Демографический потенциал и социально экономическое развитие. Схема территориального планирования кромского района орловской области. Выделяются четыре фазы демографического перехода

Демографический потенциал и социально экономическое развитие. Схема территориального планирования кромского района орловской области. Выделяются четыре фазы демографического перехода

Под демографическим потенциалом следует рассматривать человеческий потенциал, другими словами-количество населения, долю трудовых ресурсов (трудоспособного населения), возрастные и половые показатели, динамику естественного и механического движения населения.

Основными характеристиками демографического потенциала являются:

Соотношение показателей естественного движения населения, которые рассматриваются за определенный промежуток времени;

Половозрастная структура населения;

Соотношение показателей механического движения населення16.

На 1 января 2009 года в Украине, по данным Госкомстата. проживало 46143,7 тыс. лиц. На протяжении 2008 года численность населения уменьшилась на 229,0 тыс. человек.

Рис. 3.1. Численность наличного населения по регионам

Уменьшение населения страны происходило исключительно за счет естественного сокращения - 243,9 тыс. человек, одновременно зафиксирован миграционный прирост населения (14,9 тыс. человек).

В сравнении с 2007 годом объем природного сокращения уменьшился на 46,3 тыс. лиц, или с 6,2 до 5,3 человек на 1000 жителей. Сокращение численности населения наблюдалось в 24 регионах страны, кроме г. Киева. Закарпатской и Ровенской областей, где зарегистрирован естественный прирост населения (соответственно 1,9 тыс. лиц. 2,1 и 0.8 тыс. человек).

По прогнозам демографов, население в Украине уже не будет увеличиваться, поскольку для этого отсутствуют благоприятные условия, а демографический потенциал на сегодня исчерпанным. Такие прогнозы не просто пессимистичны, сегодня они звучат как приговор украинской нации. По данным прогнозов как отечественных экспертов, так и международных организаций тенденция к сокращению населения страны будет усиливаться и в течение следующих лет. Если в 2006-м году население Украины составляло 46,6 млн. то в 2010-м-уже 45,4 млн. в 2020-м - 42,5 млн, в 2030-м -39,5 млн, а в 2040-м - 36,5 млн человек. То есть, в течение ближайших тридцати лет численность населения может сократиться на 21.6 %. Это не просто тревожные цифры, они означают не только демографический кризис, но и опасность для развития страны, угрозу для нашей национальной безопасности и будущего украинской нации. Чтобы этот вывод не был голословным, обратимся еще к нескольким цифр17.

в Целом за годы независимости Украина потеряла около 6 млн граждан. Регионами, которые относятся к наиболее демографически пострадавших есть Черниговская. Черкасская и Винницкая области.

Назовем причины, влияющие на депопуляционные процессы. Первой или традиционной причиной остается высокая смертность на фоне низкой рождаемости. В среднем по стране смертность превышает рождаемость в соотношении 1,7 к 1.

Второй причиной являются проблемы семейного плана, в частности вопрос физического здоровья, материально-финансового положения, так и морально-психологического состояния семей.

Влияние на репродуктивную поведение семьи такого показателя, как ее материально-финансовое положение, считается как прямым, так и опосредованным. Начиная с 90-х годов прошлого века, именно социально-экономические реформы привели к уменьшению благосостояния многих семей и повлияли на изменение отношения людей к больших семей и, соответственно, до рождения детей.

Следующим фактором, также влияющим на демографическую ситуацию, является трудовая миграция украинцев в другие страны. По некоторым оценкам, ежегодно страна теряет около трех миллионов мужчин и женщин.

Таким образом, чтобы остановить сокращение численности населения, необходимо сделать не лишь локальные шаги, а реализовать целостную общенациональную программу, направленную на повышение уровня рождаемости и создание необходимых для этого условий в образовательной и медицинской отраслях. Еще в 2006 году Институт демографии и социальных исследований НАН Украины предложил правительству Проект стратегии демографического развития Украины до 2015 года. Тогдашним правительством была принята Концепция государственной программы поддержки семьи в 2006-2010 годах. Основными направлениями поддержки семей могут быть такие: во-первых, это введение стимулов для семей, которые решились на рождение больше, чем одного ребенка. Это. в частности, является благоприятным условием для тех семей, которые хотят иметь нескольких детей. Во-вторых, введение материальных стимулов

17 Доклад НИСИ "социально-экономическое положение...

для увеличения рождаемости. Также важным моментом является создание благоприятных жилищных условий для семей, в частности многодетных. Для этого является насущным решение вопроса социального жилья.

Вопрос увеличения рождаемости является тесно связанным также с молодежной политикой и государственной стратегией охраны здоровья. Следовательно, решение демографического кризиса требует консолидации усилий и реализации проектов разного уровня-на государственном уровне и отраслевых направлениях, на уровне политических партий и гражданского общества.

Трудовой потенциал - это обобщающая характеристика количества и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Трудовой потенциал характеризуется количественными и качественными параметрами. Количественная сторона трудового потенциала определяется численностью трудоспособного населения, поло-возрастной структурой, количеством рабочего времени, отработанного трудоспособным населением, численностью безработных. Качественными характеристиками трудового потенциала является состояние здоровья, общеобразовательный и профессионально-квалификационный уровень, склонность носителей труда к мобильности, конкурентоспособности рабочей силы и др.

Особое значение в развитии национальной экономики имеет качество трудового потенциала. Это - понятие относительное. Оно раскрывается в параметрах и компонентах, таких, как: качество трудоспособного населения, трудовых ресурсов, совокупного работника или рабочей силы. Качественная определенность трудового потенциала формируется под воздействием потребностей производства, спроса на рабочую силу, на основе развития системы общего и профессионального образования и воспитания.

Количественная сторона трудового потенциала определяется демографическими факторами (естественным приростом, состоянием здоровья, подвижностью и др.), потребностями производства в рабочей силе и возможностями удовлетворения потребности трудоспособного населения в труде. Трудовой потенциал количественно характеризуется трудоспособным населением в его активном возрасте, т. е. трудовыми ресурсами, которые имеются в национальной экономике в каждый определенный период (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Основные показатели рынка труда в 2000-2008 гг.

Экономически

активное население

в том числе

В возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

занятое население

безработное население (по методологии МОТ)

в среднем тыс.человек

в среднем тыс. ос и бы

в % к населению соответствующей возрастной группы

В возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

в возрасте 15-70 лет

трудоспособного возраста

в среднем, тыс.человек

в % к населению соответствующей возрастной группы

в среднем, тыс.человек

в % к населению соответствующей возрастной группы

в среднем, тыс.человек

в среднем тыс.человек

в % к экономически активному населению соответствующей возрастной группы

Данные Госкомстата Украины

К трудовым ресурсам относится население, способное работать в общественном производстве. Основная его часть - лица в трудоспособном возрасте. В Украине нижняя граница трудоспособного возраста -16 лет, а верхняя определяется возрастом выхода на пенсию по старости: 60 лет у мужчин и 55 лет в возрасте 15-70 лет-у женщин.

В экономике Украины занята лишь часть трудовых ресурсов. Это зависит от уровня безработицы и доли населения, занятое в домашнем хозяйстве и личном подсобном хозяйстве.

