В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть - это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
3. Обязательства.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
Например, если увеличивается стоимость материалов, то бухгалтер формирует проводку:
Если стоимость материалов уменьшается , проводка будет иной:
А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета.
Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс , который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.
План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов и забалансовых счетов.
Таблица 1.3. Структура плана счетов бюджетного учета
Номер раздела |
Название раздела |
Номер счета синтетического учета |
Нефинансовые активы |
101 Основные средства |
|
102 нематериальные активы |
||
103 непроизведенные активы |
||
104 амортизация |
||
105 материальные запасы |
||
106 капитальные вложения |
||
Финансовые активы |
201 Денежные средства учреждения |
|
201 01 Денежные средства учреждения на счетах |
||
201 04 Касса |
||
204 Финансовые вложения |
||
204 01 Депозиты |
||
204 02 Акции и иные формы участия в капитале |
||
204 03 Облигации, векселя |
||
205 Расчеты по доходам |
||
206 Расчеты по выданным авансам |
||
208 Расчеты с подотчетными лицами |
||
209 Расчеты по недостачам |
||
Обязательства |
302 Расчеты по принятым обязательствам |
|
303 Расчеты по платежам в бюджет |
||
304 Прочие расчеты с кредиторами |
||
Финансовый результат |
401 Финансовый результат учреждения |
|
401 01 Финансовый результат текущей деятельности учреждения |
||
401 03 Финансовый результат прошлых отчетных периодов |
||
Санкционирование расходов бюджетов |
501 Лимиты бюджетных обязательств |
|
503 Бюджетные ассигнования |
В первом разделе - "Нефинансовые активы " - представлены счета для учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути.
Во втором разделе - "Финансовые активы " - сосредоточены счета для учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности.
В третьем разделе - "Обязательства " - представлены счета для учета кредиторской задолженности учреждения.
В четвертом разделе - "Финансовый результат " - представлены счета для учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов.
В пятом разделе - "Санкционирование расходов бюджетов " - сосредоточены счета для отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях.
На забалансовых счетах учитывают ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.
В Инструкции N 148н предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. Конкретно же они представляют собой КБК - код бюджетной классификации (20 знаков) плюс собственно коды счетов бюджетного учета (6 знаков).
План счетов бюджетного учета построен таким образом, чтобы обеспечивалась взаимосвязь учетной информации и КБК РФ.
Структура счета такова:
Таблица 1
Структура счета бюджетного учета
|
|||
Код счета бюджетного учета |
Вид деятельности:
|
||
трехзначный синтетический счет бюджетного учета, указывает номер счета по существу. Первая цифра которого соответствует номеру раздела плана счетов; |
|||
двузначный аналитический счет бюджетного учета, во многих случаях субсчета. |
|||
Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ) |
Это связано с Классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Код КОСГУ отражается в 24-, 25- и 26-м разрядах.
Разряд 24 кодируется знаком в зависимости от объекта учета и влияния операций на изменение этого объекта.
Правило определения значения разряда 24
Правило определения значения 25-го - 26-го разрядов |
|||||||
1. Нефинансовые активы |
|||||||
Основные средства |
Нематериальные активы |
Непроизведенные активы |
Материальные запасы |
Вложения в нефинансовые активы |
Амортизация |
Нефинансовые активы в пути |
|
В зависимости от вида актива10, 20, 30, 40 |
|||||||
2. Финансовые активы |
|||||||
Денежные средства |
Финансовые активы |
Дебиторская задолженность |
|||||
Облигации, векселя |
Депозиты |
||||||
3. Обязательства |
|||||||
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам |
Расчеты по принятым обязательствам |
||||||
внутренним |
|||||||
4. Финансовый результат |
|||||||
в соответствии с экономической классификацией доходов |
в соответствии с экономической классификацией расходов |
||||||
5. Санкционирование расходов бюджетов |
|||||||
Осуществление расходов |
Приобретение активов |
Погашение долговых обязательств |
|||||
В соответствии с экономической классификацией расходов |
Основных средств |
Нематериальных активов, ценных бумаг (кроме акций) |
Непроизведенных активов, акций |
Материальных запасов, бюджетных кредитов |
Иных финансовых активов |
Внутренних |
|
Последние три разряда - 24-26 - также входят в КБК. Их значения соответствуют кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ ). Содержит следующие основные разделы:
100 "Доходы", 200 "Расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов", 400 "Выбытие нефинансовых активов", 500 "Поступление финансовых активов", 600 "Выбытие финансовых активов", 700 "Увеличение обязательств", 800 "Уменьшение обязательств".
Из-за наличия в бухгалтерском счете классификатора операций сектора государственного управления на некоторых счетах вводятся отдельные названия и номера дебета и кредита счета. На активных счетах эта ситуация выглядит следующим образом:
В Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет - строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком "-", если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он так же будет отражен со знаком "-". С помощью введения кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту.
В 2019 году Инструкции 157н и 162н применяются в новых редакциях. Мы рассказываем, какие поправки внесены в соответствующие приказы Минфина, изменилась ли структура плана счетов и где можно посмотреть корректные бухгалтерские проводки.
Скачайте образец рабочего плана счетов в нашей статье, составленного с учетом последних изменений в законодательстве.
Внесли изменения в Инструкцию 157н с Единым планом счетов, смотрите Далее Минфин приказом от 28.12.2018 года 297н внес поправки в Инструкцию 162н для казенных учреждений.
В плане счетов бюджетного учета для казенных учреждений добавлены новые счета по расчетам:
Введен счет расчета по доходам бюджета от возврата выделенных на выполнение госзаданий субсидий: 205 36. Увеличение и уменьшение дебиторской задолженности по этому счету отражается по КОСГУ 562 и 662, потому что возврат возможен только от бюджетных и автономных учреждений.
В связи с детализацией КОСГУ изменены все счета расчетов с подотчетными лицами. Увеличение задолженности отражается по статье 567, уменьшение – по статье 667, потому что расчеты производятся с физлицами.
В новой редакции 162н добавлены три счета для учета прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме:
Аналогично в план включены счета для учета социальных компенсаций в натуральном виде:
В названиях счетов 206 12, 208 12, 302 12 и 206 66, 302 66 в обновленной Инструкции указано, что они применяются только для расчетов в денежной форме. В названиях счетов 206 24 и 302 24 отмечено, что они не используются при расчетах за аренду земельных участков и других природных объектов. Это связано с тем, что для указанных расчетов ранее введены счета 206 29 и 302 29.
В новой редакции указаны счета:
Исключены ранее действующие 401 10 120, 401 10 130 и так далее, а также 401 20 211, 401 20 212, 401 20 213 и прочие. В рабочих планах детализацию учреждениям следует выполнить самостоятельно в соответствии с 209н . В 162н счета, являющиеся групповыми, для которых возможно добавление статьи и подстатьи КОСГУ, помечены сноской <1>.
Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:
Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете и отчетности.
Рабочий план счетов бюджетного учета обязательно включают в состав учетной политики учреждения. В нем указывают счета, которые применяет в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно.
Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения. Одновременно рабочий план должен учитывать специфику деятельности учреждения.
План счетов бюджетного учета на 2019 год с пояснениями состоит из шести разделов. Первые пять содержат счета учета:
Шестой раздел посвящен порядку учета операций по централизованному снабжению.
До мая 2018 года план счетов бюджетного учета публиковался с пояснениями и проводками. В Инструкцию 162н было включено приложение «Корреспонденция счетов бюджетного учета», содержащее корректные бухгалтерские записи по операциям с бюджетными средствами. В редакции от 08.05.2018 года приложение было упразднено.
В настоящее время для формирования и проверки проводок следует руководствоваться инструкцией по применению плана счетов. В ней указано, какие счета используются в дебете и в кредите при отражении в учете фактов хозяйственной жизни.
Также вы можете использовать примеры проводок в Системе Госфинансы. Они актуализируются под изменения в законах и инструкциях по учету.
Список счетов, при помощи которых осуществляется хозяйственный учет в компании, называется планом счетов (ПС) . ПС организаций бюджетного типа располагается обособленно от плана коммерческих фирм.
Финансирование бюджетных предприятий может проводиться при помощи бюджетных средств и внебюджетных.
Внебюджетные Фонды (ВНФ), учреждения государственного типа, муниципалитеты – все они относятся к категории бюджетных организаций . Данные предприятия входят в структуру государственной учетной политики (ГУП). Она представляет собой строго упорядоченную систему учета в органах власти любого характера – муниципальной, территориальной и государственной, а также в сфере ВНФ.
Для разработки собственной политики каждый орган руководствуется определенным документом , который был утвержден законодательством – инструкцией по бюджетному учету . Она исключает слишком большую свободу при составлении учетной политики и одновременно является сводом правил по ее формированию.
В соответствии с законодательством РФ существует регулирование, состоящее из четырех уровней :
Основным назначением ПС является осуществление бухгалтерского учета и отслеживание предпринимательской деятельности организаций любого типа.
ПС на 2018 год был утвержден при помощи Приказа Минфина РФ №94н . Этот документ служит образцом для составления фирмой своего рабочего плана счетов (РПС). Правила регламентируются в тексте ПБУ 1/2008 , в котором идет речь об организации учетной политики (УП) предприятий. Изменения внесены в Инструкцию №157н и Инструкцию №162н .
При создании РПС уполномоченный работник бухгалтерского отдела должен принимать во внимание особенности, специфику и классификацию деятельности компании. После того как документ будет сформирован, его следует включить в состав учетной политики.
В 2018 году структура ПС будет представляет упорядоченную систему обобщенной информации о происходящих на предприятии операциях, записанную в закодированные строчки и выраженную в денежном эквиваленте.
Единый план счетов (ЕПС) – это нормативный документ, который является обязательным для всех фирм, кроме организаций бюджетного или кредитного типа. При составлении РПС нужно учитывать некоторые обязательные требования :
Разработанный ПС должен быть утвержден приказом руководящего аппарата . В течение года в составленный и принятый ПС нельзя вносить изменения.
Изменения на 2018 год:
В 2018 году нужно будет вносить в ПС аналитические параметры . В случае если их не было, в учетной политике необходимо прописать принципы ведения такого учета.
Аналитический учет помогает понять информацию, заключенную в бухгалтерской документации. Факторы, от которых он зависит:
Для такого учета данные фиксируются в справочной документации и структурах субсчетов и счетах.
План счетов в бюджетных организациях необходим для сопоставления показателей бюджетов этих предприятий между собой. ПС нового образца содержит в своем составе более 2000 счетов синтетического характера .
Однако, при составлении своего индивидуального плана организация включает только те, которые необходимы.
ПС представлен следующей структурой :
Раздел 1 – содержит в себе информацию по активам внеоборотного типа (имущество, ОС, НМА, инвестиции в ТМЦ и затраты на покупки, списание и строительство объектов). УС – 01, 05, 07, .
Раздел 2 – запасы производства (имущество, участвующее в процессе один раз, причем его стоимость в полном объеме включается в состав цены на готовое изделие) – 10, 11, 14, 16, .
Раздел 3 – расходы на производственный процесс (учитываются траты не только по выпуску, но и внереализационные, а также по прочим услугам) – 20, 21, 23, 25, 26, 28 и 29.
Раздел 4 – готовые товары (часть материально-производственных запасов, которые предназначены для реализации) – 40, 46.
Раздел 5 – деньги (отображаются все, которые имеются на счетах), также описывается процесс их движения. Учитываются во всех местах – кассах, р/с, документах по платежам и ценным бумагам. Могут фиксироваться как в рублях, так и в зарубежной валюте — счета 50, 52, 55, 57, 59.
Раздел 6 – основные расчеты (внутри фирмы, с лицами юридического толка или физического) – 60, 62, 63, 75, 77, 79.
Раздел 7 – содержит в себе сведения о состоянии и операциях с капиталом (любые разновидности капитала, акции, неоприходованная прибыль) – 80, 84, 86.
Раздел 8 – итог деятельности предприятия в финансовом выражении (итоговая прибыль, полученные доходы и понесенные расходы) – 90, 91, 96, 99.
Группирование проводится с учетом параметров:
Характеристика счета с учетом типа:
Состав:
К активам нефинансового вида относятся ОС, НМА, имущество непроизводственного назначения, материалы, затраты, износ. Главным отличием от финансового является присутствие специального счета, для того чтобы вложить его в пункт материальных запасов.
Финансовые — все денежные средства (кассы, р/с и т.д.), ЦБ, задолженность других контрагентов, дебиторского типа и инвестиции в ФА компании.
Обязательства – отображается не только размер задолженности, но и все совершенные платежи по ней.
Раздел 5 – это перечень счетов . На нем не только можно получить данные о положении фирмы, но и увидеть движение операций по ним. Основные счета:
В отдельности может иметь либо пассивную основу, либо активную.
Данные счета предназначены для учета обобщенной информации о наличии в распоряжении или временном пользовании ценного имущества, такого как основные средства, находящиеся аренде, ценности материального характера, которые отданы на хранение или переработку.
Помимо этого здесь отображаются сведения о наличии у организации определенных прав и обязательств условного типа. ПС помогает не только фиксировать данные, но контролировать некоторые хозяйственные операции.
Перечень забалансовых счетов :
В тексте инструкции по ведению ПС, которая содержит единые требования для предприятий любого типа, доступно объясняются правила открытия субсчетов .
Заполнение происходит в том же порядке, что и совершались записи. Когда фирме нужно выпустить свою документацию, которой нет в инструкции, то она готовится с учетом всех правил и требований.
На ее основании ПС и текстов инструкции необходимо разработать собственный РП компании :
Система составления плана :
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет - портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).
3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.
Регистрационный N 19669
Утверждены План счетов бухучета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению.
Инструкция устанавливает единый порядок отражения активов, обязательств и фактов хоздеятельности на счетах плана. Она касается государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, которым органы госвласти (госорганы), местного самоуправления предоставили субсидии, госакадемий наук и созданных ими учреждений.
При бухучете активов, обязательств, результатов финансовой деятельности, а также изменяющих их хозопераций следует использовать правила и способы его организации и ведения. Перечисленные факты отражаются на счетах плана в зависимости от экономического содержания.
Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухучете необходимой информации, а также определять недостающую корреспонденцию счетов.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
Регистрационный N 19669
Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 г.