Путь к устойчивому развитию отечественных предприятий. Обеспечение устойчивого развития организации. Цель, задачи и функции управления устойчивым развитием промышленного предприятия

Выходные данные сборника:

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Костромин Пётр Александрович

аспирант ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», г. Москва

E-mail: kostroma 2008 loko @ rambler . ru

Устойчивое развитие предприятия представляет собой комплексное понятие, которое зависит от большого количества экономических, экологических и социальных факторов. В условиях решения задач всесторонней модернизации экономики актуальной становится проблема сохранения и оценки устойчивого развития предприятия, так как различные стратегии модернизации по-разному влияют на показатели его устойчивого развития. В связи с этим, в статье рассмотрены основные стратегии модернизации и их влияние на показатели устойчивого развития предприятия.

Классическое определение устойчивого развития было дано в опубликованном в 1987 году докладе «Наше общее будущее» Комиссией ООН по окружающей среде и развитию . Согласно этому документу устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего развития, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Однако в условиях модернизации экономики предприятий возникает вопрос необходимости потребления значительного количества экономических, экологических и социальных ресурсов за относительно короткий промежуток времени, что создаёт угрозы для возможности сохранения устойчивого развития предприятия.

Тема устойчивого развития предприятий получила особую актуальность после мирового финансово-экономического кризиса, поразившего мировую экономику в 2007 году и приведшего к 2011 году к значительному ухудшению основных показателей мировой экономики, снижению доверия к устойчивости рынков, платёжеспособности предприятий и даже к надёжности экономических систем государств. Одной из его основных причин стала неэффективная деятельность крупных предприятий, которые принимали на себя чрезмерные риски по основной деятельности, а затем скрывали неудачные результаты реализуемых проектов.

Различные предлагаемые типы модернизации по-разному воздействуют на основные показатели устойчивого развития предприятия, поэтому для предприятия необходимо выявить набор ключевых показателей устойчивого развития для целей оценки степени влияния на них различных типов модернизации.

Страны с развитой рыночной экономикой используют стратегию «наращивания», сущность которой состоит в разработке и применении на практике инноваций, основывающихся на накопленном годами научно-техническом потенциале. То есть в развитых странах инновации работают сами на себя, позволяя, используя имеющиеся достижение науки, значительно продвинуться в решении задач модернизации и инновационного развития.

Развивающиеся страны наиболее часто используют модели переноса инноваций из наиболее развитых стран, а также догоняющего развития, предусматривающего выпуск такой производственной продукции, которая ранее уже выпускалась в развитых странах.

Где: У - интегральный показатель устойчивого развития предприятия;

α - вес показателя, определяемый экспертным путём;

K - показатель, выраженный в долях единицы;

n - количество используемых показателей.

Круг таких коэффициентов достаточно широк и различные авторы предлагают свои наборы коэффициентов, основные из которых представлены в таблице 1 .

Таблица 1.

Основные показатели устойчивого развития предприятий

Экономические показатели

Финансовые коэффициенты

Технологические коэффициенты

маневренности и автономии

годности основных фондов (ОФ)

текущей платёжеспособности

обновления ОФ

финансовой зависимости

прироста ОФ

Организационные коэффициенты

Производственные коэффициенты

эффективности управления

производственной устойчивости

экономичности оргструктуры

рентабельность производства

чистая прибыль на 1 работника управления

производственного потенциала

Маркетинговые коэффициенты

Инвестиционные коэффициенты

изменения объёмов продаж

Инвестиционной активности

маркетинговых затрат

Инвестиций в основной капитал

доля рынка

Инвестиций в НИОКР

оборота товарных запасов

Финансовых инвестиций

Инновационные коэффициенты

прогрессивности оборудования

обновления активной части ОФ

прироста производительности труда

обновления продукции

Экологические показатели

безотходность производства

уровень использования вторичного сырья

коэффициент ресурсосберегающих технологий

уровень загрязнения окружающей среды

Социальные показатели

стабильность кадров

обеспеченность нормальных условий труда

отношение средней зарплаты на предприятии к средней зарплате по отрасли

задолженность по зарплате на 1 работника

Так как единичное предприятие входит в состав промышленности, которая, в свою очередь, - в состав российской экономики, то политика модернизации, проводимая государством, по-разному влияет на показатели устойчивого развития предприятий.

