Численность населения
= Рабочая сила + Не рабочая сила
Не рабочая сила:
дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды, лица не хотят или не могут работать и работу не ищут, студенты дневного отделения; вышедшие на пенсию; домохозяйки; бродяги; люди, прекратившие поиск работы
Рабочая сила = Занятые + Безработные
L = E + U
Циклическая безработица связана с ростом и падением производства.
Структурная безработица вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы.
Фрикционная безработица
связана с добровольным переходом работников с одной работы на другую.
К фрикционным безработным относятся:
1) уволенные с работы по приказу администрации;
2) уволившиеся по собственному желанию;
3) ожидающие восстановления на прежней работе;
4) нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
5) сезонные рабочие (не в сезон);
6) люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.
Фактический уровень безработицы
Уровень фрикционной безработицы = ФБ / L
Уровень структурной безработицы = СБ / L
Естественный уровень безработицы = УФБ + УСБ
Естественный уровень безработицы = Уровень фрикционной безработицы + Уровень структурной безработицы
В стране А насчитывается 146 тыс. безработных. Уровень занятости составляет 90%. В этом месяце было уволено 50 тыс. чел., из них 10 тыс. решило пока не искать работу. В этом же месяце из рядов Вооруженных сил страны было демобилизовано 100 тыс. чел. военнослужащих срочной службы. Из них 30 тыс. решили поступать в высшие учебные заведения, 40 тыс. - найти работу, а остальные - немного отдохнуть и подумать о будущем. Как и насколько изменился уровень безработицы в данном месяце?
Уровень безработицы 10% (100 - 90).
Уровень трудоспособного населения: L =146/0,1 = 1460 тыс.
Безработные - лица, не работающие, но ищущие работу.
U1 = 50 - 10 = 40 (структурная безработица)
U2 = 40 - из числа военнослужащих, решившие искать работу (фрикционная безработица)
U = 40 + 40 = 80 тыс.
Год | Безработные, тыс.чел. | Численность экономически активного населения, тыс.чел. | Уровень безработицы, % |
2000 | 7699.5 | 72770.0 | 10.6 |
2001 | 6423.7 | 71546.6 | 9.0 |
2002 | 5698.3 | 72357.1 | 7.9 |
2003 | 5933.5 | 72273.0 | 8.2 |
2004 | 5666.0 | 72984.7 | 7.8 |
2005 | 5242.0 | 73581.0 | 7.1 |
2006 | 5250.2 | 74418.9 | 7.1 |
2007 | 4518.6 | 75288.9 | 6.0 |
2008 | 4697.0 | 75700.1 | 6.2 |
2009 | 6283.7 | 75694.2 | 8.3 |
2010 | 5544.2 | 75477.9 | 7.3 |
2011 | 4922.4 | 75779.0 | 6.5 |
2012 | 4130.7 | 75676.1 | 5.5 |
2013 | 4137.4 | 75528.9 | 5.5 |
2014 | 3889.4 | 75428.4 | 5.2 |
2015 | 4100 | 75500 | 5.8 |
2016 | 4200 | 76600 | 5.5 |
2017 | 4000 | 72100 | 5.2 |
2018 |
Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон: превышение фактическим уровнем безработицы на 1% ее естественного уровня приводит к отставанию объема фактического ВНП от потенциального (при полной занятости) ВНП - на 2,5% (коэффициент Оукена).
ВНП-дефицит
= Реальный уровень безработицы - естественной уровень безработицы
ВНП-дефицит = фактическая безработица - естественная безработица
Реальный ВНП в данном году был равен V. Потенциальный ВНП равен V". Фактический уровень безработицы составил u%. Найти приближенное значение естественного уровня безработицы, если коэффициент Оукена равен k = 2,5.
Закона Оукена:
(V-V")/V = -k(u-u")
где
V* - потенциальный ВНП;
V - реальный ВНП;
u* - естественная безработица;
u - фактическая безработица;
k - коэффициент Оукена.
Понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.
Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является . Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.
Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.
Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной .
Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.
Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу . Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.
На рисунке уменьшившийся спрос представлен линией . В этом случае, при условии, что заработная плата не изменится мгновенно, отрезок представляет собой величину структурной безработицы: при ставке зарплаты существуют люди, которые готовы, но не могут работать. С течением времени равновесная заработная плата понизится до уровня , при котором вновь будет существовать лишь фрикционная безработица.
Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.
Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.
Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей .
Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.
Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.
На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.
Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.
Причины негибкости (жесткости) заработной платы:Закон о минимальной заработной плате
Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.
Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.
Эффективная заработная плата
Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.
Психологический аспект
Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.
Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.
Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.
Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.
Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации . Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице . Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.
К показателям безработицы относят и ее продолжительность.
Продолжительность безработицыОпределяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.
Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.
С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу
Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
опоквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти.
йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ — ЬФП РТПГЕУУ, ЛПФПТЩК ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПМОПЕ УЧПЕЧТЕНЕООПЕ РПУФХРМЕОЙЕ ДПИПДПЧ Ч ГЕМПН Й РП ЛБЦДПНХ ЙУФПЮОЙЛХ, Б ФБЛЦЕ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙК Й ХЮТЕЦДЕОЙК Ч РТЕДЕМБИ ХФЧЕТЦДЕООЩИ РП ВАДЦЕФХ УХНН Ч ФЕЮЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПЗП ЗПДБ.
йУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ЛБЛ УМПЦОПЕ ЖЙОБОУПЧПЕ СЧМЕОЙЕ ПИЧБФЩЧБЕФ 2 УФБДЙЙ ВАДЦЕФОПЗП РТПГЕУУБ: ЧЩРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФОПЗП ЪБЛПОБ (ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ Ч ХЪЛПН УНЩУМЕ УМПЧБ) Й УПУФБЧМЕОЙЕ Й ХФЧЕТЦДЕОЙЕ ПФЮЕФОПУФЙ ПВ ЙУРПМОЕОЙЙ ВАДЦЕФБ.
Исполнение бюджета - наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов - сбора доходов и осуществления расходов.
основывается на принципе единства кассы.
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ действие статьи 215.1 настоящего Кодекса было приостановлено до 1 января 2014 г. в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации органами Федерального казначейства
Исполнение федерального и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный.
Исполнение - это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Исполнение бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.
Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ.
Рассмотрение и утверждение отчета об является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти.
Отчет об исполнении готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
1. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу не позднее 1 августа текущего года.
2. Аналитическая часть, вариант 3
Список используемой литературы
Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).
2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
Исполнение федерального бюджета проистекает на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Минфином России. Обеспечивает исполнение федерального бюджета правительство страны. Оно устанавливает сроки и размеры финансирования расходов федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета производится через главных распорядителей бюджетных средств. В их число входят руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций, являющихся прямыми получателями бюджетных средств. После утверждения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок доводит до главных распорядителей бюджетных средств поквартальное распределение предусмотренных им бюджетных ассигнований. В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств после изучения этой информации должны в пределах выделенных им ассигнований довести объемы поквартального распределения средств до непосредственных получателей.
В ходе исполнения федерального бюджета Минфин России имеет право предоставлять средства на возвратной и платной основе (бюджетные ссуды) сроком не более чем 6 месяцев (в отдельных случаях до конца финансового года) только на мероприятия, утвержденные законом о федеральном бюджете. При этом в доходах федерального бюджета должны быть отражены суммы возврата выданных ссуд и уплаченных процентов по ним.
По решению Правительства Российской Федерации Министерство финансов имеет также право предоставлять отсрочки от уплаты налогов в федеральный бюджет. Такие бюджетные освобождения предоставляются обязательно на возвратной основе. В отдельных случаях с учетом конкретной экономической ситуации Минфину России предоставлено специальное право увеличивать до 10% бюджетные ассигнования на квартал по отдельным министерствам и ведомствам в счет ассигнований последующего квартала.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он сводится к пропорциональному снижению государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи. К ним относятся зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.
Важно иметь в виду, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.
В целях управления средствами федерального бюджета, го сударственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании Договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с граж данским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допус каются.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов федерального бюджета
на единый счет федерального бюджета, распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается его министром в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату Российской Федерации.
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета предполагает утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям. Оно требует утверждения и доведения до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия денежных обязательств получателями средств федерального бюджета. Санкционирование расходов предусматривает подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом.
На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из него, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий.
Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Последние формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета.
После утверждения лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до 3 месяцев. Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату Российской Федерации.
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих опла- е за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в Федеральное казначейство для подтверждения принятых денежных обязательств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Сумма подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Сумма подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Федерального казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным Бюджетным кодексом России. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия. Оно включает разрешение (распоряжение) на платеж и осуществление платежа. Данное финансирование осуществляется Федеральным казначейством.
Разрешение (разрешительная надпись) на платеж и распоряжение о платеже не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Понятно, что сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках межбюджстных отношений должно быть завершено 20 декабря.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств °т предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности денежных средств на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности. На первом месте стоят платежи по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконныхдействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Во вторую очередь списание производится по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Далее идут списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет, списание средств на основании платежных документов, предусматривающих финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга. В последнюю очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета. При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и посгуп- лений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств федерального бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета. Ее данные являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Изменение ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если же разница более 5%, но не свыше 10%, то принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим может Правительство России. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должна быть указана дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и получателей средств федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета случаются снижения поступлений, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, правительство страны представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов Российской Федерации на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. При этом Министерство финансов России подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на уменьшение дефицита бюджета либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете принимается по итогам исполнения федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено.
Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится правительством страны в Государственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Государственной Думы отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если указанный законопроект не принимается в срок. Правительство Российской Федерации имеет право осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.
Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам.
подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. Он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если последние в соответствии с законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств (субъектом Российской Федерации или другим получателем бюджетных средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.
Министр финансов имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он может также осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. В то же время он не вправе сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.
Распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Все доходы федерального бюджета, поступления из источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета, профи- иит федерального бюджета, а также все операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. Казначейство же устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов,
Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. Оно представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.
Итак, установленный законодательный порядок исполнения федерального бюджета предполагает, что он должен исполняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам ассигнований, так и по направлениям исполнения, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной.