Кредитная и банковская системы, сходство и различия. Кредитно-банковская система рф

Кредитная и банковская системы, сходство и различия. Кредитно-банковская система рф

Кредитную систему можно рассматривать с функциональной и институциональной точек зрения. С функциональной стороны кредитная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Институциональная форма кредитной системы – это совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду.

Структура современной кредитной системы представлена несколькими звеньями:

Центральные банки, государственные и полугосударственные банки;

Банковский сектор;

Страховой сектор;

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты.

Для развитых стран характерно наличие всех вышеуказанных звеньев. Для стран с переходной экономикой такие звенья, как банковский сектор, страховой сектор, специализированные небанковские институты, могут быть слабо развиты или неразвиты совсем.

Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы является банковская система. Кредитная система – более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

В законодательстве РФ банковская система определена следующим образом: « Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а так же филиалы и представительства иностранных банков».

Элементы банковской системы образуют единство банковской системы. Элементами банковской системой являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.

В ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация определена как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии), Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством РФ.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В указанном Федеральном законе также определены понятия «небанковская кредитная организация» и «иностранный банк».

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

С экономической точки зрения на сегодняшний день не существует единого определения «коммерческий банк». В разных странах к группе коммерческих банков относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Неодинаково трактуется в разных странах и само понятие «коммерческий банк». Главным их отличием то центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот.

К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру . В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а так же средства связи, коммуникации и др.

Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую структуру организации. Одноуровневая структура построения банковской системы может быть в случаях, когда:

В стране нет еще центрального банка;

В стране есть только центральный банк, который выполняет все банковские операции.

Первый случай соответствует ранним этапом развития банковского дела, когда банки и кредитные организации без какого-либо координации их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. Примером второго случая может служить межбанковская система во главе с Госбанком СССР. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим функции центрального банка и обслуживающим клиентов.

Такое положение в российской банковской системе просуществовало до 1987 г., когда было положено начало формирования новой двухуровневой банковской системы. Монобанковская структура была преобразована в систему Госбанка СССР и пяти специализированных банков: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк.

В настоящее время в большинстве стран мира банковская система имеет двухуровневую структуру , где функционируют и центральный банк страны, и коммерческие банки. Опыт промышленно развитых стран показывает, что наряду с крупными банками, которые выступают гарантами устойчивости кредитной системы, функционирует множество универсальных, а так же мелких и средних банков.

Типы банковских систем

Существует несколько типов банковских систем (БС):

Распределительная централизованная банковская система;

Рыночная банковская система;

Система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множество банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как и государство не отвечает по обязательствам деловых банков. Различия между этими двумя типами систем представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Различия между распределительной и рыночной БС

Распределительная БС Рыночная БС
По типу собственности
Государство–единственный собственник на банки Многообразие форм собственности на банки
По степени монополизации
Монополия государства на формирование банков Монополия государства на банки отсутствует. Любые физические и юридические лица могут учредить банк.
По количеству уровней системы
Одноуровневая система Двухуровневая система
По характеру системы управления
Централизованная (вертикальная) система управления Децентрализованная (горизонтальная) система управления
По характеру банковской политики
Политика единого банка Политика множества банков
По характеру взаимоотношений государства с банками
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам государства
По характеру подчиненности
Банки подчинены правительству и зависят от его оперативной деятельности Центральные банки подчинены парламентам, а Банк России – Государственно Думе РФ. Коммерческие банки подотчетны своим акционерам, а не правительству
По выполнению эмиссионных и кредитных организаций
Сосредоточены в одном банке Эмиссионные операции сосредоточены в центральном банке, а операции по кредитованию
По способу назначения руководителя банка
Руководитель назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель Банка России утверждается Государственной Думой РФ, а в коммерческих банках – Советом коммерческого банка

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Это означает, что она содержит компоненты рыночной банковской системы и компоненты распределительной системы.

Кредитная система. Банковская система

Кредитная система :

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);

2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).

