Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов рф. Подпрограмма “Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области”. Какие объекты будут участвовать в программе

Данная подпрограмма является одной из ключевых в федеральной целевой программе «Жилище». Она была утверждена 17 декабря 2010 года постановлением № 1050 Правительства РФ. Ее можно назвать следующим шагом после реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», действовавшей в период с 2006 по 2010 годы.

Участниками подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» являются не рядовые граждане — она задает вектор сотрудничества федерального центра и субъектов федерации в сфере массового строительства жилья эконом-класса в России. При этом упор, помимо доступной цены жилья, делается на требованиях к его экологичности и энергоэффективности. Госзаказчиком и основным разработчиком подпрограммы стало Министерство регионального развития РФ.

Почему правительство реализует эту подпрограмму?

Суть проблемы в жилищном строительстве в общем-то очевидна: без серьезной поддержки государства — законодательной финансовой, инфраструктурной — строить жилье в России сложно. Во всяком случае жилье, которое было бы не на словах, а на деле доступным для граждан.

Одна из мер государственного участия в жилищном строительстве — это выделение участков под строительство с подготовкой соответствующей инженерной инфраструктуры. С этой целью в рамках ФЦП «Жилище» была разработана и реализовывалась в 2006-2010 годах подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (как мы уже говорили, она была предтечей нынешней подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»). В рамках данной подпрограммы государственная власть попыталась решить проблему нехватки земельных участков, подготовленных под строительство.

За период с 2007 по 2009 год при помощи государства в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» были реализованы 444 проекта жилищного строительства в подавляющем большинстве субъектов федерации. Ударным стал 2008 год, когда было осуществлено 208 жилищных проектов. Кроме того, за три года в 17 регионах удалось реализовать 22 проекта комплексного освоения территорий для жилищного строительства.

В ходе реализации подпрограммы подтвердились на практике все основные проблемы, с которыми сталкиваются участники строительного рынка: административные барьеры затрудняют застройщикам выход на рынок строящегося жилья, создают проблемы с получением земельных участков под строительство. Непросто получить разрешение на строительство. В настоящую проблему превращается обеспечение участка инженерной инфраструктурой. Есть и другие проблемы, перечислять которые можно долго.

В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» внедрялись и отрабатывались схемы опережающего развития инженерной инфраструктуры, когда под строительство передавались уже подготовленные участки. Еще одна из опробованных перспективных форм партнерства государства и бизнеса — это компенсация государством процентов по кредитам, которые застройщик берет для развития инженерной инфраструктуры территории, застраиваемой жилыми домами.

Комплексному освоению территорий в перспективе должны поспособствовать и принятые за время действия подпрограммы законодательные акты (Градостроительный и Земельный кодексы РФ, ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ФЗ «О концессионных соглашениях»). Впрочем, чтобы заложенные в законах механизмы действовали эффективно, все равно без бюджетной поддержки на федеральном и региональном уровне не обойтись. Кроме того, надо решить еще одну проблему, стоящую перед органами местного самоуправления. Далеко не во всех населенных пунктах приняты генеральные планы, правила застройки, землепользования, комплексного развития коммунальной инфраструктуры и т. п. Поэтому и возникают нередко в регионах проблемы с подключением к инженерным сетям, с обеспечением новых жильцов социальными объектами и т. п. В условиях разразившегося в 2008 году мирового финансово-экономического кризиса, который задел и Россию, особенно актуальным стало строительство жилья эконом-класса, поскольку платежеспособный спрос населения снизился.

Для решения упомянутых выше основных проблем, для поддержки региональных жилищных программ, была разработана подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации". Она рассчитана на период 2011-2015 годов.

Цель, задачи, сроки

Цель «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» — развитие массового строительства экологичного, энергоэффективного и доступного по цене жилья.

В рамках подпрограммы федеральный центр окажет регионам поддержку в проведении мероприятий по:
комплексному градостроительному планированию территорий для массового жилищного строительства и комплексному их освоению;
строительству жилья эконом-класса, экологичного и энергоэффективного (которое было бы доступным для граждан, имеющих средний уровень доходов) и по развитию социальной инфраструктуры для такого жилья;
выделению механизмов развития инженерной инфраструктуры в отдельный бизнес;
упрощению предоставления кредитов как застройщикам, так и некоммерческим объединениям граждан (ЖСК и др.), для строительства недорогого (в том числе малоэтажного) жилья.

Подпрограмма, по замыслу ее создателей, позволит государству и бизнесу отработать новые формы партнерства при застройке и развитии территорий, поможет сформировать новый сегмент жилья эконом-класса, поспособствует ликвидации ветхого и аварийного жилфонда.
Среди задач подпрограммы: помочь субъектам федерации разработать и реализовать свои программы жилищного строительства; скоординировать поддержку, которую оказывают жилищному строительству такие институты как Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Внешэкономбанк.

Кроме того, подпрограмма должны стимулировать органы власти субъектов РФ и местного самоуправления к тому, чтобы эффективнее работать на строительном рынке, развивать конкуренцию, способствовать демонополизации и т.д.

Одна из примет времени — стремление сформировать комфортную городскую или сельскую среду, отвечающую мировым стандартам в плане экологической безопасности, доступности для инвалидов, пенсионеров, удобную для семей с детьми, безопасную для всех граждан, предусматривающую различные формы культурного досуга.

Каким образом помогает государство?

Главным образом речь идет о бюджетном субсидировании регионов для реализации ими программ по развитию жилищного строительства.

Субсидии могут идти на погашение процентов по кредитам, которые брались региональными и муниципальными властями, а также юридическими лицами на ряд целей: для обеспечения участков под строительство доступного жилья инженерной инфраструктурой; для строительства новых предприятий строительной индустрии, которые будут выпускать энергоэффективные стройматериалы и т. п.; для строительства или реконструкции объектов социальной инфраструктуры; для строительства автодорог в микрорайонах новой застройки эконом-класса.

Правила предоставления субсидий

Кому и в каком объеме выделять субсидии, определяет Министерство регионального развития. Окончательно распределение субсидий между субъектами РФ утверждает Правительство России.
Субсидии из федерального бюджета на развитие жилищного строительства могут получить только те субъекты Российской Федерации, которые прошли ежегодный конкурсный отбор. Для участия в нем необходимо иметь региональную целевую программу, которая должна содержать ряд обязательных мероприятий. Поясним, что требуется от субъектов федерации. Региональная власть: упрощает порядок предоставления участков под малоэтажное жилищное строительство; разрабатывает документы территориального планирования; развивает коммунальную инфраструктуру для жилищного строительства и социальную инфраструктуру для строящегося жилья эконом-класса; стимулирует частную инициативу граждан в жилстроительстве; формирует условия для создания ЖСК и иных жилищных некоммерческих объединений граждан; развивает местную стройиндустрию и производство стройматериалов; занимается комплексным освоением территорий для жилищного строительства; помогает улучшать жилищные условия семьям, располагающим материнским капиталом; строит доступное по цене энергоэффективное и экологичное жилье.

Перечень государственных объектов капитального строительства, которые планируется субсидировать из федерального бюджета, согласовывается с Министерством регионального развития. Оценивая региональные заявки, Минрегион использует ряд критериев. Во первых, насколько по сравнению с прошлым годом увеличился годовой объем введенного жилья; во-вторых, насколько больше было введено жилья эконом-класса; в-третьих, насколько снизилась доля ветхого и аварийного жилья, и, в-четвертых, насколько увеличилась доля малоэтажного жилья в общем объеме всего веденного жилья.

Составляя заявки для получения федеральной субсидии, региональные власти должны быть реалистичными, ведь если субъект РФ не смог достичь показателей, указанных в заявке, то на следующий год он в конкурсном отборе участвовать уже не сможет и субсидию не получит. А средства, которые были запланированы для него, будут распределены между другими регионами.
Если выделенная субсидия субъектом федерации полностью не использована в течение финансового года, то эти средства будут либо оставлены для их дальнейшего использования по назначению, либо возвращены в федеральный бюджет. Тратить средства субсидии на не целевые расходы категорически запрещено. Контролируют расходование выделенных региону средств Минрегион и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Также в рамках подпрограммы могут быть даны государственные гарантии по заимствованиям для строительства объектов инфраструктуры при комплексном освоении территорий для строительства доступного жилья.

Планируется также, что государство будет поощрять частную инициативу граждан в жилищном строительстве, создание ЖСК, более активное использование материнского капитала. Кроме того, заявлено о намерении снизить для предпринимателей административные барьеры, упростить доступ к кредитным ресурсам, создать условия для развития конкуренции и т.д.
Меры поддержки, которые предусмотрены подпрограммой, реализуются в рамках региональных целевых программ. Для финансирования проектов предполагается активное привлечение банковских кредитов. Заемщиками в данном случае выступают органы исполнительной власти регионального и местного уровня, юридические лица (например, организации системы ЖКХ), Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.

Для возврата кредитов, взятых под эти проекты, предполагаются различные источники (продажа земельных участков, уступка прав по договорам аренды, регулируемые тарифы на подключение к инженерным сетям, продажа или сдача внаем жилья, которое построено в рамках проектов) и т.д.

Нормативные документы по Программе:

Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. о Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Паспорт подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В какой стадии реализация Подпрограммы?

В настоящее время подпрограмма активно реализуется. Общий объем ее финансирования в период с 2011 по 2015 год предусмотрен на уровне в 42,13 млрд рублей. Эта сумма делится пополам между федеральным и местными бюджетами (по 21,07 млрд руб.). По годам запланированы следующие показатели ввода жилья: 2011 г. - 64 млн кв. м, 2012 г. - 67 млн кв. м, 2013 г. - 70 млн кв. м, 2014 г. - 79 млн кв. м. К 2015 году планируется выйти на уровень 90 млн кв. м вводимого жилья в год. При этом доля жилья эконом-класса составит 60%, такой же показатель (60%) должен быть достигнут по вводу малоэтажного жилья.

Аннотация. В статье дана краткая характеристика принципов формирования строительного кластера и приоритетных направлений жилищной политики в Ставропольском крае. Предложены мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в регионе.

Ключевые слова: региональная политика, стратегия социально-экономического развития, Ставропольский край, жилищная политика, региональный строительный кластер, обеспечение доступным и комфортным жильем, ипотечное инвестиционное агентство.

Abstract: In article the short characteristic of principles of formation building кластера and priority directions of a housing policy in Stavropol Territory is given. Actions for stimulation of programs of development of housing construction in region are offered.

Кeywords: strategy of social and economic development, Stavropol Territory, the housing policy, regional maintenance with accessible and comfortable habitation, mortgage investment agency.

Орешков А.А.
соискатель
Кисловодский институт экономики и права

Региональная политика в Ставропольском крае имеет свои исключительные особенности из-за различий в природно-географических, социально-демографических, экономических условиях. Как субъект, находящийся в центре Северного Кавказа, граничащий с 8 субъектами Южного Федерального округа, на территории которого проживает представители более 90 национальностей – Ставрополье позиционирует как территория мира и стабильности, согласия и взаимного уважения.

Сформированная в регионе Стратегия социально-экономического развития края на период до 2020 года имеет преимущественно социальную направленность, в которой важнейшим приоритетом выступает человек и его гармоничное развитие .

В основе Стратегии заложена задача – развития человеческого потенциала, которая ставит человека в центр общественного прогресса и рассматривает экономический рост как средство реализации намеченной цели. Развитие человеческого потенциала есть расширение возможностей каждого жителя края, а конкретно – повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры и продуктивной ментальности, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.

Важнейшей направлением деятельности органов власти края всех уровней является выравнивание возможностей для развития человеческого потенциала. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, неравномерной концентрацией ресурсов для развития человеческого потенциала, исторически сформировавшимися на территории края. И, во-вторых, необходимостью перехода от централизации к автономному развитию муниципальной бюджетной доходности, что позволит в условиях усиливающейся конкуренции, самостоятельно решать большую часть проблем, формировать стимулы активизации деятельности местных властей по улучшению условий для экономического роста и реализации ответственной социальной политики.

Основой роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития Ставропольского края является ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества - человеческий потенциал, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей. Это определяет необходимость формирования принципиально новой социальной политики – политики социального развития, главным приоритетом которой должен стать человек.

Реализация политики социального развития предполагает формирование нового организационно-управленческого механизма, изменение парадигмы регионального управления, максимально возможной дебюрократизации системы государственного и муниципального управления и ориентации его на человека.

Принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием края опирается на кластерную политику – один из наиболее востребованных инструментов регионального социально-экономического развития в мире в настоящее время. Его преимущества связаны с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному варианту для каждой территории.

Исходя из принципа территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием края, предполагается формирование кластеров двух уровней: регионального (федерального) и муниципального (местного). Эти виды кластеров призваны реализовывать две различные, но взаимосвязанные цели.

Кластеры регионального (федерального) уровня нацелены на формирование и развитие «полюсов роста» крупного масштаба, способных придать ощутимое ускорение росту экономики края и имеющих большой горизонт сферы позитивного влияния на развитие окружающей территории.

Кластеры муниципального уровня (субкластеры) предназначены для реализации стратегического замысла по достижению экономической суверенности муниципальных территорий.

В целом кластеры двух уровней должны составить общую географию размещения производительных сил на территории края, способствовать формированию единого экономического пространства и, самое главное, стать основой для вовлечения в реализацию общего стратегического замысла всех муниципальных образований.

Формирование и развитие строительного кластера в регионе предполагает ориентацию на следующие приоритеты:

  • преодоление сложившейся разобщенности, нерациональности транспортных потоков и неоптимального размещения объектов стройиндустрии; ликвидация и смягчение других внутриотраслевых и территориальных диспропорций;
  • формирование комфортной городской среды и среды сельских поселений, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения; соответствие проектов экологическим и социальным требованиям современного качества жизни;
  • модернизация и техническое перевооружение производственной базы строительной индустрии;
  • достижение баланса потребностей и производства строительных материалов в регионе; развитие промышленности строительных материалов за счет местной сырьевой базы; реконструкция действующих производств стройматериалов, конструкций и комплектующих;
  • стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию современных технологий, материалов и инженерного оборудования.

Направления реализации стратегии
I. В области формирования и развития регионального строительного кластера:

  • развитие финансовых инструментов для реализации Стратегии в части строительного комплекса; развитие системы страхования строительных рисков;
  • организация подготовки и переподготовки кадров для строительного комплекса;
  • расширение перечня строительных услуг "от проекта до объекта";
  • совершенствование системы управления в строительной отрасли, в том числе постоянное повышение кадрового менеджмента, внедрение СМК по стандартам ИСО 9001:2000.

