Оплате отопления при индивидуальном отоплении в квартире. Собственникам квартир с индивидуальным отоплением в домах, имеющих централизованное отопление, всё равно придётся платить по показаниям общедомового прибора учета. Проект автономного отопления

На сегодняшний день сложилась ужасающая ситуация по вопросам начислений и оплат в сфере теплоснабжения.

С одной стороны организации, осуществляющие центральное теплоснабжение, непомерно повысили стоимость тепла для конечного потребителя. При чем само повышение стоимости больше обусловлено ненадлежащим управлением и деятельностью самих организаций, которые все свои ошибки и промахи компенсируют только путем увеличения стоимости тепла, а не реальными способами хозяйствования, которые бы привели к уменьшению стоимости продукта. На сегодняшний день, центральное отопление является самым дорогим, проигрывая по цене даже получению тепла с помощью электроприборов.

С другой стороны гражданам, проживающим в многоквартирных домах имеющих центральное теплоснабжение, запрещают, либо всячески ограничивают переход на иные формы отопления своего жилья, мотивируя запреты и ограничения фактически недоработками, а то и не верным толкованием законодательства Российской Федерации.

При чем, сами запреты и ограничения идут вразрез с главными задачами реформы ЖКХ, а именно - сокращение бюджетного финансирования, эффективное использование материальных и денежных ресурсов, увеличение объема работ и их качества, позволяющих улучшить обслуживание населения. Одним из решений данных задач является создание здоровой конкуренции и повсеместное введение индивидуального учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Ища альтернативы в отоплении своего жилья, граждане устанавливают системы автономного отопления в своих квартирах, работающие за счет газа или электричества, дающие, не смотря на значительные затраты по установке, большую экономию, по сравнению с центральным отоплением. Но организации, осуществляющие центральное отопление, отказывают в перерасчетах по потреблению центрального теплоснабжения и продолжают начислять на квартиры с автономным отоплением услуги центрального теплоснабжения в полном объеме.

Основными мотивировками в отказе в проведении перерасчета и снижении размера начислений являются следующие ссылки на законодательство РФ:

  1. Часть 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» трактуют как полный запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Но п. 44 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (ред. от 18.01.2017) «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определено, что запрет распространяется только на источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя - до 1 МПа.

То есть отсутствует общий запрет перехода на источники тепловой энергии, кроме как не отвечающих установленным Правительством РФ требованиям.

  1. В соответствии с абзацем 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (в ред. От 14.02.2015 №129) определено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Но при этом данная норма не содержит оснований для полного начисления стоимости отопления за помещение при условии фактического не предоставления самой услуги отопления помещения. Не отрицая необходимость оплачивать потребление услуги отопления на общедомовые нужды нельзя согласиться с тем, что размер услуги совпадает с полным отоплением в совокупности с помещением собственника.

В поддержку своей позиции в отказе в проведении перерасчета и продолжении начислений за отопление в полном объеме, теплоснабжающие организации ссылаются на отсутствие утвержденных методик расчетов размера оплаты услуги при условии индивидуального отопления квартиры в многоквартирном доме с центральным отоплением.

Именно путем создания данных методик, введении коэффициентов, тарифов может быть решена данная проблема.

Ведь фактически собственник помещения, осуществив переход на автономное отопление своего помещения, несет затраты и по отоплению смежных помещений и мест общего пользования. Также, при переходе на автономные системы отопления, снижается общая нагрузка на системы отопления дома, из-за уменьшения объемов необходимого теплоносителя, а также потерь его температуры. В свете данных обстоятельств не справедливо принуждение собственника к оплате фактически не получаемой услуге в полном объеме. Также недопустим и запрет на переход на автономные системы отопления отвечающие установленным требованиям.

Необходимо введение тарифа, расчета размера платы за отопление помещения (жилого или нежилого) имеющего автономное отопление, но находящееся в многоквартирном доме подключенном к центральному отоплению, который должен установить размер оплаты приближенный к фактическому размеру полученной услуги.

Проблема

Нужна консультация! Я председатель ЖСК " Луч " и у меня такая ситуация: В нашем доме (панельный дом) имеются 2е квартиры с индивидуальным отоплением, в то время как в стенах встроены радиаторы - так вот суть вопроса как с них брать плату 100% или как? они говорят, что платить не должны вообще, что в ПОКе с на балансе не стоят (а остальные жильцы возмущаются, почему мы за них должны платить???) -посоветуйте, на какую статью или указ опереться, если можно ссылку - заранее спасибо

Решение

Здравствуйте, Дмитрий,

Я так поняла, что Вы хотите взимать с собственников данных квартир оплату за отопление мест общего пользования. Или же Вы хотите обязать владельцев квартир с индивидуальным отоплением оплачивать еще и остаточные теплопотери от изолированных транзитных стояков и полотенцесушителей?

Дело в том что эти потери настолько малы, что подсчитать их очень сложно. Кроме того, в квартирах с индивидуальным отоплением обычно поддерживается более высокая температура и тепловыделения от стояков теряются в теплопотерях через стенку на лестничную площадку.

Основным документом, регламентирующим порядок расчета платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), а также права, обязанности и ответственность их потребителей и исполнителей, является постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Кроме этого, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги прописана в статье 154 Жилищного кодекса РФ. При этом, как было подтверждено Верховным судом, плата за отопление мест общего пользования не входит в содержание жилья. Отдельной коммунальной услуги по отоплению мест общего пользования нет.

Таким образом, понятия «теплопотери от изолированных транзитных стояков отопления» и «полотенцесушители» не входят в перечень коммунальных услуг, поэтому утвержденной методики расчета платы за отопление в местах общего пользования не существует.

В некоторых регионах страны имеется практика утверждения порядка расчета и взимания платы за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме с собственников (нанимателей) квартир, где установлено индивидуальное отопление. К примеру в в г.Судогде Владимирской области. Данный порядок носит рекомендательный характер и утвержден постановлением главы города Судогда №219 от 22.09.2009 года, которое Вы можете найти на официальном сайте администрации г. Судогда.

В соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие цели.

В связи с вышеизложенным, на собрании членов ТСЖ большинством голосов может быть принято решение по утверждению расчета и взиманию платы за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме с собственников, у которых установлено индивидуальное отопление .

В соответствии с п. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственнико в , в том числе для тех, кто не принимал участия в голосовании (или голосовал против). Это значит, что в случае одобрения на общем собрании решения о взимании платы за отопление МОП с владельцев квартир с индивидуальной системой отопления, все собственники вне зависимости от своей воли должны будут нести данные расходы.

Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

П.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, так как перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома. Перевод на индивидуальное отопление возможен только при условии изменения схемы теплоснабжения всех квартир данного многоквартирного дома.

В данном случаи имеются в виду две квартиры в кооперативном доме в которых кроме собственного индивидуального отопления имеются встроенные в стену радиаторы как и в остальных квартирах многоэтажного дома! То есть они по факту пользуются и теплом который предоставляет местный ПОК и ТС и если им холодно с их же слов " подтапливаем " своим индивидуальным отоплением! вот и встал вопрос как быть? по сути должны с них брать все 100% потому как некоторые жильцы возмущаются тогда и с нас берите меньше так как у нас хоть и нет индивидуального отопления но у нас так же нет и радиатора на кухне или зале - а платить за кого то мы не хотим и не будем!

Оплата коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах производится в соответствии « Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).Из вопроса следует, что нагрев воды для отопления Вашего многоквартирного дома осуществляется газом в индивидуальном тепловом пункте. Таким образом, в Вашем доме отсутствует централизованное теплоснабжение, а отопление осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.В данном случаерасчет размера платы за отопление осуществляется управляющей компанией (исполнителем коммунальных услуг) исходя из объемов коммунальных ресурсов, использованных в течение расчетного периода на отопление и тарифов на использованные коммунальные ресурсы. При производстве тепловой энергии для отопления используются следующие виды коммунальных ресурсов:· газ;· холодная вода;· электрическая энергия.Размер платы (Р i) за отопление за расчетный месяц в i-ой квартире определяется по формуле:P i = ( V г * Т г + V э * Т э + V в * Т в) * S i / S об , где:V г — объем газа, использованного за расчетный месяц при производстве коммунальной услуги по отоплению (Гкал);Т г — тариф на газ в расчетном периоде (руб./Гкал);V э — объем электроэнергии, использованной за расчетный месяц при производстве коммунальной услуги по отоплению (кВт.ч);Т э — тариф на электроэнергию в расчетном периоде (руб./кВт.ч);V в — объем холодной воды, использованной за расчетный месяц при производстве коммунальной услуги по отоплению ( м³);Т в — тариф на холодную воду в расчетном периоде (руб./ м³);S i — площадь квартиры ( м²);S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме ( м²).Таким образом, ресурсы, использованные в расчетным месяце на коммунальную услугу по отоплению распределяются на собственников (пользователей) в многоквартирном доме пропорционально площади помещений.В соответствии с Правилами, объемы ресурсов (в данном случае — газ, холодная вода и электроэнергия), использованных на отопление в расчетном месяцев, определяются исходя из показаний прибора учета, фиксирующих их объемы.В случае, если в индивидуальном тепловом пункте осуществляется нагрев воды для отопления и горячего водоснабжения, а приборы учета фиксируют общий расход ресурсов (газа, холодной воды и электроэнергии) на отопление и горячее водоснабжение, объем ресурсов на отопление определяется по удельным расходам такого ресурса на производство 1Гкал на цели отопления.Следует отметить, что в случае, если отопление многоквартирного дома осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в данном случае — индивидуальный тепловой пункт), расходы на содержание и ремонт такого оборудования не включаются в плату за отопление, а подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Главный экономист ГК « Юрэнерго» Исаева Т. В.

ВОПРОС:
Можно ли в отдельной квартире многоквартирного дома отказаться от центрального отопления и перейти на индивидуальное автономное отопление?

Однако, если это не предусмотрено проектом многоквартирного дома и не происходит в рамках его реконструкции, то это идёт вразрез с его идеологией. Кроме того, есть законодательные ограничивающие и запрещающие нормы.

Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, а также п.п. «д» п.2, п.6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из пояснительной записки Проекта «Индивидуальное отопление», выполненного...» следует, что при переводе принадлежащего Шатских П.С. жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение предусматривается демонтаж стояков центрального отопления с закольцовкой на 4-м этаже. Номер обезличен

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовой системы тепло-водоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует согласия на переустройство всех его жильцов на основании ч. 3 ст. 36 ЖК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не были представлены в АМО Венёвский район в полном объеме сведения и документы, которые в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ подлежат предоставлению для проведения переустройства квартиры.

Доводы заявителя о том, что решение о переустройстве принадлежащей ему на праве собственности квартиры им было принято в связи с тем, что имеющаяся система отопления дома не обеспечивает необходимый температурный режим в квартире, суд находит не состоятельными в силу того, что доказательств о ненадлежащем обеспечении необходимым температурным режимом заявителем не представлено. Кроме этого заявитель не лишен возможности в установленном законом порядке обжаловать действие (бездействие) обслуживающей организации по обеспечению надлежащего отопления принадлежащего ему жилого помещения.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что отказ администрации муниципального образования Венёвский район в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего Шатских П.С. на праве собственности, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления является обоснованным и требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

в удовлетворении заявления Шатских П.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Венёвский район от Дата обезличена года Номер обезличен в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: ... ..., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы, представления через Веневский районный суд.

Председательствующий

2. Определение Конституционного Суда РФ:

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГОРДЕЕВА АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ 15 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ»


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.К. Гордеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, гражданину А.К. Гордееву со ссылкой на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" было отказано в удовлетворении иска к теплоснабжающей организации об обязании ответчика выдать технические условия на использование в жилом помещении многоквартирного дома индивидуального источника тепловой энергии.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.К. Гордеев просит признать противоречащей Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 3), 18, 45 и 55, часть 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении", согласно которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Оспариваемая норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и, таким образом, не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающая конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.

Проверка же законности и обоснованности состоявшихся судебных решений, равно как установление и исследование фактических обстоятельств, послуживших основанием к отказу в удовлетворении требований заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гордеева Александра Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

3. Для дальнейшего изучения вопроса рекомендуется :