Кодекс неналоговых платежей. Минфин написал «Неналоговый кодекс. Будет ли реестр неналоговых платежей

Кодекс неналоговых платежей. Минфин написал «Неналоговый кодекс. Будет ли реестр неналоговых платежей

Вопреки сопротивлению бизнеса, часть неналоговых платежей войдет в Налоговый кодекс (НК). По информации “Ъ”, из нескольких десятков обязательных платежей в НК планируется включить шесть наиболее близких к налогам, включая утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину - в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти. При этом изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в Белый дом как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс Белый дом рассчитывает в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.


Как сообщил в минувшую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Госдумой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся более 80% платежей, который заботит представителей бизнеса»,- заявил господин Шувалов.

На прошлой неделе главы трех бизнес-объединений - Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) - обратились к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просили ускорить внесение в Госдуму законопроекта о регулировании неналоговых платежей. При этом представители бизнеса выступали против внесения неналоговых платежей в НК, опасаясь роста административной и налоговой нагрузки (см. “Ъ” от 14 марта). В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, ТПП оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

Минфин, однако, настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. По словам Игоря Шувалова, правительство обсуждает такой вариант.

При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность». «Это не совсем соответствует тому, что мы услышали в послании президента о декриминализации многих деяний. Впереди в связи с этим отдельная дискуссия с представителями бизнеса, каким образом эти платежи должны взиматься и какая для предпринимателя должна наступать ответственность в случае невзимания таких платежей»,- сказал первый вице-премьер. «Мы сами понимаем свою ответственность, поскольку это в том числе и характер инвестиционного предпринимательского климата. Будем проводить консультации с обеими палатами Федерального собрания и с объединениями промышленников и предпринимателей»,- пообещал он.

В Минфине раскрывать подробности не стали, сообщив “Ъ”, что вопрос пока прорабатывается. По словам источника “Ъ” в правительстве, в НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых - утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей, по словам собеседника “Ъ”, может войти в НК уже в этом году. Такое решение повысит предсказуемость, уверен он: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства. К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. «Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта»,- говорит собеседник “Ъ”. «Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно»,- говорит он.

Пока, по словам собеседника “Ъ”, предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения. «Сейчас довольно много платежей взимается в регионах - у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него»,- поясняет источник.

«У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным»,- говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, бизнес очень ждет принятия отдельного закона по неналоговым платежам, а также учитывающего их реестра.

Предприниматели продолжают выступать против интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс, поскольку в этом случае резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату - к примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей. Как заявлял на годовой коллегии службы глава налоговиков Михаил Мишустин, ключевым вызовом для ФНС в 2017 году было обеспечить эффективное администрирование страховых взносов. В итоге во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 9,1% (на 483 млрд руб.) больше уровня 2016 года. При этом темп роста поступлений на 1,9 процентного пункта превысил темп прироста заработной платы в экономике (7,2%). При этом Росприроднадзор в 2017 году собрал с компаний только 1,5 млрд руб. экологического сбора при плане в 6,5 млрд руб., тогда как Минприроды хотело бы увеличить объем средств экологического сбора с производителей и импортеров за невыполнение нормативов утилизации отходов до 30 млрд руб.

Татьяна Гришина, Евгения Крючкова, Дарья Николаева

Зачем Минфин готовит закон о неналоговых платежах? Чиновники обещали, что налоговая нагрузка компаний в ближайшие годы не вырастет. Теперь придумали, как пополнить бюджет в обход своего обещания?

Наоборот, цель законопроекта − ограничить возможность собирать у компаний и предпринимателей средства под видом неналоговых платежей. Проблему озвучили представители бизнеса, и в правительстве пошли им навстречу. Планируется разработать единые правила введения обязательных неналоговых платежей и специальные реестры. На какое-то время, возможно, даже введут мораторий на новые сборы. Собирать платежи, которых не будет в реестрах, запретят. Сейчас существуют десятки платежей, которых нет в Налоговом кодексе. Правительство планирует отделить неналоговые сборы от платы за услуги, оценить обоснованность и размеры, ограничить возможности введения новых. Это должно помочь бизнесу и привлечь инвестиции в страну.

Минфин разработал законопроект, четко определяющий неналоговые платежи бизнеса и закрепляющий порядок их корректировки. Об этом говорится в письме замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации («Известия» ознакомились с документом). Нововведения предполагают установление жесткого диапазона для всех подобных платежей - сейчас «потолка» по некоторым из них не существует, что отрицательно сказывается на деловом климате. Кроме того, плательщики получат право на бесплатные консультации и справки по платежам, а также на их возврат - в случае переплаты. Бизнес-объединения надеются, что принятие закона позволит забыть о спорах, которые возникали, например, после введения системы «Платон» или курортного сбора. Эксперты, в свою очередь, рассчитывают, что это также увеличит поступления в бюджет.

Бизнес-объединения («Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей) в феврале направили премьер-министру Дмитрию Медведеву список из 25 предложений по повышению темпов экономического роста, в которые входило и создание кодекса неналоговых платежей. Сейчас в России существует только Налоговый кодекс и нормативные акты, определяющие, например, страховые взносы работодателей в Пенсионный и другие внебюджетные фонды. Однако все прочие платежи, сообщали предприниматели, регулируются множеством законов и постановлений, их параметры постоянно меняются - не определено даже их точное количество. В ответ на запрос Дмитрий Медведев по итогам Сочинского инвестфорума дал распоряжение разработать соответствующий документ.

Окончательный ведомственный проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 26 июля был разослан с письмом замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации. «Известия» ознакомились с проектом закона.

К неналоговым документ относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. При этом реестр таких платежей будет утвержден в отдельном законе.

Минфин предлагает прежде всего четко определить порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. В частности, в законопроекте содержится инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января следующего года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений. Другое важное новшество - закрепление предельного размера платежей, которые сегодня во многих случаях не определены. В частности, статья 5 законопроекта определяет установление предельного размера платы обязательного платежа.

Также документ определяет и права плательщиков. Например, вводится право бизнеса получать «бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о принятых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные платежи, порядке их исчисления и уплаты». Также предпринимателей могут наделить правом зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата - это одна из наиболее актуальных проблем для бизнеса, ведь иногда такие платежи «сгорают».

Среди новых обязанностей для бизнеса законопроект вводит, например, обязательство четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Согласно планам ведомства, основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Поскольку в России законодательство, которое определяет порядок и размеры каких-либо платежей в бюджет, постоянно претерпевает изменения - причем не в пользу плательщиков - то именно у нас остро стоит вопрос о регламентации и урегулировании таких платежей, - заявила «Известиям» руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. - Несмотря на существенное значение доходов от неналоговых платежей, их правовое обеспечение недостаточно и очень запутано.

Так, подчеркнула она, законодательством не определены статус основного количества платежей, их основные элементы, права и обязанности администраторов неналоговых доходов, а также - не отработана система планирования поступления их в бюджетную систему и не определен орган государственной власти, ответственный за координацию процедур взимания таких платежей. По ее словам, «невозможно даже установить точное количество неналоговых платежей».

Новое законодательство прежде всего позволит бизнесу избежать неприятных «сюрпризов». Кроме того, указала Диана Маклозян, инвентаризация всех неналоговых платежей «облегчит вопросы администрирования и увеличит поступления в бюджет».

Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что должна быть разработана еще и методика - как считать совокупную фискальную нагрузку на бизнес. По его мнению, требуется рассчитать максимальную фискальную нагрузку - налоговые и неналоговые платежи, - превышать которую запрещено.

У нас есть предложение по методике. Как минимум любая инициатива правительства по введению дополнительных неналоговых платежей или налоговых платежей должна обязательно сопровождаться технико-экономическим обоснованием: на сколько вырастет в связи с принятием того или иного нормативного акта нагрузка на бизнес. Пока этого нет, - отметил он в беседе с «Известиями».

По данным исследования PwC Paying Taxes 2017, общая налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес в России составляет 47,4%. В других странах бывшего СССР она значительно ниже, например, в Грузии она составляет 16%, в Казахстане - 29%, в Азербайджане - 40%. Выше, чем в России, платежи только в Беларуси, Украине и Таджикистане.

Справка Известий

Неналоговые доходы включают в себя целый перечень пунктов. Это доходы от использования или продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям.

А также доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК

Антон Силуанов (слева) и Максим Орешкин (справа) (Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)

Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства. Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).

Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.

Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса , пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей. А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания. Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.

Два варианта

Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».

Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.

Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.

Боязнь налоговых санкций

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития. «Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства. С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.

Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин. «Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д., будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.


Сергей Катырин (Фото: Владимир Смирнов / ТАСС)

В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи. Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК. Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.

«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.

Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится. Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться. На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.

«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.

Зачем нужен свой реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами. По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей. «А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.

В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. При подготовке госбюджета на 2018-2020 годы на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре ограничить рост неналоговой нагрузки.

Анонсированный главой Минфина Антоном Силуановым "Кодекс неналоговых платежей" – это выстраивание четких и понятных правил игры государства с бизнесом. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель первого проректора Российской экономической школы, профессор финансов Олег Шибанов .

"Предсказанный главой Минфина Кодекс неналоговых платежей – документ, которого давно ждут. Если налоговая структура в России давно определена и неизменна, то неналоговые платежи возникают неожиданно и становятся неприятными сюрпризами для предпринимателей. К примеру, сбор с грузовиков платы за тонны, так называемая система "Платон", бурно обсуждается уже почти два года.

Этот сбор в разгар кризиса стал абсолютной неожиданностью и вынудил многих предпринимателей сегмента грузоперевозок кардинально пересмотреть планы на будущее. Предлагаемый Минфином Кодекс предусмотрит полный перечень неналоговых сборов и даст бизнесу уверенность, что дополнительных расходов он внезапно, по решению государства, не понесет", – отмечает экономист.

Сегодня Антон Силуанов на парламентских слушаниях появление в России‍ "Кодекса неналоговых платежей". По его словам, проект документа планируется внести в Госдуму осенью. Целью появления отдельного кодекса министр назвал стабильность и предсказуемость, которые ведомство желает достичь в части неналоговых сборов. "Неналоговые сборы также в целом влияют на уровень налоговых изъятий от бизнеса. Кодекс установит понятные правила их взимания", - рассказал Силуанов.

Система "Платон" вводилась в 2015 году с грузовиков, общей массой свыше 12 тонн. Выручка от сбора направляется на ремонт федеральных и региональных дорог. Деньги собираются с грузовика за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Это решение вызвало протест перевозчиков, окончательные детали сбора обсуждаются до сих пор.

Новый кодекс поддержит честный бизнес

Неналоговые платежи – доходы государства, поступающие на обязательной основе. Среди них пошлины и сборы за оказание государственных услуг, включая таможенные сборы. Также это доходы от использования объектов госсобственности - лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду.

"Помимо "внезапного" "Платона" к неналоговым сборам относится еще много видов платежей. Здесь и акцизы на ликеро-водочную и табачную продукцию, и "антиспекуляционный" сбор за перепродажу свежеопреобретенной недвижимости, и социальный сбор в Пенсионный фонд. Все эти нюансы должны быть просты и понятны предпринимательской среде, так как формируют базу для развития", - подчеркивает эксперт.

Кроме того, к неналоговым сборам относятся суммы, полученные от реализации конфискованного имущества, а также штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства. Также это поступления от продажи государственных ценных бумаг и объектов государственной собственности.

Государство прописывает "правила игры"

Силуанов отметил: в основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов заложен принцип налоговой нейтральности. Он заключается в установлении одинаковых условий для всех групп налогоплательщиков. "Для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться", - добавил глава Минфина.

"Президент РФ Владимир Путин сдержал данное им слово и не допустил повышения налогов в стране в кризис. Но ситуация с неналоговыми сборами в РФ выглядела в последние годы отнюдь не радужно. Кодекс неналоговых сборов – это своеобразный свод правил игры, в котором появятся твердые гарантии от внезапности появления новых платежей.

Бизнесу появление такого документа приятно, его встретят поддержкой. Подобные инициативы дают возможность с уверенностью планировать будущие расходы, планировать собственное развитие и уверенно привлекать инвестиции. Когда все финансовые потери зафиксированы на долгосрочный период, легче строить планы и следовать им", - заключает Олег Шибанов.