Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
_________________
* См.: Положение о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений. Утв. пост. Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. // СП СССР. 1981. Отд. 1. № 15. Ст.89.
К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях - один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.* обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
____________________
* СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3696.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае - необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.
Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.* До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства.** Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.
_____________________
* СЗ РФ 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619. См. также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. .№ 1. С. 90-107
** См.: Положение о главных бухгалтерах // СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43;
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. с изм. и доп. // Там же. 1994. № 8. С.101- 111.
Смотрите также:
Ведомственный
финансовый контроль
на современном этапе.
Проблема организации
и осуществления ведомственного
финансового контроля - важная составляющая
часть общей проблемы укрепления
и совершенствования государственного
финансового контроля.
Значение ведомственного
контроля определяется тем, что в
современной российской структуре государственного
управления практически все бюджетные
средства распределяются и расходуются
органами исполнительной власти и подведомственными
им организациями. Поэтому без участия
органов ведомственного контроля задача
осуществления полного, систематического
и результативного контроля использования
бюджетных и иных государственных средств
становится практически неразрешимой.
Вместе с тем
административная и бюджетная реформы
относят организацию ведомственного
контроля к числу первоочередных
задач, решение которых должно способствовать
повышению эффективности государственных
расходов.
Под ведомственным
финансовым контролем в данном случае
следует понимать финансовый контроль,
выполняемый специально уполномоченными
подразделениями органов исполнительной
власти. Методологически он представляет
собой разновидность внутреннего финансового
контроля, однако исключительно внутренним
контролем не является. Поскольку отраслевые
и другие системы исполнительной власти
имеют, как правило, вертикальную структуру
и территориальные органы, то в реальной
контрольной работе неизбежны ситуации,
когда центральная контрольная служба,
оставаясь органом внутреннего финансового
контроля конкретной системы, по отношению
к проверяемым объектам фактически выступает
в роли органа внешнего контроля.
Проводимая в
стране административная реформа предполагает,
в числе прочего, организационное
разделение функций, касающихся регулирования
экономической деятельности, надзора
и контроля, управления государственным
имуществом и предоставления государственными
организациями услуг гражданам и юридическим
лицам.
Основания для
определения ведомственного контроля
как одного из видов государственного
контроля можно рассматривать в
экономическом, правовом и организационном
аспектах. В экономическом плане определяющим
фактором является то, что ведомственный
финансовый контроль главным образом
имеет дело с государственными (и прежде
всего бюджетными) средствами, их поступлением
и расходованием. Для получения и использования
государственных средств у различных
ведомств имеются и другие источники.
Возможны также варианты привлечения
государственными учреждениями частных
денег, поскольку предпринимательская
деятельность для бюджетных учреждений
не запрещена. Нормально работающий ведомственный
контроль должен охватывать все средства,
используемые в пределах ведомства.
Преимущественная
забота ведомственного контроля - проверки
использования полученных ведомством
и его подразделениями средств.
На поступление средств он может
влиять лишь ограниченно. Но это не означает,
что контролеры вправе безразлично относиться
к тому, какие средства и какими путями
приходят в систему ведомства. И здесь
у контроля имеются определенные возможности,
в частности проверка использования полученных
средств, законности и эффективности их
расходования, а также обоснованности
и правомерности действий ответственных
должностных лиц.
Крайне важно
то, что именно с помощью ведомственного
контроля и только с его участием
можно обеспечить соблюдение базового
условия эффективности контроля - полный
охват подлежащего контролю массива государственных
средств с установленной постоянной периодичностью
проведения ревизий и проверок. Для этого
ведомственный контроль должен охватывать
каждую организацию, каждое учреждение
данного ведомства в предусмотренный
срок.
Как это будет
достигнуто организационно - вопрос скорее
технический, и ответ на него зависит
от производственно- организационной
структуры ведомства. Но в любом
случае здесь реализуется преимущество
близости ведомственного контроля к подконтрольным
объектам и обслуживающим их финансовым
потокам, к местам использования поступивших
государственных и иных средств. Очевидно,
что в условиях нашей страны термин "близость"
не следует понимать исключительно технически
и географически. Российские расстояния
обусловливают необходимость многодневных
командировок и в пределах поля деятельности
ведомственного контроля.
В практической
деятельности многочисленных ведомств
Российской Федерации решение этих
задач обеспечивалось по-разному: в
некоторых случаях весьма формально, нередко
необходимостью ведомственного контроля
вообще пренебрегали.
Вот некоторые
наблюдения о состоянии ведомственного
контроля в системах 24 министерств,
государственных комитетов и
других федеральных учреждений, характеризующие
фактическое положение дел с ведомственным
финансовым контролем - наличие и состав
контрольных подразделений в центре и
на местах, их задачи и полномочия, организацию
и методы работы. Всего на заре проведения
административной реформы в центральном
аппарате министерств и ведомств в контрольных
подразделениях насчитывалось 215 работников.
При этом бюджетные ассигнования составляли
278,4 млрд руб., то есть каждый штатный ревизор
должен был проверить 1,3 млрд руб. Кроме
того, надо иметь в виду, что ведомственному
контролю должны подвергаться не только
бюджетные средства, но и средства, получаемые
подведомственными бюджетными учреждениями
от коммерческой деятельности, а также
принадлежащие им материальные ценности.
Имевшиеся у
ряда министерств ведомственные
контрольные органы на местах были слабыми
и малочисленными. Так, во всех региональных
контрольно-ревизионных управлениях Министерства
природных ресурсов работало всего 102
человека. В каждом региональном центре
Министерства по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий действовали
контрольно-ревизионные отделы со штатной
численностью шесть человек. Контрольно-ревизионные
отделы в региональных таможенных управлениях
Государственного таможенного комитета
насчитывали от 5 до 27 человек.
Большинство же
ведомств - в том числе Министерство
культуры, в состав которого входило
более 200 учреждений федерального ведения,
Министерство по атомной энергии, также
имевшее около 200 подведомственных
предприятий, Министерство образования,
Министерство здравоохранения, Государственный
комитет по статистике и др. - контрольных
структур и ревизоров на местах не имело.
Как правило, в
министерствах и ведомствах, в
которых действовали самостоятельные
контрольные управления или отделы,
существовали положения об этих подразделениях,
определяющие их права и обязанности,
инструкции о порядке проведения ревизий
и проверок. Там же, где контрольные подразделения
были несамостоятельными и малочисленными,
ведомственные нормативные документы,
регламентирующие их деятельность, отсутствовали.
По этой причине, например, ревизоры Госкомстата
России руководствовались инструкциями
и методиками Минфина России. Контрольная
работа планировалась, однако ревизии
и проверки проводились нерегулярно.
Ведомственные
нормативные акты, регулирующие контрольную
деятельность, в основном были нацелены
на проверку финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных организаций,
использования и сохранности денежных
и материальных ценностей, состояния бухгалтерского
учета и достоверности отчетности, на
выявление и устранение имеющихся недостатков
и нарушений.
В рыночных условиях
отдельные министерства и ведомства
для целей внутриведомственного
финансового контроля стали использовать
аудиторскую, то есть платную форму
контроля, что нашло отражение в наименовании
их контрольных органов. Так, в Министерстве
природных ресурсов имелось Управление
производственного контроля и аудита,
в Минатоме - отдел контроля и аудита, в
Минэкономразвития - Управление контроля
и аудита, а в МПС - центр контроля и внутреннего
аудита.
Есть примеры,
когда ведомственные контролеры
строили свою работу с участием сотрудников
других подразделений, взаимодействовали
со специализированными государственными
контрольными органами. При необходимости
ведомственные контролеры выполняли поручения
правоохранительных органов и передавали
им материалы о фактах хищений и других
злоупотреблений. В одних случаях такие
контакты имели постоянный характер, в
других - временный.
