Попав в ДТП, пострадавшая сторона рассчитывает на получение страховых выплат от страховой компании. Однако, никто не может сказать, сколько на это потребуется времени.
В свою очередь, страховщики не спешат выполнять свои обязанности и используют любые возможности для того, чтобы как можно позже произвести выплату или найти способ избежать уплаты заранее оговорённой денежной суммы. Если подобное имеет место, то защитить свои права автовладелец может только посредством обращения в судебные органы.
Учитывая все это, нужно сразу подготовиться к тому, что процедура, необходимая для получения страховки после аварии, может занять достаточно много времени. Но если автовладелец хорошо знаком с юридическими нормами, то он может значительно ускорить этот процесс.
Практика показывает, что автовладельцам обращаться в суд, чтобы взыскать со страховой компании полагающуюся страховую сумму, приходится не слишком часто.
Но если другого пути не остаётся, то владелец, который претендует на получение выплат по ОСАГО, должен предоставить не только жалобу, но и приложить страховую справку из ГИБДД . Она должна содержать больше важных сведений, связанных с произошедшей аварией.
Наибольший интерес в ней представляют следующие моменты:
Иногда страховщики соглашаются выполнить свои обязательства по страховым выплатам по ОСАГО только при условии предоставления расширенной справки.
Стандартная справка из ГИБДД . В этом документе должны быть зафиксированы сведения, доказывающие факт случившейся аварии. В нём должно быть указано лицо, которое находилось за рулём автомобиля во время ДТП. А также должны присутствовать и дополнительные сведения - номер и марка машины, описание повреждений автомобиля.
В такой справке обязательно должна быть присутствовать информация о трезвости и вменяемости водителя во время дорожно-транспортного происшествия.
Хотя на оформление расширенной справки из ГИБДД уходит больше времени, однако, она содержит гораздо больше подробных сведений о произошедшем происшествии. В ней должны быть отражены следующие данные:
Не всегда получается сразу же получить положенную страховую выплату после ДТП по ОСАГО. Бывают случаи, когда клиент сталкивается с требованием, со стороны страховой организации, предоставить дополнительный документ в случае проведения служебного расследования решения суда по факту ДТП.
Таким правом компания может воспользоваться, если у неё возникнут сомнения в честности клиента. В том случае, если стороны не могут найти компромисс относительно размера выплаты, то возникшую между ними ситуацию придётся решать через суд.
Если же автовладелец является участником страховой программы КАСКО, то он может быстро получить причитающуюся ему страховую выплату в случае повреждения наиболее хрупких элементов автомобиля. Подобными элементами транспортного средства принято считать следующие:
Но воспользоваться подобной возможностью он сможет лишь при условии, что понесённые им убытки оцениваются не менее, чем в 2–5% от общей стоимости транспортного средства. Среди плюсов этого метода стоит отметить то, что проводить процедуру регистрации ДТП и обращаться в ГИБДД за справкой не придётся.
К сожалению, не все страховые компании готовы выполнять свои обязательства. Поэтому клиент должен быть готов к решительным действиям, чтобы защитить свои права. А чтобы не столкнуться с проблемами, все необходимо делать в соответствии с пунктами, прописанными в договоре ОСАГО.
Использование Европротокола . В некоторых случаях можно предложить альтернативное решение - воспользоваться специальным документом, известным как Европротокол. К этому варианту можно прибегать лишь в том случае, если в результате ДТП ни одной из сторон не был нанесён ущерб и все согласны на подобный метод решения проблемы.
Отсутствие у участников конфликта претензий друг к другу - обязательное условие , соблюдение которого позволяет воспользоваться Европротоколом. Если все это выполнено, то все вопросы можно решить прямо на месте аварии.
Если же приходится решать проблему в рамках страховой программы КАСКО, то на месте происшествия обязательно должен присутствовать страховой комиссар . Он должен лично осмотреть место происшествия и оценить ущерб. На основании полученных сведений составляется протокол, об итогах которого сообщается страховым компаниям каждого участника происшествия.
Если же имеются другие нюансы, которые не позволяют использовать вышеприведённый вариант решения проблемы, то придётся вызывать сотрудников ГИБДД . Они должны зафиксировать схему аварии, а впоследствии, если потребуется, эта информация может быть предоставлена по запросу страховой компании участника ДТП. Та сторона ДТП, которая будет признана виновной, обязана оплатить штраф за несоблюдение ПДД.
