Rab регулирование в энергетике методика и практика. RAB-регулирование как инструмент привлечения инвестиций в электроэнергетику. Из чего RAB формирует тариф

Rab регулирование в энергетике методика и практика. RAB-регулирование как инструмент привлечения инвестиций в электроэнергетику. Из чего RAB формирует тариф

Водогрейные котлы Энергия относятся к чугунным секционным котлам шатрового типа с ручной топкой в нижней части. Они предназначены для теплоснабжения жилых, общественных и производственных зданий, а также объектов сельскохозяйственного назначения: ферм, теплиц.

Основные характеристики

Существует три основных модификации: Энергия-3, Энергия-3М и Энергия-6. Котлы "Энергия-6" отличаются большим количеством секций, большей производительностью, но при этом меньшими габаритами.

Коэффициент полезного действия котлов Энергия составляет не менее 70%. Температура воды на выходе поддерживается от 95 до 115 °С.

Топливо

Котлы Энергия работают на грохоченном и рядовом каменном угле. Возможно их использование для работы на газовом топливе при условии модификации фронтовых плит и установки газовых горелок. Тепловое напряжение поверхности нагрева при этом должно быть снижено во избежание разрыва секций.

Устройство котла

Поверхность нагрева котлов состоит либо из одинаковых секций, либо из внешних и внутренних секций в зависимости от модификации. Так, котлы Энергия-3 могут иметь от 18 до 34 секций, а Энергия-6 - от 20 до 36.

В комплект пакета секций входят только средние или средние и 4 крайние секции. Секции собираются в два пакета с помощью ниппелей, скоб, патрубков и стяжных болтов. Пакеты устанавливаются на стенки топки, которые выполнены из огнеупорного кирпича.

К каркасу секций крепится конструкция фронтовой плиты. Она состоит из загрузочной дверки, кожуха и двух блоков зольниковых дверок. Фронт загрузочной дверки оборудован поворотной плитой, с помощью которой открывается проем для удаления шлака.

Задние верхние патрубки закрыты глухими фланцами, передние нижние патрубки - фланцами с отверстиями для спуска воды. К передним верхним патрубкам крепится тройник с устройством для установки термометра и манометра. По обеим сторонам котла выполнены газоходы с установленными в них шиберами для регулирования тяги. В задней стенке имеется отверстие для дополнительной подачи воздуха в топку. Боковые стенки, передняя, задняя и верхняя части пакетов котла снаружи обмурованы кирпичом.

Принцип работы

Вода к котлу подводится через нижний тройник. Отсюда она подается в секции как правого, так и левого пакетов. В них вода нагревается газами топки и через верхний тройник поступает в отопительную систему.

Котлы Энергия работают на ручной колосниковой топке с откидной шуровочной плитой. Топка оборудована колосниками, которые опираются на колосниковую балку, вмурованную в стенки котла. Колосники изготавливаются из чугуна, иногда с разнообразными присадками типа кремния, хрома и алюминия. Со стороны поступления воздуха колосники имеют ребра высотой 100 мм. Для удобства колосники собираются в решетку. Колосниковая решетка служит для поддержания горящего топлива, удаления золы и шлака через отверстия между колосниками и для поступления воздуха, необходимого для процесса горения. Под колосниками расположен бункер для золы или зольник. Топливо загружается в топку вручную.

Сжигание твердого топлива происходит на колосниковой решетке. Во время эксплуатации котла необходимо поддерживать определенную толщину слоя как топлива, так и шлаков в зольной камере.

Образовавшиеся в топке продукты сгорания поднимаются наверх, омывают поверхности секций обоих пакетов, нагревают их и находящуюся в них воду. Затем по газовым каналам, которые образуются ребрами секций, опускаются в боковые газоходы, а оттуда в боров.

Рабочее давление в котле должно поддерживаться не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см) при температуре воды 95-70 °С и 0,35 МПа (3,5 кгс/см) при температуре 115-70 °С.

Регулирование тяги осуществляется шиберами. Они управляются тросом с противовесами, которые выведены на фронтальную плиту котла.

Для предотвращения накипи необходимо проводить водоподготовку (химическую, магнитную) в соответствии с типовым проектом котельной.