Кредитная система – это функционально-институциональная система, включающая ряд составляющих, т.е. элементов. Главными среди них являются:

1) кредитные отношения между субъектами;

2) система норм, регулирующих кредитные отношения;

3) социально-психологические взаимоотношения между субъектами кредитных отношений;

4) институциональные элементы кредитной системы – центральный банк и кредитные организации.

В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Институциональную основу кредитной системы составляет совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.). Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны .

В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов.

В кредитную систему страны довольно часто включают все или большинство институтов, которые могут рассматриваться как финансовые, т.е. выполняющие функции финансовых посредников, в частности, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансовые компании, благотворительные фонды, учреждения мелкого кредита, ломбарды и др.

При такой расширенной трактовке предполагается, что любой финансовый институт осуществляет кредитную функцию в той или иной форме. Однако необходимо иметь в виду, что многие из перечисленных институтов не являются кредитными организациями, поскольку по закону не имеют права предоставлять ссуды юридическим и физическим лицам. Единственным основанием отнесения указанных организаций к кредитному сектору является инвестирование ими средств в долговые ценные бумаги, в особенности государственные и муниципальные, поскольку такие инвестиции являются формой займа.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм , который представляет собой:

Систему связей по аккумуляции и мобилизации денежного капитала между кредитными институтами и различными секторами экономики;

Отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;

Отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице се институтов.

Выделяются две основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских («околобанковских», «квазибанковских», «парабанковских») институтов.

Соответственно образуются и два основных звена кредитной системы : банковские и парабанковекие учреждения. Первое из них представлено банками и другими учреждениями банковского типа, второе – небанковскими организациями.

Различают два основных типа финансово-кредитных систем – универсальные и сегментированные (специализированные).

В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.

В сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций.

Понятие «кредитная система», и «банковская система» нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.

Банковская система страны – совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих на основе общего денежно-кредитного механизма страны в определенный период.

Признаки банковской системы:

– включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

– имеет специфические свойства;

– способна к взаимозаменяемости элементов;

– является динамической системой;

– выступает как система «закрытого» типа;

– обладает характером саморегулирующейся системы;

– является управляемой системой.

Факторы, влияющие на развитие банковской системы:

1. Степень зрелости товарно-денежных отношений;

2. Общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

3. Законодательные основы и акты;

4. Общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Единая банковская система включает следующие элементы: Центральный банк → коммерческие банки и их филиалы.

Функции банковской системы:

1. Воздействие на социально-экономические процессы;

2. Посредник в проведении платежей;

3. Аккумуляция денежных средств;

4. Размещение денежных средств;

5. Регулирование денежного обращения.

Для банковской системы характерны следующие признаки:

− банковская система включает учреждения (элементы), которые отвечают конкретным целям;

− банковской системе присущи свойства, которые характерны только для нее непосредственно. Особенность банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, которые складываются между ними;

− банковская система представляет собой единство многообразия составляющих, которое подчинено одной цели. В то же время составляющие способны заменить друг друга без ущерба или изменения данного единства;



− банковская система находится в постоянном движении, при этом она развивается и совершенствуется;

− банковская система является системной закрытого типа, так как существует определенная банковская тайна. Несмотря на это, она взаимодействует с внешней средой, с другими секторами экономики;

− банковская система обладает свойствами саморегулируемой системы. Она активно реагирует на все изменения в экономике;

− банковская система является управляемой системой, поскольку ее деятельность регулируется национальным законодательством и нормативными актами центрального банка.

Выделяют два типа банковских систем:

1. Централизованная банковская система (характерна для социалистических стран)

Отрицательные стороны: Монополия одного или нескольких банков. Кредиты выполняют роль «второго бюджета». Не используется потенциал кредитного механизма, нет возможности проводить денежно-кредитную политику традиционными инструментами.

2. Банковская система рыночного типа (действует в большинстве развитых стран. Как правило, это двухуровневая банковская система. Первый уровень – ЦБ, второй – кредитные организации).

Положительные стороны:

− Связь между кредитными учреждениями;

− Связь между ЦБ, коммерческими банками и кредитными учреждениями.

Элементами банковской системы являются банки, небанковские кредитные организации и банковская инфраструктура.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком.

