и экологических принципов в организации глобальных производственно-территориальных систем.

Усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса.

Возможности для России :

обладание уникальным сочетанием научно-исследовательского потенциала, высокотехнологичных производств, емких внутренних рынков. Это создает необходимые условия для использования преимуществ от распространения новых технологий; для формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

Риски для России :

отставание в сфере важнейших наукоемких технологий последнего поколения может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырье- вого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей ею долгосрочных основ конкурентоспособности;

деградация технологического уровня традиционных отраслей, включая отрасли ТЭК, сделает невозможным наращивание экспорта минерально-сырьевых ресурсов – основы современного экономического роста страны;

дальнейшее замедление темпов технического прогресса в отраслях, обеспечивающих безопасность страны, создает угрозы разрушения ОПК, в том числе его экспортного потенциала.

Рынки вооружений. Мировые тренды:

Технологический скачок в развитых странах, сопровождающийся появлением на рынке нового поколения вооружений и военной техники (ВВТ):

принятие на вооружение истребителей пятого поколения F-22A и F-35 (США); интегрированных систем ПВО/ПРО театра боевых действий; разработка, принятие на вооружение и появление на рынках оружия, основанного на новых физических принципах, прежде всего лазерного;

комплексная автоматизация систем вооружения, создание интегрированных систем разведки и боевого управления, работающих в реальном масштабе времени на всех уровнях (от тактического до стратегического). Развитие разведывательноударных комплексов, интеграция всех боевых средств в единое информационное пространство;

повышение искусственного интеллекта систем вооружений: появление ударных беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов для решения отдельных задач, самоприцеливающихся боеприпасов тактического и оперативно-тактического назначения. Развитие экспертных систем поддержки принятия решений в ходе боевых действий;

качественное развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в том числе средств противодействия, основанных на новых физических принципах (электромагнитный импульс). Интеграция радиоэлектронных и огневых средств веденияРЭБ;

создание и продвижение на рынки новых средств, обеспечивающих действия мобильных сил (военно-транспортные самолеты, конвертопланы, вертолеты, легкие танки, специальные транспортные средства, пехотное оружие, средства связи и управления).

Усиление международной интеграции процессов разработки, производства и продвижения на рынки военной продукции. Ожидаемые линии развития

А.Р. Белоусов

международного сотрудничества в разработке новых ВВТ: США – Великобритания (авиационная техника); США – Израиль (средства ПВО, высокотехнологичные вооружения); европейские страны (авиа- и бронетехника, европейская система ПРО).

Вероятно массовое появление на рынках вооружений предыдущих поколений ВВТ, имеющихся в развитых странах (истребители, средства ПВО, бронетанковая техника, дизельные подводные лодки).

Активизация действий по созданию современных ВВТ в Китае (тактические ударные самолеты, тактические истребители, крылатые ракеты, танки, системы ПВО, артиллерийские системы) и Индии (тактические истребители, вертолеты, тактические ракеты). Одновременно со стороны Индии и Китая возможен рост спроса на вооружение, обеспечивающее противостояние развитым странам: средства ПВО, вооружение для борьбы с авианосными ударными группами и др.

Рост спроса на вооружение для ведения боевых действий низкой интенсивности – стрелковое оружие, легкую бронетехнику, самолеты и вертолеты для контрпартизанских действий.

Рост рынка модернизации ВВТ предыдущих поколений во многих государствах

(Азия, Восточная Европа, Латинская Америка) в условиях недостатка средств.

Увеличение использования двойных технологий, включая «пороговые»

(биологические, химические и др.). Превращение систем спутниковой навигации и связи «в стандарт de facto» при оснащении военной техники.

Возможности для России:

ожидаемое расширение спроса на новые ВВТ, прежде всего, со стороны быстрорастущих азиатских стран, с которыми у России устоявшиеся отношения сотрудничества в данной области, возможностей кооперации с другими странами, позволяющей использовать и наращивать технологические заделы российского ОПК;

вывод на рынки новых видов российской техники: авиатехники, включая истребитель пятого поколения ПАК ФА; систем ПВО и оперативной ПРО, включая комплексные решения по прикрытию территории; ракетной техники, включая противокорабельные ракеты для поражения крупных надводных кораблей; кораблей и судов с динамическими способами поддержания; легкой бронетехники и др.;

участие в создании европейской региональной системы ПРО;

повышение спроса на современные российские оборонные технологии со стороны Индии и Китая в рамках развертывания ими собственного производства ВВТ;

повышение спроса на производимую в России недорогую или модернизируемую военнуютехникуивооружениядляведениялокальных войн, борьбы сповстанцами.