Состояние рынка труда формируется под воздействием политической и финансово-экономической ситуации в Украине. В течение первых трех кварталов 2008 года наблюдался стабильный рост

объемов и уровня занятости населения. Так, по последним обнародованным данным Госкомстата Украины численность занятого населения в среднем за 9 месяцев 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилась на 178.0 тыс. человек и достигла 21,3 млн человек. Уровень занятости населения вырос с 59.1 % до 60,1 %. Рост уровня занятости произошло как среди городского населения, так и среди жителей сельской местности.

Численность безработных по сравнению с прошлым годом сократилась на 31,2 тыс. человек и составляла 1.4 млн человек. Уровень безработицы населения, определенный по методологии Международной организации труда (МОТ), сократился до 6,0 % экономически активного населения (против 6.2 % - за 9 месяцев 2007 года). Снижение уровня безработицы произошло как среди городского, так и сельского населения. При этом уровень безработицы был ниже, чем в среднем в таких странах Евросоюза как Италия (7,0 %), Польша (7,3 %). Германия (7,4 %). Португалия (7.6 %), Франция (7,7 %), Венгрия (7,8 %), Словакия (10,2 %) и Испания (10,4 %).

На качественные и количественные характеристики трудового потенциала влияет уровень доходов граждан. По данным Госкомстата Украины за 2008 год, номинальные доходы населения увеличились на 38,3 %. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. Имеющийся доход, который может быть использован населением на приобретение товаров и услуг, увеличился на 38,1 %, а реальный имеющийся, определенный с учетом ценового фактора. - на 10,3 %.

Рис. 3.3. Номинальные и реальные доходы в 2007-2008гг. в % по сравнению с предыдущим годом

Динамичный рост располагаемого дохода в расчете на одного человека хранилось с января по август 2008 года (с 870 до 1313 грн.). На конец года имеющийся доход в расчете на одного человека повысился до 1412 грн.. что относительно законодательно установленного размера прожиточного минимума в расчете на одного человека на 2008 год (626 грн.) составляет 225.6 %.

Необходимо обратить внимание на то, что в структуре доходов населения основную долю занимает заработная плата. По данным Госкомстата, в 2008 году удельный вес заработной платы в структуре доходов населения составляла 42,4 %. Доходы в виде прибыли и смешанного дохода составили 15.1 %.. доходы от собственности, полученные - 3.5 %. а социальные помощи и другие полученные текущие трансферты - 39.0 %.

Рис. 3.5. Структура доходов населения Украины в 2008 году. %

Обобщающим показателем состояния демографического и трудового потенциала является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В целом человеческий потенциал объединяет в себе понятие демографического и трудового потенциалов и выступает одним из важнейших показателей, характеризующих не только уровень экономического роста, но и уровень справедливого распределения его результатов, восстановления окружающей среды, повышения благосостояния и тому подобное.

Индекс развития человеческого потенциала - это индекс для сравнительной оценки уровня жизни, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. ИЧР был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом эль

Хаком, и с тех пор Индекс используется с 1993 года ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Методика расчета индекса использует среднее арифметическое трех показателей социальной политики страны:

1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) письменность взрослого населения и валовой охват всеми видами обучения;

3) величина ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

Эти компоненты по специальной формуле сводятся в один общий индекс. Теоретически он может иметь максимальное значение - 1,000, а минимальное - 0,000.

Теоретически индекс предназначен стать показателем того, как страны используют свои материальные блага на пользу населения, то есть на социальное развитие страны. По словам Мах-буба эль Хака. "основная цель развития - это расширение выборов, которые могут делать люди, а также создание среды, в которой люди могли бы жить здоровой и творческой жизнью"18.

В 2009 году был издан новый отчет ООН "О развитии человеческого потенциала" за 2009 г. За период с 2001 года позиция Украины в индексе стран медленно повышалась (с 80 в 2001 и 78 в 2003 до 77 и 76 в 2005-2006 гг. соответственно).

Показатели Индекса развития человеческого потенциала базируются на информации 2007 года, поэтому не отражают последствий глобального экономического кризиса. В противном случае позиции Украины могли быть еще хуже, ведь наша страна, как известно, принадлежит к числу тех, что наиболее пострадали в результате последних мировых экономических и финансовых катаклизмов.

Согласно отчету, самый высокий Индекс развития человеческого потенциала в Норвегии, за ней идут Австралия и Исландия. Из ближайших соседей Украины, например, Беларусь заняла 68-е место, Россия - 71-е, 84-е место у Армении, а 86-е занял Азербайджан.

Итак, негативное развитие демографических процессов и перспектива потери трудовых ресурсов составляют угрозу национальной безопасности государства и требуют осуществления неотложных системных действий и принятия упреждающих мер в сфере социальной политики по преодолению демографического кризиса и развития трудоресурсного потенциала.

Социальная политика - это деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, трансформации социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны.

Социальная политика государства строится на соблюдении таких основных принципов, как: социальная справедливость, индивидуальная и социальная ответственность, социальные солидарность и партнерство, равенство возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг, социальные гарантии. Относительно основных целей социальной политики, то они заключаются в обеспечении устойчивого роста благосостояния граждан, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценного питания, образования, социальной защиты и др. Такие цели реализуются, как правило, через осуществление стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, которые содержат социальные блоки, меры и механизмы их достижения и путем разработки и выполнения целевых социальных программ.

Социальные параметры - это индикаторы и показатели, характеризующие уровень экономического развития страны в социальном плане. Они отражают достижения и сигнализируют о угрозы социальной безопасности. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала как среднеарифметическое суммы трех индексов продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Влияние государства на развитие социальных отношений: обеспечение социальной справедливости, поддержка социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни и труда, достойных человека, составляют содержание государственного социального регулирования. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, которые дают возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим группам населения, которые нуждаются в помощи, страхования жизни и здоровья людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

Социальное регулирование - одна из самых сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности и не должна создавать социально желаемые условия жизни для всех людей. Она способна лишь путем социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стараться не допустить острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые не имеют возможности обеспечить себя самостоятельно.

Важный переход к целевой адресной помощи (например, как в Швеции или Германии) без увеличения количества чиновников И зоны их произвольных решений. По оценкам Международной организации труда, в постсоциалистических странах подавляющая часть социальных трансфертов попадает в богатых и среднеобеспеченных слоев населения, тогда как семьи с доходами не выше прожиточного минимума получают до 20 % (в развитых странах примерно 50 %) общего объема социальных трансфертів19.

На социальное выравнивание общества направлена также государственная политика регулирования рынка труда как система правовых и организационно-экономических мероприятий государства относительно эффективности занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы. Выравнивание на рынке труда означает выравнивание спроса и предложения рабочей силы на соответствующем рынке. Речь идет о достижении рационального в данных социально-экономических условиях уровня занятости, охватывающий регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественного труда, выплату пособий по безработице и тому подобное.

