Информационная функция
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых блаᴦ.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объёмы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая ʼʼневидимая рукаʼʼ, о которой писал еще Адам Смит: ʼʼПредприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в данном случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить имʼʼ.
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Регулирующая функция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирующая функция" 2017, 2018.
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Основные понятия экономической теории.. понятие экономики ее структура и функции.. история развития экономики..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Понятие экономики, ее структура и функции
Понятие «экономика» в современных условиях известно практически каждому человеку. Это обстоятельство вполне оправдано: экономика является одной из важнейших в числе тех категорий, с которыми в тече
История развития экономики
История развития экономики представлена двумя этапами - классическим и современным.
Автором первых трудов, связанных с экономикой, считается Аристотель. Он рассматривает процессы обмена то
Методы познания экономики
Познание отдельно взятой науки требует использования определенных методов. В частности, в экономических науках широко используется метод научной абстракции. С помощью абстракции экономические явле
Понятие экономических потребностей и благ
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблен
Экономические ресурсы, их ограниченность. Производственные возможности общества
Производство различных благ и вся хозяйственная деятельность базируются на использовании экономических ресурсов. Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемых в процессе п
Эффективность использования ограниченных ресурсов
Экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов. Таково одно из ее определений.
Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных
Закон возрастания вмененных издержек
Внимательное рассмотрение формы кривой, точнее её выпуклости вправо вверх, дает основание сделать определенные выводы. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут использоваться более
Сущность и структура собственности, ее происхождение и движение
Для перехода к рыночной экономике обязателен ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности. Обоснование - не только возможности, но и необходимости многообр
Многообразие форм собственности
Наиболее полно содержание собственности раскрывается через типы и многообразие её форм. Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собств
Функции собственности и ее реализация
Огромное практическое значение имеют экономические формы реализации собственности, к которым относится:
· доходы в виде прибыли, ренты, заработной платы, процента;
· система эконо
Экономические интересы
Понятие «интерес» происходит от латинского слова interest, что означает важно, имеет значение. В обыденном понимании это есть отношение человека к вещи предмету как чему-то ценному
Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Условия возникновения рынка
Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и терри
Структура рыночной экономики и инфраструктура
Понятия рынка и рыночной экономики настолько взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, что они употребляются в современной экономической литературе в одном и том же значении: для характеристики рын
Санирующая функция
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкурен
Основные виды и модели рыночной экономики
Несмотря на все негативные стороны рыночной экономики, она пока остается основным видом хозяйствования, отвечающим потребностям социально-экономического прогресса. Одно из основных достоинств рыноч
Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования
5.1. Содержание понятия «конкуренция»
5.2. Функции конкуренции
5.3. Основные формы современной конкуренции
5.1. Содержание понятия «конкуренция»
Функции конкуренции
Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокацио
Основные формы современной конкуренции
Экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является суг
Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы, влияющие на уменьшение (увеличение) спроса
Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар (англ. demand - спрос).
В
Рыночный механизм спроса и предложения
Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повы
Ценовая эластичность спроса. Измерение эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса
Для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые
Измерение эластичности спроса
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше
Перекрестная эластичность спроса
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластично
Эластичность предложения
Величина предложения, так же как и спроса, зависит от цены продаваемого товара. При прочих равных условиях повышение рыночной цены стимулирует производителей предлагать на рынке большее количеств
Анализ поведения потребителя
Одной из основных предпосылок теории микроэкономики является положение о том, что функционирование экономической системы зависит от предпочтений потребителей, которые они проявляют в своем поведе
Понятие кривой безразличия
Кривая безразличияпредставляет собой совокупность точек, соответствующих таким наборам товаров, которые обеспечивают потребителю одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
Предельная норма замещения
Делая выбор между двумя, тремя и большим числом товаров, люди идут на компромиссы. Потребитель готов отказаться от нескольких единиц товара X, чтобы получить одну единицу товара Y. Для количественн
Бюджетная линия
Рассмотрим случай, когда покупатель имеет доход I, не делает никаких сбережений и хочет его потратить на два вида товаров - товары X и товары Y. Если обозначить через QX количество товаров X, через
Определение издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Краткосрочный и долгосрочный период поведения фирмы
Исходя из источников формирования элементов затрат фирмы и подходов к их оценке со стороны предпринимателя и государства современная экономическая теория выделяет бухгалтерские издержки и экономич
Поведение фирмы с позиций краткосрочного и долговременного периодов
Краткосрочный период - это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени ин
Закон убывающей отдачи
Этот закон гласит: начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному, фиксированному ресурсу дает уменьшающийся добавочный, или предельный, про
Издержки производства в краткосрочном периоде
Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производствен
Издержки производства в долговременном периоде
Издержки производства в долговременном периоде тесно взаимосвязаны с масштабами производства.
Положительный эффект масштаба возникает в начале процесса расширения производства. По мере рос
Общее представление о доходах предприятия
Экономическая наука различает два вида доходов: 1) доход от экономической деятельности хозяйствующих в обществе субъектов; 2) доходы населения и их перераспределение между различны
Заработная плата как форма денежного дохода наемных работников
Одна из основных особенностей заработной платы состоит в ее одновременной двусторонней функциональности. С одной стороны, заработная плата- денежный доход наемного работника и, как правило, основн
Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательство в современной экономике
Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по разработанному государством плану) производят товары и оказывают услуги. Но им свойственно ошибаться. Удача в предприним
Предпринимательство в современной экономике
Важнейшая характерная черта современного экономического развития - крупные перемены в общественном разделении труда. Среди них - выделение и обособление так называемого «наукоемкого производства
Предприниматель - социальная группа
Что представляет собой эта относительно новая социальная группа - предприниматели? В первом приближении их можно представить состоящими из двух основных подгрупп. Первая - это предприниматели, вла
Предприниматель - рыночный субъект
Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», т.е. сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п
Предприятие
Если предприниматель - это физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, то предприятие - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме в целях ос
Индивидуальное предпринимательство
Следует четко различать индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, и предприятия (юридические лица). В свою очередь предприятия могут быть разделены на те, ко
Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Таблица11.3
Форма коммерческой организации
Формы юридических лиц, их характеристика
Хозяйственные товарищества
П
Цели деятельности предприятия
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение предприятия (фирмы) можно описать с помощью производственной функци
Важнейшие показатели эффективности предприятия
Выбор показателей эффективности работы предприятия (фирмы) зависит от целей анализа. Таковыми могут быть следующие цели.
Стратегические цели. Необходимо сравнить результа
Макроэкономика, ее цели и задачи
Макроэкономика - учение об экономическом состоянии страны в целом, Предметом ее является механизм функционирования народного хозяйства и факторы, которые оказывают влияние на измен
Макроэкономические показатели и их назначение в экономике
Все макроэкономические показатели рассматриваются в совокупном виде. Основной макроэкономической величиной является национальный объем производства. Существует несколько показателей, представляющи
Валовой национальный продукт и методы его расчета
Имея общее представление о сущности, составе ВНП, можно перейти к изучению методики его измерения.
В рыночной экономике ВНП рассчитывается тремя способами. Первый способ предполагает сумми
Национальный доход и располагаемый личный доход. Система национальных счетов
Национальный доход представляет собой вновь созданную за год стоимость в сфере материального производства. Национальный доход можно определить, вычитая из совокупного общественного продукта все м
Экономический цикл и его фазы. Причины экономических циклов
Экономический цикл - это форма движения рыночной экономики. Он характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Экономические циклы существенно отличаются
Продолжительность циклов
Экономические кризисы повторяются через определенные промежутки времени. В начале ХIХ в. кризисы повторялись в среднем через 10 и более лет.
В ХХ в. кризисы также регулярно повторялись, но
Чисто монетарная теория
Суть чисто монетарной теории заключается в следующем: экономический цикл есть результат изменения количества денег в обращении, или объема денежного потока. Сокращение количества денег - прямая деф
Деньги, денежное обращение, кредитная система
14.1. Денежное предложение и денежный спрос. Создание денег: роль государства и банка.
14.2. Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства.
14.3. Кред
Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства
Громадное влияние, которое оказывает на состояние экономики денежное обращение, вызывает необходимость государственного регулирования этого процесса. Это регулирование осуществляется по следующим
Кредитная система и ее структура
Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран в основном сост
Кредит и его формы
Необходимость кредита изначально обусловлена тем, что у одних домохозяйств, предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются.
В рыночной экономике основн
Понятие безработицы. Основные виды безработицы. Определение уровня безработицы
Безработица - это часть работоспособного населения, постоянно или временно неработающая. Для рыночной экономики типична безработица. Почему? Ответ: спрос на рабочую силу зависит от
Основные виды безработицы
Текучая, или фрикционная, безработица - это безработица, связанная с поисками работы. Текучая безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно
Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена
Главная «цена» безработицы - уменьшение объема ВНП. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товар
Понятие и типы инфляции
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Конечно, это не означает, что повышаются обязательно ВСЕ цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оста
Инфляция и перераспределение доходов
Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов и прибыли. Реальный доход определяется ко
Инфляция и размер государственного долга
Инфляция дает возможность оплатить государственный долг долларами, имеющими меньшую покупательную способность, чем те, которые государство получило. Номинально национальный доход и налоговые сборы
Инфляция и безработица с позиции кейнсианцев. Кривая Филлипса
С позиции кейнсианцев в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут. Так оно и было до 1970-х гг. Но в 1970-х гг. это поло
Теория адаптивных ожиданий
Один из вариантов гипотезы естественного уровня - это теория адаптивных ожиданий. Она была выдвинута американским экономистом М.Фридманом. Теория адаптивных ожиданий предполагает, что в краткосрочн
Функции государственного бюджета
Функции госбюджета можно свести к следующим:
финансовое обеспечение экономической политики. Для этого государство собирает денежные средства в доходную часть госбюджета, а затем их расх
Бюджетный процесс
Регулируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, по составу, рассмотрению, утверждению и исполнению (включая контроль) бюджетов всех уровней и бюд
Бюджетные расходы. Резервный фонд
Расходы осуществляются в соответствии с вышеописанными функциями госбюджета - для финансового обеспечения социальной и экономической политики, а также содержания государственного аппарата.
Сбалансированность бюджета
Под сбалансированным бюджетом обычно понимают не только ситуацию, когда расходы бюджета равны его доходам (они редко совпадают абсолютно), но и когда расходы бывают меньше доходов, т.е. когда имее
Последствия дефицита госбюджета
Последствия в основном носят отрицательный характер.
Во-первых, стимулирование инфляции. Дефицит госбюджета покрывается или эмиссией денег, или государственными займами. К эмиссии денег п
Государственный, и муниципальный долг (государственный долг) - это долговые обязательства государства и муниципальных образований перед отечественными и иностранными юридическими и
Определение доходов
Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Виды доходов по вещественной форме по
Дифференциация доходов
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне дохо
Кривая Лоренца
Рис. 17.1. Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, ко
Проблема справедливого распределения и социальной ориентации экономики
Рыночная система устанавливает справедливое распределение, т.е. более предприимчивый, располагающий большими и лучшими ресурсами хозяйствующий субъект оказывается в более благоприятном экономическ
Главные задачи политики доходов
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение главных задач:
1) регулирование доходов путем повышения доходов бедных слоев населен
Регулирование доходов
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и обычно устанавливает минимальный размер оплаты труда и реже верхний предел увеличения номинальной заработной пл
Поддержка бедных слоев населения и борьба с бедностью
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно определить как экономическое состоя
Экономические задачи государства. Механизм государственного регулирования
Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
♦ рынок способен решать главные экономические проблемы;
♦ рынок не способен решат
Виды государственного регулирования. Понятие о дерегулировании экономики
Фискальная экономическая политика. Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (
Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:
Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :
Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.
Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три подфункции:
Подробнее о подфункциях
Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.
Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.
Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.
Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. 1
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.-- 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 2005 г..
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов проявляется через:
установление и изменение системы налогообложения.
2) определение налоговых ставок, их дифференциации;
3) предоставление налоговых льгот.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС не взимался с оборота между предприятиями “органически единой” фирмы, предприятия и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.
Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистой прибыли, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры рынка.
Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.
Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство, изменяя таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.
По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования налоги все шире используются для регулирования структуры народного хозяйства. В экономически развитых странах налоговые ставки все более дифференцируются по отраслям и регионам. Они оказывают усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно устанавливают более высокие, а и малоосвоенных, экономически менее развитых районах применяются относительно низкие.
В современных условиях при сохранении основ и структуры налогового законодательства налоговая система становится все более гибкой. Государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям развития экономики на данном этапе. Широко практикуются скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, па научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Объекты регулирования все более конкретизируются. Дифференцируется налогообло-
жение двух частей прибыли предприятия - нераспределенной (оставляемой на предприятии на расширение хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций). Так как снижение ставок на нераспределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими двумя частями в пользу нераспределенной прибыли, к увеличению внутреннего накопления каптала и росту самофинансирования инвестиций при одновременном снижении дивидендов. Однако, если эта тенденция носит длительный характер, то эта мера может привести к снижению курсов акций и угрозе их скупки отечественными или иностранными инвесторами. При повышении налогов на нераспределенную прибыль и понижении на сумму выплачиваемых дивидендов может наблюдаться обратная картина.
Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными действиям.
Большинство целей экономической политики достигается в экономически развитых странах путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста производства, состояние конъюнктуры рынка, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей хозяйствующих субъектов в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.
В составе регулирующей функции налогов можно выделить стимулирующую и сдерживающую (дестимулирующую) подфункции, а также подфункцию воспроизводственного назначения.
В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. Сдерживающая подфункция налогов, например, может проявляться через введение акцизов на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену и призвана сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
В законодательных актах Украины предусмотрены следующие виды налоговых льгот, необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование финансирования затрат на развитие производства и непроизводственного строительства; развития вновь созданных предприятий; деятельности агропромышленного комплекса; занятости инвалидов; социально культурной и природоохранной сфер; благотворительной деятельности.
Преференции устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию местными органами исполнительной власти на взаимовыгодной основе, по в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесного фонда. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность.
Принципы налогообложения
Теория налогообложения создавалась в последнюю треть XVIII в. Ее основоположником можно назвать шотландского экономиста и философа А.Смита.
В вышедшей в 1776 г книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” А. Смит писал: “Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким
они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа-все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.
Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.
Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременять народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды. ко10рые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчить его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех на родов”.
Итак, из вышеприведенной цитаты можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели и до нашего времени (рис. 1.4.):
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами соразмерно их доходам.
2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ ь время платежа были точно заранее известны плательщику.
3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Политическое острие принципов организации налогов и налоговой политики, обоснованных классиком буржуазной политэкономии, было направлено против феодальных пережитков. Истории чески они были связаны с тем, что старая феодальная фискальная система отвечала интересам аристократии. Поэтому буржуазные идеологи предлагали перестроить налоговую систему так, чтобы она отвечала задачам нового класса. Первый принцип Смита был направлен против налоговых привилегий, которыми пользовались дворянство и духовенство, второй и третий-против произвола в обложении, характерного для абсолютной монархии, а четвертый подчеркивал необходимость бережливости и был направлен против господствующей при абсолютной монархии системы откупов. В целом они преследовали единую главную цель капиталистического предпринимательства того периода - стимулирование накопления.
Рис. 1.4. Принципы налогообложения, изложенные А.Смитом
Современные принципы налогообложения отражают реалии экономической и политической жизни государств и состоят в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые
ставки, то есть налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.
2. Налогообложение доходов должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на налог на добавленную стоимость, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке, вплоть до конечного продукта, облагается только один раз. В этом - одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим и экономическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Формирование обособленной самостоятельной системы налогообложения Украины началось еще в рамках бывшего СССР, когда в 1991 г. был принят закон Украинской ССР “О системе налогообложения”, в котором были впервые сформулированы принципы построения налоговой системы Украины, свойственные экономикам рыночного типа С развитием налоговых отношений в Украине претерпевали изменения и принципы построения и назначения системы налогообложения. В настоящее время в Законе Украины “О внесении изменений и дополнений в Закон Украины “О системе налогообложения”, принятом в 1997 г, изложены принципы построения системы налогообложения, которые существенно отличаются от их формулирования в 1991 г. и состоят в следующем (рис. 15):
1) стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности (введение льгот по налогообложению прибыли (дохода));
2) обязательность (внедрение норм по уплате налогов и сборов и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства);
3) равнозначность и пропорциональность (налоги с юридических лиц взимаются в определенной доле от полученной прибыли, на равные прибыли уплачиваются равные налоги и сборы, а большие налоги и сборы-пропорционально большим доходам);
4) равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации (обеспечение одинакового подхода к различным субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов);
5) социальная справедливость (социальная поддержка малообеспеченным слоям населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы);
стимулирование предпринимательской производственной деятельности Принципы налогообложения |
обязательность |
равнозначность и пропорциональность |
равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации |
социальная справедливость |
стабильность |
экономическая обоснованность |
равномерность уплаты |
компетенция |
единый подход |
доступность |
Рис. 1. 5. Принципы налогообложения, сформулированные в
Законе Украины “О системе налогообложения”
6) стабильность (неизменность в течение бюджетного года налогов и сборов, их ставок и налоговых льгот);
7) экономическая обоснованность (установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами);
8) равномерность уплаты (установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов);
Рис. 1. 6. Принципы налогообложения, отражающие особенности и тенденции
современной налоговой системы
9) компетенция (установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам уполномоченными на то органами в соответствии с законодательством Украины);
10) единый подход (при разработке налоговых законов придерживаться единого подхода к определению плательщика налога и сбора, объекта обложения, источника уплаты, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты, оснований для предоставления налоговых льгот);
11) доступность (доходчивость норм налогового законодательства для налогоплательщиков).
Однако сформулированные принципы еще не в полной мере отвечают мировой практике построения системы налогообложения. Опыт экономически развитых стран предлагает следующие принципы налогообложения (рис. 1.6):
1. Стабильность и предсказуемость предполагает неизменность основных налоговых платежей и правил взимания налогов в течение продолжительного времени, а также логичность с экономической, и правовой стороны изменений налогового законодательства.
2. Высокий уровень развития регулирующей функции налогов, что предполагает выполнение налогами одной из своих основных функций.
3. Гибкость предполагает оперативное изменение налоговых платежей, способов их начисления, системы льгот и санкций в зависимости от изменения экономической ситуации.
4. Равновесие обеспечивает ориентацию государства на поддержание с помощью налогов структурно-воспроизводственного равновесия.
5. Подвижность отражает чувствительность налоговых платежей.к изменениям в области формирования налогооблагаемой базы или появление новых форм налогов.
6. Антиинфляционная направленность налогов, что проявляется в сдерживании инфляции путем оптимальных налоговых изъятий.
7. Удобство обеспечивается как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующих субъектов по изъятию налога, а также для государства при использовании налоговых рычагов.
8. Равенство обеспечивает равную обязанность плательщиков при равных оценочных условиях и размерах доходов.
9. Стимулирование проявляется в формировании экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности, исходя из ее налогообложения и получении более высоких доходов.
10. Экономичность состоит в соизмерении расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т. д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.
11. Равномерность охвата предполагает рациональное выделение в качестве объекта обложения различных элементов стоимости или видов деятельности, а не сосредоточение
налогового бремени исключительно на одной какой-либо их части.
Практика построения налоговых систем и их функционирования в ряде стран Западной Европы позволяет к традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, добавить и несколько специфических, более узких принципов:
налоги и затраты на их взимание должны стремиться к минимизации с целью переориентации с фискальной функции на стимулирующую;
справедливость использования налоговых рычагов должна исключать, прежде всего, возможность двойного налогообложения;
порядок взимания налогов должен исходить из минимального вмешательства в дела налогоплательщика;
сумма уплаченного налога должна быть эквивалентна стоимости благ и услуг, получаемых плательщиком от государства;
налоги должны характеризоваться четкой бюджетной направленностью, то есть появление новых налогов должно быть связано с покрытием соответствующих расходов, а не с ликвидацией бюджетного дефицита;
размер налогообложения должен исходить из разумного оптимума и изымать не более трети дохода;
обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.