Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.
Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.
Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.
Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.
К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.
Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.
При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.
Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.
Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:
Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:
НУ / БВ × 100,
НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;
БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).
Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.
НУ / (БЭ + БВ) × 100,
БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.
При рассмотрении этих формул становится понятно, что:
если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;
если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.
Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.
Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.
Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.
Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:
Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.
Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.
Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.
Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.
Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.
Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.
На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:
Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.
Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.
Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.
Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.
Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.
Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.
Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.
НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.
НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.
Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.
Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.
Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.
Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/ , обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
Налоговую нагрузку организации ИФНС признает низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли. ФНС ежегодно определяет такие показатели и должна публиковать их до 5 мая на своем официальном сайте Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/ .
Значение налоговой нагрузки, определенное ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г., — 9,5%.
ООО «Альфа» занимается ресторанным бизнесом и применяет ОСН. Выручка компании по строке 2110 отчета о финансовых результатах за 2017 г. — 50 млн руб. По данным налоговых деклараций за 2017 г., организация исчислила к уплате:
С выплат работникам удержан и перечислен НДФЛ — 900 тыс. руб. Уплаченные страховые взносы (2 077 тыс. руб.) в расчете налоговой нагрузки не учитываются.
Налоговая нагрузка ООО «Альфа» — 9,1% ((1 300 000 + 1 500 000 + 550 000 + 300 000 + 900 000) / 50 000 000 x 100%). Это значение ниже показателя нагрузки, определенного ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г. (9,1%
С 01.07.2018 количество регионов, в которых реализуется пилотный проект Соцстраха по прямым выплатам, возрастет с 33 до 39.
Собственники ликвидируемой компании не могут претендовать на то, чтобы сумму излишне уплаченных фирмой налогов или взносов вернули им.
Если в заявлении на регистрацию организации не указан номер офиса, налоговики вправе отказаться регистрировать компанию.
Для уплаты личных налогов гражданам больше не обязательно заполнять платежное поручение «от и до». Достаточно ввести всего один номер.
Предприятие общепита, чьи залы обслуживания посетителей располагаются на нескольких этажах, может применять ЕНВД, если общая площадь залов не превышает 150 кв.метров.
Недавно налоговики начали исключать из ЕГРЮЛ организации, в отношении которых в реестр внесены записи о недостоверности сведений. Такое право есть у регистрирующего органа, если запись о недостоверности содержится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев. При этом исключить могут даже реально работающую компанию.
В Листе 02 декларации по налогу на прибыль приводится расчет налога и авансовых платежей. Его показатели формируются на основании уже заполненных вами Приложений к листу 02 и других Листов декларации. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строке ставьте прочерк.
Прибыль (убыток) рассчитывается в строках 010 — 060. В них указываются п. 5.2 Порядка заполнения декларации:
Налоговая база рассчитывается в строках 070 — 120. При их заполнении:
Ставки налога отражаются по строкам 140 — 170. При их заполнении укажите:
Сумма исчисленного налога указывается в строках 180 — 200. Заполняйте их так:
Если вы отдельно платите налог по месту учета обособленного подразделения, то в заполнении строк 140 — 160, 200 Листа 02 есть особенности. О них читайте здесь.
Сумма авансовых платежей указывается в строках 210 — 340. Порядок их заполнения зависит от того, как вы уплачиваете авансовые платежи по налогу на прибыль и платите ли вы торговый сбор. Выберите интересующую вас ситуацию из списка.
Организация не платит торговый сбор, не имеет обособленных подразделений и уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала. Ставка налога на прибыль 20%.
Сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных на 1 квартал, — 3 036 000 руб. (строка 320 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.), в т.ч.:
Организация за 1 квартал 2018 г. учла для налога на прибыль:
Налоговая нагрузка по отраслям и видам экономической деятельности в 2019 году вашей компании исследуется налоговиками в первую очередь при подготовке плана выездных проверок. Поэтому компания должна заранее рассчитывать нагрузку самостоятельно, чтобы снизить риск проверки.
Налоговики опубликовали данные о безопасной налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям. Этих показателей лучше придерживаться, чтобы избежать лишних писем и вопросов от инспекции. Мы собрали данные в таблицу - теперь вы быстро можете узнать безопасный показатель для любой отрасли в своем регионе.
Если эти показатели в вашей компании меньше тех, что рассчитали налоговики, вероятнее всего инспекция запросит пояснения. А при сильном отклонении - назначит выездную проверку (приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).
Компания может самостоятельно рассчитать свою налоговую нагрузку по видам экономической деятельности и сравнить ее с показателями по конкретному региону. Это поможет определить, насколько велик риск попадания фирмы в поле зрения контролеров, а также подготовить объяснения, если ее налоговая нагрузка значительно отличается от средних показателей по этому виду деятельности.
Рассчитывается как соотношение совокупной суммы уплаченных или начисленных компанией налогов к общей выручке, полученной за определенной период, например, за год.
ФНС периодически размещает данные о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности за прошлые налоговые периоды. Контролеры используют эти сведения для того, чтобы выявить компании, имеющую низкую налоговую нагрузку, и включить их в план выездных проверок. А это может грозить большими налоговыми доначислениями и налоговыми санкциями.
Данные есть в приказе ФНС России, утвердившем Концепцию выездных проверок. Данные представлены в виде таблицы, в которой приведены все существующие виды экономической деятельности и соответствующие им показатели за определенный период. Эти сведения можно также найти на сайте налоговой службы www.nalog.ru .
Есть формула расчета налоговой нагрузки . Необходимо разделить совокупную сумму уплаченных/начисленных налогов на общую сумму выручки за год и умножить на 100 процентов. Полученный результат можно сравнить с таблицей показателей ФНС.
Где Налоги – совокупная сумма уплаченных/начисленных налогов за период,
Выручка – выручка компании за год.
Пример:
За прошлый год компания уплатила в совокупный бюджет налогов на сумму 4 200 000 руб., а общая выручка составила 98 млн. руб. Компания занимается обработкой древесины. Рассчитываем налоговую нагрузку так: 4,2 млн. делим на 98 млн. и умножаем на 100%, получаем налоговую нагрузку − 4,3%. Сравниваем эту величину с показателем по аналогичному виду деятельности в таблице, который составляет 2,2%. Получается, что налоговая нагрузка в компании соответствует среднему значению и риск оказаться в плане выездной проверки небольшой.
Вид экономической деятельности (отрасль) |
2015 | ||
9,7 | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3,5 | ||
Рыболовство, рыбоводство |
6,5 | ||
Добыча полезных ископаемых в том числе: |
37,9 | ||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
45,4 | 41,5 | |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
18,8 | 11,3 | |
Обрабатывающие производства в том числе: |
7,1 | ||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
18,2 | ||
текстильное и швейное производство |
7,8 | ||
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
6,2 | ||
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели |
2,8 | ||
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них |
3,5 | ||
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации |
13,4 | ||
производство кокса и нефтепродуктов |
2,6 | ||
химическое производство |
4,2 | ||
производство резиновых и пластмассовых изделий |
5,6 | ||
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
8,6 | ||
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
4,5 | ||
производство машин и оборудования |
12,9 | ||
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
11,2 | ||
производство транспортных средств и оборудования |
6,0 | ||
прочие производства |
4,3 | ||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
5,4 | ||
производство, передача и распределение электрической энергии |
5,7 | ||
производство и распределение газообразного топлива |
1,9 | ||
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
5,6 | ||
Строительство |
12,7 | ||
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в том числе: |
2,7 | ||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
2,8 | ||
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
2,4 | ||
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
3,7 | ||
Гостиницы и рестораны |
9,0 | ||
Транспорт и связь в том числе: |
7,3 | ||
деятельность железнодорожного транспорта |
10,2 | ||
транспортирование по трубопроводам |
1,7 | ||
деятельность водного транспорта |
13,6 | ||
деятельность воздушного транспорта |
1,4 | ||
12,8 | |||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
17,2 | ||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в том числе: |
15,4 | 25,6 | |
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
- | 29,1 |
* Расчет 2015 - 2017 года произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Расчет налоговой нагрузки в 2019 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.
Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.
Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.
Подробнее о том, какие установлены значения на 2019 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.
Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.
Исчислять показатель нужно по формуле:
Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:
Такие рекомендации закреплены в Письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/
Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.
Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.
В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.
Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.
При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.
Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.
Условия для расчетов:
ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.
Данные налоговой отчетности за 2017 год:
- декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
- НДС — 1 670 000 рублей;
- транспортный налог — 450 000 рублей;
- налог на имущество — 780 000 рублей;
- НДФЛ — 1 200 000 рублей.
Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.
Пример расчета налоговой нагрузки:
Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.
По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).
Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:
Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.
Безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности, представляемые ИФНС ― это значения, на которые стоит ориентироваться, чтобы избежать выездную проверку (приказ ФНС России от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333@).
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%
Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).
В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат - тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.
При наличии отклонений инспекторы скорее всего заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины - закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки. Например, планируется открывать новые проекты, выходить на рынок в другие регионы, поднимать цены, оптимизировать расходы и т. д.
Возможно, ваши обоснования будут убедительными для налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.
Рентабельность продаж. Рассчитывайте ее по формуле:
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%
Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).
Рентабельность активов
. Для расчета вам нужны: прибыль (строка 2300 Отчета офинансовых результатах) и валюта баланса (строка 1600 баланса). Формула такая:
Рентабельность активов = Прибыль за год до уплаты налогов / Стоимость активов Х 100%
Результаты также сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.