Ндфл стандартные социальные имущественные вычеты. Налоговый вычет и существующие разновидности льгот по ндфл: когда можно получить возврат. Виды таких возвратов

Ндфл стандартные социальные имущественные вычеты. Налоговый вычет и существующие разновидности льгот по ндфл: когда можно получить возврат. Виды таких возвратов

Стандартные вычеты: предусмотрены для самого работника и его детей.

Для работника:

· 3 000 руб/мес. – для ликвидаторов аварии в зоне ЧАЭС, инвалиды из числа военнослужащих.

· 500 руб/мес. – герои России, кавалеры ордена Славы 3 степени, инвалиды детства и труда I, II группы.

Для детей:

· 1-ый ребенок – 1 400 рублей.

· 2-ой ребенок – 1 400 рублей.

· 3-ий и последующие дети – 3 000 рублей.

· Ребенок-инвалид до 18 лет и учащийся по очной форме обучения до 24 лет инвалид I, II группы – 12 000 рублей.

Для опекунов/попечителей: 6 000 рублей.

Вдовам/вдовцам: вычет предоставляется в двойном размере.

Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налоговыми агентами НДФЛ.

Налоговые ставки:

13% - в отношении зарплаты и других доходов; в отношении дивидендов.

30% - в отношении доходов, получаемых нерезидентами.

35% - в отношении доходов от выигрыша, материальной выгоды.

Порядок исчисления:

∑ налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

НДФЛ = Н ст * Н б

Расчет производится нарастающим итогом с начала года. Из полученной ∑ НДФЛ вычитается ранее уплаченный налог. Разница перечисляется в бюджет. Налог рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом – российской организацией, ИП или постоянным представительством иностранной организации, выплачивающим доходы физ. лицам.

Порядок уплаты:

НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты з/п. НДФЛ с отпускных перечисляется в бюджет в любой день до конца месяца.


Страховые взносы во внебюджетные фонды.

Виды страховых взносов.

Пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.
- медицинские взносы (взносы в ФФОМС).
- взносы в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.
- взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».

Плательщики страховых взносов. Объект обложения страховыми взносами у работодателя. База для начисления и тарифы страховых взносов.

Налогоплательщики страховых взносов:

1 группа – работодатели, производящие выплаты физ. лицам (организации).

2 группа – лица, уплачивающие взносы за себя и не производящие выплаты физ. лицам (ИП, адвокаты, нотариусы).

Объект н/о у работодателя: выплаты, иные вознаграждения, начисляемые плательщиком в пользу работника (физ. лиц) по трудовым или гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа.

Облагаемые выплаты включаются в базу для начисления взносов на дату их начисления.

Тарифы страховых взносов:

Страховые взносы по трудовому травматизму:

32 тарифа от 0,2 до 8,5%, устанавливаются ФСС в зависимости от класса профессионального риска.

Сроки уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам работодателями.

Сроки и порядок уплаты страховых взносов:

Работодатели обязаны уплачивать страховые взносы ежемесячно в течение налогового периода не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором начисляется платеж отдельными платежными поручениями в каждый фонд.

Предоставление отчетности:

· ФСС – форма 4-ФСС, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (на бумажных носителях) и до 25 числа на электронных носителях;

· ПФР – форма РСФ-1, до 15 числа на бумажных носителях и до 20 числа на электронных носителях (если численность рабочего штаба более 25 человек). Сведения о работнике (ФИО, ИНН, СНИЛС) – форма СЗВ-1, не позднее 10 числа месяца (за апрель – до 10 мая). За каждого работника, по которому не сдан отчет, штраф – 500 рублей.

Отчетность по начисленным и уплаченным взносам предоставляется ежеквартально.

Исчисление и уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями (ИП) и приравненными к ним лицами. Контроль за уплатой взносов.

У налогоплательщиков 2-ой группы налоговой базы нет, они уплачивают фиксированный платеж, равный стоимости страхового года.

Стоимость страхового года – это произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, ставке (тарифа) страховых взносов в соответствии внебюджетному фонду, увеличенное в 12 раз:

Фиксированный платеж = МРОТ * Страх. Тариф * 12 месяцев


Транспортный налог.

Налогоплательщики.

Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (юридические и физические лица).

Порядок исчисления и уплаты налога.

Порядок исчисления:

∑ налога по каждому транспортному средству исчисляется как произведение ставки налога на налоговую базу.

Порядок и сроки уплаты налога:

Уплата транспортного налога и авансов по нему юридическим лицом:

Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II, III, VI кварталы).

Уплата налога по итогам года производится не позднее срока подачи налоговой декларации (не позднее февраля года, следующего за отчетным).

Уплата транспортного налога физическими лицами:

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Государственная пошлина

В налоговом учете пошлину включают в состав прочих расходов на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Что считать датой начисления пошлины, в законе не сказано. Поэтому надо руководствоваться общими принципами признания расходов. То есть считать моментом начисления дату, когда выполнено три условия.

Первое - пошлина взимается в соответствии с требованием законодательства. Второе - сумма пошлины определена. Третье - уплата пошлины приводит к уменьшению экономических выгод организации.

Например, при обращении за совершением регистрационных действий государственную пошлину надо заплатить до подачи документов на регистрацию (подп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Но пока регистрационные действия не начались, организация может отказаться от их совершения. И тогда ей обязаны вернуть деньги (подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Это означает, что на дату уплаты сбора у компании нет оснований для его признания в расходах. А датой начисления будет день приема документов на регистрацию.

Пошлину за выдачу лицензии признают в прочих расходах единовременно на дату начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Не важно, имеет лицензия ограниченный срок действия или является бессрочной (письмо ФНС России от 28 декабря 2011 г. № ЕД-4-3/22400).

Если уплата госпошлины связана с приобретением внеоборотных активов (например основных средств или нематериальных активов) ее налоговый учет зависит от того, когда она уплачена – до или после принятия актива к учету и вводу его в эксплуатацию. Если до, сбор нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества (письмо Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/295). Если после - в прочие расходы.