Представляет
интерес опыт организации ведомственного
финансового контроля в федеральных государственных
внебюджетных фондах, особенно Пенсионном
фонде РФ. В составе фондов в соответствии
с их положениями создавались ревизионные
комиссии, основной задачей которых являлся
контроль за деятельностью исполнительных
дирекций фондов и отделений в субъектах
РФ. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности
дирекций проводились ежегодно и один
раз в два года ревизовались отделения
фондов. По поручению правлений фондов
проводились внеплановые проверки.
Известно, что
вопрос контроля финансовой деятельности
государственных внебюджетных фондов
удовлетворительного решения пока
не имеет. Этот контроль организационно
и функционально запутан, поскольку
в нем участвуют органы государственного
финансового контроля, аудиторские
организации и собственные ведомственные
ревизоры фондов.
Наиболее существенными
недостатками ведомственного контроля,
которые в силу бюрократической
преемственности могут беспрепятственно
перетечь в новую структуру власти,
являются:
Вопрос 4. Ведомственный и внутрихозяйственный
Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений .
Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В основе ведомственного и внутрихозяйственного контроля лежит использование системы приемов документального и фактического контроля.
Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают :
· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);
· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);
· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.
В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете». До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.
В соответствии с указанным законом,бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций .
Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.
В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль .Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской Федерации.
Аудиторская деятельность представляет собой важное направление в получении достоверной экономической информации о функционировании отдельных предприятий, организаций и учреждений.
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица ).
Аудиторская деятельность - это своего рода услуги. Аудиторские услуги - это услуги квалифицированных специалистов по обеспечению достоверности финансово-экономической информации. В современных условиях наличие достоверной экономической информации имеет важное значение. Обладание достоверной информацией позволяет избежать значительных погрешностей при оценке и прогнозировании социально-экономического развития, эффективности принятия тех или иных конкретных решений, а также оказывать влияние на экономическую конъюнктуру.
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства, обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций . В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.
Вывод : В финансовый контроль входит организация и контроль за исполнением нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы финансово-хозяйственной деятельности; организация контроля за целевым использованием денежных средств и товарно-материальных ценностей в подразделении; контроль за исполнением договоров, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за списанием с балансов в установленном порядке отслуживших сроки эксплуатации основных средств, устранением выявленных нарушений.
Заключение
Современное толкование понятия «финансовый контроль» отличают многоплановость его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль - это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 30.12.2008).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. 26.11.2008) и Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. (ред. 30.12.2008)
3. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. - 4-е изд. – М.: Норма, 2008. – 768 с.
4. Прокопенко, А.Н. Финансовое право [Текст] / Ю.Н. Канибер, А.Н. Прокопенко, С.А. Сойников, Е.В. Чиненов: Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.
5. Крохина, Ю.А. Финансовое право России [Текст] / Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2006.
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
7. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ».
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ».
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе».
10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
11. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора».
12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».
Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.
Основными задачами данного контроля являются:
1. выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
2. разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;
3. принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания. Одновременно форма активно воздействует на содержание, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, насколько она соответствует изменившемуся содержанию. Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля . Принято различать следующие формы финансового контроля:
§ ревизия,
§ наблюдение,
§ обследование,
§ проверка,
§ анализ и др.
Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии.
Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе: Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; постановлением Правительства РФ об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации от 1 апреля 2004 г. № 273 и др. Наиболее полно вопросы назначения и проведения ревизии регламентируются приказом Министерства финансов РФ. Ревизия определяется как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности .
Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется
§ порядке назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);
§ в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);
§ ревизия проводится только комиссионно;
§ по окончании ревизии составляется акт, имеющий юридическое значение.
Ревизии могут проводить: Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:
§ проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
§ проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;
§ привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
§ получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.
Ревизии подразделяются на несколько видов.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.
В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в 2 года.
По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов); и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.
По окончании ревизии члены комиссии составляют акт ревизии - документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются
§ цели ревизии,
§ основные результаты проверки,
§ выявленные факты нарушений финансовой дисциплины,
§ указываются причины, повлекшие данные нарушения,
§ а также виновные в данных нарушениях лица
§ и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений
§ и меры ответственности виновных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения , то они приобщаются к акту ревизии.
На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.
В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт , а материалы направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.
Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.