Когда пройдет этот кризис. Когда закончится кризис в россии. Кризис и санкции

Но ее завершение не означает возвращения к устойчивому росту. И не внушает социального оптимизма: даже в целевом – самом лучшем – варианте долгосрочного прогноза Минэкономразвития реальные располагаемые доходы вернутся на уровень 2013 г. лишь в 2022 г. и будут расти медленнее экономики, темп которой не превысит 3,5%. А пенсии в реальном выражении расти не будут вовсе, и в итоге если сегодня средняя пенсия равна примерно трети средней зарплаты, то к 2035 г. упадет примерно до одной пятой. Сферы человеческого капитала – образование и здравоохранение – останутся недофинансированными.

Новая норма

Замедление экономики – мировая проблема: казавшееся временным после глобального кризиса 2008–2009 гг., оно вскоре получило название «новая норма» (new normal) и реанимировало термин secular stagnation («длительный застой»), возникший в период Великой депрессии 1930-х. Средние темпы роста мировой экономики, за десятилетие до кризиса доходившие до 5% и выше, за посткризисные 10 лет составят, по расчетам МВФ, порядка 3,7% в среднем за год, при этом темпы развитых стран снизятся существенно – с докризисных среднегодовых 2,5% до 1,9%. «Новая норма» обнажила проблемы, до поры покрывавшиеся динамичным развитием, такие как рост неравенства и сокращение доли дохода средних слоев населения; политическим ответом на экономические неурядицы в ряде стран стали популизм, антиглобализм и дезинтеграция. Политики не должны принимать «новую норму» как норму, призывал МВФ: долгосрочный низкий рост будет увеличивать социальную напряженность, крайне важно задействовать все рычаги, чтобы его ускорить, и еще более, чем когда-либо, сглаживать неравенство. В повестке наднациональных институтов стал акцентироваться не просто экономический рост, а инклюзивный экономический рост, подразумевающий создание равных возможностей для всех групп населения и справедливое распределение материальных и нематериальных благ.

В какой-то мере можно говорить об интеллектуальном вызове, аналогичном кейнсианской революции, оценивает мировые тенденции ректор РАНХиГС Владимир Мау в обзоре экономики 2016 г., но если тогда речь шла о включении автоматических антикризисных регуляторов, то теперь встает вопрос о формировании специальной политики обеспечения роста. Антикризисная политика больше не может ограничиваться противодействием спаду, а должна обеспечить приемлемые темпы роста – в этом и состоит вызов и суть «новой экономической нормальности», отмечает он.

Для России дополнительным вызовом стала ускорившаяся после глобального кризиса перебалансировка мирового рынка нефти. За 10 лет добыча в США почти удвоилась при снижении ее себестоимости: если в 2014 г. ОПЕК заявляла о невозможности прибыльной добычи сланцевой нефти при цене барреля ниже $80, то теперь на многих месторождениях ее себестоимость, по данным Wood Mackenzie, составляет $35 (а на некоторых – $20); в среднем каждая вводимая буровая в США сейчас производит в 2,5 раза больше нефти, чем осенью 2014 г., по данным Center for Energy Impact. Ценовая война ОПЕК+ (договор о снижении добычи для поддержания цен, к которому присоединились и некоторые не входящие в картель страны, в том числе Россия) может не дать результата, предупредило Международное энергетическое агентство: добыча растет за счет не участвующих в договоре стран.

Минфин в обзоре рынка нефти, подготовленном накануне продлившего соглашение еще на девять месяцев саммита ОПЕК, назвал положение участников договора цугцвангом – ситуацией, когда любое решение ведет к ухудшению. Продление заморозки добычи приведет к росту спроса на сланцевую нефть и будет означать сдачу рынка США, пишет Минфин, отмена заморозки приведет к снижению цен и снизит доходы.

Потерянное десятилетие

Российский экономический рост серьезно замедлился еще за пару лет до рецессии. Помимо глобального кризиса, «новой нормы» и начавшегося передела нефтерынка повлияли внутренние причины. К концу 2010-х гг. экономика России достигла уровня, на котором была к моменту трансформационного спада рубежа 1980–1990-х гг., объясняет Мау. Тем самым возможности экстенсивного роста – за счет вовлечения в производство незадействованных мощностей и трудовых ресурсов – были исчерпаны. Это отразилось в снижении структурных, т. е. фундаментально обоснованных, темпов роста (см. графики), вслед за которыми упали и реальные темпы.

За 2010–2016 гг. экономика России росла в среднем на 1% ежегодно против 3,8% среднегодового роста мировой экономики за этот период, увеличивая разрыв с развитыми странами, среднегодовой темп которых составлял 1,9%. С учетом 2008–2009 гг. среднегодовой рост России к настоящему времени – 0,9% против 3,3% мировой экономики и 1,1% группы развитых стран. Фактически Россия уже десятилетие находится в стагнации (хотя в этот промежуток времени входят и две рецессии, и периоды быстрого восстановления после предпоследней из них).

Торможение и последовавший спад во многом нивелировали рывок предыдущих лет: мировая экономика за 16 лет выросла к уровню 2000 г. в 1,81 раза, а российская – в 1,71. Доля России в мировом ВВП в 2016 г. была, по данным МВФ, такой же, как и в 2000 г., – 3,2%, после максимума в 4% в 2008 г., затем снижения и снова роста до 3,64% в 2012 г. Разрыв в уровне подушевого ВВП (по паритету покупательной способности) с развитыми странами снова начал расти, в 2016 г. превысив показатель семилетней давности.

Новый прогноз Минэкономразвития до 2035 г. прорывов не обещает. Нефть, как предполагается, будет дорожать лишь на уровень долларовой инфляции. На этом фоне экономика в базовом сценарии еще 20 лет проведет в застое, увеличиваясь максимум на 1,7% в год. Впрочем, само министерство ориентируется на целевой сценарий прогноза: целью является выход экономики на темпы роста не ниже среднемировых. При тех же ценах на нефть этот вариант предполагает меры экономической политики, нацеленные на повышение экономического роста за счет увеличения численности занятых, инвестиционной активности и производительности труда.

В случае успеха этих мер экономика к 2025 г. выходит на темп роста 3,5%, после 2030 г. снова замедляясь до 3,2%, но мировой рост к тому времени будет ниже, надеется Минэкономразвития. В ближайшие пять лет среднегодовой рост России в целевом сценарии составит 2,5% против прогнозируемых МВФ 3,6% среднегодового роста мировой экономики. Однако Минэкономразвития обнаружило, что в среднесрочных прогнозах мирового роста МВФ неизменно ошибается в сторону завышения примерно на 1 процентный пункт, рассказывал министр Максим Орешкин. Скорее всего то же самое повторится и с прогнозом на ближайшие годы, полагает он. В таком случае российские 2,5% можно приравнять к среднемировым и надеяться достичь цели уже в ближайшие годы за счет ошибки МВФ.

Целевая бедность

Работающему населению, равно как и нынешним пенсионерам, в ближайшие 20 лет надеяться на существенный рост доходов не стоит, следует из целевого варианта прогноза. Реальные располагаемые доходы населения будут расти медленнее экономики, планирует Минэкономразвития. Упав за 2014–2016 гг. на 10%, на уровень 2013 г. они выйдут только в 2022 г., а всего за 2016–2035 гг. увеличатся на 55%. То есть при приведении данных в текущие цены прогноз означает, что среднедушевой доход россиянина за два десятилетия возрастет с чуть более 30 000 до приблизительно 50 000 руб. Средняя российская зарплата, реальный рост которой также будет отставать от роста экономики, к 2035 г. возрастет с нынешних почти 37 000 до примерно 57 000 руб. (в текущих ценах).

Пенсии же расти не будут практически совсем: рост возобновится лишь в 2024 г., а до 2022 г. пенсии в реальном выражении будут сокращаться, прогнозирует Минэкономразвития. В итоге на уровень 2013 г. они за 20 лет так и не выйдут (см. графики). В текущих ценах размер средней страховой пенсии к 2035 г. останется примерно таким же, как сейчас: чуть более 13 000 руб.

Соотношение средней страховой пенсии со средней зарплатой в итоге упадет с текущих 35% до 22,6%, следует из прогноза. При этом замораживание реального роста пенсий в прогнозе происходит при сокращении численности людей старше трудоспособного возраста почти на четверть: с 37,1 млн человек в 2017 г. до 30,3 млн в 2035 г. Падение уровня пенсий к уровню зарплат происходит при сохранении соотношения средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне 1,5, что возможно при последовательном занижении этого минимума.

«Это фантазии», – успокаивает заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская: заморозка пенсий в реальном выражении – это социально опасно. Подобные прогнозы, видимо, не учитывают, как они соотносятся с реальностью, полагает она. Сокращение численности получателей пенсий должно сопровождаться как минимум неснижением соотношения пенсий и зарплат.

Заложенное в целевой вариант Минэкономразвития снижение количества пенсионеров возможно при реализации предлагаемого экспертами Центра стратегических разработок (ЦСР) повышения пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин с 2019 г. по полгода в год, которое, видимо, и учтено министерством. Если начать повышение с 2019 г., то для мужчин оно завершится в 2028 г., для женщин – в 2034 г. Согласно демографическому прогнозу Росстата в 2035 г. численность мужчин 65 лет и старше и женщин 63 лет и старше составит 30,2 млн человек (без повышения возраста количество пенсионеров возрастает до 42,3 млн человек). Однако в стратегии ЦСР за счет ужесточения требований к назначению страховой пенсии, в том числе повышением пенсионного возраста, предполагается как раз удержать соотношение пенсии с зарплатой на уровне не ниже 34%. О каком-либо значимом повышении пенсионного обеспечения речи сейчас не идет, признает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева, даже реализация всего комплекса предлагаемых ЦСР мер не позволяет этого добиться.

Ставка на развитие человеческого капитала в прогнозе не предполагает существенного роста инвестиций в образование и здравоохранение: напротив, их доля в структуре капвложений снижается, в соотношении с ВВП оставаясь неизменной. В то же время стратегия-2035 ЦСР, с которой план Минэкономразвития отчасти конкурирует, отчасти повторяет ее, строится в том числе на маневре в пользу повышения вложений сфер человеческого капитала, уровень финансирования которых (как доля ВВП) намного уступает развитому миру.

Профессиональные макроэкономисты

Сегодняшняя российская система напоминает советскую начала 1980-х: низкие цены на нефть, нежизнеспособная экономическая идеология, важнейшие отрасли промышленности в государственной собственности, авторитарное правление, перечисляет бывший советник и. о. премьера Егора Гайдара, старший научный сотрудник Атлантического совета Андерс Ослунд в статье для Project Syndicate. Но есть одно важное отличие, указывает он: макроэкономическое управление в современной России гораздо более компетентно, благодаря чему даже в условиях померкнувших перспектив роста страна сохраняет впечатляющие макроэкономические балансы.

Макроэкономическая политика помогла ограничить влияние шока от падения нефтяных цен и международных санкций, отмечает старший вице-президент Moody’s Кристин Линдоу. Несмотря на низкие показатели эффективности госуправления в целом, фискальная, монетарная и курсовая политика России помогли ей успешно справиться с последствиями внешних шоков. Переход к свободному плаванию рубля в 2014 г. помог сохранить резервы и профицит текущего счета в условиях спада цен на нефть, а рынку – найти новый равновесный обменный курс. Предоставление валютного репо позволило компаниям своевременно рассчитываться по внешним долгам в условиях замораживания доступа к внешнему финансированию, перечисляет Линдоу. К лету 2017 г. Центробанку удалось достичь поставленной в 2013 г. цели по инфляции в 4%, при том что в 2015 г. она подскочила до 15,5%: последовательность реализации этой политики способствовала формированию доверия к устойчивости экономической политики, так же как и возврат к трехлетнему бюджетному планированию, отмечает Мау.

Правительство очень быстро пересмотрело бюджет, сократив индексацию пенсий и заморозив индексацию зарплат: прежний рост доходов населения – в 2,5 раза в реальном выражении за 2000–2008 гг. – позволил это сделать безболезненно. Политика ограничения уровня дефицита, а затем планирование расходов исходя не из средней или прогнозируемой, а из плоской цены нефти в $40 за баррель обеспечивает бюджету независимость от колебаний цены нефти. Правительству удается контролировать дефицит не только федерального бюджета, но и всей бюджетной системы, отмечает Мау, при этом Россия остается страной с одним из самых низких уровней госдолга – 12,9% ВВП, причем на три четверти – в национальной валюте.

Правда, на фоне успешной консолидации доля закрытых расходов бюджета возросла с 13,8% в 2013 г. до 21,7% в 2016 г., при этом в статистике государственных финансов официально стали закрытыми не только расходы, составляющие гостайну, но и иные, очевидно, с грифом «ДСП», отмечает Василий Зацепин из Института Гайдара. Милитаризация затронула как бюджет, так и экономику: в 2016 г. выпуск в оборонно-промышленном комплексе вырос на 10,1%, подсчитал Зацепин, при росте промышленного производства в целом на 1,1%.

Неопределенность экономической ситуации снизилась: год назад ее отмечали 56% опрашиваемых Росстатом топ-менеджеров предприятий обрабатывающей промышленности и 46% – добывающей, сейчас – 44 и 35% соответственно. Правда, она все еще остается на 1–2-м месте среди факторов, ограничивающих рост производства, из-за турбулентности налоговой политики, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. «Карта рисков» финансового рынка, составляемая ЦБ, показывает их сокращение в сравнении и с 2016 г., и с началом 2017 г.: все индикаторы остаются в «зеленой зоне», туда же по итогам I квартала перешли риски, связанные с валютным денежным рынком (были в «желтой зоне»).

Периметр технократов

Однако меры макроэкономической стабилизации, создавая условия для устойчивого роста экономики, сами по себе к нему не ведут. Он требует структурных и институциональных реформ, отмечает Мау: «В настоящее время всеобщим стало понимание того, что решение стратегических задач развития России возможно только при комплексной модернизации экономики, госуправления, социальной политики и правоохранительной деятельности».

Часть этих задач находится вне компетенции правительства, разводят руками федеральные чиновники: поле для правительственных технократов ограничено. Это ограничивает и возможности реализации их планов. Прогноз Минэкономразвития предполагает структурную перестройку ВВП: вклад потребления в рост экономики будет постепенно сокращаться в пользу роста вклада накопления основного капитала, доля которого возрастает с 21,2% ВВП в 2017 г. до 24,2% в 2031–2035 гг. Это достигается за счет роста инвестиций, опережающих темпы роста экономики в 1,5–1,9 раза, что крайне сомнительно без снижения не только макроэкономических, но и политических рисков – без усиления защиты прав собственности, верховенства права и снижения коррупции. Недавно подписанная президентом Владимиром Путиным стратегия экономической безопасности до 2030 г. к числу главных угроз относит недостаточный объем инвестиций, обусловливая его в том числе неблагоприятным инвестиционным климатом и неэффективной защитой права собственности.

Российская элита едина в решимости не делиться большей частью своей экономической власти, что отчасти можно объяснить понятным нежеланием терять контроль над ключевыми структурами, генерирующими выручку, отчасти – жесткими политическими ограничениями, считает Владимир Тихомиров из БКС . Поэтому при отсутствии внешних шоков российская экономика ближайшие годы, вероятнее всего, будет расти скромными темпами, Минфин и ЦБ продолжат координацию своих политик, а ресурсный и государственный секторы продолжат занимать доминирующее положение в экономике.

Однако, надеется Тихомиров, Кремль осознает, что без структурных либеральных реформ российская экономика обречена на годы стагнации и сокращение финансовых возможностей государства, что неминуемо снизит возможности правительства по обеспечению роста уровня жизни электората. Отсутствие других вариантов изменений, а не вера в либеральные идеи может со временем заставить Кремль проводить реформы, полагает Тихомиров. Утверждение «плана Кудрина» в качестве повестки нового президентского срока Путина уже могло бы стать драйвером для роста оптимизма инвесторов, не исключает он, хотя они и скептичны в отношении перспектив воплощения подобных планов, которых было уже немало.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Зарплаты уже закончатся к концу 2017 года: так недавно Минфин напугал россиян. Замминистра финансов предрекла «серьезные проблемы», если не будет экономических реформ.

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко выступила на экономическом форуме «Территория смыслов». По ее мнению, без проведения реформ в стране возникнут «серьезные экономические проблемы», вызванные опустошением государственных резервов. В частности, у государства не будет денег на зарплаты, предупредила она.

Такая ситуация может возникнуть уже к концу 2017 года, предположила Нестеренко. Фактически, она повторила прогноз других чиновников ведомства. Так, ранее неутешительные данные озвучил ее коллега Сергей Сторчак. Глава Минфина Антон Силуанов, в свою очередь, предупреждал, что при отказе от оптимизации бюджетных трат Резервный фонд будет исчерпан еще раньше.

«Центр шторма - это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре», - приводит ее слова РИА Новости. Чиновница полагает, что российская экономика находится как раз в центре шторма.

Почему экономика России потеряла конкурентоспособность на мировом рынке?

Россия значительно ухудшила свое положение, опустившись в мировом рейтинге на душу населения сразу на 20 позиций за последние четыре года. Об этом говорит текущая статистика Международного валютного фонда (МВФ). Если в 2012 году наша страна занимала в общемировом рейтинге 51-е место, то в 2016-м – уже только 71-е. Из-за кризиса нашу страну обогнали Литва, Латвия, Польша и Румыния. В пересчете на душу населения страна производит сейчас менее 740 долл. в месяц, это почти в два раза меньше, чем четыре года назад.