Риски для России :

вытеснение с традиционных рынков вооружения и военной техники при отсутствии возможности проникновения на новые рынки;

исчерпание технологических заделов и усиливающееся технологическое отставание как следствие формирования зависимости российских вооружений от импорта критически важных компонентов (прежде всего электронной техники).

Наступление этих рисков наиболее вероятно при совпадении во времени экспорта США истребителей нового поколения (F-35) и средств ПВО/ПРО; производства в Китае и Индии собственных вооружений, соответствующих требованиям этих стран и импорта современной военной техники из США, Израиля и ЕС; массового поступления на рынки техники из вооруженных сил США и ЕС, а также вооружений производства Китая и Индии; формирования

Российская экономика, по данным Росстата, во втором квартале 2015 года продемонстрировала падение на 4,6 процента. В третьем квартале, как предположили в Минэкономразвития, мы должны увидеть выход из рецессии.

Подобные ожидания в текущих условиях выглядят весьма оптимистично. Последние данные свидетельствуют о спаде во многих секторах экономики. Например, оборот розничной торговли в сопоставимых ценах упал на 9,6 процента, попав под влияние падения реальных доходов населения.

По данным Росстата, за первые семь месяцев текущего года показатель снизился на 2,9 процента. Индекс промышленного производства показал снижение на 4,7 процента. Спад отмечается и в секторе внешней торговли. Экспорт упал на 30 процентов, импорт на 36 процентов.

По нашим оценкам, в перспективе ближайших двух кварталов (3-4 2015 года), скорее всего, экономика будет оставаться в состоянии рецессии. И дело тут не только в снижающихся ценах на нефть, высоком уровне инфляции в стране и возможности дальнейшего падения реальных доходов населения (к концу года мы прогнозируем падение данного показателя до семи процентов, так как индексация зарплат как в государственном, так и в частном секторе, будет ниже уровня инфляции).

Экономика России в крайне высокой степени зависит от экспорта нефти и нефтепродуктов (доля топлива в экспорте в 2014 году составила 69,5 процента), а также прочих сырьевых товаров (в частности, металлопродукция в экспорте из России составляет 8,1 процента).

Принимая во внимание факт замедления экономики Китая (доля которого во внешнеторговом обороте России довольно высока), можно полагать, что внешний спрос на отдельные группы товаров будет сокращаться. Естественно, это не пройдет бесследно для РФ.

Таким образом, мы представляем три сценария развития экономики России до конца 2015 года.

Базовый сценарий

В третьем квартале экономика нашей страны будет проходить "дно". По его итогам падение ВВП в годовом соотношении может составить 5,5 процента при среднегодовом уровне цен на нефть около 57 долларов за баррель (против текущих 58,52 доллара).

В четвертом квартале темпы падения ВВП, вероятно, замедлятся и по итогам года снижение составит 4,1 процента при условии роста среднегодовых цен на нефть до уровня 60 долларов за баррель. Инфляция в этом случае ожидается на уровне 14,5 процента. Спад экономика будет демонстрировать на фоне падения деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также снижением платежеспособного спроса населения.

В июле реальная заработная плата снизилась на 9,2 процента, что существенно ниже падения на 5,4 процента в июле кризисного 2009 года. Более того, сейчас падение заработной платы опережает снижение ВВП, что говорит о другой природе кризиса.

Вероятность развития ситуации по базовому сценарию мы оцениваем в 50 процентов.

Пессимистичный сценарий

В третьем квартале падение экономики составит 10 процентов, в четвертом квартале - 7 процентов. В целом по итогам 2015 года падение ВВП при таком развитии событий может составить 6,4 процента, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (-5,3 процента), но несколько лучше, чем в 2009 году (-7,8 процента). Но при этом среднегодовые цены на нефть не должны упасть ниже 50 долларов за баррель. Инфляция по итогам года может составить 15,3 процента.

Вероятность такого развития событий оценивается в 30 процентов.

Оптимистичный сценарий

Даже в его рамках (где мы допускаем в четвертом квартале символический рост ВВП на 0,7 процента), по итогам года темпы роста российской экономики останутся отрицательными (-1,9 процента). Для этого среднегодовая цена нефти должна вырасти до уровня 75 долларов за баррель.

Вероятность развития ситуации по данному сценарию составляет 20 процентов.

Тем не менее, при условии, что новых геополитических потрясений не будет, цены на нефть стабилизируются в диапазоне 60-70 долларов за баррель, а импортозамещение начнет приносить первые результаты, в 2016 году мы ждем выхода экономики России на траекторию медленного роста в рамках базового и оптимистичного сценариев.

На прошлой неделе широкой публике стал доступен прогноз социально-экономического развития России на ближайшие три года. Чиновники усматривают три возможных сценария развития отечественной экономики : базовый, умеренно-оптимистический, а также дополнительный - наиболее худший сценарий, согласно которому Россия столкнется со множеством внешних и внутренних экономических вызовов в ближайшие годы.

К проблемам относятся падение цены на нефть, отток капитала, низкая деловая активность а, а также продление секторальных санкций, которые не позволяют отечественным компаниям обращаться на запад с целью привлечения кредитов и инвестиций, а также с целью привлечения зарубежных технологий.

Корреспондент информационного агентства "Деловые Новости" обсудил опубликованный МЭРом доклад с кандидатом экономических наук, независимым экспертом в области ГЧП Виталием Николаевичем Сорокиным. По мнению собеседника "ДН", оптимистический сценарий развития наименее вероятен при текущих обстоятельствах.

ДН: Какой сценарий Вы считаете наиболее вероятным?

Сорокин В.Н: Мне кажется, что наиболее вероятными сценариями являются базовый или плохой. К сожалению, за основу благоприятного расчета взяты завышенные показатели активности бизнеса, отсутствие оттока капитала или его радикальное сокращение, выделение огромных средств на финансирование инфраструктурных проектов, а также чересчур оптимистичные, на мой взгляд прогнозы относительно развития международной политической и экономической обстановки.

ДН: Какие факторы обуславливают низкую вероятность ускорения темпов экономивеского роста?


Сорокин В.Н:
Всем нам хотелось бы наблюдать ускорение темпов экономического роста, однако цена на нефть имеет тенденцию к снижению, геополитическая напряженность никуда не денется по мановению волшебной палочки, а Запад не отменит все санкции, поскольку некоторые из них были введены после присоединения Россией Крыма - руководство России неоднократно заявляло, что тема является закрытой. Основной проблемой российской экономики по-прежнему является изжившая себя социально-экономическая модель. Большая доля нашего экспорта - углеводороды и другое непереработанное сырье, что делает нас чрезвычайно зависимыми от неподконтрольных нам внешних факторов.

ДН: Политическое руководство России многие годы твердит о необходимости проведения модернизации промышленности, как Вы относитесь к подобным разговорам?

Сорокин В.Н: Недавно Президент России говорил о том, что за ближайшие несколько лет промышленность России должна совершить качественный рывок, однако, насколько я понимаю из плана Министерства экономического развития, никто кроме Президента не предвидит возможности реализации его планов. Даже премьер министр России Дмитрий Медведев практически сразу после слов Путина обозначил свою позицию. В отличие от Президента, сроки, обозначенные Дмитрием Анатольевичем, измеряются десятилетиями, что больше похоже на правду, опять же, при правильном использовании текущего потенциала экономики. Россия развивается в условиях рыночной экономики уже третье десятилетие, однако модель перестроить так и не удалось, несмотря на многие политические и экономические успехи, которые я не стану преуменьшать.

ДН: Как, по вашему мнению, изменится жизнь рядовых граждан России в ближайшие годы?