Государственное регулирование занятости представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Система управления занятостью населения включает две составляющие. Первая - предусматривает целенаправленные меры государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышение качества труда. Вторая заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических потерь от действия рыночного механизма В сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальную защиту. Социальная поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест, в том числе и за счет сокращения рабочего дня на уже существующих путем регулирования режима работы. В ряду специальных административных мер, распространяющихся на отдельные группы населения, особенно выделяется квотирования рабочих мест для инвалидов, хотя для предотвращения негативного отношения работодателей такие меры должны дополняться экономическими стимулами в отношении предпринимателей в форме различных налоговых льгот и выплаты государственных субсидий. С целью защищенности молодежи в некоторых странах (Швеция. Германия, Испания) в некоторых случаях идут на сокращение возраста выхода на пенсию.

Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются:

Развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;

Сохранение И стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;

Содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозаннятості населения;

Создание развитой системы профессионального образования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;

Внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

Совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

Совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;

Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Государство, проводя определенную политику в сфере оплаты труда административными и экономическими методами, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу. В большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы составляют ориентир при заключении трудового договора между предпринимателями и рабочими.

Влияние на социальные процессы существенно зависит от форм и отношений собственности, поэтому важным направлением должна стать социальная направленность процессов трансформации собственности, согласование этих процессов с социальными результатами их реализации. К числу очевидных рисков в сфере управления собственностью принадлежит глубочайшая дифференциация населения по уровню доходов и имущественного состояния. Например, в 1998 г. 92 % населения нашей страны присваивали лишь 41 % совокупного дохода, тогда как 5 % населения - около 48 % доходов. По данным Государственного комитета статистики, более половины населения имели денежный доход ниже границы малообеспеченности (тогда 73,3 грн. на месяц). Эта ситуация свидетельствует о необходимости осуществления серьезной социальной политики, использующей для воздействия на изменение уровня неравенства в распределении доходов такие инструменты, как дифференцированное налогообложение доходов, обязательное страхование от безработицы и потери трудоспособности, Индексация доходов в условиях инфляции, предоставление помощи малообеспеченным и т. др.

Государственная политика перераспределения доходов влияет не только на доходы физических лиц, но и на доходы предприятий. Обязывая последних осуществлять оплату очередных отпусков, облагая высоким налогом фонд заработной платы, обязывая делать взносы в пенсионный фонд, в фонд страхования от безработицы, государство осуществляет влияние как прямых, так и косвенных затрат на оплату труда.

Однако, нельзя не учитывать, что чрезмерное вмешательство в процессы перераспределения доходов может исказить структуру экономики, ограничить конкуренцию, поэтому нанести существенный ущерб экономической системе. Социальная политика государства имеет. с одной стороны, способствовать смягчению социальной напряженности и обеспечению социальной стабильности, а с другой - не подрывать стимулов предпринимателя к инвестированию, а наемного работника к высокоэффективному труду.

В целом среди основных тенденций формирования доходов населения, сложившиеся на данном этапе реформирования экономики Украины, выделяют такие; расширение структуры доходных составляющих, резкое снижение общего уровня доходов населения; усиление существенной дифференциации по уровню доходов; увеличение доли доходов от реализации продукции личного подсобного хозяйства, постоянная конвертация части доходов населения в стабильную валюту с целью ее сбережения от инфляции и использование в качестве личного источника социальной защиты; увеличение доли теневых доходов.

Важным элементом государственного регулирования социальных процессов является социальная защита населения - государственная поддержка тех слоев населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня. Среди основных элементов системы социальной защиты выделяются такие, как установление допустимых параметров жизни (прожиточный минимум, минимальная пенсия, социальная помощь), защита от роста цен и товарного дефицита, решение проблем безработицы, пенсионное обеспечение, социальные трансферты и тому подобное. В ряду таких элементов рассматривается и социальное страхование - система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков. Его основные формы - это пенсионное обеспечение, медицинское - на случай заболевания, потери нетрудоспособности в результате несчастного случая на производстве, а также страхования на случай безработицы (от независящим от работника причинам). Основными принципами социального страхования являются непосредственное финансовое участие в страховании всех застрахованных лиц, обязательность страхования всех работающих и государственные гарантии выплат по социальному страхованию.

Таким образом, в соответствии с провозглашенных целей обеспечения стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала основными направлениями социальной политики должны стать:

Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

Обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального наполнения и справедливого распределения;

Повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

Постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий по доходам;

Содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

Улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

Снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

Повышение степени защиты социально незащищенных слоев населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Мингалева Жанна Аркадьевна , Зав.кафедрой Национальной экономики и экономической безопасности ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Игошев Михаил Владиславович , Ст.преподаватель кафедры физической культуры и спорта ГОУВПО Пермский государственный университет, Россия

Formation of the Modern Demographic Potential as the Basis for the Structural Economic Modernization

| Скачать PDF | Загрузок: 81

Аннотация:

Сегодня вопросы формирования и развития демографического потенциала становятся важнейшими в рамках политики экономической модернизации и социально-экономического развития страны и ее регионов. В работе проанализированы факторы развития демографического потенциала России, рассмотрена система их прямых и обратных взаимодействий в процессе формирования демографического потенциала.

JEL-классификация:

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения демографических проблем, вопросов развития человеческих ресурсов, физического, духовного и психического здоровья российских граждан, интеллектуального потенциала нации, совершенствования инструментов демографической и семейной политики.

Однако основной акцент в решении демографических проблем в отечественных государственных программах делается на здравоохранении. Хотя за рубежом уже не вызывает сомнения, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения, его психическое благополучие, сокращение смертности и продление творческого долголетия являются действия в рамках самосохранительного поведения.

К сожалению, в России ситуация со здоровьем нации ухудшается из года в год, что значительно затрудняет проведение экономических и социальных реформ . Это связано, среди прочего, с отсутствием в теории и практике социально-демографического регулирования единых базовых понятий, в том числе понятия демографического потенциала, адекватного требованиям современного социально-экономического развития отдельных субъектов национального хозяйства – регионов.

Подходы к трактовке демографического потенциала

До сих пор в научной литературе отсутствует единый подход к трактовке и пониманию сущности демографического потенциала. Как показал анализ, в настоящее время существуют четыре основных подхода к трактовке демографического потенциала.

1. В демографических и статистических работах, а также в исследованиях социо-географов под демографическим потенциалом страны понимается общее число ее жителей. В таком же контексте ведется и количественный расчет его объемов. Такой подход, обладая несомненной простотой и легкостью количественных расчетов, тем не менее, с качественной точки зрения выявления факторов, причин формирования тех или иных тенденций, условий развития, разработки комплекса мер по преодолению негативных тенденций не соответствует задачам социально-экономического анализа .

2. В ряде работ под демографическом потенциалом понимаются исключительно репродуктивные возможности общества, которые определяются численностью репродуктивного контингента активных представителей в составе общности и их детородной активностью. Оценка демографического потенциала проводится на основе расчета этих показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной (через 1–2 поколения) перспективе. В более широкой трактовке этот подход выражен в определении демографического потенциала как показателя потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других частных показателей .

3. Широкое распространение получает представление о демографическом потенциале общества через понятие жизненного вероятностного потенциала, который измеряется числом людей с учетом прожитого ими совокупного времени. Часть исследователей вообще ставят знак равенства между этими понятиями, трактуя демографический потенциал только как жизненный. Этот подход коррелирует с таким направлением в демографии, как «потенциальная демография» .

4. Все чаще начинает применяться трактовка демографического потенциала в контексте человеческого потенциала территории. В этом разрезе демографический потенциал трактуется как количественный и качественный потенциал воспроизводства народонаселения определенной территории (государства, региона) и определяется такими показателями как общая численность населения, его половозрастной состав, динамика роста (убыли) населения, миграционные процессы и т.д. .

Демографический потенциал региона

Ни один из перечисленных подходов не дает надежной теоретико-методологической базы для разработки и применения комплекса мер по улучшению демографической ситуации в стране и ее регионах, обеспечению демографического роста и высокого качества жизни населения, что закономерно требует дополнительной теоретической проработки этого понятия. Кроме того, в российском законодательстве, например в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. , иных нормативно-правовых документах понятие демографического потенциала вообще отсутствует.

В процессе исследования была выявлена такая особенность формирования и развития демографического потенциала в современных условиях, как существенно возросшая зависимость его уровня и состояния от региональной специфики. Это было четко прослежено при сравнительном анализе демографических тенденций в нашей стране, ее отдельных регионах, а также при сравнении России с другими странами и зарубежных стран между собой.

По нашему мнению, под демографическим потенциалом региона следует понимать совокупность деятельностных способностей населения, выражающихся в специфике половозрастной квалификации населения, образовательной и профессионально-квалификационной структуре населения, уровне социальной мобильности, специфике менталитета в конкретной исторической обусловленности.

В свою очередь, демографический потенциал (в первую очередь составляющие его условия для реализации возможностей и реального вовлечения ресурсов, а также способности управляющей системы) зависит от социально-экономического потенциала общества, но в то же время и непосредственно влияет на него. Кроме того, на состояние и развитие демографического потенциала большое влияние оказывают множество разнообразных факторов и условий. При этом анализ факторов должен проводиться в контексте и взаимосвязи с концепцией самосохранительного поведения.

Факторы, влияющие на развитие демографического потенциала

Важность четкого разграничения различных факторов по их сущностным характеристикам и причинам возникновения имеет принципиальное значение с точки зрения разработки механизмов и инструментария воздействия на различные факторы с целью формирования позитивных демографических тенденций и улучшения здоровья населения.

Первая группа (социально-экономические факторы) включает основные системные макроэкономические (общестрановые, региональные) факторы, влияющие на демографическую ситуацию, здоровье населения и демографический потенциал конкретной территории. В определенной степени их можно назвать факторами внешней среды.

Вторая группа (физиологические факторы) объединяет факторы, формирующие демографический потенциал (репродуктивное здоровье, здоровье детей и молодежи, а также здоровье людей трудоспособного возраста). Особенно важными в этом контексте являются показатели здоровья людей трудоспособного возраста (смертность в трудоспособном возрасте от различных причин), а также здоровье детей и молодежи – то есть тех групп населения, которые через некоторое время войдут в трудоспособный возраст и составят основу трудового потенциала и трудового капитала общества.

Третья группа (поведенческие факторы) включает основные факторы субъективного плана, оказывающие влияние как на физическое и психическое здоровье населения, так и на репродуктивные тенденции и традиции. Традиционно к поведенческим факторам относят широкий круг традиций и привычек, чаще всего включая в него характер питания, досуга, порядок употребления лекарств, наличие вредных привычек, регулярность занятий физкультурой и спортом, характер трудовой деятельности, социальную мобильность и активность населения и т.д. .

Как показывают многочисленные исследования, поведенческие факторы в значительной степени зависят от факторов внешней среды, а также от информационных факторов. Так, например, формирование в обществе отношения к своему здоровью как жизненной ценности в значительной степени зависит от пропаганды данных поведенческих установок, их широкого распространения в обществе, всемерного государственного поощрения данного типа поведения.

Четвертая группа (информационные факторы) оказывает особое влияние на социально-демографическое развитие общества и здоровье населения. Информация оказывает прямое и быстрое воздействие на основные модели поведения, на настроения населения и его отношение к тому или иному явлению, включая репродуктивные установки.

Пятая группа (институциональные факторы). Их выделение в отдельную группу достаточно условно и сделано в первую очередь с целью выявления основных условий формирования эффективных управленческих воздействий на остальные группы факторов (и отдельные факторы) в направлении формирования позитивных демографических тенденций, изменения поведенческих установок. Об этом более подробно писалось в работе «Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения» .

Что касается групп социально-экономических и физиологических факторов, то влияние на них и роль институциональных факторов проявляется через формальные правила (институты) и, прежде всего, систему законодательства. Однако объем и степень воздействия здесь другие. На социально-экономические условия жизнедеятельности общества воздействует вся система законодательства, начиная с конституции и наиболее фундаментальных законов о правах человека и заканчивая отдельными нормативными актами в конкретной области (экологии, жилищно-бытовой, здравоохранении, образовании, трудовых отношений и пр.).

Все вышеизложенное требует усиления внимания к вопросам формирования и развития демографического потенциала территорий в контексте задач структурной модернизации экономики. + 7 495 648 6241

Источники:

1. Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А. Демографический и трудовой потенциал России // Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д.С. Львова. – М.: Экономика, 1999.
2. Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: Дисс. … д-ра социол. наук. – М.: Институт социологии, 2005.
3. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2010. – № 2 (96). – С. 40–45.
4. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. К вопросу о преодолении негативных тенденций в формировании качественных характеристик населения // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4, выпуск 1. – С. 22–26.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.112008 № 1662-р (в ред. Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р).
6. Петраков Ю.Н. Микроанализ демографического потенциала сельского населения Брестской области как существенного фактора регионального развития // Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы». – Минск: ГУ «БелИСА», 2006. – 156 с.
7. Федотовская Т.А. Демографический потенциал России // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации / Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации ФС РФ. – М., 2001.
8. Филимонова Н., Краснослободцев В. Демографический потенциал и экономические перспективы муниципалитета // Практика муниципального управления. – 2010. – № 4.
9. Шалмуев А.А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4(10). – С. 57–62.

На территории района насчитывается свыше 50 (Пятидесяти) объектов культурного наследия, архитектурные сооружения (культовые и гражданские), археологические памятники и места исторических сражений – воинские захоронения времён Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Все они находятся в удовлетворительном состоянии. Очистка территорий объектов, текущий ремонт и благоустройство территории мемориалов осуществляется силами Администраций сельских поселений района частично за счёт собственных средств, частично за счёт средств, выделяемых Администрацией района.

На момент обследования воинских захоронений периода Великой Отечественной войны выявлено, что особого внимания требуют мемориалы, расположенные на территории Большеколчевского, Ретяжского, Гостомльского и Бельдяжского сельских поселений.

Вывод: Необходимо произвести обследование состояния всех объектов культурного наследия, распложенных на территории района, с привлечением квалифицированных экспертов для составления программы по их ремонту, реконструкции и благоустройству территорий с перспективой включения их в областные и муниципальные программы по поддержанию объектов культурного наследия.

    1. Социально-экономический потенциал

Социально-экономический потенциал района определяется рядом особенностей его экономико-географического положения, мобилизуемыми природными ресурсами, демографическим, трудовым и производственным потенциалом территории, общим состоянием социальной сферы жизнедеятельности общества. В совокупности эти составляющие отражают способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность; выпускать продукцию, товары; оказывать услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

3.5.1. Демографический потенциал. Занятость населения

Основными характеристиками демографического потенциала территории являются: динамика численности населения, его половозрастная и трудовая структура, степень его экономической активности.

По предварительным данным, предоставленным Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Орловской области, численность постоянного населения на 1 января 2010 года составила 23 тыс. человек и сократилась за 2009 год на 63 человека.

Демографическая ситуация характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные:

2009 г. в % к 2008 г.

на 1000 населения

прирост (+), снижение (-)

Родилось

Естественная убыль

Зарегистрировано:

разводов

По сравнению с 2008 годом общий показатель рождаемости в 2009 году снизился на 4,4 %, показатель смертности увеличился на 7,2 %. В результате несколько возросла естественная убыль населения. Негативным моментом истекшего периода является увеличение числа умерших (на 30 человек). По-прежнему, определяющим фактором процесса депопуляции остаётся превышение количества умерших над количеством родившихся в 1,9 раза (в 2008 году – в 1,7 раза).

Численность населения района за период с 2005 года по 2010 год уменьшилась на 195 человек, что явилось следствием спада в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, сфере услуг.

Показатели естественной убыли населения отражены в диаграмме:

Положительная тенденция по сокращению естественной убыли населения за период с 2005 года по 2008 год явилась следствием роста рождаемости, обусловленной количеством зарегистрированных браков за аналогичный период времени.

В 2009 году по отношению к 2008 году число зарегистрированных брачных союзов уменьшилось на 15 единиц, а число разводов сократилось на пять. На каждые 10 заключённых в 2009 году браков, как и в 2008 году, приходилось пять разводов.

На фоне негативной тенденции по сокращению числа браков в 2009 году и, как следствие, уменьшения рождаемости, уровень смертности превысил уровень рождаемости, что является признаком кризисного развития воспроизводства населения района.
В условиях кризисного развития воспроизводства населения повысилась роль миграции в формировании её численности. В районе сохраняется тенденция миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода. За 2009 год в район прибыло 410 человек, покинуло 263 человека. Миграционный прирост составил 147 человек и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 27,9 %.Миграция населения района приведена в таблице:

в том числе:

городская местность

сельская местность

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
Прибыло
Выбыло
Миграционный прирост (снижение)

На фоне сохранившейся тенденции миграционного прироста в рамках отдельно взятого периода анализ динамики позволяет сделать вывод о наметившейся тенденции его снижения.

Факторами, определяющими численность населения, являются естественное движение или естественный прирост-убыль населения (складывающийся из показателей рождаемости и смертности) и механическое движение населения (миграция). Основная причина снижения численности населения – превышение смертности над рождаемостью.

Миграционная составляющая несет основную ответственность за неравномерность динамики численности населения внутри района.

Миграционное движение населения во многом связано с транспортно-географическим положением и способностью экономики района, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Привлекательность близкого расположения областного центра подталкивает неудовлетворенную чем-либо часть населения области к переезду, особенно это касается молодежи, для которой г. Орёл интересен в качестве места учебы и работы. Такое положение, с одной стороны, порождает отток из поселений способной молодежи, ограничивает размеры миграционного прибытия на территорию самого района, с другой стороны, увеличивает привлекательность всех поселений, расположенных вдоль федеральной трассы «Крым» для мигрантов, лишившихся в силу различных причин дома и работы.

Ежегодное сокращение миграционного прироста наблюдается на территории района, начиная с 2008 года, после резкого подъёма в 2007 году. Абсолютные величины прироста (сальдо миграции) в сравнении с естественной убылью населения имеют отрицательное значение в 2007 и 2009 годах (-50 и –63 человека соответственно). Интенсивность естественной убыли населения в 2005 – 2007 годах превышала 10 чел. на тысячу населения, в 2008 – 2009 годах показатели снизились, и порог интенсивности изменился. Итог 2009 года означает, что миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения. Приток мигрантов наблюдается в сельской местности за счёт переселенцев из бывших союзных республик (их привлекает дешевое жилье на территориях сельских поселений), а отток – в городской местности (ввиду близости областного центра, дающего большие возможности и перспективы для молодёжи).

Сальдо миграции непостоянно – четыре года назад миграционный приток был готов смениться оттоком населения: в 2006 г. из района убыло на 39 человек больше, чем приехало в 2005 году. В среднем за год за исследуемый период в район прибывало 118 чел., выбывало за пределы района 14 чел. Таким образом, имеется достаточно большой резерв увеличения сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения.

Основу внешнего миграционного оборота района в настоящее время составляет внутрироссийская миграция. Среди потока прибывающих международных мигрантов преобладают выходцы из бывших союзных республик.

Из сельской местности население перебирается в городские поселения своей области и, в меньшей степени, в другие субъекты РФ. Устойчивая миграционная убыль сельского населения наблюдается с 2005 года. Приток мигрантов из других регионов является основным фактором, обеспечивающим стабилизацию численности населения района.

Притягательными для мигрантов являются территории основной зоны расселения, а также территории поселений, расположенных вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Наибольшая миграционная убыль характерна для периферийных районов, расположенных в местах с плохой транспортной доступностью и наиболее удалённых от районного и областного центров.

Естественное движение населения. Положительные значения (за анализируемый период) естественного прироста не наблюдались в районе с 2005 года. Существующая с 2005 года по 2008 год тенденция снижения уровня превышения показателей смертности над показателями рождаемости по итогам 2009 года изменилась в связи с уменьшившимся числом браков. Минимальный уровень рождаемости в анализируемом периоде наблюдался в 2005 году, тогда число умерших превысило число родившихся жителей в 3,5 раза. Начиная с 2006 года, в районе наблюдается рост рождаемости при понижении уровня смертности, и в 2008 году разрыв между этими двумя показателями сократился до 1,68 раза. В 2009 году уровень разрыва между этими двумя показателями составил 1,88 раза.

Динамика рождаемости определяется факторами социально-экономической ситуации, возрастной и половой структурой населения, его репродуктивным поведением. Анализ этих факторов имеет большое значение для прогноза развития демографической ситуации в регионе и определения перспективной численности его жителей. В последние годы в районе наблюдается спад рождаемости, связанный с уменьшением численности женщин, находящихся в детородном возрасте (15 – 49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20 – 39 лет). Кроме того, в 2009 году наблюдался кризисный спад рождаемости, обусловленный многофакторностью составляющих. Существующий уровень рождаемости не обеспечивает нормального замещения поколений: независимо от динамики общего показателя смертности каждое поколение детей будет по численности меньше поколения родителей. В связи с федеральной демографической политикой, направленной на увеличение рождаемости, в ближайшей перспективе можно рассчитывать на преодоление намечающегося спада рождаемости, но на смену многочисленным поколениям женщин в репродуктивный возраст начинают входить малочисленные поколения, рожденные в годы перестройки. Поэтому в среднесрочной и долгосрочной перспективе улучшить демографическую ситуацию в районе только путем повышения рождаемости нельзя. Большое влияние на уровень рождаемости оказывают экономические и социальные факторы.

Района мало отличается от общероссийской структуры:

Возрастно-половая структура населения

Численность населения - всего, тыс. человек

из общей численности населения:

в возрасте моложе трудоспособного
в трудоспособном возрасте
старше трудоспособного возраста

на долю мужчин приходится 45,9 %, на долю женщин - 54,1 % населения. Преобладание женского населения над мужским в общей численности населения наблюдается во всех поселениях района.

Возрастно-половая структура относительно благоприятна для воспроизводства населения и экономического развития: 61 % населения находится в трудоспособном возрасте.

Основная часть трудовых ресурсов концентрируется в п.г.т. Кромы и прилегающих к нему сельских поселениях.

Из характера распределения населения по возрастным группам следует, что в настоящее время в трудоспособном возрасте находится максимально возможная доля населения района. В дальнейшем она будет сокращаться в связи с очевидным переходом в пенсионный возраст многочисленных возрастных когорт и вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения. Численная оценка динамики возрастной структуры населения района приведена в диаграмме:

Наиболее благополучные сельские поселения имеют повышенную численность населения молодого возраста, сниженную численность – пенсионного и нагрузку на трудоспособное население на уровне, близком к среднему по району или ниже.

Выводы:

1. Основной причиной ускоренной депопуляции, более ярко выраженной в сельской местности, является естественная убыль населения, не перекрываемая миграционным притоком. Стабилизация городского населения обусловлена миграционным притоком из сельской местности области, а также извне района. В основе естественной убыли населения лежит высокий уровень смертности населения. Тревожным фактором является рост смертности в трудоспособных возрастных группах.

2. В районе имеется достаточно большой резерв роста сальдо миграции за счет повышения коэффициента закрепления приезжих и сокращения оттока собственного населения путём осуществления широкомасштабных проектов, требующих привлечения большого количества трудовых ресурсов, а также наличия пустующих домовладений, являющихся привлекательными для мигрантов. В настоящее время наиболее привлекательной для мигрантов является основная зона расселения района, а также поселения, расположенные вдоль федеральной автомобильной магистрали «Крым». Осуществление инвестиционных проектов на указанных территориях может быть обеспечено трудовыми ресурсами при условии хорошего транспортного обеспечения соответствующих площадок. Оно будет иметь положительный эффект для исправления ситуации в большинстве депрессивных в демографическом отношении поселений района, поскольку позволит сдержать отток собственного населения, приведет к снижению демографической нагрузки за счет притока лиц трудоспособного возраста. В перспективе прибытие мигрантов трудоспособного возраста приведет к дополнительному росту рождаемости, увеличению численности детей и молодежи.

3. Существующая в настоящее время возрастная структура населения является наиболее благоприятной в экономическом отношении. В дальнейшем в течение ближайших 15 лет по естественным причинам неизбежны относительное снижение доли трудоспособного населения и рост доли пенсионеров. Продолжение внутрирегионального перераспределения трудоспособного населения в пользу городских поселений приведет к прогрессирующей депопуляции сельской местности, поэтому в последующие годы будет все сложнее ставить вопрос о социально-экономическом развитии сельской местности. Чтобы изменить ситуацию на селе путем осуществления отдельных инвестиционных проектов в периферийных поселениях района, поддержки в сельской местности малого предпринимательства (все виды деятельности), агропроизводства и пищевой промышленности, необходимо сделать это в ближайшей перспективе.

Комплексный анализ развития муниципального образования и формирование перспективной картины социально-экономического развития - один из важнейших инструментов регионального развития. Его базовой задачей является анализ социально-демографической ситуации с формированием прогноза, позволяющего определить структуру демографического потенциала, на котором базируются экономические перспективы муниципального района, города или сельского поселения.

Демографический потенциал представляет собой набор количественных и качественных показателей групп населения в настоящее время и в ближайшей перспективе. Низкий современный и прогнозируемый демографический потенциал является серьезным ограничением для развития территории, тогда как высокий и растущий потенциал - ресурсом и катализатором роста. Понимание объективных параметров демографического потенциала необходимо для развития экономики, инвестиционных процессов в муниципальном образовании и, одновременно, для целевого поиска инвесторов.

Источниками улучшения качественных характеристик демографического потенциала являются:

Увеличение продолжительности жизни, воздействие на возрастную структуру смертности, изменение направлений миграционных потоков, снижение заболеваемости населения в трудоспособных возрастах. Определение источника позволяет сформулировать мероприятия по развитию демографического потенциала, скорректировать демографические процессы, снизив их неблагоприятные последствия.

В настоящее время значительная часть муниципальных образований России создала или разработала документы стратегического и территориального планирования (генеральные планы и схемы территориального планирования). Анализ демографических прогнозов, содержащийся в данных документах, свидетельствует зачастую о низком качестве прогнозирования, связанном с ненаучными подходами и слабым уровнем обоснования исходных положений. Ошибки в прогнозах сказываются на всем комплексе градостроительных и стратегических решений и ведут к нерациональному расходованию бюджетных средств, неэффективным управленческим решениям, невозможности достижения целевых показателей, заложенных в программах и стратегиях развития, и ряду других негативных последствий. Избежать таких ошибок позволяет профессиональный подход к выполнению анализа и прогноза демографического потенциала.

В советский период в основе планирования развития территорий и населенных пунктов преимущественно использовался нормативный подход , предполагающий приоритет целевых производственно-экономических показателей.

Пример:

Проекты планировки и застройки поселений в северных районах Камчатки в середине 1980-х гг. принимали за исходную информацию целевой показатель поголовья северных оленей на расчетный срок, от которого по нормативам рассчитывалась численность работающих, необходимых для выпаса данного поголовья, их семей, населения поселка, занятого в обслуживающих отраслях. Затем выводилась численность населения поселков, которая по нормативам переводилась в объем жилых помещений, койко-места медицинских учреждений и т. д. Демографическая ситуация при этом рассматривалась поверхностно. Целевой показатель расчетной численности населения населенного пункта достигался за счет переселения из-за пределов района или поселка.

Нормативный подход к прогнозированию социальных и демографических показателей прослеживается и в современных документов планирования социально-экономического развития, что связано как с целевым заданием руководства муниципалитета, так и с экономическими расчетами создания производств или строительства жилья. Вместе с тем реалии и практика научных исследований по демографии не позволяют повсеместно использовать нормативный подход к прогнозу социально-демографических показателей по ряду причин.

В большинстве муниципальных районов России отмечается сегодня и прогнозируется в долгосрочной перспективе естественная убыль населения. Непризнание этого факта является значительным препятствием для поиска решений по изменению демографической ситуации. Краткосрочный подъем естественного прироста 2007-2009 гг. по ближайшим прогнозам сменится ростом естественной убыли населения, поэтому обоснование убывания является значительным шагом для объективного планирования.

. Увеличение зависимости развития территорий от собственных демографических ресурсов. Основная часть муниципальных образований России, расположенная в провинции и на периферии, является миграционными донорами крупных городских агломераций. Приток населения в сельскую местность и небольшие города носит редкий характер, муниципальные образования могут рассчитывать только на собственные трудовые ресурсы.

. Формирование рыночной экономики. Ликвидация и сокращение деятельности в большинстве районов градообразующих сельскохозяйственных, лесохозяйственных, промышленных или транспортных предприятий, которые ранее формировали занятость и определяли численность жителей поселков и районов наряду с невозможностью рационального прогнозирования развития сферы услуг исключают возможность нормативного прогноза, основанного только на финансово-экономических показателях крупных предприятий.

Значительное разнообразие и увеличение различий в интенсивности и направлении демографических процессов, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и отдельных муниципальных образований.

. Гуманизация науки и техники , в т. ч. и в сфере стратегического и территориального планирования. У ХХI в. есть все шансы стать веком более качественного использования и воспроизводства человеческого капитала, которое невозможно без комфортной и безопасной среды обитания.

. Отход от прямого управления демографическими и миграционными процессами , существовавшего в Советском Союзе.

Анализ социальной и демографической ситуации в муниципальном образовании состоит из следующих составляющих , приводимых в динамике за несколько лет:

Численность населения и краткая характеристика расселения;
- естественное движение;
- брачно-семейная структура населения;
- миграционное движение;
- половозрастная структура населения и трудовые ресурсы;
- национальный состав населения;
- образовательная структура населения;
- структура занятости населения.

Помимо вышеуказанных показателей и процессов анализ социальной и демографической ситуации предполагает наличие:

Территориальной картины различий внутри муниципального образования;
- сравнение муниципального образования с соседними территориями;
- соотнесение с региональными и общероссийскими показателями;
- анализ включенности в мировые социально-демографические процессы.

Динамические ряды целесообразно анализировать не менее чем за 8-10 лет, а лучше за 25 лет или жизнь одного поколения. Показатели одного или 2-3 лет нерепрезентативны в качестве исходных данных для долгосрочных прогнозов ввиду слабой изменчивости и инерционности демографических процессов.

Для анализа и прогноза демографического потенциала на уровне муниципального района, городского или сельского поселения наиболее информативны следующие источники информации:

Данные территориального органа Росстата;
- паспорт муниципального образования;
- данные отдела экономики и прогнозирования или сходной по названию структуры в администрации района, городского или сельского поселения;
- данные отдела ЗАГС и Федеральной миграционной службы (ФМС) по данному муниципальному образованию;
- www.demoscope.ru и www.gks.ru - крупнейшие интернет-порталы, содержащие статистические, аналитические, теоретические материалы по демографии в России;
- стратегическая и градостроительная документация муниципального, регионального и федерального уровня.

Наиболее реалистичным подходом к прогнозу демографических показателей являются метод компонент и метод передвижки возрастов, которые учитывают изменения в течение десятилетий нескольких компонент: возрастных коэффициентов рождаемости и смертности, миграции населения, современной половозрастной структуры населения. Как уже отмечалось, показатели естественного движения населения крайне инерционны, поэтому в существующей половозрастной структуре населения заложены основные параметры естественного движения разных возрастных групп населения муниципального образования на средне- и долгосрочную перспективу.

Методом компонент численность населения на конкретный год в будущем определяется как вычитание из современного числа жителей прогнозного числа умерших, согласно средним возрастным коэффициентам смертности и миграционного оттока с учетом среднего возрастного коэффициента сальдо миграции, и добавление к полученному результату прогнозного числа родившихся за определенный период времени.

Пример:

В одном из районов Брянской области, являющегося типичным провинциальным сельским районом Центральной России, в половозрастной структуре населения заметно выражены демографические волны (периоды роста и сокращения рождаемости вследствие Великой Отечественной войны и кризиса начала 1990-х гг.). Наблюдаемый рост рождаемости и сокращение смертности в настоящее время связаны со значительной численностью молодежи в наиболее активном репродуктивном возрасте (16-29 лет) и одновременно вхождением в период с наибольшим числом умерших уроженцев времен Великой Отечественной войны. Поскольку миграционное движение населения только вымывает из района граждан в трудоспособном возрасте, то через десять лет можно ожидать роста смертности (как в результате интенсификации смертности женщин старше 70 лет, так и вхождения в период повышенной смертности многочисленных уроженцев послевоенных лет) и одновременно значительного сокращения рождаемости. Даже при сохранении современного числа рождений на одну женщину, сокращение будет практически двукратным из-за малочисленности уроженцев 1990-х гг., которые вступят в наиболее активный репродуктивный период. В ближайшие 10 лет черту пенсионного возраста преступят до 34% современного кадрового состава района. При современных условиях ряды выбывающих на пенсию могут быть заменены подрастающей молодежью не более чем на 70%. Следовательно, при современном уровне занятости неизбежен дефицит кадров. В 2019 г. 30% населения района будут составлять лица старше трудоспособного возраста, что накладывает серьезные ограничения для экономического развития и определяет необходимость планирования развития сети социального обеспечения. Согласно базовому варианту прогноза ожидается сокращение населения с 32,5 тыс. чел до 26,0 тыс. чел при условии активизации мероприятий по развитию демографического потенциала*.

_________________________________

Демографический потенциал и стимулирование рождаемости

Нетто-коэффициент воспроизводства населения к 2014 г. достиг 83% замещения материнского поколения дочерним. Однако режим воспроизводства населения остается суженным, несмотря на весьма заметный рост этого показателя с начала 2000-х годов.

Насколько длительны позитивные тенденции? Демографические прогнозы предсказывают неблагоприятные перспективы. В этой связи важно оценить резервы повышения рождаемости. Оценки резервов рождаемости базируются на данных о рождаемости населения, не практикующего контрацепцию, по ним определяются биологические стандарты повозрастных коэффициентов рождаемости и возможный минимум ее уровня. Расчет индекса гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР) в России (и в Вологодской области) свидетельствует о наличии значительных резервов. Как видно из табл. 1, ГМЕР за межпереписной период (с 1989 г. по 2010 г.) снизился с 48,7 до 38,6%. Это свидетельствует о сокращении численности когорт женщин в репродуктивном возрасте. Соотношение индекса ГМЕР и общего коэффициента рождаемости показывает уровень реализации естественной рождаемости. Она за тот же период несколько увеличилась - с 31,5 до 32,4%.

В рассмотренный период индекс ГМЕР снижается, свидетельствуя об ухудшении возрастной и брачной структуры населения. На фоне распространения практики внутрисемейного контроля рождаемости, убывания потребности в детях, это актуализирует исследования репродуктивного поведения и способов воздействия на него.

Таблица 1. Общие коэффициенты рождаемости, гипотетический минимум естественной рождаемости и степень реализации ГМЕР

Россия

Вологодская область*

ГМЕР

Реализация ГМЕР, %

Общий коэффициент рождаемости

ГМЕР

Реализация ГМЕР, %

в промилле

в промилле

Источники : Антонов А.И., В.А. Борисов. Лекции по демографии. - М., 2011. - 592 с.. С. 204], оперативные данные Росстата о естественном движении населения. - Режим доступа: http://www.gks.ru ; расчеты автора.

Источники :
* по данным Вологдастата;
** по данным переписей населения 2002, 2010 гг. - Режим доступа:
http://www.perepis2002.ru/mdex.html?id=9 ;
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm .

Мониторинг репродуктивного потенциала населения в Вологодской области, начиная с 2005 г., позволяет фиксировать предпочитаемые числа детей, условия реализации репродуктивных намерений .

Средние предпочитаемые числа детей показывают среднюю детность семей, которая при определенных условиях может быть достигнута. Результаты опроса жителей Вологодской области, как и итоги Российского обследования репродуктивных планов, свидетельствуют о том, что в обществе закрепилась и активно реализуется в повседневной жизни норма малодетности. Осознавая, что представления о детности не всегда совпадают с фактическим числом рождений, следует понимать их роль: до 50% рождаемость определяется репродуктивными планами семьи и личности , которые довольно устойчивы на протяжении всей жизни . Предпочитаемые числа детей показывают условно вероятные границы повышения суммарного коэффициента рождаемости.

Идеальное число - то количество детей в семье, которое было бы наилучшим вообще, для «идеальной» семьи. Особенность его оценки заключается в отстраненности от личных обстоятельств, это условный норматив, действующий в обществе. На начало исследования его среднее значение составляло 2,06, а к 2014 г. увеличилось до 2,12. На наш взгляд, это результат активной информационной политики, сформировавшей мнение о существовании и необходимости решения «демографической проблемы».

Проецируя на себя, свои личные предпочтения, респондент говорит о том, сколько детей он хотел бы иметь при всех благоприятных условиях. Желаемое число детей - это проекция потребности в детях. Для ее удовлетворения населению достаточно, в среднем, двоих детей. С точки зрения обеспечения воспроизводства населения, это - режим простого замещения поколений, но его динамика неблагоприятна (среднее желаемое число детей сократилось с 2,2 в 2005 г. до 2,0 в 2014 г.).

Наиболее близок к значению коэффициента фертильности показатель ожидаемого числа детей. Это то число детей, которое люди реально планируют иметь, учитывая существующие условия . Если условия жизни улучшаются, ожидаемое число может быть превышено. Например, после обращения Президента России Законодательному Собранию в 2006 году, произошел рост значений планируемой детности, люди ощутили внимание к проблемам семьи, способствовала оптимистичным настроениям и стабилизация социально-экономического положения в стране.

В период 2005-2011 гг. среднее ожидаемое число детей увеличилось с 1,77 до 1,86, в 2014 г. показатель снизился до 1,81. Это может свидетельствовать о «затухании» эффекта мер демографической политики, введенных в период 2006-2012 годов.

В сельской местности размер семей традиционно более высок, чем в семьях горожан. Реализация потенциала сельских жителей - один из стратегических резервов повышения рождаемости. Однако в 2014 г. зафиксировано заметное снижение установок детности в сельской местности по сравнению с 2011 г.; средние предпочитаемые числа детей были меньше, чем у городских жителей (табл. 2). Вероятно, это обусловлено «стиранием границ» между городом и селом в плане жизненных ценностей, притязаний к образу и уровню жизни .

Таблица 2. Средние желаемое и ожидаемое число детей в Вологодской области

г. Вологда и г. Череповец

Районы

В среднем

Желаемое

Ожидаемое

Желаемое

Ожидаемое

Желаемое

Ожидаемое

Источник

Главными препятствиями (как и способствующими условиями) увеличения рождаемости жители региона видят в проблеме материального положения и жилищную неустроенность. Вместе с тем, несмотря на ограниченную достоверность их ответов , следует отметить заметный рост значимости ценностного фактора: в 2005 г. только 8% населения области считали, что рождаемость ограничивается приоритетом карьеры, стремлением «пожить для себя» против 16% в 2014 г. (табл. 3). На 94% увеличилась частота выбора такого фактора, как «риск остаться без работы», что подчеркивает актуальность проблемы занятости женщин, совмещения трудовой деятельности и репродуктивной.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, препятствует увеличению рождаемости в нашей стране?» (в % от числа опрошенных)

Факторы

2014 г. к 2005 г., %

Ранг

Плохие жилищные и материальные условия большинства семей

Нестабильное экономическое положение

Риск остаться без работы

Приоритет карьеры, стремление «пожить для себя»

Заботы, связанные с уходом за детьми

Рождение неполноценного ребенка

Источник : Мониторинг репродуктивного потенциала населения в Вологодской области.

Проведенное исследование свидетельствует о распространении малодетности. Увеличение рождаемости за счет роста доли многодетных семей потребует поиска и использования всех возможных ресурсов для формирования условий «перевыполнения» репродуктивных планов, что в первую очередь связано с влиянием на представление о семье и родительстве, их успешным совмещением с другими сферами жизни.

Оценка эффективности демографической политики

Биологический (естественная рождаемость) потенциал повышения рождаемости не исчерпан, но ограничивается демографическим поведением. Репродуктивное поведение относится к малодетному типу с ориентацией на 1-2 детей и превалированием психологических репродуктивных мотивов.

Помехи к рождению желаемых детей, в основном, находятся в зоне материально-бытовых проблем и «неуверенности в завтрашнем дне». Немаловажную роль играет страх потерять работу, что вскрывает целый комплекс проблем рынка труда, в том числе и его нового для российской правовой сферы вида - репродуктивного.

Демографическая политика стимулирования рождаемости имеет эффект, но ограничивается желаемой детностью. В связи с этим важно не только создавать условия для реализации желаемых рождений, но активировать работу по формированию репродуктивных установок молодого поколения. Это задача официального политического курса государства с привлечением в первую очередь воспитательного ресурса системы образования, средств массовой информации, социальных служб.

Регулярный поиск новых эффективных инструментов демографической политики позволит снизить «затухание» результативности предпринимаемых мер. На наш взгляд, на сегодняшний день существует угроза «перекоса» поддержки рождения детей второй и более очередности.

С учетом роста в молодежной среде распространенности идеологии добровольной бездетности, важно поддержать и рождение первенцев. Изучение образа жизни современной молодежи, ориентированной на нуклеарную семью, эффективное совмещение репродуктивного и продуктивного труда, карьеры свидетельствует в пользу уральской демографической школы, ратующей за официальное признание репродуктивного труда как вида трудовой деятельности, требующего соответствующих компетенций и оплаты.

Перспективным представляется пересмотр системы налоговых преференций семьям с детьми. Более ощутимый для бюджета «выигрыш» станет не только материальным ресурсом, но инструментом психологического воздействия. В связи с реформированием пенсионной системы, планируемым повышением пенсионного возраста введение новой системы индексации размера пенсии в зависимости от детности так же будет иметь значение для большей части россиян.

Бодрова В.В. Репродуктивное поведение и репродуктивные права населения России в переходный период // Народонаселение. - 1999. - № 2. - С. 79-90; Пальцева Т.В. Формирование репродуктивной установки // Семья в России. - 2004. №4. - С. 26-35.
Андреев Е.М., Бондарская Г.А. Можно ли использовать данные об ожидаемом числе детей в прогнозе численности населения? // Вопросы статистики. - 2000. - № 11. С. 60.
Нечипоренко О.В. Становление многоукладности в аграрной сфере российского общества и эволюция адаптационных стратегий сельского населения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. - М.: РОС, 2012. - 1 CD ROM. - С. 5124-5132; Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия. - М.: ИСЭПН РАН, 2010. - 390.
Архангельский В.Н. Мнения о «помехах» к рождению детей в семье и о действительных трудностях реализации желаемого числа детей // Демографические исследования. - 2010. - №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=320#_ftnref5 http://base.garant.ru/191961/