Экономические реформы китая 1978. Экономические реформы китая. Основные моменты преобразований и реформ

Китай – крупнейшая страна мира с населением около 1130 млн. человек, из которых сельское население составляет 70 %, городское – 30 %. В конце 80-х годов около четверти населения Китая было неграмотно, в основном это относится к сельским жителям. Китай – горная страна с низким процентом освоения земель: 65 % территории Китая занимают горы, плато и возвышенности. На 1 человека приходится в среднем 1,6 му пахотной земли, на 1 сельского жителя – 1,8 му . Известно, что более половины земельных угодий Китая подвержены стихийным бедствиям и что больших возможностей для освоения новых земель в Китае нет. Основу экономики современного Китая составляет сельское хозяйство.

В период после 2-й мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам.

Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, и были завершены в основном к 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.

С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерной была постановка нереальных экономических задач и слишком высоких производственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиазма масс как главного фактора экономического роста. Принцип материальной заинтересованности был целиком отвергнут – его осудили как проявление ревизионизма.

Важнейшее значение для Китая – страны аграрной – всегда имели преобразования в области сельского хозяйства. В 1958 г. по всей стране были созданы народные коммуны. Коммуна состояла из нескольких бригад, каждая из которых, в свою очередь, включала несколько малых производственных бригад.

Коммуны действовали как первичные хозяйственные единицы. В этот период обобществлялись не только все средства производства, но крестьянам также запрещалось заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедрялась «система снабжения», которая игнорировала товарный обмен и приводила к абсолютному распределению ресурсов среди сельских коллективов. Продолжалось укрепление социалистической системы хозяйства. Показателями благосостояния горожанина в этот период становятся махровое полотенце, эмалированный тазик для умывания и термос, пределом мечтаний считался велосипед. Подавляющее большинство населения Китая (80 %) было неграмотно.

С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально признаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков; появились новые для Китая отрасли промышленности, такие как электроника и нефтехимия; увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре – в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост.

Му — земельная мера в Китае. В разных районах меняется от 0,015 га до 0,32 га. Наиболее распространено значение 0,067 га.

10 лет «культурной революции» принесли самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода, хотя официальная статистика Китая утверждает, что и в эти годы был достигнут определенный экономический прогресс: производство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34 %, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники. Всего в годы «культурной революции», как полагают китайские экономисты, были построены 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.

К концу 70-х годов сложились основные черты экономической системы Китая. Она охватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Тотальной была роль государства в экономике и других сферах жизни общества. Промышленные предприятия не имели возможности эффективно распоряжаться своими людскими, финансовыми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытом товаров. Производство и деловые операции осуществлялись в соответствии с директивными приказами сверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всю их продукцию по ценам, которые само и устанавливало.

Государство полностью изымало все доходы предприятия и покрывало их расходы. Не существовало разделения функций и ответственности между предприятиями и правительством, характерным было отсутствие инициативы у предприятий, бюрократизация хозяйственной жизни, субъективизм оценок и произвол государственных чиновников. Отрицалась роль рынка и товарная экономика. Обычным стал товарный дефицит. В жизнь последовательно воплощался принцип уравнительности, доведенный до крайности: «все едят из одного котла». Администраторы получали заработную плату независимо от того, хорошо или плохо работало их предприятие. Рабочие получали заработную плату без учета количества и качества их труда. Китайская пропаганда призывала рабочих неукоснительно выполнять «десять не»: не бояться трудностей, не бояться смерти, не гоняться за личной славой и личной выгодой, не обращать внимания на условия труда, не обращать внимания на продолжительность работы, не считаться с вознаграждениями и пр.

Жизненный уровень населения оставался на уровне 50-х годов и был чрезвычайно низок. В стране поддерживалась прежняя система снабжения населения продуктами питания посредством их распределения. Сохранялась карточная система на промышленные, и сельскохозяйственные товары и строго нормировалось продовольствие, прежде всего зерновые и растительное масло. Проводилась политика «низкой заработной платы». Несмотря на значительные масштабы безработицы, в ряде мест на предприятиях вводился удлиненный день. Росли цены в государственной торговле, на рынках цены были в 5-7 раз выше государственных. В стране существовал «черный рынок», массовым явлением стала спекуляция. Средний доход крестьянина составлял около 100 юаней в год (49 руб. по курсу 1979 г.)