Преимущества и недостатки

Котлы Энергия хотя и вытесняются стальными котлами, но достаточно распространены в коммунальном хозяйстве. Они имеют небольшие размеры, просты в эксплуатации, при необходимости могут быть переоборудованы для работы на жидком и газообразном топливе.

Но, как и во всех чугунных секционных котлах шатрового типа, в них недостаточно эффективно используются конвективные поверхности нагрева (только продольное омывание). В случае, если вы решили произвести замену вышедших из строя котлов Универсал, обратите внимание на стальные водогрейные котлы КВр . Они имеет более низкую стоимость, более экономичны и надежны в работе, имеют более высокую монтажную готовность.

Запасные части

Для котлов Энергия современными производителями выпускается широкий спектр запасных частей:

  • секции;
  • блоки зольных дверок;
  • фронт загрузочный;
  • плита;
  • шиберы;
  • балка колосниковая;
  • колосники;
  • решетка;
  • корпус;
  • тройники;
  • фланцы;
  • патрубки;
  • отводы;
  • ниппели;
  • рукоятки;
  • защелки;
  • скобы.

Их можно использовать для ремонта существующих котлов, а также для монтажа новых.

Сущность RAB-регулирования

RAB-регулирование – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать как собственные, так и заемные средства. Регулятор, в свою очередь, будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не в один год (как сегодня), а в течение 20 и более лет, аналогично механизму ипотечного кредитования. Тарифы устанавливаются на период 3-5 лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость «правил игры» для инвесторов, снижает их риски, а значит и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Также тарифы ежегодно корректируются на макроэкономические факторы, например, инфляцию, если она вышла за прогнозируемые показатели.

Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. RAB-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю – оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года) как в настоящее время, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, т.к. сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия.

Особенностью государственного установления цен (тарифов) в электроэнергетике является определение так называемой «необходимой валовой выручки» (НВВ). Согласно Основам ценообразования под этим термином подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Отношением НВВ и объема оказываемых услуг устанавливается цена на услуги регулируемых предприятий электроэнергетики. Практикуемый до сегодняшнего момента в установлении тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает ежегодный пересмотр регулятором НВВ каждой регулируемой компании.



Длительность первого долгосрочного периода регулирования для «обкатывания» новой методики составит 3 года, продолжительность же последующих периодов – 5 лет.

Следует учесть, что НВВ состоит из расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величины возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), а также дохода на инвестированный капитал и величины изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов.

В целях стимулирования регулируемых компаний к снижению издержек, предусмотрено применение понижающего коэффициента эффективности операционных расходов. Для обеспечения одинаковых стимулов к снижению расходов на протяжении всего долгосрочного периода регулирования предусмотрен механизм, позволяющий организации получать выгоды от экономии операционных расходов, достигнутой в последние годы долгосрочного периода регулирования, на протяжении 5 лет, в том числе в течение следующего долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с Методическими указаниями доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электрической энергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7.

На первый долгосрочный период регулирования ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России устанавливает норму доходности инвестированного капитала отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, устанавливаются единой ставкой.

История RAB

Электросетевые комплексы многих стран Европы используют метод RAB-регулирования уже давно. Первыми были англичане. Они применили RAB в начале 1990‑х годов. Постепенно на новый метод тарифообразования перешли Канада, США, Австралия, многие страны Западной Европы. С 2002 года на RAB перешли Румыния, Болгария, Польша и ряд других государств. В прошлом году и правительство России рекомендовало администрациям регионов в 2010 году перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. Федеральный закон № 261‑ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», распоряжение правительства РФ № 30‑р обязывают все сетевые организации к 2012 году перейти на долгосрочное регулирование. Предполагается, что RAB обеспечит стимулирование привлечения инвестиций в развитие сетей, поскольку в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора.

Сравнение метода «Затраты плюс» и «RAB-регулирование» .

В последнее десятилетие в России при формировании тарифов в электроэнергетике применяется метод экономически обоснованных затрат - так называемый метод «Затраты плюс». Принцип «Затраты плюс» заключается в том, что электросетевые компании подают предложения в региональные тарифные органы, в которых заявляют расходы на ремонты, материалы, фонд оплаты труда, налоги (всего порядка 30–40 статей) с корректировкой на прогнозируемую инфляцию. Затем ФСТ устанавливается тариф.

Метод «Затраты плюс» имеет ряд недостатков, главным из которых является краткосрочное регулирование. Как известно, на подготовку проектно-сметной документации, отведение земли и непосредственно строительные работы электросетевого объекта требуется 3–4 года. При этом известен тариф только первого года инвестиционного цикла. Это вызывает проблемы с банками, которым требуются гарантии в отношении тарифов на весь период инвестиционного цикла. В связи с недостаточной информацией и отсутствием гарантий банки не могут предоставлять кредитные ресурсы на длительный срок; в основном практикуется краткосрочное кредитование, что экономически невыгодно.

Такое положение противоречить принципу реформирования электроэнергетики, который предполагает переход на тарифообразование, позволяющее компаниям получать экономически обоснованную прибыль и привлекать инвестиции для своего развития.

В целях реализации принципа реформирования энергетики приказом ФСТ от 26 июня 2008 г. N 231-э утверждены «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».

Метод доходности инвестированного капитала, основанный на возврате сделанных вложений, позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.

Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств (RAB - regulatory asset base) относительно новая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в развитие электросетевого хозяйства.

В табл. 6.3 приводится сравнение методов регулирования тарифов «Затраты плюс» и RAB.

Таблица 6.3

Общим для обоих методов является то, что источником финансирования инвестиционных программ является тариф. Принципиальное отличие рассмотренных подходов заключается в том, что по затратной схеме «Затраты плюс» компания, получив прибыль по двум статьям на инвестированный капитал и затраты на амортизацию, именно ее инвестирует в течение года в свое развитие.

При использовании RAB источником финансирования инвестиционных программ так же является тариф. Но для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал и ту часть возврата инвестиционного капитала, которая покрывает амортизацию. При этом деньги, полученные в виде тарифа, не направляются напрямую на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Таким образом, кредитные деньги позволяют осуществить мероприятия по обновлению оборудования, что, в свою очередь, снижает издержки и увеличивает доход компании.

Таким образом, метод регулирования тарифа по схеме RAB обладает преимуществом в части снижения издержек и возможности привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Дополнительными преимуществами метода являются:

возможность долгосрочного планирования развития сетевых компаний;

предсказуемый тариф и повышение качества услуг сетевых компаний.

Экспертная оценка на перспективу 20 лет показала, что суммарный рост тарифа за расчетный период по методу RAB будет выше, чем по методу «Затраты плюс», но будет иметь более плавные годовые темпы роста - за счет того, что инвестиционная составляющая прибыли будет включаться в тариф после ввода объекта в эксплуатацию. При этом инвестиционная составляющая прибыли, включенная в тариф, будет распределена на весь период эксплуатации, в то время как по методу «Затраты плюс» инвестиции на развитие объекта включаются в тариф до его ввода.

Основой для расчета тарифа по методике RAB является инвестированный капитал, который состоит из двух частей:

первоначальная база капитала - стоимости активов сетевой компании на момент введения RAB;

новый капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником.

Необходимая валовая выручка складывается из трех частей:

возврат инвестированного капитала (амортизация нового и первоначального капитала за 35 лет), что позволит инвесторам в срок до 35 лет вернуть весь инвестированный капитал;

начисление дохода на инвестированный капитал, средства, на выплату которого закладываются в необходимую валовую выручку.

текущие расходы на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и другие затраты.

Позволит стимулировать компании к инвестициям в сетевую инфраструктуру. Такое мнение высказал президент Украинского национального комитета CIGRE, экс-замминистра энергетики Александр Светелик, пишет

"RAB-регулирование - это система стимулирования компаний работать эффективно. RAB-регулирование - это не то, что европейская, это общемировая практика, это очень прогрессивный метод установления тарифов для поставляющих компаний. То есть компании начинают работать на экономику – для себя и на надежность электроснабжения потребителя. Они заинтересованы в том, чтобы их сети были устойчивы, чтоб они работали надежно, безопасно, чтоб не было отключений", - отметил эксперт.

По его словам, критика RAB-регулирования преимущественно связана с общим состоянием энергетики сегодня.

"Энергетика в загоне. У нас критическое состояние сетей и министерство всегда показывает, что сработка ресурсов очень большая. Поэтому тут нет никаких секретов – сети надо восстанавливать, сети надо ремонтировать и эксплуатировать, развивать, оптимизировать, потери надо уменьшать - все это требует денег. Если в это не вкладывать, то сеть ляжет, и мы нарушим нормальное электроснабжение", - добавил он.

По его мнению, когда Украина внедрит RAB-регулирование тарифов, энергокомпании будут заинтересованы в том, чтобы оптимизировать свои затраты, максимально их снижать, не нарушая электроснабжение "А если они будут снижать свои затраты на распределение электроэнергии... за счет оптимизации сети, нормального построения, можно снизить потери. Сегодня энергоснабжающие компании не заинтересованы в этом снижении. Регулятор все равно считает все их затраты, ставит какую-то рентабельность и каждый месяц регулирует. RAB-регулирование дает возможность пять лет компании самой делать свою экономику, оптимизировать работу электросети и при этом обеспечить надежность электроснабжения, то есть услуги, комфорт для потребителя", - считает Светелик.

Вместе с тем он отметил, что размер ставок RAB-регулирования должен быть основан на экономических расчетах, а не сторонних оценках. "Как считать экономику работы энергоснабжающих компаний - это лучше всего знает НКРЭКУ... Эта ставка не должна быть ниже банковских кредитов, то есть, чтобы не было выгоднее положить деньги на депозит, чем вкладывать в развитие", - уверен он.

Эксперт высказал надежду, что Нацкомиссия будет контролировать использование денег, которые получит компания в виде инвестиций. "И этот механизм предусматривает очень жесткий контроль, и комиссия должна показать всем, что эти все средства, которые туда вложат, они будут под контролем и что это действительно деньги, которые будут инвестированы в развитие сетей и улучшение электроснабжения наших потребителей", - резюмировал он. Как известно, 11 января в Украине вступает в силу нормативная база, согласно которой энергопоставщики областей (облэнерго) и водоснабжающие компании (водоканалы) переводятся на стимулирующее регулирования тарифов (RAB).

Согласно постановлению №972, норма доходов для облэнерго составляет 12,5%. RAB-регулирование – это система тарифообразования, которая предусматривает учет объемов вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг, что призвано мотивировать поставляющие компании к снижению расходов и потерь энергоносителя в сетях. По словам ряда аналитиков, такая в долгосрочной перспективе.

Предвыборный год для энергетических компаний ознаменовался давлением со стороны регулятора: были снижены ранее утверждённые темпы роста тарифов, срок индексации перенесён с 1 января на 1 июля 2012 года, что сократит эффект от повышения тарифов в следующем году вдвое. Обсуждается также отказ с 2012 года от инвестиционной составляющей в тарифах ГЭС, планируется «перезагрузка» RAB-регулирования для сетевых компаний. «Все эти меры потенциально ведут к сокращению прибылей энергетических компаний, а следовательно, собственных средств, которые энергетики могут направить на реализацию инвестиционных программ, - полагает аналитик ИК “Велес Капитал” Анна Дианова . - В условиях ограниченности кредитного ресурса компаниям приходится прибегать к урезанию инвестпрограмм на ближайшие три года. В настоящее время инвестиционные программы “РусГидро”, ФСК ЕЭС и холдинга МРСК находятся на стадии пересмотра и в 2012 году могут быть уменьшены на 20–30 процентов» Решения будут приняты в ближайшее время, однако пока конкретные цифры и список объектов, которые могут недополучить финансирование, не раскрываются. Похоже, что ужесточение регулирования отрасли продолжится и в следующем году.

Потери пока неизвестны

Энергокомпании не раз заявляли о намерениях обсудить свои планы по уменьшению инвестиций с регулирующими органами. Аргументация - рост тарифов стал меньше, чем планировалось (для МРСК и ФСК). Кроме того, регулятор намерен убрать инвестиционную составляющую для тарифа «РусГидро», рассказывает Андрей Емарлуков, директор краснодарского филиала ИК «Атон». «Какие конкретно объекты недополучат финансирования, пока неизвестно, - говорит г-н Емарлуков. - Проекты “РусГидро” на Юге невелики, поэтому их вряд ли будут сильно сокращать. Также инвестпрограмму может незначительно сократить МРСК Северного Кавказа».

