Пополнить расчетный счет. Как внести наличные на расчетный счет ооо. Что если деньги вносятся не на расчетный счет, а наличными в кассу

Пополнить расчетный счет. Как внести наличные на расчетный счет ооо. Что если деньги вносятся не на расчетный счет, а наличными в кассу

Социальная защита граждан является гарантией правительственных органов РФ перед населением. В связи с этим разработаны законы, позволяющие контролировать процесс распределения благ между гражданами.

Фонды социального накопления позволяют поддержать достаточный уровень жизни в период наступления несчастных случаев или кризисов, происходящих на уровне всей страны, когда снижается уровень доходов трудящегося населения.

Что это такое

Плательщиками отчислений на социальное страхование являются работодатели. Поступившие средства распределяются между социальными фондами и обеспечивают право, получение пособий граждан, в случае необходимости.

Выплачивать пособия могут государственные фонды страхования, негосударственные пенсионные фонды, иные страховые организации.

В случае если:

  • у гражданина возникает необходимость в лечении после получения травмы, болезни. Выплаты пособия предусматриваются при рождении ребенка, инвалидности;
  • потеря кормильца, предусматривает содержание оставшихся иждивенцев, в их числе дети, инвалиды;
  • доход граждан находятся ниже прожиточного минимума, к числу получателей пособий будут относиться многодетные семьи, пенсионеры.

Отчисления в социальные фонды от работодателей можно разделить на два вида:

  • фактическое. Предусматривает выплаты третьей стороне. В их число входят государственные или негосударственные фонды. Фактические отчисления производятся в рамках действующих социальных программ. Начиная с 2001 года, платежи объединены в единый социальный налог.

В настоящие время определены три направления выплат: Пенсионный фонд, медицинское и социальное страхование РФ.

Фактический фонд предусматривает взносы от несчастных случаев на производстве и на заболевания, связанные с профессией, приобретенные во время трудовой деятельности работников. Данное страхование выплачивается Социальным фондом РФ, в которые работодатель производит отдельные выплаты.

  • условное. Не предусматривает привлечение третьих сторон, осуществляется работодателем для обеспечения достаточного уровня жизни своих бывших работников или сотрудников, находящихся на иждивении организации после получения производственной травмы.

Для определения размера выплат используется фактическое значение отчислений, произведенных в текущем периоде работодателем. К ним относятся:

  • выплаты в случае несчастных случаев, которые привели к частичной или полной нетрудоспособности работника;
  • компенсирование морального вреда, его размер определяет в судебном порядке;
  • выплаты, сотрудницам по уходу за ребенком.
  • размер выходного пособия при прекращении действия трудового договора;
  • выплаты работникам при ликвидации фирмы или сокращения численности персонала.

Ставка

Ставки по отчислению в пенсионный фонд претерпели значительные изменения в законодательный актах РФ.

По состоянию на 2015 год общая ставка социального налога составляет 30%.
В пенсионный фонд работодатели направляют 22% из фонда заработной платы, на медицинское обслуживание направляется 5,1%, фонд социального страхования получает 2,9%.

В отношении пенсионного фонда проводятся реформы, которые изменяют размер ставок для разных категорий граждан. Так, новые изменения разделили ставку в Пенсионный вонд России на две части, для лиц, которые выбрали негосударственную страховую компанию и те, что с выбором не определились.

Для первых, 16% направляется в ПФР, а 6% является накопительной частью пенсии и отчисляется в НПФ. В пенсионном фонде действует также понятие предельной базы начисления страховых взносов.

Размер предельной величины ежегодно изменяется, по состоянию на 2015 год он составляет 711 тысяч рублей. В случае превышения данной величины ставка будет равняться 10%.

Для фонда социального страхования также действует предельная величина отчислений. Если сумма платежа составляет 670 тысяч рублей, направлять в фонд необходимо только 10%. В отношении медицинского фонда предельный размер отменен, в связи с разработанным законопроектом, который вступил в силу в 2015 году.

Отчисления в ПФР предполагает ряд дополнительный взносов для работников тяжелой и вредной промышленности, которая также обеспечивает для них ранний выход на пенсию. Внедрение данных ставок произошло в начале 2013 года, размер которых к настоящему моменту достиг 6 и 4%.

Более высокой дополнительной ставкой облагаются работники подземных производств. Остальные категории трудового населения, попадающий под действие закона, прописаны в ФЗ . Дополнительные отчисления производятся вне зависимости от достижения предельной суммы заработной платы.

Процент

Предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность на общих положениях и не относятся к льготной категории, уплачивают в социальный фонд 30%. Но Федеральным Законом предусмотрено разделения категорий работодателей и выплаты ими сниженных процентов.

К ним относятся предприятия, которые занимаются внедрением интеллектуальных разработок в области производства.

Организации, созданные при финансировании бюджетными средствами научного направления, участвующие в проектах или являющиеся постоянными партнерами, компаний по разработке и внедрению интеллектуальных продуктов. В их числе также организации, занимающиеся разработкой и реализацией программ для компьютеров.

В их число включаются организации, которые являются участниками проектов инновационного центра Сколково. Данный ФЗ действует с 2010 года.

Наименование Процент
ПФР 6
ФСС 1,5
ФОМС 0,1

Для отчислений платежей по данному тарифу организация должна получить статус участника свободной зоны, которая действует на территории Крыма и Севастополя.

Отчисления работодателей на социальное страхование

На основании действующих законов, регулирующих деятельность социальных фондов, все предприятия должны производить выплаты.

Размеры отчислений определяются ФЗ, а также региональными постановлениями. На действующие ставки имеет влияние отрасль, в которой организация ведет свою деятельность.

Следует отметить, что случаи неуплаты работодателем социальных взносов не являются поводом для лишения гражданина социальных выплат по старости, временной нетрудоспособности или инвалидности.

Нарушения сроков выплат предполагает ответственность работодателя перед контролирующими органами и выплаты штрафов. Для выявления подобного рода нарушений налоговые органы совершают выездные проверки, с 2015 года их длительность будет составлять до полугода.

С наступившего года вводится отсрочка платежей в страховые социальные фонды. Данное изменение внесено в законодательство РФ. Ранее оплатить социальные обязательства организации должны были в срок до 31 декабря. Теперь у них есть возможность воспользоваться рассрочкой, превышающий период одного года.

Для этого компания должна вести свою деятельность с сезонным характером работ или быть признанной, пострадавшей от стихийных бедствий. За некоторым исключением получить отсрочку могут бюджетные организации.

Формула отчислений

Для расчета отчислений в пенсионный фонд применяется формула, в которой учитываются издержки, понесенные предприятием на производство и реализацию товара, она имеет следующий вид :

Отчисления в ПФР=З/П работника*процент отчислений/ 100;

Для расчета размера отчислений в ФСС РФ применяется формула:

Отчисления в ФСС=З/П работника*процент отчислений/100;

Расчет взноса на медицинское страхование производится по формуле:

Отчисления в ОМС= З/П работника*процент отчислений/100.

Исчисляются полученные значения в рублях, поэтому для нахождения полной суммы отчисления следует сложить полученные результаты.

Подводя итог, следует сделать вывод, что социальные отчисления в фонды являются отложенной частью заработной платы каждого работника, возвращение которой происходит в момент наступления чрезвычайной ситуации или обеспечивает старость гражданина.

В идеализированном представлении социальное отчисление является договоренностью между трудовым коллективом и предприятием. Как показывает практика западных стран, путь снижения государственного посредничества в данной системе является наиболее эффективным.

Видео: Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования РФ

Одна из разновидностей государственной социальной гарантии в России - обязательное медицинское страхование. Это особая система защиты граждан в случае болезни, травмы или необходимости профилактики, выражающаяся в оплате услуг медучреждений.

Система ОМС реализуется частично за счет бюджетных средств (целевые программы по охране здоровья неработающего населения), но в большей степени за счет страховых взносов. Это платежи от работодателей и нанимателей по и другим договорам на себя и сотрудников.

Страховщики обязаны делать взносы согласно ФЗ № 165 от от 16.07.1999 г. За уклонение от них сейчас предусмотрен только штраф, а в перспективе (до конца года) может быть введена ответственность вплоть до уголовной. Правила оплаты и сдачи отчетности изменились, и чтобы не конфликтовать с Налоговой службой, следует знать, как оплачивать страховые взносы в ФФОМС в 2019 году.

Определение понятий

ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Что понимается под этими терминами:

«Федеральный» Означает, что фонд создан и функционирует на общегосударственном уровне. Он контролирует и финансирует работу 86 территориальных ФОМС - подразделений органов исполнительной власти на местах. Деятельность фонда регулируется федеральными законами (ФЗ № 165 от от 16.07.1999 г., № 326 от 29.11.2010 г. и др.) и кодексами, в том числе Бюджетным и Налоговым.
«Фонд» Самостоятельная некоммерческая финансово-кредитная организация, реализующая в России государственную политику в сфере ОМС. Она неподконтрольна какому-либо ведомству, имеет свои счета в банках, имущество, устав, форму отчетности. Ее главная задача - аккумулирование средств, поступающих в основном в виде страховых взносов, и распределение их между территориальными ФОМС.
«Обязательного» Означает гарантированное каждому гражданину право на бесплатную медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Россияне вне зависимости от места прописки, социального статуса или своего желания имеют возможность лечиться в муниципальных и госучреждениях здравоохранения. В этом ОМС отличается от ДМС (добровольного, оплаченного за счет личных средств гражданина, медицинского страхования).
«Медицинского» Означает, что основная миссия фонда - обеспечить и профинансировать исполнение федеральных и территориальных программ по охране здоровья населения.
«Страхование» Означает отношения между медорганизациями и гражданами по защите интересов последних в случае наступления страхового события (болезни, травмы, необходимости в профилактических мерах).

Программа ОМС реализуется в меньшей степени за счет бюджета, в большей - за счет взносов, которые страхователи (организации, ИП, частнопрактикующие специалисты) обязаны регулярно выплачивать на своих наемных работников или на себя.

Что изменилось

С 01.01.2017 г. функции по сбору страховых взносов, контролю над выплатами, взысканию долгов перешли от ПФР РФ к Налоговой службе.

Что изменилось с этим нововведением:

  • в НК появилась гл. 34. Утратили силу ФЗ № 212 от 24.07.2009 г., внесены поправки в ряд федеральных законов;
  • получателем взносов стала ФНС, соответственно с 1 января 2019 г. страховщик при заполнении платежного документа использует новый (это касается и выплат за последний квартал 2019 г. не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за истекшим расчетным периодом);
  • изменились сроки и адресат сдачи отчетности. В 2019 г. страхователь посылал ведомости в ПФР. В 2019 г. отчитываться нужно перед Налоговой до 30-го числа первого месяца;
  • были уточнены и расширены критерии и требования для тех, кто претендует на пониженные тарифы по взносам (если страхователь перестает соответствовать им, он утрачивает право на скидку с 1 января текущего года).

В остальном (тарифы, лимиты, порядок внесения взносов) правила остались те же, что действовали в 2019–2016 гг.

Страховые взносы в ФФОМС в 2019 г.

Единый тариф взносов в ФФОМС в 2019 г. составляет 5,1 % от суммы вознаграждений, начисленных физическому лицу по трудовому, гражданско-правовому договорам, авторским соглашениям (полный список - см. п. 1 ст. 420 НК РФ).

Например, если месячная зарплата наемного сотрудника равна 30 тыс. руб., за год работодатель отчислит на ОМС:

S = 30000*0,051*12 = 18360 руб.

ИП и частнопрактикующие специалисты (нотариусы, патентные поверенные и т. д.) рассчитывают страховые взносы в ФФОМС в 2019 году на себя по формуле:

Таким образом, взносы на «себя» в 2019 г. максимально составляют 4590 руб.

Кто может не платить

— зависит от момента, в котором была выявлена ошибка. В некоторых из них можно сдавать корректировку баланса, в других этого не требуется.

Узнайте все о пониженных тарифах страховых взносов в 2019 году из .

Продолжают действовать пониженные ставки для некоторых категорий плательщиков.

Для следующих тариф равен 0% (то есть они эти страхователи освобождены от уплаты взносов в ФФОМС:

Плательщик Уточнение
ИП и организации на УСН:
  • занимающиеся льготным основным видом деятельности (производство пищи, безалкогольных напитков, мебели и деревянных изделий - полный список см. пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ);
  • с доходом от этой деятельности не менее 70 % общего;
  • с прибылью за год не более 79 млн руб.
Взносы на себя и на персонал
Организации-аптеки и ИП с фармлицензией, работающие на Взносы на фармперсонал
Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (за исключением сдающих внаем жилье, занимающихся розничной торговлей, общепитов) Взносы на наемных сотрудников
Некоммерческие организации на «упрощенке», занятые в сфере:
  • соцобслуживания;
  • просвещения;
  • охраны здоровья;
  • научных исследований;
  • искусства (театры, библиотеки, музеи);
  • массового непрофессионального спорта.
Взносы на персонал
Благотворительные организации на УСН Взносы на наемный персонал
Юрлица, производящие выплаты вознаграждения членам экипажей судов, числящихся в Российском международном реестре (за исключением кораблей, обеспечивающих хранение и сброс нефти и нефтепродуктов) Взносы на членов экипажей до 2027 г.
Участники инновационного проекта «Сколково», прибыль которых не превышают 300 тыс. руб. в месяц Взносы на персонал в течение 10 лет с момента получения статуса

Пониженные тарифы

Взносы по пониженной тарифной ставке платят:

Плательщик Тарифная ставка
Российские компании, работающие в IT-сфере, стартапы, штат которых состоит не менее чем из 7 человек 4,00%
Хозяйственные партнерства и общества, внесенные в реестр, занятые в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учреждениям науки или образования
Компании, которые подписали договор с органами управления особыми экономическими зонами (ФЗ № 116 от 22.07.2005 г., № 104 от 31.05.1999 г., № 16 от 10.01.2006 г., № 377 от 29.11.2014 г.) на развитие туризма или внедрение инноваций 4,00 % (в 2019–2019 гг. — 5,1 %)
Участники свободной экономической зоны в Крыму и городе Севастополе
Резиденты свободного порта «Владивосток» или территории опережающего экономического и социального развития (ФЗ № 473 от 29.12.2014 г.) 0,10% в течение 10 с момента получения статуса

Порядок уплаты и КБК

Взносы уплачивают страхователи - ИП, компании, частные лица, начисляющие им вознаграждения гражданам на основании трудового, авторского, гражданско-правового договора. Индивидуальные предприниматели и частнопрактикующие специалисты (нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики и т. д.) вносят платежи и на себя.

Страховые взносы делаются ежеквартально или единой суммой за год до 30 апреля текущего года. Получатель средств - территориальное подразделение ФНС. Соответственно, в платежных документах вместо старого КБК применяется код Налоговой службы, начинающийся с «182»: 8210202101081013160 - для взносов работодателей на сотрудников и 18210202103081013160 - для взносов на себя.

Делать взносы необходимо не позднее 15 числа месяца, идущего за отчетным, а до 30 числа следует отправить выписки в ФНС. Отчетными периодами признаются квартал, полугодие и 9 месяцев; расчетным - весь календарный год.

В 2019 г. крайние сроки таковы:

Форма отчетности введена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ от 10.10.2016 г. Расчетные листы (содержат титул и 3 табличных раздела) общие для страховых взносов на ОМС, соцобеспечение и в ПФР. Заполненные бланки посылаются в ФНС в электронным (с помощью бухгалтерского ПО или сервиса на сайте ФНС) или в бумажном виде лично или письмом (только если количество застрахованных лиц не превышает 25 человек).

Платежный документ (квитанцию или поручение) можно формировать на сайте ФНС в разделе «Сервисы». Многие банки предлагают своим корпоративным клиентам сделать взносы с помощью онлайн-перечисления средств.

Более простым и удобным способом вносить страховые платежи, а также формировать отчетность и контролировать взаимодействие с ФНС предлагают специальные системы. Например, интернет-бухгалтерия «Эльба» автоматически в заданное время проводит платежи, генерирует расчетные листы и отправляет их на проверку в Налоговую.

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования: Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

Суммы платежей по каждому сотруднику (в разрезе внебюджетных фондов) нужно сложить. В результате получится итоговая сумма страховых взносов, начисленных с начала года до окончания текущего месяца в целом по организации.

Платеж по страховым взносам за текущий месяц рассчитайте следующим образом :


Такие правила определения размера ежемесячного платежа по страховым взносам следуют из части 3 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н.

Платежи в ФСС России

Сумму ежемесячного платежа в ФСС России уменьшите на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией (ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К таким расходам относятся:

  • больничное пособие (кроме пособия, связанного с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием) начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • социальное пособие на погребение.

Перечисленные виды страхового обеспечения финансируются за счет средств ФСС России с учетом положений статьи 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Пример уменьшения страховых взносов на сумму расходов, произведенных организацией на государственное социальное страхование

В январе организация начислила в пользу своих сотрудников:

  • зарплату - 400 000 руб.;
  • больничное пособие - 8000 руб.;
  • пособие по беременности и родам - 23 500 руб.

Организация применяет общие тарифы страховых взносов.

За январь бухгалтер начислил страховые взносы в сумме 120 000 руб. (400 000 руб. × 30%), в том числе взносы в ФСС России - 11 600 руб. (400 000 руб. × 2,9%).

Расходы организации, произведенные в январе на государственное социальное страхование, составили 31 500 руб. (8000 руб. + 23 500 руб.), что больше взносов в ФСС России, начисленных за этот же месяц. Организация решила компенсировать свои расходы за счет уменьшения предстоящих платежей.