Пошлину за регистрацию компании платят до ее создания учредители - физические лица или другие организации (п. »д» ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Поэтому такая пошлина не является расходом вновь созданной компании.


Налог на имущество организаций

Плательщики налога.

1) Российские организации;

2) Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объект налогообложения.

Объекты ОС, находящиеся в собственности организации (учитывающиеся на счетах 01, 03).

Предельный размер налоговой ставки.

Для объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым – это кадастровая стоимость – установлены ставки, максимальное значение которых в 2016 году не более 1,7%.

Государственные минимальные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гарантируется государством в определенном минимально допустимом уровне гражданам на безвозмездной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.
Минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов называется минимальной бюджетной обеспеченностью. Система государственных социальных стандартов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах.
Типы государственных минимальных социальных стандартов:
номенклатура объектов государственной стандартизации, предоставленная в виде перечней организаций социальной сферы, ассортимента или набора материальных благ и услуг;
количественные нормы и нормативы объектов государственной социальной стандартизации в натуральном или стоимостном выражении;
нормативы времени предоставления услуг объектами государственной социальной стандартизации;
нормативные соотношения объектов государственной социальной стандартизации (пенсии, оплата труда, пособия и т.п.), выраженные в виде пропорций.
Государственные минимальные социальные стандарты включают:
в области оплаты труда – минимальный размер оплаты труда (МРОТ), единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС);
в области пенсионного обеспеченияминимальные размеры государственных пенсий;
в области образования - набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, нормы и нормативы наполненности классов и групп, нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся (в т.ч. размер стипендии), норматив числа студентов, получающих бесплатное образование в Вузах;
в области здравоохранения – перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно, набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию медицинской помощи, нормы и нормативы обеспечения населения медицинской помощью;
в области культуры – набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, нормы и нормативы обеспеченности населения государственными учреждениями культуры;
в области социального обслуживания населения – набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения;
в области жилищно–коммунального хозяйства – набор предоставляемых населению льготных жилищно–коммунальных услуг, нормы и нормативы минимального уровня жилищно– коммунального обслуживания населения.

Еще по теме 9.2. Государственные социальные стандарты:

  1. Проблема российских брендов. Корпоративная социальная ответственность как брендинг. Формы социальной ответс-твенности бизнеса. Корпоративное гражданство: от филантропии к социальным инвестициям. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: международные стандарты и индексы КСО. Сравнение несравнимых: индекс и рейтинг КСО. Социальное партнерство и корпоративные социальные коммуникации: PR как Public Relations и Public Responsibility. Быть частью большего...

Инвестиционный налоговый вычет появился относительно недавно. В законах нашей страны его в нынешнем виде ввели только с начала 2015 года. Описывает инвестиционные налоговые вычеты статья 219.1 Налогового кодекса. Именно в ней можно прочитать, что представляет собой новый вид преференций, кому он доступен и каков алгоритм получения выгоды. Механизм полностью легальный, законный, создан специально для тех, кто увлечен инвестированием и с полною серьезностью подходит к этому делу.

Общая информация

Инвестиции сегодня обеспечивают продуктивное и экономически успешное завтра. На государственном уровне это означает, что власти должны применять все возможные методы, чтобы активизировать вложение денег в предприятия. Самый эффективный способ добиться активизации - это ввести такие механизмы вычетов, преференций, доплат, которые сделают инвестирование надежным, выгодным процессом. Сейчас многие граждане располагают довольно большими суммами в банках. Чтобы убедить их вместо банков вкладывать деньги в предприятия, было решено ввести для примера инвестиционные налоговые вычеты.

Официальное документирование новой возможности в Налоговом кодексе позволило сделать операцию законной. Это означает, что выгоды прозрачны, просчитать их довольно просто, доступны они всем желающим. То, какова будет сумма инвестиционного налогового вычета, зависит от денег, вложенных в качестве инвестиций в некоторый проект.

На что рассчитывать?

Кому положены стандартные социальные инвестиционные и имущественные налоговые вычеты? На таковые рассчитывают граждане нашей страны, если они подходят под один из четко прописанных в НК РФ критериев.

Предположим, гражданин страны, в срок уплачивающий налоги, занимается работой на фондовой бирже. В заданном временном промежутке им реализованы на некоторую сумму облигации, акции. Гражданин получил при этом положительный результат - значит, ему полагаются стандартные социальные инвестиционные и имущественные налоговые вычеты. Это справедливо только для такой ситуации, когда гражданин владел ценными бумагами 3 года.

Важные особенности

Описанные правила распространяются только тогда, когда в сделках были задействованы ценные бумаги, допущенные официально на фондовую биржу в нашей стране. Организатор также должен быть российским.

Можно рассчитывать на инвестиционный налоговый вычет, если предметом сделки были паи ПИФов, управляемых через российские фирмы.

На что еще есть вычет?

Государство предоставляет некоторые преференции гражданину, который в налоговом периоде вносил некоторые финансы на индивидуальный инвестиционный счет. Можно получить выгоду в случае, если по этому счету производились операции, учтенные должным образом.

Теоретическая база

ИИС организован в рамках внутреннего учета. Таковой создается, чтобы относительно заданного клиента все операции учитывались обособлено. Счет отражает обязательства, денежные возможности клиента, ценные бумаги в его владении.

Правовой статус ИИС установлен в федеральном законе от 1996 года под номером 39, а конкретно, в третьей части десятой статьи.

Вычет: производим с умом

По обновленному законодательству гражданам нашей страны доступен инвестиционный налоговый вычет по одной из двух разновидностей.

Первый вариант - это ежегодно получать инвестиционный налоговый вычет по 3 НДФЛ. Сумма преференций определяется тем, как много на этот счет поступило за отчетный период средств. Эта возможность описана в Налоговом кодексе в 219 статье, первом пункте, втором подпункте.