Прежде чем клиент получит полагающуюся ему страховую выплату по ОСАГО после ДТП, ему предстоит выполнить ряд действий в определённом порядке. И здесь важно все сделать именно так, как того требует закон.
Шаг №1 . Информирование ГИБДД и страховой компании. Не всегда участники ДТП готовы отказаться от взаимных претензий, воспользовавшись Европротоколом. В таких ситуациях остаётся следующий вариант решения проблемы - уведомить о происшествии ГИБДД и страховую компанию.
Каждая сторона обязательно должна получить от другой контакты для связи. Это должны быть следующие сведения:
Обязательно на лобовое стекло нужно поместить специальный знак. Далее, стороны должны дождаться прибытия сотрудника ГИБДД и представителя страховой компании.
Шаг №2 . Оформление справки из ГИБДД. На следующем этапе стороны должны отправиться в отделении ГИБДД и получить справку о дорожном происшествии. Этот документ должен содержать как можно более подробное описание нюансов, которые связаны с нанесёнными транспортному средству повреждениями.
Шаг №3 . Обращение с документами на получение страховки. Участник, по чьей вине произошло ДТП, должен не позднее трёх дней с момента происшествия предоставить страховой компании пакет документов. Если этого не сделать, то страховщик вправе потребовать возмещения ущерба с регрессом.
Водитель, который хочет добиться получения страховой выплаты, должен составить заявление и приложить к нему обязательный пакет документов , которые ему следует передать в страховую компанию. Учитывая изменения, которые были внесены за последние годы, пакет должен включать следующие документы:
В некоторых случаях помимо вышеперечисленных документов может потребоваться предоставить доверенность на транспортное средство и документы, подтверждающие расходы после ДТП. Речь идёт о средствах, которые были потрачены владельцем на услуги эвакуатора.
Шаг №4 . Получение судебного решения. Согласно действующему законодательству, судебное решение должно быть вынесено не позднее 10 дней с момента поступления заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен или уменьшен в зависимости от обстоятельств.
Чтобы быстрее получить выплаты по страховке после ДТП по ОСАГО, нужно самому обратиться в суд за вынесенным решением и с ним отправиться в страховую компанию. Обязательно нужно сделать одну копию, которую владелец оставляет у себя, а оригинал с мокрой печатью нужно передать страховой компании.
Шаг №5 . Проведение экспертизы. Если для владельца важно, какую сумму страховой выплаты он получит от страховщика, то ему стоит подумать о проведении экспертизы. Пока эта процедура не будет завершена, запрещается проводить ремонтные работы.
Логично ожидать, что оценщик постарается оценить нанесённый ущерб в меньшую сумму. Чтобы экспертиза была максимальной объективной, рекомендуется обратиться к независимому эксперту.
Шаг №6 . Получение выплат по ОСАГО. Страховая организация должна произвести выплату страховки после ДТП по ОСАГО клиенту не позднее 90 календарных дней. В том случае, если указанный срок прошёл, а выплаты так и не было получено клиентом, он вправе рассчитывать на оплату пени.
Выплата страховки после ДТП по ОСАГО - процесс достаточно длительный, но пострадавшая сторона может ускорить его, если будет принимать активное участие в разрешении конфликта между виновником ДТП и страховой организацией.
Для этого в самом начале нужно сходить в ГИБДД и поинтересоваться, на какой день назначено рассмотрение дела.
Далее, можно составить ходатайство об ускорении рассмотрения дела. Когда судебное заседание завершится, нужно взять копию постановления и собственноручно доставить её в страховую компанию. Но даже если и тогда страховая компания будет и дальше находить причины для отказа в выплате компенсации, у владельца все ещё есть шанс разрешить ситуацию в свою пользу.
При таком развитии событий можно обратиться в суд с иском о возмещении убытков тем лицом, которое является виновником происшествия. Правда, никто не сможет сказать, как скоро вы получите страховую выплату по ОСАГО, так как здесь все зависит от скорости рассмотрения дела.
Вышеописанная схема выплата страховки после ДТП применима к тем ситуациям, когда полученные автомобилем повреждения незначительные и его можно восстановить. Но иногда бывает так, что в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль получает такие сильные повреждения, после которых восстановить его невозможно.
В этом случае страховщик может рассмотреть возможность конструктивного уничтожения автомобиля . На случай реализации этого решения клиент останется не только без транспортного средства, но и без выплат.
При оценке состояния автомобиля обычно исходят из начальной его стоимости. О варианте тотальной гибели речь может зайти в том случае, если на ремонт автомобиля требуется не менее 60–80% от стоимости автомобиля.
Дать более точный ответ о том, допустимо ли использовать этот вариант для разрешения ситуации, можно только после проведения экспертизы . По её результатам можно узнать более точную стоимость проведения ремонтных работ.
Любая авария, как правило, заканчивается большими финансовыми потерями для автовладельца. Но речь идёт не только о расходах, связанных с ремонтом собственного автомобиля, но и возмещением ущерба, нанесённого другой стране происшествия.
Снять финансовую нагрузку позволяет страховая программа КАСКО, но и в этом случае не все может пройти гладко. Некоторые страховые компании могут тянуть с выплатами страховых сумм при ДТП по ОСАГО. В таком случае владельцу не остаётся ничего другого, как взять дело в свои руки и попытаться защитить свои права с помощью доступных методов.
Самой кардинальной мерой является обращение в суд . И в зависимости от вынесенного им решения будет ясно, сможет ли добиться автовладелец страховки при ДТП по ОСАГО. Хотя в некоторых случаях можно не доводить дело до этого, если стороны готовы решить конфликт мирным путём. Но для этого нужно, чтобы ни у одной из сторон не было претензий друг к другу.
Увы, но в частных случаях получение страховой выплаты по полису ОСАГО может занять много времени. Некоторые компании, являющиеся страховщиками, сознательно препятствуют получению денежной компенсации. Цель таких провокаций – отсрочка выплат или попытка пренебречь своими обязательствами, влекущая за собой отказ от предоставления оговоренных договором сумм.
Чтобы автовладельцу не пришлось привлекать к делу судебные инстанции, он должен быть юридически грамотен и подкован в вопросах гражданского страхования. Только упорядоченность и четкий план действий могут помочь ускорить получение страховки.
Первое, что должен сделать владелец ТС, это заявить свои претензии на получение компенсации. Но для этого в компании-держателю полиса должны быть предоставлены соответствующие справки из ГИБДД. В этих документах сотрудниками инспекции фиксируются основные моменты произошедшего ДТП. Критически важно, чтобы в заключение была внесена информация о главных причинах, спровоцировавших происшествие , об вменяемости водителя (результаты освидетельствования на алкогольное/наркотическое опьянение), и о том, нарушал ли клиент страховой фирмы ПДД. Часто страховщики требуют не просто справку из ГИБДД, а ее расширенную форму.
Список документов, требуемых для получения страховки по ОСАГО, выглядит так:
Итак, автовладелец намерен получить компенсацию по ОСАГО, что он должен делать и с чего лучше начать? Все действия должны быть последовательны, а к решению любого вопроса страхования всегда стоит подходить с особой ответственностью:
Чтобы получить страховку после произошедшего ДТП, клиент страховой компании должен предпринимать четкие и решительные действия. Естественно, необходимо быть весьма внимательным и обязательно следовать пунктам, указанным в полисе. Однако долгая процедура освидетельствования транспортного происшествия может быть существенно упрощена при заключении так называемого «Европротокола».
Он вступает в силу, если в ДТП не было пострадавших и все участники события полностью подтверждают сложившуюся ситуацию. Заключение «Европротокола» возможно только в том случае, когда ни у одной из участвующих в конфликте сторон нет претензий к остальным. Тогда становится возможным разрешить все возникшие вопросы прямо на месте ДТП.
Многие страховые программы требуют обязательного присутствия агента компании на месте ДТП, в его обязанности входит личный осмотр и оценка места происшествия. Только после этого можно заполнять протокол и уведомлять все заинтересованные стороны.
В другом варианте – на место ДТП приглашаются сотрудники ГИБДД, составляющие схематическую карту столкновении, с последующим предоставлением этого документа по требованию страховой компании. Тогда одному из участвующих в аварии будет предъявлен штраф.
Вышеприведенная последовательность действий будет актуальна только в том случае, если транспортное средство после аварии можно будет восстановить. В тех же ситуациях, когда ремонт автомобиля представляется невозможным или нецелесообразным – страховая компания выдвигает требования о конструктивном уничтожении авто.
Для клиента это грозит потерей страховой выплаты, к тому же он станется еще и без ТС. Во время оценки состояния автомобиля все будет упираться в первоначальную его стоимость. В большинстве случаев страховая компания будет упирать на тотальную гибель, если на восстановление после ДТП требуется от 60 до 80% начальной стоимости машины. Решение будет зависеть и от того, какие результаты предоставит эксперт, определяющий итоговую стоимость ремонта.