Небанковские организации могут осуществлять только определенные операции, стоимость которых, как правило, ниже, чем в универсальном банке. В тоже время эти банки более рисковые, т. к. их деятельность не диверсифицирована, поэтому кризис в отрасли может привести к банкротству такого банка.

Банковская инфраструктура – различного рода предприятия, агентства, службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков, а именно отделения инкассации. Они в праве осуществлять следующие операции:

1. Открывать и вести счета юридических лиц, в том числе банков и корпораций;

2. Обслуживать юридические лица;

3. Проводить расчеты по пластиковым карточкам;

4. Выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.

2 Сущность центральных банков и их место в экономике

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач:

1) быть эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2) регулировать экономику денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3) быть банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;

4) быть банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) быть главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

Подавляющим большинством центральных банков осуществляются следующие основные функции: регулирующая, контролирующая и обслуживающая . Все остальные являются дополнительными функциями.

Регулирующая функция включает в себя: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая функция непосредственно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.

3 Функции и роль Центрального банка РФ

Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных ассигнационного и заемного государственных банков.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Фактическая независимость ЦБ РФ страны является необходимым условием эффективности его деятельности. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ РФ независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

Территориальное учреждение ЦБ – это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ.

Операции ЦБ РФ делятся на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся операции, с помощью которых образуются ресурсы ЦБ, к активным - операции по размещению ресурсов.

Цели ЦБ РФ:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

Развитие финансового рынка Российской Федерации;

Обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

6) устанавливает правила проведения банковских операций;

7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

8) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

9) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

10) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

11) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций;

12) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

13) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

14) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

15) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

17) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

18) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

19) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

20) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

21) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

22) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

23) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и др.

4 Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика

Денежно-кредитное регулирование – осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Поддержание стабильности цен в современных условиях часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

– уменьшение макроэкономических рисков;

– расширение внутреннего кредита;

– концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования. В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

– спрос на деньги и предложение денег;

– объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

– скорость оборота денег;

– объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

– коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

– объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

– курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитная политика – составная часть экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этими основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Разработку денежно-кредитной политики РФ осуществляет непосредственно Центральный банк РФ (Банк России). Реализация утвержденной денежно-кредитной политики также целиком возложена на Банк России. Закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться при этом Банк России.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты.

Политику резервных требований Банк России использует как метод регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Основными ценными бумагами, как правило, являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Основные операции политики открытого рынка:

В рамках долгосрочной политики – операции с облигациями государственного займа; при краткосрочной политике – операции с казначейскими векселями.

Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса.

При реализации избранной валютной политики Банк России использует ш рыночные и административные методы.

К рыночным методам можно отнести проведение Банком России купли-продажи иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

5 Сущность и функции коммерческих банков

Банки могут осуществлять следующие операции:

− привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

− размещение этих средств от своего имени и за свой счет;

− открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

− осуществление расчетов по поручению владельцев счетов;

− инкассация денежных документов, средств и кассовое обслуживание;

− купля и продажа иностранной валюты;

− привлечение и размещение драгоценных металлов;

− выдача банковских гарантий и поручительств.

Принципы деятельности банка:

1) работа в пределах имеющихся ресурсов;

2) полная экономическая самостоятельность;

3) рыночный характер взаимоотношений с клиентами;

4) регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.

Коммерческие банки можно классифицировать по следующим признакам:

1. По форме собственности:

– государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки;

– акционерные банки. Собственный капитал таких банков формируется за счет продажи акций. Акционерные коммерческие банки подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

– кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев;

– муниципальные банки, формируемые за счет муниципальной (городской) собственности или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах;

– смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности;

– совместные банки, или банки с участием иностранного капитала, т.е. их уставный капитал принадлежит иностранным участникам или филиалам банков других стран.

2. По характеру экономической деятельности:

– Эмиссионный банк – банк, осуществляющий выпуск денежных знаков, и являющийся центром и регулятором банковской системы (Центральный банк).

– Коммерческие банки представляют собой кредитные организации, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий и организаций, а также населения.