Второй вариант предполагает, что инвестиционный налоговый вычет получается сразу за весь временной промежуток, который действует договор об инвестиционном сотрудничестве.

Сколько и как

Как получить инвестиционный налоговый вычет и на какую сумму можно рассчитывать? По закону нельзя получить сумму, превышающую 400 тысяч, за один год. Чтобы забрать у государства положенные деньги, придется сперва побороться с бюрократией.

Выдается инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ. Декларация должна заполняться, исходя из официальной документации, подтверждающей, что на ИИС действительно были сделаны зачисления.

Как это работает?

Только тогда можно получить вычет, если в период, пока инвестиционный договор в силе, у гражданина, уплачивающего налоги и ожидающего преференций, не было другого ИИС. Исключением будет ситуация, когда человек закрыл один ИИС и все свои средства перевел сразу на другой инвестиционный счет. Очень важно, чтобы владельцем счета в обоих случаях выступало одно и то же физическое лицо. При малейшем несовпадении не стоит рассчитывать на преференции от налоговиков.

Возможна такая ситуация, когда физическое лицо уже написало заявление на инвестиционный налоговый вычет и процедура предоставления преференции был начата, и тут договор на ИИС расторгается. В такой ситуации налогоплательщику придется выплатить все налоги по полной, а потом также заплатить в бюджет пени. Эти суммы представители налоговой структуры в каждом отдельном случае будут считать индивидуально, учитывая все особенности сложившейся ситуации.

Инвестиционный вычет: логика предоставления

Как это происходит? Предположим, за истекший год некий гражданин, располагающий индивидуальным инвестиционным счетом, положил на него 500 тысяч. На основном рабочем месте суммарный доход за этот год у этого гражданина бы один миллион. С этой суммы следует уплатить налог, который и удержал работодатель, - 130 тысяч.

Подавая документы на инвестиционный налоговый вычет, придется оформить 3 НДФЛ, предварительно получить на предприятии 2 НДФЛ. В этом документе указано, каков был доход за год и какую сумму удержали, чтобы сделать налоговые и социальные отчисления. Эти показатели переносят в 3 НДФЛ, здесь же пишут, как много денег внесли на инвестиционный счет. Такой документ послужит основанием для возврата 13 %. Так как в примере гражданин на ИИС внес 500 тысяч, а по закону для налоговых вычетов максимальная базовая величина - 400 тысяч, то 13 % будут высчитаны не от той суммы, которую перечислили в качестве инвестиций, а 400 тысяч. Это означает, что можно ожидать возврата 52 тысяч.

Все оформляем официально

Налоговая служба не станет разговаривать с гражданином, претендующим на вычеты, но не имеющим возможность документально подтвердить, что деньги и правда были внесены на инвестиционный счет.

Чтобы обосновать свою позицию, придется приложить документы, из которых следует, что ИИС действительно есть и открыт на имя обратившегося, а также бумаги, подтверждающие сделанные перечисления.

Деньги и правила

Когда инвестор подает документы на положенные ему от государства преференции, по мере удовлетворения требований он получает доход. На эти суммы в будущем не будет никаких налогов. Это означает, что НДФЛ на вычеты нет.

Брокер может предоставить вычет, когда заключенный им с инвестором договор заканчивается. С момента заключения договора к моменту выплат должно пройти три года. Физическое лицо дополнительно нуждается в справке о том, что иные инвестиционные вычеты им не были получены. Таковую можно получить, написав заявление в ИФНС. Предоставив эту справку брокеру, гражданин получает следующее преимущество: брокер не будет снимать НДФЛ, расплачиваясь с инвестором. В целом логика тут точно такая же, как при расчетах работодателя с работником, располагающим правами на имущественный вычет.

Справки и вычеты

Еще один способ получить инвестиционный вычет - обратиться в свое отделение ИФНС, заполнив 3 НДФЛ. Государственная инстанция, налоговый агент могут предоставить налоговый вычет, учитывая, высчитывая, удерживая НДФЛ. Опять же, все это возможно лишь при наличии справки ИФНС.

Справка от налоговой должна содержать исчерпывающие сведения об использовании (или неиспользовании) просителем справки инвестиционного вычета, а также отражать данные обо всех инвестиционных договорах, заключенных физическим лицом в запрашиваемом промежутке времени. Рассчитывать на преференции можно по одному договору и в рамках средств, внесенных на ИИС.

Некоторые особенности

Довольно часто встречается следующая ошибка: инвестор заводит ИИС, затем сначала снимает с него деньги и только после этого обращается за налоговым вычетом. Налоговая служба отказывает просителю, что вызывает недоумение, недопонимание и недовольство работой законов. Но из действующего Налогового кодекса прямо следует, что налоговый вычет не положен в случае, когда инвестор вывел деньги со своего счета.

Инвестиционный счет отражает некоторое имущество. Недопустимо применять его, обеспечивая обязательствами какой-либо другой договор. В противоположном варианте также не стоит рассчитывать на вычет.

Считаем - не пересчитаем

Часто инвесторы пытаются просуммировать результаты, полученные по всем своим счетам у брокера, включая инвестиционный. Конечно, есть надежда получить от государства преференции по всей получившейся сумме.

По правилам и законам для налоговой службы важны показатели денежного итога, снятые с ИИС. Поэтому расчет по нему придется вести обособленно, не учитывая результативность прочих счетов инвестора у брокера.

Налоговый агент: кто и как?

Не для всех ясно, на кого возлагается ответственность за уплату НДФЛ, если необходимо поменять брокера и перевести средства с одного счета на другой. По этому вопросу законы говорят следующее: при переводе от брокера к брокеру между ИИС денег первый брокер не несет никакой ответственности. Так как от него все активы уже «ушли», то и обязанностей возникнуть не может, включая удержание налогов.

Старые и новые

Не секрет, что и сегодня некоторые инвесторы пользуются ИИС, открытыми еще до вступления в силу закона в 2015 году. В таком случае для них действует специальная система расчетов. Первая часть 219 статья НК раскрывает особенности вычисления вычетов в пунктах 1, 2, 3, 4.

В частности, первый пункт распространяется на сделки, в рамках которых покупка ценных бумаг состоялась после первого января 2014 года. А вот второй и третий пункт посвящены доходам, полученным по ИИС, на ведение которых договора заключались до 28 декабря 2013 года.

Дополнительно механизм расчета налогового инвестиционного вычета был раскрыт в написанном ФНС публичном письме, представленном общественности в мае 2015 года. Документ опубликован под номером БС-4-11/8977.

На что еще обратить внимание?

В ноябре 2016 году Министерство финансов выпустило еще одно письмо под номером 03-04-06/67741. В нем было указано, налоговые агенты обязаны соблюдать первый пункт 219 статьи, в частности, первый подпункт, и в будущем случае руководствоваться именно им, вычисляя налоги к уплате по физическим лицам, ведущим ИИС.

В случае если физическое лицо оформило заявление, из которого следует, что нужно рассчитать и предоставить налоговый вычет, и бумага пришла, когда налоговый период уже завершился, агент должен сделать вычет, оценивая финансовый результат за налоговый период.

Инвестиционный налоговый вычет: все проще, чем кажется

Бюрократия пугает, и когда речь идет о налоговом вычете, получение которого сопряжено с запросом 2 НДФЛ, оформлением 3 НДФЛ, написанием заявления и сбором подтверждающих документов, иные могут спасовать, испугавшись бумажной волокиты. К счастью, не так давно проблема была решена.

Если посетить официальный сайт налоговой службы, на нем можно найти программу, предназначенную для расчета налоговых вычетов. Через нее можно посчитать все, что полагается - как имущественные, так и инвестиционные, иные виды вычетов. Здесь можно заполнить все поля, из которых программа сформирует в автоматическом режиме заявление для налоговой службы. Фактически главная задача физического лица - правильно внести все данные в подписанные поля программы, а затем направить документ в соответствующие государственные инстанции, ответственные за уплату налогов и возврат вычета.

Усиление значения муниципальных финансов связано с расширением бюджетных полномочий местных органов власти. Но такое расширение полномочий должно сочетаться с повышением эффективности как сбора налогов, так и осуществления расходов.

Эффективность осуществления расходов оценивают исходя из следующих принципов:
  • необходимость конкретного расходования с точки зрения важности потребности, удовлетворяемой за счет выделяемых бюджетных средств;
  • достаточность выделяемых бюджетных средств для удовлетворения конкретной потребности;
  • прозрачность осуществленного расходования, т. е. возможность контроля за прохождением средств.

На практике это означает, что при выделении бюджетных средств, например, на теплосети необходимо решить следующие вопросы: насколько необходим и своевременен ремонт именно этой теплосети, какой минимальный объем средств потребуется для ремонта, какие документы обеспечивают обоснованность расчета необходимого объема средств?

Главным условием эффективности расходования финансовых ресурсов местного самоуправления является оптимальное разграничение полномочий между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами. В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса РФ разграничение этих полномочий находится в ведении субъектов Федерации.

"Временные методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений", подготовленные Министерством финансов РФ, определяют три принципа разграничения бюджетных полномочий:
  • территориальное соответствие;
  • экономия от масштаба;
  • субсидиарность.

Первый — предполагает, что предоставление конкретных бюджетных услуг должно осуществлять тот уровень власти, территория которого охватывает всех потребителей данных услуг.

Второй — означает, что предоставление конкретных бюджетных услуг закрепляется за тем уровнем власти, который в состоянии обеспечить наименьшие издержки оказания услуг.

Третий — устанавливает, что при выполнении двух предыдущих принципов предоставление конкретных бюджетных услуг закрепляется за местными органами власти, поскольку они наиболее приближены к непосредственным потребителям услуг.

Для эффективного использования финансовых ресурсов также очень важно разграничение между уровнями власти следующих функций, связанных с деятельностью финансовой системы:
  • законодательное определение стандартов предоставления бюджетных услуг;
  • закрепление финансирования этих стандартов за конкретным уровнем бюджетной системы;
  • определение уровня власти, непосредственно предоставляющего эти бюджетные услуги населению.

Основными методами оценки эффективности расходования средств местных бюджетов являются: сравнение объемов средств, выделяемых на конкретные цели в расчете на душу населения, по группе муниципальных образований; обеспечение в конкретных муниципальных образованиях общегосударственных социальных стандартов.

Последний метод предполагает, что на государственном уровне разработаны и предприняты минимальные стандарты обеспеченности населения услугами школ, детских садов, больниц, поликлиник, клубов, библиотек.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ минимальные государственные социальные стандарты представляют собой государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней гарантируется государством. Статья 135 Кодекса устанавливает, что перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов определяются федеральным законом с учетом возможностей консолидированного бюджета РФ. Эти стандарты выражаются в натуральных показателях. Для их обеспечения определяются нормативы финансовых затрат, которые устанавливаются правительством РФ.

Закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Указанный Закон трактует государственный минимальный социальный стандарт как установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Социальные нормы определены в Законе как показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении; норматив минимальной бюджетной обеспеченности — как расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам.

Использование социальных стандартов позволяет, во-первых, обеспечивать определенное качество жизни населения; во-вторых, осуществлять обоснованные расходы и соответственно избегать нерациональных трат бюджетных средств.

Обычно социальные стандарты выражаются в натуральных показателях, например, количество койко-мест в больнице; посещениях в смену в поликлиниках и т.д. Пересчет этих показателей на основе действующих цен дает представление о стоимости обеспечения социальных стандартов в денежной форме. Причем, в таком случае речь идет о научно обоснованных рациональных стандартах.

Однако в условиях экономического кризиса поддерживать такие стандарты оказалось невозможно из-за нехватки ресурсов. Поэтому был осуществлен переход к использованию финансовых нормативов бюджетной обеспеченности, которые рассчитываются на основе фактически имеющихся в данный момент финансовых ресурсов. Те муниципальные образования, которые имеют низкий уровень бюджетной обеспеченности, получают дополнительные ресурсы из регионального бюджета. Цель такого перераспределения — достижение относительно одинакового уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при имеющихся возможностях региональных властей в предоставлении финансовых ресурсов.

В статье 135 (пункт 3) Бюджетного кодекса РФ указывается, что пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут включаться расходы, не связанные с финансированием этих стандартов. Напомним, что федеральный закон о минимальных государственных социальных стандартах до сих пор не принят.

Минимальные социальные стандарты как натуральные, так и финансовые, являются не только необходимыми ориентирами социально-экономического развития, но и нормативами обеспечения населения определенным набором социальных благ. Их основное назначение — рационализация расходов.

При плановом хозяйстве использовались две группы социальных нормативов. Первая группа представляет собой систему социальных стандартов, используемых при разработке генеральных схем развития городов и поселков. В данную систему стандартов входили нормы необходимой обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями, школами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больницами, клубами, спортивными учреждениями и т.д.

Вторую группу нормативов составляли ориентиры социального развития на долгосрочную перспективу. Такие показатели разрабатывались на основе рациональных, сбалансированных норм потребления социальных услуг. Однако эти показатели не могли быть использованы на практике из-за нехватки необходимых финансовых ресурсов.

В реальной жизни при планировании прежде всего ставилась задача выравнивания социальной обеспеченности конкретных регионов до среднесоюзного уровня. На местном уровне целью планирования в социальной сфере было выравнивание уровня социального развития конкретных районов.

В рыночных условиях хозяйствования целый ряд традиционных социальных нормативов (стандартов) оказывается малоэффективным. Так, переход к страховой медицине, обеспечение зависимости заработка врача от числа его пациентов, ослабили значение показателя числа врачей на 10 тыс. населения. Рост эффективности оказания медицинской помощи переломил длительную тенденцию увеличения числа врачей по отношению к численности населения.

Аналогичные тенденции наблюдаются при лечении в условиях стационаров. Уменьшение сроков лечения за счет сокращения сроков проведения анализов, предоперационной подготовки и т.д. способно значительно снизить потребность в койко-местах.

Тем не менее и в рыночном хозяйстве сохраняется значение целого ряда социальных нормативов, характеризующих минимальные стандарты обеспеченности населения социальными услугами. Это, в частности, касается обеспеченности населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями, образовательными школами, библиотеками и т.д.

Эти социальные услуги не являются платными для населения. Спрос на них не зависит непосредственно от динамики личных доходов. Нормативы обеспечения населения такими услугами должны определяться в натуральных показателях и пересчитываться в стоимостные показатели для целей финансового планирования.

Анализ современной практики показывает, что в вопросах финансирования деятельности социальной сферы (особенно со стороны вышестоящих органов управления) по-прежнему действует принцип "от достигнутого". Такая практика приводит к недостаточной обоснованности программ социального развития, так как, во-первых, не в полной мере учитываются конкретные цели и результаты, во-вторых, в условиях ограниченности финансовых ресурсов не выделяются приоритетные направления социального развития.

Одна из важнейших особенностей социальных стандартов состоит в том, что все виды социальных потребностей должны в какой-то мере удовлетворяться, невзирая на имеющиеся финансовые ограничения. Незаменимость одних видов удовлетворения социальных потребностей другими затрудняет задачу выбора приоритетов. Нет и не может быть конкуренции между отдельными направлениями социального развития, в очередности достижения одних видов социального развития за счет полного игнорирования других. Именно наличие нормативов и анализ степени их достижения на региональном уровне позволит наиболее эффективно распределять финансовые ресурсы при проведении социальной политики.

Как правило, классификацию социальных стандартов осуществляют по основным сферам жизнедеятельности человека: образование, здравоохранение, культура и др. Это означает, что нормативы должны отражать обеспеченность населения региона всем необходимым для организации повседневной жизни.

Нормативная база социальных программ должна охватывать все направления социального развития и все уровни управления, при этом степень их дифференциации расширяется по мере перехода на наиболее низкие уровни управления. Так, например, если на местном уровне можно говорить об обеспеченности врачами по их количеству на 10 тыс. жителей, то на уровне конкретного региона этого недостаточно. На этом уровне необходимы нормативы обеспеченности врачами различных специальностей: хирурги, терапевты и другие категории, причем как для взрослого населения, так и для детей.

В современных условиях появились объекты социальной сферы (образование, здравоохранение), организующие свою деятельность на коммерческой основе. В этих условиях не весь контингент населения, проживающий на данной территории, нуждается в социальных услугах на прежних принципах. Это снижает потребности в финансировании некоторых направлений работы социальной сферы Однако при этом остается проблема определения натуральных нормативов (например, нормативы затрат на строительство объектов социальной сферы, так называемые СНиПы — строительные нормы и правила, нормативы обеспеченности дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами, финансируемые на социальной основе и др.). Эти виды нормативов могут быть использованы и в настоящее время. Вполне допустимо использование и такого рода нормативов, как количество врачей различного рода специальностей на 10000 человек и т. п.

Существенно, по-видимому, должны быть пересмотрены нормативы, касающиеся некоторых разделов развития культурных учреждений (клубов, киноконцертных залов и т. п.). Вряд ли целесообразно строительство громадных дворцов культуры и кинотеатров, которые были построены ранее и в настоящее время используются не по своему назначению. Кроме того, все расширяющееся использование видеотехники снижает потребности в посещении кинотеатров, но вместе с тем растет потребность в относительно больших помещениях для проведения дискотек для молодежи. Существенно должно быть увеличено строительство спортивных сооружений для массового использования, которое в настоящее время практически не производится.

Что касается библиотек, то для городов в дореформенный период был разработан норматив — 4400 жителей на одну массовую библиотеку с фондом 4,5 тыс. книг на 1000 жителей. В современных условиях эти нормативы видимо требуют уточнения в связи с формированием домашних библиотек и скоплением большого количества книг у населения, а также с расширением книгоиздательства. Если исходить из этого норматива, то на территории каждого из административных округов Москвы должно было бы быть более 200 библиотек. Между тем их в настоящее время насчитывается порядка 40-45.

Нормативы организации системы школьного образования и дошкольного воспитания имеют сложный характер, так как должны опираться не только на анализ сложившейся ситуации в данном регионе, но и на систему демографических прогнозов. При этом должны использоваться два вида нормативов: нормативы обеспеченности местами в соответствующих учреждениях социальной сферы и нормативы обеспеченности кадрами соответствующей специальности и квалификации.

До начала проведения экономических реформ перспективный норматив организации системы общеобразовательных школ предусматривал
120 мест на 1000 жителей, при этом средняя норма площади класса, приходящаяся на 1 ученика должна была составлять 1,55 м 2 . Нормативная величина наполняемости классов предусматривалась в размере 35 учеников в 1-х — 7-х классах и 40 учеников в 9-х — 10-х классах.

Таблица 10 Нормативы количества детей в группах дошкольных учреждений

Отдельные нормативы предусматривались для школ и интернатов умственно и физически отсталых детей (см. табл. 11). При этом в среднем планировался один воспитатель на 30-40 детей, проживающих в интернатах при такого рода школах.

Таблица 11 Нормативы наполняемости классов в школах и интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития

Наряду с вышеперечисленными нормативами при организации внешкольного воспитания были предусмотрены следующие нормативы (табл. 12).

Таблица 12 Нормативы организации учреждений внешкольного воспитания

Охват системой профессионально-технического обучения исходил из норматива 3% от численности населения города, при этом количество мест в профессионально-технических училищах составляло 90-100 человек на
10 тыс. жителей.

При организации системы здравоохранения использовались два вида нормативов: обеспеченность объектов здравоохранения соответствующим медицинским персоналом, необходимым для оказания общей и специализированной медицинской помощи, и нормативы материально-технической базы здравоохранения (количество аптек, поликлиник, больниц, автомашин на станциях скорой помощи и др.).

В городах нагрузка на органы здравоохранения в округе (районе) во многом зависит от специфики самого района ("спальный", индустриальный), количества населения, проживающего в районе, а также от социально-демографической структуры населения, проживающего в данном районе (доля людей преклонного возраста, детей и взрослого населения в его общей численности и др.).

Норматив обеспечения населения больничными койками составлял 162 койки на 10000 жителей. При этом наиболее рациональной считается такая организация стационарного лечения, при которой на каждую койку приходится 7 м 2 для взрослых и 5,5 м 2 для детей при высоте помещения 3,5 м.

В инфекционных и туберкулезных больницах норматив площади палат на одну койку возрастает соответственно до 7,5 м 2 и 6 м 2 .

Однако необходимо учесть тот факт, что в современных условиях наиболее обеспеченная часть населения пользуется платными медицинскими услугами. С одной стороны, это снижает потребность в оказании медицинских услуг на социальной основе, а с другой — отсутствие специальных коммерческих больниц приводит к тому, что в действующих лечебных учреждениях выделяются специальные коммерческие палаты, что сокращает общее количество мест для остальной массы населения.

Нормирование числа коек и врачебных должностей по различным направлениям оказания медицинских услуг раньше зависело от количества жителей города (района). При этом для городов (районов) с численностью населения более 200 тыс. чел. предусматривались следующие нормативы (табл. 13).

Таблица 13 Число коек и врачей по амбулаторно-клинической помощи в городских больницах

Перспективный норматив обеспеченности населения амбулаторно-поликлинической помощью был равен 10,7 посещений в год.

Норматив обеспеченности врачами для взрослого населения на 10000 чел. составлял 11,8, а для детей — 29,0. Нормативы специализированной врачебной помощи для взрослого и детского населения представлены в табл. 14 и 15.

Таблица 14 Количество врачей на 10000 чел. взрослого населения (от 15 лет и старше) Таблица 15 Нормативы специализированной медицинской помощи детям (на 1000 детей)

Наряду с этим были разработаны нормативы по оказанию срочной и неотложной медицинской помощи (табл. 16).

Таблица 16 Потребности в скорой и неотложной медицинской помощи (число вызовов в год на 1000 человек) для различных возрастных групп

Для обеспечения жителей скорой и неотложной помощью норматив санитарных машин устанавливался исходя из расчета: одна машина с носилками на каждые 10000 жителей в городе (районе).

Значительная часть нормативов была разработана для организации развития физической культуры, спорта и отдыха населения (табл. 17).

Таблица 17 Нормативы размещения физкультурных и спортивных сооружений

Наряду с созданием детских и юношеских спортивных школ (ДЮСШ) предусматривалось и осуществлялось строительство спортивных залов и стадионов в каждой общеобразовательной школе, среднем специальном учебном заведении, ПТУ и вузах, а также для массового физкультурного движения.

При развитии паркового хозяйства прогрессивной нормой считалось 60 м 2 на одного посетителя, а минимальная площадь парка, на территории которого можно разместить необходимое количество сооружений для организации коллективного спортивного отдыха, — 30 га. При этом спортивная зона парка должна была составлять 16-18% от его общей площади.

При строительстве других рекреационных объектов предусматривались следующие перспективные нормативы на 1000 человек:
  • дома отдыха и пансионаты — 8
  • летние городки и базы отдыха — 8
  • туристские базы — 9
  • кемпинги — 9
  • пионерские лагеря — 40

Такая система нормативов как ориентир может быть использована и в настоящее время при реализации программ социального развития как Москвы в целом, так и административных округов и муниципальных районов.

В современных условиях особое значение имеют четыре социальных стандарта:

  • обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (места в детских дошкольных учреждениях на тысячу детей дошкольного возраста);
  • обеспеченность общеобразовательными учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность больницами (коек на 10 тыс. жителей).

Такие стандарты должны применяться на том уровне государственного управления, который обладает бюджетными полномочиями по определению размеров инвестиций в социальную сферу. В Москве эти нормативы должны определяться для городской социальной инфраструктуры в целом. В соответствии с ними следует распределять капитальные вложения в социальную сферу административных округов. При этом должно обеспечиваться выравнивание социального развития административных округов.

В сфере здравоохранения за счет бюджетных средств должна достигаться нормативная обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больничными койками. Все прочие расходы на здравоохранение необходимо финансировать за счет фонда обязательного медицинского страхования.

Дальнейшая конкретизация четырех вышеуказанных нормативов на уровне административного округа не является целесообразной. Технически такая задача может быть решена. В частности, реально рассчитать нормативные затраты на отопление, освещение и иные коммунальные расходы по школам и детским садам. Причем, такие нормативы могли бы осуществляться в расчете либо на квадратный метр общей площади, либо на одного учащегося (ребенка в детском саду). Однако на практике эти расчеты не позволили бы учесть сложившуюся специфику и привели бы к возникновению серьезных трудностей в финансировании конкретных объектов. Нормативное финансирование не способно учесть сложившейся специфики учреждений детского воспитания и образования. Подобные учреждения имеют разную наполняемость учащимися и воспитанниками, разное оборудование, они построены в разное время и имеют различную специализацию. Понятно, что детский сад для детей с пониженным слухом или зрением не может финансироваться по тем же нормативам, что и обычные детские сады, а специализированные школы — наравне со школами общего профиля.

Поэтому при финансировании конкретных школ и детских дошкольных учреждений могут использоваться лишь ориентировочные нормативы затрат на освещение и отопление, рассчитанные на основе фактически сложившихся затрат за ряд лет.

Следовательно, на уровне административного округа должна решаться задача "стыковки" нормативного выделения средств из городского бюджета с распределением средств в соответствии со сложившейся спецификой учреждений образования и детских дошкольных учреждений.

Иначе обстоит дело с нормированием расходов на социальную защиту — обслуживание лежачих инвалидов и пенсионеров, социальная помощь одиноким престарелым, многодетным семьям, детям, находящимся под опекой, семьям, с доходами значительно ниже прожиточного минимума и др. Подобная помощь должна оказываться исключительно адресно. Это предполагает формирование единого по административному округу банка данных получателей адресной помощи, что позволит разрабатывать прогнозы потребностей в финансовых ресурсах для этих целей. Однако формирование банка данных получателей адресной помощи по заявительной системе предопределяет приблизительный характер прогнозов о потребностях в финансовых ресурсах. В таких условиях возникает необходимость использования нормативов расходов на социальную защиту в процентах от ВВП. Данный норматив должен определять размер средств, выделяемых на социальную защиту населения, в расчете на одного жителя муниципального района. Подобная система позволит перераспределять средства, выделяемые на социальную защиту, в рамках административного округа в целях выравнивания уровня социальной обеспеченности жителей муниципальных районов.

В условиях отсутствия федерального закона о государственных социальных стандартах приведенные в таблицах нормативы носят рекомендательный характер.

Единственным действующим в настоящее время нормативом затрат является утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 ноября
2001 г. № 775 "Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". В соответствии с этой тарифной сеткой определяется оплата труда работников учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, в том числе из местного бюджета (кроме сотрудников административного аппарата органов власти).

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов местных органов власти является решение проблемы так называемых нефинансируемых федеральных и региональных мандатов. Эти мандаты представляют собой законодательно установленные федеральными и региональными властями обязательства перед гражданами. Их финансирование возложено на местные органы власти. Однако необходимые средства часто выделяются в недостаточном объеме или не выделяются вообще. Отсюда и само название "нефинансируемые мандаты". В основном данные обязательства связаны с установлением социальных льгот и выплат. В частности, в "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ" определена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в их семейном доходе. Это означает, что финансирование льгот по оплате услуг ЖСК, предоставляемых малообеспеченным гражданам, возлагается на местные бюджеты. В настоящее время из этих бюджетов оплачивается 37 видов льгот, предоставляемых гражданам, в том числе по федеральному закону "О ветеранах" и другим нормативным актам. К этим льготам, в частности, относится неполная оплата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Обязательства перед гражданами о предоставлении льгот должны финансироваться тем уровнем власти, который их устанавливает. Если льготы оплачиваются из местного бюджета, то должна быть увеличена его ресурсная база.

Целесообразно особо выделять расходы местных бюджетов по финансированию федеральных и региональных мандатов. Эти расходы осуществляются в силу полномочий, переданных на местный уровень вышестоящим уровнем власти. Причем, по таким расходам установлены четкие нормативы. К ним относятся: выплата детских пособий, а также льготы при отпуске лекарств, на проезд в транспорте, на услуги связи и т.д. Средства на эти цели должны передаваться из бюджета субъекта Федерации в местный бюджет в виде субвенций.

В соответствии со статьей 4 (пункт 2) федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" местные органы власти вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов муниципальных бюджетов в пределах средств, передаваемых им в качестве компенсаций.

  • 17. Перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость.
  • 18. Ставки ндс. Налоговый период
  • 20. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс в бюджет
  • 21. Перечень товаров, являющихся подакцизными. Плательщики акцизов
  • 23. Ставки акцизов по подакцизным товарам. Порядок исчисления и уплаты акцизов. Сроки уплаты в бюджетную систему
  • Ставки акцизов.
  • Сроки уплаты акцизов.
  • 24. Налогоплательщики налога на доходы физических лиц, объект налогообложения, доходы, не подлежащие налогообложению
  • 25. Налоговая база ндфл. Особенности определения
  • 26. Стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты
  • 27. Налоговые ставки, налоговый период. Порядок исчисления ндфл предпринимателями и налоговыми агентами. Сроки и порядок уплаты
  • 28. Налогоплательщики единого социального налога. Объекты налогообложения
  • 29. Налоговая база по единому социальному налогу. Суммы, не подлежащие налогообложению. Налоговые льготы.
  • 30. Ставки единого социального налога. Порядок и сроки уплаты налога
  • 31. Налогоплательщики налога на прибыль организаций. Объект налогообложения
  • 32. Классификация доходов для целей налогообложения прибыли
  • 33. Расходы и их группировка для целей налогообложения прибыли
  • 34. Порядок определения доходов и расходов (метод начисления, кассовый метод)
  • 35. Амортизационное имущество и амортизационные группы; методы и порядок расчета сумм амортизации
  • 36. Налоговая база по налогу на прибыль организаций. Налоговые ставки
  • 37. Налоговый и отчетный периоды. Особенности исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций. Сроки и порядок уплаты
  • 39. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов: характеристика элементов
  • 41. Государственная пошлина: объекты платежа, ставки и порядок взимания
  • 42. Налог на добычу полезных ископаемых и характеристика его элементов
  • 43. Плательщики, объекты налогообложения транспортным налогом
  • 44. Налоговая база, налоговый период по транспортному налогу
  • 45. Налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты транспортного налога
  • 46. Налог на игорный бизнес: налогоплательщики и характеристика элементов
  • 58. Система налогообложения в виде енвд: условия применения, плательщики. Объект налогообложения, налоговая база.
  • 59. Ставка и порядок расчета единого налога на вмененный доход. Сроки уплаты налога.
  • 26. Стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты

    Налоговый вычет – это твердая денежная сумма, уменьшающая доход сотрудника при исчислении налога.

    Вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные и профессиональные

    Стандартные налоговые вычеты

    Фирма может предоставить стандартные налоговые вычеты тем работникам, с которыми заключены трудовые договоры. Если физическое лицо выполняет работы по гражданско-правовому договору, то его доход нельзя уменьшить на стандартные вычеты. Эти вычеты работник может получить в инспекции, где он состоит на учете, при подаче декларации о доходах за прошлый год. Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13% Если сотрудник работает в нескольких местах, то вычеты предоставляются только в одном из них. В каком месте получать вычет сотрудник решает сам. Вычеты предоставляются на основании письменного заявления сотрудника и документов, подтверждающих его право на них. Заявление на предоставление вычетов работник должен подавать в начале каждого года. Доход сотрудников, облагаемый налогом, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Если доход сотрудника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах: 3000 рублей, 500 рублей, 400 рублей, 300 рублей.

    Доход сотрудников, которые не имеют права на вычеты в размере 3000 рублей и 500 рублей, должен ежемесячно уменьшаться на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей.

    Вычет применяется до того момента, пока доход сотрудника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход сотрудника превысил 20000 рублей, этот налоговый вычет не применяется.

    Всем сотрудникам, которые имеют детей, предоставляется налоговый вычет в размере 600 руб. в месяц на каждого ребенка. Вычет применяется до того момента, пока доход сотрудника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20000 рублей, этот налоговый вычет не принимается. Налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и на учащихся дневной формы обучения до 24 лет. Вычет должен применятся с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста (например, если ребенку исполняется 18 лет в феврале 2003 года, то вычет может предоставляться в течение всего 2003 года). Чтобы получить вычет, работник должен сдать в бухгалтерию копию свидетельства о рождении ребенка.Если сотрудник не состоит в браке, то вычет предоставляется в двойном размере. Воспитывает сотрудник ребенка самостоятельно или уплачивает алименты, значения не имеет. Если сотрудник, обязанный уплачивать алименты, уклоняется от их уплаты, вычет ему не предоставляется.

    Социальные налоговые вычеты

    При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:

    1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

    2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

    3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.

    Общая сумма данного социального налогового вычета не может превышать 38000 рублей.

    Социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

    Имущественные налоговые вычеты

    При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

    1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1000000 рублей, а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125000 рублей. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков,

    находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

    Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.

    При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

    Данные положения не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности;

    2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

    Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 600000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.

    Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

    При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).

    Имущественные налоговые вычеты (за исключением имущественных налоговых вычетов по операциям с ценными бумагами) предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

    Профессиональные налоговые вычеты

    Профессиональный налоговый вычет – эта сумма всех документально подтвержденных затрат, связанных с выполнением работ по гражданоско-правовому договору (например, стоимость израсходованных материалов).

    Такой вычет предоставляется на основании заявления работника, получающего вознаграждение. Если расходы, связанные с получением авторского (лицензионного) вознаграждения, не могут быть подтверждены документально, то сумма вознаграждения при исчислении налога на доходы физических лиц уменьшается на профессиональный вычет в пределах норм, установленных в подпункте 3 статьи 221 НК РФ. Например, доходы, связанные с получением авторского вознаграждения за создание литературных произведений, уменьшается на профессиональный вычет в размере 20% от суммы начисленного дохода. По авторским вознаграждениям за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати и произведений архитектуры и дизайна вычет предоставляется в размере 30% от дохода. При исчислении налога вы можете уменьшить авторское вознаграждение либо на сумму документально подтвержденных расходов, либо на профессиональный вычет в пределах норматива. Одновременно применить оба вычета нельзя.

    50. Реализация товаров предприятиям производится по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС, по установленной ставке.

    Налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, используемые для производственных целей, не относится на издержки производства и обращения.

    Величина НДС подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

    Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими предприятиями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, кроме предприятий розничной торговли, общепита и аукционной продажи товаров, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров и материальных ресурсов, работ, услуг, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

    Налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитается из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

    Уплата налога производится ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

    Все плательщики НДС составляют счета-фактуры на реализацию продукции, работ и услуг. Предприятия, отнесенные законом к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет регулируются статьей 174 НК РФ.

    В общем случае, уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговая декларация представляется в налоговые органы также в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В этом случае налогоплательщики представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Следует заметить, что НК РФ не предусматривает авансовые платежи по НДС. Таким образом, уплата налога производится ежемесячно или соответственно ежеквартально.