Что относится к муниципальному жилищному фонду. Государственный жилищный фонд. Изменения в составе жилищного фонда

Что относится к муниципальному жилищному фонду. Государственный жилищный фонд. Изменения в составе жилищного фонда


ЖК РФ устанавливает, что жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ).
Согласно законодательству РФ государственный жилищный фонд представляет собой:
Iist ведомственный фонд, являющийся государственной собственностью Российской Федерации и находя-
щийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий;
фонд, являющийся собственностью субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий.
Государственный жилищный фонд до 1992 г. принадлежал государству, затем он был разграничен на федеральный фонд, фонд субъектов РФ и муниципальный.
Состав государственного жилищного фонда включает в себя: собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов. Государственный жилищный фонд может быть передан государственным предприятиям в хозяйственное ведение; государственным учреждениям и казенным предприятиям - в оперативное управление (гл. 19 «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» ГК РФ).
Управлением и распоряжением федеральным имуществом от имени Российской Федерации занимается Правительство РФ. Большую часть своих полномочий Правительство поручило Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Основная деятельность Агентства направлена на разработку и осуществление мероприятий по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости, оформление закрепления государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, выдачу разрешения на продажу объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении, на передачу их в аренду или залог.
Управление и распоряжение жилищным фондом от имени субъектов федерации осуществляют соответствующие государственные органы исполнительной власти субъекта РФ.
IB качестве объектов приватизации принято рассматри- s вать квартиры многоквартирных домов и одноквартирные
дома, используемые гражданами на условиях найма.
В случаях, когда квартиры находятся в домах, включенных в план реконструкции в текущем году, их приватизация осуществляется владельцем (собственником) дома только по окончании реконструкции. Следует отметить, что наниматели, проживающие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир.

1 В состав объектов государственного жилищного і фонда, не подлежащих приватизации, включены:
Its" квартиры-музеи;
Its" квартиры (дома), находящиеся на территориях закрытых воинских поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев-заповедников;
Its’ комнаты в общежитиях; квартиры (дома), находящиеся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей);
Its* квартиры (дома), расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном законом порядке к числу служебных. Данный перечень объектов является исчерпывающим.

– совокупность всех жилых площадей, которые находяться на территории государства.

Жилая площадь, является самым желанным приобретением любой семьи в нашей стране, поэтому спрос на нее не меняется, а наоборот увеличивается с каждым годом. С момента обретения независимости, в России было закреплено право частной собственности, которое распространяется на все имущество, включая и жилую недвижимость. Но в юридической практике, существуют некоторые особенности, связанные с реализацией права граждан, на приобретение жилья в частную собственность. Одной, из такой, является понятие (термин) государственный жилой фонд.

Что такое жилой фонд

Для того, чтобы полностью раскрыть термин - государственный жилищный фонд, необходимо иметь понятие, что такое вообще жилой фонд, и из чего он состоит. Сразу необходимо отметить, что оно содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, и характеризуется как совокупность всех жилых помещений, которые располагаются на территории нашей страны. Под такими помещениями подразумеваются все строения пригодные для проживания граждан, и используемые по прямому назначению.

В состав общего жилищного фонда входят следующие помещения:

Квартиры, которые располагаются в многоквартирных жилых домах;

Частные дома и котеджы;

Комнаты в различных общежитиях;

Коммунальные квартиры.

Квартиры

К такому понятию как квартира относятся специальные жилые помещения, которые располагаются в многоквартирных жилых домах, которые могут быть многоэтажными и одноэтажными. Их количество зависит от планировки зданий, и все они имеют свою площадь, оборудованы комнатами, предназначенными для проживания, а также санитарными узлами (туалет, ванна) и помещением для приготовления еды (кухня).

Отличие квартир от иных жилых помещений состоит в том, что они имеют две площади, жилую и общую. Общая площадь, в случае раздела в натуре (между супругами либо наследниками), всегда остается в совместном пользовании, между совладельцами. Кроме этого, планировка и расположение, не позволяют делать несколько входов, за исключением тех квартир, которые располагаются на первых этажах. Несколько квартир, можно объединить в одну.

Частные домовладения и котеджы

Этот вид жилых помещений, также имеет свои особенности, и отличается от квартир тем, что в них можно проводить различные реконструкции, создавать несколько отдельных входов. Также они имеют прилегающие участки земли, на которых можно строить различные бытовые сооружения, либо пристраивать дополнительные комнаты для проживания.

Котеджы отличаются от частных домовладений тем, что они построены на нескольких хозяев, поэтому оборудуются отдельными входами для каждого хозяина. Такие жилые помещения одноэтажные, но по желанию владельцев, могут быть реконструированы и иметь два, а то и три этажа.

Комнаты в общежитиях

Это особый вид жилых помещений. Располагаются они также в больших строениях, которые могут быть как многоэтажными, так и одноэтажными. Так как они были придуманы в Советском Союзе, и предоставлялись как временное жилье различным рабочим и служащим, пока не будет выдана государственная квартира.

Это наложило отпечаток на их планировку, поэтому некоторые эксперты делят их на простые, и семейные:

1. Простые общежития состоят из множества жилых комнат, в которых может проживать от 1-го до 4-х человек, общую кухню, ванну и туалет.

2. Семейные общежития состоят из отдельных жилых помещений (одной или двух жилых комнат) с отдельным санитарным узлом и небольшой кухней.

Коммунальные квартиры

Коммунальные квартиры, это отдельный вид жилых помещений, которые отличаются от простых квартир тем, что в них имеется общая кухня, туалет, ванна, коридор, а в каждой жилой комнате проживают люди, которые являются их владельцами. В случае раздела квартиры между наследниками или бывшими супругами, она может стать коммунальной.

Государственный жилой фонд

До того, как Российская Федерация объявила о своей независимости и находилась в составе СССР, весь жилой фонд, был государственным. Это означало, что люди, проживавшие в различных жилых помещениях, не имели права собственности на них. После объявления о своей независимости, в нашей стране была принята новая Конституция, которая гарантировала каждому гражданину возможность, получить в частную собственность любое жилое помещение.

С юридической точки зрения, это происходило путем приватизации. Приватизация, это процесс перехода жилого помещения из государственной собственности, в частную. В этой плоскости и лежит термин государственный жилой фонд. Фактически, это весь жилой фонд, который находится в собственности нашей страны, и не приватизирован. То есть собственником таких жилых помещений является Российская Федерация.

Государственный жилой фонд делится на такие группы:

Жилой фонд, принадлежащий государству;

Жилой фонд, принадлежащий субъектам Федерации;

Жилой фонд, принадлежащий муниципальным властям.

Жилой Фонд, принадлежащий государству

Сюда можно отнести все такие помещения, которые есть в собственности государственных органов, и только они могут принимать решения по его управлению. Под таким управлением подразумевается разрешение на приватизацию, на проведение различного ремонта, и любых других юридических манипуляций с ним.

Жилой фонд принадлежащий субъектам Федерации

К такому жилому фонду можно отнести различные помещения, которые были переданы в и полное распоряжение субъектам Федерации. К ним относятся различные города Федерального значения, Республики, области и округи. Важно знать, что полномочия по оперативному управлению и распоряжению этим фондом, могут быть переданы только специальным правительственным органом, что подтверждается распоряжением или постановлением. Более никаких способов передачи с одного фонда в другой действующим законодательством не предусмотрено.

Жилой фонд принадлежащий муниципальным властям

Под такими жилыми помещениями, подразумеваются помещения, которые находятся в распоряжении различных муниципальных образований, расположенных на территории Российской Федерации. Это могут быть районы в городах, и другие территориальные образования, созданные на основании специальной законодательной базы. Именно , и принимает решение о дальнейшей судьбе жилых помещений, которые находятся в его ведении.

Также следует рассмотреть такие два понятия как хозяйственное ведение жилищного фонда и оперативное управление.

Государственный жилищный фонд может быть передан в хозяйственное ведение только различным государственным предприятиям, на которых возлагается ответственность на его содержание в надлежащем виде. То есть капитальный и иной ремонт, и другие действия, для поддержания его безопасном виде. Совершение различных юридических манипуляций, которые не противоречат Жилищному кодексу и иным нормативным актам.

В специальное оперативное управления, такой государственный жилой фонд может быть отдан только различным казенным предприятиям и государственным учреждением. Под таким управлением подразумевается право, распоряжаться жильем на свое усмотрение (вселять людей по мере надобности, получать оплату за жилье и другие действия).

Но возникает один вопрос, состоящий в том, что все жилье, согласно действующему законодательству может быть приватизировано, и это понятие потеряет свою юридическую силу. Но это не так. Согласно того же Жилищного Кодекса Российской Федерации, не все жилые помещения, которые относятся к государственному жилому фонду, могут быть приватизированы, то есть перейти в частную собственность. К таким помещениям Закон относит следующие:

Музейные квартиры;

Жилые помещения, которые располагаются на территориях различных воинских частей и подразделений, государственных учреждений и предприятий;

Жилые помещения, которые находятся в различных природных парках, заповедниках, ботанических садах, региональных ландшафтных парках, дендрологических, зоологических и других национальных парках, парков которые являются памятниками садово-паркового искусства, историко-культурных заповедниках и заповедниках-музеях;

Комнаты в общежитиях;

Жилые помещения, которые расположены в зоне так называемого обязательного отселения, которая подверглась загрязнению в результате чернобыльской катастрофы;

Жилые помещения, которые расположены в аварийных домах, подлежащих сносу, где проживание несет опасность;

Служебные жилые помещения.

Именно этот жилой фонд, в обязательном порядке остается государственным, и ни при каких обстоятельствах не может стать частным.

Но из этого правила также существуют исключения. Жилищный фонд, который был перечислен выше, может быть передан в частную собственность путем приватизации, при проведении определенных юридических манипуляций. Например, общежития, могут быть переданы в региональные или муниципальные жилые фонды, которыми может быть принято решение об их дальнейшей приватизации. Для этого выдается специальное постановление, после чего происходит реконструкция этих помещений.

Суть реконструкции состоит в том, что комнаты увеличиваются в своей площади, чтобы соответствовать установленным нормам жилой площади на одного человека. Также можно приватизировать и служебные квартиры. Для этого необходимо проработать определенное время на том предприятии или в государственном органе, который и выдал служебное жилье. После чего, необходимо обратится в этот орган, в чем ведении находится жилой фонд, в котором расположена служебная квартира и получить специальное разрешение на приватизацию.

Лица проживающие в жилом фонде, который отнесен к аварийному, могут не переживать, что не станут собственниками жилья. Рано или поздно, они будут из него отселены, в новые квартиры или дома, которые принадлежат государственному жилому фонду. Через некоторое время, они получат право на проведение приватизации этого жилья, и станут его собственниками.

В остальных указанных случаях, приватизация жилищного фонда юридически не возможна. Если даже это произойдет, то прокуратура обязана будет обратиться в суд, чтобы судебным решением сделать отмену приватизации, и будет утеряно.

Порядок перехода жилых помещений в частную собственность

Перед тем как рассмотреть данный вопрос, необходимо отметить, что любые с жилой недвижимостью, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, можно начинать после того, как жилое помещение станет частной собственностью. Как было указано ранее, данный процесс перехода называется приватизацией. Для того, чтобы этот процесс стал возможен, лицо, решившее стать собственником такого жилого помещения, должен быть нанимателем.

Под наймом жилого помещения относящегося к государственному жилому фонду, подразумевается, заключение специального договора с жилищной конторой, в котором будет указано, что в квартире или доме проживает наниматель со своей семьей. Они обязаны оплачивать коммунальные услуги, а жилищная контора, должна оказывать их. Основанием, которое подтверждает право человека на проживание в помещениях этого фонда, является ордер.


После того, как человек решил стать собственником квартиры, он обращается со специальным заявлением в уполномоченные государственные органы, и после сбора всех необходимых документов, последние выдают специальное распоряжение, дающее право на то, чтобы жилое помещение перешло в частную собственность. Именно с этого момента, и наступает право собственника на совершение различных сделок со своим жильем.

Понятие государственный жилищный фонд, не такое уж сложное при детальном рассмотрении. Единственно на что нужно обратить внимание это на перечень объектов жилого фонда, которые не могут быть переданы в частную собственность, так как есть много мошенников обещающих это сделать. Во всех остальных случаях, любое жилое помещение, будь-то квартира, дом коттедж или комната в общежитии, может стать собственностью лица и его семьи, которые в нем проживают. Нужно только знать, к какому именно государственному жилищному фонду относится помещение, чтобы не тратить лишнее время на его приватизацию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный жилищный фонд - фонд, который включает в себя:

жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности (государственные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на закрепленное за ними имущество);

жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации или в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.

Безусловно, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идет об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала*().

Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения. Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов - субъектов федерации. Четко провести грань между государственной и общенародной собственностью трудно. Объектами общенародной собственности по логике должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

В соответствии с п. 2 ст. 216 ГК РФ вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Отсюда возникает вопрос: какому собственнику выгодно передавать свое имущество на таких условиях? Поскольку в дореформенный период (до 1990-х годов) в России государство являлось собственником основной массы имущества, то при переходе к рыночным отношениям государство, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности и с целью того, чтобы избежать социальных потрясений от скачкообразного перехода к рынку - в случае продажи (приватизации) большей части имущества в частную собственность, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица- "предприятия" и "учреждения", закрепляя за ними свое имущество на определенном вещном праве. Это и явилось важнейшей причиной появления наряду с другими вещными правами права хозяйственного ведения, правовой статус которого определен ст. 294, 295, 299 и 300 ГК РФ.

Право хозяйственного ведения имуществом - это особое ограниченное вещное право. В норме ст. 294 ГК РФ разъясняется сущность юридического статуса права хозяйственного ведения. Лицо, имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Следовательно, можно сделать вывод, что законодатель закрепил за лицом с правом хозяйственного ведения имуществом права, которые характерны для права собственника имущества (п. 1 ст. 209 ГК РФ), то есть вещные права. Эти права, хотя и являются производными от права собственности, тем не менее, не равнозначны правам собственника имущества, - они имеют особый ограниченный правовой статус.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ право оперативного управления- это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего). Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов.

Вопрос: В СМИ часто говорят о необходимости усиления контроля над распределением жилой площади, относящейся к муниципальному жилому фонду. Кто является фактическим собственником подобного жилья? Государство или существует специальный человек, который распоряжается имущество фонда? Чем муниципальный фонд отличается от государственного? Или данные понятия тождественны?

Ответ юриста: Ст. 19 ЖК РФ содержит определения различных видов жилых фондов. Муниципальный жилой фонд размещается в каждом городе или поселке. Всеми помещениями данного фонда распоряжается местная администрация, которая реализует контроль над санитарным состоянием квартир, соблюдением норм технической и пожарной безопасности. Кроме того, специальное подразделение ведет учет свободных и занятых помещений, систематизирует информацию о гражданах, нуждающихся в дополнительных квадратных метрах. Государственный фонд находится в распоряжении Российской Федерации. Чаще всего в данную категорию попадают здания стратегического и аналогичного назначения.

21.02.2018 - Валентин Кирьянов

здравствуйте! пожалуйста,разъясните подробнее в чём разница между муниципальным жильем и государственным.


24.01.2017 - Ирина Романова

Доброе утро! Меня интересует вопрос можно ли муниципалитету продавать здание общежития, находящееся у него в собственности, жильцов нет?


17.01.2017 - Валерия Павлова

здраствуйте.как можно из социальной ипотеке перевестись в денежный займ

Ответ на вопрос дан по телефону.


10.10.2016 - Илья Березовский

Инвалиду 2 гр. отказали в компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в


02.06.2015 - Виталий Пигулин

Ответ на вопрос дан по телефону.


02.06.2015 - Клавдия Путина

Здравствуйте. Дайте мне пожалуйста ответ на мой вопрос.Я состою с членами семьи в списках очередности в администрации города Когалыма с 1993года.При подходе очередности сколько квадратов на каждого члена семьи должно быть предоставлено, если по городу норма с 2005года определена 16 кв.м. на человека.Но я вставала на учет до 2005 года.Какие жилищные отношения и какой категории граждан регулирует Статья 10 гл.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа 1. Гражданам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в органах государственной власти автономного округа и учреждениях автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, и состоящим на учете в соответствующих списках очередности, предоставляются свободные жилые помещения по норме предоставления. Абзац второй пункта 1 утратил силу. 2. Норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере: 1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек; 2) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека. 3) Утратил силу. В случае, если общая площадь жилого помещения в силу его технических (конструктивных) особенностей превышает норму предоставления жилого помещения, жилое помещение предоставляется общей площадью, превышающей норму, установленную в настоящем подпункте, но не более 47 квадратных метров. 3. Объектом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение, пригодное для проживания, в виде отдельной квартиры или комнаты, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее санитарным и техническим нормам, предоставляемое из жилищного фонда автономного округа. 4. Утратил силу. Этот закон регулирует жил.отношения всех категорий граждан или отдельные категории? И распространяется ли этот Закон на меня?

Жилищным фондом, согласно Кодексу российского законодательства, является совокупность всех помещений, предназначенных для жилья, расположенных на территории РФ , независимо от вида собственности и цели его использования, включая квартиры, дома, служебное и специализированное жилье, а также другие строения, по санитарным нормам пригодные для жилья.

К видам специализированного жилья относятся не только гостиницы, общежития, интернаты и приюты, но и жилье для временного заселения, дома для престарелых граждан, ветеранов, инвалидов, беженцев, переселенцев и дома маневренного фонда. Жилищный фонд РФ классифицируется по целевому назначению, по правилам использования, по пригодности для проживания и по порядку формирования.

Жилищный фонд: классификация по формам собственности

Разделение жилищного фонда в соответствии с основными формами собственности, согласно статье 19, части 2 ЖК РФ, подразумевает:

1. Частный жилищный фонд . Это жилые помещения, которые находятся в правах собственности граждан РФ или юридических лиц:

а) к фонду собственности граждан РФ относятся индивидуальные жилые строения, приобретенные или построенные дома или квартиры, приватизированное и кооперативное жилье, а также жилье, полностью выплаченное в паевом строительстве, дома товариществ и другое приобретенное гражданами жилье в соответствии с нормами российского законодательства;

б) к фонду собственности жилья юридических лиц относятся жилые строения, построенные или купленные жилищно-строительными , где паевые взносы за жилье еще не выплачены, а также жилье, купленное или построенное за счет средств юридических лиц.

2. Государственный жилищный фонд . Все права на эту жилую собственность принадлежат Российской Федерации (Жилищному Фонду РФ) или находятся в собственности субъектов РФ:

а) жилье, которое находится в оперативном управлении учреждения, предприятия или в хозяйственном ведении, как в фонде субъектов РФ;

б) жилье, которое находится в государственной федеральной собственности РФ, куда также может входить хозяйственное владение, управление государственным учреждением или предприятием.

3. Муниципальный жилищный фонд . Это совокупность жилых помещений, права собственности на которые имеют муниципальные органы власти. Муниципальный фонд жилья может быть городского или сельского типа. Также сюда относится жилой фонд муниципальных учреждений, предприятий и хозяйственных ведений.

Жилищный фонд: классификация по целевому назначению

1. Социального назначения . В этот вид жилищного фонда входят жилые помещения государственного и муниципального назначения, занимаемые жильцами по договорам социального найма.

2. Специализированного назначения . Совокупность жилых помещений, которые предназначаются для отдельной категории граждан РФ. Правила проживания в специализированном жилье государственного и муниципального назначения предоставляется согласно правилам ЖК РФ (раздел 4).

3. Коммерческого назначения . Жилые помещения, предоставляемые гражданам РФ на условиях договорного (возмездного) пользования либо по другим договорным условиям во временное пользование.

4. Индивидуального назначения. В эту категорию жилищного фонда относятся жилые помещения, собственниками которых могут быть граждане и члены их семей на условиях безвозмездного проживания, а также юридические лица на таких же условиях.

Жилищный фонд: как осуществляется контроль за использованием жилья?

Согласно статье 20 ЖК Российской Федерации, сохранность жилищного фонда, независимо от форм собственности и контроля над его правовым использованием, а также соответствие норм проживания и осуществление коммунальных услуг, находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального закона РФ.

Весь жилищный фонд РФ подлежит государственному учету в соответствии со статьей 19, части 4 ЖК, в строгом порядке, установленном правительством РФ. Основной целью такого учета жилья является получение точной информации о:

Его местоположении;

Качественном и количественном составе;

Техническом состоянии;

Стоимости объекта;

Уровне благоустройства;

Каких-либо изменениях в этих данных.

Государственный учет жилищного фонда включает техническую инвентаризацию и паспортизацию жилых помещений, включая также оформление технических паспортов на жилье с указанием установленных норм и требований к проживанию. В бюро технической инвентаризации находятся на учете жилые здания и эксплуатационные жилые помещения.

Технический учет жилого фонда включает : официальный статистический учет, оперативный учет и текущий бухгалтерский учет. Проведение технического учета и инвентаризации жилых помещений из жилищного фонда РФ, возлагается на муниципальные и государственные власти (службы, центры, унитарные предприятия, БТИ и другие управления специализированного назначения).

При покупке дома или квартиры, при получении во временное или постоянное пользование жилья из жилищного фонда, на любой вид жилого помещения оформляется технический паспорт , согласно статье 19, части 5 ЖК РФ. Технический паспорт на жилое помещение включает четыре раздела:

Сведения о собственниках жилья;

Размеры площади дома или квартиры;

Техническое описание жилого помещения;

Если жилое помещение не прошло регистрации в жилом фонде РФ, не имеет учета на государственном уровне, то к такому жилью не могут применяться нормы и правила в соответствии с жилищным законодательством (вселение, выселение, аренда, покупка, продажа и т.д.).