Последние четыре года не пошли российской экономике на пользу. Российский ВВП в пересчете на душу населения сократился почти вдвое – в 1,7 раза. Так, если в 2012 году страна производила, по данным МВФ, 15,1 тыс. долл. на душу населения, то в 2016-м – 8,8 тыс. долл. То есть на каждого россиянина в ВВП страны сейчас приходится около 730–740 долл. в месяц.

Причина экономического падения – полная потеря конкурентноспособности страны. За последние 15 лет, Россия превратилась в сырьевой придаток Запада, продавая свои природные ресурсы: нефть, газ и другие природные ископаемые. Не удивительно, что резкое падение цен на нефтеуглероды сразу негативно отразилось на состоянии экономики РФ и ее ВВП.

С другой стороны, в силу не совсем рыночной экономики и не развитой правовой системы, в России невозможно создать достойный высокотехнологический продукт, который можно продавать на мировом рынке, как это делают развитые страны Европы и Америки.

Конфронтация со странами Запада или как бездарная политика ведет страну в пропасть

Сейчас, когда Россия находится в шаге от полной международной изоляции, которая может быть более жесткой, чем в 80-е годы, самое время вспомнить о причинах нынешнего конфликта. А причиной стало всего лишь намерение Киева подписать соглашение с ЕС. Путин недавно оценил возможные потери России от ассоциации Украины с ЕС в 100 миллиардов рублей. То есть меньше 3 миллиардов . А теперь сопоставим это с последствиями российского отстаивания своих интересов: ущерб экономики России от намного превысил вышеуказанные 3 миллиарда. Заметим, что, скорее всего, Запад в ближайшее время введет новые, еще более разрушительные санкции.

Однако у Путина совершенно иная мотивация. Его на самом деле не волнует ни состояние экономики России, ни ее безопасность. Думаю, что свое право управлять страной бесконечно долгое время он объясняет себе так: у нашего народа чрезвычайно тяжелая историческая судьба, он не знает, как пользоваться свободой, которая всегда перерастает в хаос в этой стране. Посему Россия и нуждается на очень-очень долгий период в ручном управлении. Руки, само собой, должны быть путинские. Именно поэтому такую ярость вызывает у российских начальников любое намерение украинцев, народа с точно такой же исторической судьбой, интегрироваться в европейские институты. Эта ярость не имеет логического обоснования. Это - ненависть опустившегося человека к тем, кто пытается добиться чего-то лучшего. И за эту иррациональную ненависть будет еще долго расплачиваться Россия.

Как выжить простым россиянам в условиях кризиса

Во время финансовой нестабильности полезно вспомнить об основных правилах распоряжения деньгами. Как именно? Об этом рассказывает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин.

Все, что может, должно приносить доход. Любое лишнее имущество. Все, кто могут, должны приносить доход. Нет денег – есть льготы.

Управление наличностью. Лучше всего – ликвидные, легко сбываемые активы. В 1998 году квартиры упали в цене в 2 – 3 раза. А объект искусства может не стоить в кризис ничего в сравнении с его настоящей ценностью.

Выживают связями с людьми. Легче тем, кто дружит, тем, кто имеет подход и понимает правила. Легче экстравертам.

Из российских кризисов веками выползают землей, огородами и садами.

Не выживать, а жить. Лучшие – в себя, в детей и в родителей. В умения и здоровье. Больше умений – больше доход, больше гибкости, больше выбора.

Мы все – товары на рынке труда, и худшего, и лучшего качества. В кризис – удерживать качество.

Бывают обстоятельства непреодолимой силы. Таким обстоятельством может стать государство и то, что оно делает. Не вините себя.

Чиновники уверены, что ВВП покажет рост уже в 2016 году, но эксперты предупреждают: экономические трудности продлятся до 2020 года

Российская экономика достигла дна. Признают это даже официальные лица. Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году отечественный ВВП упадет на 3,9%. А это значит, по словам чиновников, что настало время «переходить к повестке развития». Причем экономический рост власти ожидают уже в будущем году. Правда, в пределах статистической погрешности - плюс 0,7%. Независимые эксперты не разделяют оптимизма власти. Они уверены: кризис будет затяжным. Продлится он как минимум 4–5 лет.

Разогнавшаяся инфляция, растущий курс доллара, стремительно сокращающиеся доходы населения. Все это последствия очередного экономического кризиса. Впрочем, российские власти считают, что продлится он недолго. Так, в конце прошлого года в ходе большой пресс-конференции Владимир Путин пообещал, что кризис обязательно закончится. По словам президента, в худшем случае на выход из него потребуется два года. Один год из выделенного главой государства срока уже фактически прошел. Получается, что к концу 2016 года падение российской экономики должно остановиться. Но насколько желаемое соответствует действительности?

Почему российская экономика достигла дна?

Если верить прогнозам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, спад отечественного ВВП в 2015 году составит не 3,8%, как говорилось еще совсем недавно, а 3,9%. Для сравнения, в кризисном 2009 году он достигал 7,9%.

Впрочем, по расчетам Минэкономразвития, в будущем году обрушение производства, торговли и сферы услуг по крайней мере остановится. В 2016 году, как отмечает Улюкаев, ожидается рост в 0,7%.

Как поясняют официальные лица, в настоящее время российская экономика достигла дна. А это значит, что у нее появится шанс от него оттолкнуться, и поэтому пора брать курс на развитие.

Однако то, что мы сейчас находимся в низшей точке, не гарантирует экономический подъем. Дно бывает разное, и находиться на нем можно очень и очень долго.

Как предупреждает профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, нынешний кризис принимает затяжной характер. «Его продолжительность составит не менее четырех-пяти лет. При этом основные риски для экономики возникнут после 2016 года. Позитивных факторов, которые могли бы повлиять на ситуацию, пока не просматривается - ни в конъюнктуре сырьевых цен, ни во внешнеэкономической ситуации», - считает Николаев.

Как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, основной вклад в спад российской экономики вносит снижение цен на нефть.

При этом наши власти помимо дешевеющего «черного золота» пеняют на западные санкции.

Однако независимые эксперты не торопятся винить во всем наложенные на Россию ограничения и снижающиеся нефтяные котировки.

«К середине 2014 года, когда цены на нефть еще оставались больше $100 за баррель, когда никаких серьезных (т.н. секторальных) санкций против России еще не было, российская экономика уже практически не росла (прирост ВВП по итогам первого полугодия 2014 года составил всего лишь 0,8% в годовом выражении). Получается, что экономика, темпы роста которой и до этого неуклонно снижались, все равно ушла бы в минус. Нас уже никакая высокая цена на нефть не спасала», - поясняет Игорь Николаев.

Проще говоря, нынешние низкие мировые цены на нефть и санкции, конечно, усугубляют ситуацию, но не они породили экономический кризис в России.

По словам Николаева, последний носит структурный характер. «Это наиболее тяжелая и продолжительная разновидность экономических кризисов, и закончится он не раньше, чем будут устранены сложившиеся к моменту его начала структурные диспропорции в экономике», - говорит эксперт.

Среди основных причин сложившейся ситуации он называет несбалансированность сырьевого и обрабатывающего секторов экономики, государственного и частного капитала, проблемы в социальной и бюджетной сфере.

Действительно, состояние нашей экономики до сих пор напрямую зависит от цен на «черное золото» и газ. И пока никакое импортозамещение слезть с сырьевой иглы не помогает.

Более того, в последнее время появляется все больше и больше доказательств того, что «в мировой экономике на смену суперциклу высоких цен на нефть пришел суперцикл низких нефтяных цен». В частности, это успешная реализация перспектив «сланцевой революции» в США, а ОПЕК перестала быть глобальным игроком на мировом нефтяном рынке, способным воздействовать на уровень цен с помощью установления соответствующих квот на добычу «черного золота». Внес свою лепту также Китай, на долю которого в последние годы приходилось 2/3 мирового прироста спроса на нефть. Дело в том, что эта страна замедлила экономический рост, что, в свою очередь, будет толкать цены на нефть вниз. Кроме того, подлило масло в огонь и снятие многолетних экономических санкций с Ирана, который готовится выйти на мировой рынок со значительными объемами нефти.

По мнению директора Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимира Назарова, негативные воздействия на российскую экономику, внутренние и внешние, в ближайшее время не прекратятся. «Главные из них: снижение цен на сырьевые товары, в особенности на углеводороды, которое продлится не менее десяти лет. Это связано с развитием в мире сланцевой энергетики и ростом производства сжиженного газа; потенциальное развитие циклического кризиса в мировой экономике, что снизит возможности роста и для России; сокращение внутреннего спроса как со стороны граждан, так и со стороны корпораций, что может привести к сужению внутреннего рынка», - отмечает эксперт.

Таким образом, сейчас существует целый ряд факторов, которые будут определять стоимость углеводородов в течение длительного периода. Причем в сторону ее понижения, что, безусловно, негативно отразится на российской экономике.

Другими словами, чем дольше будут снижаться цены на нефть, тем длительнее будет кризис в России.

Не меньше пробелов и в российском бюджете. «Наблюдается явная, безоговорочная приоритетность оборонных расходов - это сильнейший структурный бюджетный перекос, который сформировался уже несколько лет назад, когда не было ни украинских событий, ни ИГИЛа», - подчеркивает Николаев.

К слову, отметим, что правительство отказалось от трехлетнего бюджетного планирования и перешло на годичный период. Соответствующий закон уже подписал президент. Такая инициатива, по словам экспертов, является доказательством того, что власти начинают осознавать: нынешний кризис продлится не год и не два, как уверяли ранее сами чиновники и глава государства.

В чем спасение российской экономики?

Однако делать что-то нужно. Правда, надо понимать, что исправить подавляющее большинство из структурных диспропорций быстро не получится.

«А то, что можно исправить, похоже, нереалистично. Значит, кризис не ограничится одним-двумя годами. На это уйдет по меньшей мере 4–5 лет. Но даже за это время, безусловно, невозможно сделать так, чтобы экономика ушла от сырьевой зависимости, чтобы нагрузка на занятых в экономике по содержанию пенсионеров перестала быть высокой, чтобы хотя бы значимо увеличилась доля малого бизнеса в экономике страны», - предупреждает Николаев.

Как полагает Евсей Гурвич, задача экономики - адаптироваться к внешнеэкономическим условиям и ликвидировать структурные диспропорции в бюджетной сфере, в сфере промышленного производства. «Если не будет дополнительных внешних шоков, таких как снижение роста мирового ВВП, военных конфликтов и т.п., завершение острой фазы кризиса возможно уже в этом году. Далее возможны два сценария: умеренный рост или стагнация. Второй вариант более вероятен», - утверждает Гурвич.

Так, управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин видит выход из нынешнего кризиса только через реформы. «В первую очередь в правоохранительной и судебной системах, а также в налоговой, пенсионной и бюджетной сферах, направленные на диверсификацию источников бюджетных поступлений, с одной стороны, и улучшению инвестиционного и бизнес-климата - с другой. Если просто простимулировать экономику деньгами, то эффект будет очень краткосрочным - как после 2009 года. После этого вновь наступит стагнация с одновременным усилением инфляционных ожиданий. Если же обходиться без реформ, то, к сожалению, нас будет ждать весьма затяжной период спада, который может продлиться вплоть до 2020 года. В это время и доходы населения, и инвестиции, и фондовый рынок будут оставаться в депрессивном состоянии. Если же реформы все-таки будут проведены, то хоть они и окажутся поначалу довольно болезненными (в первую очередь для рядового населения), однако в конечном итоге будут способствовать увеличению инвестиционной активности и, как следствие, - росту ВВП и благосостояния граждан», - говорит Бутурлин.

