Ростовщичество определение. Каково было отношение к ростовщичеству во времена? В русском народном творчестве

Ростовщичество определение. Каково было отношение к ростовщичеству во времена? В русском народном творчестве

- (moneylender) Лицо, которое занимается денежными ссудами, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные полномочия для… … Словарь бизнес-терминов

РОСТОВЩИК, ростовщика, муж. Человек, эксплоатирующий обращающихся к нему людей, давая деньги в долг под проценты на кабальных условиях. «Вы сегодня недоступны и недоверчивы, как семидесятилетний ростовщик.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова. Д … Толковый словарь Ушакова

РОСТОВЩИК, а, муж. Человек, к рый даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. | жен. ростовщица, ы. | прил. ростовщический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Лицо, дающее деньги в ссуду под высокие проценты. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

- (moneylender) Лицо, которое занимается предоставлением денег взаймы, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные… … Финансовый словарь

ростовщик - Лицо, которое занимается предоставлением денег взаймы, помимо владельцев ломбардов (тех, кто ссужает деньги под залог имущества), обществ взаимопомощи или строительных обществ, корпоративных организаций, имеющих специальные полномочия для… … Справочник технического переводчика

Ростовщик - см. Аргентарий; Ростовщичество … Энциклопедия права

Лицо, предоставляющее денежные ссуды при условии уплаты заёмщиком очень высоких процентов (см. Ростовщический капитал) … Большая советская энциклопедия

Лицо, дающее деньги в ссуду под высокие проценты … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Ростовщик Джафар. 4 класс. Рабочая тетрадь. Умножение и деление в пределах миллиона , Беденко М.. Уважаемые учителя и родители! . Любой учитель и родитель знают, что без регулярной тренировки вычислительных навыков обучение младших школьников невозможно. Причем такую тренировку лучше…
  • Ростовщик Джафар. 4 класс. Умножение и деление в пределах миллиона , Беденко Марк Васильевич. "Математика с улыбкой"-это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартнойформе,…
  • Ростовщик Джафар: умножение и деление в пределах миллиона. Рабочая тетрадь. 4 класс. ФГОС , Беденко Марк Васильевич. Математика с улыбкой это серия небольших сборников задач и тетрадей для отработки вычислительных навыков в начальной школе. Детей заинтересуют примеры, представленные в нестандартной форме, и…

: достаточно вложить их в выгодный проект. С незапамятных времён во всех без исключения уголках мира вели свою деятельность ростовщики – люди, способные получать золото из воздуха. Отношение к ним, как правило, было негативным, так как при выдаче займа они требовали с клиентов высокий процент. Чем интересна профессия и насколько она легальна в современной России?

Ростовщик – бизнесмен, ссужающий денежные средства и другое имущество третьим лицам под определенный процент на установленный письменным или устным соглашением срок. Отличительной особенностью деятельности во все времена являлся – обеспечение исполнения обязательств. Если должник не успевает в срок рассчитаться за выданный ему кредит, движимое или недвижимое имущество переходит в собственность ростовщику.

Деятельность ростовщика отличается от работы привычных банков, поскольку бизнесмен трудится самостоятельно. Он может как заключать договора со своими клиентами, так и вести работу на доверии, использовать услуги оценщиков либо обходиться без них. Для взыскания долга используются различные средства, в том числе – незаконные методы.

Признаки ростовщичества

1. Профессиональная деятельность. Выдача денег в под процент – основное занятие бизнесмена. Впрочем, процентщик может заниматься и побочными видами деятельности: скупка вещей ниже себестоимости с последующей продажей, залоговых предметов и прочее.

2. Прибыльность. Основная цель деятельности ростовщика – получение дохода, который также направляется «в дело». Выдача беспроцентных займов невозможна по определению.

3. Реальное взыскание долга. Для возвращения денег используются любые методы, от обращения в суд до шантажа. Процентщик – хороший психолог, который способнен понять платежеспособность и надёжность клиента.

4. Залог. В качестве предмета обеспечения обязательств может выступать движимое и недвижимое имущество, и прочее. Работа на доверии возможна лишь с постоянными клиентами.

Библейская энциклопедия Брокгауза
  • свт.
  • Фома Аквинский
  • свт.
  • преп.
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Ростовщи́чество - деятельность, связанная с предоставлением займов с целью получения прибыли.

    Каково было отношение к ростовщичеству во времена ?

    В ветхозаветный период закон запрещал иудеям одалживать деньги в рост нуждавшимся братьям. Однако, устанавливая это требование, не говорил, что его действие распространяется на любые случаи займов, на все времена. Речь вообще не шла о запрете на ростовщичество как таковое.

    Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обусловлен бедностью заёмщика и видами добрососедства: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» ().

    А в Книге «Второзаконие» прямо прописано то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» ().

    Тем не менее, этот род деятельности среди Израиля не слишком приветствовался. Так, в Книге пророка Иезекииля между аспектами праведной жизни перечислена и непричастность к ростовщичеству: «в рост не отдает и лихвы не берет» ().

    Негативное отношение к ростовщичеству было вызвано не столько характером этого делания, сколько сопутствовавшими ему злоупотреблениями: прямыми нарушениями наложенных Богом ограничений, жадностью заимодавцев, притеснениями должников. Порицалась и сложившаяся было традиция подменять надежду на Бога надеждой на прибыль: «ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» ().

    Разумеется, при таком отношении к Богу и ближнему невозможно было вписаться в число добросовестных исполнителей главных Божественных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» ().

    Каково отношение к ростовщичеству в ?

    В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина. Между тем, в сфере ростовщической деятельности нередко встречаются искушения. И далеко не каждый заимодавец готов Христа ради с ними бороться. Случается, что Евангельские правила и вовсе вытесняются коммерческими. Но всё же, это является исключением, а не общим порядком вещей. Коммерческая деятельность Евангелием не запрещена.

    Кончено же, цель этой притчи заключается не в том, чтобы привить человеку страсть к ростовщичеству. В отношении Господь выражался достаточно резко: «не можете служить Богу и » (). Однако сам факт того, что Христос упоминает о ростовщичестве без осуждения, характеризует его как допустимое.

    Другое дело, что ростовщичество ростовщичеству - рознь. Злоупотребления в этой области пресекались даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны приступать последователи Господа Иисуса Христа.

    Церковные каноны о ростовщичестве

    Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством только на клириков - 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
    В общем виде этот запрет звучит так: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен » (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру ». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут ».
    5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру ».

    Это человек, занимающийся денежными ссудами. Сегодня так называют лицо или организацию, которая даёт средства в долг под очень высокие проценты. "Ростовщик" - это слово с негативным оттенком. Немалую роль в очернении представителей древней профессии сыграли писатели. В их произведениях ростовщики - это, как правило, стяжатели, скряги и подлецы.

    Немного истории

    Значение слова "ростовщик" стало известно людям еще до того, как появились деньги. Звучит оно, конечно, на разных языках по-разному. По-английски - usurer. По-немецки - wucherer. Ростовщики - это люди, которые были, есть и будут. Предоставление денег в долг - услуга, которая едва ли когда-нибудь утратит востребованность.

    Ростовщиков в нашей стране лет сто назад презрительно называли лихоимцами. От слова "лихо", то есть "горе", "беда". Их ненавидели, им желали зла, их проклинали. При этом никто из представителей неуважаемой профессии не являлся домой к будущему клиенту сам. Происходило всё обычно строго наоборот: человек, оказавшийся в сложной ситуации, отправлялся в дом ростовщика, затем возвращался домой с необходимой суммой.

    Иногда деньги вовремя не удавалось вернуть и процентщика, если верить Достоевскому, приходилось отправлять на тот свет. Возвращать бедолаге приходилось сумму, в два раза превышающую ту, что ему ссудил процентщик. Игнорировать долг было невозможно. У ростовщика имелась своя бухгалтерия, кроме того, его интересы находились под защитой государства. Дабы не оказаться в долговой яме, несчастные стрелялись или повторяли подвиг Раскольникова.

    Но все ли ростовщики были негодяями? Быть может, они просто-напросто не вызывали симпатии у литераторов, людей творческих, как известно, нередко испытывающих нужду? Возможно, негативное отношение к ним возникло благодаря огромному количеству Ростовщик - это человек, выполняющий не вполне благородное дело. Но как сказал Маршак, все профессии важны и нужны. В действительности, негативное отношение к ростовщикам возникло очень давно. Прозаики и поэты к этому не имеют отношения.

    Мнение мудрецов о ростовщичестве

    Один мыслитель, живший за несколько веков до нашей эры, утверждал, что деньги не приносят никаких плодов, а потому использовать их для получения прибыли непозволительно. Фома Аквинский полностью согласился со своим предшественником. Средневековый философ тоже относился к ростовщичеству как к деятельности нечестной. А однажды даже высказал довольно необычную точку зрения. Фома Аквинский сказал, что ростовщик занимается не чем иным, как продажей времени. Довольно сложная мысль, понятная лишь людям эпохи средневековья. Но главное мы выяснили: лихоимцы, процентщики и заимодавцы в почете никогда не были.

    Современные ростовщики

    Стоит вспомнить, что в Средневековье, да и значительно позже, процентщики занимались тем, чем сегодня занимаются ломбарды. Тем не менее последние неприятие у граждан не вызывают. Значительно больше негативных эмоций порождают мелкие кредитные организации, ссужающие деньги под неоправданно высокий процент.

    В прессе иногда появляются новости о том, как в городе N некий гражданин покончил с собой из-за невозможности выплатить долг банку. Подобные истории слишком печальны для того, чтобы сравнивать их с сюжетами из русской классики. В начале 90-х в России банков было мало, потребительских кредитов они не выдавали. Роль кредитной организации выполняли криминальные элементы. Истории людей, которые имели знакомства с подобными "предпринимателями", не менее печальны. Всё это подтверждает тот факт, что ростовщичество - не только древний род деятельности, но и бессмертный.

    "Смерть ростовщика"

    Как уже было сказано, подобные персонажи встречаются часто в литературе. Примеров много, поэтому приведем один из них. Садриддин Айни написал повесть "Смерть ростовщика", а в 1967 году книга была экранизирована. В произведении речь идет о событиях 1917 года, где главный герой задолжал ростовщику крупную по тем временам сумму. Лихоимец, потеряв надежду вернуть свои деньги, в наложницы забирает сестру главного персонажа, затем продает ее другому негодяю.

    К вопросу о ничтожности кредитных договоров и других сделок с условиями уплаты процентов за пользование деньгами, как сделок, совершённых с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности

    К сожалению, в широкий обиход в России и в других странах в последние 20 лет прочно вошли сделки, которые совершаются с целью, весьма противной основам нравственности и правопорядка наших народов. Речь идёт о сделках ростовщических . Эти сделки изучаются студентами высших и других учебных заведений России и других государств под видом «кредитного договора», «договора займа» (если есть условие уплаты процентов) и пр. Чтобы не возвращаться впоследствии к понятию этого противного основам нравственности и правопорядка явления, сразу дадим его определение.

    Ростовщичество (или более ранний русский термин – «лихоимство », украинский – «лихварство», белорусский термин «лихвярство», «навезка», «гостинец») есть занятие ростовщика – требование и взимание процентов со ссуды. Таким образом, ростовщическая сделка – это ссуда (займ) с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за её получение / пользование. С точки зрения экономической, ростовщичество – это отдача капитала в ссуду за вознаграждение. Иные определения данного термина являются крайне неудачными и оправдывающими ростовщичество .

    В двадцатом веке были попытки изменить значение слова «ростовщичество» под влиянием могущественных лиц, которые им занимались, но его сущности такие попытки так и не изменили. Так, «умная» Википедия гласит: «Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост ). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под “чрезвычайно высокий” процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Заметим, что Википедия и некоторые другие словари уже не определяют, что ростовщичество – это предоставление денег в долг под проценты, а только при условии – «под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или «под залог вещей». Выражение «чрезвычайно высокий» Википедия излагает в кавычках, да ещё и с оговоркой – «в современном языке». И это далеко неслучайно, так как этот термин – «чрезвычайно высокий» – чрезвычайно оценочный и не поддающийся точному определению. Судя по логике таких авторов, есть процент «высокий», но не «чрезвычайный» и наоборот, а есть и «удачное» сочетание и того, и другого.

    Но самое главное – такие «ангажированные» словари фактически оправдывают такое опасное явление «как предоставление денег в долг под проценты (в рост )», не называя его ростовщичеством. Суть ростовщичества не меняется оттого, что процент «считается чрезвычайно высоким», так же, как женщине нельзя быть чрезвычайно беременной, а воде нельзя быть чрезвычайно мокрой, а вору – чрезвычайно вороватым. Оговорка – «под “чрезвычайно высокий” процент» – призвана ввести людей в заблуждение и оправдать теорию и практику ростовщичества. Имели место определённые попытки предать забвению значение слова «ростовщичество» и близких к нему. Однако правды от мира не скроешь, и кривда победить не может. Нужно отметить, что все наши мудрые славянские предки чётко определяли понятие этого противного нравственности и правопорядку явления.

    Покажем в предельно простой форме на обычной житейской модели механизм функционирования ростовщичества , излагаемый в народный присказках. Зашёл как-то Иван к соседу-ростовщику одолжить 100 рублей на год. Тот отозвался на его просьбу с условием выплаты 100% ростовщического дохода и передачи в залог топора. Отдал Иван топор, получил деньги, однако по размышлении решил, что единовременно отдать 200 рублей ему будет сложно, и, вернувшись с полпути, он вернул первую половину сразу. Идёт домой и размышляет: «Денег нет, топора нет и ещё 100 рублей должен...»

    Напомним, что с экономической точки зрения, ростовщичество :

    1) причина инфляции (которая в России не прекращается 20 лет), нищеты подавляющего большинства населения России и его вымирания;

    2) причина разорения перспективных хозяйств в России;

    3) один из способов «рейдерства» в России;

    3) причина преобладания торговли над другими сферами экономики в России, ликвидации национальных производств;

    4) причина углубления экономического неравенства людей в России;

    5) причина обесценивания труда людей в России;

    6) причина глобального «экономического рабства» граждан России перед банками.

    На макроэкономическом уровне ростовщичество – это причина текущего мирового кризиса. Так, А. Ваджра отметил: «Фундаментальной основой современного мирового могущества транснациональной олигархии является обретение ею, в ходе долгой и упорной борьбы, права производить международные деньги и давать их в долг под проценты. Если по какой-то причине она утратит это право, её безграничной власти придёт конец…» С данной позицией согласятся многие. Борьба за право производить стала очевидной в ходе текущего мирового кризиса и полностью легализовалась в 2009 г. Через год после крушения Lehman Brothers и начала «острой фазы» мирового кризиса, в мировых СМИ доминируют благостные прогнозы о неизбежном завершении кризиса. Не исключено, что в мировой валютно-финансовой системе действительно удастся на какое-то время достичь равновесия и даже демонстрировать признаки роста. Но цивилизационный кризис, кризис экономической системы, основанной на ссудном проценте , никто не отменял. Негативные проявления кризиса лишь отодвинулись на время.

    Отметим, что из всех анализируемых причин мирового кризиса феномен ссудного процента в наименьшей степени представлен в сети Интернет и почти полностью отсутствует в публичных СМИ. И этому есть простое объяснение. Во-первых, достаточно сложно удерживать в сознании объективную генезиса капитализма в течение пяти веков. Удобнее и комфортнее «уцепиться» за какое-либо простое объяснение причины кризиса и надеяться на лучшее. Во-вторых, и это главное, большинство людей инстинктивно боятся представить масштаб кризиса.

    Как отмечается в литературе, в общественно-полезной экономике ростовщичество должно быть запрещено законом , а ссудный процент должен быть строго равен нулю . Только при этом сохраняется важнейший принцип: доход вторичен и прямо пропорционален объёму созданных продуктов и оказанных услуг. При формировании же саморегулируемого без взаимосвязи с валовым внутренним продуктом происходит заведомо очевидная неизбежная разбалансировка спроса и предложения. Этот дисбаланс и приводит к неизбежной инфляции, росту цен, к экономическим кризисам и пр.

    Ростовщичество основано на ложной (придуманной относительно недавно) ценности денег – их «товарной сущности». То есть деньги – это, по мнению ростовщиков, такой же товар, как, например, корова. Корову можно сдать в пользование другому на время за деньги (плату). Так и деньги можно давать во временное пользование за деньги. Такая ложь, конечно же, противоречит функциям денег, которые вы найдёте в любом учебнике по и в любом экономически здоровом обществе.

    Ранее, во многих работах было рассмотрено и доказано то, что ростовщические сделки совершаются с целью, противной основам нравственности и правопорядка в России и в других государствах (см. напр. Гайдукова Е.Б., Колмаков В.Ю., Кускашев Д.В., Попов А.Н., Рудаков А.Л. «К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка». Попов А.Н. «К вопросу о признании ничтожными ростовщических сделок – как сделок, совершённых с целью, противной основам нравственности и правопорядка». Гайдукова Е.Б., Попов А.Н. «К вопросу о преподавании юридических учебных дисциплин в части изучения ничтожных сделок – сделок совершённых с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности» и др.).

    Подобной позиции (считают, что все сделки с условием уплаты процентов за пользование/получение денег (ростовщические сделки) совершаются с целью, противной основам нравственности и правопорядка в России) придерживаются все выдающиеся доктора и кандидаты юридических, экономических, философских, филологических, исторических , культурологии, которые были опрошены нами и в письменной форме выразили свою позицию. Дабы не быть голословными, сообщим о них:

    • доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», кандидат юридических наук, доцент А.В. Демин (Россия);
    • заведующий кафедрой общественных связей Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Акад. М.Ф. Решетнева, кандидат филологических наук, доцент А.В. Михайлов (Россия);
    • директор истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, доктор юридических наук, доцент В.В. Наумкина (Россия);
    • заведующая кафедрой уголовного права и процесса Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, доцент Н.Н. Артеменко (Россия);
    • Заведующий кафедрой права факультета социальных наук Даугавпилсского университета, директор профессиональной магистерской программы «Правоведение», доктор юридических наук, ассоциированный профессор А.М. Байков (Латвия);
    • Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, чл.-корр. СО АН ВШ, Заслуженный РФ В.К. Гавло (Россия);
    • Профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, профессор С.И. Давыдов (Россия);
    • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор экономических наук, профессор С.А. Павлова (Россия);
    • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор юридических наук, профессор А.И. Глушков (Россия);
    • Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ России, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор Л.К. Фортова (Россия);
    • Профессор кафедры гражданского права и процесса Филиала РГСУ в г.Красноярске, доктор философских наук, доцент, юрист Т.В. Мельникова (Россия);
    • Доцент кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат философских наук, юрист Д.В. Рахинский (Россия);
    • Председатель Саранского регионального отделения Российского философского , доктор философских наук, профессор научно-исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, профессор М.Э. Рябова (Россия);
    • Профессор Нижегородского государственного педагогического университета, доктор философских наук, профессор С.Н. Пушкин (Россия);
    • Профессор Тамбовского государственного технического университета, доктор исторических наук, профессор В.В. Никулин (Россия);
    • Заведующая кафедрой филиала НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права» в г.Воронеже, кандидат юридических наук, доцент Я.П. Горбунова (Россия);
    • Доцент кафедры юридического факультета РУДН, кандидат юридических наук, доцент В.А. Сокиркин (Россия);
    • Заведующая кафедрой конституционного права Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат юридических наук, доцент С.М. Трашкова (Россия);
    • Профессор Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, доктор исторических наук, профессор Т.З. Рысбеков (Республика Казахстан);
    • Заместитель директора Филиала РГСУ в г.Красноярске, кандидат исторических наук, профессор В.Г. Седельников (Россия);
    • Доцент Гомельского государственного технического университета им.П.О. Сухого, кандидат юридических наук, доцент права Н.С. Ищенко (Республика Беларусь);
    • Заведующая кафедрой философии и политологии Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор Г.С. Широкалова (Россия);
    • Директор Красноярского филиала Современной Гуманитарной Академии, кандидат экономических наук, доцент К.Г. Ярулина (Россия);
    • Доцент кафедры гуманитарных дисциплин КрИЖТ ИрГУПС, кандидат философских наук, магистр политологии, доцент Е.А. Гончаров (Россия);
    • Профессор-консультант кафедры истории Гуманитарного института ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», доктор исторических наук, профессор В.В. Гришаев (Россия);
    • Профессор кафедры философии и культурологи Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор культурологии, профессор Н.В. Серов (Россия);
    • Начальник научной лаборатории проблем предупреждения и раскрытия тяжких преступлений Национальной академии внутренних дел , доктор юридических наук, старший научный сотрудник С.С. Чернявский (Украина);
    • Доцент Кузбасского государственного технического университета, кандидат исторических , доцент А.М. Белюков (Россия);
    • Доцент кафедры экономики и менеджмента Красноярского филиала МЭСИ, кандидат экономических наук, доцент В.Г. Акулич (Россия);
    • заведующая кафедрой русского языка ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», член – корреспондент САН ВШ, руководитель Регионального лингвистического центра Приенисейской , Член Президиума Красноярского отделения САН ВШ, Член Российского терминологического общества, доктор филологических наук, профессор О.В. Фельде (Россия);
    • Доцент ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», кандидат философских наук, доцент А.П. Павлов (Россия);
    • Профессор Современной Гуманитарной Академии, доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Д. Малков (Россия);
    • Доцент Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева, кандидат филологических наук, доцент Е.В. Ворошилова (Россия) и многие другие.

    Как видно, представители разных специальностей и науки разных стран единодушны в своём мнении о вредоносности, аморальности и противоправности ростовщичества и ростовщических сделок .

    Такой противной указанным основам целью является получение денег (процентов) за пользование денежными средствами, ибо эти деньги (проценты) являются чужой собственностью , которую ростовщики получают за сдачу в пользование (запрещённых для этого случая) вещей (денег). Все мировые религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) и национальное русское вероисповедание (т.н. языческая вера) осуждают ростовщичество, признают его тяжким грехом, который посягает на основу нравственности – запрет изымать чужое имущество («не укради», «не лихоимствуй» и пр.). Разрешение ростовщичества есть только в иудаизме только (которым иудаизм разрешает давать деньги под проценты только неиудеям) – как средства захвата собственности и власти у неиудеев , однако данное разрешение чуждо для нравственности российского народа. Аналогичное отрицательное отношение к ростовщичеству имеет место у всех славянских и других народов, в их культурах на протяжении обозримой истории человечества, что выражалось, в том числе и в славянском фольклоре и литературе.

    Крайне негативное отношение к ростовщичеству и ростовщикам мы встречаем в трудах классиков русской литературы и других великих русских мыслителей, в том числе и современников; произведения большинства из них включены в программы обучения школьников и студентов в России, таких как: Г.Р. Державин (1743-1816 гг.), В.И. Даль (1801-1872 гг.), А.Д. Кантемир (1708-1744 гг.), А.С. Пушкин (1799-1837 гг.), М.Ю. Лермонтов (1814-1841 гг.), Н.В. Гоголь (1809-1852 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), И.А. Гончаров и многие, многие другие (см. наши вышеуказанные статьи).

    Остановимся ещё раз на юридическом анализе явления ростовщичества . В соответствии с Конституцией РФ и указанными ниже (которые содержат финансовые основы правопорядка), рубль в России – это денежная единица, но не товар . Далее, Федеральный закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» даёт определение в ст. 1: «Валюта Российской Федерации»: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка , находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа». Далее, статья 29 Федерального закона от 10 июля 2002 года «О Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону». Далее, в ст. 140 Гражданского кодекса РФ «Деньги (валюта)» прямо сказано: «1. Рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации».

    Никакого другого назначения денег наши законы не указывают, а значит, иное назначение денег в России, как государственном институте, запрещено. То есть деньги являются ограниченной в гражданском обороте вещью – они могут использоваться только по своему назначению – как законное средство платежа .

    Таким образом, положения ст. 819 Гражданского кодекса РФ (1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё и пр.), а также аналогичные им, противоречат Конституции РФ и другим положениям законов, а посему являются ничтожными и не могут применяться в части процентов .

    Указанные неконституционные положения – это результат действий ряда чиновников государства, представляющих интересы ростовщических безнравственных организованных по предварительному сговору . В данном случае, государство, приняв такие законодательные положения, само нарушило основы нравственности и правопорядка нашего общества, создало условия для совершения ростовщических сделок, то есть явилось организатором и пособником для совершения этого правонарушения. Задача Конституционного Суда РФ и законодателя – как можно скорее исправить эту опасную ошибку, признать неконституционными и отменить все «правовые» положения, дозволяющие ростовщические сделки. Фактически ростовщичество – это правонарушение , которое по степени общественной опасности близко к преступным хищениям чужого имущества.

    Правильнее было бы назвать «Кредитный договор» – «Ростовщический договор» , равно как и договор займа с условием выплаты процентов – «Ростовщический договор займа».

    Ростовщичество давно нужно запретить, как преступление, в (как это сделали ряд государств, например, в таких странах как Иран, Пакистан), в разделе о преступлениях против собственности введя в действие статью примерно такого содержания:

    1. Ростовщичество, то есть предоставление денег в пользование с условием возврата не только переданной суммы денег, но и процентов (денег или иного имущества) за предоставление указанной суммы, наказывается…

    2. Действия, указанные в части первой данной статьи и получение процентов, наказываются...

    3. Действия, указанные в части первой данной статьи и получение процентов в особо крупном размере, наказываются...