– Специализированные банковские учреждения могут заниматься кредитованием какого-либо определенного вида деятельности. К ним можно отнеси ипотечные, инвестиционные, сберегательные, отраслевые и прочие банки.

3. По срокам выдаваемых кредитов:

– банки краткосрочного кредита;

– банки долгосрочного кредита.

4. По хозяйственному признаку: промышленные банки, торговые, сельскохозяйственные банки и т. д.

5. По территории банки делятся на местные банки, федеральные, республиканские и международные.

6. По размеру выделяют крупные, средние и мелкие банки.

7. По объему и разнообразию операций банки делятся на универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов, и специализированные, которые ориентируются на проведение одной или двух видов операций и обслуживают специфическую клиентуру (ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк).

8. По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без филиалов.

Функции коммерческого банка:

1) функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств является одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращения их в капитал с целью привлечения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков;

2) функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, облегчению создания запасов, расширению потребительского спроса, облегчению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения;

3) функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов;

4) функция создания платежных средств;

5) функция организации выпуска и размещения ценных бумаг.

Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения присущих им операций и услуг. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

– размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

– купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдача банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кроме перечисленных банки вправе осуществлять следующие (небанковские) сделки:

– выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

Кредитная система может быть охарактеризована в соответствии с тремя аспектами: сущностным , институциональным и функциональным .

В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.

См.далее:

С институциональной точки зрения — это система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, финансовые компании, фондовые и валютные биржи, страховые компании и т. п.).

С функциональных позиций кредитная система − это совокупность видов и форм кредита (рис. 66).

См.далее: Таким образом, можно дать три определения кредитной системы:
  • Кредитная система — это совокупность форм и видов кредитования (функциональный аспект)
  • Кредитная система — это совокупность кредитно-финансовых учреждений (институциональный аспект)
  • Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых отношений (сущностный аспект)

Структура кредитной системы

Кредитная система в институциональном аспекте — совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений. Все кредитные учреждения взаимосвязаны и составляют определенную иерархическую структуру (рис. 69).

Ядро всей кредитной системы составляет банковская система. Одноуровневая банковская система предполагает использование в основном горизонтальных связей между банками, универсализацию проводимых ими операций и выполнение аналогичных функций.

Рис. 69. Структура кредитно-банковской системы

Двухуровневая банковская система основана на связях между банками в двух плоскостях: по горизонтали и вертикали. По вертикали возникают отношения подчинения центральному банку как руководящему и регулирующему органу низовых звеньев системы.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.

Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Структура кредитно-банковской системы

Банковская система России — один из важнейших элементов ее . Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта первых лет экономических реформ в России, современных представлений о сущности и назначении банковских учреждений.

Банковская система включает в себя три группы кредитно-финансовых институтов:

В главе кредитной системы находится центральный банк. Он, как правило, пренадлежит государству и выполняет основные функции по регулированию экономики.

Центральный банк монопольно производит эмиссию (выпуск) кредитных денег в наличной форме (банкнот), осуществляет кредитование коммерческих банков, хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, выполняет расчетные операции и осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки — это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Обыноч они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов.

Центральный банк

В центре кредитной системы находится центральный банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики. Центральный банк монополизирует выпуск () кредитных денег в наличной форме (банкнот), аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки

Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки — кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчет и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения

Третий элемент банковской системы — специализированные кредитно-финансовые учреждения, занимающиеся кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

К специализированным кредитно-финансовым учреждениям относятся:
  • Инвестиционные банки
  • Сберегательные учреждения
  • Страховые компании
  • Инвестиционные компании

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т. е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Страховые компании, главная функция которых — , и , превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формирует экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.

Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании различаются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса её собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.

Кредитная система - это совокупность кредитного отношения и учреждений, которые реализуют эти отношения. Кредитная система охватывает банковскую систему и небанковские финансово-кредитные учреждения. Банковская система - это совокупность разных видов банков и банковских учреждений в их взаимосвязи, которая существует в той или другой стране в определенный исторический период. Формирование кредитной и банковской систем определяется характером существующих в стране кредитного отношения и соответствующих форм кредита. На разных этапах развития общества состав кредитных учреждений испытывал изменений соответственно эволюции исторических условий, развития национальных экономик. Вместе с этим существуют некоторые общие принципы построения кредитных систем на современном этапе развития:

  • распределение функций центрального и всех других банков;
    контроль и регулирования деятельности банков второго уровня со стороны центрального;
  • центральный банк не берет участия в конкуренции на денежных рынках внутри государства.

