Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.
В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.
Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:
Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.
Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.
Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.
Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).
А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.
Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.
Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:
Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.
1. Инвесторы – юридические и физические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами могут быть организации всех форм собственности, в т.ч. иностранные, государство в лице органов государственного управления, органы местного самоуправления, граждане.
2. Заказчики – физические и юридические лица, уполномоченные инвестором, осуществляющие реализацию инвестиционного проекта. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов ИСД, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, который не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или контрактом в соответствии с законодательством РФ.
3. Подрядчики – физические и юридические лица, которые по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиком, выполняют работы, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Подрядчиками могут быть различные СМО, проектные, архитектурные, проектно-строительные и др. организации, независимо от формы собственности, а также отдельные физические лица, имеющие соответствующие разрешительные документы на проектную или строительную деятельность в установленном законом порядке.
Подрядчик может по согласованию с заказчиком привлекать для выполнения отдельных видов работ другие организации – субподрядчиков, заключая с ними договора субподряда. В этом случае ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ в сроки, предусмотренные договором подряда, и с надлежащим качеством должен принять на себя подрядчик. В этих условиях подрядчик будет выступать перед заказчиком в качестве генерального подрядчика, а перед субподрядчиками – в качестве заказчика. Как правило, в качестве субподрядчиков выступают специализированные организации, выполняющие специальные строительные работы.
4. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, для которых создаются объекты строительства. Пользователями могут быть инвесторы. (Иностранные лица, государственные органы управления, муниципальные органы управления, международные организации, граждане и др.).
5. Инвестиционная инфраструктура – физические и юридические лица, обслуживающие инвестиционный процесс и обеспечивающие взаимодействие между субъектами инвестиционного рынка (банки, страховые компании, лизинговые фирмы, риэлторские, оценочные компании, консалтинговые и др.).
6. Застройщик – Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектом капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик может быть инвестором.
Организации-застройщики называются девелоперами (от англ. developer – застройщик)/ (to develop – строить, развивать, создавать).
Инвестиционно-строительный комплекс. Структура ИСК.
Взаимодействие участников ИСД.
Наиболее часто применяются следующие схемы взаимодействия участников ИСД:
2. Схема «проектирование и строительство».
3. Концессионная схема.
Традиционная схема.
Традиционная схема взаимодействия участников ИСД характеризуется тем, что строительные и проектные работы выполняются различными участниками ИСД (в первом случае – это подрядная компания, а во втором – проектная организация), при этом, как правило, проектные и строительные работы осуществляются последовательно. Традиционная схема иногда называется схемой «проектирование-тендер-строительство», так как подрядные торги проводятся после завершения проектных работ.
Главные преимущества традиционного подхода:
1. Обеспечивается возможность достижения максимальной экономии средств инвестора.
2. Выполнение каждого вида работ специализированной организацией (проектирование – проектной организацией, строительство - строительным подрядчиков) обеспечивает высокий уровень профессионализма, и как следствие высокое качество работ.
3. Последовательное выполнение работ позволяет довести каждую из работ до надлежащего уровня качества;
4. Обеспечивает равномерное распределение рисков между заказчиком и подрядчиком;
5. Обеспечивается контроль за ходом строительства, контроль стоимостных показателей и результатов работ на каждом этапе. Есть возможность исправления ошибок и внесения корректив в ход выполнения работ;
6. Имеются длительная история и большой накопленный опыт применения.
Наряду с перечисленными достоинствами традиционная схема имеет и недостатки:
1. Более длительные, чем при применении других схем, сроки выполнения проектов.
2. Значительная вероятность превышения фактической стоимости строительства над принятой заказчиком стоимостью, предложенной победителем конкурса.
3. Значительная вероятность продления установленного в договоре срока завершения работ.
4. Разрыв между проектированием и строительством (выполняются разными организациями. Между проектированием и строительством может пройти сколь угодно долгое время, подрядчик не участвует в процессе проектирования). Опытные заказчики изыскивают возможность достижения взаимодействия или частичной интеграции процессов проектирования и строительства, что позволяет уменьшить риски, связанные с разрывом между двумя этими видами деятельности.
