Пенсионный фонд закон о пенсиях. Новый закон о пенсиях: взаимодействие ПФР и работодателей

Пенсионный фонд закон о пенсиях. Новый закон о пенсиях: взаимодействие ПФР и работодателей

Выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Закон). При этом две его статьи, а именно ст.8 и ст.9 вступят в силу уже через несколько дней – 20 мая. Данные статьи касаются порядка формирования выплатного резерва и для большинства граждан – пенсионеров интереса не представляют. Гораздо важнее знать, что нового содержится в данном Законе, касаемо выплат гражданам накопительной части пенсии . Попробуем разобраться в новинках законодательства, но прежде, определимся с основными терминами .

Составляющие части трудовой пенсии. Управление накопительной частью пенсии


-базовая часть минимальное пособие по старости, которое государство гарантирует каждому россиянину, даже если он вообще никогда не работал

-страховая часть – формируется за счет ежемесячных взносов работодателей в государственный Пенсионный фонд РФ (ПФР) на счет будущего пенсионера. Страховой частью пенсии, до выхода на пенсию распоряжаться нельзя, поскольку данные отчисления идут на выплату тех, кто уже находится на пенсии. Страховая часть пенсии подлежит индексированию.

-накопительная часть пенсии – эта часть так же формируется за счет ежемесячных взносов работодателей (в данном случае, размер взноса меньше, чем при формировании страховой части), однако отличие этой части пенсии от страховой части заключается в том, что ею можно распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и увеличивать её. Увеличить накопительную часть пенсии можно за счет участия в программе государственного софинансирования пенсии и материнского капитала, переведенного на счет накопительной части.

Суммы накопительной части учитываются в ПФР на персональном счете каждого человека. При расчете сумма накопительной части прибавляется к сумме страховой части. Так же отличие накопительной части от страховой заключается в том, что первая не подлежит индексации, зато её можно инвестировать по своему усмотрению и получать доход от такого инвестирования, который увеличит размер накопительной части.

Таким образом, размер накопительной части пенсии во многом зависит от действий человека:
-от размера его заработной платы (поскольку работодатель уплачивает процент от заработка лица в счет накопительной части – то чем больше зарплата, тем больше и отчисляемая сумма)
-от того, в каком возрасте (естественно, что чем раньше, тем лучше), человек переведет свои накопления на счет выбранного им управляющего. В принципе, страховые взносы в ПФР должны уплачиваться работодателем сразу после приема на работу лица. Поэтому, чем раньше человек приступает к работе, тем, соответственно больше он сможет накопить.
-от выбранного управляющего пенсией. Чем лучше лицо сможет инвестировать свою пенсию в ту или иную организацию, тем выше будет его доход, и, соответственно размер накопительной части.

Следовательно, накопительная часть пенсии – эта та часть пенсии, которой человек может управлять самостоятельно, влияя на то, какую сумму он в итоге будет получать, став пенсионером.

Так же нельзя не сказать несколько слов о способах управления своей пенсией. На данный момент существует три варианта управления накопительной частью :


-через государственные управляющие компании (ГУК). Такая форма управления назначается автоматически, если лицо не выбрало иное.
-через частные управляющие компании (ЧУК) - коммерческие организации, основной деятельностью которых является управление капиталом различных инвесторов. Для перехода в такую организацию, необходимо написать заявление.
-через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для перехода в НПФ, необходимо написать заявление и заключить договор с негосударственным пенсионным фондом.
Какой способ управления накопительной частью пенсии выбрать – зависит исключительно от желания человека.

Так же очень важно знать, что накопительная часть трудовой пенсии формируется только у мужчин и женщин 1967 года рождения и моложе. Лица старшего возраста – мужчины 1953-1966 г.р. и женщины 1957-1966 г.р. - имеют накопительную часть, сформированную за 2002, 2003 и 2004 годы, до того, как было принято решение об их исключении из накопительной системы. Поэтому эта группа граждан также имеет право распоряжаться средствами, накопленными за 3 года. Лица старше 1953 года рождения (мужчины) и 1957 года рождения (женщины) не имеют накопительной части.

Порядок выплат пенсионных накоплений

Все сказанное выше о том, что представляет собой трудовая пенсия, какие части являются её составляющими и какими из них (а так же, каким образом) можно распоряжаться было упомянуто для того, чтобы было понятно, какой именно части пенсии коснулся новый Закон. Закон устанавливает порядок финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости в пенсионном фонде; порядок формирования резерва для соответствующих выплат; порядок отзыва пенсионных накоплений из управляющих компаний; порядок передачи средств выплатного резерва пенсионного фонда. Помимо этого законом предусмотрен порядок изменений размера накопительной части трудовой пенсии по старости; порядок единовременных выплат средств пенсионных накоплений, оговорены обязанности пенсионного фонда по финансированию выплат накопительной части трудовой пенсии.

Данный законодательный акт предполагает создание внутри Пенсионного фонда (ПФР) специального выплатного резерва . Этот резерв будет формироваться из средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости (т.е. лица 1967 г.р. и моложе, а так же мужчины 1953-1966 г.р. и женщины 1957-1966 г.р. имеющие накопительную часть за 3 года). Таким образом, пенсионные накопления этих лиц, будут выделены в отдельную категорию. Управлять ими будут государственные управляющие компании средствами выплатного резерва .

Таким образом, если лицо оставило накопительную часть своей пенсии в ПФР, то накопительные выплаты ему будут осуществляться из выплатного резерва. Если же лицо перевело свои средства в негосударственный пенсионный фонд, то выплаты ему будет осуществлять именно эта организация.

Какие именно выплаты накопительной части пенсии предусматривает Закон:

-единовременные выплаты смогут получать лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых, в случае ее назначения, составит 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части). А так же лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении соответствующего возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет)

-срочные пенсионные выплаты – право на их получение получают участники программы государственного софинансирования пенсий и те, кто направил средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.


Срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования. Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет. Правопреемники данных лиц, выбравших срочную пенсионную выплату, имеют право получить накопления в случае смерти пенсионера. Причем правопреемниками материнского капитала могут стать лишь супруг или дети.

-пожизненная выплата накопительной части трудовой пенсии по старости установлена для всех категорий лиц, получающих пенсию как через ПФР, так и через негосударственный пенсионный фонд, и срок её выплаты будет единым – до конца жизни. При этом наследование пенсионных накоплений не предусмотрено.

-выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего лица производится в случае, если лицо не доживает до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.

Два вида выплат – срочная пенсионная выплата и накопительная части трудовой пенсии по старости будут ежегодно – 1 августа – корректироваться с учетом поступивших на накопительную часть пенсии взносов. При этом порядок выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости и срочной выплаты лицо может определять само: так, например, накопления, относящиеся к срочной выплате, могут, по желанию лица, суммироваться с накопительной частью трудовой пенсии по старости, и выплачиваться в режиме последней пожизненно.

Таковы основные нововведения данного Закона. На стадии его принятия было много споров по поводу введения понятия срочных выплат и условия об их наследовании. Несмотря на кажущиеся, на первый взгляд, плюсы этих новшеств, у них есть и существенные недостатки. Количество пенсионеров в нашей стране с каждым годов становится все больше и больше, и соответственно лиц, имеющих право на получение выплат накопительной части пенсии становится так же много, в итоге это может привести к дефициту бюджета и невозможности срочных и единовременных выплат.

Так же многие эксперты выражают свое недовольство Законом, говоря о том, что в нем содержится большое количество отсылок к иным нормативным актом, некоторые из которых находятся только в стадии проектов. Помимо этого, нет четкого описания механизма выплат, что так же является недостатком Закона. Несмотря на это законодатели уверяют, что ничего страшного в таком положении вещей нет, и в случае возникновения спорных ситуаций при выплате накопительной части , граждане всегда могут решить вопрос в судебном порядке . Безусловно, что такой вариант порадует немногих пенсионеров. Однако, делать однозначные выводы относительно плюсов и минусов Закона пока рано – только применение его на практике покажет требующие доработки стороны.

Если человек уйдет на пенсию с первого января 2015 года, как она ему будет начисляться?

— Тем, кто обратится за назначением пенсии в 2015 году, основной расчет будет произведен по нормам старого законодательства, потому что основные пенсионные права приобретены до 2015 года. Так, если он обратится за назначением пенсии 30 января, то ему будут начислять пенсию по старому законодательству до 1 января, а с 1 по 30 января 2015 года — уже по новому. Трудовые периоды будут суммироваться. В чистом виде пенсию по-новому будут получать только те, чей трудовой стаж начнется в 2015 году.

Сегодня главную роль при начислении пенсии играет размер страховых взносов. Какой фактор будет решающим при начислении пенсии по-новому?

— По новому пенсионному закону с 2015 года главную роль будут играть продолжительность стажа и размер заработной платы. Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия. Стаж будет учитываться с первого дня работы до наступления пенсионного возраста. Кроме страхового стажа, в законе есть такое понятие, как нестраховые периоды — уход за детьми, служба в армии и др. Они есть и в сегодняшнем законодательстве, но в новом меняется подход к подсчету.

За первого рожденного ребенка берется в расчет коэффициент 1,8, за двоих — 3,6, за третьего и последующих детей — 5,4. За службу в армии добавляется коэффициент 1,8.

Пенсионный капитал, начиная с 2015 года, будет учитываться не в рублях, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах, которые в обиходе называют баллами. При назначении пенсии их суммируют и переводят в рубли. Необходимое количество баллов, как минимум 30, можно заработать за 30 лет трудового стажа при зарплате не менее одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) или за 15 лет трудового стажа при зарплате не менее двух минимальных размеров оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда растет ежегодно и устанавливается Правительством РФ. Сегодня он составляет 5 641 рубль, через несколько лет будет иметь другое значение.

Человек, достигнув пенсионного возраста, может выбирать — обращаться ему за назначением пенсии или продолжить свою трудовую деятельность, не обращаясь за назначением, и таким образом существенно увеличить ее размер. То есть создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением трудовой пенсии по старости позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.

Если работник имел заработную плату не выше одного МРОТа, ему есть смысл получать пенсию и продолжать работать. Тот, у кого высокий заработок, может несколько лет (как он решит сам) не обращаться за назначением пенсии, а продолжать трудиться.

Сохранятся ли в новом законе ежегодные перерасчеты пенсии для работающих пенсионеров?

— Да, так же как и ежегодные индексации пенсий. Те, кому пенсия уже назначена или будет назначена до 1 января 2015 года, будут получать ее в установленном размере с учетом ежегодной индексации не ниже уровня инфляции. Пенсионный капитал пересчитываться в сторону уменьшения не будет.

Что должны знать о новом пенсионном законодательстве вступающие в трудовую жизнь молодые люди, которые имеют маленький официальный заработок либо вообще официально не трудоустроены, хотя зарплату получают?

— Наши специалисты объясняют юношам и девушкам, что пенсионная реформа в первую очередь касается именно их. Они должны знать, что пенсию им назначат, если страховой стаж будет не менее 15 лет, но ее размер во многом будет зависеть от сегодняшней жизненной позиции. Кстати, по действующему законодательству пенсию назначают, если мужчина или женщина достигли соответствующего возраста и имеют страховой стаж не менее пяти лет.

Вступающие в трудовые отношения молодые люди должны понимать, какие условия будут существенными при наступлении пенсионного возраста. Это, во-первых, стаж с первого дня работы, официальная заработная плата. Важно, чтобы ее размер был достаточно высоким.

Об изменении пенсионного возраста речь не идет?

— Сегодня мы четко знаем, что пенсионный возраст каким был, таким и остается — 55 лет для женщин, 60 — для мужчин. Уже более полувека пенсионный возраст в России самый низкий в мире.

Выбрать страховую или накопительную пенсию может только сам будущий пенсионер. Работодатель перечисляет на лицевой счет каждого гражданина в Пенсионном фонде страховые взносы в размере 22 процентов. Это не личные накопления гражданина, а взносы работодателя. Будущие пенсионеры 1967 года рождения и моложе при желании могут шесть процентов взносов направить на накопительную часть трудовой пенсии, остальные 16 процентов — на страховую часть. В этом случае ровно на шесть процентов будет меньше страховая часть их трудовой пенсии.

Накопительной частью трудовой пенсии можно распорядиться, доверив ее одному из негосударственных Пенсионных фондов. Правда, в этом случае надо следить за рейтингами фондов, то есть быть финансово грамотным человеком. Можно самостоятельно пополнять сумму, идущую в расчет накопительной части пенсии, за счет своих личных средств. С другой стороны, страховая часть пенсии два раза в год индексируется государством, а судьба негосударственных Пенсионных фондов и размещенных на их счетах средств пенсионных накоплений зависит от стабильности финансовых рынков. Так что страховая или накопительная — личный выбор каждого.

Одной из форм государственной социальной защиты населения является пенсионное обеспечение, которое в российском государстве осуществляется посредством Пенсионного фонда РФ. Данный фонд основан в декабре 1990г. и является крупнейшей российской организацией в сфере оказания государственных услуг социального значения, он в своей работе ориентирован на обеспечения граждан правами на пенсионное обеспечение и управление средствами пенсионной системы. В отличие от, например, банковской деятельности, каждая отдельная отрасль деятельности Пенсионного фонда РФ регулируется определенным законодательным актом. Так, порядок внесения в пенсионный фонд взносов регламентируется Федеральным законом №212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В области взносов, определяет порядок действий и субъектов данной сферы деятельности. Закон, в своем содержании имеет 8 глав и 62 статьи, каждая из которых направлена на регулировку отдельных вопросов в области страховых пенсионных взносов.

Общее положение Федерального закона о страховых взносах подробно описано в главе 1. Статья 1-3 закона дают понятия предмету правового регулирования и определенным терминам, используемых в данном законодательном акте, и трактуют виды органов, осуществляющих деятельность в этой сфере.

Глава 2 посвящена формам уплаты страховых взносов. Глава закона определяет порядок того, кто может быть плательщиком взносов, форму учета плательщиков, объект для обложения взносами, базу для начисления взносов, расчетно–отчетный период, начисления и тарифы страховых взносов в каждой отдельной категории. Статья 15-16 главы регулирует порядок исчисленияи сроки уплаты страховых взносов. В соответствии со статьей 17 федерального закона о пенсионном фондепроизводятся внесения изменений в расчеты по начисленным и уплаченным взносам.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируется главой 3 настоящего закона. Виды и формы обязанности при уплате страховых взносов для каждого отдельного субъекта подробно зафиксированы в ст. 18 закона. Статьи 19-21 определяют порядок и условия взыскания недоимок по страховым взносам, как с организаций, так и с физических лиц. Статья 24 закона о пенсионном фонде определяет обязанности банков, статья 25 – размер пени, статьи 26-27 форму зачетов и возвратов страховых взносов.

Права и обязанности плательщиков, а также органов контроля за уплатой взносов, форма контроля за уплатой страховых взносов подробно трактуются в статьях четвертой и пятой глав федерального закона о пенсионных фондах в сфере взносов. Кроме того, статья 31 закона определяет ответственность органов контроля за нарушение данного законодательства.

Глава 6 определяет понятие нарушения законодательства РФ в сфере уплаты страховых взносов и устанавливает ответственность за эти нарушения. Статьи закона регулируют порядок признания нарушений, выявляют форму вины, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства при нарушении, определяют срок давности.

Глава 7 федерального закона о пенсионном фонде регламентирует порядок обжалования актов органов контроля за уплатой взносов. Регулируется право на обжалование, порядок и сроки обжалования, и сроки рассмотрения жалоб специализированными органами. Глава 8 является заключительным положением, регулирующим сроки вступления данного закона в законную силу.

Скачать Федеральный закон о пенсионном фонде

С начала января 2015 года регулирование вопросов по пенсионному обеспечению абсолютного большинства наших граждан будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). Новое законодательство придет на смену действующему Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По новому пенсионному закону будет введена другая пенсионная формула и прочие важные нововведения. Более подробно эти изменения мы рассмотрим в данной статье.

Изменения в порядке обращения за пенсией

Мы привыкли самостоятельно обращаться с заявлениями об установлении пенсии в органы пенсионного обеспечения, чего собственно и требует от нас закон № 400-ФЗ.

Теперь этот порядок изменится. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ обращаться за установлением страховой пенсии, а также ее выплатой и доставкой, может сам работодатель с письменного согласия застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях.


Нужно отметить, что данное нововведение, это как раз та ситуация, когда новым становится хорошо забытое старое. На самом деле, не так уж давно, в советские годы, будущие пенсионеры могли обратиться за пенсионным оформлением в администрацию организации по последнему месту работы. Данная администрация вместе с местным комитетом профсоюза должна была в обязательном порядке подготовить и передать документы до определенного срока отделу по социальному обеспечению. В профком и администрацию подавалось два вида формы – одна для назначения пенсии по инвалидности, другая для предоставления пенсии при случаях потери кормильца. Поэтому взаимодействие и сотрудничество органов и работодателей по пенсионному обеспечению, а именно по части оформления пенсий ранее уже действовали на практике, и в наше время для этого решения имеются все основания.


Нужно отметить, что совместная работа Пенсионного Фонда РФ (ПФР) и работодателя действительно важна и имеет весомое значение. Принятие соответствующего закона направлено на то, чтобы улучшить обслуживание граждан по оформлению им пенсий.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Пенсионный фонд – крупнейший государственный институт, деятельность которого затрагивает, пожалуй, самые важные и социально значимые услуги, в том числе установление и выплату пенсий, а также прочие выплаты пенсионного характера. Пенсионное обеспечение для нетрудоспособных лиц имеет исключительную важность поскольку для них это единственный источник дохода. В связи с этим приоритетная задача фонда – это качественно и эффективно предоставить гражданам названные услуги. От того, насколько успешно будет выполнена данная задача, зависит социальная стабильность в обществе, и как бы громко это ни звучало, степень доверия проживающего нашей стране населения к власти.

Не для кого ни секрет, что во многом наша пенсия зависит от действий работодателя (страхователя). В его обязанности входит выплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление сведений индивидуального учета по застрахованным лицам в территориальные органы фонда в соответствии с установленным законодательством. Кроме того, это касается и оказания работникам содействия по оформлению необходимых документов для назначения пенсии.

Поэтому Фонд ведет работу по организации электронного взаимодействия работодателей с территориальными органами ПФР по представлению документов для пенсии на граждан, состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Фонд это взаимодействие ведет в качестве проведения, так скажем, заблаговременной работы, которая включает комплекс мер, направленных на обеспечение более полных и достоверных данных о пенсионных правах застрахованных лиц, которые зарегистрированы в территориальных органах пенсионного фонда, что необходимо для правильного и назначения пенсии.

При этом сам страхователь может являться партнером ПФР в деле по улучшению качества обслуживания граждан в предоставлении пенсионного обеспечения.

В чем заключается суть данной работы?

Если говорить коротко, то суть данной задачи заключается в том, чтобы договоренность территориальных органов Фонда со страхователями по поводу представлении ими электронных документов в ПФР , требующихся для оформления пенсии для работающих у них граждан, проводилась по защищенным каналам связи для правовой оценки, обработки и формирования макета электронного выплатного дела по соответствующим правомочным лицам.

Макет электронного выплатного дела в ПФР – это дело, сформированное до того как территориальный орган принял решение о назначении пенсии. Отметим, что он также формируется органом ПФР для проведения заблаговременной работы по лицам, которые должны выйти на пенсию.

Говоря о каналах связи, по которым предоставляются соответствующие документы, естественно возникает вопрос, какими именно должны быть эти каналы? Значит ли это, что работодателю нужно будет организовать какого-либо дополнительный источник обмена данными с Фондом? На этот вопрос мы твердо отвечаем – нет. Дело в том, что все необходимые каналы уже созданы. В этих целях используются не только защищенные каналы связи, но и программные средства, который применяет страхователь для передачи отчетности по страховым взносам и индивидуальному учету работающих у него лиц в орган ПФР. Отметим, что предусмотренные для данных целей каналы связи -это удобный бесконтактный способ представления отчетных документов.

Напомним, что на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения можно предоставлять на 50 и более лиц, включая лица, которые заключили договор гражданско-правового характера. Все документы передаются в электронном виде. В том же порядке представляются сведения и страхователем, но менее чем на 50 работающих у него граждан. Данная общепринятая практика теперь касается большинства работодателей.

Такой подход подразумевает решение ряда вопросов: стоит ли предоставлять допуск работодателей в систему электронного документооборота ПФР; какой способ защиты лучше использовать при передаче персональных данных; стоит ли назначить электронную подпись элементом для равнозначного признания как электронных, так и бумажных документов, подписанных в установленном порядке участниками информационного взаимодействия.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Организация работы по передаче документов для оформления пенсии между работодателем и органом ПФР ведется при заключении соответствующего соглашения (оно может быть и дополнением к уже действующему соглашению по обмену электронной документации при предоставлении данных персонифицированного учета и расчетов страховых взносов на пенсионное страхование). Также должен быть согласован порядок (регламент) для электронного информационного взаимодействия.

Работодатель может передавать не только документы, которые предъявляются гражданином при заключении трудового договора - паспорт, свидетельство пенсионного страхования, трудовая книжка и др., но и прочие документы, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии. Например, свидетельство о браке или о рождении ребенка. Как мы видим, при таком взаимодействии, работодатель оказывает достаточно больше содействие своему сотруднику в подготовке необходимых документов.


Все требуемые документы нужно предоставлять в срок, согласованный с территориальным органом пенсионного фонда, и не позднее, чем за 9 месяцев до вступающего в силу права на пенсию. Документация предоставляется в соответствии со списком сотрудников, которые должны выйти га пенсию в течение года, в электронном виде с электронной подписью от уполномоченного лица работодателя через коммуникационные каналы связи.

Рекомендуется оформлять необходимые для назначения пенсии электронные документы на каждое застрахованное лицо. То есть по каждому сотруднику должен быть сформирован отдельный пакет документов с указанием ФИО и адреса регистрации. Документы должны быть отсканированы в цветном изображении и с расширением в 300 dpi. Каждый документ лучше сканировать отдельно. К каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый содержащийся в пакете документ должен быть заверен электронной подписью.

Очень важно отметить, что предоставление документов работодателем выполняется только с согласия заинтересованного лица. Это обусловлено установленными требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных. Естественное это также основывается на базе пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь следует отметить, что по закону № 400-ФЗ, граждане, которые добровольно отложили выход на пенсию, получают серьезные бонусы для увеличения размера их пенсии.

Работодатель в установленном порядке может предоставлять также документы, которые направлены на повышение эффективности заблаговременной работы по застрахованным лицам, выходящим на пенсию, например, списки работников, которые должны выйти на пенсию, перечень рабочих мест, должностей и профессий, занятость в которых предоставляет гражданам право выйти на пенсионное обеспечение по старости досрочно.

Обращаем Ваше внимание, что те документы, которые направляются работодателем в орган ПФР в установленном порядке, обязательно проходят процедуры обработки регистрации. Сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда, отвечающими за проведение заблаговременной работы, при получении пакета документов формируется расписка о получении. С вою очередь они также заверяют его электронной подписью и отправляют страхователю по каналам связи. Если недостает каких-то документов, то страхователя об этом уведомляют.

Подача документов через доверенное лицо

Итак, представим, что территориальный орган ПФР и работодатель заключили между собой согласие о представлении электронных документов для оформления пенсии. В данном случае, организация работы должна быть сформирована так, чтобы в наступающий для обращения за пенсией срок, подать заявление и необходимые документы в Фонд могло также уполномоченное лицо страхователя. Другими словами, обеспечение обращений за пенсией фактически известных Фонду граждан будет осуществляться через доверенное лицо, на основании доверенности работается, интересы которого он будет представлять в территориальном органе ПФР. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В соответствии с пунктом 7 Правил по обращению за пенсией, за назначением или перерасчетом размера пенсии, по вопросам перехода с одного вида пенсии на другой по федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Правительством Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться в любое время при появлении права на нее и без ограничения сроком, подав документы самостоятельно, через работодателя либо через его представителя.


Это положение также изложено, но более конкретизировано в Административном регламенте по предоставлению Пенсионным фондом РФ госуслуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. В соответствии с пунктом 4 данного правового акта, гражданин воспользоваться этой госуслугой может через своего законного представителя - родителей, опекунов, усыновителей, попечителей. Или через представителя организации, в которой под надзором находятся не дееспособные граждане. Это относится также к представителям детских приютов и домов, осуществляющих опеку детей, оставшихся без родителей, и доверенным лицам (уполномоченные гражданином лица на основании доверенности).

Доверенность, согласно статье 185 Гражданского кодекса РФ, это уполномочие в письменном виде, выдаваемое одним лицом другому для представительства интересов перед третьими лицами.

Важно отметить, что получить нотариальную форму доверенности, можно в случаях, предусмотренных законом. При этом, согласно действующему законодательству РФ, представителю гражданина при подаче заявлении на пенсию необязательно предъявлять нотариально удостоверенную доверенность.


Это значит, что гражданин может выдавать доверенность на право представления его интересов в ПФР при подаче заявления, другому физическому лицу. Доверенность должна содержать перечень полномочий на совершение действий при подаче заявления на пенсию и к ней должны прилагаться все необходимые документы. В доверенности также указываются данные паспорта уполномоченного лица и доверителя, дата заключения доверенности и срок ее действия. Доверенное лицо может не только предоставлять заявление на пенсию и его документы, но и получать расписку-уведомление о приеме документов в ПФР, а также пенсионное удостоверение. Как мы уже говорили, уполномоченным лицом может быть также представитель работодателя. В данном случае обратим внимание, что согласно пункту 7 указанных выше Правил, заявление на оформление пенсии и соответствующие документы могут представляться в территориальный орган ПФР не раньше, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

В чем заключаются плюсы взаимодействия страхователей и Пенсионного фонда в деле назначения пенсии?


Преимущества взаимодействия между ПФР и работодателем относительно гражданских интересов и назначения им пенсий в кратчайший срок, на наш взгляд, очевидны. Предпосылками к организации сотрудничества через электронные средства послужили несколько факторов: успешная эксплуатация электронного документооборота ПФР, где большинство участников – это страхователи, а также правовая и техническая возможность ведения пенсионных дел в электронном варианте.

Можно конечно отметить, что в сравнении с советским временем, на работодателя это обязанность не накладывается в обязательном порядке. Закон № 400-ФЗ подтверждает только его право обращаться за пенсией для собственных сотрудников, поэтому особенно усердствовать по части организации электронного взаимодействия с Пенсионным Фондом не стоит. Но само по себе создание электронного взаимодействия для цели предоставления документов на оформление пенсий будет положительно отражаться на имидже компании и подчеркнет ее социальную ответственность перед сотрудниками.


Следует также помнить, что работодателю часто приходится отпускать сотрудников именно в рабочее время по делам, касающихся сбора и подачи требуемых документов на пенсию, что может нести за собой издержки для компании. Организация электронного взаимодействия исключает эту проблему.


Основываясь на результатах практики, нужно отметить, что многие страхователи охотно принимают участие в этом проекте, осознавая не только его преимущества, но и важность. Статистический анализ показал, что на 1 сентября 2014 года количество работодателей, с которыми была осуществлена договоренность об электронном взаимодействии, составило более 240 000.

Кроме того, многие органы исполнительной власти РФ, заинтересованные в том, чтобы повысить качество предоставляемых гражданам госуслуг на их территории, оказывают активную поддержку таких инициатив, причем не только морально, но и на основании принятия соответствующих нормативных актов.

Например, на Белгородчине было принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями». Данное распоряжение направлено на то, чтобы организации всех форм собственности обеспечили направление в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ электронных (сканированных) документов застрахованных лиц за год до выхода на пенсию и заключили соглашение по обмену документами в системе электронного документооборота ПФР по предусмотренным для данных целей коммуникационным каналам связи.


Также в Татарстане уже действует от 20 мая 2013 года постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данное постановление утверждает Регламент информационного взаимодействия для подготовки документов в электронном виде для оформления пенсий. При этом в задачи исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и подведомственных им организаций входит обеспечение предоставления в территориальные органы ПФР электронных документов трудоустроенных граждан за год до выхода на пенсию. А на руководителей иных организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности лежит обязанность по организации данной работы.

Пенсионный фонд России на федеральном уровне также заключает согласие об электронном взаимодействии с крупными страхователями, у которых имеется развитая региональная сеть своих представительств. Так, например, от 21 августа 2013 года было направлено письмо в субъекты РФ от Пенсионного фонда и ОАО «РЖД», в котором указаны рекомендации по проведению рабочих встреч представителей служб по управлению персоналом от ОАО «РЖД» и органов ПФР и, по мере готовности, организация информационного взаимодействия в соответствии с положениями согласованного сторонами Примерного порядка формирования информационного электронного взаимодействия по предоставлению документов для оформления пенсии. Подобный документ действует также между Пенсионным фондом и ОАО «Газпромбанк».


В заключение статьи , хотелось бы выразить надежду, что согласно принятому закону № 400-ФЗ о предоставлении страхователям права для обращения за пенсией собственным сотрудникам, обращаться к системе электронного информационного взаимодействия будет все больше и больше работодателей. Пенсионный фонд РФ открыт для взаимовыгодного сотрудничества со всеми работодателями, которые заинтересованы в уличении предоставления качества госуслуг для наших граждан.