Бюджетно-налоговая политика (фискальная). Виды бюджетно-налоговой политики. Дисциплины

Бюджетно-налоговая политика (фискальная). Виды бюджетно-налоговой политики. Дисциплины

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в области государственных расходов и налогообложения, направленная на поддержание высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, прироста национального богатства и равновесия платежного баланса.

Бюджет – схема доходов и расходов определённого физического или юридического лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени (обычно на 1 год).

Цели бюджетно-налоговой политики:

- в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс.

- в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП .

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительства воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведён с профицитом или дефицитом. Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.

Государственные расходы – это расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Исходя из деления государственного бюджета на 3 составные части, государственный бюджет можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти. Расходы федерального бюджета: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные выплаты, межбюджетные трансферты, выплата процента по государственному долгу и т.д. Расходы республиканских и местных органов власти – расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение, автомагистрали, поддержание порядка и внутренней безопасности. В России государственные расходы находят отражение в консолидированном бюджете, то есть своде всех бюджетов и состоят из двух частей: государственные закупки товаров и услуг; трансферты – безвозмездные выплаты домашним хозяйствам.

Доходы государства – часть национального дохода, который сосредотачивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. В их структуру входят: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство, поимущественный налог, или налог на собственность.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и тарифу . Покупатель является плательщиком косвенного налога: налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров, налог на добавленную стоимость.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов органов местной власти.

Фискальная политика – это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Совокупный спрос - макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

Чистые налоги (обозн. T ) - разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Мультипликатор – показатель (M ), величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВВП к изменению объёма инвестиций, вызвавшему этот прирост.

Акселератор – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёму производства. Обычно увеличение объёма производства (ВНП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Механизм встроенного стабилизатора имеет два крупных недостатка:

Снижение экономической активности часто требует увеличения расходов государственного бюджета, особенно на пособия по безработице;

В условиях быстрой инфляции шкала возрастания ставок налогов слишком быстро начинает бить по агентам со средним и даже низкими доходами.

Фискальную политику различают:

1) по характеру воздействия: на экспансионистическую (стимулирующую) – направленную на увеличение государственных расходов и/или снижение налогов; и контрактивную (сдерживающую) – направленная на уменьшение правительственных расходов и/или увеличение налогов.

2) по степени участия правительства в решении проблем: дискреционную, недискреционную (автоматическую) и иногда, - смешанную.


Эффективность фискальной политики зависит от точности прогнозов и от предсказуемости результатов фискальных мероприятий.

Автоматические стабилизаторы вступают в действие, как только начинает колебаться совокупный спрос, но они никогда не могут полностью устранить колебания. Они также создают деструктирующее воздействие и действуют как тормоз в период выхода из спада.

В деле предсказания величины последствий дискреционной фискальной политики существует ряд проблем. Экспансионистская фискальная политика может осуществлять бюджетную накачку и поощрять повышенные частные расходы или вовсе вытеснять их. Степень, в которой она действует в качестве стимулятора, существенным образом зависит от степени уверенности в деловом мире – чего-то такого, что очень трудно предсказать заранее за несколько недель или месяцев. Масштаб эффекта вытеснения зависит от условий в денежной сфере и денежно-кредитной политики правительства.

Существует пять возможных временных лагов, связанных с фискальной политикой: временной лаг перед диагностированием проблемы, задержка между постановкой диагноза и объявлением новых мер, лаг между провозглашением и реализацией, лаг перед тем, пока заработают мультипликатор и акселератор, и лаг перед тем, как потребление полностью отреагирует на новые экономические условия.

Выбор того, что изменять – государственные расходы, налогообложение или все понемногу, - частично зависит от политических интересов государства: хочет ли оно увеличить или уменьшить размер общественного сектора. Он также зависит от относительной эффективности этих изменений в деле изменения совокупного спроса. Изменения в G имеют тенденцию обладать большим мультиплицирующим эффектом, чем изменения T . Однако изменения T обычно могут быть проведены быстрее, чем изменения в G .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Бюджетно-налоговая (налогово-бюджетная, фискальная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения, стабильности экономики и получение валового национального продукта.

В совокупности с денежно-кредитной политикой бюджетно-налоговая политика образует макроэкономическую политику - один из главных рычагов экономической политики государства.

До мирового кризиса 1930-х годов главной целью регулирования общественных финансов было обеспечение финансирования производства общественных благ и услуг. Объем государственных расходов в тот период времени не считался величиной, способной оказывать влияние на уровень экономической активности. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс изменил эту концепцию. В своих работах он подчеркивал влияние бюджетно- налоговой политики на уровень экономической активности страны. В соответствии с идеями Кейнса большая часть развитых стран в период с 1930 г. реализовывала политику увеличения госрасходов в периоды спада или наименьшего роста экономики.

