Денежно кредитная политика. Денежно-кредитная политика Методы денежно кредитной политики

Денежно кредитная политика. Денежно-кредитная политика Методы денежно кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики -- совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей .

На рисунке 1 представлена классификация методов кредитно-денежной политики.

Рисунок 1. Классификация методов кредитно-денежной политики

Прямые методы -- административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги -- это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы (рисунок 2).


Рисунок 2. Общие и селективные методы кредитно-денежной политики

Операции на открытом рынке. Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью .

Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Таким образом, методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные. Общие методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом, а селективные методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики.

Денежно-кредитная политика - это комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования воспроизводственного процесса. Денежно-кредитная политика вместе с бюджетной политикой составляет основу современного государственного регулирования экономики.

Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики: экспансионистская и рестрикционная. Мероприятия, проводимые в рамках рестрикционного типа, содержат прямые запреты и ограничения, направленные на сокращение объема и ужесточение условий проведения операций на денежном рынке. Экспансионистский тип денежно-кредитной политики не содержит прямых запретов и ограничений и направлен на расширение объема операций на денежном рынке и создание благоприятных условий их проведения.

Денежно-кредитная политика бывает двух видов : тотальная (общая) и селективная . Мероприятия, проводимые в рамках тотальной денежно-кредитной политики, распространяются на все учреждения банковской сферы. Селективная денежно-кредитная политика направлена либо на отдельные банковские учреждения, либо на отдельные виды банковских операций.

Проведение денежно-кредитной политики и достижение её целей осуществляются с помощью различных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики - это совокупность конкретных мероприятий и методов государственного регулирования экономики, направленных на изменение параметров денежной массы и объемов кредитных вложений в экономику.

Инструменты денежно-кредитной политики различаются :

  • по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
  • форме (прямые и косвенные);
  • характеру параметров (количественные и качественные);
  • срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).

Все эти инструменты используются в единой системе.

Объекты воздействия . В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на её ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии преследуются цели подъема производства и оживления коньюнктуры; при помощи кредитной рестрикции делается попытка предотвратить излишнее перенасыщение экономики деньгами, наблюдаемое в периоды экономических подъемов.

По форме административные (прямые) и экономические (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитного института. Под инструментами экономического характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Экономические инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время центральные банки в большинстве случаев используют косвенные инструменты регулирования.

По характеру параметров , устанавливаемых в процессе воздействия Центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитной политики разделяются на количественные и качественные.

Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное обращение в целом.

Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумевают те задачи Центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитной политики зависит прежде всего от задач, которые решает Центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства Центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к косвенным методам регулирования, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.

Основными экономическими (косвенными) инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются следующие :

  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке;
  • установление минимальных резервных требований.

Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под определенные проценты. Учетная ставка - это официальная ставка, применяемая центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций к переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг. Другими словами, официальная учетная ставка - это плата, назначаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, Центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обосновано простотой применения. Если Центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью Центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. Однако Центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка.

Механизм предоставления ссуд Центральным банком банкам коммерческим определяется термином «дисконтирование». Сроки и условия выдачи ссуд коммерческие банкам характеризуются политикой дисконтного окна.

Таким образом, изменение учетной ставки изменяет величину заемных средств банков, воздействует на денежную массу, вызывая эффект мультипликации.

Между тем, если Центральный банк прогнозирует изменение денежной массы в определенном размере, то при этом необходимо менять величину заемных ресурсов банков. Но вместе с тем остается неизвестным, насколько для этого следует изменить учетную ставку. Такая зависимость между дисконтной (учетной) политикой и ресурсами делает данный инструмент денежно-кредитной политики наименее значимым.

Операции на открытом рынке представляют собой операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком).

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Так, в случае покупки Центральным банком ценных бумаг объем резервов банков увеличивается на эту сумму. Более того, денежная масса увеличится в несколько раз относительно суммы покупки центральным банком. Прирост денежной массы приведет, в свою очередь, к росту экономической активности. Соответственно, продажа Центральным банком ценных бумаг коммерческому банку уменьшает собственные резервы банка, что приведет к сокращению денежной массы, отразится на стоимости кредита. Это сокращение денежной массы со временем может привести к спаду деловой активности.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование различных технических процедур. Они различаются в зависимости от:

  • условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу);
  • объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев и долгосрочные - от 1 года и более); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг);
  • способа установления процентных ставок (Центральным банком или рынком);
  • источника инициативы в проведении операции (Центральный банк или участники денежного рынка).

Различия в технических процедурах проведения операций на открытом рынке обусловлены рядом факторов:

  • спецификой кредитно-банковской системы, предполагающей различный состав участников рынка;
  • особенностями национального законодательства.

Центральные банки используют два основных вида операций на открытом рынке : прямые и обратные.

Прямые операции - это операции центрального банка по покупке или продаже ценных бумаг на открытом рынке без всяких обязательств по сделкам. Если центральный банк покупает ценные бумаги, он не обязан выкупить их через определенный срок. Сели центральный банк продает ценные бумаги, покупатель не обязан продать их центральному банку. Прямые операции проводятся на основе:

  • налично-денежной;
  • регулярной доставки.

Операции на налично-денежной или кассовой основе предполагают полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на базе регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставки ценных бумаг покупателю на следующий рабочий день.

Покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке приводит к увеличению резервов банков, что дает им возможность расширять кредитные операции. Продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности.

Общие операции на открытом рынке (операции «РЕПО») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи - выкупа по заранее, установленному курсу.

В соответствии с соглашением РЕПО центральный банк покупает ценные бумаги у диллера и последний соглашается выкупить эти ценные бумаги в определенный срок и по определенной цене. В сущности, такая операция является ссудой центрального банка; процентная ставка устанавливается путем аукциона среди дилеров. Покупка центральным банком по такому соглашению называется сделкой РЕПО.

Дополнением сделки РЕПО является обратная, или парная, сделка купли-продажи. О такой операции центральный банк продает ценные бумаги дилеру и также соглашается выкупить их обратно по заранее установленной цене и в определенный срок. Эта является ссудой, полученной центральным банком от дилера. РЕПО и обратные РЕПО являются краткосрочными контрактами на срок менее 15 - -й. Длительность сделок позволяет центральному банку временно изменять резервы акковских учреждений.

Обратные операции характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и потому являются гибким методом регулирования. В настоящее время на данные сделки приходится наибольшая доля в общем объеме операций центрального банка на..врытом рынке.

Следует различать активные и защитные операции на открытом рынке. Централь-банк использует активные операции на открытом рынке для изменения уровня резервов кредитных учреждений. Прямые покупки-продажи государственных ценных бумаг носят более или менее постоянный характер. Защитные операции на открытом рынке являются корректировками для сохранения текущего уровня суммарных резервов банковских учреждений. Время от времени в экономической системе возникают преедсказуемые и непредвиденные ситуации, которые временно изменяют суммарные резервы и (или) денежную массу. Краткосрочные защитные операции необходимы, чтобы сохранять стабильность в экономике и ожидаемый уровень резервов. Именно для этого предусмотрены сделки РЕПО и обратные сделки РЕПО, вследствие их краткой прочности. Сделки РЕПО предоставляют временные резервы, а обратные сделки РЕПО изымают временные избыточные резервы.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и снежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его воздействие на количественные параметры денежного рынка становится более ощутимым.

Важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

Третий инструмент денежно-кредитной политики - это установление минимальных резервных требований . Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших методов регулирования, относящихся к косвенным методам. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания Федеральной резервной системы.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. В результате изменения норм резервных требований изменяется денежная масса и объем кредитования.

В соответствии с моделью денежного мультипликатора (М = m MB), изменение обязательных резервов изменяет величину денежного мультипликатора, но при прочих равных условиях не влияет на денежную базу.

Сокращение нормы резервного покрытия увеличивает значение мультипликатора, увеличение этой нормы - соответственно уменьшает.

Снижение требуемой нормы резервного покрытия увеличивает значение мультипликатора, уменьшение обязательных резервов увеличивает денежную массу. Увеличение нормы резервного покрытия уменьшает значение мультипликатора, увеличение обязательных резервов сокращает денежную массу.

Эффект мультипликатора воздействует и на общий объем кредитования. В результате уменьшения резервных требований происходит увеличение кредитного мультипликатора и, следовательно, общего объема банковского кредитования. Увеличение резервных требований влечет за собой уменьшение общего кредитного мультипликатора и сокращает общий объем банковского кредитования.

Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном отношении. Как правило, они устанавливаются по отношению к пассивам банка либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов: срочные депозиты и депозиты до востребования, что обусловлено разграничением по степени «денежности» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в Центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется, то лишь в конце определенного периода можно точно установить среднюю величину вкладов. Как правило, расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

    Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

"Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования*(247) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального закона).

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.*(248)

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России". (Статья 38 Федерального закона).

В ст. 39 Федерального закона говорится, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

В ст. 40 сказано, что "под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России".

В ст. 41 приводится понятие валютной интервенции Банка России. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

В ст. 42 сказано, что "Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики".

Банк России вправе устанавливать прямые количественные ограничения. Это означает установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

При этом он вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Федерального закона).

Статья 44 Федерального закона предоставляет право Банку России выпускать свои облигации. В ней говорится, что "Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов".

Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, необходимо в процессе ее разработки и реализации учесть множество разнообразных социально-экономических, политических, государственно-правовых, международных, психологических и других общественных факторов, которые детерминируют процессы развития или, наоборот, спада в функционировании денежной и кредитной систем.

1.2. Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк, как государственной орган денежно-кредитного регулирования, и коммерческие банки, как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

- Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

- Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

1.3. Инструменты денежно-кредитной политики

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В статье 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

- Операции на открытом рынке.

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой - так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

- Рефинансирование банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. ЦБ может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение ставки рефинансирования прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты, а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками.

- Процентная политика или регулирование официальной процентной ставки.

Традиционной функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

В современных условиях денежно-кредитная политика является наиболее значимой формой государственного регулирования экономики. Денежно-кредитную политику можно рассматривать в широком и в узком смысле.

С позиции расширенного подхода под денежно-кредитной политикой понимается часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему путем применения преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста в стране.

В узком понимании денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита, направленных на поддержание темпов экономического роста, сдерживание уровня инфляции и уровня безработицы.

Правовой основой проведения денежно-кредитной политики в России является Конституция РФ и Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В данном Законе определены полномочия Банка России по разработке и проведению единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ.

Совет директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ ежегодно разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий год. Эти документы представляются для рассмотрения в Национальный банковский совет, в Правительство РФ, а также Президенту РФ и затем они поступают в Государственную Думу.

В развитой экономике выделяют две группы институтов, осуществляющих на практике реализацию денежно-кредитной политики:

  • институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства (почти во всех странах мира это центральный банк, в том числе и в России);
  • институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики (лишь в случаях сочетания выполнения своих прямых обязанностей с элементами денежно-кредитной политики - Министерство финансов, Казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам, Агентство по страхованию вкладов и др.).

Основное место среди названных институтов занимает Центральный банк, так как именно он является координатором практической реализации государственной денежно-кредитной политики.

К основным факторам, определяющим формирование и постановку целей денежно-кредитной политики, относятся:

  • макроэкономические условия;
  • внешнеэкономические факторы;
  • социально-экономическая политика страны;
  • структурные изменения в экономике;
  • состояние бюджетной сферы;
  • информационная неопределенность;
  • уровень развития (глубина) и степень либерализации финансового рынка, его вовлеченность в процессы глобализации. Следует отметить, что развитие и рост национальной экономики

во многом зависят от эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики. В свою очередь, эффективность денежно-кредитной политики зависит от правильной постановки цели и выбора соответствующих инструментов для ее реализации.

Под эффективностью денежно-кредитной политики понимается результативность управления сферой денежно-кредитных отношений, которая характеризуется результатами точного и быстрого достижения монетарными властями поставленных целей, действенностью и целесообразностью предпринятых мер, адекватностью принятых управленческих и финансовых решений.

Существующие подходы повышения эффективности денежно-кредитной политики являются предметом больших споров, поскольку сама денежно-кредитная политика может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние национальной экономики. Большинство экономистов рассматривают ее в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и о других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству, принимать непопулярные решения, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно- кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении. Денежно-кредитное регулирование выступает инструментом проведения денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитным регулированием понимается процесс прямого или косвенного воздействия Центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.

Конечные цели денежно-кредитной политики:

  • обеспечение стабильности цен;
  • полная занятость трудоспособного населения;
  • рост реального объема производства;
  • устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных целей центральные банки могут использовать разные виды и стратегии денежно-кредитной политики.

Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика направлена на развитие государством определенных отраслей (например, в условиях кризисной или послевоенной экономик). Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом - на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предусматривает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения указанных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

Для достижения стратегических целей Центрального банка выделяют следующие направления денежно-кредитной политики:

  • политика денежно-кредитной рестрикции;
  • политика денежно-кредитной экспансии.

Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика, политика «дорогих денег») направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. При этом выделяют два варианта такой политики. Денежно- кредитная рестрикция, во-первых, может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота, а во-вторых, является косвенным регулированием масштабов безналичного оборота денег, осуществляемым прежде всего посредством повышения процентных ставок. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

Данная политика имеет как положительное, так и отрицательное влияние на состояние экономики. С одной стороны, она является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики, а с другой - может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны: повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, соответственно, к спаду производственной активности. В этом случае следствием денежно-кредитной рестрикции могут стать падение инвестиций и чистого национального продукта, снижение спроса на деньги и ограничение эффективности стимулирующей денежно-кредитной политики.

Существенным недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего и внутреннего долга, а также дефицита бюджета вследствие роста реального процента. Кроме того, в условиях высокой инфляции реализация политики денежно-кредитной рестрикции практически невозможна, поскольку она приводит к кризису ликвидности.

Таким образом, анализ негативных последствий денежно-кредитной рестрикции для экономики позволяет сделать вывод о возможности ее использования только в исключительных случаях.

Политика денежно-кредитной экспансии проводится с целью оживления конъюнктуры рынка (увеличения темпов экономического роста, стимулирования деловой активности, достижения оптимального уровня занятости, сглаживания колебаний нормы процента, предотвращения нарастания социальной напряженности и политической нестабильности, предотвращения паники вкладчиков и оттока сбережений из банков). Центральный банк способствует расширению кредитных возможностей банков и снижению процентных ставок в экономике, что обеспечивает расширение денежной массы и повышение инвестиционной привлекательности экономики.

Несмотря на стимулирующий характер воздействия на экономику политики денежно-кредитной экспансии, ее реализация в долгосрочном периоде может оказать и негативное влияние посредством возможности усиления инфляционных процессов в экономике.

Следовательно, как рестрикция, так и экспансия могут иметь негативные последствия. В связи с этим основная задача Центрального банка - выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не оказывающей разрушительное влияние на экономику.

Выделяют следующие цели денежно-кредитного регулирования:

  • долгосрочные (стратегические) - снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП;
  • среднесрочные - достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки;
  • краткосрочные - сглаживание колебаний ликвидности рынка. Поставленные цели денежно-кредитной политики могут быть

достигнуты при эффективном использовании административных и рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

К административным методам регулирования экономических процессов относятся такие способы перераспределения денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности, установление ориентира роста денежной массы).

Могут применяться и иные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на достижение общенациональных задач макроэкономической стабильности.

Экономические методы регулирования экономики предполагают создание таких условий, которые бы стимулировали предпринимательскую деятельность. При этом государством может использоваться широкий набор средств и методов регулирования экономики: от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

В современных условиях среди экономистов не существует единого мнения по поводу эффективности административных и рыночных методов денежно-кредитного регулирования. Одни ученые считают административные методы регулирования более эффективными, обосновывая свою позицию тем, что в условиях, когда многие рыночные механизмы работают недостаточно эффективно или вообще не работают, административное воздействие на экономику осуществляется быстрее, чем косвенное, экономическое. Сторонники рыночного подхода, анализируя эффективность и направление денежно-кредитного регулирования экономики, в первую очередь рассматривают экономическую составляющую данного процесса.

Реализация денежно-кредитной политики осуществляется с помощью ее инструментов и методов. Под инструментами денежно- кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики. Под методами - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Различают рыночные и нерыночные инструменты денежно-кредитной политики с позиции их влияния на экономику.

Крыночным инструментам относятся: учетная ставка и ставка рефинансирования, нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке, депозитные операции. Использование этих инструментов предполагает создание условий для стимулирования предпринимательской активности.

Нерыночные инструменты подразумевают прямое административное воздействие Центрального банка на отдельные параметры деятельности банковской системы. Это означает, что Центральный банк директивным путем регулирует объем денежного предложения и цены на финансовом рынке, что может выражаться в ограничении объемов кредитования, регламентации процентных ставок, отдельных видов ссуд.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.

Под долгосрочными инструментами подразумеваются такие способы воздействия на объекты денежно-кредитной политики, реализация которых может осуществляться в период от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным, т.е. реализуемым в срок менее года, относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются среднесрочные цели денежно-кредитного регулирования.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Вместе с тем в данном Законе в перечень инструментов денежно- кредитной политики не включены депозитные операции Банка России, которые являются действенным инструментом абсорбирования (поглощения) свободной ликвидности банков.

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно- кредитной политики представлены в табл. 11.1, а закономерности их изменения при проведении мероприятий денежно-кредитной политики - в табл. 11.2.

Таблица 11.1

Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно-кредитной политики

инструмента

Достоинства

Недостатки

Обязательное резервирование

Воздействие на денежную базу и объем денег, поставляемых банками в процессе кредитования. Стерилизация избыточной рублевой массы. Ограничение давления ее на валютный и товарный рынки

Внеэкономическое вмешательство в оперативную деятельность банков, форма дополнительного налога (повышение стоимости ресурсов, затруднение равноправной конкуренции - уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками)

Операции с ценными бумагами

Покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета. Финансирование погашения внутреннего госдол- га. Сглаживание конъюнктурных избытков ликвидности

Альтернатива вложению денег в реальный сектор экономики

Депозитные

операции

Мгновенная нейтрализация возможного давления свободных средств на валютный рынок

Невыполнимость из-за высокой ликвидности инструмента

иностранной

Пополнение валютных резервов, сохраннее относительно стабильного курса национальной валюты

Осуществляется за счет необеспеченных денег - создание избыточной ликвидности

Таблица 11.2

Источник: Федорова Л.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: Учеб, пособие. Екатеринбург: АМБ, 2009.

Закономерности изменения ряда индикаторов при проведении мероприятий денежно-кредитной политики

Индикатор

Взаимосвязь

Рост (снижение) ставки рефинансирования

Оценивается взаимосвязь между данными показателями. Очевидно наличие обратно пропорциональной связи. Две величины полностью противоположны. При росте индикатора (ставки рефинансирования) уменьшается значение результата (снижается объем кредитования экономики)

Увеличение (снижение) резервных требований

Снижение (рост) кредитования реального сектора экономики

Между показателями наличие обратно пропорциональной связи. Когда величина резервных требований идет вверх, то объем кредитования реального сектора экономики - вниз

Индикатор

Достигнутый результат вследствие изменения индикатора

Взаимосвязь

Увеличение (сокращение) объема денежной массы

Рост (сокращение) инвестиций, рост (снижение) национального дохода

Отмечается наличие сильной прямо пропорциональной связи. При увеличении объема денежной массы происходит рост объема инвестиций и национального дохода