II. В области обеспечения жителей края доступным и комфортным жильем:

  • определение жилищных потребностей различных социальных групп населения, оценка материальных возможностей их удовлетворения и проведение необходимой типологии жилых домов и квартир; обеспечение роста предложений комфортного жилищного фонда на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, (элитное, эконом - класса, под социальный наем, многоэтажное и т. д.);
  • завершение схемы территориального планирования и разработка на этой основе пространственной стратегии жилищного строительства, отражающей перспективные направления развития муниципальных образований края, рост численности населения, увеличение числа новых рабочих мест и рост доходов населения; завершение разработки генеральных планов муниципальных образований; стимулирование и поддержка разработки в муниципалитетах необходимой градостроительной документации;
  • развитие систем инженерной инфраструктуры жилых микрорайонов, кварталов, сочетая централизованные и локальные источники инженерного обеспечения, решение вопросов обеспечения земельными участками для строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры
  • реализация программ, направленных на увеличение платежеспособного спроса на жилье (увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, развитие рынка ипотечных ценных бумаг, строительно-сберегательных кооперативов, строительно - сберегательных касс и т.д.);
  • при проведении открытых аукционов на застройку земельных участков использование в качестве критерия минимальной стоимости квадратного метра при выполнении всех других требований по качеству строительства;
  • расширение земельных участков под жилищное строительство через вторичную застройку устаревшего жилищного фонда; разработка механизмов инфраструктурного обеспечения земельных участков под комплексную застройку; упрощение процедур получения земельных участков и технических условий на подключение для строительства жилья путем создания при администрациях муниципальных образований служб по принципу «одного окна»;
  • создание сбалансированной системы расселения, в т.ч. использование принципа субурбанизации (рост и развитие пригородной зоны крупных городов) с целью формирования городских агломераций;
  • возведение комбинированных и смешанных систем высотного, среднеэтажного и малоэтажного домостроения, увеличения многообразия архитектурных решений зданий и комплексов, обеспечения выразительности и индивидуальности застройки
  • переход к современным энергосберегающим архитектурно-строительным решениям; строительство жилья с локальными системами жизнеобеспечения; оборудование жилого фонда всеми элементами коммунальных удобств, общей системой кондиционирования, телекоммуникацией, водяными фильтрами и т.д.
  • подробная порайонная паспортизация муниципального жилого фонда по физическому и моральному износу и организация мониторинга состояния жилого фонда;
  • присутствие на рынке жилищного строительства государственного заказчика, строящего недорогое некоммерческое жилье с минимальной прибыльностью; строительство жилья для социально незащищенных слоев населения и жилья для найма; организация строительства жилья для работников краевых и муниципальных организаций бюджетной сферы;
  • разработка программы реконструкции и модернизации существующего ветхого и устаревшего жилого фонда, обеспечивающей повышение качества проживания в этом жилье;
  • в индивидуальном жилищном строительстве переход на использование систем полуиндустриального строительства – комплектов быстровозводимых домов адаптированных к условиям региона.

В плане решения вышеперечисленных задач в области обеспечения жителей края доступным и комфортным жильем, нами разработаны следующие предложения.

«Предложения ОАО «Ипотечное инвестиционное агентство Ставропольского края» по итогам совещания по вопросу выполнения подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы»

1. Стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве.

Основным инструментом стимулирования частной инициативы граждан в жилищном строительстве является ипотечное кредитование и механизмы делающие ипотеку более доступной, как например субсидирование первоначального взноса или субсидирование процентной ставки по кредиту. Данные меры успешно практикуются во многих регионах России. В основной части регионов, как например в Ростовской области, процентную ставку субсидируют частично. А в Омской области с 2007 года социально незащищенным категориям граждан полностью субсидируют процентную ставку, то есть кредиты граждане получают под 0% годовых по региональному стандарту.

В Краснодарском крае, Иркутской области, Ярославле, Томске, Волгограде, Якутии, Кировской области региональные власти идут на однократное субсидирование первоначального взноса, либо его части. Господдержка может быть представлена в форме компенсации части ипотечного кредита семьям при рождении второго и последующих детей.

В республиках Алтай и Бурятия приняты законодательные акты об однократном бесплатном предоставлении земельных участков некоторым льготным категориям граждан. В Новосибирской и Томской областях предоставляется право заготовки древесины для собственных нужд - 200-300 мЗ леса на корню.

2. Осуществление мероприятий по обеспечению жилье семей , имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала для улучшения жилищных условий .

В связи с расширением возможностей по использованию материнского капитала вполне реальным стало привлечение средств семейного бюджета в ипотеку, например на первоначальный взнос, либо погашение уже взятого ипотечного займа. Размер МСК с 1 января 2011 года 365 698,40 рублей. В этой связи необходимо проработать вопрос взаимодействия с краевым Пенсионным фондом в части получения данных о семьях имеющих право на материнский капитал, что позволит провести мониторинг потребности в улучшении жилищных условий среди данных семей и предложить использование данных средств, например, в качестве первого взноса по ипотеке.

Инициатором данного проекта на Федеральном уровне является ОАО «АИЖК», Разработан специальный сайт www . ipomama . ru , на котором доступно освещен данный проект.

3. Формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан , включая жилищно - строительные кооперативы .

Это предложение рассмотри на примере инициативы Московских властей. Чтобы привлечь деньги физических лиц на стройку жилья и решить проблему очередников, столичные власти предлагают передавать им землю без конкурса. Для этого москвичи должны организовать жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), для чего необходимо подготовить законодательную инициативу по предоставлению ЖСК Москвы земельных участков на бесконкурсной основе. Строительство жилья за счет средств ЖСК, организованных из очередников, могло бы стать существенным источником выполнения социально-жилищных программ. Чтобы оживить стройку социального жилья, столичные власти в прошлом году предложили сформировать ЖСК из очередников, которым мэрия не сможет предоставить субсидии для покупки квартир. В этом случае мэрия инициирует создание ЖСК, после чего каждый пайщик получит социальную ипотеку в Московском ипотечном агентстве. Далее деньги должны поступить в принадлежащее департаменту жилищной политики ГУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий», которое будет контролировать строительство дома. Участник такого ЖСК получает квартиру по себестоимости. Московская инициатива повторяет законодательные новации федеральных властей, которые отражены в готовящихся поправках в жилищный, земельный, градостроительный и гражданский кодексы. Они должны облегчить функционирование жилищных некоммерческих объединений граждан и распространят зону их действия на много- и малоэтажное строительство.

Обращение федеральной власти непосредственно к гражданам также обусловлено желанием привлечь в строительство доступного жилья «живые» деньги, которые отсутствуют сегодня на счетах девелоперов, но имеются в карманах простых людей. Данная инициатива поддержана Министерством регионального развития и в ближайшее время ожидается, что законопроект предусматривающий бесплатное выделение квалифицированной земли таким ЖСК будет принят в Государственной думе.

4. Строительство жилья экономкласса , в том числе малоэтажного , отвечающего стандартам ценовой доступности , энергоэффективности и экологичности .

В рамках программы Министерства регионального развития и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию по Стимулированию кредитования строительства жилья экономического класса в Ставропольском крае ОАО «ИИАСК» готовятся заявки в Минрегион по проектам строительства многоквартирных домов.

В качестве пилотных определены следующие проекты:
- 120 квартирный жилой дом по пр.Кулакова, 47/1 г.Ставрополя общей площадью около 8500 кв.м.
- 350 квартирный жилой дом по пр.Кулакова, 47/3 г.Ставрополя общей площадью около 24000 кв.м.

Обеспечить высокий уровень конкурентоспособности территории предполагается в условиях эффективной деятельности органов власти края.
Все механизмы реализации Стратегии должны быть направлены на смену модели экономического роста, основанного на принципиально иных экономических и технологических приоритетах.

Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов государственной власти выработать эффективный механизм реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающий «баланс интересов» и скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.

Важнейшим элементом механизма реализации Стратегии является экономическая политика органов государственной власти, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий и принятии оперативных управленческих решений.

Основополагающим инструментом достижения стратегических целей должно стать использование механизма государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство рассматривается как перспективная форма экономического сотрудничества, обеспечивающая равноправие власти и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления, равные условия развития бизнеса, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.

Библиографический список:

    Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 года (утв. Правительством Ставропольского края 15 июля 2009 г.).

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/

(Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. О федеральной целевой программе. Жилище на 2011 - 2015 годы)

4. Граждане, подлежащие 1004 14 14 976 - -
отселению с комплекса
"Байконур"

5. Граждане, 11569 422 422 2800 3970 3955
подвергшиеся
радиационному
воздействию вследствие
катастрофы на
Чернобыльской АЭС,
аварии на
производственном
объединении "Маяк", и
приравненные к ним лица

6. Граждане, выезжающие 16284 3929 3069 1428 3929 3929
из районов Крайнего
Севера и приравненных к
ним местностей

Итого 86912 16511 17370 14631 19218 19182

ПОДПРОГРАММА
"СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного
строительства субъектов Российской Федерации" федеральной
целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы


Наименование подпрограммы - подпрограмма "Стимулирование программ
развития жилищного строительства субъектов
Российской Федерации" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы

Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Российской
разработке подпрограммы Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р

Государственный заказчик - Министерство регионального развития

Основной разработчик - Министерство регионального развития
подпрограммы Российской Федерации

Цель и задачи - цель подпрограммы - развитие массового
подпрограммы строительства жилья экономкласса на
территории Российской Федерации,
отвечающего стандартам ценовой доступности,
энергоэффективности и экологичности.
Задачи подпрограммы:
оказание содействия субъектам Российской
Федерации в разработке и реализации
- программ развития жилищного строительства;
- координация поддержки жилищного
строительства, оказываемой со стороны
институтов развития (Федеральный фонд
содействия развитию жилищного
строительства, открытое акционерное
общество "Агентство по ипотечному жилищному
кредитованию", государственная корпорация -
Фонд содействия реформированию жилищно-
коммунального хозяйства, государственная
корпорация "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности
- (Внешэкономбанк)");
- стимулирование органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления к
проведению эффективной градостроительной
политики, созданию условий для
строительства жилья экономкласса,
демонополизации и развитию конкуренции на
- рынке жилищного строительства;
- создание эффективных и устойчивых
организационных и финансовых механизмов
государственно-частного партнерства при
строительстве жилья экономкласса