«Для преодоления негативных тенденций мы можем предпринять ряд шагов, в частности провести «малую» и «большую» приватизации, сделать более гибким трудовое законодательство, но главное - это установление гарантий права собственности, в числе необходимых для этого шагов - реформа местных органов власти и предоставление им реальных прав управления, судебная реформа, реформа правоохранительных органов. Это долгий, но очень нужный процесс, без гарантий права собственности и сбалансированного бюджета еще ни одной стране не удавалось выйти из кризиса», - считает Владимир Назаров.

Между тем нельзя забывать, что на носу парламентские и президентские выборы.

Это означает, что власти будут стараться не принимать в этот почти 3-летний период непопулярных решений. Но выход из кризиса без них невозможен. «К примеру, если однозначным и безусловным бюджетным приоритетом в последние годы стали расходы на национальную оборону, то существенное их сокращение будет весьма болезненным. Ведь ясно, что военнослужащие, работники оборонного комплекса, члены их семей - это важный электоральный ресурс властей. Это не означает, что непопулярных решений не будет вовсе, потому что если денег нет, то даже приоритетные расходы придется урезать. Но все-таки делаться это будет в последнюю очередь», - отмечает Николаев.

По словам эксперта, все более очевидно, что благоприятное время для реализации непопулярных реформ - период экономического роста (середина 2000-х годов) - было упущено. Проводить же такие реформы в кризисный период значительно сложнее.

Поэтому и получается, что, как бы ни уверяли нас официальные лица, экономический кризис в России продлится еще как минимум 4–5 лет.

Астрологи утверждают, что кризис в России 2015 будет продолжаться до мая 2018 года. Но завершение кризиса будет ознаменовано событием, которое запомнится человечеству надолго, - это могут оказаться масштабный теракт, катастрофа вроде Чернобыльской, авиационная, космическая или компьютерная атака на крупные военные объекты. Однако до тех страстей еще дожить надо. Как же лучше поступать в предстоящие два с половиной года? В какой валюте хранить сбережения? Что будет с курсом рубля, доллара, евро?

Прежде всего, имейте в виду: сейчас совсем не время брать кредиты и у кого бы то ни было просить финансовой помощи. Очень важно распрощаться со всеми задолженностями до конца уходящего года, самое позднее - в течение января 2016: чем дальше, тем сложнее будет отдать долги.

Осень 2015 года дала передышку (кстати, ноябрь - отличное время для создания недолгих, максимум на 12 месяцев, процентных вкладов с последующей капитализацией процентов, лучше всего - в валюте страны, где живете). После 4 декабря внешнеполитические страсти опять начнут накаляться - нас будет «трясти» до второй половины апреля 2016 года. Это время не трат, а накоплений. Сейчас их лучше делать в драгоценных металлах, ювелирных украшениях, а также складывать стопочки денег - и хранить дедовским способом: под матрасом.

Дело в том, что в первой трети 2016 года ни одна из валют не сможет похвастаться надежностью. Банки хоть и стараются быть гарантами стабильности, но слишком уж разбалансирована политическая база, поэтому даже финансовые столпы не ощущают себя спокойно.

С мая 2016 нас ожидают гармоничные десять месяцев. Но март-апрель 2017 года - время финансовой нестабильности, замешанной на религиозно-военизированной и террористической тематике. В этот период одинокие мужчины и женщины, а также зеленая молодежь могут стать наемниками либо жертвами религиозной пропаганды - и пополнят ряды боевиков террористических организаций, прикрывающихся религиозными лозунгами. Имейте это в виду и будьте бдительны!

Весна 2017-го подготовит почву для напряженных событий, которые ждут нас в мае 2018 года, - они-то и откроют путь в новую эпоху. Идущая в мире война из «полугорячего» состояния, в котором она пребывает с конца 2013 года, перейдет в «холодное» - однако это по-прежнему будет напряженная борьба за территории и ресурсы.

Как преодолеть кризис

С точки зрения астрологии волны кризиса совпадают с периодами затмений. Следите за «расписанием» затмений: они идут группой (с разницей в две недели случаются солнечное и лунное) раз в полгода. В ходе этих шести месяцев человечество в целом испытывает подъем, на пиковых же моментах, то есть в пределах месяца вокруг дат затмений, падает все, что лишено поддержки. Разумеется, о датах грядущих затмений вы узнаете на нашем сайте. Зная эти особенности космических ритмов, легко приноровиться: быть максимально активными в промежутках между затмениями, на их же фоне «ложиться на дно».

Кому повезет в кризис

В любой кризис, как известно, хорошо авантюристам. Заметно выражена способность идти ва-банк у людей, рожденных под знаками Овна, Скорпиона и Водолея. Сейчас можно рискнуть - и выиграть все. Но также можно все потерять. Поэтому людям семейным не стоит ввязываться в авантюры.

Спокойно переносят кризисы люди, рожденные под знаками Тельца, Козерога, Девы, Рака, Весов. Природная уравновешенность, методичность и привычка достигать поставленных целей позволяют им преодолевать все препятствия. Тем же, кто чувствителен к малейшим переменам в окружающей среде, а именно: Близнецам, Львам, Стрельцам и Рыбам, стоит держаться поближе к представителям вышеназванных знаков: вместе надежнее.

Что нас ждет в будущем

На выходе из кризиса нас ждет мир, в котором по-прежнему идет борьба за ресурсы, а значит, за территории и умы. В этой борьбе активнее всего будут вестись идеологические атаки. 2023 год станет в этом смысле пиковым. Вплоть до него мы будем в фокусе внимания структур, отвечающих за идеологическое наполнение информационного пространства. Очень вероятно в это время сближение политиков с лидерами ведущих мировых религий.

Что еще ожидает нас? Усиление стран Ближнего и Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. А вот Европа и США лидирующие позиции хоть и не утратят окончательно, но несколько их ослабят. Наша страна в общем и целом в ситуации выигрышной, хотя по-прежнему отстает экономически. Но с 2025 года начнутся десятилетия подъема и процветания России. Есть ради чего терпеть нынешний кризис, правда?