Рост (снижение) процентных ставок

Снижение (рост) спроса на кредиты

Между этими показателями обратно пропорциональная связь. В условиях роста процентных ставок деньги становятся дорогими, спрос на кредиты падает

Повышение (снижение) ликвидности кредитных институтов

Повышение (снижение) предложения кредитов

Между этими показателями довольно сильная прямо пропорциональная связь: при росте ликвидности кредитных организаций, предложение кредитов увеличивается

Рост (сокращение) объемов кредитования

Увеличение (снижение) величины денежной массы в обращении

Наличие сильной прямо пропорциональной связи между этими двумя величинами, т.е. значение объемов кредитования движется почти синхронно в одном направлении со значением величины денежной массы в обращении. При увеличении объемов кредитования увеличивается величина денежной массы в обращении

Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики в странах с развитой рыночной экономикой является рефинансирование. Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется на уровне ставки рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом.

Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на стимулирование кредитной активности банков, на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц, а также на замедление годовой инфляции в среднесрочной перспективе.

Серьезным инструментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются операции на открытом рынке, которые включают в себя приобретение и продажу ценных бумаг с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. Этот инструмент позволяет регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что Центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».

К операциям на открытом рынке относят операции РЕПО. Банк России проводит их в соответствии с положениями ЦБ РФ от 25.03.2003 г. № 220-П «О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации», от 28.11.2008 г. № 329-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на Фондовой бирже ММВБ», а также от 04.03.2010 г. № 357-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на рынке государственных ценных бумаг». Эта операция включает продажу и последующую покупку ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене. Разница между ценой продажи и ценой покупки составляет стоимость заимствований с помощью указанной операции.

До 2004 г. Банком России применялись операции обратного модифицированного РЕПО, используемого как инструмент абсорбирования банковской ликвидности. Сегодня используются только операции прямого РЕПО, связанные с предоставлением ликвидности банковской сфере под обеспечение в виде установленного перечня ценных бумаг.

В обеспечение по операциям прямого РЕПО с Банком России принимаются ценные бумаги, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации и включенные в Ломбардный список ЦБ РФ. Указанный список достаточно обширен. Так, на конец февраля 2012 г. он включал 217 эмитентов. В табл. 11.3 приведены финансовые инструменты, образующие Ломбардный список, и примеры таких эмитентов.

Таблица 11.3

Ломбардный список Банка России

Финансовый инструмент

  • 1. Облигации, выпущенные от имени РФ
  • 1.1. Облигации, размещенные на внутреннем финансовом рынке
  • 1.2. Облигации, размещенные на международном финансовом рынке

Минфин РФ

2. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований

Белгородская область, г. Москва, Республика Саха (Якутия] и т.д.

  • 3. Облигации ипотечных агентств и агентств по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов
  • 3.1. Облигации ипотечных агентств
  • 3.2. Облигации агентств по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)

Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК)

4. Облигации с ипотечным покрытием

Банк «ВТБ 24» - ипотечный агент МБРР, ИСО «ГПБ-Ипотека» и т.д.

  • 5. Облигации юридических лиц - резидентов РФ
  • 5.1. Облигации кредитных организаций и Внешэкономбанка
  • 5.2. Облигации некредитных организаций, имеющих рейтинг по международной шкале, соответствующий требованиям Банка России
  • 5.3. Облигации организаций, включенных в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики

АКБ «Абсолют Банк», Банк «ВТБ 24», Внешэкономбанк, ОАО КБ «Восточный» и т.д.

АЛРОСА, Газпром, Лукойл и т.д.

ТГК-1, ТГК-4, Мираторг Финанс и т.д.

6. Облигации международных финансовых организаций

Евразийский банк развития,

Европейский банк реконструкции и развития

7. Долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами - нерезидентами РФ за пределами РФ

АВН Financial Limited, Dresdner Bank AG, GAZ Capital S.A. и т.д.