Налог от продажи имущества пенсионерам. Пенсионерам запретят продавать свои квартиры без разрешения. Какая стоимость берется за базу налогообложения

Налог от продажи имущества пенсионерам. Пенсионерам запретят продавать свои квартиры без разрешения. Какая стоимость берется за базу налогообложения

Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,

Изменения правил ОСАГО в 2018 году

Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).

В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.

Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:

  • региона регистрации транспорта;
  • возраста и стажа страхователя;
  • мощности машины;
  • количества лиц с застрахованной ответственностью по ОСАГО;
  • срока действия страховки;
  • статуса владельца (физическое, юридическое лицо).

Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:

  • изменены сроки для осмотра страховщиками поврежденного автомобиля – убыток должен быть оценен за 5 дней после подачи заявления о ДТП;
  • запрещена независимая экспертиза;
  • срок для претензий от автовладельцев ТС к страховым компаниям составляет 10 дней;
  • с сентября 2017 г. действие полиса должно составлять не менее 1 года;
  • после 28.04.17 г. денежное возмещение убытков по ОСАГО заменено на натуральное – прямые выплаты поступают в ремонтные мастерские;
  • увеличен лимит выплат до 400 тыс. рублей на имущество, до 500 тыс. рублей – на физических лиц.

На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:

Количество нарушений

Повышающий коэффициент

Что такое возмещение по ОСАГО

Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:

  • паспорт собственника машины и страхователя;
  • диагностическую карту техосмотра (если авто более 3 лет);
  • удостоверение на вождение всех предполагаемых водителей;
  • свидетельство о регистрации ТС.

После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.

Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:

  • у него нет права и возможности истребовать компенсацию, если он – виновник аварии;
  • вред возмещается только пострадавшей стороне, которая признается сотрудниками ГИБДД.

Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.

Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:

  • водитель, не виновный в происшествии;
  • пассажиры;
  • пешеходы;
  • велосипедисты.

Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.

В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:

  • в автомобиле находились опасные для окружающих людей вещества;
  • у гражданина отсутствовали водительские права;
  • в полисе не указан виновник аварии.

Максимальные выплаты по ОСАГО при ДТП в 2018 году

Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:

  • при вреде жизни и здоровью потерпевшего – 500000 рублей на каждого;
  • при ущербе имуществу потерпевшего – 400000 рублей на каждого.

Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8

Максимальные компенсации­определены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.

В случае составления Европротокола

Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.

Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:

  • используется шариковая ручка;
  • каждый участник заполняет соответствующую часть протокола о своих сведениях;
  • подписи обоих сторон проставляются на лицевой стороне;
  • дополнения, корректировки подписываются тем человеком, который не имеет против них возражений.

За вред здоровью

Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.

Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:

  • оказание первой медицинской помощи;
  • диагностическое исследование;
  • лечение и пребывание в медучреждении, включая питание, лекарства, медикаментозные препараты и специальные материалы;
  • протезирование;
  • потеря заработка при утрате трудоспособности.

При установлении инвалидности пострадавшего

При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:

В случае смерти потерпевшего

В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.

На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:

  • износ ТС с учетом времени эксплуатации, пробега (для денежной компенсации) и деталей, подлежащих замене;
  • мощность транспорта;
  • особенности повреждений;
  • место и обстоятельства происшествия;
  • стаж вождения;
  • срок действия полиса;
  • регион регистрации полиса;
  • состояние, вид, стоимость ТС до происшествия.

Натуральная форма возмещения причиненного ущерба в 2018 году

В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.

При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:

  • использование неоригинальных запчастей, деталей;
  • недостаточность выделенных часов на работы;
  • практика проведения ремонта деталей вместо их замены новыми;
  • неполное устранение повреждений;
  • общее неудовлетворительное качество ремонтно-восстановительных услуг.

В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.

По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:

  • станции техобслуживания (СТО), предоставляемые пострадавшему, должны располагаться в пределах 50 км от ДТП либо места проживания владельца ТС;
  • ремонт такими мастерскими не может длиться свыше 30 дней;
  • если предложенный выбор станции техобслуживания водителя не устраивает, он может согласовать с компанией выбор другой СТО.

Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:

  1. Страховщиком производится оценка работ, вычисляются затраты восстановительного ремонта согласно единой методики регулятора страхового рынка (Положение Центробанка от 19.09.2014г. N 432-П), где сумма определяется без учета износа ТС, как при денежной форме выплат.
  2. Владельцу поврежденного автотранспорта предлагается выбрать СТО из предложенного перечня. Для гарантийных авто работы выполняются дилерскими центрами с сохранением гарантии.
  3. В течение месяца работы СТО должны быть завершены.

Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:

  • автомобиль полностью уничтожен;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит 400 тыс. рублей, и владелец не намерен доплачивать СТО;
  • страховая компания в отведенные сроки не способна организовать качественный ремонт;
  • у владельца тяжелые материальные условия и комиссия Российского Союза автостраховщиков одобрила его просьбу;
  • есть письменная договоренность страховщика и получателя на сумму, определенную страховой организацией (как правило меньшую).

Порядок оформления страховых выплат по ОСАГО в 2018 году

Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:

От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:

  • паспорт (ксерокопия) виновника;
  • документы на ТС (копии);
  • справка из ГИБДД;
  • извещение о ДТП;
  • протокол (копия) об административном правонарушении/определения об отказе в возбуждении административного нарушения;
  • реквизиты для перечисления.

Сроки выплат в 2018 году

Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.

Видео

Получение страховых выплат при аварии может затянуться на неопределенный срок. Компании, выступающие в роли страховщика, в некоторых случаях осознанно затягивают этот процесс, чтобы отсрочить выплату или вовсе избежать предоставления определенной денежной суммы своему клиенту. При таком раскладе непосредственное участие судебных органов является жизненной необходимостью.

Перед тем, как получить страховку после ДТП, может пройти достаточное количество времени. С целью ускорения данного процесса очень важно быть юридически подкованным.

Особенности получения страховки

Сразу следует заметить, что при возмещении ущерба дело доходит до суда достаточно редко. Для того, чтобы заявить о своих претензиях на получение выплат, необходимо предоставить в страховую справку из ГИБДД. Здесь указываются основные моменты, касающиеся аварии. В частности, отмечаются главные причины дорожно-транспортного происшествия, был ли пьян клиент страховой фирмы и нарушал ли он правила дорожного движения. Некоторые страховщики требуют обязательного наличия расширенной справки.

Стандартная справка из ГИБДД

В теле такого документа подтверждается факт случившегося ДТП . В такой справке должно фигурировать лицо, которое управляло автомобилем во время аварии. Здесь же указываются номер и марка авто, а также происходит описание всех видимых повреждений машины.

Расширенная справка из ГИБДД

Такая справка включает в себя более расширенную информацию о всех участниках дорожно-транспортного происшествия. Отмечаются такие моменты:

  • адреса проживания;
  • серии водительских удостоверений;
  • номера прав.

Кроме этого, определяется трезвость и вменяемость водителей во время дорожно-транспортного происшествия. Получение расширенной справки из ГИБДД требует большего времени, но при этом предоставляет более подробную информацию о случившемся.

Обращение в страховую после ДТП может быть сопряжено с некоторыми трудностями. Такая тенденция обусловлено тем, что страховщик может потребовать в качестве дополнительного документа при проведении служебного расследования решение суда по факту ДТП. Эта необходимость возникает при условии, если компания подозревает, что клиент мошенничает.

Важно! Непосредственное участие судебных инстанций может потребоваться при условии, если стороны не могут самостоятельно договориться о размере выплат.

Страховая программа КАСКО позволяет реализовать ускоренное урегулирование вопроса в случае повреждения наиболее хрупких элементов транспортного средства. К таким элемента автомобиля относятся:

  • фары;
  • спойлеры;
  • стекла;
  • бамперы.

Очень важно заметить, что такое разрешение проблемы возможно, если размеры полученных убытков варьируются в пределах 2-5% от общей стоимости авто. Существенным преимуществом этого метода можно назвать то, что регистрация ДТП и предоставление справки из ГИБДД здесь не является необходимостью.

Порядок действий для получения выплат

Получение страховки после ДТП требует от клиента страховой компании четких и решительных действий. Для достижения положительного результата следует быть очень внимательным и следовать пунктам, прописанным в договоре.

Использование Европротокола

При условии, если в ДТП никто не пострадал и все участники происшествия полностью согласны со сложившейся картиной, то можно воспользоваться составлением так называемого Европротокола . Ни одна из сторон конфликта не должна высказывать каких-либо претензий. В этом случае все вопросы разрешаются непосредственно на месте аварии.

Здесь же следует заметить, что страховая программа КАСКО подразумевает обязательное присутствие страхового комиссара, который должен лично осмотреть и оценить место происшествия. После этого происходит заполнение протокола и уведомление страховых компаний сторон.