После признания конструктивного уничтожения, страховая переходит к оценке стоимости остатков. И в этот момент нужно установить, в чью именно собственность они переходят. Если ситуация разрешается в пользу автовладельца, то он получит сумму компенсации.
Компания может настаивать на том, что останки авто должны остаться у хозяина, и тогда назначают очередную экспертизу, призванная уточнить их стоимость. Дабы подобные конфликтные ситуации не усложняли процесс получения страховки – любые спорные пункты договора должны обсуждаться со страховой компанией еще в процессе его заключения. Нужно уточнить и то, как будет происходить оценка тотальной гибели ТС, и кто из сторон примет на себя обязанности по реализации остатков.
Потерпевший в аварии должен предоставить свое авто на экспертизу пятидневный срок (учитываются только рабочие дни) с того момента, как были приняты документы. Виновник ДТП предоставляет свое авто к осмотру по требованию экспертов страхующей компании. Эксперт должен дать заключение в десятидневный срок (только рабочие дни) от момента передачи в компанию заявления и пакета документов.
У страховой компании после поступления заявления от клиента тоже есть свои обязанности:
Как только автомобиль поступит на экспертизу, страховщики должны успеть сделать проверку и смотр в установленные регламентом сроки. При возникновении ситуации, когда заявитель не сумел предоставить поврежденное авто в этот срок – инспектор согласовывает с ним новую дату предоставления ТС для получения результатов экспертизы.
Важно : компания вправе сместить сроки выплаты компенсации на столько же дней, насколько он задержал экспертизу. Но этот срок не превышает 20 дней, из которых исключаются все государственные праздники.
Если пострадавшая в аварии сторона не желает ждать все 90 отпущенных дней, то она может взять на себя роль некого посредника и вмешаться в процесс выяснения отношений между виновником ДТП и его страховой компанией. Чтобы стать участником разбирательств – достаточно обратиться в ГИБДД и ознакомиться с датой рассмотрения конкретного дела.
Затем пишется ходатайство с просьбой ускорить его рассмотрения. А после того, как заканчивается очередное судебное заседание, третья сторона может лично затребовать копию постановления и самостоятельно доставить ее страховщикам. Не стоит отчаиваться, если страховая отказывается выплачивать положенную сумму компенсации. Всегда есть возможность подать иск в суд и истребовать возмещение ущерба с лица, виноватого в ДТП. Но срок, в который пострадавший получит компенсацию – будет зависеть от скорости, с которой суд рассматривает дело.
Последние годы система автострахования подвергается существенным изменениям и логично, что эта тема актуальна многим автомобилистам, которых волнует, какая будет сумма обязательных взносов и на какие выплаты страховых компаний по ОСАГО в 2018 году им придется рассчитывать. К сожалению, в ДТП может попасть любой, и необходимо знать, что нужно делать при таких обстоятельствах, какое возмещение ущерба полагается, как его получить,
Важные новшества ОСАГО действуют с даты 25.09.2017. Они касаются возмещения убытков, проведения ремонта, процедуры оформления страховых бланков, сроков осмотра поврежденного автомобиля и финансовой стороны по компенсационным выплатам ОСАГО и стоимости самого полиса. Новый вариант натуральных компенсаций – ремонт – уже применяется при страховках после 28 апреля 2018 г. Вне зависимости от срока заключения договора, новыми правилами предусмотрены выплаты ущерба при столкновении нескольких (двух и более) транспортных средств (ТС).
В 2018 году бланки ОСАГО будут снабжены защитным QR-кодом, что открывает данные о страхователе в онлайн-доступе: можно через Интернет проверить подлинность страховки с любого места. Владельцев авто по новому законодательству ждут не только повышенные тарифы на услуги страхования, но и многократное увеличение суммового покрытия. Поправки предполагают возможное изменение ценовой категории пользователя ТС и расчета коэффициента, определяемого количеством аварий за предшествующие периоды вождения, их степенью тяжести, что в итоге ведет к повышению тарифных ставок.