Важнейшие целевые - к 2015 году:
индикаторы и показатели годовой объем ввода жилья составит 90 млн.
- подпрограммы кв. метров;
- доля ввода жилья, соответствующего
- стандартам экономкласса, - 60 процентов;
- доля ввода малоэтажного жилья - 60
процентов

Срок реализации - 2011 - 2015 годы
подпрограммы

Объем и источники - общий объем финансирования подпрограммы
финансирования составит 42,13 млрд. рублей, в том числе:
подпрограммы средства федерального бюджета - 21,07 млрд.
- рублей;
- средства бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд.

Ожидаемые конечные - предусмотренные меры поддержки региональных
результаты реализации программ позволят обеспечить ввод 370 млн.
подпрограммы, показатели кв. метров общей площади жилья в целом по
социально-экономической Российской Федерации,
эффективности в том числе:
- подпрограммы в 2011 году - 64 млн. кв. метров;
- в 2012 году - 67 млн. кв. метров;
- в 2013 году - 70 млн. кв. метров;

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Паспорт подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Наименование подпрограммы - подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Дата принятия решения о разработке подпрограммы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р
Государственный заказчик подпрограммы
Основной разработчик подпрограммы - Министерство регионального развития Российской Федерации
Цель и задачи подпрограммы - цель подпрограммы - развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.
Задачи подпрограммы:
оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации программ развития жилищного строительства;
координация поддержки жилищного строительства, оказываемой со стороны институтов развития (Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");
стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;
создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса
Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы - к 2015 году:
годовой объем ввода жилья составит 90 млн. кв. метров;
доля ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, - 60 процентов;
доля ввода малоэтажного жилья - 60 процентов
Срок реализации подпрограммы - 2011 - 2015 годы
Объем и источники финансирования подпрограммы - общий объем финансирования подпрограммы составит 42,13 млрд. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 21,07 млрд. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы, показатели социально-экономической эффективности подпрограммы - предусмотренные меры поддержки региональных программ позволят обеспечить ввод 370 млн. кв. метров общей площади жилья в целом по Российской Федерации,
в том числе:
в 2011 году - 64 млн. кв. метров;
в 2012 году - 67 млн. кв. метров;
в 2013 году - 70 млн. кв. метров;
в 2014 году - 79 млн. кв. метров;
в 2015 году - 90 млн. кв. метров
I. Характеристика проблемы

В 2006 - 2010 годах в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы реализовывались мероприятия, направленные на решение одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, - отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой.

В рамках указанной подпрограммы осуществлялась государственная поддержка:

В 2007 году - 180 проектов жилищного строительства в 58 субъектах Российской Федерации и 22 экспериментальных проектов по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства в 17 субъектах Российской Федерации;

в 2008 году - 208 проектов жилищного строительства в 53 субъектах Российской Федерации;

в 2009 году - 56 проектов жилищного строительства в 19 субъектах Российской Федерации.

Итоги реализации подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со все еще слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и чрезмерными административными барьерами в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство остаются проблемы отсутствия земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Отрабатываемые механизмы, основанные на опережающем развитии инженерной инфраструктуры, позволяют обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, при этом реализация подпрограммы продемонстрировала недостаточность предусмотренных инструментов и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства.

С целью повышения доступности жилья развитие деятельности коммерческих застройщиков необходимо сочетать с поддержкой строительства жилья индивидуальными застройщиками и жилищными некоммерческими объединениями граждан. Формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве должно предусматривать не только использование механизмов по возмещению затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой (совокупность объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, обеспечивающих тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, а также водоотведение и очистку сточных вод в границах территории муниципального образования) в целях жилищного строительства, но и использование механизмов поддержки развития социальной инфраструктуры микрорайонов массовой жилой застройки в целях комплексного решения проблемы.

В 2004 - 2008 годах была продолжена работа по совершенствованию и принятию законодательных актов, в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона "О концессионных соглашениях". Указанные акты позволили сформировать законодательную базу для решения задач комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий и обеспечения жилищного строительства инженерной инфраструктурой, распределить ответственность между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками в вопросах обеспечения жилищного строительства инженерной и социальной инфраструктурой, а также создать законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное строительство. Однако на практике реализация принципов, заложенных в этих актах, пока еще не получила достаточного распространения и требует использования дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Органы местного самоуправления, как правило, все еще не имеют генеральных планов и правил землепользования и застройки, программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

Существующая практика решения проблемы развития инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства и инженерно-технического обеспечения построенных объектов главным образом основана на установлении платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и технологическое присоединение, а также на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, что влечет увеличение стоимости 1 кв. метра жилья.

В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения комплексного освоения и развития территорий. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье в 2009 году поставили на повестку дня не только реализацию антикризисных мер, в том числе и в сфере жилищного строительства, но и необходимость создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса (строительство малоэтажных жилых домов и многоквартирных домов, отвечающих стандартам и требованиям жилья экономкласса), обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.

Кроме того, наряду с постоянным увеличением доли индивидуального жилищного строительства преобладающей формой строительства жилья застройщиками остается многоквартирное жилищное строительство. Слабо развиты современные экономичные и энергоэффективные технологии индустриального малоэтажного жилищного строительства.

В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - подпрограмма) будут реализованы мероприятия, направленные на поддержку региональных программ развития жилищного строительства, в том числе:

на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья;

На развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;

На развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса;

на выделение в отдельный бизнес механизмов развития инженерной инфраструктуры на застраиваемых участках;

на реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

на упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного.

В рамках подпрограммы будут отработаны новые механизмы государственно-частного партнерства при развитии застроенных или подлежащих застройке территорий в целях жилищного строительства.

Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента жилья экономкласса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Задача устойчивого функционирования системы формирования рынка доступного жилья экономкласса определяет целесообразность использования программно-целевого метода, поскольку такая задача:

Носит межотраслевой и межведомственный характер и в современных экономических условиях не может быть решена без участия федерального центра;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие;

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке строительных материалов.

II. Цель, задачи и срок реализации подпрограммы

Целью подпрограммы является развитие массового строительства жилья экономкласса на территории Российской Федерации, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи:

Оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития жилищного строительства;

Координация поддержки жилищного строительства со стороны таких институтов развития, как открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

Стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к активному проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства;

создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов государственно-частного партнерства при строительстве жилья экономкласса.

В целях формирования комфортной городской среды и среды сельских поселений мероприятия региональных программ должны быть направлены на стимулирование градостроительной и строительной деятельности, отвечающей современным требованиям архитектурно-пространственной организации, задачам улучшения состояния окружающей среды, мировым экологическим стандартам, в том числе необходимости обеспечения полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, благоустройства мест пребывания детей с родителями, повышения безопасности граждан и снижения вандализма, формирования условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан.

Срок реализации подпрограммы - 2011 - 2015 годы.

Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы являются досрочное достижение цели и выполнение задач подпрограммы, а также изменение направлений государственной жилищной политики.

III. Перечень мероприятий подпрограммы

В рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, которые могут быть использованы:

на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса;

На возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на реконструкцию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, выпускающих энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия;

На строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса;

На строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса.

Кроме того, в рамках подпрограммы могут быть осуществлены мероприятия по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на строительство объектов инфраструктуры на земельных участках для их комплексного освоения в целях строительства жилья экономкласса (далее - государственные гарантии Российской Федерации).

Объемы государственных гарантий Российской Федерации будут предусматриваться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Формы государственной поддержки, предусмотренные подпрограммой, будут предоставляться при условии реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы развития жилищного строительства, предусматривающей введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство, разработку документов территориального планирования, комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса, стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов, развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а также строительство жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности (далее - региональные программы).

Организационные мероприятия в рамках подпрограммы будут направлены:

На создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;

на содействие внедрению организационных механизмов комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства;

на внедрение организационных механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для реализации проектов.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных средств федерального бюджета.

Успешная реализация подпрограммы в значительной степени будет зависеть от методической помощи, которая будет оказываться на федеральном уровне органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях реализации проектов.

В рамках подпрограммы будут разработаны:

Методика оценки соответствия жилых помещений стандартам жилья экономкласса и их доступности для различных доходных групп населения.

Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении N 1.

IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансирования подпрограммы в 2011 - 2015 годах составит 42,13 млрд. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 21,07 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21,07 млрд. рублей.

Объем финансирования подпрограммы приведен в приложении N 2.

При распределении средств поддержки по годам учитывался прирост объема ввода жилья, планируемый через 2 года, и возможности федерального бюджета.

V. Механизм реализации подпрограммы

Предусмотренные подпрограммой меры поддержки предоставляются на реализацию региональных целевых программ с учетом их ежегодной оценки достижения показателей.

Финансовые механизмы реализации мероприятий подпрограммы, предусматривающие возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, направлены в первую очередь на привлечение банковских кредитных ресурсов для финансирования проектов по развитию инженерной инфраструктуры, реконструкции и (или) строительства новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии в целях жилищного строительства.

Заемщиками при реализации таких проектов могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, в том числе организации коммунального комплекса и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.

Возврат кредитов, предоставленных на реализацию таких проектов, может быть обеспечен за счет различных источников, в том числе от продажи земельных участков (уступки прав по договорам аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого тарифа на подключение к системам инженерной инфраструктуры, продажи или предоставления внаем жилья, построенного в рамках проектов.

Финансовые механизмы реализации мероприятий подпрограммы, предусматривающие развитие социальной инфраструктуры и обеспечение автомобильными дорогами, направлены на поддержку исполнения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации проектов жилищного строительства, осуществляемых в рамках региональных программ.

Организационные механизмы подпрограммы направлены на четкое разграничение ответственности между участниками развития территорий в целях жилищного строительства и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски, удешевить стоимость кредитования и других затрат на строительство и обеспечить строительство жилья ценовой категории, отвечающей стандартам жилья экономкласса.

В зависимости от конкретной ситуации исполнителями реализации мероприятий в рамках региональных программ могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления или юридические лица, в том числе застройщики, инвесторы, организации коммунального комплекса, банки, государственные институты развития и некоммерческие объединения граждан, в том числе жилищно-строительные кооперативы.

При этом жилье экономкласса, построенное в рамках реализации региональных программ, будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, построенное жилье экономкласса в рамках подпрограммы также будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.

Если после завершения строительства объектов инженерной инфраструктуры эти объекты переходят в государственную или муниципальную собственность, то при реализации проекта в целях снижения общих затрат на жилищное строительство и снижения стоимости приобретаемого гражданами жилья экономкласса рекомендуется установление условий и порядка выкупа таких объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) местных бюджетов, и (или) за счет организаций коммунального комплекса.

В рамках реализации региональных программ необходимо обеспечить осуществление контроля за подключением построенных объектов к сетям инженерной инфраструктуры на заранее определенных условиях, включая размер платы застройщика за подключение в соответствии с установленными тарифами и согласованным объемом мощности, а также обеспечение строительства (реконструкции) сетей и объектов инженерной инфраструктуры за пределами границ территорий, на которых реализуются проекты, обеспечивающих предоставление ресурсов, необходимых для построенных в границах территорий объектов капитального строительства. Строительство и реконструкцию объектов социальной и дорожной инфраструктуры обеспечивают субъект Российской Федерации и муниципалитет.

В рамках подпрограммы будут также отработаны различные механизмы развития инженерной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, частными операторами объектов инженерной инфраструктуры на основе договоров аренды, концессии и других договоров. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с освоением и развитием территорий, предназначенных для жилищного строительства, в том числе с обустройством таких территорий инженерной инфраструктурой.

При реализации региональной программы необходимо учитывать документы территориального планирования (генеральные планы), текущие и среднесрочные прогнозы жилищного строительства на территории муниципального образования, инвестиционные программы естественных монополий в энергетике, топливном комплексе, программы комплексного развития систем инженерной инфраструктуры муниципальных образований и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию системы инженерной инфраструктуры.

Порядок отбора субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки в рамках подпрограммы будет устанавливаться государственным заказчиком в соответствии с требованиями подпрограммы.

Предполагается, что отбор субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, для участия в подпрограмме будет проводиться формируемой государственным заказчиком конкурсной комиссией, которая осуществляет свою деятельность в рамках подпрограммы.

Максимальное число субъектов Российской Федерации - участников подпрограммы будет определено государственным заказчиком подпрограммы до проведения конкурсного отбора на предоставление субсидий с учетом объемов выделенных на текущий год субсидий из федерального бюджета и указано в конкурсной документации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять подготовку региональных программ, предусматривая в них реализацию мер, направленных на снижение административных барьеров, демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, комплексное развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры, а также учитывая выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов и реализацию следующих основных мероприятий:

утверждение генерального плана городского округа или городского, сельского поселения;

утверждение правил землепользования и застройки городского округа или городского, сельского поселения;

утверждение документации по планировке территорий, предназначенных для жилищного строительства;

принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

подключение к сетям инженерно-технического обеспечения на основе утвержденного тарифа.

Заявка от субъекта Российской Федерации, который имеет намерение участвовать в подпрограмме, должна содержать письменное обязательство субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых будут реализовываться региональные программы, а также обеспечить достижение установленных значений ввода жилья в эксплуатацию.

Финансовая поддержка реализации региональных программ за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в виде предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Правила предоставления таких субсидий приведены в приложении N 3.

VI. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы

Создание рыночных механизмов финансирования проектов освоения и развития территорий в целях жилищного строительства и внедрение стандартов строительства жилья экономкласса позволят увеличить объем жилищного строительства и снизить его стоимость, что, в свою очередь, повысит доступность жилья экономкласса для населения.

Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы будет производиться на основе соответствующих целевых индикаторов и индикаторов оценки, установленных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы по направлению "Развитие жилищного строительства", которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации подпрограммы за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.

Мониторинг реализации подпрограммы будет проводиться в субъектах Российской Федерации ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Успешная реализация подпрограммы позволит обеспечить:

Увеличение общего объема годового ввода жилья до 90 млн. кв. метров;

Формирование сегмента строительства жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, и увеличение доли ввода жилья экономкласса до 60 процентов общего объема ввода жилья;

увеличение доли годового ввода малоэтажного жилья до 60 процентов общего объема ввода жилья;

принятие правил землепользования и застройки в городах с населением более 50 тысяч человек до 2012 года;

Развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье на доступном для населения и экономически обоснованном уровне;

Формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры;

увеличение частных инвестиций и кредитных средств, направляемых в жилищное строительство.