Три примера государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики. ГРЭ при формирование рыночных отношений в России

Три примера государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики. ГРЭ при формирование рыночных отношений в России

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

С1 Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу (в каждом случае запишите сначала проявление, а затем соответствующий пример)

С 2 Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

С3 Нередко можно услышать, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С4 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.

С 5 С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

С 6 В структуре распределения земель в России по типам собственности в 2001 году доля индивидуальных участков граждан составляла 6%, земли фермеров 8%, а земли бывших колхозов и совхозов – 86%. Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране. Можно ли на основе этих данных сделать выводы.:

1. о неэффективном распределении земель в стране.

2. о неэффективном использовании земель

Аргументируйте свои выводы.

С 7 В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

С 8

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

А. Фелдстайн.

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии… Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

Р. Альфонсин.

3 Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

4 Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Укажите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведения, приведите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной экономики.

С.9 Прочитайте текст и выполните задания к нему

Проблема неравенства благосостояния – одна из древнейших. Как и рождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря враждебное отношение бедных к богатым…Поэтому экономическая наука давно и постоянно занимается изучением неравенства и его негативных последствий, а также разработкой мер по их ослаблению. У этой проблемы есть две грани: 1) неравенство доходов; 2) неравенство богатства. Как мы уже знаем, люди получают доходы в результате предоставления находящихся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользовании фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства… Причины этого: 1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести большой доход, чем капитал в форме лопаты); 2) разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящий дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом); 3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях большой доход, чем владелец одной скважины).

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…

Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью

Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

И.В. Липсиц

1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.

2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.

3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.

С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»

(Б.Франклин.)

3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)

4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)

5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).

6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).

8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).

9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф. Хайек).

10 «В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков).

11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).

12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).

13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).

14 «Бедняки платят дороже всего» (У.Зыбура).

15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответы
А 1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45
А 46
А 47
А 48
А 49
А 50
А 51
А 52
А 53
А 54
А 55
А 56
А 57
А 58
А 59
А 60

Часть 2 Уровень В.

№ задания ответ
В 1 бюджет
В 2 прямые
В3 как производить
В4 подъем
В5
В6
В7
В8
В9 ЕГБЖАИ
В10 АБАБ
В11 ААБАБ
В12 ВЗКДЖАГ
В13 ААБАБ
В14
В 15

Часть 3. Уровень С.

Ответ должен содержать следующие элементы

1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:

Изменение социальной структуры в результате экономических реформ;

Зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере

2) соответствующие примеры допустим:

Приватизация и появление новых социальных групп;

Спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.

Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.

В ответе могут быть названы следующие сферы:

1) производство;

2) распределение;

3) потребление

1)формулировку собственного мнения, например

Да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;

Нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;

2) аргументы, например:

при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:

Безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;

Безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;

при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:

В рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;

Избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).

Ответ должен содержать следующие элементы:

1)смысл понятия, например:

Производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.

2) два предложения, содержащих информацию о производителе:

- «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»

- «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».

Могут быть составлены другие предложения.

В ответе могут быть приведены следующие примеры

1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений

2) центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения

3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Могут быть и другие примеры.

Дан утвердительный ответ на первый вопрос. В качестве аргумента приводится положение о том, что огромные площади земель по прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

Дан утвердительный ответ на второй вопрос. Аргументом может служить положение о том, что значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством

В ответе приводятся следующие положения:

Ограниченность пахотной земли;

Исчерпаемость полезных ископаемых;

Ограниченность трудовых ресурсов.

Должно ли государство регулировать экономику.

1) В ответе указывается, что позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономике не совпадают (существенно различаются).

В подтверждение вывода могут быть приведены следующие высказывания6

- «Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики»;

- «Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения, оно также не может отдать свою роль в развитии.»

2) В ответе указывается, что в первом из приведенных текстов автор негативно оценивает перераспределительную деятельность государства, т.к. она ведет к нестабильности семейной жизни.

3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы против государственного регулирования в условиях рынка:

Нестабильность развития;

Инфляция;

Снижение производительности труда;

Упадок научно-исследовательских работ;

Снижение рождаемости;

Медленный рост основного капитала.

Учащиеся могут показать, что, к примеру, упадок научных исследований, является, как правило, не следствием чрезмерного вмешательства государства в экономику, а результатом обратного процесса – недостатка государственного финансирования науки.

4) В ответе могут быть указаны следующие функции государственного регулирования в условиях рынка:

Борьба с монополизмом;

Установление равноправия;

Перераспределение доходов;

Поддержка малых и средних компаний;

Развитие здравоохранения и образования.

Дополнительно могут быть названы такие функции:

Поддержка фундаментальной науки;

Охрана окружающей среды.

Что порождает неравенство в благосостоянии.

1) В ответе могут быть названы следующие проблемы:

Причины неравенства доходов;

Возможности и источники повышения благосостояния семей.

2) . В ответе могут быть названы способы:

1) рента за землю или имущество, сданные в аренду;

2) прибыль от предпринимательской деятельности;

3) дивиденды на акции.

Могут быть указаны другие способы.

3) В ответе могут приведены любые, имеющие основание примеры.

4) В ответе могут быть названы следующие государственные меры:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3) меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

Могут быть названы другие меры государственной политики

Государство в условиях рыночной экономики.

1) В ответе могут быть названы следующие функции:

Борьба с монополизмом

Поддержка и развитие конкуренции

Поддержка стабильности рыночной системы

2) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы приведенные в тексте социально-экономические явления: благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, расширение производства общественных благ, создание правового поля в предпринимательской сфере;

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим: принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ)

3) . В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

Обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

Создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

Стимулирует снижение затрат производства;

Стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг

4) . 1)В ответе должно быть сказано, что, по мнению автора, только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики.

2) Названы аргументы: в демократическом обществе

а) налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

б) судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) В качестве пояснения приведен пример. Например, предприниматель может обратиться в суд с иском о законности действий городского департамента в отношении его предприятия; избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Понятие, формы и виды экономических отношений

Определение 1

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Определение 2

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Замечание 1

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

· ограниченность пахотной земли,

· исчерпаемость полезных ископаемых,

· ограниченность трудовых ресурсов.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Ответ:

· производство, распределение, обмен, потребление.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

Ответ:

· рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

· при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

· для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

Ответ:

· под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

· роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

· свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· свобода предпринимательской деятельности,

· свободный обмен,

· свободное распределение ресурсов,

· свободная конкуренция.

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· законодательное закрепление многообразия форм собственности,

· обеспечение правовой защиты прав собственника,

· государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

· развитие предпринимательства и деловой активности населения.

Максимальный балл – 2.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:

· принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

· Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

· повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Максимальный балл – 3.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Последствия:

· появление товарного дефицита,

· рост теневой экономики,

· оживление спекуляции.

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

Максимальный балл – 3.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

· В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

· В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

· Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Максимальный балл – 3.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

· предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

· государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

· формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

· правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

· создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).

Максимальный балл – 3.

С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

· Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

· Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

· В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

Максимальный балл – 3.

С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

Ответ:

· организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,

Аргументы:

· индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

· собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

Максимальный балл – 3.

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Ответ:

Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

· необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

· рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

· социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.

Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

· возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

· возможность совершенствования структуры производства,

· поддержка отечественного производителя,

· повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Максимальный балл – 3.

С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

· внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

· внешние акционеры – 21% акций

· государство – 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

· Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Максимальный балл – 3.

С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:

· доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

· земли фермеров – 8%,

· а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.

Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

· Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.

Максимальный балл – 3.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

· речь идет о командной экономической системе,

· аргумент: осуществление централизованного планирования,

Среди других черт командной экономики можно назвать:

· государственное регулирование цен на товары и услуги,

· преобладание государственной собственности.

Максимальный балл – 3.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Регулирования экономики

Государство практически реализует экономические функции с помощью определенных инструментов, методов и форм государственного регулирования.

Инструменты государственного регулирования - это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль за деятельностью бирж, аудиторскую деятельность.

Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирования, право наследования, антимонопольное законодательство и др.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций.

Аудиторская деятельность обеспечивает государству контроль за исполнением законодательных актов субъектами экономики и выявление их нарушений.

Методы регулирования - это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Они подразделяются на: административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Применяются они при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено.

В решении ряда проблем административные методы не только эффективны, но и имеют преимущество перед другими, в частности:

Государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен, установление для предприятий-монополистов предельного уровня рентабельности, их разукрупнение и т.д.

Поддержание минимально допустимых доходов населения; гарантированный уровень минимальной заработной платы, пособия по безработице и т.п.

Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности.

Дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.

Экономические методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении. Примером таких методов может служить ускоренная амортизация. Изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Другим примером экономических методов является государственное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога на добавленную стоимость включаемого в цену товара, или путем предоставления льготных кредитов, субсидий, или через регулирование экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий.

Экономические методы, в свою очередь, в зависимости от характера воздействия на субъекты хозяйствования можно подразделить на прямые и косвенные.

Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег; нормализация расходов государственного бюджета и т.д.).

Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, предприятия и создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К прямым методам можно отнести государственные субсидии хозяйствующим субъектам, государственные инвестиции, дотации и др.

Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования.

Формы регулирования - это основные направления деятельности государства по регулированию экономики. Можно выделить несколько основных форм:

1. Государственное стимулирование научных исследований и

опытно-конструкторских работ (НИОКР) и обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике. Формирование государственной научной стратегии и ее реализация осуществляется по нескольким направлениям:

Распределение государственных ресурсов между различными сферами научных исследований и определение структуры государственных приоритетов, выполнение исследований и разработок в государственных центрах;

Косвенное государственное стимулирование науки и освоение ее достижений в частном секторе с помощью налоговой, амортизационной, патентной политики;

Формирование инфраструктуры обеспечения исследований и разработок: национальные службы научно-технической информации и стандартизации; статистики; изучение зарубежного опыта и международного сотрудничества;

Прогнозирование научно-технического прогресса и его последствий.

Структурная политика государства направлена на максимизацию экономического роста наиболее прогрессивных отраслей экономики, обеспечивающих практическую реализацию научно-технического прогресса и повышение эффективности производства. Основные пути воздействия государства на развитие прогрессивных отраслей - участие в НИОКР, финансовое стимулирование, система государственных заказов, помощь в организации кооперации, государственные инвестиции.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста. Государственные инвестиции на развитие государственного сектора способствуют увеличению предложения сырьевых и энергетических ресурсов для частного сектора, а также эффективному функционированию инфраструктуры. Государственные капиталовложения направляются на развитие прогрессивных отраслей производства, финансирование НТП.

Поддержание экономического роста обеспечивается государством за счет:

Инвестиционной деятельности;

Проведения антикризисных мероприятий, смягчающих циклические колебания;

Стимулирования реализации производственной продукции, а также мерами по ускорению НТП и совершенствованию структуры производства.



3. Экономическое программирование, которое представляет собой определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. В настоящее время известны три основные формы экономического программирования:

Конъюнктурное - краткосрочное, направленное на достижение общего экономического равновесия, положительного платежного баланса с помощью традиционных мер налоговой и финансовой политики;

Частично-структурное. Оно является производным от государственной бюджетной политики. Экономическая программа определяет политику в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокой активности;

Структурное. Оно предусматривает обеспечение экономического роста на длительный срок и возрастание роли государства в регулировании экономики.

В настоящее время происходит переплетение этих форм и утверждается точка зрения, согласно которой надо строить программы на основе пирамидальной временной схемы: долгосрочные прогнозы являются базой для среднесрочных программ, а среднесрочные - основой краткосрочных. Экономические программы дают перспективные ориентиры для деятельности предпринимателей всех секторов экономики, помогают государству концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях и поддерживать равновесие экономики.

4. Государственное воздействие на рынок труда. Во всех странах с рыночной экономикой создаются системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. С помощью системы государственной подготовки рабочей силы ставится задача уменьшения напряженности на рынке труда. Возрастают расходы государства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, на создание новых рабочих мест, на пособия по безработице и вообще на социальные программы.

5. Государственное регулирование сельского хозяйства. Целью этого регулирования является достижение самообеспечения продовольствием и создание излишков для экспорта, а также обеспечение доступности продовольствия для основной массы населения. Государственное регулирование сельского хозяйства включает в себя несколько элементов:

Регулирование условий ведения сельскохозяйственного производства, стандартизация продукции, правовые нормы ведения хозяйства и др.;

Субсидирование определенных хозяйств, подотраслей и регионов;

Регулирование закупочных цен;

Государственные закупки части сельскохозяйственной продукции, что ослабляет давление на рынок;

Выплата государством специальных компенсаций при ликвидации нерентабельных хозяйств и др.

Государственное регулирование экономики имеет свои границы.

Главным критерием этих границ является влияние государственного регулирования на эффективность производства. Любое вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. К ним относятся, прежде всего, издержки по организации и осуществлению регулирования. Необходимо также учитывать то влияние, которое оказывает та или иная форма регулирования на рыночное равновесие, объем производства, перераспределение ресурсов. Причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и издержек по осуществлению регулирования должна быть меньше выигрыша в эффективности в результате государственного регулирования. Их соотношение и определяет границы государственного вмешательства в экономику. В то же время государство ни в коей мере не должно ограничивать предпринимательскую инициативу хозяйствующих субъектов, при условии, если она не противоречит интересам общества.