Введение изменений влияет на ценовую категорию полиса ОСАГО и расчета коэффициента бонус-малус (КБМ), определяющего стоимостное формирование. Водитель, за год не попавший в происшествие, получает скидку либо в противном случае его ждет подорожание взносов на следующий год. Новый расчет по ОСАГО зависит от количества и степени тяжести аварий за предыдущее время вождения и формируется от:
Основным регулирующим законодательным документом этой сферы является последняя редакция Закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Нововведения, внесенные Законом от 28.03.2017 № 49-ФЗ, начали действовать с 25 сентября 2017 г. и затронули существенные аспекты процесса «автогражданки»:
На стоимость повлияют тарифы, принятые каждым регионом, а для автопарков и юридических лиц начнет использоваться средний коэффициент, что тоже увеличит стоимость оплаты: количество машин предприятия предполагает рост числа автомобильных нарушений. Для виновных будут установлены повышенные коэффициенты при фактах нарушений:
Количество нарушений | Повышающий коэффициент |
Законодательство обязует всех владельцев ТС иметь страховой полис, по которому страхуются риски всех потерпевших: для людей – риск получения вреда жизни/здоровью; для автотранспортных средств – риск нанесения вреда имуществу. Для приобретения полиса ОСАГО потребуются представить:
После оформления страховщик выдает страхователю оригинал страховки (полис), страховые правила, памятку на случай ДТП, документ, подтверждающий внесение средств. Полис необходимо всегда возить с собой в машине. Документ, оформленный страхователем самостоятельно электронным путем через сайт страховой организации, нужно обязательно распечатать.
Страховая компания виновника ДТП компенсирует убытки тем, кто пострадал, денежными суммами либо ремонтом. Выплаты осуществляются в пределах лимитов, определенных Законом. Так, законодательно защита гарантирована всем участникам ДТП: пострадавший получает страховочную компенсацию, у виновника отсутствует обязанность платить за ремонт чужого авто полностью. Страхователь должен четко понимать:
Если у виновника есть полис КАСКО, то в отличие от обязательной страховки, ему будут положены выплаты по этому виду страховых услуг как на себя, так и на свое авто в зависимости от договора. Помимо того, в КАСКО максимальная сумма, как и минимальная, возможна любая и не ограничивается официальным лимитом ОСАГО при попадании в дорожно-транспортное происшествие.
Практика применения нормативных актов доказывает, что есть сложные ситуации, нерешаемые по закону быстро и просто. В некоторых случаях гражданин может одновременно признаваться пострадавшим и виновным, тогда уже у него есть право на выплаты как жертве аварийного происшествия. Разногласия, возникающие в ходе установления виновных лиц, размеров компенсаций решаются судебным порядком с применением срока исковой давности, обычного для гражданских дел – 2 или 3 года.
Основной нормативный акт выделяет 2 типа пострадавших – люди и транспорт. Вид группы объекта и определяет форму возмещения субъекту, понесшему ущерб. В ДТП может пострадать много человек и законодательство конкретно описывает лиц, наделенных правом на страховые выплаты. Это могут быть физические лица – сами пострадавшие при аварии либо, при их гибели, их прямые наследники и лица по завещанию:
Страховая компания оплачивает расходы, когда наступает ответственность владельца страховки ОСАГО при аварии с участием его машины и наносится имущественный вред такого рода: повреждение чужих автомобилей, светофора, зданий, сооружений, конструкций, то есть объект обязательной автостраховки – это имущественный интерес пострадавших от действий обладателя полиса.
Выплаты по ОСАГО в 2018 году осуществляются с учетом следующего: если стоимость ремонта выше стоимости машины до аварии – перечисляется максимально возможная сумма; компенсация на восстановление учитывает расходы по транспортировке эвакуатором и амортизацию транспорта. Если установленного Законом лимита хватает для ремонта, то виновнику происшествия доплачивать не придется.
В случае превышения затрат, у пострадавшего есть право требовать доплаты от виновного в судебном порядке, как и компенсацию морального вреда, требуемую с виновника только в судебном порядке. Если же подсчитанная страховая выплата не устраивает лицо, которое пострадало, и есть намерения получить выплаты по максимуму, необходимо будет подавать к страховщику письменную претензию. Если доплата в течение пяти дней после этого не получена, придется уже подавать исковое заявление. Важно учесть, что страховая компания может отказать в удовлетворении заявления по основаниям:
Последними законодательными новшествами лимит к выплате ОСАГО был поднят и в 2018 году составляет:
Если виновник аварийной ситуации заключил договор страхования до октября 2018 г., убытки рассчитываются по тарифам на время оформления полиса. Указанные выше цифры – максимальные и получить по обязательной страховке сумму свыше не возможно. Конкретные суммы считаются страховщиками с учетом износа ТС, степени тяжести увечий, расходов для восстановления и многих других факторов: специалисты тщательным образом изучают повреждения, чтобы не переплатить лишнего8
Максимальные компенсацииопределены статьей 7 «Страховая сумма» Закона № 40-ФЗ и по имуществу составляют 400 тыс. руб. на каждое лицо, потерпевшее в происшествии, то есть эта величина не разделяется на всех участников, право претендовать на полноту компенсаций дано каждому. Затраты возмещать должен страховщик за свой счет проведением ремонтно-восстановительных работ. Если виновны оба водителя, они могут рассчитывать на половину ущерба.
Законом предусмотрено оформление документации о ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции и самостоятельное направление выгодоприобретателем извещения страховой компании. Экземпляр заполняется виновным вместе с потерпевшим на месте аварии и в течение 5 рабочих суток направляется в страховую компанию. Необходимо сфотографировать место ДТП, повреждения, оценить примерные убытки и сохранить машину в поврежденном виде до осмотра представителем страховой компании.
Максимум для страхового возмещения в этом случае – 50000 рублей. Условия для компенсации убытков через так называемый «Европротокол»: в столкновение участвуют только два ТС; пострадавших (погибших) нет, иному имуществу вред не причинен; разногласий о деталях аварии, повреждений между участниками нет. Европротокол оформляется по правилам:
Страховка по ОСАГО выплачивается гражданам, получившим при ДТП увечья – это водитель (не виновный в происшествии), пассажиры, пешеходы, велосипедисты и другие пострадавшие при аварии лица и, в случае гибели, их наследники (причисляемые к таковым членам семьи и граждане по завещанию). Для потерпевших физических лиц установлен широкий спектр расходов, которые страховая компания должна учитывать в выплатах, но, если травмы возможно вылечить по системе обязательного медицинского страхования, шансы получить дополнительные денежные средства снижаются.
Выплаты производят пропорционально полученному ущербу. Возмещаемые расходы следующие:
При получении от аварии урона жизни и здоровью пострадавшему проводится полное обследование. Величина выплаты по ОСАГО определяется причиненным вредом на основании медицинского заключения:
В случае гибели участника аварии возмещение вреда получают лица, наделенные гражданскими законодательными нормами правом на возмещение при смерти кормильца (при их отсутствии – это супруг, родители, дети и лица, на чьем иждивении находился погибший). Семья получает средства на погребение не более 25000 рублей и также компенсацию ущерба 475000 рублей.
На итоговый результат расчета покрытия влияет много факторов. Для определения принимаются во внимание:
В соответствие с последними законодательными поправками ОСАГО по страховым полисам, оформленным после 28 апреля 2017 г., убытки при страховом случае возмещаются проведением ремонта за счет страховщика. Необходимость такого нововведения была одобрена Госдумой, чтобы перекрыть путь мошенничеству на получения средств мнимыми пострадавшими: так, по информации Агентства финансовых исследований в 2016 году доля выплат по автогражданке людям, не пострадавшим реально в ДТП, достигла половины всех выплаченных сумм.
При этом на сегодня при натуральной форме возмещения есть много проблем, уязвимых мест, вызывающих недовольства водителей этой новой системой:
В итоге, если пострадавший сомневается в правильно определенной стоимости запчастей или недоволен качеством исполнения ремонта по ОСАГО, он может обратиться за независимой экспертизой и предъявить претензию страховщикам, а при отказе последних уже идти за разрешением вопроса судебным путем. Для пострадавшей стороны такие трудности усложняют весь процесс, без того хлопотный и малоприятный.
По закону страховая компания должна заключать договора со станциями технического обслуживания и реализовывать конкретные условия организации качественных услуг ремонта:
Процедура ремонта начинается с выполнения страховой организацией калькуляции стоимости ремонта по восстановлению транспортного средства:
Получить по ОСАГО компенсацию деньгами взамен ремонта поврежденного ТС можно, когда:
Получение страховки по ОСАГО на первый взгляд не представляется сложным, но важно четко следовать следующим действиям:
От гражданина-претендента на страховку по происшествию в рамках ОСАГО требуется представить пакет документации:
Для разрешения вопроса выплат пострадавшему и страховым организациям дается ограниченное время. В течение 5 календарных дней заявление о страховом случае необходимо отправить страховой организации, которой дано 20 рабочих дней для перечисления средств на восстановительный ремонт либо представления обоснованного отказа от возмещения. При несоблюдении двадцатидневного срока, компании грозят штрафы за задержку – она будет должна заплатить потерпевшему пеню по ставке 1% от страховки за каждый день просрочки, но в пределах всей страховой премии по договору.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
К сожалению, с ДТП рано или поздно сталкивается большинство водителей. Поэтому необходимо знать порядок действий после происшествия, куда обращаться, какие документы для этого необходимы, и какой порядок выплаты страхового возмещения.
