Риа рейтинг. Финансовая гибкость и исполнение бюджета. Динамика финансово-экономического развития региона

МОСКВА, 6 апр - ПРАЙМ. Более 70 регионов России на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам в 2016 году повысили способность выполнения долговых обязательств, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства "РИА Рейтинг", входящего в медиагруппу МИА "Россия сегодня".

Эксперты оценили возможности выполнения регионами собственных долговых обязательств, рассчитав индекс их кредитоспособности по итогам 2016 года. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное, худшее значение) до 100 (максимально возможное, лучшее значение).

Индекс рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов, согласно данным составителей рейтинга, на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и города Севастополя, государственный долг которых равен нулю.

РОСТ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов - более чем на 10 пунктов. Еще у двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) этот показатель остался на максимально возможном уровне. Снизился он только у 10 субъектов РФ.

На фоне снижения числа регионов с низким значением индекса кредитоспособности растет число регионов с высоким значением индекса. На 1 января 2017 года индекс кредитоспособности превысил показатель 80 у 19 регионов РФ. За год число таких регионов выросло на 4. Число регионов, у которых индекс кредитоспособности превышает 90, выросло с 6 до 7. В их число, по данным 1 января 2017 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Приморский край.

ПРИЧИНЫ УЛУЧШЕНИЙ

Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов бюджетов на фоне невысокого темпа роста государственного долга. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы - на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госдолга привели к снижению долговой нагрузки.

Согласно итогам исследования, отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 63 субъектов РФ.

Повышению уровня долговой нагрузки способствовало и улучшение структуры доходов региональных бюджетов в сравнении с 2015 годом - выросла доля налоговых и неналоговых доходов. В результате опережающего роста доходов над расходами, которые выросли на 5,6%, улучшилась и ситуация с дефицитом региональных бюджетов. По итогам 2016 года дефицит бюджета превысил 10% налоговых и неналоговых доходов только у 15 регионов РФ, в то время как в 2015 году таких регионов было 41.

Положительную роль в повышении кредитоспособности сыграло и активное замещение региональными властями дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными.

ЛИДЕРЫ РОСТА

Лидерами по росту индекса кредитоспособности, согласно исследованию, стали Магаданская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области, у которых по итогам 2016 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 20 пунктов.

В 2016 году индекс кредитоспособности наиболее существенно вырос в Магаданской области (+24,9 пункта). Важнейшим фактором стал рост доходов областного бюджета на 29%. По темпам роста область заняла 4 место среди всех регионов РФ. При этом объем государственного долга области не изменился.

Рост индекса кредитоспособности Вологодской области на 22,2 пункта обусловлен существенным снижением уровня долговой нагрузки за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 23,4%, а также снижения объемов госдолга на 9,2%. При этом объем дорогих коммерческих кредитов Вологодской области снизился на 33%. Кроме того, бюджет Вологодской области по итогам 2016 года был исполнен с профицитом.

Индекс кредитоспособности Ульяновской области в 2016 году также вырос на 22,2 пункта благодаря существенному повышению доходов регионального бюджета. Налоговые и неналоговые поступления облбюджета выросли на 33,8%, что является лучшим показателем среди всех регионов РФ. Столь существенный рост доходов привел к снижению уровня долговой нагрузки, даже несмотря на то, что объем государственного долга области вырос на 7,3%.

В Новосибирской области, индекс кредитоспособности которой повысился на 20,8 пунктов, в 2016 году снизился уровень долговой нагрузки, выросла доля собственных доходов в структуре доходов областного бюджета, снизился дефицит бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, сократилась задолженность по налогам.

НА АУТСАЙДЕРСКИХ ПОЗИЦИЯХ

Несмотря на общее улучшение кредитоспособности, у ряда регионов наблюдается напряженная ситуация в данной сфере, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкими доходами бюджетов. Однако число таких регионов снижается. По данным на 1 января 2017 года, у 13 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30 и только у одного - ниже 20, что соответственно на 7 и 4 меньше, чем на 1 января 2016 года.

По расчетам составителей рейтинга, более чем на 5 пунктов индекс кредитоспособности снизился у трех регионов - это Тамбовская область (-5,2 пункта), Ненецкий автономный округ (-5,2 пункта) и Курская область (-5,1 пункта). Одним из основных факторов, который привел к снижению индекса кредитоспособности в данных регионах, стал рост объемов государственного долга, что привело к повышению уровня долговой нагрузки.

Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам в Тамбовской области выросло с 57,1% на 1 января 2016 года до 61% на 1 января 2017 года, в Ненецком автономном округе - с 6,5% до 31,7%, а в Курской области - с 25,5% до 30,5%. Кроме того, в Курской области и в Ненецком автономном округе увеличился дефицит бюджета. Снижению индекса кредитоспособности Курской и Тамбовской областей также способствовал рост задолженности по налогам.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДЕКСА

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на объединении показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику.

Для оценки долговой нагрузки эксперты проанализировали отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга региона к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, отношение общего долга субъекта к объему его валового регионального продукта.

В группу "Бюджет" включены доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита или профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу "Экономика" эксперты РИА Рейтинг включили масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, долю прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный отражает мнение Национального Рейтингового Агентства об уровне инвестиционной активности регионов и качества организации условий для развития инвестиционной деятельности.

В методике используются 55 показателей:

1. Природные ресурсы и географическое положение :

  • Объем отгруженных товаров собственного производства по ВЭД "Добыча полезных ископаемых" на душу населения
  • Обеспеченность региона полезными ископаемыми
  • Энергоемкость ВРП
  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на душу населения
  • Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на душу населения
  • Географическое положение региона

2. Трудовые ресурсы региона :

  • Уровень экономической активности населения
  • Доля занятых с высшим образованием
  • Уровень занятости
  • Уровень безработицы по методологии МОТ
  • Среднемесячная номинальная зарплата на 1 работника
  • Численность студентов вузов на 10 000 населения
  • Производительность труда

3. Региональная инфраструктура :

  • Установленная мощность электростанций (на душу населения)
  • Плотность железнодорожных путей общего пользования
  • Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием
  • Проникновение радиотелефонной связи на 100 человек
  • Проникновение фиксированной связи на 100 человек
  • Удельный вес организаций, использовавших ИКТ и Интернет
  • Количество учреждений банков в расчете на 1 млн. жителей
  • Депозиты юридических лиц в рублях и иностранной валюте, в пересчете на душу населения
  • Объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях, в пересчете на душу населения
  • Доля предприятий региона, считающих «недоступность коммерческого кредита» ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Ввод в действие жилых домов на 1000 человек

4. Внутренний рынок (потенциал регионального спроса) :

  • Инфляция
  • Среднедушевые денежные доходы населения
  • Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума
  • Потребительские расходы в среднем на душу населения за год
  • Оборот розничной торговли на душу населения
  • Объем платных услуг на душу населения

5. Производственный потенциал региональной экономики :

  • Валовой региональный продукт на душу населения
  • Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте
  • Основные фонды на душу населения
  • Степень износа основных фондов
  • Коэффициент обновления основных фондов
  • Эффективность использования основных фондов
  • Доля предприятий региона, считающих, что «неопределенность экономической ситуации» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности

6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность :

  • Уровень развития ГЧП в регионе
  • Доля предприятий региона, считающих, что «несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Налоговые льготы, предоставляемые инвесторам в регионе
  • Наличие у руководства региона механизмов поддержки инвесторов и успешного опыта взаимодействия с инвесторами в процессе реализации проектов
  • Уровень социально-политической стабильности
  • Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек
  • Преступления в сфере экономики на 100 000 человек

7. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона :

  • Доходы консолидированного бюджета на душу населения
  • Доля налоговых и неналоговых поступлений в доходах бюджета региона
  • Отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам бюджета
  • Отношение госдолга к собственным доходам бюджета
  • Удельный вес убыточных организаций
  • Сальдированный финансовый результат деятельности организаций на душу населения
  • Доля просроченной кредиторской задолженности по полному кругу предприятий региона
  • Доля просроченной дебиторской задолженности по полному кругу предприятий региона
  • Доля предприятий региона, считающих, что «недостаток собственных финансовых средств» является ограничивающим фактором инвестиционной деятельности
  • Инвестиции в основной капитал на душу населения
  • Прямые иностранные инвестиции на душу населения

В 2016 году на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам кредитоспособность большинства российских регионов повысилась. Об этом свидетельствует очередной индекс кредитоспособности регионов РФ по итогам 2016 года, рассчитанный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг». Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. Индекс кредитоспособности рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов на фоне невысокого темпа роста государственного долга бюджетов. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы - на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госодолга привели к снижению долговой нагрузки.

Медианное значение индекса кредитоспособности, т.е. значение, которое превышает индекс кредитоспособности у 50% российских регионов, на 1 января 2017 года составило 53,5, что на 6 пунктов выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 52,8 на 1 января 2016 года до 56,5 на 1 января 2017 года.

По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов более чем на 10 пунктов. Еще двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне. Снизился индекс только у 10 субъектов РФ.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также:

В 2017 году сохранилась тенденция к улучшению кредитоспособности большинства российских регионов, однако в некоторых субъектах РФ долговая нагрузка остается на очень высоком уровне, что негативно влияет на кредитоспособность. Об этом свидетельствует динамика индекса кредитоспособности регионов РФ, рассчитываемого экспертами агентства «РИА Рейтинг».

Как поясняют аналитики, важнейшим фактором, повлиявшим на рост индекса, стало сокращение объемов государственного долга и рост доходов региональных бюджетов. В 2017 году суммарный объем государственного долга всех российских регионов уменьшился 1,6%, следует из обзора. При этом объем доходов региональных бюджетов всех субъектов РФ увеличился по сравнению с 2016 годом на 9%, а объем налоговых и неналоговых доходов - на 9,1%. Налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли в 70 регионах.

Сокращение долга на фоне роста доходов привело к снижению уровня долговой нагрузки. Так, отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентного пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 61 субъекта РФ.

Позитивное влияние на значение индекса также оказало сокращение числа субъектов РФ, региональные бюджеты которых исполнены с дефицитом. По итогам 2017 года их было 37, а в предыдущем году - 58. Кроме того, в 2017 году во многих регионах наблюдалась позитивная динамика экономических показателей, что создало базу для улучшения кредитоспособности. В 2017 году рост промышленного производства был зафиксирован в 73 субъектах РФ, что на 12 больше, чем в предыдущем году. Увеличилось число регионов с позитивной динамикой и других экономических показателей.

Общее улучшение макроэкономической ситуации вкупе с позитивными изменениями в бюджетной сфере обусловили рост кредитоспособности многих российских регионов, о чем свидетельствует повышение индекса кредитоспособности. Медианное значение индекса кредитоспособности на 1 января 2018 года составило 55,4 (диапазон значений - от 1 до 100), что на 1,9 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 56,6 на 1 января 2017 года до 59,4 на 1 января 2018-го.

Индекс кредитоспособности по итогам 2017 года повысился у 55 субъектов РФ, из которых у 12 регионов - более чем на 10 пунктов. У двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне - 100. Снизился индекс у 26 субъектов РФ, при этом у многих из них снижение было относительно незначительным.

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Кемеровская, Белгородская области, Республика Коми , Ненецкий автономный округ , Вологодская и Курская области, у которых по итогам 2017 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 15 пунктов. В большинстве случаев основной причиной повышения индекса стали снижение уровня долговой нагрузки и улучшение бюджетных показателей.

Наиболее существенно индекс кредитоспособности снизился у Томской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа . В основном это было обусловлено сокращением налоговых и неналоговых доходов, что привело к повышению уровня долговой нагрузки и росту дефицита бюджета.

На 1 января 2018 года индекс кредитоспособности превысил значение 80 у 25 регионов, что на шесть больше, чем годом ранее. У шести регионов значение индекса превышает 90. В их число на 1 января 2018 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят Татарстан , Московская, Ленинградская и Тюменская области.

Высокое значение индекса кредитоспособности у этих регионов обусловлено хорошим уровнем развития экономики, невысокой долговой нагрузкой, хорошей бюджетной обеспеченностью. У большинства регионов - лидеров по индексу кредитоспособности объем государственного долга не превышает 10% налоговых и неналоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Исключением являются только Московская область и Татарстан, где отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2017 года составило 23,4% и 43,7% соответственно. Доходы региональных бюджетов названных субъектов РФ в основном формируются за счет собственных доходов, а доля безвозмездных перечислений незначительна: по итогам 2017 года доля налоговых и неналоговых доходов превышает 85%.

В то же время, несмотря на общее улучшение ситуации, кредитоспособность ряда регионов вызывает опасения, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкой бюджетной обеспеченностью, констатируют эксперты. По данным на 1 января 2018 года, у 14 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30, среди которых у двух - ниже 20 (у Кабардино-Балкарии и Чукотского АО).

«В 2018 году на фоне тенденции к снижению долговой нагрузки, в особенности в области коммерческих кредитов, и улучшению общеэкономической ситуации можно ожидать продолжения роста индекса кредитоспособности у большинства регионов», - заключают авторы доклада.

В ходе разработки стратегии на этапах диагностики и целеполагания очень важно понимать позицию объекта стратегирования относительно конкурентов и иметь возможность ставить цели в терминах удержания или усиления своих позиций. Для этого необходимы регулярные рейтинги.
Один из таких рейтингов - RCI, будет постоянно обновляться партнером РЦСП компанией AV Group.

Кроме того, на этой странице сайта будут размещаться и другие рейтинги, ведущиеся государственными и независимыми организациями. Включая и эпизодические, сделанные отдельным исследователями и опубликованными в научной литературе.

Подробнее в заметках заместителя директора РЦСП А.Р. Батчаева:

  • Как использовать рейтинги в планировании
  1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (разработчик - рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
  2. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  3. Рейтинг российских регионов по качеству жизни (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  4. Рейтинг кредитоспособности регионов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  5. Рейтинг инновационных регионов России (разработчик - Ассоциация инновационных регионов России).
  6. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  7. Рейтинг готовности регионов к будущему (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  8. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ (разработчик - Минэнерго России совместно с информационной группой «Интерфакс»).
  9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (разработчик - Агентство стратегических инициатив).
  10. Национальный туристический рейтинг (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России»).
  11. Национальный рейтинг губернаторов (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»).
  12. Экологический рейтинг регионов России (разработчик - Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»).
  13. Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ (разработчики - Агентство политических и экономических коммуникаций и Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ).
  14. Рейтинг регионов России по уровню развития игровых видов спорта (разработчики - Фонд «Петербургская политика» и спортивное издание «Спорт-Экспресс»).
  15. Рейтинг (ранжирование) регионов по доле населения, обеспеченного питьевой водой отвечающей требованиям безопасности (разработчик - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор).
  16. Рейтинг регионов РФ по экологической и энергетической эффективности бизнеса (разработчик - Эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА»).
  17. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - полюса роста России (разработчик - консалтинговая компания АВ Груп (AV Group).
  18. Рейтинг регионов по индексу социально-экономической и политической напряженности (разработчик - Комитет гражданских инициатив).
  19. Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон (разработчик - Аналитический центр «Эксперт»).

    Ранжирование городов на основе «рангового вектора динамики» в период 2002-2011 гг.
    Ранжирование является результатом научного исследования, проведенного профессором Б.С. Жихаревичем и доцентом О.В. Русецкой (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»). В ходе исследования были оценены колебания в динамке социально-экономического развития 120 крупных российских городов (в т.ч. 77 административных центров регионов). Использовались 9 показателей, рост значений которых можно однозначно трактовать в качестве свидетельства положительного развития города. Ранговый вектор динамики представляет собой последовательность из девяти цифр, соответствующих номеру ранговой группы, в которую входил город в каждый из рассматриваемых периодов (2003-2011 гг.). Выделены следующие типы траекторий движения городов: стабильно опережающие; стабильно отстающие; ускорявшие развитие; замедлявшие развитие; колеблющиеся (с разнонаправленной динамикой).

    Рейтинг устойчивого развития городов России 2014
    Рейтинг подготовлен рейтинговым агентством SGM, опубликован в 2015 г. Составлен в соответствии с принципами устойчивого развития территории. Охватывает 173 города России, с численность населения свыше 100 тыс. человек. В качестве методологической основы использовалась концепция триединого итога, в которой учитываются экономические результаты, социальная и экологическая составляющие. Для подготовки рейтинга на основе 32-х показателей (открытые данные муниципальной статистики, которые публикуются Росстатом) рассчитывался индекс устойчивого развития городов. Среди методических подходов к расчету рейтинга, можно отметить применение весовых поправочных коэффициентов (определяются методом экспертных оценок) и линейного масштабирования (определения положения города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1).