Объединенные экономические зоны. Особые экономические зоны россии. Типы свободных экономических зон

Объединенные экономические зоны. Особые экономические зоны россии. Типы свободных экономических зон

Что такое особая экономическая зона, для чего они создаются и какую выгоду несут в себе государству и инвесторам? Какие виды деятельности допускаются на территории свободной зоны и возможно ли ведение малого бизнеса в ОЭЗ – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Наибольший мировой опыт создания ОЭЗ принадлежит европейским странам. Россия также имеет серьезный потенциал функционирования СЭЗ, которых сейчас по все стране насчитывается 25:

  • шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);
  • пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);
  • семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);
  • три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск).

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым - руководство страны поручило разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот и преференций для предпринимателей, ведущих свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Какой бизнес наиболее актуален в Крыму? Узнайте из нашей статьи .

Рассмотрим основные понятия

Наверняка вам приходилось слышать несколько разных терминов - «свободная экономическая зона», «зона свободной торговли», «особая экономическая зона». По сути, это разные звучания одного и того же явления.

При этом абсолютными аналогами являются «свободная экономическая зона» (СЭЗ) и «особая экономическая зона» (ОЭЗ), может использоваться еще и третье звучание: «специальная экономическая зона» (СЭЗ, special economic zone).

Зона свободной торговли - это признак ОЭЗ, в частности ее предпринимательских типов.

«Свободная зона, или зона свободной торговли, - это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны» (World Bank, 1992)

Распространенным примером подобной зоны является торговля в магазинах Duty Free.

Что такое

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

В чем суть

Основная суть создания ОЭЗ - освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения. Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт.

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) - сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги - обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания - обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Виды ОЭЗ

Существует несколько видов особых экономических зон:

  • зоны свободной торговли - не попадающие под юрисдикцию национальной таможени территории, где проводится хранение продукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;
  • промышленно-производственные зоны - промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;
  • технико-внедренческие зоны - районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности и изысканий (технопарки);
  • туристические зоны - рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;
  • сервисные зоны - территория, на которой осуществляется финансовая (оффшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны - территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района (еще называются зонами предпринимательства и как пример снова же можно привести Крым.)

Особая экономическая зона в г. Елабуге

Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).

Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города. Нижнекамска.

Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.

Площадь ОЭЗ - 20 квадратных километров.

Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»

  1. режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
  2. отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции
  3. резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
  4. помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации;
  5. ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
  6. полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.

Количество компаний-резидентов - 42, в число которых входят международные бренды: Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и др.

Общая численность занятого персонала: более 4200 человек.

Орган управления - ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Регистрация резидентов ОЭЗ

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ Алабуга, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие на территории Елабужского муниципального района;
  • подписать с органом управления ОЭЗ договор о ведении промышленно-производственной деятельности и внести в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, инвестиции в сумме не менее 10 000 000 евро, в том числе в первый год развития - не менее 1 000 000 евро;

Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.

Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:

Если говорить о территориальных ОЭЗ, таких как Калининградская область и Крым, то тут действует одно правило для всех предпринимателей и сниженный налог на прибыль распространяется на все предприятия, независимо от группы товаров и типа хозяйствования. Поэтому наиболее интересным с точки зрения заработка является открытие бизнеса на территориях предпринимательских особых экономических зон.

Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.

Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

По системам льгот выделяют:

налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям особые экономические зоны подразделяют:

. на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

. промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

. технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

. туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

. сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

. комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

"ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.

применения режима свободной таможенной зоны

Режим свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации применяется на территории особых экономических зон. В Законе ОЭЗ определяются как определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в определении ОЭЗ в Российской Федерации, содержащемся, выделяют следующие характерные черты Постатейный комментарий Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" /под ред. А.Н. Козырина. -М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006.:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются Правительством РФ. В соответствии со ст. 6 комментируемого Закона Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями Правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 784 "О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа" СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5748.).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.).

Процедура создания особой экономической зоны определена Положением о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 г. №563, и включает в себя 5 основных этапов (рис. 1) Григорян, Э.М. Проблемы вхождения России в мировое хозяйство. / Э.М. Григорян // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -- 2007. -- Т. 5. -- № 2. --Ч. 3...

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими предпринимательской деятельности различного рода льгот:

· таможенных (внешнеторговых);

· налоговых;

· финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

· административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Рис. 1.

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона Об ОЭЗ, резидентам ОЭЗ предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В мировой практике известны два альтернативных метода создания ОЭЗ - «сверху» и «снизу». В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея).

Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В российском Законе об ОЭЗ избран первый подход - создание исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается.

Впервые в нашей стране особые экономические зоны появились в конце 80-х годов прошлого столетия в связи с разработкой, так называемой единой государственной концепции свободных зон. Согласно данной концепции особые экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеэкономической политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства Гасумянова, А.В. Правовая природа соглашений о ведении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008..

Однако союзная программа по созданию и развитию особых экономических зон не была воплощена в полной мере по ряду различного рода причин, среди которых можно выделить несовместимость представленной концепции особых экономических зон с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования, неразрешенность технологических проблем функционирования особых экономических зон, а также пассивное отношение потенциальных инвесторов, причем как иностранных - в связи с ограниченностью представленных возможностей, так и национальных - в связи с отсутствием эффективных стимулов для образования предприятий в этих зонах и отсутствием возможностей по реализации эффективных инвестиционных проектов Ушаков, Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юрист, 2002. С. 83..

Второй этап становления особых экономических зон на территории России ознаменовался появлением типологии особых экономических зон («зоны свободного предпринимательства» (например, г. Ленинград, г. Выборг) и «свободные экономические зоны» (например, Алтайский край, г. Зеленоград (Москва)), которая, в сущности, не имела четких критериев, вследствие чего отличия в создаваемых особых экономических зонах не были связаны с типом особых экономических зон. Отличительными особенностями особых экономических зон на втором этапе становления их правового регулирования стали следующие: 1) цели создания особых экономических зон преодолели исключительную экспортную направленность; 2) предоставление льгот широкому кругу предприятий, а не только совместным; 3) статус особых экономических зон получают целые административно-территориальные образования; 4) особые экономические зоны уже теряет свою ярко выраженную отраслевую специализацию, становясь лишь территориями с более льготным уровнем налогообложения.

Третий этап характеризуется уменьшением территории особых экономических зон и созданием законодательной базы, соответствующей действовавшему на тот период гражданскому, налоговому и таможенному законодательству. Курс на устранение гигантских особых экономических зон путем их ликвидации или преобразования нашел свое отражение в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821. и Указе Президента РФ от 27.09.1993 № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3740 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента от 29 августа 2001 года № 1088).. Последний из этих нормативных правовых актов содержал поручение Правительству РФ подготовить для последующего внесения на рассмотрение Федерального Собрания РФ законопроект «О свободных экономических зонах». Новые или преобразуемые особые экономические зоны того периода приобретают внешнеэкономическую ориентацию Национальные оффшорные зоны и центры в Российской федерации // offshorecenter.ru .

Фундаментальную основу современного правового регулирования особых экономических зон заложил ФЗ № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» СЗ РФ. 2005. № 30 (ч.2). Ст. 3127 (далее - ФЗ об особых экономических зонах). , который включил новейшие положения международной практики в данной сфере и теоретические разработки отечественных специалистов. Закон определяет правовой режим ОЭЗ на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и прекращения, а также особенности ведения на территории этих зон предпринимательской деятельности, призванной способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, прежде всего, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

В соответствии со ст. 4 Закона об ОЭЗ, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров. Пример классификации ОЭЗ в России по характеру деятельности представлен на рисунке 2 Григорян, Э.М. Предпринимательский потенциал ОЭЗ как фактор интенсивного развития национального хозяйства / Э.М. Григорян // Экономический вестник Ростовского государственного университета. -- 2008. -- Т. 6. -- № 2. -- Ч. 2..


Рис. 2.

Промышленно-производственные зоны -- зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто- и экспортоориентированные -- по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример -- бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон -- возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.

На крайних полюсах территориального и режимного подходов к организации зон находятся еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, -- отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.

Сочетание всех указанных условий встречается редко, и поэтому каждая зона подобного типа по-своему уникальна (научные парки США, технополисы Японии).

В соответствии со ст. 4 Закона об ОЭЗ, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

В современных условиях наиболее популярны следующие целевые ориентиры СТЗ, которые реализуются в соответствующих задачах (табл. 1) Чернявская, Ю.А. Особые экономические зоны: реальность и перспективы Ю.А. Чернявская // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2007. - № 2. - С. 398-401..

Таблица 1. Цели и задачи применения режима свободной таможенной зоны

Экономические задачи

Социальные задачи

Научно-технические задачи

Более широкое, по сравнению с основной территорией страны, привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению организационных процедур;

Локальная ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа организациям и предприятиям ОЭЗ к определённым сферам внешнеторгового оборота;

Обеспечение относительно интенсивного дополнительного роста валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Ускорение развития отсталых регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

Повышение занятости населения путём создания новых рабочих мест с целью минимизации безработицы;

Создание слоя высококвалифицированных менеджеров для обеспечения эффективного использования международной практики в сфере финансов;

Удовлетворение спроса на высококачественные товары и насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами.

Привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

Ускорение инновационных и внедренческих процессов;

Привлечение зарубежных специалистов и учёных;

Модернизация техники и существующей инфраструктуры с целью повышения эффективности производства.

Вместе с тем, эффективная реализация стратегии развития ОЭЗ возможна, на наш взгляд, лишь в рамках перспективного маркетингового направления, обеспечивающего повышение конкурентоспособности локальной социально-экономической системы, - маркетинга территорий или регионального маркетинга.

Создание и функционирование ОЭЗ направлены на обеспечение благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику. ОЭЗ позволит гарантировать дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций прежде всего в обрабатывающие сектора промышленности; развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития; создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Функционирование ОЭЗ должно стимулировать развитие российских регионов, содействовать в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития.

ОЭЗ призваны содействовать позитивным структурным преобразованиям в российской экономике, обеспечить переход от преобладания добывающих отраслей в пользу перерабатывающих отраслей промышленности. Они должны обеспечивать эффективную форму интеграции науки и производства, представлять собой площадку для развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, специализирующихся на разработке новых технологий.

Особо законодатель выделяет цель развития транспортной инфраструктуры. Для такой огромной страны, как Россия, транспортная система играет особую роль в обеспечении нормального функционирования всего народного хозяйства.

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2383. в список целей, для достижения которых создаются, могут создаваться ОЭЗ, были включены туризм и санаторно-курортная сфера.

Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах - это особый порядок правового регулирования предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон, выражающийся в сочетании различных юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов действующих на территории особых экономических зон субъектов права. В правовом режиме воплощаются основные требования экономики. В частности, в целях привлечения иностранного капитала и активизации международного товарооборота в особых экономических зонах разработан, закреплен на законодательном уровне и апробирован на практике особый механизм, являющийся основой правового режима предпринимательства в особых экономических зонах и выражающийся в предоставлении определенным хозяйствующим субъектам различных преференций и соответствующих гарантий: таможенных, налоговых, финансовых, административных и др. Указанные преференции, будучи, по сути, стимулирующими средствами воздействия на общественные отношения в особых экономических зонах, играют первостепенную роль, в то время как ограничения содействуют наиболее полному, законному и справедливому осуществлению воли законодателя.

Следует сказать, что решение о создании или прекращении существования ОЭЗ может приниматься только Правительством РФ и оформляется в виде постановления. Другие органы власти не имеют таких полномочий. В связи с этим ознакомим читателей с Определением ВС РФ от 18.07.2007 N 86-Г07-15, в котором со ссылкой на Закон об ОЭЗ указано, что законодательное собрание субъекта РФ не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в области установления территорий с особым льготным режимом хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности. Аналогичное решение вынесено в Определении ВС РФ от 24.01.2007 N 16-Г06-25 в отношении Закона об экономической зоне, принятого областной думой субъекта РФ, в котором в нарушение федерального законодательства предусматривалось предоставление льготы в виде возможности полностью не уплачивать налог на прибыль. Арбитры отмечают, что, хотя зоны экономического развития и свободные экономические зоны тождественны ОЭЗ, юридического статуса ОЭЗ эти территории не имеют. Соответственно, декларируемые на таких территориях льготы, в том числе в отношении налогообложения, неправомерны.