За январь организация ничего не перечислила в ФСС России. Часть расходов, не покрытых страховыми взносами, в сумме 19 900 руб. (31 500 руб. - 11 600 руб.) бухгалтер организации учел при расчете взносов в ФСС России за февраль.

Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов, начисленных в ФСС России, организация может:

  • обратиться за выделением средств, необходимых для выплаты больничного пособия, пособий, связанных с рождением ребенка, и пособия на погребение в территориальное отделение ФСС России по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ);
  • зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС России (ч. 2.1 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Датой включения выплат в расчетную базу по страховым взносам считается день начисления вознаграждений в пользу сотрудника (п. 1 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В таком же порядке определяется дата выплаты социальных пособий. Поэтому в каждом месяце взносы, зачисляемые в ФСС России, уменьшайте на сумму пособий, начисленных в этом же месяце. Дата фактической выплаты пособий в данном случае значения не имеет.

Сотрудник работает в головном и обособленном подразделениях

Рассчитывайте взносы отдельно по каждому подразделению организации.

Страховые взносы нужно рассчитать и уплатить по местонахождению обособленного подразделения , если это подразделение:

  • находится на территории России;
  • имеет отдельный баланс;
  • имеет расчетный (лицевой) счет;
  • начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то страховые взносы по обособленному подразделению рассчитывайте и перечисляйте во внебюджетные фонды по местонахождению головного отделения организации.

Такой порядок следует из положений частей 11-14 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Суммы страховых взносов, которые организация платит по месту обособленного подразделения, определяйте исходя из суммы выплат, начисленных сотруднику этим обособленным подразделением, с учетом сумм, начисленных в его пользу в головной организации. По месту учета головной организации страховые взносы платите за минусом взносов по обособленному подразделению. То есть если сотрудник одновременно работает в головном отделении и в обособленном подразделении, выделенном на отдельный баланс, страховые взносы с его выплат рассчитайте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении организации, - по местонахождению головного отделения;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, - по местонахождению обособленного подразделения.

При этом совокупная сумма выплат в пользу такого сотрудника (для перехода на пониженные страховые тарифы или для прекращения начисления взносов) определяется в целом по организации. В 2016 году эта сумма составляет:

  • 718 000 руб. - для расчета взносов на социальное страхование (ФСС России);

Это следует из положений постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и письма Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326.

В таком же порядке начисляйте страховые взносы, если в течение года сотрудник был уволен из одного подразделения организации и принят на работу в другое подразделение той же организации (письмо ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893).

Сотрудник повторно принят на работу

Ситуация: как рассчитать страховые взносы по общим тарифам, если в течение года сотрудник был уволен и вновь принят на работу в ту же организацию? Сумма выплат, начисленных с начала года до увольнения, превысила предельную базу.

Рассчитывайте взносы с учетом доходов, начисленных до увольнения.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование является календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Базу для начисления страховых взносов работодатель определяет самостоятельно в отношении каждого сотрудника нарастающим итогом с начала года. В 2016 году организации, уплачивающие страховые взносы по общим тарифам, начисляют взносы в следующем порядке.

1. В Пенсионный фонд РФ:

  • по тарифу 22 процента - с выплат, не превышающих 796 000 руб.;
  • по тарифу 10 процентов - с выплат, превышающих 796 000 руб.

2. В ФСС России:

  • по тарифу 2,9 процента - с выплат, не превышающих 718 000 руб.;
  • по тарифу 0 процентов - с выплат, превышающих 718 000 руб.

3. В ФФОМС: по тарифу 5,1 процента независимо от суммы выплат.

Такой порядок предусмотрен частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частью 1 статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.

Законодательство не устанавливает зависимости между предельной величиной выплат, облагаемых страховыми взносами, и количеством договоров (трудовых или гражданско-правовых), на основании которых в течение расчетного периода один и тот же работодатель (заказчик) начислял эти выплаты сотруднику. Таким образом, перерыв в работе, связанный с увольнением сотрудника, а также количество заключенных с ним в течение года трудовых или гражданско-правовых договоров, на порядок расчета страховых взносов не влияют.

Следовательно, если до увольнения сумма выплат, начисленных сотруднику, превысила:

  • 718 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС взносы нужно начислять по обычным тарифам (22 и 5,1 процента соответственно);
  • 796 000 руб. - в ФСС России страховые взносы платить не нужно (применяется нулевой тариф), в Пенсионный фонд РФ взносы нужно начислять по тарифу 10 процентов, в ФФОМС - по тарифу 5,1 процента.

Правомерность такого вывода подтверждается письмом Минтруда России от 5 марта 2014 г. № 17-3/В-96.

Сотрудник переведен из одного подразделения иностранной компании в другое.

Страховые взносы считайте с учетом доходов, начисленных до перевода, нарастающим итогом с начала года. То есть определять расчетную базу с нуля с даты перевода не нужно.

В рассматриваемой ситуации руководствуйтесь общим правилом. Когда сотрудника переводят из одного подразделения организации в другое, трудовой договор с ним не расторгается: в него лишь вносят изменения, связанные с переменой места работы (ст. 72.1 ТК РФ). Поэтому все выплаты, начисленные сотруднику на основании одного и того же трудового договора с начала текущего года, включают в единую расчетную базу по страховым взносам (ч. 2 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Естественно, кроме тех, которые есть в списке необлагаемых - в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если до перевода сумма выплат в пользу сотрудника превысила предельную величину для начисления взносов (в 2016 году - 718 000 руб. для взносов в ФСС России и 796 000 руб. для взносов в Пенсионный фонд РФ), то выплаты, начисленные после перевода, страховыми взносами не облагаются или облагаются по пониженным тарифам.

Такой порядок установлен частями 1-3 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Аналогичные разъяснения были даны в письмах Минтруда России от 26 февраля 2013 г. № 17-3/326 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893. Правда, речь в них шла о российских организациях. Но иностранные организации, работающие в России, определяют расчетную базу по страховым взносам в том же порядке.

Ведь на сотрудников иностранных организаций, действующих в России, распространяются нормы российского трудового права (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Работодателем для сотрудников подразделений, в том числе филиалов и представительств, является непосредственно сама иностранная организация (ст. 20 ТК РФ). Представительства и филиалы работодателем быть не могут, поскольку они не признаются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ). Положения пункта 1 статьи 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которые приравнивают к иностранным организациям их филиалы и представительства, в рассматриваемой ситуации значения не имеют. Поэтому, даже если фактически сотрудник работает в филиале или представительстве иностранной организации, трудовой договор, на основании которого ему начисляются те или иные выплаты, заключается от имени самой иностранной организации (ст. 57, 67 ТК РФ).

Пример определения облагаемой базы по страховым взносам. Сотрудник переведен из представительства иностранной компании в филиал иностранной компании

А.С. Кондратьев с января по сентябрь 2016 года включительно работал в представительстве иностранной компании в России. В октябре он был переведен в филиал этой же иностранной компании.

Организация платит страховые взносы по общим тарифам.

За период работы в представительстве (январь-сентябрь) Кондратьев получил доход в сумме 835 000 руб. Необлагаемых выплат не было.

На обязательное пенсионное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 22 процента с выплат до 796 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 796 000 руб. (39 000 руб.) облагается пенсионными взносами по тарифу 10 процентов.

На обязательное социальное страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 2,9 процента с выплат до 718 000 руб. включительно. Разница между полученными доходами и предельной суммой 718 000 руб. (117 000 руб.) взносами в ФСС России не облагается.

На обязательное медицинское страхование бухгалтер начислил взносы по тарифу 5,1 процента со всей суммы выплат 835 000 руб.

Сумма начисленных взносов за период работы в представительстве составила:

- на обязательное пенсионное страхование - 179 020 руб. (796 000 руб. × 22%) + (39 000 руб. × 10%);
- на социальное страхование - 20 822 руб. (718 000 руб. × 2,9%);
- на медицинское страхование - 42 585 руб. (835 000 руб. × 5,1%).

В октябре доход Кондратьева, полученный в филиале, составил 50 000 руб.

Поскольку предельная величина доходов по филиалу и представительству общая, с доходов, полученных в филиале, бухгалтер начислил только пенсионные и медицинские взносы по тарифам:

50 000 руб. × 10% = 5000 руб. (в Пенсионный фонд РФ);

50 000 руб. × 5,1% = 2550 руб. (в ФФОМС).

Страховые взносы в ФСС России с выплат, начисленных в филиале, бухгалтер не начислял.

Сотрудник продолжает работать после реорганизации

Ситуация: можно ли при расчете страховых взносов учитывать зарплату, начисленную сотрудникам до реорганизации? Организация преобразована из ЗАО в ООО .

Нет, нельзя.

У организации-правопреемника в базу для начисления страховых взносов включаются только те выплаты и вознаграждения, которые были начислены в пользу сотрудников, начиная со дня ее государственной регистрации. То есть с даты, указанной в свидетельстве о регистрации.

Преобразование ЗАО в ООО - форма реорганизации АО, при которой реорганизуемое общество (ЗАО) прекращает свою деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемому (новому) юридическому лицу другой организационно-правовой формы (ООО). Это следует из положений пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

Реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной с момента госрегистрации созданного юридического лица. С этого же момента реорганизуемое АО прекращает свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). И с этого же момента новая организация (ООО) становится плательщиком страховых взносов. Первым расчетным периодом для нее будет период со дня создания до окончания текущего календарного года (ч. 3 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому в базу для начисления страховых взносов включите только выплаты, начисленные со дня ее регистрации.

Это следует из положений пункта 3.5.3 Порядка, утвержденного распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 18 апреля 2013 г. № 137р. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 9 сентября 2015 г. № 17-3/В-455, от 5 сентября 2014 г. № 17-3/10/В-5634, Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. № 1375-19.

Пример определения расчетной базы по страховым взносам при реорганизации в форме преобразования

ЗАО «Альфа» преобразована в ООО «Альфа». Новая организация - правопреемник зарегистрирована в ЕГРЮЛ 17 октября. Трудовые договоры с сотрудниками «Альфы» не расторгались.

В октябре менеджеру «Альфы» Кондратьеву были начислены следующие выплаты:
- 15 октября (до реорганизации) - премия за сентябрь в размере 5000 руб. Премия выплачена 25 октября (после реорганизации);
- 31 октября - премия за октябрь в размере 15 000 руб., выплачена 10 ноября;
- 31 октября - зарплата за октябрь (с 1 по 31 число) в размере 45 000 руб., выплачена 10 ноября.

В базу для начисления страховых взносов за октябрь бухгалтер ООО «Альфа» включил только выплаты, начисленные после реорганизации:
- 60 000 руб. (15 000 руб. + 45 000 руб.).

Премия за сентябрь (5000 руб.), которая была начислена до, а выплачена после реорганизации, в расчет страховых взносов ООО «Альфа» не включается. Взносы с этой суммы должны быть отражены в расчете, составленном от имени ЗАО «Альфа». Но перечислить эти взносы в бюджет должен правопреемник - ООО «Альфа».

Совет: если вы готовы отстаивать свою позицию в суде, то при расчете страховых взносов можете учитывать выплаты, начисленные сотрудникам до реорганизации. Шансы выиграть спор достаточно высоки.

В суде вам помогут следующие аргументы. Страховые взносы организация обязана рассчитывать нарастающим итогом с начала расчетного периода по каждому сотруднику (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При реорганизации в форме преобразования с сотрудниками, как правило, не прекращают трудовых отношений. То есть сама реорганизация не является основанием для расторжения трудовых договоров (ст. 75 ТК РФ). Сотрудники продолжает получать зарплату на прежних условиях. Да, по сути, и смены работодателя не происходит. Ведь изменяется лишь организационно-правовая форма организации.

В связи с тем, что после реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются, организация-правопреемник обязана вести учет всех выплат в их пользу. В том числе выплат, начисленных до реорганизации. То есть обязанность работодателя по начислению взносов в пользу сотрудников после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь. А раз так, то базу для расчета страховых взносов можно определять как сумму всех выплат, начисленных сотрудникам за работу в организации и до ее преобразования, и после.

Именно такие аргументы помогли многим организациям выиграть спор. Вот примеры положительных судебных решений: постановления ФАС Центрального округа от 16 сентября 2015 г. № Ф10-2808/2015, Западно-Сибирского округа от 13 августа 2015 г. № Ф04-21107/2015, Московского округа от 28 мая 2014 г. № Ф05-4753/14, от 2 августа 2013 г. № А40-150312/12-91-670, Волго-Вятского округа от 25 июня 2013 г. № А43-22087/2012, Западно-Сибирского округа от 29 марта 2013 г. № А75-5144/2012, Северо-Западного округа от 31 мая 2012 г. № А42-6683/2011, Поволжского округа от 29 мая 2012 г. № А65-19100/2011, Дальневосточного округа от 23 мая 2012 г. № Ф03-1596/2012, от 1 марта 2012 г. № Ф03-560/2012.

При этом суды часто указывают на то, что их выводы соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 1 апреля 2008 г. № 13584/07. Рассматривая аналогичный спор в отношении единого социального налога, Президиум ВАС РФ постановил, что все выплаты работникам, произведенные по трудовым договорам до реорганизации, должны учитываться правопреемником при расчете налога в дальнейшем. В период действия ЕСН, чтобы не проигрывать дела в судах, налоговая служба рекомендовала инспекциям руководствоваться именно этим постановлением (письмо ФНС России от 3 сентября 2009 г. № 3-6-03/356). Учитывая, что порядок формирования налоговой базы по ЕСН и расчетной базы по страховым взносам идентичны, есть основания полагать, что такой же позиции арбитражные суды будут придерживаться и впредь.

Действующим законодательством установлены обязательные страховые платежи в различные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования. Это непреложная обязанность для всех компаний и предпринимателей. Иными словами, взносы уплачивают все – и ИП без нанятого персонала, и ООО со средними доходами, и огромная корпорация с немалым штатом сотрудников. Кроме того, даже по каким-то причинам не функционирующие организации, т. е. не получающие доход, но не заявившие о прекращении своей деятельности в официальном порядке, также производят эти платежи. Расчет сумм страховых взносов осуществляется в различных предприятиях по-разному, все зависит от многих причин: статуса предприятия, организационных особенностей и других условий. Попробуем разобраться в тонкостях начислений для разных категорий организаций, работников и узнаем порядок расчета страховых взносов для предприятий разных форм собственности.

Чем отличаются налоги работодателя и его сотрудников?

Сначала рассмотрим отличия в уплате налогов персоналом и работодателем, поскольку их часто путают, хотя понятия эти полярно противоположные. Расчет страховых взносов осуществляется на основе размера оплаты труда. Нельзя смешивать такие разные понятия, как платежи работодателя и сотрудника. Работник уплачивает НДФЛ с суммы начисленной ему лично зарплаты, а работодатель платит 30% от размера всего фонда зарплаты персонала в различные фонды. Кстати, выступая налоговым агентом, компания или ИП удерживает и перечисляет в бюджет полную сумму НДФЛ с ее работников. Такова разница между налогами, которые уплачивают наемные работники и руководители предприятий.

Страховые взносы: что это такое?

Взносы, уплачиваемые работодателем в социальные фонды, называются страховыми, или социальными отчислениями. Все платежи в них рассчитываются и перечисляются помесячно в установленные законодательным порядком сроки.
Подавляющая часть населения России является нанятыми работниками разных предприятий. Для компаний, находящихся на традиционной системе налогообложения, база для расчета страховых взносов строится исключительно на сумме начисленной им зарплаты и связанных с нею выплат, например премий или доплат за работу в праздничные и выходные дни, классность, территориальный коэффициент и др. Выплаты, характеризующиеся как социальные, в расчетную базу не входят. К ним относятся:

  • материальные компенсации;
  • помощь от компании для восстановления здоровья или приобретения лекарственных средств на основании коллективного договора или отраслевых тарифных соглашений;
  • пособия, начисленные при увольнении сотрудников, вызванном сокращением производства и ликвидацией рабочих мест;
  • затраты на командировки, носящие производственный характер, но не имеющие отношения к начислению заработной платы.

Итак, все начисления производятся на сумму начисленной зарплаты. Узнаем, в какие фонды перечисляют взносы предприятия, применяющие ОСНО, их размеры и особенности расчета, а также для каких компаний и в каких случаях применяются сниженные тарифы.

ФСС

Один из важнейших социальных фондов, куда отчисляются страховые взносы – ФСС. Он работает в двух направлениях: контролирует и оплачивает пособия по временной нетрудоспособности и возмещает ущерб, вызванный полученными производственными травмами.
В связи с этим взносы в ФСС исчисляются по следующим тарифам:

▪ 1-й – по временной потере трудоспособности и материнству – 2,9 % от зарплаты работников. На 2015 год установлен предельный уровень оплаты труда, с которого насчитываются взносы, в сумме 670 тыс. руб. На полученный свыше этого уровня доход тариф не начисляется.

▪ 2-й – страхование от производственных несчастных случаев. Величина взноса варьируется от 0,2% до 8,5 % и соответствует одному из 32 классов риска на производстве, законодательно установленных для компаний различной степени производственного травматизма. Для этого вида страхования не существует размера предельной базы, отчисления с заработной платы производятся независимо от суммы дохода по установленному для каждого предприятия классу риска. Только для бюджетных предприятий профессиональный риск ограничен первым классом.

ФФОМС

Отчисления по медицинскому страхованию составляют в 2015 году 5,1% от суммы оплаты труда. Максимальный уровень зарплаты, свыше которого взносы не насчитываются, равен 624 тыс. рублей.

ПФР

Для предприятий, работающих на общих основаниях, взносы составляют 22 %. Предельный доход для их начисления в текущем году равен 711 тыс. руб. В отличие от остальных фондов, в ПФР на суммы, превышающие норматив, отчисления производятся в размере 10 %. Но распределяются они уже не на отдельный счет работника, а на общий, консолидированный счет. В представленной таблице указаны размеры отчислений и предельные уровни дохода, на который они начисляются, для предприятий, применяющих ОСНО.

1. Пример расчета страховых взносов

Сотруднику предприятия за январь начислена зарплата – 68 тыс. руб. В нее входят выплаты:

Всего начислено: 68 000 руб.

Оплата листа нетрудоспособности не входят в базу для расчета, понижая сумму дохода для начисления взносов.

68 – 13 = 55 тыс. руб.

Начислено взносов за январь:
в ПФР:
55 000 * 22% = 12 100 руб.
в ФСС:
55 000 * 2,9% = 1595 руб.

В ФСС (от несч. сл.):

55 000 * 0,2% = 110 руб.
в ФФОМС:
55 000 * 5,1% = 2805 руб.
Всего начислено взносов за месяц - 16 610 руб.

Продолжим пример:

Зарплата этого сотрудника за 10 месяцев года составила 856 000 рублей. Размер начисленных за это время взносов:

В ПФР:
711 000 * 22% + (856 000 – 711 000) * 10% = 156 420 + 31 900 = 188 320 руб.
в ФСС:
670 000 * 2,9% = 19 430 руб.

ФСС (от несч/сл.):

856 000 * 0,2% = 1712 руб.
ФФОМС:
624 000 * 5,1% = 31 824 руб.
Начислено за 10 месяцев - 241 286 руб.

Страховые взносы: расчет для ИП

Часто предприниматели, организуя собственный бизнес, работают в единственном числе, не набирая штат персонала. Сам себе ИП зарплату не платит, он получает доход от предпринимательской деятельности. К этой категории относится и так называемое самозанятое население - частнопрактикующие юристы, врачи и другие специалисты, организовавшие собственный бизнес.

Для таких предпринимателей законодательно утвержден особый порядок начисления подобных платежей – фиксированные (обязательные) страховые взносы.

Осуществляется расчет обязательных страховых взносов исходя из размера МРОТ, индексирующегося ежегодно. Поэтому с каждым годом увеличивается и сумма фиксированных взносов, не считая эксперимента законодателей в 2013 году, когда за основу для расчета отчислений брали не один МРОТ, а два.

Эта сумма четко определена и рассчитывается как произведение 12-кратного МРОТ на тарифы, установленные для ПФР в размере 26 % и ФФОМС - 5,1%:

В текущем году обязательный взнос составил 18 610,80 руб. и 3650,58 руб. соответственно. Всего подлежит перечислению за год 22 261,38 руб.

Расчет страховых взносов в ФСС индивидуальные предприниматели не делают, поскольку для них не предусмотрены расчеты с фондом ни по оплате листов нетрудоспособности, ни по производственным травмам.

Законодательно установлена предельная планка получения дохода для возможности уплаты отчислений в фиксированной сумме – 300 тыс. руб. Превышение этого уровня доходов потребует доначисления размера взносов: на сумму, полученную сверх этого норматива, начисляется 1 %. Такое правило действует только для начисления взносов в ПФР. Оно не относится к отчислениям в ФФОМС. На размер взноса в этот фонд не влияет сумма доходов, он стабилен.

Порядок перечисления и расчет страховых взносов в ПФР предпринимателями

Алгоритм расчетов с пенсионным фондом следующий:

До окончания текущего года в обязательном порядке уплачивается фиксированный взнос. Это обязанность всех предпринимателей. Как уже упоминалось, при уплате этого взноса не играет роли ни финансовый результат деятельности, ни режим налогообложения, ни размеры дохода, ни его полное отсутствие. Этот взнос уплачивается, поскольку является обязательным.

До 1 апреля будущего года перечисляется полученная расчетным путем часть взносов – 1% от размера дохода, превысившего трехсоттысячный предел.

3. Рассмотрим пример расчета страховых взносов для ИП, работающего без персонала:

Годовой доход практикующего врача составил 278 тыс. руб. Составим расчет страховых взносов:

в ПФР = 5965 * 12 * 26 % = 18 610,80 руб.

в ФФОМС= 5965 * 12 * 5,1% = 3650,58 руб.

Платежи осуществляются одинаковыми долями поквартально или сразу полной суммой. Главное, чтобы они были внесены до конца года.

4. Рассмотрим следующий пример:

Доход ИП за год – 2 560 000 руб.

Взнос в ПФР = 18 610,80 + 1 % * (2 560 000 – 300 000)= 18 610,80 + 22600 = 41 210,80 руб.

В ФФОМС – 3650,58 руб.

Важно! Фиксированная сумма 22 261,38 руб. должна быть перечислена до конца налогового года, взнос с разницы 18 949,42 руб. уплачивается до 1 апреля.

Предельная сумма взноса в текущем году - 148 886,40 руб. Рассчитывается она по формуле: 8-кратный размер МРОТ за год, помноженный на установленный тариф ПФР.

Особенности расчета взносов ИП: как правильно рассчитать размер дохода ИП

Расчет страховых взносов ИП изменен радикально. И если раньше все расчеты строились на размере прибыли, сегодня за основу для их начисления берется размер полученного дохода. И следует различать эти понятия, поскольку неправильно подсчитанная сумма дохода и, следовательно, платежа может повлечь наложение штрафных санкций.


При совмещении нескольких налоговых режимов доходы от деятельности на каждом из них должны суммироваться. Если доход предпринимателя за год - не больше 300 тыс. рублей или отсутствует, то ИП обязан перечислить лишь фиксированный взнос.