К началу XIX ст. количество банков и масштабы их операций были незначительными. Все эти операции выполняли одни и те самые банки, Которые назывались коммерческими (от лат. commerce - торговля). Специализации между ними не было.
Быстрое развитие капитализма после промышленного переворота сопровождался распространением функций и операций коммерческих банков, появлением специальных кредитных учреждений. Во многих странах было создано центральные эмиссионные институты, появились сберегательные кассы и ссудо-сберегательные ассоциации. Интенсивное развитие акционерных компаний из второй половины XIX ст. привел к появлению новых функций существующих банков и таких специальных кредитных учреждений, как инвестиционные банки и компании. В начале XX ст. появляется целый ряд новых специальных кредитных учреждений: внешнеторговые банки, учреждения потребительского кредита и др. Развитие кредитной системы сопровождалось не только специализацией кредитных учреждений на осуществлении отдельных функций и операций, а и универсализацией коммерческих банков, которые ныне практически выполняют все функции, за исключением эмиссии банкнот, которая осуществляется центральными банками. Поэтому коммерческие банки е банками универсального типа. В связи с тем, что вдоль исторического развития происходила специализация кредитных учреждений, современная кредитная система имеет несколько звеньев.

За характером функций, которые выполняются, все кредитные учреждения можно поделить на эмиссионные, которые являются центральными в кредитной системе, коммерческие - банки универсального типа, специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые выполняют отдельные функции или обслуживают отдельные области экономики.

По форме собственности различают частные и государственные кредитно-финансовые учреждения. Наиболее распространенными есть частные, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными (капитал учреждения принадлежит одному человеку), обществами (партнерствами), акционерными и кооперативными. Ведущее место среди них обычно принадлежит акционерным кредитным учреждениям. Государственными кредитными учреждениями являются центральные банки, во многих странах - сберегательные кассы, внешнеторговые и некоторые ипотечные банки и др. Государственные кредитные учреждения возникают двумя путями: при организации новых кредитных учреждений государством; или в случае национализации частных банков (путем выкупа у акционеров их акций через обмен их на облигации государственного займа). Такие учреждения необходимые для решения общенациональных задач, которые по определенным причинам не могут выполнять частные кредитные учреждения (не прибыльность вложений, большой срок их окупаемости и др.). За своей структурой банковские системы разных стран существенным образом различаются. Вместе с тем есть ряд признаков, которые присущий всем банковским системам, которые функционируют в рыночной экономике. Это прежде всего двухуровневое построение.

На первом уровне содержится один банк (или несколько банков, как в США), который выполняет функции центрального эмиссионного. Он несет ответственность за поддержание постоянства национальных денег и обеспечение постоянства функционирования всей банковской системы. На втором уровне банковской системы размещенные все другие банки: коммерческие (универсальные) и специализированные. Они призваны обслуживать экономических субъектов, выполняя базовые операции денежного рынка: мобилизацию средств, предоставление их у ссуды, осуществление расчетов между экономическими субъектами. Банковская система нуждается в постоянном контроле со стороны специальных органов, которые связано с жизненно важным значением для национальной экономики состояния и перспектив ее деятельности. В каждой стране существует система правовых актов, которые регламентируют разные аспекты банковской деятельности. Особенности исторического развития и действие разных политико-экономических факторов обусловили специфику форм и методов надзора и контроля за деятельностью банков, которая обеспечивает стабильность всей системы.
Важной формой обеспечения стабильности банковской системы есть предоставления вкладчикам гарантий возвращения их депозитов. Ныне практически во всех странах существует та или другая форма страхования банковских депозитов. Деятельность небанковских кредитно-финансовых учреждений дает возможность заполнить отдельные ниши на рынке банковских услуг, которые по каким-то причинам остались незанятыми. Такие учреждения не имеют статуса банка, так как не выполняют комплекса базовых операций денежного рынка, их деятельность, в отличие от банков, не изменяет массы денег в обращении. Поэтому нет потребности контролировать их деятельность так тщательно, как банковскую.