Модель догоняющего развития предусмотрена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года . Однако данная модель не учитывает динамику экономического роста наиболее развитых стран, так как даже успешное внедрение ранее выпускавшейся инновационной продукции требует финансовых и временных затрат, что может только усилить отставание от наиболее прогрессивных стран, затраты которых на внедрение инноваций меньше, благодаря уже накопленному опыту и наличию необходимого финансирования. Кроме того, в принципе невозможно в достаточном количестве заимствовать все технологии и продукцию, выпускающуюся в развитых странах, что создаст дисбаланс между ведущими отраслями, для которых эта модель применима и будет использоваться, и прочими отраслями, которые будут в дальнейшем деградировать . Данная модель не предусматривает резкой смены техники и технологии производства, так как своей целью ставит заимствование ранее существовавших способов производства как стартовой площадки для развития своих. Однако в российских условиях такая модель может привести к ещё большему отставанию в развитии инновационных процессов производства, так как развитые страны по определению совершенствуют свои технологии опережающими, по сравнению с нами, темпами. Таким образом, повысив на время уровень инновационной устойчивости, технологическая и финансовая устойчивость таких предприятий будет снижаться, что негативно повлияет на перспективы устойчивого развития предприятий в целом.

Использование модели переноса инноваций создаёт зависимость от степени использования инновационных технологий в развитых странах и не может быть использована для отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения национальной безопасности. Кроме того, создание преференций для привлечения иностранных производителей без программ по обмену опытом создаёт предпосылки исключительно для завоевания национального рынка иностранными фирмами-конкурентами и не способствует заимствованию наиболее прогрессивных разработок отечественными предприятиями. Следовательно, данная модель также не решает проблем состояния реального сектора экономики и потребностей в обновлении основного капитала, особенно его активной части, а также снижает рыночную устойчивость предприятий, так как крупнейшие иностранные корпорации не передадут свои наиболее прогрессивные технологии без перспектив организации собственного производства в России и завоевания национального рынка.

Понимая существующие недостатки данных моделей, российскими учёными-экономистами С. Глазьевым и В. Мау была выдвинута идея о необходимости опережающей модернизации . Данная стратегия предусматривает определение ключевых направлений технологического прогресса, развитие производства в данных областях, что позволит российской экономике раньше других начать получать максимальные выгоды от будущей волны экономического роста. Однако, по поводу механизмов перехода к опережающей модернизации в российской научной среде развернулась дискуссия. Наибольшие различия в решении этих проблем содержатся в аналитическом докладе Центра исследований постиндустриального общества «Принуждение к инновациям: стратегия для России» и в докладе Института современного развития «Россия XXI века: образ желаемого завтра». В докладе Института авторы формулируют концепции противоположной модели модернизации. Особое значение приобретает гуманитарная составляющая: ценности и принципы, мораль и мотивация . Новые ценности и принципы меняют соотношение статусов власти и общества, государства и человека.

По мнению специалистов Центра исследований постиндустриального развития такая стратегия может пройти достаточно болезненно для некоторых предприятий, так как сильная зависимость от экспортно-сырьевой модели развития не стимулирует крупные предприятия внедрять инновационные разработки . Для многих собственников совершенно невыгодно проводить политику модернизации, такие действия создадут не только угрозы для устойчивого развития предприятия, но и поставят под вопрос саму возможность его существования в отрасли. Однако ввиду того, что хозяйствующие единицы являются структурными элементами экономики, такой «эгоизм» предприятий неприемлем для развития станы в целом.

Таким образом, несмотря на то, что опережающая модель модернизации экономики создаст определённые проблемы для устойчивости и экономического состояния многих предприятий в настоящем, она представляется более предпочтительной для их целей развития в будущем. Внедрив новые технологии в прорывные области развития, можно добиться значительного обновления основных фондов, что будет способствовать повышению производственной и инновационной устойчивости. Выпуск продукции, востребованной как отечественным, так и мировым рынком, повысит рыночную и финансовую устойчивость предприятий. При этом, такая модель наиболее совместима с принципами экологической устойчивости, так как предполагает повсеместное внедрение ресурсосберегающих технологий и снижение выбросов отходов производства в окружающую среду. Кроме того данная модель позволяет развивать социальную устойчивость предприятия путём интеллектуализации производства, улучшения условий труда и развития человеческого потенциала, подчеркивая, что человеческие ресурсы являются самыми важными ресурсами в экономике предприятия.