При другом раскладе возникает необходимость в присутствии сотрудников ГИБДД. Именно они составляют схему аварии и при необходимости могут предоставить эту информацию в страховые компании. Один из участников ДТП будет оштрафован за нарушение правил дорожного движения.

Альтернативный вариант

Чтобы получить страховку ОСАГО после ДТП, следует выполнить ряд действия в определенной последовательности. К разрешению этого вопроса необходимо подходить со всей ответственностью.

Шаг №1. Уведомление страховой компании и ГИБДД

Если же разрешить ситуацию посредством Европротокола нельзя, то необходимо сразу сообщить об инциденте в ГИБДД и страховую компанию. На этом этапе также следует обменяться контактами с другими участниками аварии. Необходимо отметить такие моменты:

  • паспортные данные;
  • номер страхового полиса;
  • серия страховки;
  • номер спецзнака.

Специальный знак в основном крепится на лобовое стекло. После этого следует дождаться приезда сотрудника ГИБДД и представителя страховой компании.

Шаг №2. Получение справки из ГИБДД

После этого следует наведаться в отделение ГИБДД и потребовать справку о дорожном происшествии. В теле документа должно быть отмечено как можно больше деталей, касающихся характера повреждения транспортного средства.

Шаг №3. Подача документов на получение страховых выплат

Будучи виновником дорожно-транспортного происшествия, необходимо в трехдневный период времени подать пакет документов в страховую. В противном случае компания-страховщик имеет законное право потребовать возмещения ущерба с регрессом. Если же вы претендуете на получение страховых выплат, то необходимо написать заявление и подать бумаги в страховую фирму. По состоянию на 2019 год требуемый перечень документов выглядит следующим образом:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • справка из ГИБДД;
  • страховой полис;
  • справка из больницы.

В случае необходимости сюда же необходимо добавить доверенность на автомобиль и документы, подтверждающие расходы после ДТП. Здесь имеется ввиду оплата услуг эвакуатора.

Шаг №4. Получение решения суда

Суд принимает решение по истечении десятидневного временного промежутка. Иногда этот срок может изменяться в большую или меньшую сторону. Чтобы страховка после ДТП была выплачена как можно скорее, рекомендуется самостоятельно забрать решение суда и отвести его в страховую. При этом копию следует оставить себе, а оригинал с мокрой печатью доставить своему страховщику.

Шаг №5. Проведение экспертизы

Проведение экспертизы оказывает непосредственное влияние на то, какая сумма страховых выплат будет предоставлена клиенту компании. До момента осмотра запрещено проводить ремонтные работы. С большой долей вероятности оценщик будет минимизировать расходы, поэтому целесообразнее всего воспользоваться услугами независимого эксперта.

Шаг №6. Получение выплат

На осуществление выплат страховой компании отводится 90 календарных дней. При условии, если оговоренная сумма не была выплачена по истечении такого временного промежутка, то клиент имеет полно право требовать оплату пени.

Видео: Как получить выплату при помощи бесплатной общественной организации прав потребителей

Как ускорить процесс выплаты страховки после ДТП?

Чтобы несколько ускорить процесс выплаты страховки, пострадавшая сторона может включиться в выяснение отношение между виновником аварии и страховщиком. Для этого можно направиться в ГИБДД и узнать дату рассмотрения дела.

После этого можно написать ходатайство об ускорении рассмотрении дела . По завершению судебного заседания можно взять копию постановления и лично привести его в страховую компанию.

Важно помнить, что отказ от выплат компанией-страховщиком ещё не является поводом для разочарования. В таком случае можно обратиться в суд с иском о возмещении убытка тем лицом, по причине которого случилась авария. Сроки получения компенсации зависят от скорости рассмотрения дела.

Тотальная гибель автомобиля

Описанный порядок выплат страховки актуален только при условии, если транспортное средство подлежит восстановлению . Однако иногда возникают ситуации, при которых ремонт автомобиля неуместен. В таком случае страховая компания может поднять вопрос о конструктивном уничтожении транспортного средства. При этом клиент остаётся без выплат и лишается автомобиля.

При оценке состояния машины все упирается в начальную стоимость автомобиля. Чаще всего тотальная гибель озвучивается, если на восстановление потребуется от 60 до 80% стоимости авто. Многое зависит от результатов экспертизы, которая определяется итоговую стоимость проведения ремонтных работ.