Мировая практика дает много примеров существования и развития разных видов кредитных учреждений. Основой любой кредитной системы есть банки. Первые банки возникли еще в XII ст. Термин "коммерческий банк" появился на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), их основной клиентурой были торговцы. Отсюда и название "коммерческий банк". Банки предоставляли займа на транспортировку, сохранение и другие операции, которые были связаны с товарным обменом. С развитием промышленного производства возникли операции из краткосрочного кредитования производственного цикла: займа на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату заработной платы и др. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вкладывания в основной капитал, ценные бумаги и др. Так термин "коммерческий" в названии банка потеряло свое первоначальное содержание.

Первые банки капиталистического типа появились в Англии. По форме организации они были индивидуальными. Со временем возникли акционерные банки. Первый акционерный банк было создано в 1694 г. - Банк Англии, потом, в 1695 г. - Банк Шотландии. в XVIII ст. появляются акционерные банки и в других странах. Начало быстрому росту банков было положено промышленным переворотом, который оказывал содействие бушующему развитию капиталистического хозяйства (последняя треть XVIII - начало XIX ст.). Сегодня коммерческий банк может предложить клиенту свыше 200 видов банковских продуктов и услуг. Такая распространенная диверсификация операций дает возможность банкам сохранять клиентов и оставаться прибыльными даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Современные банки постоянно развиваются. Изменяются формы операций, методы конкуренции, системы менеджмента, распространяется сфера деятельности, которая сегодня охватывает весь мир благодаря формированию интернациональных финансовых рынков. Интересы общества не всегда совпадают с интересами банков, в частности с частными интересами их владельцев и вкладчиков. Тому розвитие кредитной системы обусловил необходимость регулированного подхода к организации кредитного отношения, которое проявилось прежде всего в возникновении особого звена банковской системы - центрального эмиссионного банка.

К XIX ст. между банками не существовало распределения функций. Все банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных. В создании эмиссионных банков еще не было острой потребности, так как банкноты в денежном обращении играли незначительную роль. Быстрое развитие кредитной системы после промышленного переворота сопровождался ростом значения банкнотного обращения. Это объективно требовало замены эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного специализированного банка. Практическое же создание такого банка зависело от многих факторов, в том числе субъективного характера. Так, попытка централизовать банкнотную эмиссию в США была сделана еще в конце XVIII ст., однако ее успешному осуществлению мешали коммерческие банки. Лишь с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована. К началу XX ст. централизация банкнотной эмиссии была завершена лишь в европейских странах. В большинстве стран эмиссионные банки было создано в XX ст., главным образом, в период между двумя мировыми войнами. Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов двумя путями. Согласно первый преобладающее право банкнотной эмиссии законом предоставлялось мощнейшему коммерческому банку страны, вследствие чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Именно так стал эмиссионным Банк Англии. Второй путь предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации. Таким путем созданные центральные банки в большинстве стран.

По форме организации эмиссионные банки могут быть акционерными и государственными, причем государство часто есть одним из акционеров. В одних странах эти банки с самого начала создавались как государственные, в других - они становились государственными вследствие их национализации путем выкупа государством акций на благоприятных для акционеров условиях. После Второй мировой войны центральные банки было национализировано в Англии, Франции и других странах.
Ныне в большинстве стран эмиссионные банки е государственными. Лишь в некоторых странах капитал частично принадлежит кредитным учреждениям и частным лицам. Например, в Бельгии и Австрии государству в центральных банках принадлежит - 50% капитала, в Японии - 55%, в Швейцарии - 57%.