Чиновники уверены, что ВВП покажет рост уже в 2016 году, но эксперты предупреждают: экономические трудности продлятся до 2020 года

Российская экономика достигла дна. Признают это даже официальные лица. Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году отечественный ВВП упадет на 3,9%. А это значит, по словам чиновников, что настало время «переходить к повестке развития». Причем экономический рост власти ожидают уже в будущем году. Правда, в пределах статистической погрешности - плюс 0,7%. Независимые эксперты не разделяют оптимизма власти. Они уверены: кризис будет затяжным. Продлится он как минимум 4–5 лет.

Разогнавшаяся инфляция, растущий курс доллара, стремительно сокращающиеся доходы населения. Все это последствия очередного экономического кризиса. Впрочем, российские власти считают, что продлится он недолго. Так, в конце прошлого года в ходе большой пресс-конференции Владимир Путин пообещал, что кризис обязательно закончится. По словам президента, в худшем случае на выход из него потребуется два года. Один год из выделенного главой государства срока уже фактически прошел. Получается, что к концу 2016 года падение российской экономики должно остановиться. Но насколько желаемое соответствует действительности?

Почему российская экономика достигла дна?

Если верить прогнозам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, спад отечественного ВВП в 2015 году составит не 3,8%, как говорилось еще совсем недавно, а 3,9%. Для сравнения, в кризисном 2009 году он достигал 7,9%.

Впрочем, по расчетам Минэкономразвития, в будущем году обрушение производства, торговли и сферы услуг по крайней мере остановится. В 2016 году, как отмечает Улюкаев, ожидается рост в 0,7%.

Как поясняют официальные лица, в настоящее время российская экономика достигла дна. А это значит, что у нее появится шанс от него оттолкнуться, и поэтому пора брать курс на развитие.

Однако то, что мы сейчас находимся в низшей точке, не гарантирует экономический подъем. Дно бывает разное, и находиться на нем можно очень и очень долго.

Как предупреждает профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, нынешний кризис принимает затяжной характер. «Его продолжительность составит не менее четырех-пяти лет. При этом основные риски для экономики возникнут после 2016 года. Позитивных факторов, которые могли бы повлиять на ситуацию, пока не просматривается - ни в конъюнктуре сырьевых цен, ни во внешнеэкономической ситуации», - считает Николаев.

Как отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, основной вклад в спад российской экономики вносит снижение цен на нефть.

При этом наши власти помимо дешевеющего «черного золота» пеняют на западные санкции.

Однако независимые эксперты не торопятся винить во всем наложенные на Россию ограничения и снижающиеся нефтяные котировки.

«К середине 2014 года, когда цены на нефть еще оставались больше $100 за баррель, когда никаких серьезных (т.н. секторальных) санкций против России еще не было, российская экономика уже практически не росла (прирост ВВП по итогам первого полугодия 2014 года составил всего лишь 0,8% в годовом выражении). Получается, что экономика, темпы роста которой и до этого неуклонно снижались, все равно ушла бы в минус. Нас уже никакая высокая цена на нефть не спасала», - поясняет Игорь Николаев.

Проще говоря, нынешние низкие мировые цены на нефть и санкции, конечно, усугубляют ситуацию, но не они породили экономический кризис в России.

По словам Николаева, последний носит структурный характер. «Это наиболее тяжелая и продолжительная разновидность экономических кризисов, и закончится он не раньше, чем будут устранены сложившиеся к моменту его начала структурные диспропорции в экономике», - говорит эксперт.

Среди основных причин сложившейся ситуации он называет несбалансированность сырьевого и обрабатывающего секторов экономики, государственного и частного капитала, проблемы в социальной и бюджетной сфере.

Действительно, состояние нашей экономики до сих пор напрямую зависит от цен на «черное золото» и газ. И пока никакое импортозамещение слезть с сырьевой иглы не помогает.

Более того, в последнее время появляется все больше и больше доказательств того, что «в мировой экономике на смену суперциклу высоких цен на нефть пришел суперцикл низких нефтяных цен». В частности, это успешная реализация перспектив «сланцевой революции» в США, а ОПЕК перестала быть глобальным игроком на мировом нефтяном рынке, способным воздействовать на уровень цен с помощью установления соответствующих квот на добычу «черного золота». Внес свою лепту также Китай, на долю которого в последние годы приходилось 2/3 мирового прироста спроса на нефть. Дело в том, что эта страна замедлила экономический рост, что, в свою очередь, будет толкать цены на нефть вниз. Кроме того, подлило масло в огонь и снятие многолетних экономических санкций с Ирана, который готовится выйти на мировой рынок со значительными объемами нефти.

По мнению директора Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимира Назарова, негативные воздействия на российскую экономику, внутренние и внешние, в ближайшее время не прекратятся. «Главные из них: снижение цен на сырьевые товары, в особенности на углеводороды, которое продлится не менее десяти лет. Это связано с развитием в мире сланцевой энергетики и ростом производства сжиженного газа; потенциальное развитие циклического кризиса в мировой экономике, что снизит возможности роста и для России; сокращение внутреннего спроса как со стороны граждан, так и со стороны корпораций, что может привести к сужению внутреннего рынка», - отмечает эксперт.

Таким образом, сейчас существует целый ряд факторов, которые будут определять стоимость углеводородов в течение длительного периода. Причем в сторону ее понижения, что, безусловно, негативно отразится на российской экономике.

Другими словами, чем дольше будут снижаться цены на нефть, тем длительнее будет кризис в России.

Не меньше пробелов и в российском бюджете. «Наблюдается явная, безоговорочная приоритетность оборонных расходов - это сильнейший структурный бюджетный перекос, который сформировался уже несколько лет назад, когда не было ни украинских событий, ни ИГИЛа», - подчеркивает Николаев.

К слову, отметим, что правительство отказалось от трехлетнего бюджетного планирования и перешло на годичный период. Соответствующий закон уже подписал президент. Такая инициатива, по словам экспертов, является доказательством того, что власти начинают осознавать: нынешний кризис продлится не год и не два, как уверяли ранее сами чиновники и глава государства.

В чем спасение российской экономики?

