Зачем минфин готовит закон о неналоговых платежах. Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах. Реестр неналоговых платежей

Зачем минфин готовит закон о неналоговых платежах. Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах. Реестр неналоговых платежей

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О неналоговых платежах

(В редакции Законов КР от 5 января 2004 года N 3, 27 января 2006 года N 28, 17 октября 2008 года N 231, 26 мая 2009 года N 168, 27 июля 2009 года N 253, 15 октября 2009 года N 275, 22 октября 2009 года N 284, 11 марта 2011 года N 4, 30 мая 2011 года N 33, 16 июня 2011 года N 48, 14 марта 2012 года N 13, 20 июня 2012 года N 89, 9 августа 2012 года N 162, 10 октября 2012 года N 170, 17 июля 2013 года N 149, 17 мая 2014 года N 72, 18 июля 2014 года N 144, 13 февраля 2015 года N 32, 4 марта 2015 года N 50, 20 июля 2015 года N 181, 3 августа 2015 года N 211, 16 апреля 2016 года N 4, 29 июня 2016 года N 92)

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года N 1481-XII)

Настоящий Закон определяет понятие и перечень неналоговых платежей, создает законодательную основу для добровольного взноса и принудительного взыскания.

Раздел I
Общие положения

Установление и отмена, размеры и сроки, порядок зачисления в бюджет неналоговых платежей, а также предоставления льгот их плательщикам осуществляется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом.

Правоотношения в связи с применением режима стабилизации к условиям по уплате неналоговых платежей, за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги, регулируются законодательством Кыргызской Республики об инвестициях.

Законом определяются неналоговые платежи, поступающие в бюджет в виде сборов, платежей, отчислений, доходов и санкций.

Сбор - это обязательный, установленный государством за оказываемые государственными органами услуги денежный взнос, носящий разовый характер. Размер сбора соотносится со стоимостью предоставляемой услуги.

Платеж - это обязательный денежный взнос, периодически уплачиваемый юридическими и физическими лицами, пользующимися услугами государственных органов, за выполнение государственных функций.

Доход - это установленные государством отчисления, вносимые или взыскиваемые в размере полной стоимости имущества или денежных средств, собственником которых по Закону является государство.

Санкции - это предусмотренные Законом меры имущественного воздействия, применяемые к нарушителям.

Отчисление - установленный государством вид платежа, вносимый в обязательном порядке недропользователем на развитие и содержание инфраструктуры местного значения.

Раздел II
Сборы

Статья 3. Сборы, взимаемые за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта

Средства, получаемые уполномоченным государственным органом в сфере регистрации автотранспортных средств, специальных технологических машин, водительского состава от оплаты за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта, подлежат перечислению в доход республиканского бюджета.

Размеры сборов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 4. Сбор при регистрации средств массовой информации

Регистрационный сбор вносится учредителем за выдачу ему свидетельства о регистрации средства массовой информации в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки уплаты регистрационного сбора устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Суммы сборов за регистрацию средств массовой информации зачисляются в бюджет по месту регистрации средств массовой информации.

Статья 5. Сбор за регистрацию уставных документов общественных объединений

Сбор вносят общественные объединения за регистрацию уставных документов в порядке и размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики. Суммы взыскиваемых сборов зачисляются в бюджет по месту регистрации общественных объединений.

Статья 6. Сборы, взимаемые уполномоченными государственными органами в сфере безопасности ведения работ в промышленности

Суммы взимаются подконтрольными органами Госгортехнадзора Кыргызской Республики с юридических и физических лиц за лицензирование видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Размер уплаты сборов устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

Сборы за выдачу лицензий зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 7. Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами

Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами уплачивается специалистом в размере пятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении свидетельства.

Порядок и сроки уплаты сбора определяются Правительством Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 8. Сбор за выдачу лицензии на право ведения профессиональной деятельности по ценным бумагам

Сбор уплачивается юридическими лицами, осуществляющими профессиональную посредническую деятельность по выпуску ценных бумаг, комиссионную, коммерческую и прочие виды деятельности по ценным бумагам, в размере десятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии. В последующие годы действия лицензии устанавливается ежегодная плата в размере 0,1 процентов от стоимости оборота операций с ценными бумагами.