В «РусГидро» сообщили, что инвестпрограмма находится на утверждении в Минэнерго, но подтвердили, что «проект инвестиционной программы предполагает корректировку объёмов финансирования в 2012 году в сторону уменьшения инвестиций» без упоминания цифр и объектов. В ФСК ЕЭС «Эксперту ЮГ» сообщили, что не готовы комментировать инвестиционный вопрос до тех пор, пока не будут приняты решения Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в отношении тарифообразования на второе полугодие 2012 года (ориентировочно - февраль-март 2012). В начале декабря ФСТ «заморозила» индексацию тарифов ФСК на первое полугодие будущего года на уровне тарифов 2011 года. Соответственно и выручка компании существенно уменьшится, тем более что уже в этом году снизилась совокупная прибыль сетевых компаний.

В апреле правительство приняло постановление, предписывающее ограничить темпы роста тарифов на распределение электроэнергии на 15% во всех регионах начиная с мая. «Снижение тарифов было осуществлено в основном путём сокращения тарифов для ФСК и МРСК, на которые пришлось 65 процентов всего снижения совокупной регулируемой выручки от распределения электроэнергии, - комментируют в “Атоне”. - Как представляется, сокращение выручки ФСК и собственной выручки МРСК (в 2011 году выручка МРСК снизилась на шесть процентов) производилось преимущественно посредством предусмотренного методологией RAB-механизма сглаживания тарифов, подразумевающего перенос необходимой регулируемой выручки на несколько лет вперёд».

Аналитик ИК «Финам» Алексей Ковалёв также подтверждает, что пересмотр инвестпрограмм происходит в связи с ужесточением тарифного регулирования. «Инвестпрограммы не предполагали жёсткого предвыборного снижения темпов роста тарифов, которое произошло в текущем году, - поясняет г-н Ковалёв. - Речь в первую очередь идёт о сетевых компаниях (МРСК и ФСК), поскольку именно они работают в системе тарифного регулирования, хотя генераторы тоже испытали на себе последствия сдерживания роста тарифов, прежде всего на мощность. Вряд ли сокращению подвергнутся олимпийские объекты, тогда как по остальным региональным проектам пересмотр вполне возможен». В «МРСК Юга» и «МРСК Северного Кавказа» от каких-либо комментариев отказались.

Эксперты по-разному комментируют инициативы энергокомпаний по сворачиванию инвестпрограмм. «Дать однозначную оценку действиям компаний, на наш взгляд, нельзя, - считает Анна Дианова. - С одной стороны, уровень износа основных фондов в отрасли остаётся выше 50 процентов, что мешает её нормальному функционированию и повышает риск аварийности. С другой стороны, обширные обязательства по инвестпрограммам оказывают давление на справедливую стоимость энергетических компаний. С такой точки зрения сокращение инвестиций выглядит как адекватный шаг в ответ на снижение тарифов».

С этим не вполне согласен Евгений Рудаков , руководитель отдела экономико-математического моделирования департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий. «Рост тарифов в последние годы был таким, что если у кого-то из энергетиков и имеются основания для корректировки инвестпрограмм в сторону снижения на будущий год, то только у тепловых генерирующих компаний, - полагает г-н Рудаков. - В преддверии выборов тарифные аппетиты Русгидро, Росэнергоатома и сетевых компаний просто решили немного ограничить. Заодно пострадали и тепловые компании, которым отказали в индексации уровня оплаты мощности». В «Атоне» считают, что перед выборами принимались популистские решения для уменьшения тарифов МРСК, чтобы снизить нагрузку на потребителя, и поэтому финансовые показтели компании не растут должным образом: приходится занимать, чтобы проводить согласованную инвестпрограмму.

Регулятор выбирает правила

В 2010 году правительство перевело сетевые компании на формирование тарифа по системе RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) вместо прежней системы «затраты+». Новый расчёт тарифа направлен на привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Методика RAB-расчёта тарифа производится таким образом, чтобы компания получала гарантированный возврат инвестиций, а также доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Однако, по словам чиновников, применение RAB-регулирования тарифов не оправдало ожиданий. В феврале 2011 года курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин пожаловался на существенный рост доли сетевой составляющей в конечной цене, а в марте замглавы ФАС Анатолий Голомолзин посетовал на то, что в тарифе учитываются не прошлые, а будущие затраты сетевых компаний.