Кризис, последовавший за нефтяным шоком 1973 г., продемонстрировал необходимость внесения дальнейших изменений и в теоретические, и в практические аспекты бюджетно-налоговой политики. Учеными-неоклассиками было предложено четко определить границы бюджетной политики и особенно пагубные последствия наличия государственного долга и дефицита государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами. На сегодняшний день в периоды экономического спада бюджетно- налоговая политика занимается стимулированием экономической деятельности путем понижения налогообложения или повышения некоторых расходов, что ведет к сокращению дефицита государственного бюджета.

И, наоборот, в периоды экономического роста (за исключением периодов существования спекулятивных «пузырей») бюджетно-налоговая политика должна позволить сократить дефицит государственного бюджета или даже создать профицит, который в дальнейшем будет использован на необходимые нужды.

По причине сложностей, связанных с прогнозированием экономической ситуации в стране и в связи с длительным периодом времени, необходимым для принятия решений в рамках бюджетно-налоговой политики, экономисты рекомендуют внедрять и использовать так называемые встроенные, или автоматические, стабилизаторы.

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы - экономические механизмы, позволяющие снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний ВНП, а лишь ограничивают размах этих колебаний.

Бюджетная политика оказывает антициклическое воздействие на экономическую активность, снижает риски экономической конъюнктуры.

Действительно, большая часть государственных расходов не зависит от краткосрочных изменений экономической активности (например, зарплата и пенсионные выплаты госслужащим). Но определенная часть госрасходов напрямую связана с изменениями экономической конъюнктуры. Это пособия по безработице, социальные пособия, количество которых увеличивается, когда сокращается экономическая активность.

Считается, что эластичность госрасходов по конъюнктуре (или, другими словами, степень изменения госрасходов в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры) находится в диапазоне от 0,1 до 0,3. Иначе говоря, госрасходы увеличиваются на величину от 0,1 до 0,3 пункта, если экономический рост замедляется на 1 пункт.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин "государственный бюджет" понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом - далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:


Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок - негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название "кейнсианство" от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример - влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример - Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Налоговая политика – политика государства в сфере налогообложения, что предусматривает манипулирование налогами для достижения определенных целей – увеличения объема производства и занятости или снижения уровня инфляции. Налоговая политика предусматривает:
установление и изменение налоговой системы (определение видов налогов, а также роли каждого из них в формировании доходов государственного бюджета);
определение налоговых ставок, их дифференциацию;
предоставление налоговых льгот;
определение механизма исчисления и зачисления налогов в бюджет.
С помощью определенной налоговой политики можно регулировать такие социально-экономические процессы, как объем производства, занятость, инвестиции, развитие науки и техники, структурные изменения, цены, внешнеэкономические связи, уровень жизни населения, уровень потребления определенных товаров и т. п.
Воздействовать на экономические процессы можно, определяя структуру налоговой системы страны. Например, налог с оборота, который широко применялся до введения налога на добавленную стоимость, обусловливал усиление концентрации производства, нарушение принципов конкуренции, что и привело к его замене на НДС, поскольку объем налога с оборота зависел от количества фаз, которые товар проходил в процессе своего движения, – чем больше фаз, тем выше налог. Если же предприниматель сумел объединить разные фазы в пределах одной фирмы, его налог с оборота существенно уменьшался, так как он не взимался с оборота между предприятиями одной фирмы.
Другим примером воздействия структуры налоговой системы на экономические процессы может быть переход от налогообложения валового дохода к налогообложению прибыли предприятия. Такой переход, с одной стороны, может уменьшить налоговую базу, а следовательно, налоговый пресс на предприятия и дать им стимул к развитию производства. С другой стороны, в условиях преобладания коллективной формы собственности и отмены государственного нормирования заработной платы стимулирует предприятия к увеличению фонда заработной платы за счет прибыли и, следовательно, приводит к уменьшению поступлений в государственный бюджет от налога на прибыль и уменьшению средств для финансирования капиталовложений.
Оказывать влияние на деловую активность, инвестиции, занятость можно с помощью налоговых ставок, их дифференциации. Механизм этого воздействия в соответствии с теорией Кейнса следующий: повышение налоговых ставок обусловливает уменьшение доходов, которые остаются после уплаты налогов, а это, в свою очередь, вызывает уменьшение расходов потребителей, а следовательно, и совокупного спроса. Под влиянием уменьшения совокупного спроса сокращаются объемы производства и занятость населения.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что налоги имеют даже более сильные негативные последствия. Повышение их сокращает сумму доходов после уплаты налогов, которые получают и работники, и предприниматели. Вследствие этого труд, нововведения, инвестиции становятся менее привлекательными. Аргументируя свою позицию, сторонники теории “экономики предложения” утверждают, что продолжительность и интенсивность труда отдельных работников зависят от того, какие дополнительные доходы после уплаты налогов они смогут получить от дополнительного труда. Для того, чтобы стимулировать труд – увеличить количество часов, отработанных за день, повысить интенсивность труда, стимулировать активный поиск работы безработными и тем самым оказывать противодействие длительным периодам безработицы и т. п., следует уменьшить предельные ставки налога на доходы.
Рыночная трансформация украинской экономики обусловила необходимость перехода от преимущественно неналоговых к налоговым методам аккумуляции доходов в государственном бюджете, становления самостоятельной налоговой системы. В настоящее время эта система в основном сформирована. Она включает в себя основные виды общегосударственных налогов, существующие в развитых странах мира, с уровнем ставок, не превышающим среднеевропейский. В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей:
1) достаточно высоким общим уровнем налогообложения, определяемым частью доходов бюджета в ВВП. При этом официальная статистика не дает полного представления о налоговом бремени, поскольку при его определении не учитывается сумма начисленных, но не уплаченных налогов (задолженность плательщиков перед бюджетом), достигшая в Украине значительных размеров;
2) неравномерным распределением налогового бремени между отдельными плательщиками вследствие “тенизации” экономики и недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных экономических субъектов;
3) внесением постоянных изменений в систему налогообложения, обусловливающих чрезвычайно высокий уровень ее нестабильности;
4) формированием налоговой системы Украины на основе внедрения опыта налогообложения, накопленного в развитых странах мира. Хотя это процесс неизбежный и естественный, некритическое заимствование зрелых форм налогообложения, адекватных иным социально-экономическим и политическим условиям, ведет к снижению эффективности налогообложения;
5) отличающейся от развитых стран структурой налогообложения, в которой высокий удельный вес косвенных налогов, низкий удельный вес личного подоходного налога и очень высокие начисления на фонд заработной платы;
6) незначительной ролью местных налогов и сборов в формировании доходов территориальных общин, нестабильностью и недостаточностью их доходной базы вообще;
7) использованием налогов прежде всего как инструментов проведения фискальной налоговой политики, невниманием к регулирующей функции налогов.
Налоговая система Украины пребывает в состоянии перманентного совершенствования. Перспективы ее развития на данном этапе связываются прежде всего с разработкой и введением Налогового кодекса Украины, призванного свести воедино и согласовать все налоговые законы, стать основным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения.
Воздействовать на экономические процессы можно не только с помощью регулирования налоговых ставок, льгот и т. п., но и с помощью изменения совокупной величины расходов государственного бюджета и их структуры.
Согласно теории Дж. М. Кейнса, рост государственных расходов стимулирует рост совокупного спроса, который стимулирует развитие национального производства в условиях, когда экономика страны переживает кризисные явления. Усиление же инфляционных процессов требует сокращения государственных расходов и, соответственно, совокупного спроса.
Государственное регулирование темпов и структуры экономического роста осуществляется с помощью расходов бюджета на развитие экономики. Хотя в странах с рыночной экономикой основным источником расширения и развития отраслей и предприятий являются финансовые ресурсы предпринимательских структур, важное значение приобретает и их государственная поддержка.
Наиболее эффективными считаются государственные вложения в научные исследования, совершенствование инфраструктуры, развитие перспектив-ных отраслей.
Неэффективным считается государственное субсидирование “больных” отраслей, которое редко приносит положительные результаты, но к которому прибегает большая часть правительств. Важным направлением государственных расходов являются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В Украине в условиях сохранения значительной роли государственной собственности доля государственных расходов на народное хозяйство не может не быть существенной, тем более учитывая необходимость осуществления его глубокой структурной перестройки. Государственные ресурсы направляются прежде всего на развитие таких отраслей, которые влияют на функционирование всего народнохозяйственного организма, – в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, в то время как финансированию развития инфраструктуры не уделяется должного внимания. Отрицательным является также то, что значительная часть государственных средств направляется на оздоровление финансового положения, предотвращение банкротства, возобновление платежеспособности предприятий, что не дает должного экономического эффекта. Между тем доля государственных капиталовложений из года в год сокращается.
Выход из экономического кризиса требует корректирования бюджетной политики в Украине в направлении отказа от государственной поддержки неэффективных предприятий и приоритетного финансирования наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Первое место в бюджетных расходах развитых стран занимают расходы на социальные цели: социальную помощь, образование, охрану здоровья и пр. Манипулируя этими расходами, государство регулирует прежде всего социальные процессы, в частности, смягчает дифференциацию доходов разных социальных групп, оказывает помощь малообеспеченным слоям населения. Опосредованно эти расходы влияют также на экономические процессы. Так, объем государственных расходов на развитие образования, здравоохранение определяет уровень обеспечения национальной экономики квалифицированной рабочей силой, а помощь малообеспеченным способствует росту расходов на потребление, а значит, и общего спроса.

Еще по теме Вопрос 53. Налогово-бюджетная политика государства:

  1. Тема 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
  2. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  3. 5.5.Налоговая реформа и ее взаимосвязь с налоговой политикой государства
  4. 5.2. Налоговая доктрина государства Стратегическая тактика налоговой политики
  5. 36. Мультипликаторы и стабилизаторы бюджетно-налоговой политики.
  6. 5.4. Механизм реализации налоговой политики государства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -