Налоги: сущность, виды и функции. Макроэкономика. Регулирующая (экономическая) функция налогообложения

Информационная функция

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителœей и потребителœей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производ­ство.

В отличие от административно-командной системы в рыноч­ной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопос­тавления затрат производителœей и полезности (ценности) данного блага для потребителœей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в процессе рыночного об­мена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых блаᴦ.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую ин­формацию, необходимую всœем участникам хозяйственной (экономи­ческой) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие це­ны свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигант­ский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объёмы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всœему хозяйственному пространству, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он охватывает. Кон­центрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с ры­ночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.

Она связана с воздействием рынка на всœе сферы хозяйственной деятельности, прежде всœего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информа­ция, предоставляемая рынком, заставляет производителœей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая ʼʼневидимая рукаʼʼ, о которой писал еще Адам Смит: ʼʼПредприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную вы­году, причем в данном случае он невидимой рукой направляется к це­ли, которая совсœем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом слу­жит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить имʼʼ.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, ры­нок неоднократно демонстрировал, что не всœе процессы макроэко­номического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.

Регулирующая функция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Регулирующая функция" 2017, 2018.

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяй­ственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению произ­водства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, пре­доставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая ру­ка», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото­рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономиче­ского регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодиче­ских спадах, инфляции, безработице.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные понятия экономической теории

Основные понятия экономической теории.. понятие экономики ее структура и функции.. история развития экономики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие экономики, ее структура и функции
Понятие «экономика» в современных условиях известно практически каждому человеку. Это обстоятельство вполне оправдано: экономика является одной из важнейших в числе тех категорий, с которыми в тече

История развития экономики
История развития экономики представлена двумя этапами - классическим и современным. Автором первых трудов, связанных с экономикой, считается Аристотель. Он рассматривает процессы обмена то

Методы познания экономики
Познание отдельно взятой науки требует использования определенных методов. В частности, в экономических науках широко используется метод на­учной абстракции. С помощью абстракции экономические явле

Понятие экономических потребностей и благ
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблен

Экономические ресурсы, их ограниченность. Производственные возможности общества
Производство различных благ и вся хозяйственная деятельность базиру­ются на использовании экономических ресурсов. Под экономическими ресур­сами понимают все виды ресурсов, используемых в процессе п

Эффективность использования ограниченных ресурсов
Экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов. Таково одно из ее определений. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных

Закон возрастания вмененных издержек
Внимательное рассмотрение формы кривой, точнее её выпуклости вправо вверх, дает основание сделать определенные выво­ды. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут ис­пользоваться более

Сущность и структура собственности, ее происхождение и движение
Для перехода к рыночной экономике обязателен ряд условий, среди которых важнейшим является наличие многообразных форм собственности. Обоснование - не только возможности, но и необходимости многообр

Многообразие форм собственности
Наиболее полно содержание собственности раскрывается через типы и многообразие её форм. Формы собственности находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собств

Функции собственности и ее реализация
Огромное практическое значение имеют экономические формы реализации собственности, к которым относится: · доходы в виде прибыли, ренты, заработной платы, процента; · система эконо

Экономические интересы
Понятие «интерес» происходит от латинского слова interest, что означает важно, имеет значение. В обыденном понимании это есть отношение человека к вещи предмету как чему-то ценному

Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений
В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значе­ний, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимо­действия покупателей и продавцов экономических благ.

Условия возникновения рынка
Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдени­ям этнографов, на о. Калимантан и терри

Структура рыночной экономики и инфраструктура
Понятия рынка и рыночной экономики настолько взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, что они употребляются в современной экономической литературе в одном и том же значении: для характеристики рын

Санирующая функция
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» сре­ди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкурен

Основные виды и модели рыночной экономики
Несмотря на все негативные стороны рыночной экономики, она пока остается основным видом хозяйствования, отвечающим потребностям социально-экономического прогресса. Одно из основных достоинств рыноч

Конкуренция как главный элемент в рыночной модели хозяйствования
5.1. Содержание понятия «конкуренция» 5.2. Функции конкуренции 5.3. Основные формы современной конкуренции 5.1. Содержание понятия «конкуренция»

Функции конкуренции
Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций. В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокацио

Основные формы современной конкуренции
Экономическая теория подразделяет конкуренцию на совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного (со­вершенного) рынка, который также является суг

Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы, влияющие на уменьшение (увеличение) спроса
Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных це­нах на этот товар (англ. demand - спрос). В

Рыночный механизм спроса и предложения
Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий то­вар А повы

Ценовая эластичность спроса. Измерение эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса
Для фирмы важно определить, какое в количественном отноше­нии воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые

Измерение эластичности спроса
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотне­сти их:

Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потреб­ность, тем больше

Перекрестная эластичность спроса
Понятие перекрестной эластичности спроса используется для опре­деления степени влияния на величину спроса на данный товар изме­нения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластично­

Эластичность предложения
Величина предложения, так же как и спроса, зависит от цены про­даваемого товара. При прочих равных условиях повышение рыночной цены стимулирует производителей предлагать на рынке большее ко­личеств

Анализ поведения потребителя
Одной из основных предпосылок теории микроэкономики является поло­жение о том, что функционирование экономической системы зависит от пред­почтений потребителей, которые они проявляют в своем поведе

Понятие кривой безразличия
Кривая безразличияпредставляет собой совокупность точек, соответст­вующих таким наборам товаров, которые обеспечивают потребителю одинако­вый уровень удовлетворения потребностей.

Предельная норма замещения
Делая выбор между двумя, тремя и большим числом товаров, люди идут на компромиссы. Потребитель готов отказаться от нескольких единиц товара X, чтобы получить одну единицу товара Y. Для количественн

Бюджетная линия
Рассмотрим случай, когда покупатель имеет доход I, не делает никаких сбережений и хочет его потратить на два вида товаров - товары X и товары Y. Если обозначить через QX количество товаров X, через

Определение издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Краткосрочный и долгосрочный период поведения фирмы
Исходя из источников формирования элементов затрат фирмы и подхо­дов к их оценке со стороны предпринимателя и государства современная экономическая теория выделяет бухгалтерские издержки и экономич

Поведение фирмы с позиций краткосрочного и долговременного периодов
Краткосрочный период - это период времени слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени ин

Закон убывающей отдачи
Этот закон гласит: начиная с определенного момента последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному, фиксированному ресурсу дает уменьшающийся добавочный, или предельный, про

Издержки производства в краткосрочном периоде
Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производствен

Издержки производства в долговременном периоде
Издержки производства в долговременном периоде тесно взаимосвязаны с масштабами производства. Положительный эффект масштаба возникает в начале процесса расширения производства. По мере рос

Общее представление о доходах предприятия
Экономическая наука различает два вида доходов: 1) доход от экономической деятельности хозяйствующих в обществе субъектов; 2) доходы населения и их перераспределение между различны

Заработная плата как форма денежного дохода наемных работников
Одна из основных особенностей заработной платы состоит в ее одновре­менной двусторонней функциональности. С одной стороны, заработная плата- денежный доход наемного работника и, как правило, основн

Понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательство в современной экономике
Предпринимательство существует везде, где люди по соб­ственной воле (а не по разработанному государством плану) производят товары и оказывают услуги. Но им свойственно ошибаться. Удача в предприним

Предпринимательство в современной экономике
Важнейшая характерная черта современного экономичес­кого развития - крупные перемены в общественном разделе­нии труда. Среди них - выделение и обособление так называе­мого «наукоемкого производства

Предприниматель - социальная группа
Что представляет собой эта относительно новая социальная группа - предприниматели? В первом приближении их можно представить состоящими из двух ос­новных подгрупп. Первая - это предприниматели, вла

Предприниматель - рыночный субъект
Слова «предприниматель» и «предпринимательство» явля­ются производными от слова «предпринять», т.е. сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п

Предприятие
Если предприниматель - это физическое лицо, занимающе­еся предпринимательской деятельностью, то предприятие - это юридическое лицо, созданное в определенной организационно-правовой форме в целях ос

Индивидуальное предпринимательство
Следует четко различать индивидуальных предпринимате­лей, действующих без образования юридического лица, и пред­приятия (юридические лица). В свою очередь предприятия могут быть разделены на те, ко

Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Таблица11.3 Форма коммерческой организации Формы юридических лиц, их характеристика Хозяйственные товарищества П

Цели деятельности предприятия
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибы­ли. Поэтому поведение предприятия (фирмы) можно описать с помощью производственной функци

Важнейшие показатели эффективности предприятия
Выбор показателей эффективности работы предприятия (фирмы) зависит от целей анализа. Таковыми могут быть сле­дующие цели. Стратегические цели. Необходимо сравнить результа

Макроэкономика, ее цели и задачи
Макроэкономика - учение об экономическом состоянии страны в целом, Предметом ее является механизм функционирования народного хозяйства и факторы, которые оказывают влияние на измен

Макроэкономические показатели и их назначение в экономике
Все макроэкономические показатели рассматриваются в совокупном ви­де. Основной макроэкономической величиной является национальный объем производства. Существует несколько показателей, представляющи

Валовой национальный продукт и методы его расчета
Имея общее представление о сущности, составе ВНП, можно перейти к изучению методики его измерения. В рыночной экономике ВНП рассчитывается тремя способами. Первый способ предполагает сумми

Национальный доход и располагаемый личный доход. Система национальных счетов
Национальный доход представляет собой вновь созданную за год стои­мость в сфере материального производства. Национальный доход можно опре­делить, вычитая из совокупного общественного продукта все м

Экономический цикл и его фазы. Причины экономических циклов
Экономический цикл - это форма движения рыночной экономики. Он характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Экономические циклы существенно отличаются

Продолжительность циклов
Экономические кризисы повторяются через определенные промежутки времени. В начале ХIХ в. кризисы повторялись в среднем через 10 и более лет. В ХХ в. кризисы также регулярно повторялись, но

Чисто монетарная теория
Суть чисто монетарной теории заключается в следующем: экономический цикл есть результат изменения количества денег в обращении, или объема денежного потока. Сокращение количества денег - прямая деф

Деньги, денежное обращение, кредитная система
14.1. Денежное предложение и денежный спрос. Создание денег: роль государства и банка. 14.2. Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства. 14.3. Кред

Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства
Громадное влияние, которое оказывает на состояние экономики денеж­ное обращение, вызывает необходимость государственного регулирования это­го процесса. Это регулирование осуществляется по следующим

Кредитная система и ее структура
Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению де­нежных средств. Кредитная система развитых стран в основном сост

Кредит и его формы
Необходимость кредита изначально обусловлена тем, что у одних домохозяйств, предприятий появляются временно свободные денежные средства, а другим они требуются. В рыночной экономике основн

Понятие безработицы. Основные виды безработицы. Определение уровня безработицы
Безработица - это часть работоспособного населения, постоянно или временно неработающая. Для рыночной экономики типична безработица. Почему? Ответ: спрос на рабочую силу зависит от

Основные виды безработицы
Текучая, или фрикционная, безработица - это безработица, связанная с поисками работы. Текучая безработица считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно

Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена
Главная «цена» безработицы - уменьшение объема ВНП. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товар

Понятие и типы инфляции
Инфляция - это повышение общего уровня цен. Конечно, это не означает, что повышаются обязательно ВСЕ цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оста

Инфляция и перераспределение доходов
Денежный или номинальный доход - это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов и прибыли. Реальный доход определяется ко

Инфляция и размер государственного долга
Инфляция дает возможность оплатить государственный долг долларами, имеющими меньшую покупательную способность, чем те, которые государство получило. Номинально национальный доход и налоговые сборы

Инфляция и безработица с позиции кейнсианцев. Кривая Филлипса
С позиции кейнсианцев в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут. Так оно и было до 1970-х гг. Но в 1970-х гг. это поло

Теория адаптивных ожиданий
Один из вариантов гипотезы естественного уровня - это теория адаптивных ожиданий. Она была выдвинута американским экономистом М.Фридманом. Теория адаптивных ожиданий предполагает, что в краткосрочн

Функции государственного бюджета
Функции госбюджета можно свести к следующим: финансовое обеспечение экономической политики. Для этого государство собирает денежные средства в доходную часть госбюдже­та, а затем их расх

Бюджетный процесс
Регулируемая нормами права деятельность органов государствен­ной власти и местного самоуправления, по составу, рассмотрению, ут­верждению и исполнению (включая контроль) бюджетов всех уровней и бюд

Бюджетные расходы. Резервный фонд
Расходы осуществляются в соответствии с вышеописанными функциями госбюджета - для финансового обеспечения социальной и экономической политики, а также содержания государственного ап­парата.

Сбалансированность бюджета
Под сбалансированным бюджетом обычно понимают не только ситуацию, когда расходы бюджета равны его доходам (они редко сов­падают абсолютно), но и когда расходы бывают меньше доходов, т.е. когда имее

Последствия дефицита госбюджета
Последствия в основном носят отрицательный характер. Во-первых, стимулирование инфляции. Дефицит госбюджета по­крывается или эмиссией денег, или государственными займами. К эмиссии денег п


Государственный, и муниципальный долг (государственный долг) - это долговые обязательства государства и муниципальных образований перед отечественными и иностранными юридическими и

Определение доходов
Доходы населения - это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Виды доходов по вещественной форме по

Дифференциация доходов
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного заня­того называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне дохо

Кривая Лоренца
Рис. 17.1. Кривая Лоренца Теоретическая возможность абсолютно равного распределения до­хода представлена биссектрисой, ко

Проблема справедливого распределения и социальной ориентации экономики
Рыночная система устанавливает справедливое распределение, т.е. более предприимчивый, располагающий большими и лучшими ресур­сами хозяйствующий субъект оказывается в более благоприятном экономическ

Главные задачи политики доходов
Государственная политика доходов является составной частью со­циальной политики и направлена на решение главных задач: 1) регулирование доходов путем повышения доходов бедных слоев населен

Регулирование доходов
Государство непосредственно вмешивается в первичное распреде­ление денежных доходов и обычно устанавливает минимальный размер оплаты труда и реже верхний предел увеличения номинальной заработной пл

Поддержка бедных слоев населения и борьба с бедностью
Важным направлением в социальной политике при решении во­просов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев на­селения. Бедность можно определить как экономическое состоя

Экономические задачи государства. Механизм государственного регулирования
Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям: ♦ рынок способен решать главные экономические проблемы; ♦ рынок не способен решат

Виды государственного регулирования. Понятие о дерегулировании экономики
Фискальная экономическая политика. Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. 1

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.-- 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 2005 г..

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяй­ства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские разработки (НИОКР), внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов проявляется через:

    установление и изменение системы налогообложения.

2) определение налоговых ставок, их дифференциации;

3) предоставление налоговых льгот.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообло­жения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС не взимался с оборота между предприятиями “органически единой” фирмы, пред­приятия и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегиро­ванное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания еди­ных по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистой при­были, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капи­таловложений, спроса, занятости и оживлению хозяйствен­­­­­ной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с пе­регревом конъюнктуры рынка.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовло­жений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство, изменяя таможенные пошлины, получает от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Понижение или отмена пошлин влечет за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования налоги все шире используются для регулирования структуры народного хозяйства. В экономически развитых странах налоговые ставки все более дифференцируются по отраслям и ре­гионам. Они оказывают усиливающее воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно устанавливают более высокие, а и малоосвоенных, экономически менее развитых рай­онах применяются относительно низкие.

В современных условиях при сохранении основ и структуры на­логового законодательства налоговая система становится все бо­лее гибкой. Государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям развития экономики на данном этапе. Широко практикуются скидки с налогов на прибыль, на­правляемую на капиталовложения, па научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Объекты регулирования все более конкретизируются. Дифференцируется налогообло-

жение двух частей прибыли предприятия - нераспределенной (оставляемой на предприятии на расшире­­ние хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, вы­плачиваемые владельцам акций). Так как снижение ставок на не­распределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими двумя частями в пользу нераспределенной прибыли, к увеличению внут­реннего накопления каптала и росту самофинансирования ин­вестиций при одновременном снижении дивидендов. Однако, если эта тенденция носит длительный характер, то эта мера может привести к снижению курсов акций и угрозе их скупки отечествен­ными или иностранными инвесторами. При повышении налогов на нераспределенную прибыль и понижении на сумму выплачиваемых дивидендов может наблюдаться обратная картина.

Регулирующая функция налогов в современных условиях сос­тоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного ре­гулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными действиям.

Большинство целей экономической политики достигается в эко­номически развитых странах путем целенаправленного стимулиро­вания капиталовложений. Именно от масштабов обновления и рас­ширения основного капитала зависят в основном темпы роста про­изводства, состояние конъюнктуры рынка, занятость, спрос, на­циональная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных по­требностей хозяйствующих субъектов в течение последних десяти­летий является самофинансирование, доля которого в капиталовло­жениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансиро­вания оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правитель­ственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.

В составе регулирующей функции налогов можно выделить стимулирующую и сдерживающую (дестимулирующую) подфунк­ции, а также подфункцию воспроизводственного назначения.

В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. Сдерживающая подфункция налогов, напри­мер, может проявляться через введение акцизов на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену и при­звана сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой ба­зы, понижении налоговой ставки.

В законодательных актах Украины предусмотрены следующие виды налоговых льгот, необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категории плательщиков; по­нижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налого­вого оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприя­тий направлены на стимулирование финансирования затрат на развитие производства и непроизводственного строительства; раз­вития вновь созданных предприятий; деятельности агропромыш­ленного комплекса; занятости инвалидов; социально культурной и природоохранной сфер; благотворительной деятельности.

Преференции устанавливаются в виде инвестиционного налого­вого кредита и целевой налоговой льготы для финансирования ин­вестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и плат­ности, оформляется соответствующим договором между предприя­тием и региональным налоговым органом Целевая налоговая льго­та в отличие от инвестиционного налогового кредита может предо­ставляться любому предприятию местными органами исполнитель­ной власти на взаимовыгодной основе, по в пределах суммы нало­говых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в до­рожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесного фонда. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность.

    Принципы налогообложения

Теория налогообложения создавалась в последнюю треть XVIII в. Ее основоположником можно назвать шотландского эко­номиста и философа А.Смита.

В вышедшей в 1776 г книге “Исследование о природе и при­чинах богатства народов” А. Смит писал: “Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким

они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое от­дельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа-все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным нало­гом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугод­ного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягоще­ния подарок или взятку.

Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются на­глостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значи­тельная степень неравномерности, как это, по моему мнению, яв­ствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Налог может брать или удерживать из карманов народа гораз­до больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства кото­рых могут обременять народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды. ко10рые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в со­ответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам спра­ведливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответ­ственно тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчить его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих поло­жений обращали на себя большее или меньшее внимание всех на родов”.

Итак, из вышеприведенной цитаты можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели и до нашего времени (рис. 1.4.):

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами сораз­мерно их доходам.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ ь время платежа были точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Политическое острие принципов организации налогов и налоговой политики, обоснован­ных классиком буржуазной политэконо­мии, было направлено против феодальных пережитков. Истории чески они были связаны с тем, что старая феодальная фискальная система отвечала интересам аристократии. Поэтому буржуазные идеологи предлагали перестроить налоговую систему так, чтобы она отвечала задачам нового класса. Первый принцип Смита был направлен против налоговых привилегий, которыми пользовались дворянство и духовенство, второй и третий-против произвола в обложении, характерного для абсолютной монархии, а четвертый подчеркивал необходимость бережливости и был направлен против господствующей при абсолютной монархии системы откупов. В це­лом они преследовали единую главную цель капиталис­тического предпринимательства того периода - стимулирование накопления.

Рис. 1.4. Принципы налогообложения, изложенные А.Смитом

Современные принципы налогообложения отражают реалии эко­номической и политической жизни государств и состоят в следую­щем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. По­скольку возможности разных физических и юридических лиц не­одинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые

ставки, то есть налог с дохода должен быть про­грессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некото­рые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имуще­ства по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политичес­кой жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Налогообложение доходов должно носить однократный ха­рактер. Многократное обложение дохода или капитала недопусти­мо. Примером осуществления этого принципа служит замена на­лога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастаю­щей кривой, на налог на добавленную стоимость, где вновь создан­ный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке, вплоть до конечного продукта, облагается только один раз. В этом - одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не долж­на оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности пла­тежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное вы­полнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть про­стыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и эконо­мичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптиру­емой к меняющимся общественно-политическим и экономическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Формирование обособленной самостоятельной системы налого­обложения Украины началось еще в рамках бывшего СССР, когда в 1991 г. был принят закон Украинской ССР “О системе налогооб­ложения”, в котором были впервые сформулированы принципы по­строения налоговой системы Украины, свойственные экономикам рыночного типа С развитием налоговых отношений в Украине пре­терпевали изменения и принципы построения и назначения систе­мы налогообложения. В настоящее время в Законе Украины “О вне­сении изменений и дополнений в Закон Украины “О системе нало­гообложения”, принятом в 1997 г, изложены принципы построения системы налогообложения, которые существенно отличаются от их формулирования в 1991 г. и состоят в следующем (рис. 15):

1) стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестицион­ной активности (введение льгот по налого­обложению прибыли (дохода));

2) обязательность (внедрение норм по уплате налогов и сборов и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства);

3) равнозначность и пропорциональность (налоги с юридиче­ских лиц взимаются в определенной доле от полученной прибыли, на равные прибыли уплачиваются равные налоги и сборы, а боль­шие налоги и сборы-пропорционально большим доходам);

4) равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации (обеспечение одинакового подхода к различным субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов);

5) социальная справедливость (социальная поддержка мало­обеспеченным слоям населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы);

стимулирование предпринимательской производственной деятельности

Принципы налогообложения

обязательность

равнозначность и пропорциональность

равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации

социальная справедливость

стабильность

экономическая обоснованность

равномерность уплаты

компетенция

единый подход

доступность

Рис. 1. 5. Принципы налогообложения, сформулированные в

Законе Украины “О системе налогообложения”

6) стабильность (неизменность в течение бюджетного года на­логов и сборов, их ставок и налоговых льгот);

7) экономическая обоснованность (установление налогов и сбо­ров на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами);

8) равномерность уплаты (установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного по­ступления средств в бюджет для финансирования расходов);

Рис. 1. 6. Принципы налогообложения, отражающие особенности и тенденции

современной налоговой системы

9) компетенция (установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам уполномоченными на то органами в соответствии с законодательством Украины);

10) единый подход (при разработке налоговых законов при­держиваться единого подхода к определению плательщика налога и сбора, объекта обложения, источника уплаты, налогового перио­да, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты, оснований для предоставления налоговых льгот);

11) доступность (доходчивость норм налогового законодатель­ства для налогоплательщиков).

Однако сформулированные принципы еще не в полной мере от­вечают мировой практике построения системы налогообложения. Опыт экономически развитых стран предлагает следующие прин­ципы налогообложения (рис. 1.6):

1. Стабильность и предсказуемость предполагает неизменность основных налоговых платежей и правил взимания налогов в тече­ние продолжительного времени, а также логичность с экономиче­ской, и правовой стороны изменений налогового законодательства.

2. Высокий уровень развития регулирующей функции налогов, что предполагает выполнение налогами одной из своих основных функций.

3. Гибкость предполагает оперативное изменение налоговых платежей, способов их начисления, системы льгот и санкций в зависимости от изменения экономической ситуации.

4. Равновесие обеспечивает ориентацию государства на поддер­жание с помощью налогов структурно-воспроизводственного равно­весия.

5. Подвижность отражает чувствительность налоговых плате­жей.к изменениям в области формирования налогооблагаемой ба­зы или появление новых форм налогов.

6. Антиинфляционная направленность налогов, что проявляется в сдерживании инфляции путем оптимальных налоговых изъятий.

7. Удобство обеспечивается как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и для контролирующих субъектов по изъятию налога, а также для государства при использовании на­логовых рычагов.

8. Равенство обеспечивает равную обязанность плательщиков при равных оценочных условиях и размерах доходов.

9. Стимулирование проявляется в формировании экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности, исходя из ее налогообложения и получении более высоких доходов.

10. Экономичность состоит в соизмерении расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработка документации и т. д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.

11. Равномерность охвата предполагает рациональное выделе­ние в качестве объекта обложения различных элементов стоимости или видов деятельности, а не сосредоточение

налогового бремени исключительно на одной какой-либо их части.

Практика построения налоговых систем и их функционирования в ряде стран Западной Европы позволяет к традиционным прин­ципам, связанным с идеями А. Смита, добавить и несколько спе­цифических, более узких принципов:

налоги и затраты на их взимание должны стремиться к мини­мизации с целью переориентации с фискальной функции на стиму­лирующую;

справедливость использования налоговых рычагов должна ис­ключать, прежде всего, возможность двойного налогообложения;

порядок взимания налогов должен исходить из минимального вмешательства в дела налогоплательщика;

сумма уплаченного налога должна быть эквивалентна стоимости благ и услуг, получаемых плательщиком от государства;

налоги должны характеризоваться четкой бюджетной направ­ленностью, то есть появление новых налогов должно быть связано с покрытием соответствующих расходов, а не с ликвидацией бюд­жетного дефицита;

размер налогообложения должен исходить из разумного оптиму­ма и изымать не более трети дохода;

обсуждение проектов законов о налогообложении должно но­сить открытый и гласный характер.