Однако делать что-то нужно. Правда, надо понимать, что исправить подавляющее большинство из структурных диспропорций быстро не получится.

«А то, что можно исправить, похоже, нереалистично. Значит, кризис не ограничится одним-двумя годами. На это уйдет по меньшей мере 4–5 лет. Но даже за это время, безусловно, невозможно сделать так, чтобы экономика ушла от сырьевой зависимости, чтобы нагрузка на занятых в экономике по содержанию пенсионеров перестала быть высокой, чтобы хотя бы значимо увеличилась доля малого бизнеса в экономике страны», - предупреждает Николаев.

Как полагает Евсей Гурвич, задача экономики - адаптироваться к внешнеэкономическим условиям и ликвидировать структурные диспропорции в бюджетной сфере, в сфере промышленного производства. «Если не будет дополнительных внешних шоков, таких как снижение роста мирового ВВП, военных конфликтов и т.п., завершение острой фазы кризиса возможно уже в этом году. Далее возможны два сценария: умеренный рост или стагнация. Второй вариант более вероятен», - утверждает Гурвич.

Так, управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин видит выход из нынешнего кризиса только через реформы. «В первую очередь в правоохранительной и судебной системах, а также в налоговой, пенсионной и бюджетной сферах, направленные на диверсификацию источников бюджетных поступлений, с одной стороны, и улучшению инвестиционного и бизнес-климата - с другой. Если просто простимулировать экономику деньгами, то эффект будет очень краткосрочным - как после 2009 года. После этого вновь наступит стагнация с одновременным усилением инфляционных ожиданий. Если же обходиться без реформ, то, к сожалению, нас будет ждать весьма затяжной период спада, который может продлиться вплоть до 2020 года. В это время и доходы населения, и инвестиции, и фондовый рынок будут оставаться в депрессивном состоянии. Если же реформы все-таки будут проведены, то хоть они и окажутся поначалу довольно болезненными (в первую очередь для рядового населения), однако в конечном итоге будут способствовать увеличению инвестиционной активности и, как следствие, - росту ВВП и благосостояния граждан», - говорит Бутурлин.

«Для преодоления негативных тенденций мы можем предпринять ряд шагов, в частности провести «малую» и «большую» приватизации, сделать более гибким трудовое законодательство, но главное - это установление гарантий права собственности, в числе необходимых для этого шагов - реформа местных органов власти и предоставление им реальных прав управления, судебная реформа, реформа правоохранительных органов. Это долгий, но очень нужный процесс, без гарантий права собственности и сбалансированного бюджета еще ни одной стране не удавалось выйти из кризиса», - считает Владимир Назаров.

Между тем нельзя забывать, что на носу парламентские и президентские выборы.

Это означает, что власти будут стараться не принимать в этот почти 3-летний период непопулярных решений. Но выход из кризиса без них невозможен. «К примеру, если однозначным и безусловным бюджетным приоритетом в последние годы стали расходы на национальную оборону, то существенное их сокращение будет весьма болезненным. Ведь ясно, что военнослужащие, работники оборонного комплекса, члены их семей - это важный электоральный ресурс властей. Это не означает, что непопулярных решений не будет вовсе, потому что если денег нет, то даже приоритетные расходы придется урезать. Но все-таки делаться это будет в последнюю очередь», - отмечает Николаев.

По словам эксперта, все более очевидно, что благоприятное время для реализации непопулярных реформ - период экономического роста (середина 2000-х годов) - было упущено. Проводить же такие реформы в кризисный период значительно сложнее.

Поэтому и получается, что, как бы ни уверяли нас официальные лица, экономический кризис в России продлится еще как минимум 4–5 лет.

СПРАВКА "МК"

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ГЛАЗАМИ ЗАПАДНЫХ ЭКСПЕРТОВ:

Снижение ВВП в России составит в текущем году 3,8%. Такой базовый прогноз дал Всемирный банк. Похожие показатели предсказывают и ЦБ, и Минэкономразвития. При этом в июне Всемирный банк предрекал гораздо более скромный спад производства - всего 2,7%. Однако цены на нефть опять «подкачали», достигнув в сентябре минимальных значений. Это значит, что в 2015 году количество россиян, живущих за чертой бедности, за год вырастет на 3%, перевалив 14%, или 20,5 млн человек.

Интересен пессимистический сценарий Всемирного банка, по которому цены на нефть продолжат падение, составив в среднем по году $50. Тогда ВВП в 2015 году упадет вообще на 4,3%. Ухудшил Всемирный банк прогноз по оттоку капитала из страны. В этом году вместо $80 млрд из страны будет выведено $113 млрд.

При этом все три сценария развития российской экономики, предложенные Всемирным банком, предусматривают сохранение санкций до конца 2017 года, а также прогнозируется существенное повышение уровня бедности.

К позитиву можно отнести то, что авторы доклада уверены, что российская экономика в ближайшие годы пройдет через процесс структурных изменений - говоря кратко, повышение роли в экономике новых отраслей, в то время как сырьевой сектор будет отходить на второй план. Из структурных реформ в докладе упоминается повышение пенсионного возраста.

ПРОГНОЗ БЫВШЕГО МИНИСТРА ФИНАНСОВ АЛЕКСЕЯ КУДРИНА:

«ВВП, наверное, достиг дна, хотя об этом говорили и в конце первого квартала, и в конце второго квартала. Я всегда отмечал, что все еще впереди. Видимо, мы сейчас находимся в нижней точке. Но рост, если он и будет, окажется настолько медленным, что мы пока будем оставаться в нижней точке падения. Падение ВВП будет 3,9% - по официальному прогнозу. Думаю, что (как я и предполагал в декабре прошлого года) будет 4%. При этом инфляция опять вышла на исторически высокий уровень. Она была в середине года больше 17,5%, сейчас около 15,5%, это чрезвычайно высокая инфляция в годовом выражении, которая делает все ресурсы в стране, все кредитные ресурсы очень дорогими и мешает дальнейшему развитию. Поэтому снижение инфляции является важнейшей задачей ЦБ и правительства».