Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
По объектам обложения налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Цель данной работы - изучить налоговую систему России.
Финансовое обеспечение всех уровней бюджета - федерального, субъектов Федерации, местного - осуществляется за счет разных видов государственных доходов.
Основным видом государственных доходов являются налоги, поскольку они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики.
Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.
Для укрепления законности в области налогового права был принят Налоговый кодекс Российской Федерации. Наличие этих документов позволило систематизировать налоговое законодательство.
К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов:
Указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Приказы и инструкции министерств и других центральных органов.
Решения органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение другие.
Кроме нормативных актов в правоприменительной практике в области управления налогами используются акты ненормативного характера. К ним относятся акты, которые не содержат правовых норм общего характера, т.е. являются актами индивидуального применения.
В налоговых законах и подзаконных нормативных актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность участников налоговых правоотношений, но и теоретические положения налогового законодательства и практика его применения. Все это в совокупности составляет единое целое налогового права.
Таким образом, совокупность нормативных актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.
Правовая наука придает огромное значение определению понятия «налог». Современное российское законодательство дает определение налога в Налоговом кодексе РФ.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Однако данное определение характеризует налог, а сбор имеет свое определение.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий).
Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях.
Функции налогов - это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Итак, основные функции налогов следующие:
Фискальная
Регулирующая
Контролирующая
Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.
После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций. Содержательная же функция - это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.
Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.
Одним из важнейших элементов рыночной экономики являются налоги. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и применение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития. Именно поэтому так важно правильное построение и четкое функционирование налоговой системы России, этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение теоретической базы налоговой политики, а также этапы ее эволюции на примере РФ и различие налоговых политик разных стран.
Задачами данной работы являются: - определить понятие и сущность налоговой системы; - рассмотреть устройство налоговой системы и ее роль в экономике; - выделить функции налоговой системы;
Провести анализ предпосылок формирования налоговой системы РФ;
Раскрыть этапы развития налоговой системы РФ;
Выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
Нормативную основу данной курсовой работы составили Конституция РФ и федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы. Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: С.М. Борисов, П.А. Коротков, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, О.И. Лаврушина, Е. Ф. Жукова.
Налоги являются одним из основных определений экономической науки. Вся сложность понимания сущности налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, правовое и хозяйственное явление жизни.
Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Таким образом, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговый механизм - понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).
Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Объект налогообложения - это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
Налоговый период - определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
Налоговая ставка - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога.
Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,
Порядок исчисления налога - конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах; - порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:
1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
2. Минимизация расходов по взиманию налогов.
Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.
Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и смешанная.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.
Таким образом, налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.
Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.
1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.
Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:
Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.
В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
Вид налога |
Определение |
управление |
Комментарии |
|
Налоговой базы |
Налоговой ставки |
|||
Налог на прибыль |
Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент |
|||
Налог на доход физических лиц |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
|||
Многоуровневый налог с продаж (НДС) |
Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
|||
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
||||
Налог на недвижимость |
Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод |
Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.
Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.
Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.
При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.
Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В данной статье будет рассмотрена сущность налогов, их виды, а также налоговая система Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Среди экономических рычагов, посредством которых страны оказывают влияние на рыночную экономику, немаловажную роль играют налоги. В условиях рыночной экономики все страны широко используют налоговую политику как определенный регулятор воздействия на отрицательные явления рынка. Налоги так же, как и вся налоговая система, являются сильным орудием управления экономикой в условиях рынка. Налоги обуславливают отношения между предпринимателями, организациями различных форм собственности и государственными и местными бюджетами, банками, вышестоящими организациями.
С помощью налогов осуществляется урегулирование внешнеэкономической деятельности, включая мобилизацию иностранных инвестиций, определяется хозрасчетный доход и прибыль организации.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налогов определяется денежными отношениями, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют конкретное общественное предназначение - привлечение денежных средств в бюджет страны. Налоги отражают обязанности юридических и физических лиц, которые получают доходы, принимать участие в образовании финансовых ресурсов страны. Налоги являются центральным звеном финансовой политики государства в нынешних условиях, так как они, являясь орудием перераспределения, устраняют возникшие сбои в системе распределения и перераспределения и стимулируют или сдерживают развитие тех или иных сфер деятельности людей.
Налоги осуществляют четыре основные функции:
Классификация налогов способствует их систематизации, что, в свою очередь, упорядочивает всевозможные виды платежей и препятствует их дублированию. Существует множество различных классификаций налогов по определенным признакам.
По способу изъятия различают такие налоги, как:
По характеру налогообложения (по воздействию) различают:
По назначению бываю такие налоги, как:
По субъекту уплаты существуют:
По уровню налогообложения различают:
В зависимости от объекта, облагаемого налогом, бывают:
По источнику уплаты это могут быть:
Налоговую систему Российской Федерации следует охарактеризовать как комплекс налогов федерального, регионального и местного уровней; а также, как умеренно фискальную, прямую, централизованную и нейтральную.
Ряд специальных законов регламентируют процесс разработки определённых налогов. Законодательной базой построения системы налогов Российской Федерации является Налоговый кодекс и принятые согласно нему федеральные законы о налогах и сборах. Нормативно-правовые акты местных органов управления о местных налогах и сборках утверждаются представительными органами местного самоуправления согласно Налоговому кодексу.
При разработке мер в области преобразования и усовершенствования налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2015 - 2017 годах, будет продолжено осуществление целей и задач, которые были предусмотрены в предыдущие годы.
Принимая во внимание необходимость обеспечения бюджетной сбалансированности, необходимо принимать меры, направленные на повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками прироста налоговых поступлений могут быть как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие определенных мер в сфере налогового администрирования.
В части мер, которые будут предусматривать увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предполагается внесение преобразований в налоговое законодательство по следующим основным направлениям:
В качестве наиболее важного изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 миллионов рублей. В итоге, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Также одним из важнейших направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Полагается, что, как и в случае обложения вышеуказанным налогом физических лиц, нововведенным налогом будет облагаться только недвижимое имущество (по кадастровой стоимости), которое находится у организаций на правах собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). При этом предполагается, что нововведенный налог будет отнесен к региональным налогам, то есть часть поступающих сумм будет передаваться непосредственно в местные бюджеты.
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Выделяют следующие функции:
o Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.
o Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов.
o Стимулирующая.. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
o Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
o Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства..Налоговая система РФ -это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений,складывающихся в сфере налогообложения. Понятие "налоговая система Российской Федерации" не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее "налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке", фактически смешивая понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов". Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов - только часть налоговой системы. 2. Налоговая система РФ представляет собой совокупность: системы налогов и сборов РФ;системы налоговых правоотношений; системы участников налоговых правоотношений; нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом,элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налого облагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов:Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований;действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогопла тельщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. * 3. К основным принципам налоговой системы относятся следующиеорганизационные и функциональные принципы: принцип единства налоговой системы; принцип организационного единства системы налоговых органов: принцип справедливости налогообложения; принцип достаточности налогообложения; принцип единства нормативно-правовой базы; принцип подвижности (эластичности) налогообложения;
Понятие налога, сбора, элементы налогообложения. Классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Нало́г
-
обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж,
взимаемый органами государственной
власти различных уровней с организаций
и физических
лиц
в целях финансового обеспечения
деятельности государства
и (или) муниципальных
образований }