Лекции для студентов. Неналоговые доходы госбюджета включают. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой

1. Функция налогов имеет вид T=200+0,1Y, а функция социальных трансфертов TR=150+0,2(YF-Y), государственные закупки товаров составляют 125 млн евро. Потенциальный объем производства YF=900 млн евро. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. евро, то государственный бюджет будет иметь _____ млн евро.

дефицит 5

дефицит 15

профицит 15

профицит 5

2. Если доходы бюджета страны равны 900 млрд евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд евро.

дефицит 50

профицит 50

профицит 150

профицит 450

3. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

4. Для увеличения занятости бюджетно-налоговая (фискальная) политика предлагает...

увеличивать государственные расходы

уменьшать государственные расходы

повышать налоговые ставки

понижать налоговые ставки

5. К инструментам дискреционной бюджетной налоговой политики можно отнести:

государственные заказы

участия в прибыли

прогресс налогообложения

государственные трансферты

6. Рост государственных расходов, снижение налогов – характерные черты ___ фискальной политики.

дискреционной

стимулирующей

автоматической

сдерживающей

7. К инструментам автоматической фискальной политики относят …

подоходный налог

пособия по безработице

увеличение трансфертных платежей (пенсий)заменить

8. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может …

заменить прогрессивную шкалу налогообложения на пропорциональную

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на регрессивную

ввести фиксированный подоходный налог

9. К инструментам дискреционной фискальной политики относят …

снижение налоговых ставок

изменение налоговых поступлений

прогрессивную шкалу налогообложения

10. Если валовая прибыль равна 800 млрд евро, доходы бюджета составляют 320 млрд евро, в т.ч. величина налога на прибыль 160 млрд евро, то ставка налога (t) равна ____ %

11. Если величина ВВП составляет 500 млрд евро, ставка налога на доход 12%, а государственный долг 10 млрд евро, то доходы бюджета равны млрд евро.

14. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

17. Потенциальный ВВП составил в прошлом году 500 млрд. руб., фактический ВВП равен 480 млрд. руб. В стране взимаются пропорциональные налоги по ставке 20%. Расходы государственного бюджета равны 100 млрд. руб. Тогда государственный бюджет будет...

иметь профицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 2 млрд. руб.

сбалансирован

поток доходов государственной казны основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда систему экономических (денежных) отношений

19. Целью бюджетно-налоговой политики, проводимой государством, не является...

достижение высокого уровня занятости достижение умеренных темпов инфляции повышение темпов экономического роста максимизация прибыли от реализации государственных проектов

20. Фискальная политика является дискреционной, если при прочих равных условиях целенаправленно изменяют

продолжительность выплат пособий по безработице расходы государства по обслуживанию государственного долга ставки налогообложения объем денежной массы

21. Не относят к расходам государственного бюджета…

займы и помощь иностранным государствам

доходы от государственной собственности

административно-управленческие расходы

выплаты по государственному долгу

22. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика …

связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода политика встроенных стабилизаторов целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

23. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

уменьшение налоговых ставок уменьшение государственных расходов увеличение налогов увеличение государственных расходов

24. В качестве целей дискреционной фискальной политики выступают … и …

рост государственных расходов изменение реального объема национального производства и занятости сокращение налогового бремени контроль над инфляцией

25. Когда экономика страны находится в фазе депрессии, для изменения ситуации правительству необходимо … и/или …

уменьшить государственные расходы уменьшить налоги увеличить государственные расходы увеличить налоги

26. К характеристикам не дискреционной фискальной политики относят…

стимулирование роста экономики путем намеренного сокращения государственных расходов автоматическое изменение государственных расходов возникновение бюджетного дефицита и профицита независимо от текущих действий правительства целенаправленное снижение ставок налогообложения

29. Увеличение трансфертных платежей, снижение налогов имеет целью…

сглаживание колебаний экономического цикла

рост платежеспособного спроса

достижение умеренных темпов инфляции

достижение социального равенства в обществе

30. Замена прогрессивной шкалы подоходного налога на пропорциональную приведет к …

увеличению коэффициента Джинни и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

уменьшению коэффициента Джинни и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

увеличению квартильного коэффициента и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

уменьшению децильного коэффициента и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

дефицитен, первичный дефицит равен 335 ден. ед.

32. Если в стране действует прогрессивная ставка налогообложения и при доходе в 50 тыс. евро ставка налога составляет 12%, а свыше этой суммы 20%, то с дохода в 60 тыс. евро человек уплатит _____ тыс. евро налога.

33. Инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются …

налоги

норма обязательного резерва

лицензирование

государственные расходы

34. В период экономического подъема автоматическая бюджетно-налоговая политика вызывает:

увеличение социальных расходов государства

увеличение налоговых сборов

уменьшение налоговых сборов

снижение социальных расходов государства

35. Корректирующий налог при регулировании отрицательных внешних эффектов позволяет …

снизить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

поднять предельные частные затраты до величины предельных внешних выгод

снизить предельные частные затраты до уровня предельных внешних выгод

повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

37. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может...

ввести регрессивную шкалу подоходного налога

отказаться от субсидирования малоимущих

ввести фиксированный подоходный налог, не зависящий от величины дохода

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на прогрессивную

38. Дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика – это сознательное манипулирование в целях макроэкономической стабилизации:

государственными расходами

налогами

процентными ставками

государственными облигациями

39. К инструментам автоматической фискальной экономической политики относят…

пособия по безработице

увеличение трансферных платежей (пенсий)

снижение государственных расходов

рост налогов

40. Проводя стимулирующую фискальную политику, государство…

увеличивает государственные расходы

индексирует пенсии в соответствии с уровнем инфляции

снижает государственные расходы

увеличивает налоги

41. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика для снижения инфляции предполагает…

снизить ставки налогов

увеличивать государственные расходы

повышать ставки налогов

уменьшать государственные расходы

42. Если введен пропорциональный налог, то…

с каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов

происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

с каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

В этом параграфе будут перечислены основные инструменты, используемые государством при проведении стабилизационной политики, а также будет проведен краткий анализ их воздействия на экономику.

В начале рассмотрим инструменты фискальной политики . Инструменты фискальной политики, т.е. инструменты для регулирования экономики за счет манипуляций государственным бюджетом, можно разделить на инструменты налоговой, бюджетной и долговой политики государства.

К инструментам налоговой политики можно отнести:

  1. Изменение налоговой нагрузки на экономику , т.е. макроэкономической ставки подоходного налога.
  2. Изменение распределения налоговой нагрузки между прямыми и косвенными налогами, между получателями больших и меньших доходов, между факторами производства. Такое перераспределение может повлиять на величину совокупного спроса, поскольку лица с разным уровнем дохода имеют разную склонность к сбережению.
  3. Введение или отмена отрицательных налогов , т.е. выплата пособий и т.п. для некоторых групп граждан.
  4. Отсрочка налоговых платежей . Изредка эта мера оказывается очень действенной, поскольку позволяет восстановить работоспособность фирм.

Среди инструментов бюджетной политики мы выделим:

  1. Изменение величины государственных расходов .
  2. Изменение структуры государственных расходов . Государство может вести себя как рациональный потребитель, смещая приоритет в расходах в сторону тех благ, которые наиболее подешевели в ходе кризиса. И эти меры будут приносить выгоду и государству, которое экономит на расходах, и экономике, поскольку поддерживаются наиболее депрессивные отрасли.
  3. Создание государственных товарных резервов .

Также мы выделим следующие инструменты управления государственным долгом:

  1. Изменение величины государственного долга . (Основная мера, сопровождающая рост государственных расходов.)
  2. Рефинансирование государственного долга , которое приводит к снижению расходов на его обслуживание. Рефинансирование включает как перезаем средств под более низкую процентную ставку, так и увеличение или уменьшение сроков займа.
  3. Создание финансовых резервов .

Теперь перечислим инструменты денежно-кредитной политики, используемых центральным банком для регулирования экономики:

  1. Изменение процентных ставок по кредитам для коммерческих банков . Причем изменяться могут процентные ставки только на кредиты определенного типа и срока.
  2. Изменение лимитов кредитования коммерческих банков .
  3. Изменение нормы обязательного резервирования . Причем, как и в случае процентных ставок, нормы резервирования могут изменяться лишь для некоторых видов вкладов.
  4. Выкуп активов для формирования резервов ЦБ . Сюда входит выкуп ценных бумаг, выкуп драгоценных металлов, выкуп иностранной валюты.
  5. Эмиссия ценных бумаг от собственного имени . Является одним из вариантов стерилизации денежной массы.
  6. Выдача кредитов правительству . Является альтернативой заимствованиям правительства на рынке ценных бумаг.

Дополнительными мерами государства, направленными на стабилизацию экономики, могут быть:

  1. Изменение минимальных размеров оплаты труда .
  2. Изменение законодательства в трудовой сфере, в сфере пенсионного обеспечения и в сфере социального страхования .
  3. Изменение политики выплат пособия по безработице .
  4. Развитие системы переподготовки безработных . Данная мера сокращает структурную безработицу.
  5. Национализация и приватизация . Национализация может рассматриваться как один из вариантов защиты фирм от разорения. А приватизация предприятий может увеличивать инвестиции.
  6. Регулирование и контроль финансовых рынков .

276. Что относится к числу основных целей фискальной политики государства

создание условий для успешного ведения бизнеса

Антициклическое регулирование экономики

повышение состояния граждан

перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

277. Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же как

сокращение сбережений

увеличение инвестиций

увеличение потребления

Увеличение сбережений

278. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру

как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний

нейтрально

Как встроенный (автоматический) стабилизатор

неопределенным образом, в зависимости от факторов

279. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название

Прогрессивного

регрессивного

косвенного

280. К числу инструментов фискальной политики относится

увеличение нормы обязательных резервов

покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке

Выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

281. Увеличение ставок налогов является примером

кредитно-бюджетной политики

Фискальной политики

монетарной политики

денежно-финансовой политики

282. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

Изменение ставок налогов на прибыль банков

Изменение Центральным банком нормы банковского резерва

Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство

Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

283. Какое из утверждений является верным?

Сложная схема начисления процента всегда более выгодна, чем простая схема начисления процента

С одинаковых сумм индивидуального дохода всегда платится одинаковый подоходный налог

Налоги платят как при получении заработной платы, так и при ее расходовании

Банковский процент по кредиту всегда выше банковского процента под депозиту

284. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты

Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

285. Государственный долг - это

Сумма дефицитов государственного бюджета (за вычетом суммы излишков государственного бюджета), накопленная к настоящему моменту

превышение расходной части годового государственного бюджета над его доходной частью

сумма задолженности государства другим странам

сумма задолженности государства банкам и другим финансовым институтам

286. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита?

сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

Увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей

повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований

увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

287. Бюджет существует

только у государства

у государства и предприятий реального сектора экономики

У всех экономических субъектов

у важных структур федерального уровня

288. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между

текущими государственными расходами и доходами

фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

Текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

289. Какие из перечисленных статей относятся к доходам госбюджета (выберите 2 варианта ответа)

Налог на наследство

чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов

трансфертные платежи населению

Таможенные пошлины

290. Какие из перечисленных статей относятся к расходам госбюджета

Выплаты по государственному долгу

арендная плата

доходы от государственной собственности

291. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся

расходы по обслуживанию государственного долга

Подоходные налоги и пособия по безработице

расходы на охрану и защиту природной среды

таможенные пошлины и акцизы

292. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки

растет с увеличением дохода

не изменяется при изменении дохода

Сокращается с увеличением дохода

293. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки

не изменяется с увеличением дохода

не изменяется с уменьшением дохода

Не изменяется при любом изменении дохода

изменяется в соответствии с изменением дохода

294. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры

увеличивается ставка подоходного налога

При неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений

повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд

295. Годовой государственный бюджет - это

План государственных доходов и расходов на год

количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год

количество денег, имеющихся в наличии у правительства

общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

296. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы - 1151 трлн. р., то возникнет

бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта

Бюджетный дефицит, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет расти

бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться

297. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

приведет к увеличению поступлений от этого налога

является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории

Может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога

приведет к снижению дефицита государственного бюджета

298. Регрессивное налогообложение

делает невозможным выплату трансфертов государством

приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами

Может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов

не приводит к перераспределению доходов в обществе

299. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., - это пример

регрессивного прямого налога

прогрессивного косвенного налога

регрессивного косвенного налога

Прогрессивного прямого налога

300. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

Переложения налогового бремени

роста спроса на услуги референтов

прогрессивного налогообложения

ценовой дискриминации

301. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том. Что

Часть национального продукта уходит за пределы страны

возрастают стимулы повышения эффективности производства

сокращается неравенство в доходах

возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

302. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога

налог на прибыль предприятий

Подоходный налог с населения

ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя

303. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует

увеличить более, чем на 20

увеличить на 20

Увеличить менее, чем на 20

уменьшить на 20

уменьшить менее, чем на 20

304. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

Правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв

правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов

необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва


Похожая информация.


Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

увеличение государственных закупок;

снижение налогов;

увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

сокращение государственных закупок;

увеличение налогов;

сокращение трансфертов.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. .

Налоги выполняют три основные функции :

фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на

реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости от характера ставок различают налоги :

твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться.

По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику .

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки -во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы -- форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов.

Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей.

Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.

Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.