Порядок и сроки уплаты сбора и последующей платы определяются Правительством Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу лицензии на право ведения профессиональной деятельности по ценным бумагам и последующая ежегодная плата зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 9. Сбор за выдачу лицензий на совершение банковских операций

Сбор взимается Национальным банком Кыргызской Республики за выдачу банкам и другим кредитным учреждениям лицензий на право занятия банковскими операциями в размере, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки уплаты сбора определяются Национальным банком Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу лицензий на совершение банковских операций зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

постановление Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года N 2017-П-12/23-4-(НПА) "О размере сбора и платы за лицензии, выдаваемые Национальным банком Кыргызской Республики"

Статья 10. Сбор за выдачу разрешений на открытие представительств иностранных фирм, банков и организаций

Сборы уплачиваются иностранными фирмами, банками и организациями, заинтересованными в открытии своих представительств в Кыргызской Республике, до получения разрешения на открытие в Кыргызской Республике их представительств.

За выдачу разрешения на открытие в Кыргызской Республике представительства иностранных фирм, банков и организаций сбор уплачивается в размере 700 долларов США.

Взимание сборов может быть прекращено или ограничено в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Суммы сборов, взимаемых за выдачу разрешений на открытие в Кыргызской Республике представительств иностранных фирм, банков и организаций, зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 11. Сбор за выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности

Сбор за выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности вносится страховыми организациями в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки внесения платы за выдачу лицензий устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы, поступившие от страховых организаций за выдачу лицензий зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12. Сборы, устанавливаемые решениями Правительства Кыргызской Республики, а также разовые пожертвования

Юридические и физические лица могут в добровольном порядке вносить в доход государства имущественные взносы (пожертвования) на благотворительные цели. Правительство Кыргызской Республики при необходимости вправе, с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, устанавливать сборы на определенные цели.

Статья 12-1. Сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов

1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы строений).

2. Размер ставки сбора определяется решением местного кенеша по предложению его исполнительного органа с учетом закрепленной площади и численности работающих на предприятии (для юридических лиц), размера строений, числа жителей дома (для физических лиц), но не более размера расчетного показателя, и уплачивается в соответствующий местный бюджет до 1 апреля текущего года.

Статья 12-2. Сбор за парковку и стоянку автотранспорта

1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица, осуществляющие услуги по предоставлению парковок и стоянок автомашин в специально оборудованных или отведенных исполнительными органами местного самоуправления для этих целей местах.

2. Размеры, порядок администрирования и уплаты сборов за парковку или стоянку автотранспортного средства устанавливаются соответствующим местным кенешем по предложению его исполнительного органа с учетом места, времени суток и продолжительности парковки или стоянки, вида транспорта.

постановление Бишкекского Горкенеша от 28 мая 2009 года N 74 "Об утверждении ставки сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкек"

Статья 12-3. Сбор за проставление апостиля

1. За проставление уполномоченными государственными органами апостиля на официальных документах, исходящих из Кыргызской Республики, взимается сбор.

2. Размер сбора, порядок взимания и сроки уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики.

постановление Правительства КР от 13 июня 2011 года N 304 "О размере сборов за проставление апостиля"

3. Сумма сборов за проставление апостиля зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12-4. Сборы за взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров транспортных средств и сборы за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования

За взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров, общей массы и осевых нагрузок транспортных средств, за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования взимаются сборы дорожными органами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.

Статья 12-5. Сборы (денежные взносы) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции

Сборы (денежные взносы) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции уплачиваются субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, после получения соответствующей лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

Размер сбора (денежного взноса), порядок взимания и сроки уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Сбор (денежный взнос) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12-6. Сбор за въезд транспортных средств иностранных государств на территорию Кыргызской Республики

Статья 12-7. Сбор за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах

За проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах, взимается сбор.

Размер сбора за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах, категории транспортных средств, за проезд которых взимается сбор, методика расчета, порядок исчисления и взимания сбора, порядок осуществления контроля за взиманием сбора определяются Правительством Кыргызской Республики.

От взимания сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования освобождаются грузовые транспортные средства и автобусы, зарегистрированные в Кыргызской Республике и в иностранных государствах:

Перевозящие товары, предназначенные для ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, либо для передачи благотворительным некоммерческим организациям в этих же целях;

Принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также международным организациям и их филиалам/представительствам, аккредитованным в Кыргызской Республике, в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Освобождению от уплаты сбора за проезд подлежат грузовые транспортные средства, автобусы, зарегистрированные в Кыргызской Республике, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, транспортные средства специального назначения для осуществления деятельности службы пожарной охраны, медицинской скорой помощи, а также используемые для эксплуатации и технического обслуживания дорог и дорожной инфраструктуры.

Порядок освобождения от уплаты сбора за проезд транспортных средств, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Раздел III
Платежи

Статья 13. Плата за государственную регистрацию и выдачу лицензии

Плата за государственную регистрацию вносится юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм в размерах:

За регистрацию деятельности (Устава, Положения) - в размере расчетного показателя, установленного на день подачи документов;

За перерегистрацию Устава (Положения) - в размере 50 процентов расчетного показателя, установленного на день подачи документов.

Плата за регистрацию и перерегистрацию поступает в доход республиканского бюджета по месту регистрации плательщика; ответственность за правильность ее уплаты возлагается на плательщиков.

Плата за выдачу лицензии вносится всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами, желающими заниматься предпринимательской деятельностью, подлежащей лицензированию, в следующих размерах:

С юридического лица в размере десятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии;

С граждан без образования юридического лица в размере пятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии.

Плата за лицензию поступает в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 14. Плата за содержание воспитанников специальных школ и специальных профессионально-технических училищ

Предельные размеры платы родителей за содержание детей в этих учебных заведениях, порядок и сроки ее уплаты устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы, поступившие от родителей за содержание детей в специальных школах и специальных профессионально-технических училищах, перечисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 15. Плата за содержание детей в школах-интернатах

Размер, порядок и сроки внесения платы за содержание детей в указанных учебных заведениях устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Министерством образования и Министерством финансов Кыргызской Республики.

Средства, получаемые за содержание детей в интернатных учреждениях зачисляются в доход того бюджета, из которого финансируется интернатное учреждение.

Статья 16. Платежи в бюджет за лом и отходы черных и цветных металлов

Плательщиками в доход бюджета сумм стоимости лома и отходов черных и цветных металлов являются юридические лица, осуществляющие заготовку, разделку и отгрузку сдаваемого им металлического лома.

Расчеты с бюджетом производятся:

За бесхозный лом и отходы черных и цветных металлов, собранные силами специализированных организаций, а также бесхозный лом, сданный заготовительным организациям потребительской кооперации;

За лом и отходы черных и цветных металлов, доставленные на базы (площадки) и в цеха для разделки от учреждений и организаций (в том числе войсковыми частями Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики), состоящих на государственном бюджете, сданные налоговыми органами в составе конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов. Перечисление в бюджет причитающихся сумм производится ежемесячно.

Суммы стоимости лома и отходов черных и цветных металлов подлежат зачислению в доходы бюджетов в зависимости от подчинения учреждений, организаций, сдающих металлолом.

Статья 17. Пробирная плата

Пробирная плата вносится за опробование, анализ и клеймение ювелирных, бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней как внутреннего производства, так и ввозимых в республику для реализации, техническую экспертизу оттисков пробирных клейм, экспертизу изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, и другие лабораторные работы.

Порядок проведения пробирного надзора, а также размер пробирной платы устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы платы зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 18. Поступления от предприятий и организаций за работы, выполненные лицами, арестованными за мелкое хулиганство

Суммы, начисленные за работы, выполненные лицами, арестованными за мелкое хулиганство, перечисляются предприятиями, учреждениями и организациями в доход бюджета. Стоимость содержания и питания указанных лиц определяются в порядке и размерах, устанавливаемых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Средства, поступающие от предприятий и организаций за работы, выполняемые этими лицами, зачисляются в доходы местных бюджетов.

Указанные средства по решению местных органов государственной власти полностью расходуются на содержание арестованных и милиции.

Статья 19. Арендная плата от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества

Арендная плата от сдачи в аренду имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, вносится арендаторами за пользование этим имуществом в порядке и на условиях, предусмотренных договором, заключенным в соответствии с требованиями законодательства об аренде.

Доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, относящегося к государственной собственности, распределяются следующим образом:

30 процентов вносятся в республиканский бюджет;

70 процентов используются государственными органами и организациями на содержание и ремонт государственных зданий (помещений).

При аренде имущества, относящегося к муниципальной собственности административно-территориальных образований, арендная плата вносится в соответствующие бюджеты.

(В редакции Законов КР от 27 июля 2009 года N 253, 22 октября 2009 года N 284, 29 июня 2016 года N 92)

Внимание! Часть 2 статьи 19 настоящего Закона в отношении государственных организаций культуры вступает в силу с 1 января 2018 года в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона КР от 29 июня 2016 года N 92.

Статья 19-1. Плата за право осуществления лотерейной деятельности

Статья 19-2. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами

Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике.

Порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами устанавливаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О недрах".

постановление Правительства КР от 6 ноября 2015 года N 760 "Об утверждении Порядка уплаты, исчисления платежа и ставок платежей за удержание лицензий на право пользования недрами"

Суммы от платежей за удержание лицензии поступают в бюджеты органов местного самоуправления.

В случае если лицензионная площадь или ее часть не входит в границы айылного аймака, города, то платежи за удержание лицензии на право пользования недрами данной площади направляются в республиканский бюджет.

Раздел III-1
Отчисления

Статья 19-3. Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения

1. Плательщиком отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения является физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых (за исключением угля, ртути, минеральных и термальных вод и полезных ископаемых, применяемых в качестве строительных материалов, в том числе как сырье при производстве строительных материалов) независимо от места регистрации и производящее отчисления в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых (далее - плательщик).

Специализированные организации органов местного самоуправления, уполномоченные обеспечивать населенные пункты питьевой водой, не являются плательщиками отчислений в части полученной выручки от реализации питьевой воды населению.

2. Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения вносятся в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождений полезных ископаемых до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в размере 2 процентов от выручки без учета косвенных налогов, полученной от реализации полезных ископаемых.

3. В случае если субъект самостоятельно осуществляет переработку добытых полезных ископаемых и производство из них продукции, отчисления для развития и содержания инфраструктуры местного значения осуществляются от фактического объема выручки от реализации полезного ископаемого, за вычетом расходов, связанных с их переработкой.

4. В случае если месторождение расположено на территории двух и более айыльных аймаков, относящихся к разным районам, плательщик осуществляет учетную регистрацию в налоговом органе каждого района, сумма отчисления вносится пропорционально занимаемой площади, расположенной в том или ином районе.

Средства, предназначенные на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, отчисляемые от реализации полезных ископаемых, месторождения которых расположены на территории земель лесного фонда и земель запасов, направляются в полном объеме в фонд развития района.

5. По месторождениям общегосударственного значения, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, где запасы золота составляют свыше 50 тонн, отчисления производятся в следующем порядке:

50 процентов - в фонд развития области;

30 процентов - в фонд развития района;

По месторождениям, где запасы золота составляют менее 50 тонн, отчисления производятся в следующем порядке:

80 процентов - в фонд развития района;

20 процентов - в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых.

6. По месторождениям полезных ископаемых, кроме золота:

Включенным в перечень месторождений общегосударственного значения, зачисление отчислений осуществляется согласно абзацам 1-4 части 5 настоящей статьи;

Не включенным в перечень месторождений общегосударственного значения, зачисление отчислений осуществляется согласно абзацам 5-7 части 5 настоящей статьи.

7. He допускается использование средств, направленных на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, на другие цели.

Лица, виновные в нецелевом использовании средств фонда развития регионов, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Раздел IV
Доходы

Статья 20. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов

Имущество, конфискованное на основании приговоров, определений и постановлений судов или других уполномоченных на то государственных органов, имущество, признанное в установленном порядке бесхозным, имущество, перешедшее по праву наследования к государству, переданные государству клады подлежат передаче и реализации в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

постановление Правительства КР от 3 октября 2014 года N 575 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного и перешедшего по праву наследования к государству имущества"

Драгоценные металлы в любом виде и состоянии, драгоценные и полудрагоценные камни в сыром и обработанном виде, природный жемчуг, ювелирные и бытовые изделия из этих металлов и камней передаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики.

Предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, предметы религиозного культа, книги с библиотечными штампами, книги, утратившие товарный вид, но пригодные к использованию, открытки с детской тематикой, лекарственные средства, детское питание после проведения экспертизы передаются безвозмездно соответствующим организациям и учреждениям.

Средства, вырученные от реализации вышеуказанного имущества, зачисляются в доходы республиканского бюджета Кыргызской Республики и местного бюджета в зависимости от вида назначения имущества.

Статья 21. Доходы от реализации органами почтовой связи Кыргызской Республики нерозданных почтовых отправлений

Органы почтовой связи Кыргызской Республики, осуществляющие хранение, реализацию нерозданных почтовых отправлений перечисляют в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики суммы, вырученные от их реализации, а также невостребованные отправителем в течение шести месяцев со дня приема регистрируемого почтового отправления.

Статья 22. Доходы от реализации невостребованных грузов на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте

Подлежат реализации невостребованные грузы, находящиеся на государственных железных дорогах, пароходствах, воздушно-транспортных и автотранспортных предприятиях, которые не имеют возможности доставить или выдать груз получателю вследствие возможной порчи или утраты при перевозке, неполучения указаний грузоотправителя, как поступить с грузом, прибывшим в адрес получателя, которого нет в районе станции назначения, а также бездокументный груз, имущество граждан и груз, невостребованные от железных дорог, пароходств, воздушно-транспортных и автотранспортных предприятий в установленный срок.

Средства, вырученные от их реализации, перечисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 23. Доходы от учреждений и организаций Министерства обороны Кыргызской Республики

Отпуск органами Министерства обороны Кыргызской Республики для нужд предприятий, учреждений, организаций нетабельного, излишнего и ненужного им имущества производится за плату.

Средства, поступившие от реализации имущества, зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 24. Доходы от сдачи в Управление драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Кыргызской Республики изделий, невостребованных в установленный срок из ломбардов

Статья 25. Доходы, вырученные от реализации предметов, оказавшихся в качестве подарков от иностранных учреждений, фирм и их представителей во владении граждан

Обращению в доход государства подлежат суммы, вырученные от реализации дорогостоящих предметов, оказавшихся в качестве подарков иностранных (международных) организаций, учреждений, фирм и их представителей, а также частных лиц во владении должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики, осуществляющих деловые контакты при исполнении ими служебных обязанностей или выполняющих какие-либо другие профессиональные функции в области науки, культуры, искусства, спорта и т.п.

К дорогостоящим подаркам, подлежащим обращению в доход государства, относятся предметы стоимостью свыше пятидесяти установленных законом размеров расчетного показателя.

Предметы, оказавшиеся в качестве подарков во владении должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики, указанные в части первой настоящей статьи, изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики.

Средства, вырученные от реализации подарков, зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Лица, виновные в задержке или непередаче в доход государства дорогостоящих подарков, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Возмещение средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий

Средства на лечение граждан, потерпевших от преступных действий, выделяются их республиканского бюджета Кыргызской Республики в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Понесенные при этом государством расходы возмещаются в бюджет в судебном порядке с виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Статья 27. Средства, находящиеся на депозитных счетах бюджетных учреждений

Невостребованные депозитные суммы, находящиеся на депозитных счетах бюджетных учреждений, по истечении сроков исковой давности перечисляются в доход соответствующего бюджета в зависимости от того, на каком бюджете состоит учреждение или организация, на счетах которых числятся эти депозитные суммы.

Порядок и сроки уплаты указанных сумм устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 28. Доходы от Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики

Порядок исчисления и уплаты сумм доходов от Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 29. Превышение доходов над расходами специальных средств бюджетных учреждений

Суммы превышения доходов над расходами по сметам специальных средств бюджетных учреждений вносятся ими в доход соответствующих бюджетов, если законодательными актами Кыргызской Республики не установлено иное направление этих сумм.

Перечень специальных средств бюджетных учреждений, порядок и сроки их уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики.

Раздел V
Санкции

Статья 30. Доходы инспекции исправительных работ

Доходы инспекции исправительных работ поступают от удержания в судебном порядке части заработной платы граждан, которые своими противоправными действиями нанесли государству или отдельным гражданам материальный ущерб.

Вся сумма поступающих средств зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 31. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей

С виновных лиц взыскивается в судебном порядке стоимость похищенных и недостающих материальных ценностей по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба.

Удерживаемые суммы с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, являющихся государственной или муниципальной собственностью, зачисляются в доход республиканского или местного бюджета.

Статья 32. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий

Предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают штраф за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Кыргызской Республики.

Перечисление сумм производится в республиканский бюджет Кыргызской Республики в соответствии с установленным Правительством Кыргызской Республики порядком.

Статья 33. Санкции за нарушение порядка применения цен

К хозяйствующим субъектам (включая предприятия с иностранными инвестициями), допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяются соответствующие санкции.

По решению органов ценообразования и контроля за ценами с нарушителей взыскиваются налоговыми органами в бесспорном порядке суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен, а также штраф в двухкратном, а при повторном нарушении - трехкратном размере.

Порядок и сроки уплаты сумм финансовых санкций устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 34. Административные штрафы и иные санкции

Административные штрафы и иные санкции уплачиваются юридическими и физическими лицами за допущенные ими правонарушения в случаях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Суммы административных штрафов и иных санкций зачисляются в республиканский бюджет или бюджет иного уровня, если это предусмотренно законодательным или нормативным актом. Контроль за взысканием административных штрафов и иных санкций осуществляется органами, принявшими решение о наложении штрафа или применении санкции.

При получении решения о наложении штрафа или применении санкции налоговые органы производят их взыскание в соответствующие бюджеты с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с граждан в судебном.

Раздел VI
Порядок учета неналоговых платежей

Расходы предприятий по уплате в бюджет неналоговых платежей, указанных в статьях 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 23, 24 настоящего Закона, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций (статьи 32, 33, 34), относятся на уменьшение прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятия.

Физические лица уплачивают неналоговые платежи в бюджет за счет собственных средств.

Раздел VII
Обязанности и ответственность плательщиков

Плательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать неналоговые платежи. В случае нарушений они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел VIII
Контроль за взиманием сборов прочих платежей

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты неналоговых платежей в бюджет осуществляют налоговые органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Часть неналоговых платежей будет отменена, а введение новых и повышение ставок существующих станет более предсказуемым и экономически обоснованным.

Как стало известно "Российской газете", минфин внес в правительство разработанный совместно с минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах (к ним относятся утилизационный сбор, плата за возмещение вреда дорогам с большегрузов и так далее). Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей".

Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин. Все они рассматривались на заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей, которую возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин. "Это не исчерпывающий список, так как существуют еще региональные платежи, перечни которых также должны быть составлены по каждому субъекту РФ, - пояснил Вадим Живулин. - В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы. Это снизит общую неналоговую нагрузку и сделает правила взимания публичными, открытыми и понятными".

После 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальные реестры

Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

После того, как документ примет Госдума во втором чтении, будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей, сообщили "РГ" в пресс-службе минфина.

Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

По словам Вадима Живулина, при подготовке законопроекта были учтены основные замечания бизнеса, такие как установление четких критериев отнесения платежей к "обязательным", закрепление обязанностей органов, администрирующих платежи, и плательщиков, а также придание деятельности по систематизации обязательных платежей публичного характера (формирование интерактивного реестра).

Бизнес-объединения неоднократно говорили о необходимости упорядочить неналоговые платежи и описать, как они вводятся. Это стало одним из главных предложений в перечне из 25 пунктов, которые в феврале "большая четверка" (ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России") передала в правительство для включения в план роста экономики до 2025 года.

Однако законопроект охватывает лишь те платежи, чей характер близок к налогам и сборам, а затраты на выполнение обязательных требований (наподобие организации хранения данных операторами связи по антитеррористическим поправкам) под данное в проекте определение не подпадают, говорит президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.

Он считает, что в "пакете" с законом о неналоговых платежах нужно изменить процедуру принятия актов, вводящих дополнительные требования к бизнесу: разработчик должен в обязательном порядке предоставлять расчеты, во сколько может обойтись его инициатива. Сейчас он обязан лишь просчитать последствия для федерального бюджета.

"Было бы логичным сделать в этом смысле процедуру принятия нормативно-правовых актов более качественной в рамках Года предпринимательства, который планируется объявить в 2018 году, - считает Александр Калинин. - Причем оценка дополнительной нагрузки на бизнес должна стать обязательной для всех субъектов законодательной инициативы, включая Госдуму и региональные законодательные собрания, а не только для правительства или отдельных ведомств".

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Вопреки сопротивлению бизнеса, часть неналоговых платежей войдет в Налоговый кодекс (НК). По информации “Ъ”, из нескольких десятков обязательных платежей в НК планируется включить шесть наиболее близких к налогам, включая утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину - в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти. При этом изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в Белый дом как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс Белый дом рассчитывает в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.


Как сообщил в минувшую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Госдумой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся более 80% платежей, который заботит представителей бизнеса»,- заявил господин Шувалов.

На прошлой неделе главы трех бизнес-объединений - Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) - обратились к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просили ускорить внесение в Госдуму законопроекта о регулировании неналоговых платежей. При этом представители бизнеса выступали против внесения неналоговых платежей в НК, опасаясь роста административной и налоговой нагрузки (см. “Ъ” от 14 марта). В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, ТПП оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

Минфин, однако, настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. По словам Игоря Шувалова, правительство обсуждает такой вариант.

При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность». «Это не совсем соответствует тому, что мы услышали в послании президента о декриминализации многих деяний. Впереди в связи с этим отдельная дискуссия с представителями бизнеса, каким образом эти платежи должны взиматься и какая для предпринимателя должна наступать ответственность в случае невзимания таких платежей»,- сказал первый вице-премьер. «Мы сами понимаем свою ответственность, поскольку это в том числе и характер инвестиционного предпринимательского климата. Будем проводить консультации с обеими палатами Федерального собрания и с объединениями промышленников и предпринимателей»,- пообещал он.

В Минфине раскрывать подробности не стали, сообщив “Ъ”, что вопрос пока прорабатывается. По словам источника “Ъ” в правительстве, в НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых - утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей, по словам собеседника “Ъ”, может войти в НК уже в этом году. Такое решение повысит предсказуемость, уверен он: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства. К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. «Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта»,- говорит собеседник “Ъ”. «Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно»,- говорит он.

Пока, по словам собеседника “Ъ”, предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения. «Сейчас довольно много платежей взимается в регионах - у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него»,- поясняет источник.

«У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным»,- говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, бизнес очень ждет принятия отдельного закона по неналоговым платежам, а также учитывающего их реестра.

Предприниматели продолжают выступать против интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс, поскольку в этом случае резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату - к примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей. Как заявлял на годовой коллегии службы глава налоговиков Михаил Мишустин, ключевым вызовом для ФНС в 2017 году было обеспечить эффективное администрирование страховых взносов. В итоге во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 9,1% (на 483 млрд руб.) больше уровня 2016 года. При этом темп роста поступлений на 1,9 процентного пункта превысил темп прироста заработной платы в экономике (7,2%). При этом Росприроднадзор в 2017 году собрал с компаний только 1,5 млрд руб. экологического сбора при плане в 6,5 млрд руб., тогда как Минприроды хотело бы увеличить объем средств экологического сбора с производителей и импортеров за невыполнение нормативов утилизации отходов до 30 млрд руб.

Татьяна Гришина, Евгения Крючкова, Дарья Николаева

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.