Существует упрощенная процедура регулирования мелких ДТП без привлечения ГИБДД (см. также п. 2.6.1 ПДД) – Европротокол.
Суть процедуры состоит в том, что участники сами заполняют извещение со схемой и указанием всех подробностей, которое затем направляется страховщику. Для оформления такого протокола необходимо соответствие ряду требований: например, между участниками не должно быть спора, также не должно быть пострадавших, а в ДТП участвовало только два автомобиля. В течение 5 дней виновник обязан представить свой автомобиль в страховую компанию для осмотра и оценки. Обратите внимание, что, поскольку данная процедура касается мелких ДТП, максимальная компенсация – 50 тысяч рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга при соблюдении определенных условий сумма может быть увеличена до 400 тысяч).
Также существует возможность прямого возмещения ущерба (ПВУ ОСАГО), когда потерпевший обращается непосредственно в свою компанию, а не в страховую виновника.
Обратите внимание! Главное отличие ОСАГО от КАСКО в том, что ОСАГО – страхование ответственности при ДТП, а КАСКО – страхование имущества от ущерба и хищения. Не забывайте, что если есть КАСКО, полис ОСАГО все равно обязателен! Для получения скидки полисы лучше оформлять в одной компании.
Какие документы необходимы при обращении в страховую компанию?
Если вы виновник, то необходимо сообщить другому участнику номер вашего полиса с тем, чтобы он мог обратиться за компенсацией (за исключением ПВУ).
Перечень документов и процедура получения компенсаций регулируется Положениями об ОСАГО № 431-П от 19.06.2014 г., установленными ЦБ РФ, и №40-ФЗ от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО»:
Для КАСКО перечень документов аналогичный, только обращаться нужно уже в свою компанию и вместо полиса ОСАГО предъявить полис КАСКО. В отличие от ОСАГО, компенсация выплачивается вне зависимости от того, является ли клиент виновным или потерпевшим.
Справка ГИБДД (справка о ДТП) – это справка по форме 154, в которой указаны все данные о ДТП, утвержденная приказом МВД РФ № 154. Справка может быть стандартной и расширенной.
При КАСКО процедура аналогичная, только, в отличие от ОСАГО, сроки получения выплат могут быть разными. Крупные компании обычно производят выплаты без задержек в течение 14 дней, более мелкие – в течение месяца и даже более.
Обратите внимание! В определенных случаях страховая компания может отказать в выплате:
Способы компенсации аналогичные: денежная выплата или направление на ремонт.
Внимание! Срок выплаты отсчитывается не с даты ДТП, а с даты подачи документов!
Если страховая затягивает выплаты, можно прибегнуть к следующим мерам:
Полную гибель автомобиля подтверждает эксперт-техник. В таком случае выплачивается его стоимость в пределах страхового возмещения.
Если у виновного ДТП помимо ОСАГО есть КАСКО, он сможет получить компенсацию только по КАСКО. Если оба полиса есть у потерпевшего, при правильном оформлении по КАСКО получить возмещение быстрее.
Поправками в ФЗ «Об ОСАГО», вступившими в силу с 1 апреля 2015 года, регулируются размеры страховых выплат в случае нанесения вреда здоровью человека. Размер компенсации зависит от тяжести повреждений (от 5 до 500 тысяч рублей).
Дорожно-транспортные происшествия происходят очень часто и повсеместно. Человек, доселе никогда не сталкивающийся с подобной ситуацией, не знает, как работает ОСАГО, и уверен, что весь ущерб при ДТП обязательно будет покрыт из средств страховой фирмы.Однако на практике это далеко не всегда так – для получения компенсации необходимо соблюсти определенный порядок действий и собрать пакет документов.
Чтобы получить положенное страховое возмещение в случае происшествия на дороге, надо сразу после него действовать по определенному алгоритму. Необдуманное поведение может привести к получению отказа со стороны страховщика по получению суммы страховки. Итак, что делать после ДТП пострадавшему:
Помните о правиле: если попал в ДТП — не перемещай свое транспортное средство никуда. Также нельзя двигать и другие элементы с места происшествия. Это может быть расценено, как попытка повлиять на ход расследования. Желательно, чтобы авто виновника также оставалось на своем месте хотя бы до приезда ДПС.
После аварии ни при каких обстоятельствах не употребляйте алкоголь или запрещенные препараты! Вполне вероятно, придется пройти медицинское обследование, и тогда вопросы со стороны правоохранительных органов возникнут именно к вам.
Сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать абсолютно по всем вызовам. Если авария незначительная, решить все вопросы можно без посредников, составив так называемый Европротокол. Это возможно при следующих обстоятельствах:
Если у обеих сторон нет страховки, то оба водителя окажутся виновными, и никто компенсации не получит!
Преимущество данного пути в том, что пострадавший быстро получает положенную компенсацию, а виновник избежит штрафа за нарушение ПДД.
Если согласие между сторонами не достигается и/или сумма ущерба составляет более 100 тысяч рублей, обязательно присутствие ГИБДД. Их действия зависят от того, был ли причинен вред здоровью граждан или нет.
Если в результате аварии был причинен вред здоровью людей, сотрудники полиции должны оформить следующие документы:
Для получения страховой компенсации необходимо, чтобы в документах, составленных ГИБДД, было четкое указание на причину произошедшего, а также упоминание о вменяемости страхователя и отсутствии с его стороны нарушений ПДД. Речь идет о расширенной справке ГИБДД. Именно ее требуют практически все страховые компании.
Если вред здоровью водителей и пассажиров не причинен, то:
Не подписывайте пустые схемы ДТП и бланки объяснений, даже если сотрудник ГИБДД убеждает, что сейчас у него нет времени, а потом он все сделает «как надо». Все замеры и карта ДТП должны быть выполнены в присутствии обоих водителей.
Покрытие убытков, выплата компенсаций за причинение материального вреда – обязанность страховой компании виновника. Но что делать после ДТП, если ты не виноват, а ОСАГО у виновной стороны отсутствует? Рассмотрим два варианта.
В данном случае действия пострадавшей стороны следующие:
Выплата может быть произведена одним из следующих способов:
Чтобы ускорить процесс, пострадавшая сторона может обратиться в ГИБДД и написать ходатайство об ускорении рассмотрения дела. После окончания судебного заседания можно лично доставить копию постановления в страховую для выплаты возмещения.
Если авария произошла по вине человека, у которого нет полиса ОСАГО, ситуация значительно усложняется. В идеале, конечно, виновник добровольно выплатит вам необходимую для восстановления автомобиля сумму. Хоть и редко, но такие ситуации тоже случаются. Если вы не попали в число этих «счастливчиков», действовать нужно только через суд, а также обращение в Российский союз автостраховщиков.
Важное значение отводится подготовке документов и доказательств вины второй стороны. К исковому заявлению прикладываются:
В исковом заявлении указывается суммарная сумма ущерба. Она складывается из:
Добиться успеха по страховке без содействия квалифицированного юриста в этом деле очень сложно. Он поможет грамотно составить исковое заявление, а также получить информацию о платежеспособности виновной стороны (сведения о состоянии счета, наличии движимого и недвижимого имущества).
Не забудьте в иске указать пожелание о наложении ареста на транспортное средство, на котором было совершено ДТП! При отсутствии возмещения ущерба судебные приставы смогут его выставить на торги, а вам выплатить причитающуюся компенсацию.
В случае если у виновника нет полиса по страхованию ответственности, помимо судебной инстанции пострадавший должен составить и подать заявку в РСА.
Вышеприведенный порядок получения страховой суммы подходит в случае, когда авто требует ремонта, но не утратило своих функций. Если же восстановление невозможно или нецелесообразно, то страховая будет настаивать на конструктивном уничтожении транспортного средства.
Как правило, это происходит, если для восстановления машины требуется порядком 60-80% от ее стоимости. Окончательное решение зависит от составленного автоэкспертом заключения о стоимости ремонта.
Если принимается решение об уничтожении авто, остается узнать, в чью собственность отойдут его остатки. Если их владельцем остается страхователь, то ему присуждают компенсацию.
Все спорные моменты, касающиеся конструктивного уничтожения транспортного средства, оговариваются в страховом соглашении, поэтому перед подписанием, тщательно читайте все положения договора.
Выше рассмотрены общие случаи получения возмещения при ДТП. На практике же, могут возникнуть тысячи различных вариаций, например, если за рулем был один человек, а собственником является другой. По утверждению юристов, более реально требовать возмещения с владельца машины. При возникновении той или иной неоднозначной ситуации может помочь юридическая контора, работающая в сфере автострахования.