Для определения политики, которой руководствуются в своей деятельности центральные банки, форма организации значения не имеет. Независимо от формы собственности центральные банки есть юридическое самостоятельными, т.е. не подчиненными правительства, которые действуют в интересах всего общества. Акционерные банки всегда находились под контролем государства, и форма управления ими имело чем отличалась от формы управления государственными банками. Кое-что своеобразной есть организация 12 федеральных резервных банков США, которые выполняют функции центрального эмиссионного банка страны. Основной капитал этих банков состоит из паевых взносов коммерческих банков - членов Федеральной резервной системы. Однако законодательные нормы, которые ими определяется порядок формирования руководящих органов и деятельность банков, устанавливаются государством.
Центральные банки всех стран мира выполняют такие функции:

  • разработка и реализация государственной денежно-кредитной политики;
    эмиссия денег;
  • функции "банка банков";
  • функции банка правительства.

Кроме этих функций, центральный банк может выполнять и другие. Он сохраняет централизованный золотовалютный запас (если он не передан казне), осуществляет надзор и контроль за банковской деятельностью (не во всех странах эта функция е исключительной компетенцией центрального банка). Выполнение перечисленных функций определяет место и роль центрального банка в экономике, дает возможность наиэффективнее организовать деятельность двухуровневой кредитной системы.
Второй уровень банковской системы в развитой экономике состоит из разнообразных видов банков, которые можно соединить в две группы: коммерческие и специализированные. Особенностью коммерческих банков является то, что, кроме традиционных базовых функций, они, как правило, могут выполнять практически все функции, других учреждений кредитной системы (за исключением функций центрального банка), их называют "супермаркетами финансового рынка", так как они являются финансовыми учреждениями универсального типа. Эти банки возникли прежде других кредитных учреждений. Развитие капиталистической кредитной системы начинает из возникновение и развития коммерческих банков. Утратив в процессе развития кредитной системы функцию эмиссии банкнот, они приобрели многих других функций. Важнейшая функция коммерческих банков - создание за счет кредита дополнительных платежных средств через увеличение остатков на текущих счетах клиентов.

Между коммерческими и специализированными банками нет каких-то больших расхождений, их деятельность переплетается и проявляется в сотрудничестве за одними операциями и в конкуренции - за другими. Масштабы такого соперничества на протяжении продолжительного времени в некоторых странах ограничивались финансовым законодательством. Так, к 90-конца х лет согласно банковскому законодательству США и Японии коммерческим банкам, в сущности, было запрещено осуществлять операции с ценными бумагами корпораций, с недвижимостью и т.п.. Ныне победу достала тенденция к универсализации банков.

В большинстве стран Западной Европы такие ограничения упраздненные, и банки второго уровня могут предоставлять любые финансовые услуги на денежном рынке.
Рядом с универсальными коммерческими банками в развитых странах существует разветвленная сеть банков, которые выполняют только отдельные операции на рынке или функционируют в узком секторе рынка, обслуживая отдельные области экономики. Такие банки называются специализированными. Специализация влияет на характер всей Деятельности банка, определяя особенности построения баланса, структуры пассивов и активов, специфику организации работы с клиентурой. Наиболее распространенными видами специализированных банков есть инвестиционные, сберегательные, ипотечные и экспортно-импортные.

ТЕМА 3, 4. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

1 Понятие кредитной системы. Банковская система и ее виды

2 Цель, задачи и функции центрального банка. Национальный банк Республики Беларусь

3 Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка

В ши­роком смысле банковская система рассматривается как сово­купность функционирующих в данной стране кредитных, рас­четных и других отношений, а также форм и видов кредитова­ния, в которых участвуют банки.

Но чаще используется более узкое понимание: банковская система трактуется с институци­ональной точки зрения – как совокупность банков (или кре­дитных организаций) государства в их взаимосвязи в опреде­ленный исторический период.

При этом одни авторы включают в состав банковской системы только банки, другие – банки и небанковские кредитные организации, поскольку последние осуществляют те или иные виды банковской деятельности. Представляется, что в последнем случае смешиваются понятия банковской и кредитной систем.

Кредитная система включает все кредитные организации страны и является более широким понятием, чем банковская система.

В одну кредитную систему банки и небанковские кре­дитные организации объединяются вследствие того, что все они в той или иной степени выполняют посреднические функции в денежно-кредитной сфере: аккумулируют временно свободные денежные средства одних субъектов экономики и перераспре­деляют их во временное пользование другим путем проведения операций рыночного характера (на основе купли-продажи). Од­нако небанковские кредитные организации в отличие от банков не имеют права выполнять всю совокупность банковских опера­ций и специализируются на выполнении отдельных их видов, не имея статуса банка.