Список литературы:

1.Алексеенко Н.В. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. Экономика и организация управления. 2009. - № 2. - С. 50-60.

2.Глазьев С. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики. Российский экономический журнал. 2011. - № 4. - С. 68-85.

3.Глазьев С. Стратегия-2020 - антимодернизационный документ. Российский экономический журнал. 2012. - № 2. - С. 3-9.

4.Зингер О.А. Комплексная оценка устойчивого развития промышленного предприятия. Вестник ИНЖЭКОНА. 2010. - № 2. - С. 373-378.

5.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 20.04.2013).

6.Мау В. Российская экономика: сильные и слабые стороны. Экономическая политика. 2006. - № 2. - С. 30-45.

7.Мельник Т.Е. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий на основе использования эффективного комплексного показателя его оценки. Дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Орёл: Орловский государственный технический университет. 2009. - 236 с.

8.Принуждения к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального развития, 2009. - 288 с.

9.Россия XXI века: образ желаемого завтра. М.: Экон-Информ, 2010. - 66 с.

10.Сергуняев С.Н., Трубицков С.В. Формирование оценки устойчивого развития промышленного предприятия. Экономика и управление. 2011. - № 2 - С. 30-34.

11.Хомяченкова Н.А. Механизм интегральной оценки устойчивости развития промышленных предприятий. Автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Московский государственный институт электронной техники. 2011. - С. 21.

12.Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.un-documents.net/our-common-future.pdf (дата обращения 20.04.2013).

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

Глава I Основные принципы устойчивого развития в России Глава II Основные этапы обеспечения устойчивого развития России Глава III Проблемы на пути к устойчивому развитию Заключение Список используемой литературы: Введение Переход к устойчивому развитию весьма сложный долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних...

PAGE 2 NUMPAGES 20

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию России

Контрольная работа по дисциплине «Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов и объектов»

Выполнил:

Студент группы ЭиП-ДМ-1

Факультета ФОТиОС

Будекина Дарья Сергеевна

Проверил:

Доцент кафедры социальной экологии

и природопользования

Кандидат социологических наук, доцент

Кириллов Николай Петрович

РГСУ

2011

Введение

Переход к устойчивому развитию - весьма сложный, долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой, гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних проблем долгосрочного развития страны, включая структурную и инвестиционную политику, вопросы изменения структуры потребления, охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экономической и экологической безопасности, социальной, научно-технической и региональной политики, а также внешнеполитические аспекты, где экологический фактор играет все более заметную роль в международных отношениях. Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию России .

На исходе XX столетия возросшая мощь экономики, негативные тенденции ее глобализации стали огромной разрушительной силой. Способность природы самовос c танавливаться и поддерживать развитие человечества оказалась не безграничной. Необычайно обострилась борьба за ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам, существенно увеличились масштабы нищеты населения. В результате мир столкнулся с проблемой беспрецедентной трудности - с необходимостью формирования, по существу, новой модели развития цивилизации, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному социально-политическому, экономическому и экологическому кризису.

В 1992 году Россия в числе 179 государств на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития.

Руководствуясь ими, первый Президент России утвердил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (Указ № 236 от 4.02.94) и "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (Указ № 440 от 1 апреля 1996 г.). По поручению Президента и последовавшему за ним постановлению Правительства РФ (№ 559 от 8 мая 1996 г.) Минэкономики России совместно с Госкомэкологии и другими заинтересованными федеральными органами разработало проект государственной стратегии устойчивого развития. Проект был рассмотрен Правительством в конце 1997 г. и направлен на доработку .

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ориентировала на сбалансированное решение задач сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений россиян. В проекте же комплексность проблемы была отражена совершенно недостаточно. Кроме того, была сомнительна реализуемость этого проекта. В 1998 г. группа академиков РАН под руководством председателя Научного совета по проблемам биосферы РАН академика А.Л. Яншина, бывшего тогда депутатом Государственной Думы РФ, провела экспертизу проекта и потребовала его переработки с участием авторитетных ученых различных специальностей, с использованием уникального научного потенциала Российской Академии наук.

