Для пенсионеров, не занятых трудовой деятельностью, участок земли – это хобби и работа, приносящая дополнительный доход и во всех отношениях облегчающая жизнь.
Налог на собственный земельный участок призван «облегчить» кошелёк пенсионеров, поэтому они заинтересованы в предоставлении льгот на этот вид налогообложения. Он считается местным и в 2018 году обязателен для уплаты на территориях всех муниципальных образований.
Земельный налог платят предприятия, физические лица, которые имеют собственные приватизированные земельные участки, с правом бессрочного пользования ими. Все нормы землепользования прописаны в Земельном кодексе РФ.
По закону все земельные участки, приобретённые в соответствии с требованиями законодательства, могут считаться собственностью граждан. Если земля находится в аренде, то арендаторы не должны платить земельный налог.
Размер земельного налога устанавливается, исходя из его кадастровой стоимости. Ставки налога установлены в размере от 0,3 до 1,5% от её значения в зависимости от того, кому принадлежит участок: товариществу, собственнику, предприятию и т.д. Муниципалитеты могут устанавливать собственные ставки, но они не должны быть выше прописанных в законе норм.
Исходя из определений законодательства, земельные сборы – это обязательная плата, средства за которые идут в местные бюджеты. Размер выплат устанавливается местным законодательством и является обязательным для всех владельцев.
В Земельном кодексе изложена информация о гражданах, которые имеют право на льготы. Информация в законе, касающаяся льгот на земельное налогообложение, касается предприятий. О них написано много и подробно.
Так как многие пенсионеры стремятся при уходе на заслуженный отдых иметь собственный земельный участок, то их интересует вопрос о том, каким образом устанавливается налог на землю для пенсионеров. При небольшом размере пенсии этот вопрос очень актуален.
На основании НК РФ все предприятия и физические лица, имеющие во владении земельные участки с правом бессрочной собственности, являются плательщиками в обязательном порядке. Не платят налоги только те граждане, которые владеют землёй на правах арендаторов или имеют право безвозмездного пользования на определенный срок.
Таким образом, других категорий льготников на послабление налогообложения в законодательстве не упомянуто. Пенсионеры обязаны производить оплату за землю в обязательном порядке на общих основаниях.
Это позиция федерального законодательства. Но на местном уровне законодательная власть обладает правом ввести свои правила налогообложения в плане льгот, так как это решение передано в муниципальные ведомства.
Исходя из позиций, обозначенных федеральным законодательством, региональные власти обязаны внести в местные законы о землепользовании пункт об освобождении от налогообложения на землю граждан данных категорий. Местные власти могут установить свои налоговые льготы для граждан пенсионного возраста.
Федеральное законодательство не рассматривает пенсионеров как отдельную категорию, которая имеет право на льготы в уплате налогов на землю, но им предоставляются, тем не менее, определённые послабления в других видах налогов.
Пенсионер имеет право узнать, должен ли он платить налог на землю, которой владеет. Если льготы ему положены, то они не начнут действовать автоматически.
Гражданин должен дать знать о себе в налоговую инспекцию или администрацию поселения, где он проживает, написав заявление на освобождение от налога. Для этого пенсионеру необходимо обратиться в отделение НИ по месту своего проживания и нахождения участка земли.
К заявлению прилагаются документы, которые должны стать подтверждением тому, на основании чего гражданин считает, что ему положена привилегия при пользовании земельным участком:
Пакет документов в НИ можно принести лично или отправить по почте заказным письмом. При отправке почтой рекомендуется использовать копии удостоверений, подтверждающих статус заявителя. В данном случае не требуется, чтобы копии были заверены нотариусом. Работники НИ обязаны оперативно поставить в известность заявителя о результатах рассмотрения документов.
Муниципалитет может затребовать дополнительные справки для предоставления льготы, поэтому пенсионеру необходимо уточнить их перечень заранее, обратившись в соответствующие инстанции.
Все льготы разделены на 3 вида:
После принятия документов должностное лицо инспекции занимается проверкой их подлинности и достоверности. Далее налоговая инспекция выносит решение о выборе одного из видов льгот для каждого заявителя, о чём извещает его.
С момента вынесения решения начинается действие закона относительно льготника – производится перерасчёт выплат в соответствии с полученной льготой. Перерасчёт производится исходя из периода начала наступления права на льготу.
В Налоговом кодексе РФ нет конкретных нормативов, по которым можно освободить пенсионеров от земельных налоговых обязательств. В законодательных актах многих регионов предусмотрены дополнительные социальные льготы именно для этой категории граждан:
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.
Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:
Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.
Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.
Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.
Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.
Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).
Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).
Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.
Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.
Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.
Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.
Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.
В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.
К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).
Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).
Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.
Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.
Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.
Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.
Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:
В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.
Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.
Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).
Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).
Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).
Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:
В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
В.В. Авдеев
Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогуПлатят ли земельный налог пенсионеры или государство освобождает их от этого налога? Как ни странно, но этот вопрос достоин специального расследования: понятную и достоверную информацию нужно еще очень хорошо поискать. Прочитав нашу статью, вы получите исчерпывающие сведения по вопросу уплаты земельного налога гражданами, вышедшими на пенсию, и будете во всеоружии.
Чтобы разобраться с вопросом, для начала узнаем, что же такое земельный налог. Ответ на этот вопрос дается в Налоговом кодексе РФ в главе 37. Земля, облагаемая налогом, должна быть расположена на территории, местными властями которой установлен земельный налог. Его рассчитывают с налоговой базы, равной кадастровой стоимости участка по состоянию на начало того года, за который причитается уплатить налог.
Плательщиками данного налога признаются лица, имеющие земельные участки в собственности, в пожизненно наследуемом владении, а также те, кто пользуется ими бессрочно. Не платить налог могут лица, арендующие землю или пользующиеся ею безвозмездно (определенный срок), а также те, кто имеет соответствующие льготы.
Давайте еще раз обратимся к НК РФ - к его статье 395, устанавливающей льготные категории граждан, освобожденных от земельного налога, и посмотрим, входят ли пенсионеры в их число. Несмотря на то, что статья эта очень длинная и содержит целых 11 пунктов, перечисляющих тех, кто может не платить земельный налог, но, к сожалению, в них, в основном, идет речь не о физических лицах, а об организациях.
Гражданам здесь отводится только один пункт - № 7, да и тот к пенсионерам имеет весьма отдаленное отношение: речь идет о представителях северных и дальневосточных малочисленных народов.
Правда, в НК РФ есть еще одна небольшая «поблажка» для плательщиков земельного налога: налоговую базу (ту сумму, с которой берется установленная ставка налога), можно уменьшить на 10 000 рублей. И она касается, как раз, физических лиц. Может быть, здесь перечислены пенсионеры? Читаем, кто относится к данной категории:
Как видим, данный список довольно расширенный, но пенсионеров в нем также нет. Значит ли это, что льготы по земельному налогу им не положены?
Налоговый кодекс РФ не содержит положений, дающих льготы по земельному налогу тем, кто вышел на пенсию, но они все-таки есть. Причем разгадка лежит на поверхности: в самом начале этого закона - в пункте 2 статьи 387 есть фраза о том, что правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.
А это значит, что за разъяснением данного вопроса вам придется обращаться в местную администрацию, налоговую инспекцию или же самим изучать законы той местности, где расположен ваш участок. И тому есть объяснение.
Дело в том, что земельный налог отнесен налоговыми законами к платежам местного значения, следовательно, его ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы определяются местными властями. Все суммы этого налога зачисляются в бюджет того территориального образования (района, города и т.д.), на котором расположена земля.
Все это означает одну очень интересную вещь: единых льгот для пенсионеров в России нет. Из этого следует, что льготы по земельному налогу в каждой местности неодинаковы. А самое печальное, что их может не быть вовсе, и, если вам «не повезло» с местонахождением вашего участка, вам придется «расплачиваться» по полной программе.
Давайте посмотрим, какие же льготы имеются в некоторых городах и областях.
Как мы уже успели убедиться, льготы по земельному налогу для пенсионеров в различных местностях очень разнообразны. Более того, они периодически меняются - местные власти принимают новые законы, а старые отменяются. То, что сегодня актуально, завтра уже может не быть таковым. Поэтому мы советуем вам использовать следующую схему получения льготы:
Сроки подачи необходимых документов на льготу определяются также местными законами. После успешного прохождения проверки документов льгота по земельному налогу вам будет предоставлена.
Максимальная ставка зафиксирована в Налоговом кодексе РФ. Она составляет 0,3% от стоимости участка . Обычно все доходы с данного налога перечисляются в бюджет. У муниципальных образований есть возможность самостоятельно устанавливать ставку налога.
По факту обычно уплачивается от 0,1 до 0,3% . Для многих выплачивать несколько тысяч в год это довольно тяжкое бремя. Особенно это касается пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий малообеспеченных граждан.
По законодательству освобождение от уплаты налога на земельный участок предоставляется только определенным организациям:
Кроме юридических лиц от налога могут освобождаться и некоторые физические. К ним относятся жители Дальнего Востока, Севера и Сибири . От налогов они могут освобождаться только при поддержании традиционного для их народности образа жизни и соответствующих этому промыслов.
К таким гражданам относятся:
Без правильно составленного заявления послабления при уплате налогов предоставляться не будут. Кроме самого заявления для налоговой нужно предоставить пакет документов , подтверждающий право на льготы.
Многих интересует вопрос, а как же пенсионеры? Неужели на них льготы не распространяются?
В первой половине 90-х годов пенсионеры были полностью освобождены от уплаты налогов на землю . Но, начиная с 2005 года, данная льгота была отменена.
На данный момент каких-то отдельных пунктов касаемо пенсионеров в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Изменений в 2019 году в законодательных актах федерального уровня, регулирующих вопросы предоставления льгот по земельному налогу, не произошло. Пенсионеры обязаны платить земельный налог наравне с прочими владельцами .
