Международные сравнения.покупательная способность российской зарплаты. Методология международных сопоставлений показателей системы национального счетоводства в контексте сравнения уровня развития национальных экономик. Распределение богатства: международн

С целью получения информации, которая бы давала возможность сравнивать уровни развития и эффективность экономик различных стран мира, оценивать их рост и уровень благосостояния населения, в 1968 г. ООН разработала Программу международных сопоставлений валового внутреннего продукта (далее - ПМЗ). В основу международных сопоставлений положен расчет ВВП методом конечного использования (по категориям затрат) и показатели паритета покупательной способности. Начиная с 1980 г., международные сопоставления проводились по региональному принципу один раз в несколько лет. В настоящее время результаты международных сопоставлений широко используются международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОБСР, ЄБС), национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, а также отдельными учеными для аналитических и практических работ.

Для определения уровня социально-экономического развития страны в международных сопоставлениях используют несколько групп показателей-индикаторов. Важнейшими индикаторами уровня экономического развития е показатели ВВП и ВВП на одного человека, рассчитанные в долларах США. Международная статистика обобщает данные о ВВП в странах, которые рассчитываются национальными статистическими органами в текущих ценах, действующих в этих странах. Пересчет ВВП из национальных валют в валюту США осуществляется двумя способами: 1) по текущему валютному курсу и 2) по паритету покупательной способности (ППС).

Первый метод применяется, в частности, в анализе МВФ. Его привлекательность заключается в относительной простоте расчетов. В странах, где валютные курсы близки к ППС, результаты расчетов обоими методами часто достаточно близки. Но в государствах, где валютные курсы и ППС резко отличаются (страны СНГ, а также развивающиеся страны, с высокой долей традиционной экономики натурального типа), реальные объемы ВВП по сравнению с развитыми странами занижаются. Сумма ВВП всех стран мира в мировом измерении составляет мировой валовой продукт. По ППС мировой валовой продукт в предкризисный 2007 г. равнялся 64,9 трлн долл.

Паритет покупательной способности является коэффициентом пересчета национальной валюты в единую валюту (прежде всего доллар США) с учетом разницы в уровнях цен между странами. Для расчета ППС определяют товары-представители первичных товарных групп. Всего в расчет включается 600-800 наименований потребительских товаров и услуг, 200-300 инвестиционных товаров и 10-20 условных строительных объектов, услуги органов государственного управления. Все эти товары оценивают по рыночным ценам в национальной валюте и по ценам в долларах США. Сравнение суммарных величин показывает паритет покупательной способности двух валют.

Корректировка объемов ВВП с помощью ППС проводится с целью устранения значительных институциональных различий между странами с различным типом национального хозяйствования. Вместе с тем скорректированы ВВП дают возможность определить место (рейтинг), которое занимает экономика страны по сравнению с другими странами мира. Данные, рассчитанные по паритетам покупательной способности, точнее отражают соотношение экономик разных стран.

В рамках международных сопоставлений наряду с ППС рассчитывают следующие аналитические показатели: индексы реального ВВП за конечными затратами в целом и на одно лицо; сравнение уровней цен (соотношение ППС обменного курса, которые используются для определения разницы в ценовых уровнях между странами путем расчета количества единиц валюты, необходимое для приобретения одинакового объема определенной товарной группы в ВВП и его компонентов).

Близким к показателю ВВП на одного человека е другой индикатор экономического развития - национальный доход на одно лицо. Он лучше характеризует уровень благосостояния населения, поскольку в отличие от ВВП к показателю национального дохода не входят потребление основного капитала (амортизация), косвенные налоги и государственные субсидии на производство и импорт.

системы измерителей уровня жизни населения включают также показатели конечного потребления и структуры потребительских расходов. В развитых странах относительно высокую долю составляют расходы на приобретение предметов потребления длительного пользования, расходы на образование и здравоохранение, высокая доля накопления и вложений в недвижимость. В странах со слабой экономикой преобладают расходы на питание и предметы первой необходимости.

Программа международных сопоставлений выдвигает определенные требования к расчетам международных индексов, как в многосторонних сопоставлениях, так и индексов прямых парных сравнений, а именно:

1) соответствие результатов. Это требование означает, что на результаты сравнения должны влиять цены только тех стран, которые сравниваются. Это условие выполняется только при прямых парных сравнений. Например, сравнивая ВВП Польши и Украины, необходимо пользоваться ценами или Польши, или Украины, или средними ценами этих двух стран;

2) независимость от выбранной базовой страны (инвариантность индексов). То есть конечные результаты сравнения не должны зависеть от того, какую страну взят за базу сравнения. За использование методов, которые не обеспечивают инвариантности индексов, результаты сопоставления будут зависеть от выбора базовой страны;

8) транзитивность (перевод индексов) означает логическое согласованность индексов, которое делает невозможным противоречивые результаты, то есть результаты прямого сопоставления (страны "А" **") должны равняться результатам сопоставления через третьи страны (страны "А" и "С; страны "С и Требование транзитивності есть

очень важно для многосторонних сопоставлений, поскольку индексы, исчисленные для некоторой группы стран, должны быть взаємоузгодже-ни и не давать противоречивых результатов;

4) внутренняя согласованность индексов. Это означает, что индексы для показателя в целом должны быть согласованы с индексами для его составляющих. Это требование соответствует требованию аддитивности, когда объем показателя должно равняться сумме объемов его элементов (составляющих);

5) требование независимости индексов от выбранной системы единиц измерения. Понятно, что результаты сравнения должны быть одинаковыми независимо от того, единицами измерения которой страны при этом пользуются (важно только, чтобы для сравнения использовалась одна система измерения).

Таблица 3 - Распределение неравенства по богатству, 2000-2014

ВВП на душу (ППС, текущие цены) 2014

Доля дохода вехнего дециля Data for inequality are presented for 2004 (Chile, Switzerland), 2005 (France, Sweden), 2008 (Japan), 2009 (Russian Federation, India), 2010 (United Kingdom, Unites States, Israel, Italy, Spain, Greece, Germany, Netherlands, China), 2011 (Argentina, Poland, Czech Republic, South Africa), 2012 (Mexico, Brazil),

2014-2000 (пп)

Латинская Америка

Аргентина

Бразилия

Англо-саксонские страны и Израиль

Великобритания

Южная и Западная Европа

Центральная и Северная Европа

Германия

Голландия

Швейцария

Южная Африка

Источник: The World Bank (http://data.worldbank.org/indicator/SI.DST.10TH.10, Дата доступа: 19 Aug 2015), Global Wealth Databook 2014 (Credit Suisse),

Угроза расхождений в международном масштабе в связи с тем, что Китай (или нефтедобывающие страны) будет постепенно завладеть богатыми странами, гораздо менее вероятно, и опаснее, чем дивергенции олигархического типа, т. Е. Процесс, посредством которого богатые страны окажутся в их собственности или миллиардеров, в котором все страны в целом - в том числе Китая и нефтедобывающих стран - все чаще будут принадлежать миллиардеров и мультимиллионеров планеты. Как мы видели выше, эта тенденция уже присутствует. Если мы добавим к neavenstvu сформулировали Пикетти больше и неравенство в прибыли на капитал, который определяется по размеру первоначального капитала и может увеличиться в связи с возрастающей сложностью глобализированных финансовых рынков, мы получим комбинацию всех необходимых элементов к глобальной доли капитала, принадлежащей к началу центов до верхней тысячной доли собственности в иерархии мире, до того достигла беспрецедентных масштабов. Конечно, трудно сказать, с какой скоростью он будет расти несоответствие. Но в любом случае риск олигархического расхождения кажется гораздо более важным, чем риск различий между странами.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что страх быть в собственности Китая в сегодня не более чем фантазии. На самом деле, богатые страны намного богаче, чем иногда думают. В начале 2010-х годов стоимость совокупности всех долгов расчищенных недвижимости и финансовых активов, принадлежащих европейским домохозяйств составляет примерно 70 триллиона евро. Для сравнения, все активы, которые принадлежат различным китайских суверенных фондов и Народный банк Китая, есть около трех триллионов евро, то есть более чем в 20 раз меньше... Богатые страны далеки от того, чтобы находиться в собственности бедные страны; последний должен сначала быть богатым, но это займет десятилетия.

Откуда же берется этот страх, это чувство экспроприации, частично иррациональным? Конечно, это связано с общемировой тенденцией смотреть наружу, совершающих внутренние трудности. Например, во Франции, иногда считается, что богатые покупатели из-за рубежа, чтобы обвинить рост цен на недвижимости в Париже. Тем не менее, если мы подробно рассмотрим эволюцию операций, в зависимости от национальности покупателя и типа квартиры, мы находим, что увеличение числа иностранных (или проживающих за границей) клиентов из-за роста на 3% цен. Другими словами, из-за того, что существует достаточное количество французов и клиентов, проживающих во Франции, кто достаточно богат, чтобы поддерживать такой рост на сегодняшний день, очень высокий уровень капитализации недвижимости на 97%.

Мне кажется, что чувство экспроприации в первую очередь связано с тем, что собственность в богатых странах является высоко концентрированным (для значительной части населения столицы - лишь абстракция), а также о том, что процесс политической изоляции крупнейшие государства уже началась. Для большинства людей в богатых странах, в том числе в Европе в целом, так и во Франции, идея, что капитал принадлежит европейских домохозяйств, в 20 раз китайские финансовые резервы, довольно абстрактно в том смысле, что он находится на частной собственности, а не суверенного богатства фонды, которые имеют высокую ликвидность и могут быть использованы, например, для спасения Греции, как любезно предложил Китаю в последние годы. Тем не менее, Европейский частный статус очень реальны, и если правительства ЕС примет соответствующее решение, они могут привести к решению финансовых проблем. Тот факт, однако, заключается в том, что правительство одной страны трудно регулировать или налога состояние и доход от них. Именно это чувство утраты демократического суверенитета приводит к чувству экспроприации, охватывающего богатых и выше всех европейских стран, которые являются небольшими и конкурируют друг с другом, чтобы привлечь капитал, который только усугубляет текущие процессы. Значительный рост валовых финансовых позиций между странами (каждый из них все больше и больше принадлежит соседям), которые мы анализировали в пятой главе, также вносит свой вклад в эту эволюцию и усиливает ощущение собственной беспомощности.

Уточнить, что олигархическая несоответствие не только с большей вероятностью, чем международное несогласие, но это также гораздо труднее бороться, потому что эта борьба требует высокой степени международной координации между странами, которые больше привыкли, чтобы конкурировать друг с другом. Кроме того, разделение собственности стирает понятие национальности, так как состоятельные люди могут просто идти вместе со своими активами и изменения национальности, тем самым уничтожая все следы их принадлежности к родной стране. Только скоординированные действия в довольно широких региональных масштабах поможет преодолеть эту трудность.

Является ли бедной богатая страна? Следует также подчеркнуть, что скрывает большую часть финансовых активов в мире оффшорная уже существенно ограничивает нашу способность изучать географию глобальных активов. Если мы будем придерживаться официальных данных, публикуемых статистическими ведомствами разных стран и собранных международными организациями (начиная с Международным валютным фондом), можно было бы подумать, что экономическое положение богатых стран к остальной части мира являются отрицательными. Япония и Германия имеют существенное положительное позицию по отношению к остальной части мира (то есть через их домашние хозяйства, предприятия и правительства они занимают гораздо больше активов, в остальном мире, чем остальная часть мира владеет ими), что отражает большое положительное сальдо торгового баланса в последние десятилетия. Тем не менее, позиция Соединенных Штатов является отрицательным равно как и позиция других стран.

В общем, если вы собрали все богатые страны, их общее основание в начале 2010-х годов немного отрицательным, что составляет 4% от мирового ВВП, в то время как в середине 1980-х годов, они были близки к нулю]. Тем не менее, следует отметить, что это очень слабые отрицательные позиции (они равны только 1% мировых активов). В любом случае, как мы живем в исторический период, когда международное положение относительно сбалансированным, по крайней мере, по сравнению с колониального периода, когда положительная позиция богатых стран остального мира была несравненно сильнее.

Международные сравнения

При скромном объеме национальных изысканий трудно рассчитывать на успешный кросс-анализ вплоть до всемирной типологии вторых жилищ, ведь типология вырастает из множественных сравнений. Пока и попарное сравнение встречается нечасто: Норвегия и США , Франция и Россия , хотя возникает само собой, когда о стране пишет зарубежный автор . Сравнения могут отсутствовать или сводиться к минимуму даже в международных сборниках, где отдельные статьи порой связаны слабо, давая лишь панораму явления и его анализа под некоторым углом зрения, без обмена идеями и критикой. Это чревато как недооценкой, так и переоценкой роли вторых домов, их национальной специфики, что вкупе с информационными и другими проблемами затрудняет выработку общих подходов к ним и адекватных приемов анализа.

Эссе Клаваля отчасти компенсирует нехватку компаративистики и обобщений. Тем не менее, многие важные вопросы остались открытыми, барьеры – непреодоленными. Они начинаются с определения второго дома, его отделения от первого (главного), отношения к смежным понятиям. Наряду с изобилием типов и названий это затрудняет его выделение для научных и прикладных целей.

Редактор книги З. Рока во введении к тому же сборнику (pp. xix-xxv] привел 16 терминов из него. Но их еще больше. Второй дом бывает сезонным, летним, отпускным, выходным, рекреационным, досуговым, пляжным, загородным (vacation, holiday, weekend, leisure, beach house, Landsitz, casa de campo). Есть слова-эндемики и космополиты: дача у нас и в ряде других языков; финские mokki, kesamokki (июньский домик) и huvila (вилла); коттедж, хибара (cabin), особняк (mansion), бунгало, уикэндер в англоговорящих странах, сhateau и т.д. По-разному называют или не зовут никак мобильность, связанную с этим домом. Так, у нас нет термина для того вида туризма, который в ряде языков звучит как резидентный (residential) или трактуется как миграция со сменой образа жизни (lifestyle migration). Оба подходят к русской дачной практике, хотя у нас она – не совсем туризм или даже совсем не он. И не миграция.

В каждый данный период в различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. На протяжении своей истории Соединенные Штаты имели более высокие уровни безработицы, чем большинство промышленно развитых стран, но начиная с середины 80-х годов это положение начало изменяться. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных Штатах за период с 1983 по 1987 г. был ниже, чем в Канаде, Австралии, Франции и Великобритании.

17 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Понятие, роль и назначение доходов населения

Как показал опыт рыночных преобразований экономики, од-ной из важнейших проблем является распределение доходов, чем первые этапы становления рыночных отношений в Рос-сии характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне кодов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабиль-общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социаль-ной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить воз-

можности человека или семьи - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.

Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных полученных в течение какого-либо периода (обычно за год). од в денежной сумме означает номинальный доход. В рыноч-ной экономике в номинальный доход включают заработную пла-ту, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, раз­ные трансфертные платежи (пособия по социальному обеспе-:ию, по безработице, пенсии и т.д.). В доход включают предо-ставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья, продовольственную помощь, пособия образование, доходы от увеличения стоимости акций, облига-

ций недвижимого имущества. В экономике России совокупность доходов представлена поч-ти теми же элементами. С 80-х гг. наблюдалась тенденция сниже-ние удельного веса в структуре доходов заработной платы (с 77% 40%), и рост доходов от предпринимательской деятельности (с до 40-45%) и от собственности (6%). То есть в России за по-следние десять лет качественно изменилась структура денежных доходов. Однако для экономического анализа важен не сколько номинальный доход, а то количество благ и услуг, которое можно него приобрести, т.е. реальный доход.



Реальный Реальный доход - это номинальный до-

и номинальный доход) хоД скорректированный с учетом ин­декса цен на товары и услуги. От уровня доходов зависит и качество потребления, возмож-носги потребительских расходов населения. Если анализироватьрасходы населения в зависимости от уровня доходов, то выделя-ют - низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлеж-ность их получателей к социальным группам. Это семьи: нищи| бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, бога тые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов.

Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные ные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состо-ятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес ] ходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых и сверхбогатых - особняки и недвижимость за рубежом. |

Конечной целью функционирования на циональной экономики является создание условий для нормальной жизнедеятельности человека или, достижение определенного уровня жизни.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необхо-мыми для жизни материальными и духовными благами или cте-пень удовлетворения потребности в этих благах.

Для нормальной жизнедеятельности необходимы приемлемые условия труда, полноценное образование, доступное здрав охранение, качество питания, жилья и т.п. Степень удовлетворе-ния потребности людей зависит как от индивидуальных, так и се-мейных доходов.



Совокупность доходов членов семьи составляет ее бюджет. мейный бюджет должен постоянно пополняться, чтобы обеспе-чить устойчивый поток денег. Только тогда будет полноценной материально обеспеченная и духовная жизнь. Семья каждому че-ловеку ежедневно помогает решать социально-экономические проблемы собственного благосостояния.

Современная экономическая теория рассматривает уровень жизни как на глобальном макроуровне - в масштабах всего населения страны в целом, так и на дифференцированном макроуровне- в рамках отдельных групп населения. В первом случае можно сделать сравнительный анализ уровня жизни населения в разных странах по показателю ВНП (ВВП) на душу населения Наиболее высок этот показатель в США, Скандинавских страна Германии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Японии. А самая бедная страна Эфиопия имеет 300 долл. в год на одного человека.| Такие различия доходов вызваны как уровнем научно-техническокого прогресса и производительности труда в отдельных странах так и степенью организации общественного производства,

пенью государственного регулирования. Интересен факт зависи­мости продолжительности жизни от уровня жизни и производст­ва реального ВВП на душу населения. Разрушительные последствия системного кризиса в России и других странах СНГ привели к резкому падению уровня жизни и дохода на душу населения, углублению дифференциации населе­ния по доходам. Так, коэффициент дифференциации доходов в 1992 г. составлял 8,0, а в 1998 г. уже вырос до 13,4 раз 1 .

Дополнить анализ уровня жизни позволяют такие показате­ли, как выработка конечного продукта на одного занятого (в про­мышленности и сельском хозяйстве), национальный доход на од­ного занятого в материальном производстве. По этим показате­лям также лидируют США, ФРГ, Япония.

Произведенный доход на душу населения полностью не харак­теризует уровень жизни. Поэтому принято сопоставлять денежные доходы и расходы населения, рассчитывать динамику номиналь­ных и реальных доходов, уровень их дифференциации, потребле­ние пищевых продуктов, соотношение приобретаемых продоволь­ственных и промышленных товаров, удельный вес в потреблении товаров длительного пользования и недвижимости, количество ус-луг, уровень безработицы, продолжительность жизни, уровень грамотности населения, количество людей с высшим образованием и т.д. Соответствующие статистические данные содержатся в рос­сийских статистических сборниках. Если проанализировать изме­нение покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения, то выяснится, что за период 1991-1998 гг. снизи лось потребление ряда продуктов: говядины с 53 до 40 кг в месяц молока с 879 до 285 л, рыбы со 150 до 73 кг, растительного масла 127 до 68 кг в месяц т.д. 1 Расходы на покупку продуктов для да домашнего питания также с 1991 по 1998 гг. возросли соответствен но с 34,1 до 51,3%. Причем значительный удельный вес в них занимают хлеб, хлебобулочные изделия, картофель.

В мировой практике используют показатели благосостояние показатели дохода, комбинированные индексы, обобщающие показатели дохода, недоходные показатели (грамотность, здоровье, санитарные условия), индексы социального участия (следование традициям в питании, участие в национальных праздниках} субъективные индексы (оценка индивидуумом собственного уровня жизни).

ООН предложил комбинированный показатель индекса качества жизни, определяемый такими параметрами, как состояние здравоохранения, уровень образования, средняя продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособное населения, доступ к политической жизни. С учетом возросших социальных требований к определению уровня и качества жизни с 1990 г. в статистике ООН вводится показатель - индекс развита человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно - индекс человеческого развития (ИЧР). Ведущие показатели, определяющие ИЧР, - это ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Если определять ИЧР по шкале от 0 до 1, то страны с ИЧР ниже 0,5 характеризуются низким уровнем человеческого развития

Распределение доходов и измерение степени их неравенства

Доход на душу населения выступает как усредненный показатель и не отражает неравномерности его распределения среди членов общества. Для этого нужно использовать такие показатели, как средний доход в обществе и прожиточный минимум для данного периода. Эти показатели позволяют сопоставить динамику распределения доходов по группам населения.

Средний доход в России у основной части населения определяется как средняя заработная плата (трудовой доход). Средняя месячная заработная плата в России приближается к 42 долл. .,

В средний доход кроме заработной платы, из которой следует исключать налоги, входят социальные трансферты (пенсии, сти­пендии, различные пособия). Эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12%.

Цена труда, как и норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция- все факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и

влияют на распределение общественного богатства. В условиях неравенства в распределении доходов возрастает роль государственного регулирования. Политика доходов выступает как одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении

государством верхнего предела увеличения номинальной заработной пла1 Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой Конкретная формулировка отдельных положений политики ходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы проявления этой политики определяются следующим:

Социально-экономическим и политическим развитием или иной страны;

Степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы;

Традициями заключения коллективных договоров; - степенью социальной напряженности в обществе. Главным объектом всех видов политики доходов являет

трудовой доход в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.п. Как правило, политика доходов направлена на непосредственное ограничител| ь-ное регулирование всех основных категорий доходов населения лежащих в основе личного и производственного потребления, практике политика доходов преимущественно воздействует движение только заработной платы.

На основе данных о среднем доходе можно составить пирамиду доходов». пирамида доходов характеризует процентное соотношение слоев пи-селения с различными доходами на человека в семье.

По данным в российской экономики приведем распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 1998 г.

Наблюдается следующее распределение доходов относит но среднедушевых денежных доходов, составляющих в 1998 969,9 руб. (почти 1000 руб.): 15,1% человек имели доход ниже 400 руб., 19,0% - от 400 до 600 руб., 17,2% - от 600 до 800 pj 13,3% - от 800 до 1000 руб. Всего доходы ниже средних имело свыше 60% (64,6%).

Приведенные данные позволяют сделать выводы:

1) значительная часть населения имеет доход ниже среднего уровня;

2) существует значительное неравенство доходов, выражае­мое в поляризации доходов населения.

Для определения степени неравенства до-

неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

«Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «до­ля дохода» на оси ординат (рис. 12.2). Теоретическая возмож­ность абсолютного равенства в распределении доходов представ­лена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный про­цент семей получает соответствующий процент дохода. 20% се­мей получают 20% дохода, 40% - 40% дохода и т.д.

Чем больше рассто Степень неравенства, доходов

а Абсолютное ie> " ■ неравенство

20 40 60 80 100 % семей

яние между биссектри­сой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равномерно 60 ным, то биссектриса и кривая совпали бы. Крайнюю степень нера­венства в распределе- 20 нии доходов характери­зует треугольник, обра­зуемый диагональю и осями координат. Мас- штабы этого неравенст­ва определяются при помощи коэффициента концентрации дохо­дов - коэффициента Джини, который представляет собой отноше­ние площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45° к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 45°. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравни­вать распределение доходов в различные периоды времени, в раз­личных странах, между различными социальными группами.

Неравенство доходов определяется следующими обстоятель­ствами:

Различиями в физических и умственных способностях людей;

Уровнем образования;

Составом семьи (количество членов семьи, работающих и неработающих);

Владением собственностью (жилье, акции, земля, оборудование и др.) и т.д.

Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Проблема бедности и пути ее преодоления

Прожиточный Дифференциации доходов минимум уровней жизни возникает острая coциальная проблема - проблема бедности

Каким образом ее можно определить? Очевидно, возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступ как минимум материальной обеспеченности или прожиточный минимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ни «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор. Это еще coциальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Существуют различия в определении черты бедности. Минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в пищевых продуктах, одежде и ж лье (стоимости потребительской корзины товаров, достаточной для удовлетворения основных потребностей человека) представляет собой абсолютную черту бедности. Уровень потребления лиц, живущих за чертой бедности, зна-чигельно отстает от среднего уровня: на первом месте стоят затра-ты на питание (свыше 50%), причем у лиц, живущих ниже черты бедности, абсолютное потребление пищевых продуктов ниже среднего уровня (мясопродуктов потребляется в несколько раз меньше, чем при среднем доходе и т.д.).

Проблема неравенства доходов и бедности требует мер по со-циальной защите населения, специальных государственных про-грамм. Следует также учитывать, что неравенство доходов, опре-деляемое вкладом каждого в объеме национального производства, является важным стимулом труда.

18.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика

Рыночная экономика неизбежно связа­на с дифференциацией доходов населе­ния, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социаль-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Социальная политика изначально сформировавшись для ре-гулирования социальных отношений в рамках капиталистичес-кой системы, для поддержки членов общества, неспособных само- стоятельно обеспечить себе источник приемлемого существова-| ния. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.

На современном этапе происходят серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными кате- гориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).

В качестве прямого объекта влияния социальной политики: начинают выступать жизненные условия почти всех демографи­ческих и социальных категорий. Социальная политика вышла за] пределы корректировки негативных последствий экономическо-го развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реали­зация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (см. рис. 12.3).

В данной модели: С - расходы домохозяйств на потребление, S - сбережения домохозяйств, I - инвестиции, G - государст­венные расходы, Те - косвенные налоги, Td - прямые налоги, Y - национальный доход, В - трансферты.

Иными словами, с помощью социальной политики государст­во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качест­ве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаи­мосвязь отдельных ее направлений.

Среди основных направлений современной социальной поли­тики можно выделить следующие

Социальная политика
Направление: Направление: Направление:
Создание условий Прямая поддержка Развитие человечес-
для трудовой актив- доходов через сис- кой личности, под-
ности, регулирова- тему социального держание здоровья,
ние занятости и зар- обеспечения повышение культур-
платы, совершенст- ного уровня, предо-
вование трудовых Функция: ставление «нату-
качеств работника защитная ральных» услуг через
систему социальной
Функция: Объект: инфраструктуры
активная наиболее нуждаю-
щиеся, экономичес- Функция:
Объект: ки незащищенные конструктивная
экономически актив- слои населения
ное население Объект:
все слои населения

Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде зара-ботной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвра­щению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в установле­нии минимальной заработной платы во всей экономике и опреде­лении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социаль­ной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким обра­зом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников. Социальное Следующее направление социальной по-обеспечение литики - это прямая поддержка дохо-

и социальная защита дов населения через систему социально- го обеспечения. Государство непосред­ственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населе­ния, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении дохо­дов, а также формируются финансовые средства, предназначен­ные для социальной защиты населения.

Социальная защита населения включает систему мер, защи­щающих любого гражданина страны от экономической и социаль­ной деградации не только в результате безработицы, но и при поте-

ре или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ре­бенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставле­ния медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны (табл. 12.2). Так, доля средств, расходуемых на социальную защиту, в ВНП в США - 13.8%, Японии - 12%, Ве­ликобритании - 20,5%, Франции - 29,4%, ФРГ - 24,3%, Шве­ции - 33%.

Важным вопросом является источник финансирования соци­альных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с раз­витой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Рассмотрим источники финансирования в рыночной эконо­мике на следующем примере.

Кроме того, каждая страна осуществляет социальную поли­тику по-разному. В США всемерно поощряется предприниматель­ская активность. Это считается эффективней, чем увеличение вы­плат из госбюджета, приводящих к росту желающих их полу­чить. Однако, для уменьшения социальной напряженности мало­обеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обес­печения: государственная и частная. Государство отвечает за под­держание минимального уровня помощи, за ее высокую доступ­ность.

Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социаль­ного страхования. Основная часть выплат государственного соци ального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь. :

Государственное вспомоществование осуществляется по сле­дующим направлениям:

Программы специальной помощи в денежной форме пре­старелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

Пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицин­ское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.

Социальное страхование служит не только гарантией поддер­жания определенного уровня жизни при прекращении трудовой! деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддер­живает социальную стабильность.

Система государственного вспомоществования призвана пря­мо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, по­лучающих минимальную пенсию по старости, безработных, мно­годетных семьях.

12.4. Социальная политика и социальная защита населения 399

Широко распространены системы частного социального стра­хования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Вели­кобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предостав­ляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безрабо­тицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.

Социальная политика государства не ограничивается форми­рованием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социаль­ным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется спе­цифика потребностей, которые государство призвано удовлетво­рять. Это потребности в общем и специальном образовании, меди­цинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что систе­ма социального обеспечения, как инструмент социальной полити­ки, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количествен­ными и качественными характеристиками определяется величи­ной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг.

19.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.

Функционирование японской компании одновременно и похоже на функционирование американских и английских компаний, и отлично от них. Я уделяю больше внимания различиям, а не сходству, но в методах некоторых преуспевающих иностранных компаний и преуспевающих японских корпораций много общего. Это указывает на то, что за стратегиями корпораций стоят принципы. Международное сравнение сходств и ясно показывает, какие элементы играют в функционировании организации.)  

Япония лидирует также в производстве и использовании промышленных роботов . При международных сравнениях парка промышленных роботов необходимо учитывать различные подходы к определению понятия робот, принятые в разных странах и разными организа-  

К скрытым относятся резервы, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом. Для их выявления необходимо провести сравнительный внутрихозяйственный анализ (с достижениями передовых участков, бригад, работников), межхозяйственный (с достижениями ведущих предприятий отрасли), а в некоторых случаях - международные сравнения. И хотя эти резервы не отражаются в отчетности в виде перерасхода ресурсов по сравнению с существующими возможностями отечественной и зарубежной практики , но запаздывание в выявлении и использовании этих резервов временами влечет за собой потери, значительно большие, чем перерасход ресурсов относительно планового уровня.  

С внедрением СНС логическим продолжением явились разработки программ международных сопоставлений , цель которых привести разнообразие в экономическом развитии и достигнутом уровне жизни к некоторым стандартам, позволяющим делать сравнения. В основе международных сравнений лежат показатели паритетов покупательной способности и расчет ВВП методом конечного использования.  

Таким образом, парные международные сравнения паритетов по каждой первичной группе товаров позволяют рассчитать матрицу двухсторонних паритетов. В некоторых странах эти матрицы могут быть неполными в силу того, что не всегда возможно рассчитать прямой паритет между каждой парой стран. Кроме того, паритеты не являются транзитивными (т.е. отношения паритета между странами А и В к паритету между странами В и С не равняются паритету между странами А и С), т.е. выполняется неравенство  

Важное значение для анализа и прогноза экономических процессов в стране, для международных сравнений имеет индекс физического объема промышленной продукции. Методика его построения основана на последовательном обобщении данных индексы для более крупных совокупностей представляют собой средние из составных элементов этих совокупностей. Этим определяется порядок расчета индекса физического объема, который включает  

Не менее важное значение для социально-экономического анализа и международных сравнений имеет индекс потребительских цен (ИПЦ). С 1992 г. на всей территории России осуществляется наблюдение за изменением цен и тарифов, которое ведет специально созданная Госкомстатом государственная служба.  

Для проведения международных сравнений структуры населения по возрасту трудоспособности и изучения динамики показателей трудовой нагрузки Статистической комиссией ООН рекомендовано использование следующей группировки населения для обоих полов моложе трудоспособного возраста - от 0 до 14 лет, в трудоспособном возрасте - от 15 до 64 лет и старше трудоспособного возраста - 65 лет и старше.  

При международных сравнениях показателей статистики внешней миграции населения и рабочей силы оперируют терминами иммигрант и эмигрант, трудящийся-иммигрант и трудящийся-эмигрант.  

Международные сравнения. Различия принятых в разных странах методов бухгалтерского учета затрудняют международные сравнения. Но большинство таких сравнений показывают, что США являются страной со сравнительно низким уровнем долга (см. рисунок 14-3).  

Относительный уровень цены обеспечивает дифференцированную характеристику уровня цен и международные сравнения.  

Единственная возможность оценить условное постоянство (р,/), Э2(р2/х), 33(/ 3/х) во времени может быть связана с международными сравнениями величин этого параметра и среднедушевого потребления. Оценки (12.4.2-12.4.5) могут быть сопоставлены с оценками, полученными по другим странам, так  

Последние годы международные сравнения широко проводятся в рамках СЭВ, а также на основе содружества между советскими, немецкими, польскими, чешскими, болгарскими, венгерскими и румынскими предприятиями.  

Рассмотрим некоторые особенности проведения межзаводских (международных) сравнений на примере сопоставления производительности труда на Уралмашзаводе с ведущими зарубежными фирмами. Проведение такого рода сопоставлений вызывает трудности трех видов подбор фирм, выпускающих хотя бы приблизительно одинаковую или сходную номенклатуру различия в кооперировании и производственной структуре , разная валюта и необходимость ее пересчета.  

Так, на основе данных американских промышленных цензов и фирменных справочников по США могут быть получены важные для международных сравнений данные, характеризующие объем реализации (в долл.) и темпы роста число фирм, изготовляющих те или иные виды машиностроительной продукции, численность персонала на этих фирмах, в том числе рабочих, число отработанных человеко-часов, стоимость, прибавленная в производстве стоимость материальных затрат , заработная плата рабочих, уровень специализации , охват выпуска продукции специализированными заводами, реализация продукции на одного работающего и рабочего, чистая продукция на одного работающего, число отработанных часов на одного рабочего, удельный вес материальных затрат в себестоимости и к сумме реализации, рентабельности, фондоотдаче данные о производственной структуре американских предприятий с указанием цехов и числом производственных рабочих в них. В американских справочниках обычно выделяют цехи литейные , кузнечно-прессовые, горячей обработки, станочных автоматов, механические, модельные, металлоконструкций, заготовительно-прессовые, сварочные, отдельные сборочные, инструментальные и др. 218  

Международные сравнения. Как показано в разделе Международный ракурс 18-1, другие промышлен-но развитые страны имеют примерно такой же по величине государственный долг , что и США, или даже больше. В 1994 г. государственный долг по отношению к ВВП превосходил американский у таких стран, как Бельгия, Италия, Канада, Нидерланды, Швеция, Япония, Финляндия и Дания.  

Очевидно, что международные сравнения заработной платы сложны и неочевидны. Но данные раздела Международный ракурс 28-1 показывают, что относительный уровень заработной платы в Соединенных Штатах достаточно высок, хотя и не является самым высоким в мире.  

Международные сравнения показывают, что реальная заработная плата в Соединенных Штатах относительно более высокая, но не самая высокая в мире.  

Расходы на душу населения международные сравнения. Рис. а в разделе Международный ракурс 35-1 показывает, что среди 24 наиболее развитых стран самые высокие расходы на душу населения - в США. Неудивительно, что расходы на здравоохранение обычно прямо пропорциональны доходам. На самом деле расходы на здравоохранение в расчете на душу населения растут пропорционально доходу на душу населения. Но в США сегодня намечается явно другая тенденция. Высокий ВВП на душу населения не может полностью объяснить очень высокого уровня расходов на душу населения. Смысл рис. б состоит в том, что, хотя расходы на здравоохранение на душу населения росли в большинстве стран, наивысший уровень  

В рамках расширенной концепции экономического производства центральным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт . Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. ВВП широко используется для определения уровня, пропорций, темпов развития экономики, оценки успехов или провалов экономической политики правительства, проведения международных сравнений уровней экономического развития стран и регионов. В экономическом анализе ВВП сопоставляется с численностью всего населения, экономически активного и занятого населения , потребленными в производстве ресурсами , основными фондами , объемом инвестиций, фондом заработной платы , государственными расходами по различным направлениям, реальными денежными доходами и расходами населения и другими показателями. Это позволяет исследовать уровень и динамику занятости, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов , направления и результаты инвестиционной политики , измерять экономический потенциал страны и степень его использования, анализировать основные результаты экономического развития страны в краткосрочном и среднесрочном плане. Показатель уровня ВВП в расчете надушу населения используется для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций , для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам.  

Принятая в настоящее время классификация запасов в США существенно отличается от международной. Сравнение различных классификаций представлено в таблице 1.  

Назначение Международное сравнение уровней кредитного риска Сравнение уровней кредитного риска внутри страны  

Пресс, 1996 Богомолов О.Т. Реформы в зеркале международных сравнений. М.,  

Естественно, что чем ниже международный кредитный рейтинг у страны, тем уже спектр для международных сравнений в отношении всех эмитентов, находящихся в пределах страны. Вместе с тем (это особенность кредитного риска) собственные кредитные качества внутренних эмитентов часто либо никак не зависят от кредитоспособности собственного правительства или же зависят в малой степени.  

Важно отметить, что существует и другой подход к определению нормы накопления как отношения накапливаемой части прибавочного продукта (т) ко всей его величине (т), т. е. N = т т 100. Хорошо понятно, что последний показатель, при прочих равных условиях, всегда больше выражения (13.3). Поэтому, чтобы при международных сравнениях не впасть в ошибку счета, надо предварительно проанализировать, как исчислена норма накопления.  

Функциональная классификация расходов и чистого кредитования (Б) связана с назначением или функцией, с выполнением которой связаны расходы, и представляет собой