В 1998 г. доработанная редакция проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации была представлена для обсуждения в Комиссию по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития Государственной Думы РФ второго созыва. Документ снова получил резко отрицательную оценку и был рекомендован к кардинальной переработке.

Комиссия Государственной Думы третьего созыва по проблемам устойчивого развития провела 2 октября 2000 г. Парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России", на которых был заслушан доклад Минэкономразвития РФ и была принята рекомендация создать при Комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии.

5 октября 2001 г. на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту РФ, Государственной Думе, Правительству РФ и др. органам по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе при Комиссии было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации и опубликовать его в издательстве Государственной Думы РФ [ 2].

Глава I Основные принципы устойчивого развития в России

Последовательный переход России к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк,1997). Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития, Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей. Основные принципы устойчивого развития формулируются следующим образом.

  1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.
  2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.
  3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.
  4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.
  5. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.
  6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.
  7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.
  8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.
  9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.
  10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.
  11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.
  12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.
  13. Свободный доступ к экологической информации.
  14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.
  15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.
  16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий .

Ориентация на системный социоприродный подход ноосферной ориентации, отказ от целей и приоритетов потребительского индустриального общества "экономического детерминизма" потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития цивилизации должны обеспечиваться без антропогенного давления на биосферу, без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, без экономического роста в его примитивном, "физическом" понимании .

Глава II Основные этапы обеспечения устойчивого развития России

Родоначальником учения об устойчивом развитии в российской науке считается В.И.Вернадский, разработавший теорию о ноосфере – сфере разума, где человек своим трудом, сознательным управлением обществом и природой гармонизирует их взаимодействие, не допуская со стороны общества разрушительного влияния на природу. По существу, как считают многие российские авторы, ноосфера является конечной целью стратегии устойчивого развития в нынешней постановке .

Устойчивое развитие - категория, в полном объеме относимая только к человечеству и природе в целом. Это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны, является частью устойчивого развития всего человечества.

Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.

Основными предпосылками устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал и экономические ресурсы. Для достижения устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также - в силу особой демографической ситуации - направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала.

Устойчивость России (в самом широком смысле) определяется - и еще долго будет определяться - запасом ее природных ресурсов. Природные богатства России являются основой для решения ее экономических и социальных проблем. На современном этапе, вероятно, единственный способ выйти на путь устойчивого развития - постепенный отказ от интенсивной продажи ресурсов, их разумная экономия, честное распределение природной ренты. Более того, природные ресурсы России служат всему человечеству: имея на своей площади 65% диких лесов планеты, мы очищаем воздух, потребляемый всем человечеством. Поэтому Россия вправе поставить перед миром вопрос о глобальной экологической ренте. Киотский протокол - первый шаг на пути справедливого решения этой проблемы.

Целью первого этапа устойчивого развития России (краткосрочная перспектива) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего период перехода страны к рыночной экономике и к демократическому гражданскому обществу.

Задачи этого этапа должны реализовываться в действиях Правительства по преодолению социально-экономического кризиса и обеспечению условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов: ренты за природные ресурсы, интеллектуального потенциала и высоко-технологических производств.

На этом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов.

Укрепление российской экономики, осуществление структурных преобразований, повышение ее эффективности должно производиться на базе современных экологически безопасных технологий с использованием современного мирового опыта. Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, малого и среднего предпринимательства, отказаться от реализации проектов, наносящих ущерб окружающей среде, либо таких, последствия которых недостаточно ясны. В рамках этого процесса важно начать процесс общей стабилизации экологической ситуации в стране, ее улучшения в наиболее неблагополучных регионах.

Главной внутриполитической целью устойчивого развития должна стать консолидация расслоившегося российского общества.

На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей.

Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:

В экономической сфере – дальнейшее развитие эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики (при постепенном возрастании роли планирования), обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экономию природных ресурсов, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции; введение гражданской ренты за природные ресурсы. Важной задачей останется внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, модернизация производства как условие повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенно-природного характера.

В экологической сфере - сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их безопасной переработки и утилизации.

В социальной сфере – ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, усиление социальной функции государства, обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан.

В сфере воспитания и образования – формирование у граждан экологически ориентированного мировоззрения, сознания ответственности за устойчивое развитие; формирование системы всеобщего непрерывного экологического образования, обеспечение доступа к информации о решении проблем устойчивого развития, усиление этих составляющих в программах обучения всех уровней. Формирование новой этики, основанной на отношении к биосфере, как фундаменту жизни; на необходимости соблюдения законов ее развития, вытекающих из них ограничений и запретов; на эффективном хозяйствовании, рациональном потреблении и здоровом образе жизни; на терпимости в межнациональных и межконфессиональных отношениях.

В сфере военной безопасности – поддержание военного потенциала, включая ракетно-ядерный, на уровне, необходимом для быстрого реагирования при осложнении международной обстановки, при обороне, при совместных действиях против международного терроризма, при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Целью третьего этапа устойчивого развития (долгосрочная перспектива, несколько десятилетий ХХI века) является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные, что соответствует дальнейшей ноосферной ориентации развития общества, осознания всеми необходимости рационального потребления .

Глава III Проблемы на пути к устойчивому развитию

На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства:

  • экономика, сорок лет сидящая на нефтяной игле и зависящая, следовательно, от колебаний цен на нефть, не является устойчивой;
  • в аграрном секторе пока не сложился устойчивый класс сельскохозяйственных производителей;
  • экологическая ситуация не улучшается, по разным причинам заметно увеличилось число техногенных аварий и катастроф;
  • природные ресурсы используются бесконтрольно;
  • возрастает социальное неравенство, снижается продолжительность жизни людей;
  • миллионы людей находятся в тяжелом психологическом состоянии под угрозой безработицы, без надежды на будущее.

Устойчивому развитию России мешает отсутствие согласия и объединенной политической воли в нашем обществе. Исторически выработанной готовности населения работать на общие цели противостоит другая национальная традиция – недоверие к власти, что создает крайнюю оппозицию. Преодолеть это состояние можно с помощью политических и законодательных мер, но при этом необходимо учитывать особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции, понимание нравственных императивов и ценностей нашего общества. Возможно, следует пойти на создание коалиционного правительства, чтобы перенести центр внутриполитических разногласий из общества в парламент, и, таким образом, консолидировать все социальные слои и сделать общество более устойчивым .

Важная особенность России - возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - 0,29, Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи .

Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.

Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.

Другой важный фактор - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Однако включение рентных механизмов требует политической воли.

Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.

Значительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся неэффективным использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием (без необходимой рекультивации) нарушенных сельхозугодий и т.д. Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природо-эксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, и, особенно, военных комплексов способствует "долгожительству" устаревших неэкологичных технологических процессов, ненадежности технических систем, ведущей к авариям и антропогенным катастрофам и т.д.

Охрана окружающей среды должна стать одной из главных стратегических целей развития. Темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым странам. Несмотря на спад производства более чем на 50%, загрязнение атмосферы снизилось лишь на 12%, удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВВП за 1992-1995 гг. возросли в 1,3 раза.

К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести и наиболее высокую в мире локальную радиационную загрязненность, и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями.

Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК.

Необходимо оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, которые составляют не менее 16% территории страны и где живет более половины населения.

Переход к устойчивому развитию может рассматриваться как общенациональная идея, призванная сплотить все слои общества во имя возрождения России.

Многие специфические факторы указывают на то, что Россия должна осторожно входить в процесс глобализации, неизбежно сопутствующий всем странам на пути к устойчивому развитию. Во-первых, по многочисленным чисто техническим причинам; например, неразвитая финансовая система не способна смягчать такие последствия глобализации, как кризис 1998 года. Во-вторых, есть серьезная опасность потерять свою культуру, обменяв ее на некую универсальную, "глобализованную". Мы должны сохранять и особую ментальность, и многообразие национальных культур, и особое, чисто российское явление - интеллигенцию, и многое другое. Разумеется, Россия не должна закрывать свою экономику, но, возможно стоит подумать о такой альтернативе открытого интегрирования в мировую экономику, как усиление регионального сотрудничества .