Главными методами, с помощью которых обеспечивалось влияние на экономику, были военно-административные и принудительные меры и использование армии. Низкой оставалась трудовая активность народа. Китайская экономика этого периода испытывала острую нехватку сырья и топлива, возрастали расходы на государственный аппарат. Широко пропагандировался лозунг – «политика – командная сила».

Юань — денежная единица Китая, равная 10 цзяо или 100 фыням.

Развитие народного хозяйства по-прежнему подчинялось нуждам наращивания военного потенциала: на эти цели затрачивалось более трети государственного бюджета. Велась интенсивная работа по созданию ракетно-ядерного комплекса и расширению военного производства. Проводились ядерные испытания, военизировалась работа промышленных предприятий. Осуществлялись меры по дальнейшему превращению провинций и крупных городов в «самообеспечивающиеся единицы», по рассредоточению предприятий и объектов, созданию условий для быстрого переключения предприятий на выпуск военной продукции, строительству военных сооружений.

Группа отраслей промышленности, непосредственно связанных с военным производством и контролируемых в строго централизованном порядке, пользовалась полным приоритетом в финансировании и техническом оснащении. Все более жесткой становилась система централизации по руководству крупной промышленностью. От местной промышленности и сельского хозяйства требовали, чтобы они обходились без государственных средств и сами изыскивали источники финансирования и сырье.

Во 2-й половине 70-х годов в Китае наблюдались значительные экономические трудности. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975 г., сократилась продукция сельского хозяйства, резко вырос импорт продовольствия, понизился жизненный уровень.

Курс на реформы был принят на партийно-государственном уровне в декабре 1978 г., и можно считать, что решение это было вынужденным. Официально задачи реформ были сформулированы как необходимость более полного вскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение: политики «урегулирования», т.е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности; политики «преобразования», изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны; политики «упорядочения», под которой подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строительства; политики «повышения», задачей которой было обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом. Итак, основными направлениями реформы 1978 г. должны были стать перестройка системы управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд. В результате, основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда, однако, вовсе не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности.

Несколько изменилась форма организации производства: производственным сельскохозяйственным бригадам предоставлялись полномочия по принятию некоторых производственных решений, вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99 % всех производственных бригад. Разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов; официальная пропаганда пыталась внедрить в сознание людей принцип «каждому по его труду» вместо привычной уравниловки.


На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, ставилась задача защиты личной собственности на земельные участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.

Характерно, что преобразования в китайской деревне конца 70-х – начала 80-х годов не сопровождались ростом механизации. Экономический эффект был достигнут, прежде всего, благодаря изменениям в организации труда, улучшению землеустройства и структуры посевов. Так, переход на семейный подряд вызвал всплеск трудовой активности крестьянства. За шесть лет (1979 – 1984 гг.) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей и растительного масла. Удачно развивалось производство зерна, товарность по которому увеличилась с 20 % в 1978 г. до 30 % в 1984 г. В этот период среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4 %. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3 % в 1984 г. против 33 % в 1978 г. К середине 80-х годов Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако душевое производство сельскохозяйственных продуктов оставалось на невысоком уровне, и Китай продолжал импортировать зерновые (3 – 4 % от общего производства зерновых в стране), а также незначительное количество хлопка и сахара.

Повысился уровень жизни народа. В 1983 г. чистый доход на душу населения в деревне составил 309,8 юаней, что на 176 юаней больше, чем в 1976 г. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза. В 1984 г. крестьяне направили 60 % своих денежных расходов на потребление вместо 40 % в 1978 г.

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Изменилось также отношение к иностранному капиталу. К 1982 г. в Китае существовали 6 «специальных зон», где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.

Итак, основным итогом преобразований конца 70-х – начала 80-х годов можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и незначительной части промышленности к новым формам ведения хозяйства, характеризующимся рыночной ориентацией, при общем сохранении социалистической экономической системы.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления «О реформе хозяйственной системы », в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой было сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц. Предполагалось выдвижение на руководящие посты нового поколения кадров, что должно было способствовать созданию мощного и эффективного аппарата управления экономикой нового Китая. Ставилась задача усилить рыночные элементы в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы; подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.