Применение пониженных тарифов: кто может рассчитывать на льготы?

Российским законодательством регламентирована возможность применения сниженных тарифов для некоторых категорий предприятий-работодателей. Величины этих тарифов различны для разных компаний и зависят от деятельности, которой они занимаются. Размеры тарифов перечислены в 1-й части ст. 58 З-на № 212-ФЗ. Это весьма пространный реестр, который вмещает целый ряд плательщиков, имеющих право использования льгот. В таблице представлен список предприятий, деятельность которых позволяет применять льготные тарифы при расчете социальных отчислений.

Размеры пониженных ставок страховых взносов
Компании, имеющие право на применение льготных тарифов ПФР ФСС ФФОМ
Предприятия, работающие на ЕСХН, сельхозпроизводители, общественные представительства инвалидов 21 2,4 3,7
Партнерства, организованные бюджетными, некоммерческими учреждениями, IT-компании, др. 8 4 2
Компании и ИП, работающие на патенте и УСН по видам деятельности, перечисленным в законе, предприниматели-фармацевты на ЕНВД, некоммерческие организации на УСН, предприятия, работающие в сфере социального обеспечения, разработок НИОКР, здравоохранения, культуры, благотворительного направления 20 0 0
Предприятия-участники проекта "Сколково" 14 0 0

В пункте 8, ч. 1 ст. 58 опубликован список видов деятельности, по которым установлено применение льготных тарифов. Организациям и ИП, работающим с любым из них, дано право не насчитывать отчисления по социальному и медицинскому страхованию, а для взносов в ПФР установлена ставка 20%. Предельный доход для расчета отчислений – 711 тыс. руб. На полученные доходы, сверх этого размера, взносы не насчитываются. Законодателями установлены и некие ограничительные барьеры, которые должны быть применены для реализации предприятиями права на использование льготных тарифов.

Рассмотрим расчет страховых взносов по льготным тарифам на нескольких следующих примерах.

1. С годового дохода работника предприятия – сельхозтоваропроизводителя, имеющего право на льготный расчет в сумме 264 000 руб. отчисления составили:

В ПФР:
264 000 * 21% = 55 440 руб.
в ФСС:
264 000 * 2,4% = 6336 руб.

В ФФОМС:

264 000 * 3,7% = 9768 руб.

Итого: 71 544 руб.

2. С зарплаты работника предприятия сферы соцобеспечения, ведущего деятельность, подпадающую под применение льгот в сумме 210000 руб., должны быть насчитаны взносы:

В ПФР:
210 000 * 20% = 40 500 руб.
Итого: 40 500 руб.

3. С годового дохода сотрудника IT-компании в сумме 547 000 руб. сделаны отчисления:

В ПФР:
547 000 * 8% = 43 760 руб.
в ФСС:
547 000 * 4% = 21 880 руб.

В ФФОМС:

547 000 * 2% = 10 940 руб.

Итого: 76 580 руб.

Еще одно нововведение с начала текущего года – суммы взносов при уплате не округляются до рублей, как было принято раньше, а насчитываются и уплачиваются в рублях и копейках, не создавая при расчетах с фондами мизерных переплат.

Учет расчетов по страховым взносам: начисление, проводки, особенности

Начисление страховых взносов осуществляется предприятиями-работодателями в том же месяце, за который начисляется зарплата. Важно! Начисление-расчет страховых взносов на отпускные производится сразу же при расчете отпускных, причем на всю сумму, независимо от продолжительности периода отпуска. Зачастую начинается он в одном месяце, а заканчивается в другом. Тем не менее расчет по начисленным страховым взносам производится на всю сумму сразу.

Бухгалтерский учет страховых взносов осуществляется на счете № 69 «Расчеты по социальному страхованию» и его субсчетах для отдельного выделения видов отчислений и фондов. Корреспондируется он со счетами учета затрат производства, сумма начисленных взносов отражается по кредиту 69-го счета :

Д-т 20 (23, 26, 44 …) К-т 69 - начислены взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС на соответствующие субсчета, утвержденные в компании.

Уплаченные взносы дебетуют субсчета 69 и отражаются в кредите счета 51 «Расчетный счет», подтверждая произведенный платеж и расчет по уплаченным страховым взносам.

Особенности применения льгот при уплате взносов для «упрощенцев»

Законодательно установлена возможность уменьшения налогооблагаемой базы предприятий, применяющих спецрежимы. Уплаченные страховые взносы в полном объеме рассчитанной суммы уменьшают базу по начисленному налогу, предусмотренному спецрежимом, в следующих случаях:

ИП применяет УСН и/или ЕНВД и функционирует без нанятого персонала;

Компания работает на упрощенном режиме «Доходы за минусом расходов».

1/2 суммы отчислений уменьшает базу для расчета налога, когда применяются следующие режимы:

УСН «Доходы * 6%»;

Обладателям патентов страховые взносы не уменьшают их стоимость.

Надо отметить, что право на применение указанных льгот осуществимо только в том периоде, за который начисляется налог, и уменьшена база может быть исключительно на сумму уплаченных (не начисленных!) в этом же отчетном периоде взносов.

Штрафные санкции

Страховые взносы, расчет по которым произведен, должны быть уплачены в фонды в установленные сроки. По закону при несвоевременном перечислении ежемесячных платежей контролирующие ведомства вправе предъявить организации пени за каждый день просрочки.

Неустойки, не предусмотренные законодательно, не могут быть применены в качестве санкций, но штрафы бывают весьма внушительными. Существует немало причин, которые могут вызвать неудовольствие внебюджетных фондов. Они вправе оштрафовать компанию за несвоевременную регистрацию в фондах либо за опоздание с предоставлением отчетности по взносам, а также за использование бланков неустановленной формы. Это далеко не полный перечень нарушений, внебюджетный фонд располагает немалой властью и лучше заранее готовить и представлять все необходимые отчетные формы, чтобы иметь возможность что-либо изменить и вовремя отчитаться.