Заключение

Устойчивое развитие в целом и в России в частности несовместимо с иррациональными потребностями человека и обеспечивающей их современной экономической системой. Необходимо создание новой экономики, основанной, прежде всего, на оценке общей ценности природных ресурсов и максимально полном экономическом учете вреда наносимого биосфере хозяйственной деятельностью человечества

Оптимальное вхождение в устойчивое развитие невозможно без его теоретического обоснования, поэтому считаем предпочтительной для России биосферную концепцию устойчивого развития, основанную на научной теории

Основываясь на п.30 Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, обязующего «улучшить управление на всех уровнях в целях эффективного осуществления Повестки дня на XXI век», считаем необходимым создать в России специализированный орган по решению проблемы перехода России к устойчивому развитию .

Принципиальной стратегической линией развития России должен быть учет того, что для будущих поколений приоритетным будет не сверхпотребление материальных благ и обладание богатством как показателем достоинства и рейтинга общественного значения человека, а интеллектуальное и духовное совершенство человека при удовлетворении своих потребностей на оптимально-разумном уровне. Соответственно, развитие материального производства в реальном секторе экономики будет постепенно перенацеливаться с производства материальных благ для сверхнасыщения физиологических потребностей людей на создание материальной базы и условий их информационно-аналитического, интеллектуально-познавательного и духовно-эстетического развития.

В этих условиях главной целью и решающим средством достижения этой цели станет имеющийся интеллектуальный и духовный потенциал людей живущих в России. В этом отношении наша страна обладает еще недостаточно использованным потенциалом. Эймори Блок Аовинс, американский ученый занимающийся разработкой методов эффективного использования ресурсов, так оценивает потенциал России: «В формирующейся мировой информационной экономике, которая в значительной степени основана на людских ресурсах, преимущество России заключается в бесценном богатстве – ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики – стабильной, всеобъемлющей и глубокой».

Поэтому нам необходимо в полной мере использовать имеющийся у нас большой интеллектуальный потенциал в интересах перехода России на путь устойчивого гармоничного развития. Тем более, что развитие России по пути устойчивого развития может оказаться той самой общенациональной идеей, которая сможет объединить все силы общества для возрождения России .

Список используемой литературы:

  1. В.Ф. Парфенов «Устойчивое развитие». Издание « ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЬ» ИНЭКА № 7-8 (42-43) .
  2. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.
  3. Касимов Н., Мазуров Ю. В согласии с природой. Журнал Государственное управление ресурсами, № 3, 2005, с. 8-11.
  4. Кривенко В.Г., Виноградов В.Г. Проблемы сохранения водно-болотных угодий России. – Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», № 9-10, 2003, с.119 – 125.
  5. Корочкин, Е. Ф. Экология и устойчивое развитие / Е. Ф. Корочкин // География и экология в школе XXI века. - 2006. - N 10.
  6. Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М: Изд. Госдумы, 2001, 143 с.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно Педагогическая поэма и Флаги на башнях переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
Юридичний зміст господарських відносин - це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...

Вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности компании - от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения среды рабочей, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности корпоративной структуры управления. В этой связи возникает вопрос: если этот спектр столь широк, нужно ли создавать отдельную позицию менеджера по устойчивому развитию?

Ответ следует из самой идеи управления устойчивым развитием: она в том, чтобы централизованно координировать все операции организации, касающиеся ее развития. И именно менеджер в области устойчивого развития, своего рода генерал без солдат, направляет компанию на этом пути.

Сейчас в большинстве российских компаний таких менеджеров нет: вопросами в этой сфере ведают по совместительству управленцы из разных департаментов. В большинстве случаев они компетентны лишь в своей области (например, HR, PR и т. п.), а полным пониманием других областей не обладают. В результате становление процессов устойчивого развития идет сложнее и болезненнее, это приводит к конфликтам во взаимоотношениях внутри компании, снижает ее результативность. В мировой же практике функции менеджера в области устойчивого развития определены достаточно четко и охватывают четыре ключевых направления.

Инициативы в областях, не охваченных текущей оргструктурой. К таким сферам можно отнести, например, продвижение целевых программ по корпоративной этике, предотвращению коррупции, уменьшению загрязнения окружающей среды, адаптации к изменениям климата, волонтерству, разработке инвестиционной стратегии для местных сообществ, созданию рабочих мест, отвечающих экологическим требованиям, и т. д.

Координация информационных потоков. Менеджеру, внедряющему изменения в организации, должны быть предоставлены широкие полномочия по координации информационных потоков внутри компании. Это нужно для того, чтобы управленец мог оценить прогресс, результативность и достижение поставленных целей в заданном направлении. Информация используется и для подготовки периодических отчетов для руководства, и для диалога со стейкхолдерами.

Диалог со стейкхолдерами и коммуникации. Менеджер в области устойчивого развития играет ключевую роль при обсуждении плана управления изменениями. Ему необходимо обеспечить осведомленность сотрудников об изменениях, происходящих как внутри компании, так и вовне. Важные аспекты на пути к успеху - формализация процесса взаимодействия со стейкхолдерами и обеспечение обратной связи от компании. К обязанностям менеджера в области устойчивого развития относятся идентификация ключевых стейкхолдеров, определение сотрудников, ответственных за установление и поддержание контактов с ними, и составление программы их вовлечения.

Внедрение программы устойчивого развития внутри организации - серьезный вызов для руководства крупнейших компаний мира. Успех здесь зависит не столько от создания новой, необычной пока еще позиции в структуре компании, сколько от назначения правильного человека на эту позицию. Хороший менеджер по устойчивому развитию, работая на уровне стратегического управления компанией, становится влиятельным руководителем, который улучшает механизмы работы с рисками в быстро меняющейся экономической ситуации, вовремя идентифицирует и оценивает новые возможности.

Среди определений устойчивого развития, сформулированных российскими учеными, наиболее плодотворна трактовка академика В.А. Коптюга. Он определил, что концепция устойчивого развития «предполагает достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития человечества и сохранение окружающей среды, а также резкое сокращение экономического диспаритета между развитыми и развивающимися странами путем, как технологического процесса, так и рационализации потребления» . Чтобы обеспечить устойчивое развитие, им предлагались конкретные меры, сочетающие жесткое государственное регулирование и экономические рыночные методы, учитывающие специфику экономики страны, ее социальную структуру и менталитет населения. На основе этой трактовки, в понимание сущности устойчивого развития включены следующие характеристики: сбалансированность экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в результате своей производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания; сбалансированность экономической и социальной сфер, включающую обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие; решение задач, связанных с развитием не только для текущих ситуаций, но и с учетом перспективы, не только с ориентацией на потребности ныне живущих граждан, но и будущих поколений. В настоящее время существует два достаточно ярких направления в самой трактовке концепции устойчивого развития. Первое направление исследований развивает идеи, заложенные в трудах Вернадского и участников Римского клуба. В рамках данного направления устойчивость интерпретируется в первую очередь в контексте необходимости обеспечения воспроизводимости ограниченных ресурсов, и основной акцент делается на экологическую составляющую устойчивости. Однако, в последнее время, все шире заявляет о себе второе направление, в котором на первый план выдвигаются не экологические, а социально-экономические аспекты устойчивости, что особенно характерно для современных российских исследований. Если рассматривать устойчивость в социально-экономическом аспекте, то тогда понятие устойчивого развития содержательно становятся тесно взаимосвязанными с категорией «устойчивый экономический рост». В экономической литературе выражается мнение, что устойчивый рост экономики означает четко выраженный вектор роста в пределах определенных колебаний в его темпах, имеющих положительные значения, а устойчивое развитие экономики, предполагает не только положительные значения роста экономики, но и нулевые, минусовые значения, которые, однако, должны перекрываться положительными значениями экономического роста. То есть, различие между устойчивым ростом экономики и ее устойчивым развитием, состоит в том, что при устойчивом развитии экономики допускаются нулевые и минусовые значения роста экономики, амплитуда ростовых колебаний здесь значительно больше, чем это имеет место при устойчивом росте. Очевидно, что устойчивый рост экономики, лежащий в основе устойчивого развития, может осуществляться лишь дискретно. Поэтому через определенный промежуток времени устойчивый рост экономики трансформируется в ее устойчивое развитие, т.е. развитие, сопровождающееся периодически определенными перерывами в плюсовом росте экономики. Но вектор движения экономики за достаточно длительный период времени, несмотря на отрицательные и нулевые девиации, будет иметь в целом положительную направленность. Парадигма устойчивого развития, предполагающая динамический процесс последовательных позитивных изменений, обеспечивающих сбалансированность экономического, социального и экологического аспектов жизни общества должна лежать в основе формирования подходов к разрешению масштабных проблем территориальных образований. Это особенно актуально в современных условиях России, когда происходит перенос центра тяжести экономических реформ на уровень ее регионов и усиление их роли в реализации экономической политики государства. Приоритетным подходом в осуществлении реформ на уровне региона должно быть убеждение, что следует отказаться от наблюдающегося до настоящего времени отождествления развития территории с ее хозяйственным развитием. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие региона должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни, при позитивной динамике комплекса различных показателей. В целом можно говорить об общем требовании сбалансированного, безопасного и эффективного развития, обеспечивающего достижение намеченных целей и приоритетов социального, экологического и экономического характера. В работе П.М. Иванова под устойчивостью понимается жизнеспособность системы. При этом она определяется как «способность к жизни и развитию», т.е. территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в своем конкретном окружении . Способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни в пределах или выше порога безопасности при широких колебаниях внешних и внутренних воздействий (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического, и другого характера), грозящих падением качества жизни, определяет устойчивость регионального развития. При классификации регионов в современной России в основном выделяют по уровню и темпам развития: развивающиеся, проблемные и депрессивные. Развивающиеся регионы имеют неплохие темпы социально-экономического роста, базирующиеся, как правило, на высокоразвитой индустриальной базе территориального народно-хозяйственного комплекса. Проблемные регионы имеют достаточно высокий уровень безработицы в сочетании с узкой отраслевой специализацией и низкой долей выпускаемой конечной продукции. В депрессивных регионах, выступающих чаще всего как многоотраслевые, достигло наибольшего развития сельское хозяйство, трудно восприимчивое к рыночным преобразованиям. Устойчивость развития экономики региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость - это выживание и достижение в последующем поступательного процесса, по крайней мере, в основных сферах жизнедеятельности. Таким образом, к основным формам устойчивости региональной системы можно отнести: - неустойчивое развитие, когда неизменность проявляется эпизодически и система подвержена изменениям даже при незначительных воздействиях (исследование неустойчивых систем выливается в теорию катастроф); - гиперустойчивость, т.е. состояние, когда объект к развитию невосприимчив, не способен реагировать и адаптироваться к изменениям, в т.ч. и необходимым положительным; - глобальная устойчивость, система отвечает свойству устойчивости для всех траекторий движения; - приближено устойчивое развитие, характеризующееся систематическим приращением позитивного результата, не ниже допустимого минимума в пределах определенного максимума, т.е. свойство устойчивости выполняется для траектории в близи равновесной; - устойчивая система, в данном случае система достигла полного баланса различных составляющих подсистем. На основе этого подхода, можно предложить шкалу оценки устойчивости развития региона (табл. 2.).

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года.

Следуя рекомендациям, изложенным в Документах ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.

Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.

В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:

В процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

Добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

Ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.


Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

Формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

Формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

Выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

Осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

Развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

Реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.

Механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих правил:

Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

Ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств необходимо использовать показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны обеспечивать безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни:

Продолжительность жизни человека, ожидаемая при рождении и фактическая;

Состояние здоровья человека;

Уровень знаний и образовательных навыков;

Доход - валовый внутренний продукт на душу населения;

Уровень занятости;

Отклонение состояния окружающей среды от нормативов;

Степень реализации прав человека.

В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.

В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию.

Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

Организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

Активное участие в международных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

Создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

Стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

Обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.

Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:

Сохранение биоразнообразия;

Защита озонового слоя от истощения;

Предотвращение антропогенного изменения климата;

Охрана лесов и лесовосстановление;

Борьба с опустыниванием;

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;

Обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

Решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем - таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.

Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.

Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность.

На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.

Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.

Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.

В конечном счете, решив задачи третьего этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы).