Особенности экономического развития стран юго-восточной азии. Минеральные ресурсы зарубежной Азии. Земельные, агроклиматические ресурсы зарубежной Азии

Особенности экономического развития стран юго-восточной азии. Минеральные ресурсы зарубежной Азии. Земельные, агроклиматические ресурсы зарубежной Азии

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ с середины XVII в. до 1870 г.

Основное содержание истории нового времени, или новой исто-рии, — утверждение и развитие капитализма , последней анта-гонистической общественно-экономической формации, высшая стадия которой, империализм, является кануном пролетарской социалистической революции: Более или менее точным рубежом начала нового времени принято считать английскую буржуаз-ную революцию середины XVII в.

Одной из особенностей капиталистического способа произ-водства, которая определялась его экономическими законами, стала эксплуатация колоний. В результате колониальной аг-рессии капиталистические государства Европы и США уста-новили свое господство над народами Востока. Период победы и утверждения капитализма на Западе, открытый буржуазны-ми революциями в Англии и Франции, стал периодом начав-шегося колониального порабощения стран Азии и Африки. По-этому в новое время развитие стран Востока в еще большей степени, чем в предшествовавшую эпоху, шло иначе, нежели развитие большинства европейских стран и США.

Буржуазные авторы утверждают, будто бы к началу нового времени народы Азии и Африки находились в состоянии непо-движности и застоя, были уже не способны к какому бы то ни было прогрессивному развитию без вмешательства цивилизо-ванной Европы. Но история народов Востока, создавших высокоразвитую материальную и духовную культуру, опровергает эти измышления.

Естественно, что темпы социально-экономического развития отдельных стран и народов в силу разного рода причин были неодинаковыми. На одних этапах истории одни страны дости-гали ведущего положения, на других — другие, но это никогда не было привилегией каких-то «избранных» народов.

Так, неодинаковыми темпами шло социально-экономическое развитие различных народов самой Европы. Раньше, чем в дру-гих странах, капиталистический уклад сложился в итальянских городах и в Нидерландах. К началу нового времени Англия стала страной с наиболее развитыми капиталистическими отно-шениями. Когда в Англии победила буржуазная революция, в большинстве других стран Европы господствовали феодально-абсолютистские порядки.

Еще больше различий наблюдалось в уровне социально-эко-номического развития в Азии и Африке. В то время как Индия, Китай, Япония были уже развитыми феодальными государства-ми, в Афганистане, например, господствовал племенной строй, а многие народы Тропической и Южной Африки находились на различных ступенях первобытнообщинного строя.

Для докапиталистических формаций с их низким уровнем развития производительных сил были характерны относитель-но медленные темпы развития экономики и изменений соци-ально-экономических отношений. В то время не могла иметь и не имела решающего значения разница в уровне и темпах со-циально-экономического развития стран Европы и стран Азии и Африки. Но с выходом на арену исторической деятельности нового класса — буржуазии — положение изменилось. «Бур-жуазия,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс в „Манифесте Ком-мунистической партии", — не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революцио-низируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений». Не уди-вительно, что и различие в уровне и темпах социально-эконо-мического развития передовых стран Европы и стран Азии и Африки приобрело существенное значение лишь в период ста-новления нового общественно-экономического строя — капита-лизма. Именно тогда начала отчетливо выявляться относитель-ная отсталость стран Востока.


В то время как в передовых государствах Европы сравни-тельно быстро формировался капиталистический уклад и созда-вались необходимые предпосылки для победы и утверждения капитализма, во многих странах Азии и Африки этот процесс еще не начался, в других спорадические зачатки капиталисти-ческих отношений развивались крайне медленно.

Советские историки уделяют много внимания проблемам, связанным с определением уровня социально-экономического развития стран Азии и Африки накануне колонизации, особен-ностям генезиса капиталистического уклада в этих странах. Большинство исследователей отвергают однозначные ответы на -вопрос о причинах, задержавших формирование капиталисти-ческого уклада в странах Азии и Африки, подчеркивая влияние и взаимодействие комплекса различных факторов. В ряде стран Востока господствующей формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная собственность; сохра-нялась, как, например, в Индии, замкнутая деревенская общи-на, покоившаяся на соединении сельского хозяйства и ремесла. В большинстве стран Азии город не имел столь тесных эконо-мических связей с деревней, как это было в средневековой Европе.

В некоторых случаях развитые феодальные государства Востока отбрасывались вспять в результате нашествий кочев-ников или завоеваний более сильным противником, особенно если опустошительные войны приводили к разрушению иррига-ционных систем, которые играли важную роль в хозяйственном развитии многих стран Востока. Одним из факторов, задержи-вавших формирование капиталистического уклада, было рос-товщичество. «При азиатских формах, — писал К. Маркс, — рос-товщичество может существовать очень долго, не вызывая ни-чего иного, кроме экономического упадка и политической кор-рупции». Само собой разумеется, отсутствовали предпосылки появления капиталистического уклада у народов, которые толь-ко еще осуществляли переход от первобытнообщинного строя к феодализму или переживали ранние стадии феодальной фор-мации. Развитие народов Африки было на длительное время задержано работорговлей.

Вследствие воздействия этих факторов к началу нового вре-мени даже в наиболее развитых странах Востока — Индии, Китае, Японии — появляются лишь спорадические элементы капиталистических отношений: зарождается мануфактура, на-блюдается подчинение мелкого товарного производства скуп-щику. Хотя вопросы экономического развития отдельных стран Во-стока на рубеже нового времени еще слабо исследованы, но сам факт возникновения спорадических элементов капиталистиче-ских отношений в передовых странах Азии и Африки является бесспорным. Естественное развитие стран Азии и Африки, хотя и намного медленнее, чем это происходило в Западной Евро-пе, должно было вести к созданию капиталистического уклада и замене в конечном счете феодальных производственных от-ношений капиталистическими. Но этот едва только начавший-ся процесс был нарушен вторжением колонизаторов.

Победа капитализма в передовых странах Европы создала предпосылки для быстрого роста производительных сил и тех-нического прогресса. Армии и военно-морские флоты капитали-стических держав, оснащенные новым оружием, получили не-измеримое превосходство над вооруженными силами стран Востока. При помощи пушек державы Запада подчиняли Азию и Африку. Вторжение иностранных колонизаторов, порабоще-ние народов иностранным капиталом подорвало прогрессивные тенденции социально-экономического развития стран Азии и Африки, стало главной и решающей причиной закрепления и усиления их экономической и культурной отсталости в новое время.

Страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства как его аграрно-сырье-вой придаток. Конечно, вторжение колонизаторов в афро-азиат-ские страны дало известный толчок их социально-экономиче-скому развитию, но капиталистические отношения развивались в Азии и Африке уродливо и однобоко, главным образом в тех формах и пределах, которые соответствовали экономическим потребностям колонизаторов. При этом, однако, неизбежным было и формирование там своего, национального капитализ-ма, но колониальный гнет и феодальные пережитки крайне за-трудняли его развитие.

Что именно вторжение колонизаторов и колониальная экс-плуатация явились решающей причиной закрепления отстало-сти стран Востока в новое время, ярко подтверждается исто-рией Японии. В средние века и в начале нового времени Япо-ния по социально-экономическому развитию не отличалась принципиально от других передовых государств Азии. В даль-нейшем она, как и другие азиатские страны, стала объектом колониальной агрессии. Под угрозой американских пушек эта страна была открыта для вторжения иностранного капитала. Однако в силу ряда причин внутреннего и международного по-рядка колонизаторы не смогли укрепиться в Японии. Она ока-залась единственной страной Азии, которая в капиталистиче-скую эпоху смогла выбиться на путь самостоятельного разви-тия и в дальнейшем стала одной из империалистических дер-жав. В. И. Ленин отмечал, что в Азии условия для «наиболее свободного, широкого и быстрого роста капитализма создались только в Японии в самостоятельном национальном государ-стве...».

Создание колониальной системы началось на заре капита-листической эры, когда шло так называемое первоначальное накопление капитала и складывались предпосылки перехода от феодальной к капиталистической социально-экономической формации. По мере утверждения капитализма, развития промышленности в капиталистических странах все новые и новые народы Азии и Африки становились объектами колониального порабощения, а к концу XIX — началу XX в. все страны Азии и Африки, за исключением Японии, были превращены мировым капитализмом в колонии и полуколонии. Таким образом, ко времени завершения территориального раздела мира между ка-питалистическими державами и превращения домонополисти-ческого капитализма в империализм полностью сложилась и колониальная система империализма.

До Второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около одной трети населения Земли, колониальные владения занимали примерно треть ее суши. Такая же доля населения приходилась на полуколониальные страны. Разгром Японии, которая захватила обширные районы Китая и страны Юго-Восточной Азии, и фашистских Германии и Италии создании благоприятные предпосылки для национального освобождения народов колониальной периферии в Азии и Африке. Процесс деколонизации растянулся на ряд десятилетий. В Азии главные события произошли в первое послевоенной десятилетие. Поражение Японии подняло на освободительную борьбу народы Индокитая, Бирмы, Малайи, Индонезии, которые провозгласили свою независимость при известии о разгроме Японии. Красная Армия, ликвидировав квантунскую группировку японских войск, помогла Китаю изгнать японских оккупантов. Обрели свободу и Филиппины.

Германия, Италия и Япония в итоге поражения во Второй мировой войне лишились не только своих колоний и империй, но и части своих территорий. Страны-победительницы тоже утратили свои колониальные владения, хотя каждая из метрополий старалась не допустить этого. Однако процесс перемен в жизни народов колоний был необратим. Не только потому, что были даны обещания и до войны и, особенно в годы войны предоставить самоуправления или независимость и их надо было выполнять. В колониях окрепли национально-освободительные движения во главе с национальными лидерами. Бремя управления и сохранения колоний стало непосильным даже для Великобритании. К тому же и США, и СССР, исходя из разных позиций, выступали против возвращения к колониальному прошлому. Атмосфера в мире после победы над фашизмом не оставляла надежд на сохранение прежнего колониализма.

Важнейшим событием в процессе деколонизации было предоставление независимости крупнейшим азиатским странам - Индии и Пакистану. Англичанам не удалось сохранить колонию на довоенных условиях самоуправления. Во время войны лидеры Индийского национального конгресса отказались сотрудничать с англичанами. Развернулось и мусульманское движение за создание своего государства. Восстание на индийском флоте в 1946 г. подтолкнуло Англию к окончательному решению. В августе 1917 г. Индия и Пакистан получили долгожданную независимость.

В азиатских владениях попытки восстановить английское колониальное управление натолкнулись на сопротивление партизан. Подавив партизанское движение в Малайе, англичане, тем не менее, вынуждены были передать власть умеренным националистам в 1957 г. В Бирме, где во время оккупации японцы создали марионеточное правительство, имелись свои вооруженные силы, и Англия даже не пыталась восстанавливать колониальный режим. В 1968 г. Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

Мучительно рассталась Франция с дальневосточной частью империи. Война во Вьетнаме (1946-1954) завершилась тяжелым поражением и капитуляцией армии под Дьенбьенфу. Североафриканские колонии тоже стали проблемой для Франции. В 1956 г. Марокко и Тунис получили независимость. В Алжире война с повстанцам продолжалась восемь лет - до 1962 г.

Прежние итальянские колонии сначала были взяты под опеку ООН. В 1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми.

Самой нестабильной частью бывшей колониальной периферии был и останется Ближний Восток. Ряд арабских государств возник там после распада Османской империи: Ирак в 1932 г., Египет в 1936 г., хотя Великобритания почти на два десятилетия сохранила там свое военное присутствие. В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан. Тогда же и Англия отказалась от Трансиордании.

Неразрешимой проблемой на Ближнем Востоке стало будущее палестинского мандата, предоставленного Великобритании Лигой Наций еще в 1920 г. Арабские националисты рассматривали Палестину как арабскую землю. Между тем известная Декларация Бальфура (1917) обещала создание еврейского «национального очага» в Палестине. И арабские, и еврейские националистические организации стали прибегать после войны к актам террора, и Англия обратилась в ООН с предложением об отмене мандата. Резолюция ООН предусматривала создание в Палестине арабского и еврейского государств. В 1948 г. Англия, подвергаясь непрестанным нападкам с двух сторон, вывела свои войска. Тогда же было создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. Более того, фактически в Палестине началась гражданская война. Израиль захватил сектор Газа, а Трансиордания присоединила Западный берег. Таким образом, как бы исчезло пространство, которое могло бы стать территорией арабского государства. Из Палестины в Ливан, Сирию и Трансиорданию бежали свыше 600 тыс. арабов. Арабские государства заявили, что они никогда не признают государство Израиль.

В последующие десятилетия произошло несколько арабо-израильских войн. Израиль опирался на поддержку США и западных стран. СССР поддерживал арабские страны. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины. Однако среди арабских стран не было достаточно согласованных действий, что предопределило поражение арабов в так называемой Семидневной войне 1967 г. Израиль оккупировал Западный берег и Голанские высоты. В Иорданию и Ливан снова бежало более 600 тыс. арабов, свыше миллиона оказалось на оккупированных землях. В 1970 гг. взаимные ссоры и военные конфликты среди самих арабских стран не способствовали решению проблем в регионе. Сталкивались арабский национализм и мусульманский фундаментализм, христиане и мусульмане. Среди мусульман не прекращались столкновения сторонников двух ветвей религии - суннитов и шиитов. Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля, став на путь терроризма. Поиски решения палестинской проблемы продолжаются несколько десятилетий. Ситуация усложняется тем, что и в Израиле нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».

Деколонизация в Африке . Африка несколько позднее освободилась от колониализма, чем другие страны. В Северной Африке в районе Средиземноморья трудно решала свои проблемы Франция. В 1956 г. французское правительство признало независимость Марокко и Туниса, однако из Алжира, где было около миллиона французов, пришлось уйти после восьмилетней войны с повстанцами Фронта освобождения Алжира (1954-1962).

Решающие события, в процессе деколонизации Африки, произошли в 1960 г. который был назван «годом Африки». В присахарской «тропической» Африке, где французские и английские владения занимали особенно большие территории, в основной вначале 1960-х гг. образовалось около 45 независимых государств. Позднее, после свержения авторитарного режима в Португалии в 1974 г., Ангола и Мозамбик фактически сами завоевали свою независимость. Последней из крупных стран на юге континента обрела свободу Намибия в 1990 г.

Деколонизация Африки и проходила в обстановке международных, внутриафриканских, межгосударственных, расовых и межплеменных конфликтов. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры (примерно половина из числа государств тропической Африки) или авторитарно-монархические режимы (примерно треть общего числа), и лишь в нескольких государствах правящие партии были более или менее терпимы к политической оппозиции.

В Африке насчитывается несколько миллионов беженцев, спасающихся от авторитарно-монархических режимов, религиозных и межплеменных конфликтов и междоусобиц.

В 80-е гг. африканское население составляло примерно 10 % населения мира, однако на этот регион приходится только 1% промышленного производства. Всеобщая бедность и роскошь малочисленной элиты усугубляются ростом численности населения. Ежегодное увеличение числа горожан примерно на 6-7 % обостряет массовую безработицу. Общий рост народонаселения вдвое превышает прирост производства. Трудная проблема Африки - быстрорастущая задолженность. Только за период 1950-1982 гг. внешние долги Африки возросли с 6 до 32 миллиардов долларов.

Возникновение около сотни новых государств на прежней колониальной периферии имеет огромное историческое значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике. Они составляют примерно две трети государств - членов ООН. Еще большее значение деколонизация имеет для развития человеческой цивилизации в глобальном масштабе. Превращение бывшей колониальной системы независимых государств качественно изменило вектор исторического развития Азии и Африки. У народов независимых государств появилась возможность самостоятельного развития, более того, возможность модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей. Застойность, неподвижность экономических архаических структур и общественных порядков сменились вариантностью и разнообразием путей общественного развития.

Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Существует несколько формулировок понятия «модернизация». Наиболее общая - процесс единого всеобъемлющего структурного изменения общества. Более конкретно и применительно к проблемам Востока имеется широко признанная оценка: «Исторически модернизация - это процесс изменения направления тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVIII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на Южноамериканский, Азиатский и Африканский континенты». Среди азиатских стран только Японии удалось успешно стать на путь модернизации в конце XIX - начале ХХ в. Что касается других стран Азии, и тем более Африки, этот процесс «догоняющего» развития только начался в 70-80-е гг. При этом проявилась зависимость выбора путей развития от культурно-цивилизационных традиций. Выявились мощные культурно-цивилизационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы. Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке четыре:

  • - Китайско-конфуцианский регион,
  • - Индо-буддийско-мусульманский блок,
  • - Арабо-мусульмаский регион,
  • - Центральная и Южная Африка.

Итоги развития большинства стран «третьего мира» противоречивы. Вопреки пессимистическим прогнозам о застойности и даже прогрессирующем отставании от развитых капиталистических государств, в 50-90- е гг. несколько десятков стран «третьего мира» добились существенных успехов в индустриализации и модернизации экономики и социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о группе малых и средних «тигров» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция) и крупных «драконов» (КНР, Индия, Индонезия, Нигерия, Пакистан). В среднем валовой внутренний продукт возрастал в странах «третьего мира» в 1950-1993 гг. на 5,1 %. Страны «третьего мира» почти вдвое обгоняли по темпам развития, ведущие капиталистические страны. Несмотря на трудности, несколько десятков развивающихся стран сумели создать относительно эффективную экономику и социальные структуры.

Во многом эти результаты связаны с форсированной индустриализацией 50 - 70-х гг., с расширением внутреннего потребления и увеличением экспорта товаром и услуг, с изменениями в структуре экономики. При создании условий, стимулирующих квалифицированный, высокопроизводительный труд, энергично использовались традиции и культурно-цивилизационные особенности. Наряду с рыночным механизмом саморегулирования народного хозяйства важную роль в развивающихся странах играли государственное регулирование и решительная поддержка приоритетных сфер хозяйства, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры.

В 80 - 90-е гг. многие страны «третьего мира» вступили в полосу острых кризисов. Трудности преодолели те из них, которые провели эффективные реформы хозяйственного механизма.

Хотя отставание стран «третьего мира» от стран Запада остается почти десятикратным, имеет место существенный прогресс. В целом по странам «третьего мира» удельный вес населения, живущего за чертой бедности, сократился с 45-50 % в 1960 г. до 24-28 % в 1990 г. Уровень грамотности возрос до 69% в 1993 г. Сократилась детская смертность, а средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое, 64-66 лет. Однако, несмотря на неопределенный прогресс, не решены многие социальные проблемы. По-прежнему живущих ниже порога бедности насчитывается свыше 1,2 млрд. человек, в том числе, в том числе в Азии 900 млн., в Африке около 300 млн. человек (половина населения). В 1991 г. на одну пятую часть беднейшего населения мира приходилось всего 1,4% мирового валового продукта.

В последнее десятилетие возникли новые проблемы. В мировой экономике наступила новая фаза, идет процесс перерастания мировых индустриальных производственных сил в научно-технические производственные силы. А это требует со стороны государств «третьего мира» ликвидации неэффективных структур, адаптации традиционных институтов к новым условиям, приватизации и постепенной либерализации основных сфер предпринимательства, совершенствования экономических, социальных, политических и правовых институтов, развития науки.

Буржуазные авторы утверждают, будто бы к началу нового времени народы Азии и Африки находились в состоянии неподвижности и застоя, были уже не способны к какому бы то ни было прогрессивному развитию без вмешательства цивилизованной Европы. Но история народов Востока, создавших высокоразвитуюматериальную и духовную культуру, опровергает эти измышления.

Естественно, что темпы социально-экономического развития отдельных стран и народов в силу разного рода причин были неодинаковыми. На одних этапах истории одни страны достигали ведущего положения, на других -- другие, но это никогда не было привилегией каких-то «избранных» народов.

Так, неодинаковыми темпами шло социально-экономическое развитие различных народов самой Европы. Раньше, чем в других странах, капиталистический уклад сложился в итальянских городах и в Нидерландах. К началу нового времени Англия стала страной с наиболее развитыми капиталистическими отношениями. Когда в Англии победила буржуазная революция, в большинстве других стран Европы господствовали феодально-абсолютистские порядки.

Еще больше различий наблюдалось в уровне социально-экономического развития в Азии и Африке. В то время как Индия, Китай, Япония были уже развитыми феодальными государствами, в Афганистане, например, господствовал племенной строй, а многие народы Тропической и Южной Африки находились на различных ступенях первобытнообщинного строя.

Для докапиталистических формаций с их низким уровнем развития производительных сил были характерны относительно медленные темпы развития экономики и изменений социально-экономических отношений. В то время не могла иметь и не имела решающего значения разница в уровне и темпах социально-экономического развития стран Европы и стран Азии и Африки. Но с выходом на арену исторической деятельности нового класса -- буржуазии -- положение изменилось Не удивительно, что и различие в уровне и темпах социально-экономического развития передовых стран Европы и стран Азии и Африки приобрело существенное значение лишь в период становления нового общественно-экономического строя -- капитализма. Именно тогда начала отчетливо выявляться относительная отсталость стран Востока.

В то время как в передовых государствах Европы сравнительно быстро формировался капиталистический уклад и создавались необходимые предпосылки для победы и утверждения капитализма, во многих странах Азии и Африки этот процесс еще не начался, в других спорадические зачатки капиталистических отношений развивались крайне медленно.

Советские историки уделяют много внимания проблемам, связанным с определением уровня социально-экономического развития стран Азии и Африки накануне колонизации, особенностям генезиса капиталистического уклада в этих странах. Большинство исследователей отвергают однозначные ответы на -вопрос о причинах, задержавших формирование капиталистического уклада в странах Азии и Африки, подчеркивая влияние и взаимодействие комплекса различных факторов. В ряде стран Востока господствующей формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная собственность; сохранялась, как, например, в Индии, замкнутая деревенская община, покоившаяся на соединении сельского хозяйства и ремесла. В большинстве стран Азии город не имел столь тесных экономических связей с деревней, как это было в средневековой Европе. В некоторых случаях развитые феодальные государства Востока отбрасывались вспять в результате нашествий кочевников или завоеваний более сильным противником, особенно если опустошительные войны приводили к разрушению ирригационных систем, которые играли важную роль в хозяйственном развитии многих стран Востока. Одним из факторов, задерживавших формирование капиталистического уклада, было ростовщичество. Само собой разумеется, отсутствовали предпосылки появления капиталистического уклада у народов, которые только еще осуществляли переход от первобытнообщинного строя к феодализму или переживали ранние стадии феодальной формации. Развитие народов Африки было на длительное время задержано работорговлей.

Вследствие воздействия этих факторов к началу нового времени даже в наиболее развитых странах Востока -- Индии, Китае, Японии -- появляются лишь спорадические элементы капиталистических отношений: зарождается мануфактура, наблюдается подчинение мелкого товарного производства скупщику.

Хотя вопросы экономического развития отдельных стран Востока на рубеже нового времени еще слабо исследованы, но сам факт возникновения спорадических элементов капиталистических отношений в передовых странах Азии и Африки является бесспорным. Естественное развитие стран Азии и Африки, хотя и намного медленнее, чем это происходило в Западной Европе, должно было вести к созданию капиталистического уклада и замене в конечном счете феодальных производственных отношений капиталистическими. Но этот едва только начавшийся процесс был нарушен вторжением колонизаторов.

Победа капитализма в передовых странах Европы создала предпосылки для быстрого роста производительных сил и технического прогресса. Армии и военно-морские флоты капиталистических держав, оснащенные новым оружием, получили неизмеримое превосходство над вооруженными силами стран Востока. При помощи пушек державы Запада подчиняли Азию и Африку. Вторжение иностранных колонизаторов, порабощение народов иностранным капиталом подорвало прогрессивные тенденции социально-экономического развития стран Азии и Африки, стало главной и решающей причиной закрепления и усиления их экономической и культурной отсталости в новое время.

Страны Востока были насильственно включены в орбиту мирового капиталистического хозяйства как его аграрно-сырье-вой придаток. Конечно, вторжение колонизаторов в афро-азиатские страны дало известный толчок их социально-экономическому развитию, но капиталистические отношения развивались в Азии и Африке уродливо и однобоко, главным образом в тех формах и пределах, которые соответствовали экономическим потребностям колонизаторов. При этом, однако, неизбежным было и формирование там своего, национального капитализма, но колониальный гнет и феодальные пережитки крайне затрудняли его развитие.

Что именно вторжение колонизаторов и колониальная эксплуатация явились решающей причиной закрепления отсталости стран Востока в новое время, ярко подтверждается историей Японии. В средние века и в начале нового времени Япония по социально-экономическому развитию не отличалась принципиально от других передовых государств Азии. В дальнейшем она, как и другие азиатские страны, стала объектом колониальной агрессии. Под угрозой американских пушек эта страна была открыта для вторжения иностранного капитала. Однако в силу ряда причин внутреннего и международного порядка колонизаторы не смогли укрепиться в Японии. Она оказалась единственной страной Азии, которая в капиталистическую эпоху смогла выбиться на путь самостоятельного развития и в дальнейшем стала одной из империалистических держав.

Создание колониальной системы началось на заре капиталистической эры, когда шло так называемое первоначальное накопление капитала и складывались предпосылки перехода от феодальной к капиталистической социально-экономической формации. По мере утверждения капитализма, развития промышленности в капиталистических странах все новые и новые народы Азии и Африки становились объектами колониального порабощения, а к концу XIX -- началу XX в. все страны Азии и Африки, за исключением Японии, были превращены мировым капитализмом в колонии и полуколонии. Таким образом, ко времени завершения территориального раздела мира между капиталистическими державами и превращения домонополистического капитализма в империализм полностью сложилась и колониальная система империализма.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ЯПОНИЯ В 20-30-е гг.

Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки. За годы первой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, в армиях Антанты участвовали солдаты ряда колоний. Страны Азии и Африки составляли важный резерв сырья и продовольствия, а также рабочей силы. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться предоставлением свободы и независимости. Однако эти надежды не сбылись. На Парижской мирной конференции под видом мандатов происходил дележ германских колоний. Ни одна империалистическая держава не собиралась «отпускать на волю» свои колонии, наоборот, победители повели ожесточенную междоусобную борьбу и цинично разделили бывшие германские колонии и арабские территории Османской империи.

Однако процесс подрыва колониальных порядков постепенно нарастал. Важную стимулирующую роль в этом сыграли российская революция 1905 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Обращение Советской России с призывом к народам Востока подняться на борьбу за независимость было услышано во многих уголках Азии и Африки. В колониальных и зависимых странах росли патриотические силы, выступавшие за независимость. Создавались условия для перехода национально-освободительного движения стихийного характера к организованной сознательной борьбе, в которой участвовали различные социальные слои населения от крестьян и рабочих до феодалов и духовенства. Особенности движения определялись своеобразием обстановки в отдельных странах, регионах, их историческими и культурными традициями.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демократических задач революции 1908 г. породила новую национальную антиимпериалистическую революцию в Турции 1918-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля. Революция, в немалой степени вызванная и поражением в войне, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и халифат (1924 г.). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 г. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 г. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 г. Иран). Во время гражданской войны и интервенции Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован английскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 г. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 г. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости в 1919 г. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 г. в Москве был подписан советско-афганский договор о дружбе. Советская Россия оказала в это время существенную финансовую помощь Ирану и Афганистану.

В 1918-1921 гг. с помощью Советской России Народная армия Монголии отбила нападение китайских милитаристов и отстояла независимость страны. Прибывшая в Москву в октябре 1921 г. делегация Монголии во главе с Сухе-Батором подписала советско-монгольское соглашение, которое юридически оформило отношения дружбы и сотрудничества, ликвидировав прежние соглашения с царской Россией.

Развитие дружественных отношений с соседними восточными странами Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, а также с китайской провинцией Синьцзян и поддержка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось советским руководством и Коминтерном как часть мировой революции, как курс на подрыв «тылов» империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гг. продолжалась борьба за независимость. В бывших владениях Османской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления патриотических сил за независимость.

Восстание 1919 г. в Корее, восстания и забастовки в Индонезии, Малайе и в других регионах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения «ненасильственного сопротивления» в Индии свидетельствовали о брожении в колониальных и зависимых странах Азии и Африки.

И все же в межвоенный период империалистическим колониальным державам удалось в целом сохранить колониальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конференции империалистические державы условились о неприкосновенности колониальных владений. Это шаткое равновесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 г. свою колониальную экспансию в Юго-Восточную Азию, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

Послевоенная Япония. Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. В межвоенный период она как быповторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота, вынашивая планы территориальных захватов на континенте. Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе - сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Бунты, восстания были жестоко подавлены. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднявшаяся в 1919 г., тоже была подавлена, нередко с применением военной силы. Профсоюзы не признавались и действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было и в главной колонии - Корее, где в марте вспыхнуло массовое антияпонское восстание. С 1919 г. важную роль в политической жизни Японии стали играть возникшие еще в XIX в. шовинистические организации, основанные на расистских идеях пан-азиатизма.

Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые, маловажные правда, уступки: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», и при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.



В 1920-1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. Таким образом процесс модернизации Японии проходил в уродливой форме милитаризации страны за счет благосостояния народа. Почти все правительства Японии в межвоенный период возглавляли военные - адмиралы и генералы.

Агрессия против Китая. В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии... В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться план агрессивных войн. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось фронтальное вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры. Правительство Чан Кайши переехало в Чунцин. Агрессия Японии в Китае нарушила начавшийся при Чан Кайши процесс объединения Китая и ликвидации милитаристских клик, а также процесс капиталистической модернизации Китая. Китай вновь оказался расколотым и растерзанным на части.

Особенности авторитарно-монархического режима в Японии. Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс принял своеобразную форму авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма. Авторитарные черты, жесткое подавление левой оппозиции, ограниченность прав и свобод были характерны для Японии и в начале XX в. Однако в условиях широкомасштабной войны за господство в Азии авторитарно-монархический режим приобрел новые черты, началось превращение его в диктатуру военно-бюрократических групп и крупных корпораций. Правящие круги страны провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры».

Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Дело не дошло до создания единой и единственной партии и слияния ее с государственной машиной, как это имело место при тоталитарных режимах в Европе, но здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация, продолжавшая традиции прошлых шовинистских объединений - «Ассоциация помощи трону». Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то Ассоциация становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели - «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями шовинистской пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».

«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для европейских стран того времени, в том числе и для авторитарных и тоталитарных режимов. Военная машина Японии позволила ей зажечь очаг войны на Дальнем Востоке в 1931 г. Она развернула наступление в Центральном Китае и с началом второй мировой войны захватила практически весь регион Юго-Восточной Азии, а также господствующие позиции в Тихом океане благодаря своему превосходству в авианосцах и особому геополитическому положению.

Вопросы и задания: 1. Каковы особенности национально-освободительного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии в 20-30-е г.? 2. Почему в межвоенный период колониальным державам удалось сохранить в основном колониальную систему? 3. Каковы отличительные черты социально-экономического и политического развития Японии в 20- 30-е гг.? 4. Чем объяснить агрессивность японского милитаризма? 5. Сравните политические режимы в Японии, Германии и Италии. Что в них общего и особенного?

КИТАЙ

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.

После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.

Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал. Отдельные провинции или регионы издавна контролировались феодально-милитаристскими кликами, которые имели свои армии и поддерживались теми или иными капиталистическими державами. Не без их подстрекательства милитаристы беспрерывно вели между собой войны, обрекая народ на нищету и страдания. Поэтому среди задач китайской революции важнейшей стала ликвидация милитаризма и военно-феодальных клик, без чего объединить Китай, обеспечить его независимость от великих держав и провести его модернизацию было невозможно.

В организации сил китайской революции выдающаяся роль принадлежит Сунь Ятсену. В октябре 1919 г. Сунь Ятсен переименовал свою «революционную партию» в Национальную партию Китая (Чжунго гоминьдан). В 1921 г. на пост президента Китайской республики был избран Сунь Ятсен. Северные милитаристы и иностранные державы не признали южное правительство и избрание Сунь Ятсена.

Реализацию своих планов «спасения Китая» Сунь Ятсен не мыслил без иностранной помощи. Однако, не получив поддержки капиталистических держав, он обратился за материальной и военной помощью к Советской России, стал искать связей с Коминтерном. Из опыта Советской России Сунь Ятсен, не признававший марксизма и классовой борьбы, извлек прежде всего представление о механизме сильной государственной власти, руководстве сплоченной революционной партией и опоре на революционную армию. Для военно-политических переговоров он направил в Москву делегацию во главе с генералом Чан Кайши. Для подготовки офицерских кадров новой революционной армии была создана офицерская школа Хуанпу. Всю работу в школе вели советские военные инструкторы, и она содержалась советским правительством. Главным советником нарождавшейся Национально-революционной армии стал советский военоначальник В. К. Блюхер, а политическим советником гоминьдана и фактически представителем Советского государства при правительстве - М. М. Бородин.

В 1923 г. Сунь Ятсен начал реорганизацию гоминьдана, привлекая к сотрудничеству Коммунистическую партию Китая, чтобы стимулировать помощь Советской России, к которой обратился Сунь Ятсен. Коммунисты согласились на сотрудничество в соответствии с директивой Коминтерна. Так был оформлен своеобразный единый фронт, объединивший в гоминьдане блок различных социальных сил, боровшихся против северных милитаристов и империалистов.

Национальная «великая» революция 20-х гг. Весной 1925 г. в Шанхае возникло антиимпериалистическое движение буржуазии, студенчества, рабочих, поводом для которого послужил расстрел английской полицией студенческой демонстрации. Это был стихийный патриотический подъем, получивший название «движение 30 мая». В Китае началась антиимпериалистическая национальная революция. Основные ее лозунги: восстановление суверенитета Китая, свержение власти империалистической агентуры в лице феодальных милитаристов и политическое объединение Китая под властью демократического национального правительства. Базой революции стал Южный Китай.

Руководство революцией находилось в руках гоминьдана. Гоминьдан сочетал в себе черты как политической партии национально-революционного характера (т. е. ориентация на вооруженный захват власти), так и национал-реформистской партии, начавшей социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в духе суньятсеновской идеи «государственного социализма».

Особенности китайской революции. Революция в Китае представляла собой сложное переплетение общенациональной антиимпериалистической борьбы за независимость страны, в которой принимали участие все слои общества, самостоятельных классовых выступлений пролетариата, движений городских низов и локальных выступлений крестьянства ряда провинций.

В ней сочетались массовые политические городские демонстрации, забастовки, крестьянские бунты и вооруженная борьба революционных армий под командованием буржуазно-помещичьего офицерства против милитаристов. Преобладающей формой революции были военные действия.

В октябре - декабре 1925 г. гоминьдановское национальное правительство, возглавляемое генералом Чан Кайши, предприняло военный поход против милитаристов в провинции Гуандун и изгнало их войска из ее пределов. Это укрепило революционную базу на юге и создало предпосылку для Северного похода Национальной революционной армии (поход начался в июле 1926 и завершился в 1928 г.). К началу похода Национальное правительство уже объединило четыре южных провинции. Первый этап Северного похода завершился разгромом ряда милитаристов Центрального Китая. Под власть Национального правительства перешло пять провинций с крупными городами - Ухань, Нанкин, Наньчан, Шанхай.

В это время империалистические державы предприняли попытки вооруженной интервенции. У портов Китая сосредоточилось свыше 170 военных судов Англии, США, Франции, Японии. Обстрелу подвергся Нанкин. Империалистические войска концентрировались в Шанхае. Положение в стране осложнялось расколом в революционном лагере - как в самом гоминьдане, так и между гоминьдановцами и коммунистами.

После захвата в апреле 1927 г. Нанкина и Шанхая Чан Кайши перенес столицу в Нанкин и сформировал Нанкинское правительство, которое получило поддержку ряда милитаристских группировок, в том числе и на Севере. Сосредоточив в своих руках центральную власть, Чан Кайши (а затем и другие гоминьдановские лидеры) перешел к прямому подавлению руководимых коммунистами выступлений, выходивших из-под контроля.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.

Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Проводить эту политику приходилось в крайне сложной обстановке. К унаследованным от прежней власти старым бедам Китая, включая повальную коррупцию чиновничества и борьбу милитаристских клик, прибавились и новые неблагоприятные обстоятельства: гражданская война между гоминьданом и коммунистами, агрессия японского империализма, мировой экономический кризис. Не было единства и в самом гоминьдане, в нем шла борьба соперничающих группировок, переходившая в вооруженные конфликты. Тем не менее в годы так называемого «нанкинского десятилетия» до начала в 1937 г. японо-китайской войны гоминьдану удалось добиться осуществления ряда поставленных задач.

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г. Уже в 1928 г. нанкинское правительство заявило о восстановлении таможенной автономии, оградившей китайский рынок от иностранной конкуренции. Одновременно были ликвидированы внутренние таможенные барьеры, препятствовавшие развитию национального рынка. Путем переговоров правительство добилось возвращения Китаю 20 концессий из 33. В то же время расчеты гоминьдана на получение значительной иностранной финансовой помощи для реализации планов национальной реконструкции, составленных еще Сунь Ятсеном, потерпели полный провал. Начался даже отток иностранных капиталов из Китая.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов. На ряде направлений эта политика оказалась довольно эффективной. Была создана государственная банковская система. Вырос государственный сектор в промышленности, на транспорте. В условиях мирового экономического кризиса основные отрасли китайской промышленности давали ежегодный прирост в шесть с лишним процентов. Путем довольно прогрессивного рабочего законодательства, уступок отдельным слоям рабочих гоминьдану удалось установить контроль за рабочим движением и изолировать от него коммунистов. В то же время сельское хозяйство топталось на месте. Аграрное законодательство гоминьдана не выполнялось. Реальная власть на селе оставалась в руках прежней деревенской феодально-ростовщической верхушки.

Определенные достижения гоминьдановского режима в области внешней и внутренней политики хотя и не решили коренных проблем Китая, тем не менее значительно сузили социальную базу коммунистов и обрекли на поражение так называемое «советское движение» в Китае.

Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927-1937 гг.) После распада единого фронта и начавшейся гражданской войны компартия Китая в целях выживания перешла к вооруженной борьбе. С конца 1927 г. почти вплоть до 1936 г. эта борьба велась под лозунгом установления- революционной диктатуры рабочего класса и крестьянства в форме советов. Стержнем программы партии стало осуществление аграрной революции путем конфискации всей помещичьей земли и передачи ее в собственность безземельному и малоземельному крестьянству. Основными инструментами проведения этой политики должны были стать рабоче-крестьянские советы и рабоче-крестьянская Красная армия, безраздельно руководимые партией. Однако найти опору среди рабочих не удалось. Все попытки КПК организовать восстания и политические забастовки в городах или захватить отдельные крупные города силами Красной армии заканчивались неизменными провалами. Под военным и политическим давлением гоминьдана КПК была вытеснена из городов и вынуждена перенести центр тяжести своей деятельности в деревню, точнее - в отдаленные периферийные сельские районы, где существовал как бы вакуум го-миньдановской власти. Из партии по преимуществу «городской» КПК на два десятилетия превратилась в партию «деревенскую», притом партию воюющую, милитаризованную.

Из отдельных отколовшихся частей правительственных войск, отрядов крестьянской самообороны, военных формирований тайных обществ и т. д. КПК удалось организовать полупартизанскую Красную армию, численность которой к 1933 г. достигла 300 тыс. человек. Силами Красной армии, отбившей четыре карательных похода гоминьдана, на стыке ряда провинций Центрального Китая было создано несколько относительно стабильных советских районов, наиболее крупным из которых был Центральный советский район в провинции Цзянси. Здесь в ноябре 1931 г. состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем ЦИК КСР стал Мао Цзэдун.

Поскольку расчеты компартии на стихийную крестьянскую революцию не оправдались (крестьянство в основной своей массе оставалось инертным), главным орудием осуществления революционных преобразований в советских районах стала армия. Основной социальной опорой партии и армии и резервом их кадров была сельская голытьба, т. е. люмпенизированная часть китайской деревни.

В 1934 г. гоминьдановское правительство, сосредоточившее к тому времени в своих руках значительные военные и материальные ресурсы, организовало новый, пятый карательный поход против советских районов. Красная армия потерпела сокрушительное поражение, но сумела вырваться из окружения и с тяжелыми боями прорваться в глухой северо-западный район на стыке провинций Шэнси - Ганьсу - Нинся с центром в захолустном городишке Яньань. Все другие советские районы были утрачены. «Советское движение» в Китае потерпело поражение.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.

Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

Вопросы и задания: 1. Какие социально-экономические изменения произошли в Китае к началу 20-х гг.? 2. Раскройте характер национальной «великой» революции 20-х гг. и ее особенности. 3. Почему произошел раскол в национально-революционном лагере? 4. Какие реформы были проведены в Китае в «нанкинское десятилетие» и насколько они способствовали модернизации Китая? 5. Что такое «советское движение» в Китае? В чем причины его поражения? 6. Как вы объясните то, что вся история Китая первой половины XX в. - это бесконечные войны? Или это «перманентная революция»? 7. Какие факторы определили создание единого антияпонского фронта?

ИНДИЯ

Индия после войны. Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию. Это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность рабочих была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас, Канпур и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это самодовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего - крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиимпериалистический фронт.

М. Ганди и гандизм. Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н. Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - их кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т. д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностранного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной и по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, т. е. в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасильственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под контроля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман, и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. б апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского Национального Конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933 гг.) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции. Английские власти вновь пытались ограничиться перед лицом нарастающего сопротивления реформой избирательной системы. В 1928 г. комиссия Саймона предложила новый избирательный закон, который выдавался за конституцию. Вновь предлагалось расширить состав избирателей. Это не удовлетворило ИНК.

Была создана комиссия Мотилала Неру (отец лидера левого крыла ИНК Джавахарлала Неру), которая опубликовала доклад «Конституция Неру». В ней содержалось требование предоставить Индии статус доминиона наравне с Канадой и Австралией. Однако левое крыло в ИНК сочло это требование недостаточным. Дж. Неру высказался за полную независимость и создал Лигу независимости.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции. Конференция окончилась провалом. Тогда Ганди в январе 1932 г. объявил о новой кампании гражданского несотрудничества. Вновь началась волна репрессий. В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора, установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. В мае 1933 г. Ганди объявил о передышке и приостановил кампанию неповиновения.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить местным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овладению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939 г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

Вопросы и задания: 1. В какой степени особенности и традиции определяли ненасильственный характер антиколониального движения Индии в 20 - 30-егг.? 2. Дайте характеристику М. Ганди как идеолога и руководителя национально-освободительного движения в Индии. 3. Удалось ли Ганди удержать освободительное движение в рамках ненасильственного сопротивления? 4. Как вы понимаете следующее высказывание Ганди: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»? 5. Какие новые черты появились в национально-освободительном движении в Индии в 30-е гг.? 6. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время. Как вы объясните столь резкое различие путей борьбы? 7. Назовите методы, с помощью которых английским колонизаторам удалось сохранять свое господство над Индией.