Кенэ известен как создатель теории. Франсуа Кенэ: биография. Министерство образования и науки Российской Федерации

Кенэ известен как создатель теории. Франсуа Кенэ: биография. Министерство образования и науки Российской Федерации


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90х годов привели к существенной системы контрольных органов. В частности, в 2000 г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счетная палата. Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в правление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ.

Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих.

Федеральное казначейство включает Главное управление казначейства и подчиненные ему территориальные органы — казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах. Руководитель Федерального казначейства назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, в структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям .

Органы Казначейства призваны: осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

На Казначейство возложен контроль над:

Доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

Состоянием в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

Совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ, а также налагать штрафы на в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами государственной налоговой службы и правоохранительными органами.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 2003 г. была создана специальная государственная структура — Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.

Следует отметить, что в настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер деятельности различных органов контроля за финансами со стороны государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о финансовом контроле, находящегося в стадии разработки.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля "широкого профиля", в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, в частности налогообложение или .

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление роли налоговой службы. В 2009 г. образовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральную службу налоговой полиции, а также государственные налоговые инспекции в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Органы государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридические и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); координировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой полиции, территориальные и местные органы ее.

Налоговая полиция, взаимодействуя с другими органами государственной налоговой службы, призвана решать следующие задачи:

Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и ;

Обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;

Защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;

Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ "О государственном страховом надзоре РФ" была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы определены Законом РФ "О страховании".

Указом Президента РФ № 1177 упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции переданы Министерству финансов РФ. В составе Минфина РФ образован Департамент страхового надзора. В составе Минфина РФ помимо Департамента в центральном аппарате страховой надзор осуществляют по республикам — региональные инспекции и группам областей — кустовые инспекции.

Департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных Министерством финансов РФ нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов Министерство финансов РФ имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в с иском о их ликвидации.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. По действующему законодательству коммерческие банки обеспечивают контроль за соблюдением их клиентами — физическими и юридическими лицами — установленного государством порядка ведения рассчётно-кассовых операций и валютного законодательства. Кроме того, коммерческие банки по своей инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ РФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% минимальной величины ; выполнению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, к крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов по назначению, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

Прибыль предприятия


Назад | |

В этой статье мы познакомимся с одним из основных понятий финансового права, важность которого невозможно переоценить ни в теории, ни на практике. Разберем его виды, методы, формы. в качестве понятия тоже будет рассмотрен в материале.

Определение термина

Начнем с ключевого слова. Финансовый контроль - деятельность различных объектов (хозяйственных, государственных, общественных, муниципальных и проч.) по:

  • проверке своевременности и точности экономического планирования;
  • полноты и обоснованности поступления потоков дохода в определенные фонды;
  • эффективности и правильности использования денежных средств.

Такого рода контроль всегда должен быть регламентирован правовыми нормами.

Это важное средство, способное обеспечить законность финансовой и хозяйственной деятельности. Именно финансовый контроль предупреждает расточительность, бесхозяйственность, выявляет факты злоупотреблений полномочиями, хищения денежных средств и материального имущества. Его действенность зависит от степени взаимодействия между субъектами: госструктурами, системами муниципальной власти, правоохранительными органами, аудиторскими компаниями.

Градация контроля

Что касается субъектного состава, то финансовый контроль разделяется на:

  • общественный;
  • гражданский;
  • государственный;
  • ведомственный;
  • правовой;
  • внутрихозяйственный (внутрифирменный);
  • банковский;
  • аудиторский (независимый).

По сферам финансовой деятельности наблюдается следующая градация:

  • налоговый;
  • таможенный;
  • бюджетный;
  • кредитный;
  • валютный;
  • страховой.

Разберем эти разновидности подробнее.

Виды контроля по субъектному составу

Переходим к разбору видов и форм финансового контроля. В зависимости от субъектов (кто его осуществляет), он разделяется на несколько типов.

Государственный. Контроль здесь - дело госструктур. Их задача - обеспечить государственные и общественные интересы как по поступлению доходов в казну, так и по расходованию бюджетных средств.

Внутри себя форма государственного финансового контроля разделяется на три типа:

  1. Парламентский - со стороны законодательной власти.
  2. Президентский - со стороны главы государства.
  3. Правительственный - со стороны исполнительной власти.

Ведомственный. Контроль проводится ревизионными отделениями министерств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных им учреждений.

Внутрихозяйственный (корпоративный, внутрифирменный). Субъекты: финансовые службы организаций и предприятий. Объектом будет финансово-хозяйственная активность учреждения.

Цели контроля такие:

  1. Обеспечение интересов всего объекта.
  2. Сокращение нерациональных убытков.
  3. Выявление резервов увеличения прибыли.
  4. Повышение эффективности использования ресурсов - денежных, трудовых, материальных.

Банковский. Контроль за деятельностью клиентов: организаций, предприятий. Производят его коммерческие банки, эти объекты обслуживающие. Цель - обеспечение соблюдения клиентами правил денежных расчетов, проверка их кредитоспособности.

Общественный. Субъектами выступают неправительственные учреждения: СМИ, профсоюзы и проч. Объект же зависит от задач этих учреждений. К примеру, профсоюзы контролируют своевременность начисления з/п, выплату социальных пособий предприятием.

Независимый. Субъект - аудиторские фирмы, аудиторы-ИП. Цель их деятельности - проверка финансовой отчетности, установление достоверности бухучета.

Правовой. Контроль осуществляют правоохранительные органы. Это судебно-бухгалтерские экспертизы, ревизии.

Гражданский. Осуществляют физические лица при получении зарплаты, пособий, отчислении налогов на доходы, имущество и проч.

Виды контроля по сфере деятельности

Финансовый контроль в зависимости от сферы деятельности разделяется на шесть категорий.

Бюджетный. Это самый важный вид из списка. Производится во время составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Задача - проверка полноты использования денежных средств доходной доли казны.

Также контролируется целесообразность финансирования разного рода затрат, своевременность выделения средств из бюджета, эффективное и целевое их использование.

Налоговый. Цель этого вида контроля - мобилизация доходов от налогов всех уровней российской бюджетной системы.

Таможенный. Главная задача - обеспечить своевременность и полноту уплаты таможенных сборов в бюджет.

Кредитный. Такого рода контроль осуществляется при выдаче и взыскании ссуд, проверке их обеспеченности.

Валютный. Главная цель - обеспечение своевременного и полного поступления валютной экспортной выручки в РФ. А также подтверждение обоснованности платы за импорт иностранной валютой.

Страховой. Это надзор за правильным проведением страховых процедур. Цель - обеспечение стабильного развития рынка данных услуг.

Формы проведения финансового контроля

Теперь переходим к следующей теме. Формы финансового контроля - конкретные способы организации и выражения действий. Они разделяются в зависимости от времени совершения операции или процедуры контроля.

Всего их три:

  1. Предварительный.
  2. Текущий.
  3. Последующий контроль.

Остановимся на каждой подробнее.

Предварительный контроль

Предварительная форма финансового контроля осуществляется до совершения важного события, мероприятия. Примером может стать проверка правильности и законности документации, которая служит основой для получения из бюджета денежных средств.

Такой вид контроля обычно осуществляют вышестоящие органы хозяйствующих учреждений, управление финансово-кредитной структуры. Ими рассматриваются кассовые, кредитные сметы и планы, нормативные расчеты, документы об открытии кредитов и перечислении денежных средств.

Текущий контроль

Следующая форма финансового контроля - оперативная (текущая). Она проводится непосредственно во время расходования или поступления денежных ресурсов.

Основывается на данных оперативного и бухгалтерского учета. Визуальное наблюдение, периодические инвентаризации помогают предотвратить экономические правонарушения, а также вовремя отрегулировать финансовые риски.

Объект оперативного контроля - документы, которые связаны с получением и перечислением денежных средств. Проверяющие регулярно сопоставляют фактические траты с актуальными нормами по расходованию бюджета, что позволяет вовремя выявить отклонения.

Последующий контроль

Последняя форма организации финансового контроля - последующая. Она проводится уже после проведения денежной операции. Цель - дополнительно проверить обоснованность и законность действий.

Один из путей осуществления - анализ балансов и отчетов. Также проводятся ревизии, проверки непосредственно на местах - предприятиях, организациях, учреждениях.

Методы контроля

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) - непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные - в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель - контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель - определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель - выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Виды и формы финансового контроля, как мы убедились, достаточно разнообразны. Также эта деятельность осуществляется и с помощью целого комплекса методов.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго - это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля - последующий - применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль - специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев - частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта. Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации. Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Форма финансового контроля - это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Предварительный финансовый контроль призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Финансовый контроль может осуществляться различными методами. Метод финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Можно выделить следующие основные методы финансового контроля: ревизия, наблюдение, обследование, проверка, анализ.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Он предполагает изучение хозяйственных процессов, объектов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих субъектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации.

И, наконец, самым распространенным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Специфика ревизии по сравнению с иными методами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии подразделяются на несколько видов.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.