Если машина конструктивно уничтожена, то поднимается вопрос, касающийся оценки стоимости остатков. Также очень важно определить - кому они отойдут в собственность. При условии разрешения ситуации в пользу владельца, последний получает компенсацию. Если же компания настаивает, что авто должно остаться у владельца, то назначается ещё одна экспертиза, которая направлена на оценку стоимости остатков.

Во избежания конфликтных ситуаций настоятельно рекомендуется уточнять все спорные моменты на этапе заключения договора с компанией-страховщиком. В частности, необходимо уточнить то, каким образом будет оцениваться тотальная гибель транспортного средства и кто будет заниматься реализацией остатков.

Вас заинтересует:


16 Comments

    Попала в аварию, виновник не я, собственником ТС не являюсь, но находилась за рулем в момент ДТП.

13.07.2014 15:15:07 50928

ДТП - это всегда стресс.

Пожалуй, самое неприятное, что может случиться с автовладельцем - это дорожное происшествие. Но проблем становится гораздо меньше, если у Вас есть оформленный надлежащим образом страховой полис ОСАГО.

Речь, конечно же, идет главным образом о реализации социальной программы обязательного страхования юридических последствий действий автовладельцев, управляющих ТС, то есть о применении на практике полисов ОСАГО.

Итак, каков же порядок возмещения ущерба по ОСАГО?

Упомянутая процедура регламентирована преимущественно ФЗ-40. Закон гласит: вначале страхователю надлежит сообщить при наступлении страхслучаев (то есть автотранспортных инцидентах) о произошедшем в оговоренные соглашением сроки.

На основе собранных полицейскими материалов по автотранспортным инцидентам страховщики принимают решения о наличии или отсутствии страхслучаев и о соответствующих выплатах либо отказе в них потерпевшей стороне.

Стоит заметить, что материалы по транспортным инцидентам могут быть собраны и без участия полицейских. Это допустимо законом, когда:

    Причиненный ущерб касается исключительно имущественных отношений;

    В автотранспортных инцидентах участвовали два авто и юридические последствия деяний собственников (законных владельцев) застрахованы согласно ФЗ-40;

    Причинение имущественного ущерба, список, степень, тип визуальных дефектов авто не вызывают споров субъектов автотранспортных инцидентов и закреплены в уведомлениях об автотранспортных инцидентах, заполненных водителями машин, причастными к автотранспортным инцидентам, согласно нормативам ОСАГО.

Потерпевшая сторона вместе с заявительными актами направляет страховщикам также правильно оформленные бланки извещений об автотранспортных инцидентах.

Страховщики, прежде чем выплатить страховое возмещение по ОСАГО , вправе назначать независимые экспертизы авто, если в прилагаемой к заявительным актам документации обнаруживаются противоречия касательно характера, степени причиненных авто повреждений.

Особо необходимо подчеркнуть, что законодатель прямо указывает на обстоятельство, что при оформлении материалов автотранспортных инцидентов без полиции потерпевшая сторона не может рассчитывать на покрытие ущерба, превышающего двадцать пять тысяч рублей.

Кроме того, такие потерпевшие не имею прав предъявления страховщикам каких-либо иных требований по этим же инцидентам.

Помимо имущественной компенсации, возмещение вреда может также подразумевать покрытие причиненных физических увечий при автотранспортных инцидентах. Здесь применяются для расчетов нормы гражданского законодательства, а именно: главы № 59. При летальном исходе автотранспортных инцидентов люди, имеющие компенсационные права при потере кормильца могут рассчитывать на сто тридцать пять тысяч российских рублей и на двадцать пять тысяч - для компенсации погребальных издержек.

Страховые компании располагают правом выдвижения регрессных требований к фактическому виновнику инцидента, если:

    Он умышленно причинил ущерб жизням/здоровью потерпевшей стороны;

    Ущерб причинен автовождением в опьяненном состоянии (наркотиками, алкоголем, одурманивающими препаратами);

    Такой гражданин не имел прав автовождения машиной, при использовании которой был причинен ущерб;

    Он не остался на месте автотранспортного инцидента;

    Этот человек не содержится в полисе ОСАГО как допущенное к вождению авто лицо, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто лишь указанными в полисе ОСАГО водителями);

    Страхслучаи наступили при эксплуатации виновными авто в периоды, не предусмотренные ОСАГО, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто исключительно в периоды, предусмотренные полисами ОСАГО);

    В момент наступления страхслучаев истекли сроки действия диагностических карт, содержащих данные о соответствии авто обязательным требованиям безопасности авто, автобусов, легковых такси, грузовых автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, с количеством мест для сидения свыше восьми (кроме водительского места), специализированных автомобилей, предназначенных для транспортировки опасных грузов.

Для определения точных размеров страхвозмещения страховщиками производится осмотр поврежденного авто, а при необходимости - его экспертиза.

При этом, страховое возмещение по ОСАГО рассчитывают:

    При полной потере имущества потерпевших потребительских свойств - в размерах действительной имущественной стоимости в день наступления страхслучаев. Под полной потерей понимается невозможность ремонта поврежденного имущества или случай, когда стоимость ремонта поврежденного имущества равна или превышает стоимость самого имущества на момент наступления страхслучаев;

    При повреждении имущества потерпевших - в размерах издержек, требуемых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхслучаев.

ОСАГО позволяет минимизировать финансовые затраты на восстановление ТС после ДТП.

При этом, если потерпевшие произвели ремонт либо утилизацию поврежденного авто до осмотра повреждений страховщиками, то последние вправе отказать им в выплате возмещения.

Если страховщики добровольно не компенсируют потерпевшим причиненный в результате автотранспортных инцидентов ущерб, то происходит взыскание страхового возмещения по ОСАГО через суд. Для этого вся вышеперечисленная документация (включая переписку со страховщиком) передается в суд вместе с исковым заявлением.

При этом, дело рассматривается в гражданско-процессуальном порядке, а это значит, что каждая сторона должна будет доказывать свою позицию. Следовательно, чтобы доказать, что страховщиками были представлены неверные экспертные данные, потерпевшим необходимо будет за свой счет произвести еще одну независимую экспертизу либо убедить суд сделать это от своего имени.

А теперь еще раз перечислим документы для возмещения по ОСАГО :

    Протоколы осмотра мест автотранспортных инцидентов, авто (вместе со схемами дорожных инцидентов), составленные сотрудниками полиции,

    Справки ГИБДД об инциденте,

    Материалы осмотров по фактам автотранспортных инцидентов, произведенных без участия полицейских (бланки извещений об автотранспортных инцидентах),

    Заявления потерпевших (если речь идет о судебном процессе, то иски),

    Копии личных документов водителей (паспорта, водительского удостоверения),

    Копии свидетельств о регистрации авто,

    Копии карточки прохождения ТО авто(или диагностическая карта).

      Компенсация причиненного ущерба имеет также свои варианты. Так, прямое возмещение вреда по ОСАГО подразумевает, что потерпевшие обращаются напрямую к страховщикам. Это возможно, если одновременно:

        Причиненный ущерб касается лишь имущества;

        В автотранспортных инцидентах участвовали два авто и ответственность собственников (законных владельцев) застрахована согласно ФЗ-40.

      Однако такая компенсация причиненного имущественного ущерба не мешает потерпевшим впоследствии обратиться к этим же страховщикам с требованием о возмещении физического вреда, причиненного в результате тех же самых автотранспортных инцидентов их здоровью, жизни, если на момент прямого возмещения они не знали о наличии таковых.

      Каковы же сроки выплаты возмещения?

      Получение страхового возмещения - как итог всей бумажной волокиты.

      Законодатель предоставляет страховщикам тридцать дней (именно в пределах этого срока они должны рассмотреть поступившие от потерпевших заявления и выплатить страхвозмещение либо мотивированно отказать в нем). При просрочке финансового обязательства на страховщиков возлагается материальная гражданская ответственность в виде пени за каждый просроченный день в размерах 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

      А теперь как производится калькуляция ущерба при ДТП.

      Как уже было сказано выше, все зависит от степени повреждения авто. Если оно вообще не подлежит ремонту, то возмещается полная стоимость авто на момент инцидента. Если же авто еще возможно восстановить, то оплачиваются необходимые ремонтные работы. При этом, сюда же относят издержки на материал, запчасти, требуемые для восстановительного ремонта. Размер таких издержек определяется с учетом износа комплектующих изделий, заменяемых при восстановительном ремонте, в порядке, установленном российским Правительством. Для указанных комплектующих изделий не может фиксироваться износ более восьмидесяти процентов их стоимости.

      Изменения в процедуре выплат страховых возмещений по ОСАГО в 2014 году.

      В настоящее время Госдумой уже рассматрен и утвержден законопроект, вносящий изменения в ФЗ-40. И нет никаких оснований предполагать, что он не будет подписан Президентом РФ в самое ближайшее время. Эти изменения предполагают внесение некоторых изменений в области возмещения и оценки ущерба по ОСАГО . Законопроект уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Дело осталось только за подписанием его Президентом РФ. По словам законотворцев, этот законопроект нацелен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, жизни, здоровью при использовании авто. Исходя из положений пояснительной записки к законопроекту, принятие указанного закона позволит модернизировать инфраструктуру ОСАГО, улучшить качество услуг по социально значимому виду страхования, повысить культуру страхования путем эффективного регулирования таких правоотношений, увеличения степени прозрачности деятельности по ОСАГО. Это, по мнению законодателей, в целом будет способствовать повышению доверия к российскому страховому рынку. Пожалуй, наиболее значимым нововведением можно считать поправку об увеличении размеров компенсации ущерба при фиксации автотранспортного инцидента без участия полицейских до 400 тысяч рублей. Но с условием предоставления фото-, видео-материалов, подтверждающих обстоятельства инцидента.

      Однако касаться это будет лишь Московского, Ленинградского регионов и соответственно - Москвы и Санкт-Петербурга.

      Законопроект вносит также отдельную статью, определяющую порядок проведения оформительных процедур при автотранспортных инцидентах без участия полицейских. Ранее в законе такая процедура предусматривалась, но было непонятно, каким образом она должна проходить.

      Вносятся поправки и в статью № 12 рассматриваемого ФЗ. Теперь потерпевшей стороне предоставляется право подавать заявление о возмещении ущерба страховщику, застраховавшего юридические последствия действий ответчика или же при наличии обусловленных законом обстоятельств - страховщику, застраховавшего ответственность самого потерпевшего.

      Детализируется и возмещение физического ущерба здоровью потерпевшей стороны, которое предполагает компенсацию мер, направленных на восстановление здоровья, а также утраченного за время вынужденной нетрудоспособности заработка, то есть фактически - упущенной выгоды.

      Предусматриваются также случаи повторного обращения к тому же страховщику по тем же основаниям, если в результате медицинских исследований, экспертиз выяснится, что причиненный вред (восстановление здоровья) требуют гораздо больших мер, чем предполагалось ранее либо, если в последствии по итогам проведенных исследований потерпевшему была присвоена инвалидность из-за травм, полученных в том же самом автотранспортном инциденте.

      Страховщик должен будет также выплачивать компенсацию за вынужденные дополнительные издержки потерпевшего для восстановления его здоровья, реабилитационных мер.

      Однако при этом общие страховые выплаты за поврежденное здоровье не могут превышать страховой суммы, упомянутой в статье седьмой ФЗ-40.

      Если потерпевший умирает, то право на компенсационные выплаты приобретают его прямые наследники, иждивенцы как при потере кормильца. При этом, размеры такой выплаты увеличиваются до 475 тысяч. А возмещение погребальных услуг остается прежним.

      Отдельно устанавливается срок для принятия заявлений наследников погибшего потерпевшего - 25 дней с момента поступления первичного заявления. Если на момент подачи такового потерпевший был еще жив.

      Если на такую страховую выплату претендуют несколько людей, то общая причитающаяся сумма делится между ними поровну.

      Что касается возмещения имущественного ущерба, то потерпевший по своему выбору может потребовать от страховщика:

        Произвести ремонт поврежденного имущества на выбранной самим потерпевшим СТО;

        Посредством безналичных расчетов путем перечисления страховых выплат на банковский счет потерпевшего;

        Наличным расчетом через кассу страховщика компенсировать причиненный ущерб.

      Еще одно новшество касается возмещения имущественного ущерба при полной гибели имущества. Теперь возмещается не вся рыночная стоимость утраченного имущества, а с учетом вычета цены пригодных к реализации остатков. То есть, если какие-то запчасти, агрегаты авто можно реализовать, то страховщик выплатит лишь стоимость непригодных к реализации частей машины.

      Установлен и максимальный предел пени. Он не может превышать общей суммы причитающихся страховых выплат.

      Кроме того, потерпевший вправе будет требовать с виновных в автотранспортном инциденте лиц суммы компенсации, непокрытые в рамках возмещения ущерба по ФЗ-40.

      Допустимо также будет и применение закона по аналогии к прямому возмещению причиненного ущерба.

      Значительно расширены права регрессных требований страховщиков к виновным лицам. Теперь количество случаев таких требований несколько больше.

      Таким образом законопроект предполагает серьезные изменения ФЗ-40 и правоотношений, определяющих компенсационные выплаты по ОСАГО.