В Банковском кодексе Республики Беларусь отсутствует четкое определение банковской системы, она рассматривается как составная часть финансово-кредитной системы страны . Последняя помимо банков включает в себя небанковские кре­дитно-финансовые организации.

Статья 5. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.

Таким образом, можно дать следующее определение.

Банковская система – это организованная совокупность банков страны, функционирующих во взаимосвязи и взаимо­действии друг с другом.



На 1.01.2013 г. – 32 банка

Важная макроэкономическая роль банковской системы зак­лючается в том, что она:

Предоставляет общественному хозяйству расчетно-платежные средства в объеме, необходимом для обслуживания эконо­мических и социальных процессов;

Обеспечивает взаимосвязь экономических субъектов в про­цессе воспроизводства и его непрерывное функционирование посредством проведения расчетных, кредитных и других бан­ковских операций;

Аккумулирует свободные денежные средства юридичес­ких, физических лиц и государства для инвестирования в раз­витие экономики;

Воздействует на величину и направление денежных пото­ков в стране в соответствии с тенденциями и целями развития общественного хозяйства.

Значение банковской системы проявляется также в том, что ее устойчивость оказывает существенное влияние на эффектив­ность экономики страны, темпы экономического роста.

В экономической литературе обычно выделяют следующие виды банковской системы (рисунок 1).

Централизованная банковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Ее харак­терной чертой являлась государственная монополия на банков­ское дело: государство выступало собственником банков и отве­чало по их обязательствам, планировало и жестко регулирова­ло их деятельность.

Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Для нее характерна децентра­лизованная система управления и разграничение ответствен­ности между банками и государством по их обязательствам. Функ­ционирует множество банков, различающихся организацион­ной формой, спецификой операций и т.д. За банковской дея­тельностью осуществляется надзор, ее регулирование происхо­дит преимущественно экономическими методами. Банки про­водят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках.

Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступе­ни, между ними не существует разделения функций и отноше­ний соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссионную. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функциониро­вавшую в командно-административной экономике - здесь дей­ствовал практически один банк-монополист, выполнявший функ­ции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.

Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и ком­мерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень

Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали. Хотя банки второго уровня юридически не подчи­нены центральному банку, он законодательно наделен полномо­чиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулиро­ванию. В связи с этим отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и адми­нистративно-властных. Между банками второго уровня (коммер­ческими банками) взаимодействие осуществляется по горизонта­ли – на основе равноправного партнерства и конкуренции. Отно­шения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельнос­ти. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь рав­ные конкурентные возможности.

Центральный банк является в системе особым банковским институтом, который осуществляет свою деятельность на макроэкономическом уровне . Его клиентами как банка являются главным образом банки второго уровня и правительственные структуры. Центральный банк не всегда находится в государственной собственности, но осуществляет свои функции, руководствуясь только общенациональными, государственными интересами. Проводимая им денежно-кредитная политика является одним из важнейших составляющих государственного регулирования экономики.

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на микроуровне, непосредственно обслуживают юридических и физических лиц, предоставляя им депозитные, кредитные, расчетные и другие банковские услуги на платной основе.

Особенности исторического и экономического развития страны определяют своеобразие ее банковской системы. Это касается банков как первого, так и второго уровней. Так, например, центральные банки могут быть организованы в форме унитарных государственных банков (Великобритания, Франция, ФРГ, РФ и т.д.) и акционерных банков (Швейцария, Япония и др.), в том числе в виде системы независимых банков, в совокупности выполняющих функции центрального банка (США). Еще большей спецификой характеризуется структура второго уровня. В одних странах существует множество коммерческих банков, преимущественно небольших (например, в США, Японии), в других ― их количество относительно невелико и в основном это сравнительно крупные банки (Канада, ФРГ и др.); для одних стран характерно преобладание универсальных банков (ФРГ, Турции и т.д.), для других ― специализированных.