Земельный налог относится к платежам регионального либо местного значения. Поэтому все вопросы, связанные с его уплатой, в том числе предоставляемые льготы, следует уточнять в местных органах власти .
Можно сказать совершенно точно, что единых земельных налоговых льгот для пенсионеров не предусмотрено , но в зависимости от региона проживания некоторые послабления все же предоставляются.
Некоторые льготы в отдельных областях:
В большинстве регионов льготы пенсионерам предоставляются просто в виде снижения тарифа .
Для того чтобы узнать всю информацию подробней, а так же получить положенные льготы нужно посетить местное отделение ФНС и предоставить удостоверение пенсионера . В некоторых случаях от пенсионера могут потребоваться дополнительные условия:
Для обращения можно воспользоваться следующими кодами:
Фиксированные льготы пенсионерам могут предоставляться, только если они относятся к одной из категорий льготников, закрепленной в законодательстве РФ.
Налог на землю поступает в муниципальный бюджет. Именно местные органы власти определяют сумму налога и сроки оплаты .
Налог не подлежит оплате, только если земля не .
Уплачивать нужно только после того, как на адрес владельца земли придет соответствующее уведомление из налоговой. В большинстве случаев это бывает осенью. В самом уведомлении указана вся необходимая информация, в том числе, куда именно нужно платить.
Каждый, достигая пенсионного возраста, надеется на определенную поддержку от государства. Но в разное время и поддержка осуществлялась разная.
Например, после перестройки пенсионеров освобождали от земельного налога. Но продлилось это не так долго, как того бы хотелось.
На сегодняшний же день общефедеральный закон о земле не выделяет пенсионеров как таковых в качестве льготников и субсидии лишние им не выплачивает. Предоставлять льготы старикам по земельному налогу или нет, зависит сегодня от желания каждого отдельно взятого муниципалитета.
Налоговый кодекс своей статьей 395 разрешает бесплатное землепользование лишь представителям коренных малочисленных народов Севера, Дальнего востока и Сибири.
Только жители этих труднодоступных регионов могут быть освобождены от уплаты налога. Перечислены и те, кто может надеяться на льготы по уплате.
Сэкономить 10000 рублей могут россияне, являющиеся:
Автоматически делать послабление по уплате земельного налога никто не будет. Если пенсионер имеет право на льготы по этому списку, он должен подать заявление на получение этих льгот. Для этого необходимо обратиться в ближайшее отделение НИ.
Посмотрите небольшое видео о ставке земельного налога в Московской области.
К заявлению должны прилагаться документы:
Как альтернативный вариант, можно использовать почту. Заказным письмом отправляются копии требующихся документов, при этом заверять их у нотариуса не обязательно. Работники инспекции проверят возможность получения льготы и дадут свой ответ.
Помимо местных земельных льгот, всем пенсионерам России положена помощь в виде:
Общие для всей Московской области законы умалчивают о пенсионерах. Внутри области отдельные муниципалитеты все же идут навстречу достигшим почтенного возраста людям:
Жителям самой Москвы никаких послаблений не положено.
Предлагаю посмотреть короткую видеоинструкцию о том, как проверить и скорректировать земельный налог.
В целом, Московская область только лишь усиливает тяготы вышедших на заслуженный отдых граждан.
В результате недобросовестно сделанной кадастровой оценки сумма налога выросла здесь в несколько раз. Подчас за свои обычные участки в несколько соток жителям Подмосковья приходилось уплачивать пятизначные суммы.
На сегодня ситуацию удалось более-менее нормализовать. Профильные комиссии по переоценке продолжают работу, и любой желающий может оспорить размер своего земельного налога.
Кадастровая стоимость участка определяется по состоянию на 1 января. Если участку меньше года, ориентируются на ту дату, когда был осуществлен кадастровый учет.
Размер ставки устанавливается региональными властями и будет меняться ежегодно. Планируется плавное повышение суммы земельного налога к 2020 году. По МО для физических лиц сегодня действуют ставки размером 0,1-0,3%.
В стадии проекта находится закон, увеличивающий размер налога на землю в пять раз для тех собственников, которые не пожелали оформить находящиеся на участке постройки.
При помощи аэрофотосъемки наделы с незаконными строениями вычисляются легко. Как вариант пятикратному размеру налога рассматривается иная формула получения казной денег.
Предлагается стоимость неоформленных построек определять как кадастровую стоимость участка, умноженную на определенный коэффициент. Подобные меры позволят казне получить до 1,8 млрд. рублей с нерадивых собственников, коих в Подмосковье около 30%.
Впрочем, депутаты Госдумы предлагают делать различие между жилыми незарегистрированными домами и садовыми домиками. Льготы пенсионерам при этом также остаются на усмотрение муниципалитетов, равно как и получение ими государственной субсидии.
Вполне возможно, что ужесточение экономической ситуации приведет к тому, что пенсия недостаточного размера вынудит пожилых людей просто продавать собственную землю за бесценок.
И, как обычно, небольшой видеоролик, в котором эксперты расскажут, как можно оспорить кадастровую стоимость земли.