Характерно, что для обеспечения реализации всей этой программы особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Партийные власти Китая предполагали, что социалистическая модернизация будет осуществляться в три этапа: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) – поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) – превратить Китай в современную высокоразвитую державу.

В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала продолжение политики, начатой в 1978 г.: дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной властей; укрепление системы производственной ответственности крестьян; расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства; создание условий для продажи излишков продукции на рынках.

Новым, по сравнению с концом 70-х гг., было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Таким образом, сфера «директивного планирования» была сокращена, так же как и сфера «единого государственного установления цен». Макроэкономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным было: разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства, прежде всего, в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.

Предполагалось, что реформа экономической системы в городах должна оказать прямое воздействие на экономику страны в целом, так как именно города выступили центрами товарного производства.

Рассмотрим основные результаты новой экономической политики в Китае во второй половине 80-х начале 90-х годов.

Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х годов Китай вышел на 1-е место в мире по производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е – по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е – по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е – по выплавке стали, на 5-е – по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е – по добыче сырой нефти и производству сахара (имеются в виду валовые показатели). Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте – с 25,2 % в 1949 г. до 53,7 % в 1985 г. При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производств. Была ограничена сфера планирования, заметно снизилось значение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия были превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Однако главенствующая роль государства осталась неизменной.

Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира. Переход на семейный подряд дал быстрый эффект за счет интенсификации ручного труда. Однако возможности мелкотоварного производства с низким уровнем технической оснащенности ограничены, а современной китайской деревне не хватает техники и специалистов.

Специалисты, изучающие развитие сельского хозяйства в Китае, отметили интересную закономерность: там, где годовой доход сельских жителей превышал 800 юаней на душу населения, заметно снижалась их трудовая активность. Вместо того чтобы тратить деньги на производственные нужды, крестьяне предпочитали строить дома, и подчас на пахотной земле. Многие крестьяне «проедали» накопления, а не вкладывали их в производство. Это был очевидный тормоз в развитии товарного хозяйства.

Во второй половине 80-х – начале 90-х годов общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перспективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.

Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.

В ряде районов: Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала было открыто 14 морских портов.

В настоящее время экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, как, например, в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .

Исход «культурной революции» окончательно скомпрометировал имидж коммунистов и их общественных идеалов в глазах населения.

Народ это ясно осознавал и был внутренне готов к крутым поворо­там в политике. Хотя официально в Китае до сих пор не произошло радикальных изменений политической системы, сменился политиче­ский курс. С февраля 1978 г. меняется политика в сфере образования. Измени­лось и отношение к интеллигенции: ее наконец перестали называть «вонючей категорией», образованным людям стали отдавать предпо­чтение при назначении на должности. В августе 1978 г. состоялся XI съезд КПК. Там прозвучала острая кри­тика «банды четырех» - их обвинили в эксцессах «культурной революции». Произошла чистка КПК от ее выдвиженцев - были сняты со своих постов 290 из 350 руководителей и их замов в провинциальных комитетах. Съезд свидетельствовал об укреплении позиций Дэн Сяопина, он был са­мым опытным в партийной иерархии, имел огромные связи и авторитет.На XII съезде КПК по предложе­нию Дэн Сяопина создана система советников на всех уровнях партии; сам Дэн возглавил Центральную комиссию советников. Многие после­довали его примеру, перейдя на посты советников и освободив таким образом места для более молодых и образованных членов партии. В сен­тябре 1985 г. на партийной конференции КПК ушла в отставку сразу по­ловина членов Политбюро - возможности для реформ были открыты. Дэн Сяопин был человеком здравомыслящим, он был готов на любые реформы, но по­нял, что в условиях Китая они должны проводиться исключительно сверху, при сохранении контроля центральной власти. По китайским традициям также ни в коем случае нельзя официаль­но подвергать сомнению высший авторитет, будь то авторитет кон­кретного человека (Мао Цзэдун) или авторитет партии (КПК). Нельзя признавать, что страна шла в ложном направлении несколько десяти­летий, а теперь руководство это осознало.

В 1978 г. была ослаблена цензура, что сразу же привело к резкой критике курса КПК. В Пекине была создана так называемая «стена демократии», где вывешивались дацзыбао с критикой в адрес комму­нистов и призывами свергнуть их власть. В ответ Дэн Сяопин в конце 1978 г. заявил, что при проведении реформ Китай сохранит диктатуру пролетариата, руководящую роль КПК и верность идеям Маркса-Ленина-Мао Цзэдуна.В декабре 1978 г. на 3-м Пленуме ЦК КПК принято официальное решение о переходе КНР к экономическим реформам. В январе 1979 г. «стена демократии» в Пекине была снесена, студенческие демонстра­ции разогнаны, проведены аресты. Это говорило о том, что КПК не намерена расставаться с властью и упускать инициативу из своих рук. 30 марта 1979 г. прошла теоретическая конференция КПК, на которой и была одобрена общая концепция реформ. Они должны проводиться сверху, под строгим контролем центральной власти, постепенно, с уче­том социальных последствий.На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.



Начинался переход к системе производственной ответственности и крестьян. Повсеместно внедрялся семейный подряд и видоизменились прежняя система коллективного ведения хозяйства. Одновременно повышались закупочные цены на продукцию сельского хоз-ва. В личную собственность крестьян постепенно переходили и сельскохозяйственная техника. Крестьяне теперь могли распоряжаться по своему усмотрению излишками произведенной продукции.

Затем реформа охватила промышленную сферу. Предприятия получали большую самостоятельность, разрешалась частнопредпринимательская деятельность, создавались свободные экономические зоны с участием иностранного капитала. Принимаются законы, устранявшие обязательное прежде повсеместное директивное планирование.

Вскоре проводимые преобразования дали первые положительные результаты. За период VI пятилетки (1981-1985 гг.) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в среднем на 11%. Доходы городского и сельского населения в 1980-е гг. увеличились почти вдвое, однако продолжали оставаться довольно низкими в сравнении с другими странами. Осенью 1987 г. состоялся XIII съезд КПК, на котором была сформулирована теория о начальной стадии социализма в КНР.Согласно этой концепции строительство социализма в Китае должно пройти три основных этапа. До 1990 гг. удвоится ВНП (посравнению с 1980 г.) и население Китая будет обеспечено основными продуктами питания и одеждой без использования карточной

системы. Второй этап, который займет следующее десятилетие, вплоть до 2000 г., даст увеличение ВНП еще в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) и население достигнет средней зажиточности. Последний этап, наиболее длительный по времени, завершится в 2049 г. и приведет к превращению Китая в страну

среднеразвитого (по мировым меркам) уровня развития.Для достижения поставленных целей в конце 1980-х гг. былипредприняты решительные меры по стабилизации экономическойситуации: административными методами ограничивался рост цен на важнейшие товары, законсервировались многие объекты капитального строительства, подняты закупочные цены на ряд сельскохозяйственных товаров. В целом это дало дополнительные стимулы для экономического развития.Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционеры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни. Во второй половине 1990-х гг. КНР заняла прочные позиции в мировом экономическом хозяйстве. По производству валового внутреннего продукта страна заняла 7-е место, по объему внешней торговли- 11-е. Однако доход на душу населения, превысившего 1 млрд 200 млн человек, продолжал оставаться довольно низким -около 560 долл. в год. По-прежнему неравномерным остается развитие отдельныхрайонов, из которых наиболее отсталым является северо-западстраны. Впрочем, значительное событие в жизни КНР - воссоединение Китая с высокоразвитыми Гонконгом (1997 г.) и Макао(1999 г.) значительно укрепили экономику страны.

Аграрные реформы в КНР в 1978–1984 годах

После консолидации власти в КНР в руках Дэн Сяопина и его соратников в Китае наступило время перемен и реформ, которые проводились весьма решительно и смело, но также с крайней осторожностью, ибо надо «переходить реку, нащупывая камни на дне», – таков был и совет, и указание лидера КПК. Реформы было решено начать с деревни, что вызвало тогда, по свидетельству самого Дэн Сяопина, немало толков и пересудов (Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1988. С. 157).

Создание народных коммун в китайской деревне привело поначалу к небольшому росту сельскохозяйственного производства в Китае. Однако энтузиазм крестьян при отсутствии материальных стимулов не мог продолжаться долго. Народные коммуны смогли более чем вдвое увеличить площадь орошаемых земель. В китайской деревне в 1967–1977 годах значительно возросло использование удобрений. Здесь стал выращиваться высокоурожайный полукарликовый рис, на который к 1977 году приходилось уже около 80 % засеянных рисом земель. Однако все имущество народных коммун было общим, и крестьянам в большинстве случаев было запрещено заниматься подсобными промыслами. В коммунах царила полная уравниловка и бесплатное распределение ресурсов внутри очень большого коллектива. Результатом стала постепенная деградация народных коммун. Материальная база коммун почти не росла, так как китайская деревня почти не оснащалась какой-либо техникой. Не скрепленные технологически коммуны все чаще и чаще распадались на менее крупные объединения – бригады, а то и звенья. Во многих провинциях Китая дело дошло до закрепления производственных заданий за отдельными крестьянскими дворами. В Китае начал стихийно возрождаться семейный подряд. По данным китайской печати, уже в конце 1980 года система семейного или подворного подряда возобладала в 20 % производственных бригад в стране. Общего законодательства или обязательных для исполнения постановлений ЦК КПК на этот счет не имелось, и решения принимались на местном уровне. Сами лидеры КПК ждали – какая форма землепользования окажется в китайской деревне наиболее эффективной и популярной.

Самой популярной и эффективной формой оказался семейный подряд, когда семья или двор брали в аренду на 3–5 лет участок земли для семейного землепользования. Часть урожая продавалась по твердым ценам государству, другая часть передавалась производственной бригаде – в уплату за предоставленную технику или иную помощь. Остальная часть урожая, а это, как правило, было более чем половина, семья получала в свое полное распоряжение. Мы видим здесь очевидное сходство с теми формами землепользования, которые возникли в советской деревне в 1925–1927 годах, т. е. в пору наибольшего развития форм и методов НЭПа. Чем кончился НЭП в Советском Союзе и в советской деревне, мы знаем очень хорошо. Но Китай уже прошел свой опыт принудительной коллективизации, и возвращаться как к колхозам, так и к «народным коммунам» здесь никто не хотел. Избавленная от давления сверху китайская деревня сама выбрала для себя оптимальные для условий начала 1980-х годов формы хозяйствования. По данным китайской статистики, в 1978 году 180 млн крестьянских дворов Китая были объединены в 52,7 тыс. коммун, подразделявшихся на 690 тыс. больших производственных бригад и 4,8 млн производственных бригад. А к концу 1984 года в стране осталось лишь 249 коммун, 7 тыс. больших производственных бригад и 128 тыс. производственных бригад, тогда как 97,9 % крестьянских дворов перешли на подворный семейный подряд. В связи с этим обвально сократилась доля доходов, полученных крестьянами от коллективного хозяй ства: с 66,3 % в 1978 году до 21,5 % в 1982 году и 11,6 % в 1983 году (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999 гг. Москва, РАН. 1999. С. 159). Самоликвидация народных коммун и переход китайской деревни на семейный подряд неизбежно вели здесь к возобновлению процесса расслоения крестьянских хозяйств – на более зажиточные и менее зажиточные. Некоторые из крестьянских хозяйств разорялись, и у части крестьян не оставалось другого выхода, как бросить землю и передать свои права аренды более успешному соседу. Стали появляться в деревне и более эффективные и более богатые хозяйства. Однако в отличие от советского опыта 1929–1933 годов богатые китайские хозяйства не притеснялись и не ограничивались как якобы «кулацкие», а, напротив, поощрялись.

Переход китайской деревни к семейному подряду привел к заметному росту производительности крестьянского труда. В 1984 году сбор зерновых превысил 400 млн тонн, что почти на 30 % превышало показатели 1977 года. Почти в 2 раза возросло производство хлопка, в 2,5 раза – производство мяса, более чем в 3 раза – производство масличных и сахароносных культур. В 2 раза возросло и производство чая (Энциклопедия нового Китая. М., 1989. С. 260–270). В постановлениях ЦК КПК и Госсовета система семейного подряда была не только одобрена, но ее называли здесь «великим творением китайских крестьян». Однако возможности этой формы мелкого землепользования были ограниченны. Уже в 1985 году в Китае произошло сокращение общего объема производства основных продовольственных культур. Роста сельскохозяйственного производства не наблюдалось и в 1986 году. Производство зерна в Китае, достигнув в 1984 году 407 млн тонн, упало в 1986 году до 369 млн тонн, и только в 1987 году снова вернулось к показателю в 402 млн тонн (Китайская Народная Республика. Справочник. M., 1989. С. 131). После 6 лет быстрого роста в Китае началось явное торможение в развитии сельского хозяйства. Для преодоления этой тенденции было принято множество разного рода усовершенствований, я укажу ниже лишь на некоторые из них.

Еще в начале 1980-х годов в китайской деревне стали восстанавливаться и развиваться разного рода промыслы. Крестьяне занимались перевозкой грузов, посреднической торговлей. В тех сельских районах или деревнях, где имелись разного рода гидросооружения, большие производственные помещения и склады или относительно крупная для условий Китая сельскохозяйственная техника, там небольшие группы хозяйств объединялись для их совместного использования – это были НХО, или «новые хозяйственные объединения». Специальным решением ЦК КПК было разрешено тем семьям, которые не справлялись с обработкой своего участка, передавать за определенную плату свой пай «более умелым земледельцам». Это вело к расширению товарного производства в китайской деревне и к появлению все более специализированных и более крупных хозяйств. В Китае быстро росло число «специализированных дворов», которые имели участки земли в 5 и 10 раз большие, чем средние по уезду. Примерно треть таких хозяйств занималась растениеводством, треть – животноводством. Многие хозяйства занялись разведением рыбы в прудах.

Государство еще не имело возможности вкладывать в сельское хозяйство значительные капиталы, и сельскохозяйственной техники в китайской деревне было очень мало. На весь огромный Китай в 1985 году – 852 тысячи крупных и средних тракторов и 3,8 млн мелких огородных тракторов. В деревне работало только 430 тыс. грузовых машин и около 35 тыс. комбайнов. Потребление минеральных удобрений в сельском хозяйстве Китая составило в 1985 году 17,8 млн тонн. Орошаемые площади в 1960–1985 годах даже немного сократились – с 45 до 44 млн гектаров (там же, с. 219). От промышленности китайская деревня получала в 1980-е годы главным образом простую технику – плуги, сеялки, гидронасосы, ручную технику и т. п.

Более богатые и более специализированные хозяйства в китайской деревне нуждались, естественно, в наемном труде, который в прежние годы считался недопустимым признаком развития капитализма. Однако Китай не пошел на те меры насилия по отношению к богатым крестьянам, на которые пошел в СССР Сталин в 1929–1932 годах. Напротив, китайское руководство узаконило ту политику, которая в СССР оценивалась как «правый уклон». На XIII съезде КПК в 1987 году было принято принципиальное решение о легализации в Китае частной собственности, которая была ликвидирована во времена Мао Цзэдуна. В Отчетном докладе и в резолюциях съезда было сказано, что «частная собственность в Китае и неизбежно связанный с ней наемный труд на начальном этапе социализма неизбежны и являются необходимым и полезным дополнением к экономике, основанной на общественной собственности». Дэн Сяопин говорил еще до XIII съезда КПК, а позднее несколько раз повторил простой тезис: «Чтобы развивать производство, не надо опасаться, что одни станут богаче раньше, чем другие… Надо дать возможность части хозяйств разбогатеть раньше и быстрее других». Это означало не только разрешение, но и поощрение происходящего в китайской деревне расслоения. В печати говорилось, что такая политика просто необходима для того, чтобы развивать на селе многоотраслевое хозяйство, воспитывая и развивая среди крестьян навыки хозяйственной предприимчивости.

Это была правильная политика, и она принесла к концу 1980-х годов ощутимые результаты как в производстве сельскохозяйственной продукции, так и в создании в сельской местности огромного числа волостно-поселковых предприятий, которые в течение 10–15 лет превратились не только в одну из опорных отраслей сельской экономики Китая, но и в важную часть всего народного хозяйства страны.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора

Аграрные фальсификации В завершение этой темы стоит сказать, что после ликвидации последствий неудачного плана развития зернового хозяйства СССР серьезно поднялся в области сельского хозяйства, и уже в 1933/34 году урожай превысил уровень 1930/31 года. Только вот из

Из книги Виктор Суворов врет! [Потопить «Ледокол»] автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Аграрные преобразования в Германии В Германии задачи были намного сложнее, чем в Польше. Страна не только была сильно разрушена во время войны бомбардировками и боевыми действиями. Германия оказалась поделенной на части оккупационными зонами, причем наиболее развитая

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава третья РЕВОЛЮЦИОННЫЕ АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Аграрные реформы В 1733 г. Кристиан VI воссоздал национальную милицию, и крестьянские парни вновь оказались в полукрепостной зависимости, привязанными к земле. Данное королевское решение было инициировано советниками государя из числа аристократов и военных. Дело в том,

Из книги Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 автора Голдстоун Джек

Изменение или революция? Аграрные и промышленные изменения до XIX в. Уже многие годы школьников в Европе и Америке учат тому, что подъем в развитии Запада начался в Англии XVII–XVIII вв. Тогда, как считалось, в Англии произошла аграрная революция, поднявшая

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.2. Аграрные реформы Отсчет реформ, как правило, начинают с сентября 1953 г., но подступы к ним обозначились еще раньше. В августе 1953 г. был принят Закон о сельскохозяйственном налоге, который наполовину уменьшал платежи, взимаемые с приусадебных участков, и отменял

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

5. Аграрные преобразования в новых советских республиках и областях В 1939-1940 гг. братская семья советских народов расширилась, с ней воссоединились народы западных областей Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии (Бессарабия) и Прибалтики. Перед трудящимися этих

автора Смолин Георгий Яковлевич

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА Экономической основой образования и усиления централизованной власти Сунской династии были расширение казенных поместий и предоставление помещикам больших земельных владений.Крупнейшими помещиками в стране были

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Существенной отличительной чертой аграрного строя в XVI–XVII вв. была исключительная интенсивность процесса перераспределения земли. Этот процесс вел к небывало высокой концентрации земли в частных руках и к обезземеливанию крестьянства.Крупнейшим

автора Блок Марк

III. Аграрные распорядки: открытые длинные поля Любой аграрный распорядок характеризуется не только последовательностью культур. Каждый из них представляет собой сложный комплекс технических приемов и принципов социальной организации. Попытаемся рассмотреть аграрные

Из книги Характерные черты французской аграрной истории автора Блок Марк

IV. Аграрные распорядки: открытые поля неправильной формы Представим себе лишенные изгородей пашни, сходные в этом отношении с уже описанными. Однако парцеллы представляют собой не длинные и узкие полосы, систематически сгруппированные в картье одного направления, а

Из книги Характерные черты французской аграрной истории автора Блок Марк

V. Аграрные распорядки: огороженные поля Двум «открытым» системам, для которых характерно наличие более стойких или менее стойких общинных сервитутов, противостоит в виде удивительной антитезы система огороженных полей (см. рис. X–XII).В представлении английских

Из книги Полное собрание сочинений. Том 17. Март 1908 - июнь 1909 автора Ленин Владимир Ильич

Аграрные прения в III Думе Почти месяц аграрных прений в III Думе дал чрезвычайно богатый материал для изучения современного положения аграрного вопроса, итогов революции и задач пролетариата. Попытаемся подвести основные выводы из этого материала. Четыре группы ораторов

Из книги Мир саги автора

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД "НАУКА" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ © Издательство "Наука", 1984 г. МИР САГИ "А

Из книги Становление литературы автора Стеблин-Каменский Михаил Иванович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) М.И. СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ Мир саги Становление литературы Отв. редактор Д.С. ЛИХАЧЕВ ЛЕНИНГРАД "НАУКА" ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1984 Рецензенты: А.Н. БОЛДЫРЕВ, А.В. ФЕДОРОВ c Издательство "Наука", 1984 г. Становление