Эксперты же полагают, что RAB-регулирование при разумном и стабильном применении - это вполне действенный механизм. «В условиях высоких обязательств компаний по инвестиционным программам применение этого метода ведёт к значительному росту тарифов для потребителей, а это противоречит политике сдерживания тарифа, - рассуждает Анна Дианова. - Однако при существующем уровне износа основных фондов масштабные инвестиции в отрасль необходимы. В этих условиях любой подход в тарифообразовании обречён на “непрозрачность” с точки зрения регулятора и не будет оптимальным». Достоинства же RAB-регулирования для сетевых компаний заключаются в том, что метод позволяет осваивать значительные объёмы инвестиций, помогает привлекать кредитные ресурсы и стимулирует к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании. «На сегодняшний день “МРСК Юга” из-за разногласий с администрацией Волгоградской области не перевела на RAB-регулирование крупнейший филиал - “Волгоградэнерго”, - продолжает г-жа Дианова. - В результате рентабельность “Волгоградэнерго” по EBITDA за первое полугодие 2011 года ниже среднего по холдингу значения (17 процентов), что снижает инвестиционную привлекательность компании».

В долгосрочной перспективе RAB-регулирование, по мнению экспертов, выгодно для потребителей, так как повышение эффективности работы сетевого комплекса ведёт к постепенному снижению тарифа. Однако чтобы этого добиться, необходим контроль за эффективностью инвестиций. «Действительно, есть понимание, что применение RAB-регулирования идёт с некоторым “скрипом”, - считает Алексей Ковалёв. - И дело здесь не только и не столько в предвыборных опасениях властей по поводу роста инфляции, но и в том, что зачастую с помощью RAB-тарифов стали финансироваться неэффективные, а то и вообще ненужные инвестиции. И всё же, если мы заинтересованы в долгосрочном устойчивом развитии сетевой инфраструктуры, от RAB-регулирования, пусть и в некоем модифицированном варианте, направленном на то, чтобы компании не «раздували» инвестпрограммы, по-видимому, не уйти».

Проблемы российского RAB

По мнению экспертов, в России метод RAB-регулирования зачастую используется некорректно; это не только негативно влияет на прибыль компаний, но и делает их денежные потоки непредсказуемыми, давая регулятору возможность легко ими манипулировать. Такая практика подрывает основы метода RAB-регулирования и представляет угрозу для акционерной стоимости распределительных компаний.

Аналитики отмечают три основных категории проблем RAB-регулирования, вызывающие убытки для распределительных компаний, которые могут быть не в полной мере компенсированы регулятором в дальнейшем. Первое - регулятор зачастую не компенсирует недополученный доход в полном объёме или вообще не компенсирует; в любом случае такая компенсация не учитывает фактическую временную стоимость денег. Второе - неправильная практика сглаживания тарифов.Уменьшение выручки в предыдущие годы иногда не компенсируется в полном объёме в последующие годы, а в некоторых случаях компенсация не учитывает временную стоимость денег, то есть сглаживание тарифов подчас принимает форму простого урезания регулируемой выручки. Третье - некорректный пересмотр тарифов, в процессе которого в мае 2011 года регулирующие органы иногда сокращали подконтрольные операционные издержки и сглаживали тарифы без надлежащей (а иногда вообще безо всякой) компенсации.

Некоторые из этих проблем обусловлены нарушением регуляторами RAB-методологии, а другие связаны с изъянами самого метода. Например, в его рамках недополученный доход индексируется в соответствии с инфляцией (порядка 7%), а сглаживание тарифов индексируется по базовой регулируемой норме доходности (11%). «На наш взгляд, основная причина проблем RAB-регулирования - это вмешательство федерального правительства, которое не позволяет регуляторам принимать экономически обоснованные тарифные решения, - комментируют аналитики “Атона”. - Непоследовательные действия правительства снижают стимулы для частных инвестиций в отрасль».