Более того, согласно ст. 40 Закона об ОЭЗ существование свободных таможенных зон, созданных до дня вступления этого Закона в силу (25.08.2005), прекращается, за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, где отношения регулируются Законом N 16-ФЗ и Законом N 104-ФЗ в соответствии с которыми срок действия Калининградской ОЭЗ составляет 25 лет, а Магаданская ОЭЗ действует до 31 декабря 2014 г.

В настоящее время по решению Правительства РФ помимо зон в Калининградской и Магаданской областях на территории РФ созданы:

Две зоны промышленно-производственного типа на территории Грязинского района Липецкой области, Елабужского района Республики Татарстан;

Четыре зоны технико-внедренческого типа на территории г. Томска, г. Дубны Московской области, г. Санкт-Петербурга, г. Москвы;

Семь зон туристско-рекреационного типа на территории Майминского и Чемальского районов Республики Алтай, Прибайкальского района Республики Бурятии, Алтайского района Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, Зеленоградского района Калининградской области.

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственного (или промышленного) типа, технико-внедренческого (или технологического) типа, туристско-рекреационного (или туристического) типа и портовые.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

В настоящее время в России созданы 17 ОЭЗ четырех типов, из них:

  • пять ОЭЗ технологического типа (в г. Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в г. Дубне (Московская область), в г. Томске (Томская область) и в Республике Татарстан);
  • шесть промышленных ОЭЗ (в Липецкой области, в Республике Татарстан ОЭЗ ППТ «Липецк», Псковской области, Самарской области, Калужской области и Свердловской области);
  • четыре туристско-рекреационных ОЭЗ (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области);
  • две портовые ОЭЗ (в Хабаровском крае и Ульяновской области).

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах. Значительным преимуществом для резидентов является реальное снижение административных барьеров, количества контрольных мероприятий, а также предоставление услуг в режиме «одного окна».

Законодательством РФ предусмотрены некоторые ограничения в отношении деятельности резидентов ОЭЗ. В частности, на территории большинства особых экономических зон не допускается размещение объектов жилищного фонда, разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, их переработка, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). При этом Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.

Для создания ОЭЗ необходимо соблюдение основного условия - ОЭЗ (за исключением портовых) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Так, на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;
  • на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Характеристика ОЭЗ промышленного типа:

  • размещение объектов промышленного назначения;
  • площадь не более 20 кв. км;
  • срок существования не более 20 лет;
  • капитальные вложения не менее 10 млн евро, в первый год - не менее 1 млн евро.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.

Государство предоставляет существенные налоговые льготы для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ. Так, в Республике Татарстан для них предусмотрены следующие льготы:

  • транспортный налог - освобождение на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • налог на имущество - освобождение на 10 лет с момента постановки имущества на учет;
  • земельный налог - освобождение на 10 лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

На территории каждой ОЭЗ действуют свои налоговые льготы. Например, резидентам ОЭЗ в Липецкой области предоставлены следующие льготы:

  • налог на прибыль по ставке 20%;
  • транспортный налог - освобождение на пять лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • налог на имущество - освобождение на пять лет с момента постановки имущества на учет;
  • земельный налог - освобождение на пять лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;
  • на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Характеристика ОЭЗ технологического типа:

  1. ведение технико-внедренческой деятельности;
  2. создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв. км;
  3. не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  4. не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
  5. срок существования не более 20 лет.

Налоговые льготы для резидентов технологической особой экономической зоны:

  • при исчислении налога на прибыль - резиденты смогут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены;
  • ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ -13,5%;
  • освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет;
  • резиденты освобождаются от налогообложения по налогу на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента в течение пяти лет с момента постановки на учет;
  • организации-резиденты освобождаются от налогообложения в отношении земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристе корекреационную ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий;
  • на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.

В настоящее время существуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Иркутской области.

Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

  1. создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации;
  2. могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  3. могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно -территориального образования;
  4. в туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;
  5. оказание туристических и оздоровительных услуг.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:

  • деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
  • туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ:

  • налог на имущество организаций - освобождение в течение пяти лет;
  • земельный налог - освобождение в течение пяти лет;
  • применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше двух;
  • акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;
  • арендная плата за земельные участки - не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Целью создания портовых ОЭЗ на территории РФ является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.


Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

По системам льгот выделяют:

налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям особые экономические зоны подразделяют:

. на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

. промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

. технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

. туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

. сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

. комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

"ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.