5. Значительная вовлеченность заказчика в текущее управление проектированием и строительством объекта. Как правило, функции связанные с планированием, составлением сметы, подготовкой и проведением конкурсов, а также осуществлением надзора за строительством. В той или иной степени делегируется заказчиком проектировщику, инженеру или профессиональным консультантам. Важнейшие контрольные функции осуществляются заказчиком самостоятельно. Многие заказчики прежде всего государственные) считают такое положение дел оправданным и содержат штат сотрудников, привлекаемы к управлению инвестиционно-строительными проектами.
Однако существует большое количество заказчиков (прежде всего коммерческих), которые не считают целесообразным и экономически обоснованным осуществление непосредственного текущего руководства выполнением работ по проекту. Такие заказчики часто не имеют (и не хотят иметь) необходимой квалификации и ресурсов и предпочитают делегировать существенно больше полномочий подрядчикам, профессиональным консультантам и нанятым управляющим.
Традиционная схема организации ИСП и взаимодействия участников используется в проектах следующего типа:
1. В проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, мостов, аэродромов, портов и т.д.);
2. В проектах по сооружению крупных промышленных объектов;
3. В проектах строительства объектов для государственных нужд;
4. В проектах, финансирующихся международными финансовыми агентствами (Всемирный банк, ЕБРР и т.д.).
Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 « Об инвестиционной деятельности в РСФСР » (в редакции от 25.02.1999);
ФЗ от 30.12.1995 №225-ФЗ « О соглашениях о разделе продукции » (в редакции от 29.12.2004);
ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ « О финансовой аренде (лизинге) » (в редакции от 23.12.2003);
ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений » (в редакции от 24.07.2007);
ФЗ от 29.11.2001 №156-ФЗ « Об инвестиционных фондах » (в редакции от 15.04.2006);
Главным субъектом инвестиционных отношений , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор . В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.
Инвесторы – это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды.
Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы МСУ. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения , имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.
Права инвестора , осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).
Обязанности инвесторов , осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).
Гарантии инвесторов – важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.
Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи – при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг – при осуществлении портфельных инвестиций.
Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство , которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны – как носитель властных полномочий.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
Заказчики владеют, пользуются и распоряжаются капитальными вложениями на период, указанный в договоре, обычно этот период завершается созданием объекта инвестиционной деятельности и передачей его инвестору или пользователю. Заказчики подбирают и заключают договоры с подрядчиками, поставщиками, перевозчиками и другими лицами в целях осуществления инвестиционного проекта. Инвестор может сам выполнять функции заказчика, не прибегая к услугам заказчика.
В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности (субъекты, для которых создаются соответствующие объекты инвестиционной деятельности ) могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Исполнители (подрядчики) – физические и юридические лица, выполняющие работы, оказывающие услуги на основе договоров с заказчиками или инвесторами, сочетающими функцию инвестора и заказчика. В сфере проектирования и строительства подрядчики в установленных случаях действуют на основе лицензий
Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.
Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно – техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно – гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
В одних случаях одноименное имущество, имущественные права являются инвестицией, в других – выступают в качестве объектов инвестиционной деятельности. Например, пакет акций можно передать в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (акции – инвестиция). Приобретая акции акционерного общества, получаем акции – объект инвестиционной деятельности.
Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству РФ, наносит ущерб охраняемым законом правам и законным интересам граждан, юридических лиц, государства (статья 3 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).
Тема откатов почему то носит криминальный характер. Однако контракты на авиалайнеры конкурентов содержат вознаграждение посредникам и участникам контракта.
Поэтому продажа отечественных авиалайнеров должна быть на уровне конкурентов то есть с применением необходимого и стандартного вознаграждения. Вариантов масса и вполне легальных.
В этом ключе заказчиками МС-21 могут быть эксплуатанты Б787, так именно только МС-21 обеспечивает уровень комфорта Б787, при расходе топлива в два раза меньше.
Это не просто подмена на ближне-среднемагистральных маршрутах, это имидж авиакомпаний, заботящихся о комфорте своих пассажиров.
Поэтому каталожная цена МС_21 должна быть на уровне конкурентов, а никак не ниже. Но контракт на покупку должен включать в себя солидное вознаграждение,
С919 это непрестижный авиалайнер. Цена не афишируемая, это по сути перекладывание из кармана в карман, и всё равно проигрвает массовой продукции конкурентов.
На этом фоне позиционирование МС-21, как альтернативу и дополнение Б787 на ближне- и среднемагистральных маршрутах, это новый шаг в успешных продажах на уровне Б787.
В мире к настоящему времени на рынке пассажирских лайнеров сложилось своеобразное двоевластие (дуополия) «Боинга» и «Аэробуса», но аналитики уверены в том, что скоро этому положению дел придёт конец благодаря России и Китаю. Уверены в этом также и сами нынешние хозяева рынка.
Исполнительный вице-президент «Аэробуса» по продажам в Восточной Европе и Центральной Азии Андреас Крамер видит на горизонте трёх новых игроков: китайский C919, канадский Bombardier CSeries, и российский MC-21. Узкофюзеляжные самолёты являются самыми востребованными у перевозчиков, поэтому этот сегмент рынка очень привлекателен. «Аэробус» как раз и заработал больше всего на А320, продав более 13 тысяч экземпляров, хотя в начале мечтали хотя бы о шестистах.
По мнению Крамера, Россия сделала серьёзную заявку на то, чтобы составить реальную конкуренцию А320. Речь идёт о новейшем лайнере МС-21, который сейчас проходит сертификационные испытания. Правда, одного самолёта мало, напоминает представитель «Аэробуса» - нужна ещё развитая сервисная сеть, на построение которой уйдут годы. А между тем, сервисные услуги приносят авиапроизводителям больше прибыли, чем сами самолёты.
Андреас Крамер заявил, что санкции никак не сказались на работе компании в России, которая является для неё важным партнёром уже на протяжении 25 лет. Он отметил, что в России очень сильна школа инженеров, специализирующихся на прочности материалов, поэтому в Московском инженерном центре компании проводятся основные расчеты на статическую и усталостную прочность, а также проектирование силовой конструкции планера.
Важным партнёром для «Аэробуса» является корпорация «ВСМПО-Ависма», обеспечивающая около половины потребности авиапроизводителя в деталях из титана. Причём это наиболее ответственные элементы конструкции планера, которые подвергаются наибольшим нагрузкам в полете: стойки шасси, пилоны двигателей и части крыла. Кстати, «Боинг» также использует в своих самолётах титановые детали этой же корпорации.
Можно сказать, что два крупнейших в мире производителя самолётов находятся в критической зависимости от России. Но «Аэробус» этой зависимости не боится и на авиасалоне «МАКС-2017» подписал договор о расширении сотрудничества с российской корпорацией. То же самой сделал и «Боинг».
http://gosnovosti.com/2017/08/.../
Россия собирается активно развивать производство гражданских самолетов. Уже с 2019 года начнется отмена льгот иностранным авиапроизводителям - компаниям Airbus и Boeing. Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в программе «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым.
По словам вице-премьера, сейчас Россия выпускает примерно по 30 пассажирских самолетов в год. Это в 25 раз меньше, чем каждый из крупнейших мировых производителей - европейский Airbus и американский Boeing. «Но уже в 2025 году, с учетом наших планов, мы будем выпускать уже 110 самолетов в год. Советский Союз выпускал 75 самолетов - мы будем выпускать 110», - подчеркнул Рогозин.
Россия, отметил он, тратит огромные деньги на покупку и лизинг иностранных авиалайнеров. Помимо этого, наша страна теряет деньги, которые могла бы получать от налогов, уплаченных иностранными авиапроизводителями.
«С 2013 года по нынешнее время мы закупили за рубежом 367 иностранных самолетов. Это Boeing и Airbus. Более того, в связи с тем, что наша промышленность не выпускала гражданские самолеты, для того, чтобы поддерживать свои, национальные, компании, мы иностранных производителей освобождали от НДС и от таможенных сборов», - отметил вице-премьер.
Но уже с 2019 года, пообещал вице-премьер, льготы Boeing и Airbus будут отменять. В это же время в серию пойдет отечественный лайнер МС-21. Как заметил Дмитрий Рогозин, это воздушное судно будет дешевле зарубежных аналогов примерно на 20%.
«Мы, находясь на игле иностранного авиапрома, тратим и платим за рубеж 470 миллиардов рублей в год. Это оскорбление просто для нации, оскорбление для авиационной державы. Мы это терпеть не могли. Именно поэтому были приняты решения. И президент из своего личного резерва выделил по нашему обращению средства на создание новых самолетов», - сказал Рогозин.
Напомним: ранее Владимир Путин, выступая на заседании по развитию авиастроения в рамках Международного авиакосмического салона МАКС-2017, сообщил, что на поддержку отечественного гражданского авиастроения в 2017 году запланировано 60 миллиардов рублей.
Насколько реалистичны эти планы, сможем ли мы хоть когда-нибудь полностью отказаться от Airbus и Boeing?
Вплоть до 1991 года мы были великой самолетостроительной державой, но потом либералы в правительстве начали системно разрушать отрасль, отдав ее на откуп Boeing и Airbus, - считает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. - И вот, наконец. зампред правительства фактически признал, что ставка на зарубежных авиапроизводителей не только негативно сказывается на российской экономике, но и подрывает национальную безопасность.
Но надо понимать: Рогозин говорит не всю правду. Озвученные им планы по МС-21 пока не более, чем предположения. Принципиально, что МС-21 еще не сертифицирован. Мы же, профессионалы, считаем самолетом только то изделие, которое имеет соответствующий сертификат. И желательно - не только отечественный, но и западный.
Только из сертификационных материалов любая авиакомпания - российская или зарубежная, - может почерпнуть сведения о грузоподъемности, дальности полета, расходе топлива лайнера. И рассчитать для себя стоимость его эксплуатации и аренды.
МС-21 пока проходит лишь заводские испытания. Это очень сложная работа для инженеров и пилотов. Надеюсь, испытания пройдут хорошо. Но о запуске самолета в серию на этом этапе говорить пока рано.
«СП»: - Почему Рогозин именно дату запуска МС-21 в серию связывает с отменой льгот Boeing и Airbus?
МС-21, по задумке, должен превосходить по некоторым параметрам зарубежные аналоги. И если мы действительно получим конкурентный самолет, за которым авиакомпании будут выстраиваться в очередь, это обстоятельство сможет частично открепить нас от нынешней железной привязки к Boeing и Airbus.
Именно этого хочет руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и правительство РФ, которое вкладывает в МС-21 колоссальные деньги.
С другой стороны, у нас имеется опыт с Sukhoi Superjet 100. В этот проект вложены уже миллиарды долларов, но отдачи от них российский кабмин не видит.
«СП»: - Если судьба МС-21 сложится благополучно, это позволит нам полностью отказаться от услуг Boeing и Airbus?
МС-21 - только первый шаг в деле возвращения России статуса самолетостроительной державы. И нет никаких оснований считать, что в ближайшее время мы сможет полностью заменить Boeing и Airbus.
Самолетостроение - это отрасль, которая стремительно развивается. А у нас 25 лет гражданское самолетостроение находилось в загоне. На деле, мы очень сильно отстали. Напомню, что сегодня 95% пассажирооборота мы выполняем на самолетах западного производства. И эту ситуацию вмиг не переменить.
Скажу неприятную вещь. Услугами Boeing и Airbus, я считаю, мы будем вынуждены пользоваться еще десятилетия. Потому что выпустить целую линейку конкурентоспособных самолетов гражданской авиации - чрезвычайно сложное дело.
С помощью МС-21 можно прикрыть лишь небольшую нишу в гражданских авиаперевозках. А дальше, на мой взгляд, нужно продвигать совместный с Китаем проект широкофюзеляжного лайнера. Если получится, он сможет стать серьезным конкурентом «боингам». И вот этим самолетом мы сможет прикрыть не 5% пассажирских авиаперевозок в России, как сейчас, а 50%.
«СП»: - Что может дать это России?
В СССР эксплуатировалось 35 тысяч летательных аппаратов. И ни одного - западного производства. Если мы повторим этот путь, это даст стране сотни тысяч рабочих мест в инновационной сфере. Это значит - высокооплачиваемых и престижных рабочих мест, которые будут востребованы.
Кроме того, таким способом мы существенно снизим цены на билеты на внутренние авиарейсы. Сейчас у нас билеты на самолет дороже, чем в США. При том, что американцы зарабатывают на порядок больше.
Наконец, самолетостроение может стать мощным драйвером экономики РФ. Поскольку напрямую связано с новейшими технологиями и передовыми направлениями исследований.
И я верю, что мы к этому придем. Если, конечно, наше правительство снова резко не сменит курс, как это было в начале 1990-х.
https://svpressa.ru/politic/article/178532/
Российские авиакомпании, расширяющие флот новыми авиалайнерами в 2013 году, сэкономят около 1,5 млрд долларов на скидках от цены на самолеты по каталогу.
Официальная стоимость воздушных судов, поступающих в операционный и финансовый лизинг, достигает почти 3 млрд долларов, но скидка по российским контрактам доходит до 60%, следует из данных Airline Fleet Management /AFM, издание, специализирующееся на рынке авиационного лизинга/.
В 2013 году "Аэрофлот" получил первые 4 из 16 законтрактованных лайнеров Boeing B777-300ER и 7 самолетов семейства А320.
Самолеты Boeing B777-300ER авиакомпания получила при посредничестве "ВЭБ-лизинга" по схеме финансового лизинга. Сделку профинансировали ВЭБ, Экспортно-импортный банк США, Credit Agricole CIB, Goldman Sachs, Apple Bank for Savings. Каталожная цена B777-300ER - 315 млн долларов; контрактная стоимость, исходя из которой лизингодатель рассчитывает лизинговые платежи для авиакомпании, - около 160 млн долларов. То есть "Аэрофлот" получил самолеты со скидкой около 50 проц.
Пять новых А320 "Аэрофлот" получил в операционную аренду от лизинговой компании AWAS, два - от SMBC Aviation Capital. Каталожная цена А320 до повышения цен в 2013 году - около 88 млн долларов; контрактная цена - около 40 млн долларов. Дисконт по этим самолетам - около 55 проц. До конца года "Аэрофлот" получит еще четыре А320 в операционный лизинг и один А321 в финансовый лизинг. Стоимость А321, по которой его получает "Аэрофлот", - около 45 млн долларов /при каталожной цене до повышения - 103 млн долларов/. Скидка - около 57 проц.
Примерно с такой же скидкой получит четыре самолета A321 авиакомпания "ЮТэйр" /стоимость А321 для "ЮТэйр" - около 45 млн долларов при каталожной цене до повышения - 103 млн долларов, скидка - около 57 проц/. Первый из них уже передан перевозчику в июле, до конца года ожидается поставка остальных трех. Сделка оформлена по схеме финансового лизинга и профинансирована под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств Euler Hermes, Coface и ECDG. Citibank, Bank of America и "ВЭБ-лизинг" стали кредиторами по сделке. "Участие экспортно-кредитных агентств позволило обеспечить приобретение современных воздушных судов на исключительно выгодных условиях", - сообщала пресс-служба "ВЭБ-лизинг".
Группа S7 получила в этом году два A320 в операционный лизинг от Air Lease Corporation по цене около 39 млн долларов /договор на поставку был заключен в 2011 году/ со скидкой около 50 проц.
Каталожные цены отражают среднюю цену в диапазоне возможных вариантов и конфигураций для каждой модели самолета, говорится на сайте Boeing. Цена зависит от конструкции, выбора двигателей, авионики, интерьера салона, сообщается на сайте Airbus. "Каталожная стоимость самолета - это стоимость контракта в целом, - пояснял ранее ИТАР- ТАСС президент "Гражданских самолетов Сухого" / производитель SSJ-100/ Андрей Калиновский. - Это цена, по которой производитель обеспечит заказчика полным идеальным набором всех услуг по контракту".
"Реальная стоимость самолета для заказчика зависит от множества факторов - от объема заказа, от времени исполнения, от заинтересованности производителя "перебить" предложения конкурента, от ситуации на вторичном рынке и спроса на данный тип самолета в принципе, - пояснил источник ИТАР-ТАСС в одной из лизинговых компаний. - Но, безусловно, ни Boeing, ни Airbus, предоставляя скидку, не работают себе в убыток; в любом случае это продажа самолета выше себестоимости".