Для нормального инвестпроцесса в отрасли всем компаниям - и сетевым, и генерирующим - от государства необходимы всего две вещи: чёткие правила игры и гарантии, что эти правила не будут кардинально изменяться хотя бы 5–7 лет, убеждён Евгений Рудаков. «К сожалению, сейчас большая часть инвесторов рассматривает электроэнергетику как высокорискованный бизнес и стремится к тому, чтобы не инвестировать при плановых сроках окупаемости выше 7–10 лет», - резюмирует г-н Рудаков.

Метод доходности инвестированного капитала - метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом возврата инвестированного капитала в установленный срок и получения дохода на инвестированный капитал. Также данный метод известен как метод RAB-регулирования. RAB - Regulatory Asset Base (регулируемая база инвестированного капитала).

Метод доходности инвестированного капитала - достаточно новый для России метод тарифообразования (некоторые дочерние компании ПАО "Россети" - ранее ОАО "Холдинг МРСК" перешли на RAB-регулирование с 1 января 2009 года), хотя на западе известен и широко применяется еще с 70-х годов прошлого столетия. Применять в России данный метод стали из-за острой проблемы изношенности объектов инфраструктуры - основа инфраструктуры была введена в эксплуатацию задолго до начала XXI века. Объективно существовала и существует нехватка финансирования инвестиционных программ регулируемых компаний. С каждым годом все больше средств необходимо для реконструкции и строительства новых мощностей. В советский период, вопрос о том, за счет каких средств будет осуществляться инвестирование в естественно-монопольные отрасли, не стоял, т.к. капитал был государственным. В условиях рыночной экономики и многообразия собственников регулируемых организаций данный вопрос приобрел особую актуальность, т.к. основным источником финансирования регулируемых субъектов теперь является потребитель. Использование RAB-регулирования призвано решить проблему нехватки инвестиционных средств посредством рационального использования средств потребителей.

RAB-регулирование является долгосрочным методом тарифного регулирования, т.е. устанавливается на срок от пяти лет. Данный метод предусматривает гарантированную норму прибыли инвестированного капитала, а вкупе с долгосрочностью выплат является привлекательным для потребителей. Получение процентов на инвестированный капитал и возврат самого инвестированного капитала несут в себе достаточно низкие риски, поэтому данный метод тарифообразования позволяет привлекать значительный капитал в естественно-монопольные отрасли, а также, в долгосрочной перспективе, является относительно необременительным для потребителя. Привлеченный капитал будет использован исключительно в целях инфраструктуры: создание новых, реконструкция и ремонт старых капиталоемких объектов.

Возврат привлеченного капитала осуществляется в равных долях в течение всего срока, на который он привлечен. Первые выплаты по возврату привлеченного капитала следуют через год после введения в эксплуатацию соответствующих инфраструктурных объектов.

НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода RAB-регулирования, подлежат ежегодной корректировке органом тарифного регулирования в части их расхождения с плановыми значениями.

Помимо возможности привлекать значительные инвестиции в регулируемую отрасль, рассматриваемый метод тарифообразования также способен стимулировать хозяйствующие субъекты к сокращению своих расходов. Средства, которые регулируемой компании удастся сэкономить, останутся в е? тарифе на протяжении всего периода регулирования - т.е. на последующие пять лет. Таким образом, в отличие от затратного метода тарифообразования, у регулируемых компаний появляется стимул снижать свои затраты. С другой стороны, сэкономленные средства не будут представлены в НВВ через пять лет, поэтому, стимул к экономии можно считать весьма сомнительным в долгосрочной перспективе.

RAB-регулирование эффективно, при условии соблюдения следующих условий:

  • 1) долгосрочность периода регулирования;
  • 2) наличие утвержденной и объективной инвестиционной программы.

При установлении RAB-регулирования на долговременный срок (20- 35 лет), рост тарифов будет минимальным, т.к. тарифное бремя потребителей будет распределено на продолжительный период времени. Однако установление RAB-регулирования в краткосрочной перспективе (3-5 лет) способно вызвать существенный рост тарифов, что самым печальным образом скажется на потребителе.

Метод RAB-регулирования, в текущей обстановке, когда естественно-монопольные объекты и оборудование находятся в изношенном состоянии, когда требуется модернизация и замена большей части инфраструктурного фонда, представляется весьма перспективным методом тарифного регулирования. Однако применять данный метод нужно взвешено, трезво оценивая инвестиционные программы и сроки возврата привлеченного капитала.