Сорокин В.Н:
Я думаю, что граждане России станут чаще присматриваться к товарам отечественного производства, не только на волне патриотизма, но и из-за высоких обменных курсов иностранных валют - данная ситуация может стать основой стабильного роста и модернизации экономики, так необходимой в начале XXI века. Регулярными для многих россиян могут стать поездки по России, которые станут выгодным предложением, по той же причине слабости рубля.

ДН: Вероятно ли резкое ухудшение уровня жизни российского гражданина?

Сорокин В.Н: Несмотря на то, что власти РФ иногда допускают некоторые экономические просчеты, руководство страны не допустит кардинального ухудшения уровня жизни россиян - нынешние лидеры являются сторонниками планомерных изменений, нежели чем методов "шоковой" терапии, приведших к обнищанию большинства населения страны в начале девяностых годов. В случае сильной внешнеэкономической турбулентности, в ход будут пущены резервы, которых на данный момент накопилось достаточно для спасения экономики от развала.

Основой антикризисной программы правительства должен стать специальный вариант бюджета на случай резкого падения цен на нефть.

Поскольку доходы от продажи нефти составляют сейчас половину всех доходов бюджета, считалось, что кризисное планирование выльется в тяжелую и безрадостную резню расходов. Однако Минэкономразвития, которому была поручена вся предварительная работа, разработало сценарий, при котором бюджет будет тратить даже больше, чем при высоких ценах на нефть (копия документа имеется в распоряжении "Финмаркета"). И это, по замыслу министра Андрея Белоусова, должно сгладить последствия кризиса для экономики.

Два сценария кризиса

Наряду с базовым "умеренно-оптимистичным" сценарием (он заложен в проект "обычного", не антикризисного бюджета), Минэкономразвития разработало два сценария разной степени пессимистичности. О том, какой из трех вариантов более реалистичен, сейчас остается только спорить.

"Оптимистичный вариант " предполагает, что: Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса.

Для этого членам еврозоны нужно пройти между Сциллой и Харибдой - ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост.

Причем все страны должны действовать согласованно, вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем.

Тогда мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.

Согласно сценарию "мягкого кризиса " (в документе Минэкономразвития он именуется "вариант А "):

  • остановить разрастание долгового кризиса не удастся. То та, то другая страна, охваченная рецессией, будет испытывать трудности с выплатой долга. Попытки бюджетной консолидации (снижения дефицита бюджета) будут загонять страны еще глубже в рецессию. Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера;
  • однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос;
  • некоторые экономики продолжат расти и станут точками опоры для бедствующего континента, что предотвратит перерастание кризиса в неконтролируемый процесс;
  • закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3-0,7% после 2014 года). Сильно пострадают от падения спроса и недостатка банковского фондирования страны СНГ и Восточной Европы. БРИК и США также замедлятся, а цена на нефть на некоторое время упадет до $75-80, но затем вновь начнет расти;
  • темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5-1,2%, а затем выйдут на траекторию 3-3,7% в год;
  • курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция (не надолго) вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.

Наконец, разработан сценарий А2 , в общих чертах повторяющий показатели глобального кризиса 2008-2009 годов. По нему:

  • бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро;
  • стоимость гособлигаций падает, что вызывает острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространяется на весь ЕС;
  • ЕЦБ и антикризисные фонды не могут действовать из-за разногласий политиков. В результате, после долгих и безуспешных переговоров, богатые страны Европы предпочитают договориться о новом монетарном союзе без участия "слабых", нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. Администрация США не вмешивается и наблюдает за падением Европы со стороны;
  • потери банков США, БРИК и Японии также велики. Мировая экономика растет всего 1,2%, экономика ЕС падает на 2,8% и долго не может восстановиться, в США также начинается рецессия;
  • происходит резкое падение цен на нефть. Это связано не только с падением спроса со стороны США, Китая, Индии и Европы, но и с действиями инвесторов на рынке производных нефтяных бумаг. Главные среди них - Morgan Stanley и Goldman Sachs, потеряв деньги в Европе, начнут выводить инвестиции и из нефтяных бумаг, что вызовет обвал цен на сырье;
  • цены падают ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году - $60.

Россию немедленно накрывает давно ожидаемая (и на сей раз настоящая) вторая волна кризиса. Экспортная выручка выводится из страны, не задерживаясь. В 2013 году доходы от экспорта падают на 31% (в 2009 году было 36%). Начинается лавинообразная девальвация. Экономика падает также сильно, как европейская.

"Катастрофический вариант ", при котором США сами себя загоняют в глубокую (4%) рецессию (в случае, если республиканцы и демократы не смогут договориться о преодолении "фискального клиффа" - запланированного на 2013 год резкого снижения расходов бюджета), Минэкономразвития не рассматривало из-за "низкой вероятности".

Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе.

Девальвация, по подсчетам министерства, в этом случае будет намного глубже, чем в 2009 году, когда ЦБ и правительства боролись за крепкий рубль до последнего, потратив $200 млрд.

На сей раз, по мнению министерства, ЦБ будет сторонним наблюдателем роста доллара (15-16% в реальном выражении против 5,6% в 2009 году) и займется минимизацией последствий повышения инфляции (почти 12%). Доллар будет стоить 46 рублей.

Безработица вырастет меньше, чем в 2009-ом, а вот реальные доходы населения упадут (в 2009 году наблюдался их слабый, но рост).

Как и 4 года назад, в 2013-ом вырастет склонность к сбережениям (причем граждане из-за девальвации будут предпочитать долларовые активы, что усилит отток капитала).

Потребительская активность, а вместе с ней и торговля, напротив, упадут.

Отток капитала ($80 млрд за год) и снижение экспорта не приведут к тому, что в стране впервые за долгие годы станет отрицательным текущий счет - после девальвации импорт просто рухнет, что обеспечит сохранение торгового профицита.

Восстановление не займет 3 года, как в прошлый раз - уже через год, как только начнут расти цены на нефть (из-за снижения добычи странами ОПЕК), основные параметры "полета" будут в норме. Рост уже в 2014 году может составить 2-2,9%.

Проблема только в том, что граждане и бизнес дорого заплатят за кризис - доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что, как пишет Минэкономразвития, вызовет "нежелательные социальные последствия".

Но, если положение граждан, вынужденных платить "инфляционный и девальвационный налоги", ухудшится, то положение бюджета, напротив, улучшится. А потому министерство предлагает использовать бюджет для смягчения последствий кризиса.

Бюджетный маневр в условиях турбулентности

Доходы бюджета из-за снижения цен на нефть упадут в обоих сценариях кризиса.

Снижение на $1 цены на нефть означает для российского бюджета потери в 70-75 млрд руб. (по оценке Минэкономразвития).

Следовательно, по "варианту А" (падение цен на нефть до $80 за баррель) казна должна потерять около 1,4 трлн руб., а по "варианту А2" ($60 за баррель) - почти 3 трлн руб. Однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже.

При "мягком кризисе" бюджет потеряет 150-300 млрд рублей, при "жестком" - 1,1-1,2 трлн рублей.

Возникший дефицит бюджета будет покрыт за счет резервов, как и в 2009 году. "Вариант А2" за год уменьшит их, как минимум, на четверть: сейчас там примерно 4,6 трлн рублей, а останется около 3 трлн.

Но Минэкономразвития считает, что бюджет в кризис может потратить и больше, чем запланировано на случай, если этого кризиса не будет.

В 2009 году антикризисная программа обошлась правительству в 1 трлн рублей, сейчас она будет намного дороже.

Только индексация пенсий, пособий и зарплат бюджетников, исходя из инфляции на уровне 11% в год, потребует около 1,5 трлн рублей. Вслед за зарплатами бюджетников вырастут и зарплаты в других отраслях. Это простимулирует спрос и торговлю.

Увеличение госинвестиций будет стоить еще столько же. Госинвестиции смогут частично возместить потери от уменьшения инвестиционной активности бизнеса и снижения кредитования.

Если проводить такую активную бюджетную политику, то, как уверено Минэкономразвития, последствия кризиса будут намного мягче:

  • спад ВВП в 2013 году будет на 0,6 п.п. меньше;
  • падение инвестиций - на 2,3 п.п. меньше;
  • спад в торговле - на 1,2 п.п. меньше.