Постепенный рост производства. Путин: Рост доходов населения постепенно восстанавливается. Различают два типа экономического роста

Постепенный рост производства. Путин: Рост доходов населения постепенно восстанавливается. Различают два типа экономического роста

Важной составляющей экономической деятельности любого государства по праву считается . Развитие и формирование конкурентоспособного и современного банковского сектора, который соответствует интересам экономики, - это цель, стоящая перед нашим Российским государством еще с того момента, когда начались радикальные экономические преобразования. Появление целого ряда нормативных актов, которые регулируют отношения в сфере деятельности банков, связано с появившейся экономической заинтересованностью России. Страна заинтересована в создании централизованной и единой системы для правового регулирования всех предоставляемых ныне банковских услуг.

Так как в банковском праве используются методы и содержатся нормы правового регулирования самых разных отраслей права, то его признают комплексной отраслью права. В общем, предметом банковского права выступают общественные отношения, те, которые возникают в процессе построения, развития и функционирования всеобщей банковской системы РФ. В том числе, и в процессе осуществления банковской деятельности Банком России и другими функционирующими кредитными учреждениями, а также общественные отношения, а именно – те отношения, что возникают в процессе регулирования всей российской банковской системы непосредственно со стороны госорганов в интересах граждан, самого государства и организаций.

Банковское право: определение

Банковское право – это отдельная отрасль законодательства, которая включает комплекс норм частноправового и публично-правового характера – они направлены на регулирование отношений, что возникают по поводу и/или в процессе развития и осуществления любой банковской деятельности.

Обширное определение банковского права: это система общеобязательных, уже определенных формально правил и норм поведения, регулирующих все отношения, которые связаны с определением официального, правового статуса каждого субъекта банковской системы. Банковское право представляет собой упорядоченный комплекс юридических норм, которые составляют неразрывное единство и регулируют все общественные отношения, что складываются при функциональности банковской деятельности.

Смежными с банковским правом отраслями считаются административное, гражданское, финансовое, а так же предпринимательское право.

Банковское право и предпринимательское

Банковское право наиболее тесно связано именно с предпринимательским. Выражается эта связь в основном в том, что является банковская деятельность разновидностью деятельности предпринимательской со всеми ей присущими признаками, а именно: самостоятельностью, систематичностью, направленностью на извлечение прибыли, рисковым характером, легальностью, профессионализмом. В тоже время банковская деятельность является обособленной сферой предпринимательства, специфика которой подробно изучается банковским правом. Оно целиком и полностью внимание концентрирует на той группе отношений, что складываются непосредственно по поводу банковской деятельности, то есть, имеют максимальное соприкосновение с действующей банковской системой РФ.

Банковское право и административное

Слово «администрация» в переводе с латинского языка означает «управление». Поэтому, административное право является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения непосредственно в сфере исполнительной власти (другими словами - государственного управления). Отличительная особенность всех административных отношений заключается в том, что возникают они, развиваются и заканчиваются в сфере госуправления, то есть, в связи с функционированием и организацией исполнительной власти на территориальных и всех национально-государственных уровнях РФ. Данные общественные отношения напрямую связаны с осуществляемой государственно-управленческой деятельностью.

Те отношения, которые регулируются банковским правом, к сфере исполнительной власти не относятся. В соответствии с Законом о Банке России ЦБ России и Конституцией РФ они также не выступают в роли органа исполнительной власти.

Так же важно отметить, что кредитное и , экономические федеральные службы, денежная эмиссия, включая действующие в стране федеральные банки, пребывают в ведении РФ (ст. 71 Конституции Росии), в то время как отнесено административное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (это уже ст. 72 Конституции России).

Близость административного права и банковского объясняется тем, что и органы исполнительной власти и осуществляют вместе публично-правовое регулирование общественных отношений, а так же оказывают на соответствующие субъекты публично-правовое воздействие.

Банковское право и финансовое

Как отдельная отрасль права финансовое право представляет собой комплекс юридических норм, которые регулируют общественные отношения, что возникают в ходе образования, использования и распределения децентрализованных и централизованных денежных фондов (другими словами - финансовых ресурсов) страны и муниципальных образований, задействованных для реализации их целей и задач. Если выражаться проще, то предметом финансового права выступают отношения, которые возникают в ходе финансовой деятельности страны и муниципальных образований.

Банк России имеет право принимать участие в финансовых отношениях и выступать при этом субъектом финансового права. Примером таких отношений можно назвать отношения, связанные с перечислением Банком РФ непосредственно в федеральный бюджет пятьдесят процентов фактически им полученной прибыли по итогам года, оставшейся после отчислений на налоги и сборы (это ст. 26 Закона о Банке РФ).

Банковское право и гражданское

Согласно части 2 статьи 36-ой Закона о банках установлено, что привлечение средств в те или иные оформляется официальным договором и только в письменной форме, обязательно в 2-ух экземплярах. Вкладчику отдается на руки один экземпляр договора. Несоблюдение данного правила считается грубым правонарушением, и за такое правонарушение банк непременно привлекается по нормам банковского законодательства к ответственности.

Так же стоит напомнить о положении ст. 3 ГК РФ – там сказать, что издавать нормативные подзаконные правовые акты, которые содержат нормы права гражданского, могут лишь , Президент РФ, а так де министерства и некоторые федеральные органы государственной, исполнительной власти. В статье 4 Закона о Банке РФ устанавливает ЦБ РФ правила относительно осуществления расчетов и правил проведения всех банковских операций, именными словами - может издавать те или иные подзаконные акты для организации банковского права, однако, не наделен ЦБ РФ полномочиями относительно издания подзаконных актов, что содержат нормы права гражданского.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Развитие банковского сектора в России, его становление обусловило важность создания правого поля. Законодательные и правовые акты, нормативы, инструкции регулируют банковскую деятельность современных финансовых учреждений – от их организации до оказания услуг.

Современное банковское законодательство - специфическая отрасль, изучающая нормы права, которые регулируют товарно-денежные отношения между банками или финансовыми учреждениями и их клиентами.

Банковское законодательство РФ

Создание, расширение банковского отечественного сектора обусловило разработку регулятором соответствующего правого поля. Банковское законодательство РФ включает правовые акты, инструкции, нормативы для эффективного регулирования банковской деятельности финансовых учреждений. Банковское регулирование – это грамотно разработанная система мер, за счет которых государство с помощью ЦБ обеспечивает эффективность, безопасность деятельности банков, предотвращая дестабилизирующие тенденции. В регламент контроля входит надзор за кредитно-денежными, расчетными операциями банков с позиций поддержания, укрепления стабильности системы банков и защиты интересов заемщиков, кредиторов, вкладчиков.

Акты, общеправовые законодательные документы разного уровня можно распределить на четыре группы: специальные, смешанные, налоговые, отчетные. За продолжительное время в РФ разработан, накоплен крупный массив многообразных инструкций, биллей, законов, регулирующих вопросы выполнения банковской деятельности. Это создание, контроль деятельности, лицензирование, ведение операций, реорганизация, банкротство.

Понятие банковского законодательства

Понятие банковского законодательства охватывает комплексную отрасль законодательной банковской базы, постепенно перерастающей в правовую отрасль. Это совокупность правовых, гражданских норм, регулирующих денежно-товарные отношения, вытекающие из деятельности банков, кредитных учреждений. Масштабность законодательной базы банков также включает совокупность финансовых, административно-правовых законов, позволяющих контролировать, управлять государственными финансами субъектами банковской системы.

Законы в РФ прописаны в Конституции, федеральных законах, нормативных актах ЦБ. Документы полноценно охватывают сферу деятельности банков, описывают структуру функционирования, регулирования, реформирования, создания денежно-кредитных схем России. В рамках вверенных полномочий ЦБ может запрашивать, принимать у кредитных учреждений нужную информацию относительно их работы, разрабатывать перечень квалификационных требований к руководителям, главным бухгалтерам банков.

Принципы банковского законодательства

Принципы банковского законодательства специалисты разделяют на две группы. Общие положения регламентируют определение конституционного статуса субъектов банковских отношений, основ системы экономики РФ. К таким принципам относят: неприкосновенность собственности, свобода экономического пространства для банковской деятельности, свобода договора, необходимость конкуренции, запрещение монополии, единая денежно-кредитная система, паритет интересов субъектов в банковском праве.

Специфические принципы определяют организационно-правовые положения порядка построения, функционирования, расширения банковской схемы деятельности. Они включают двухуровневое построение банковской системы, где первый – Центральный Банк, второй – коммерческие банки, кредитные учреждения, экономическое районирование относительно создания территориальных зон управления Банка России, дифференциация полномочий, предполагающая разграничение для ЦБ хозяйственной, нормотворческой деятельности.

Направления эволюции банковского законодательства

Грамотно разработанные направления эволюции банковского законодательства – важнейшие инструменты эволюционного развития механизма государственного управления банковской системой, определяющие основные направления формирования, развития, расширения деятельности банков. Важное направление: регулярное внесение поправок, дополнений в банковское законодательство.

Подобная тенденция обусловлена изменчивыми конъюнктурными экономическими условиями страны в целом и конкретных рынков ценных бумаг, капиталов в кредитной системе. Постоянное развитие позволяет эффективно контролировать, регулировать схему деятельности банков, этапность кредитной экспансии, рестрикции, отслеживать объемы накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Налоговое банковское законодательство – важный аспект регулирования функционирования банков, положения которого частично отражены в банковских законах и налоговом кодексе. Налоговое регулирование предусматривает определение налоговых ставок на основную прибыль банков, контроль над доходными операциями (факторинг, лизинг, траст).

Размер налога с прибыли зависит от типа банковского института. На льготы в налоговом режиме могут рассчитывать банки, активно практикующие сберегательные услуги, потребительское кредитование. Льготные налоговые условия распространяются на небольшие банки либо восстановленные. Система налогообложения может способствовать ускорению либо замедлению увеличения капитала банков, их активности, кредитной деятельности.

Структура банковского законодательства

Структура банковского законодательства условно может быть разделена на три группы. Первая содержит две части: законы о деятельности ЦБ и функционирования коммерческих банков. Вторую группу составляют законы, регулирующие параллельно действующие институты, которые затрагивают банковскую деятельность. К последней группе относятся нормы всеобщего действия: конституция, хозяйственное право, Гражданский кодекс.

Законодательная база делится на федеральную систему законов и местную. Законы, принятые центральной законодательной, исполнительной властью играют главную роль в совершенствовании, регулировании банковской инфраструктуры. Дополнительную роль исполняет местное законодательство, контролирующее локальную работу банков.

Значение банковского законодательства

Банковские законы дают возможность четко определить правила, структуру, схему работы банков. От их совершенства, полноты, актуальности зависит экономический результат функционирования каждого юридического, физического лица, поскольку кредитно-финансовая связь банков с клиентами несет прямой характер, исключая посредников.

Существенно значение банковского законодательства в развитии разных сфер народного хозяйства, что обусловлено активным участием банков в концентрации огромных денежных капиталов хозяйственников, перераспределении ресурсов народного хозяйства. Неэффективное, неактуальное законодательное регулирование влечет к ухудшению кредитной, расчетно-финансовой системы банков, благосостояния населения, предпринимателей, формированию кризисной ситуации.

Совет от Сравни.ру: Мы регулярно публикуем последние новости в области банковского законодательства, поэтому вы будете в курсе всех изменений, происходящих на финансовом рынке.

Банковское право - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие впроцессе построения, функционирования иразвития банковской системы РФ, втом числе впроцессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России идругих органов государственной власти, атакже союзов иассоциаций кредитных организаций.
Банковское законодательство- это совокупность законодательных актов иотдельных нормативных предписаний, взаимодействующих между собой ирегламентирующих общественные отношения всфере банковской деятельности.
Банковское законодательство соответствует банковскому праву, является совокупностью правовых норм, регулирующих полномочия, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях с участием банка.
Объектами, вотношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, атакже информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Нормы банковского права находят свое закрепление в законодательстве.
Банковское право представляет собой в первую очередь структуру отношений между банками и их клиентами.
Банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативных актов Банка России.
Банковское законодательство и банковское право - не тождественные понятия, однако банковское законодательство соответствует банковскому праву, это две стороны одного явления.
Банковское законодательство представляет, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности, речь идет о единстве гражданско - правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности.
Гражданско_- правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом.
Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.
Кредитная организация - это сторона, которая отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России. В процессе банковских операций одновременно возникают и горизонтальные (гражданско-правовое), и вертикальные (административное) правоотношения.
Различают общие и специальные источники банковского законодательства. К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и т.д.
Специальное банковское законодательство включает: федеральные законы, непосредственно относящиеся к банковской деятельности: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России); ФЗ «О банках и банковской деятельности»; ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ФЗ «О ценных бумагах»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и т.д.
Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в форме положений, инструкций, указаний, приказов, писем. Нормативные акты Банка России носят обязательный характер для всех, вступивших в правоотношения с банками.
В структуре нормативных актов Банка России особо следует выделить пруденциальные нормы (от англ. prudent - осмотрительный, благоразумный), которые направлены на осуществление банковского регулирования путем минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью.
К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести те нормативные акты, в которых устанавливаются требования в числовых выражениях.
Основные принципы эффективного банковского надзора выпущены Базельским комитетом по банковскому надзору и стали важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора банковской деятельности.
Пруденциальному регулированию деятельности кредитных организаций в РФ посвящены большинство нормативных актов Банка России. Общим для всех этих нормативных актов является четкое определение для кредитных организаций пределов их деятельности, а также установлена соответствующая ответственность в случае нарушения обозначенных предписаний вплоть до отзыва лицензии. Отзыв лицензии по существу представляет собой принудительную ликвидацию кредитной организации, так как после отзыва лицензии банк не может осуществлять банковские операции.
Признаки публичности в банковской деятельности проявляется в действиях коммерческого банка в качестве особого субъекта налогового права, агента валютного контроля, условиях по депозитам и т.д.
Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов.
Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года
В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее-Венская конвенция 1986 г.).
В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996г. Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года и Венской конвенции 1986 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия (например, конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо может быть без названия по результатам встречи принят документ.
Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.
Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров: принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.
Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона.
Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам.
Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров.
Международный договор является основным инструментом правового регулирования международных отношений.

Еще по теме Тема 1. Банковское право и банковское законодательство:

  1. Понятие «банковское право». Краткая история банковского законодательства
  2. ТЕМА 1. Этапы правового регулирования банковской деятельности в РФ и тенденции развития банковского законодательства РФ.

Банковское право - совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публичные отношения банков, а также их частно-правовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нормы, в той или иной степени соотносимые с банковской деятельностью.

В России условиями возникновения и формирования понятия «банковское право» выступили следующие экономико-управленческие основания:

создание новых кредитных организаций или коммерциализация уже действующих банков, целью которых является получение прибыли при помощи используемых на свой риск финансовых институтов;

преобразование одноуровневой банковской системы в двухуровневую, что вызвало к жизни деятельность коммерческих кредитных организаций, являющихся основными посредниками в совершении денежных операций общества, для чего необходимо банковское право;

развитие денежного рынка и рынка финансовых услуг.

Организация и деятельность банков регулируются при помощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К образованию и деятельности кредитных организаций имеют применения нормы, регулирующие имущественный оборот вообще - например, нормы ГК, и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банковской деятельности.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке

России)» от 10.07.2002 N86-ФЗ (ред. от 23.12.2003), другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм. Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами, принятыми федеральными органами государственной власти. Регулирование банковской деятельности на уровне субъектов Федерации не допускается, поскольку согласно п. «ж» ст. 71 Конституции, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом. Она устанавливает, что денежной единицей в РФ является рубль; введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, при этом Конституция закрепляет принцип независимости Центрального банка РФ от других органов государственной власти при осуществлении им своей основной функции - защите и обеспечении устойчивости рубля.

Статья 103 Конституции РФ устанавливает основы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ.

На конституционных нормах основывается право граждан на предпринимательскую деятельность, в том числе путем предоставления банковских услуг. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданский кодекс РФ. В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

Помимо ГК РФ в системе банковского законодательства важнейшее место занимают федеральные законы (ФЗ): «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.

N 17-ФЗ, «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.12.2003), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от25 февраля 1999 года N 40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 6-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N173-ФЗ, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 года N117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) и др.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ). Банковскому праву присуще многоуровневое нормативное регулирование.

В системе подзаконных актов прежде всего нужно назвать Указы Президента РФ, которые принимаются на основе и в развитие законов. Например, Указ Президента РФ «О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории РФ» от 17.11.93 г.

К банковскому законодательству относится ряд Постановлений Правительства (Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30.06.1997N 772, Постановление Правительства РФ «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций центрального банка РФ» от 12 октября 1999 г. № 1142 и другие).

"Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций"

Большинство подзаконных нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принимает Центральный банк РФ, который имеет право осуществлять нормотворческую деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции и издавать указания, положения и инструкции ЦБ РФ. Нормативные акты Банка России: -

обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; -

не могут противоречить федеральным законам; -

вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров; -

не имеют обратной силы; -

должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавлив ающие: -

курсы иностранных валют по отношению к рублю; -

изменение процентных ставок; -

размер резервных требований; -

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; -

прямые количественные ограничения; -

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; -

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В необходимых случаях данные акты направляются во все зарегистрированные кредитные организации. Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. 51.

Конституционные основы банковского права образуют те нормы Конституции Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩые в той или иной степени соᴏᴛʜᴏϲᴙтся с банковской деятельностью либо устанавливают ограничения ϶ᴛᴏй деятельности. К данным основам крайне важно отнести следующие группы норм: а) непосредственно ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к банковской деятельности (нормы о ЦБ РФ - ст. 75, 103); б) регулирующие права и ϲʙᴏбоды граждан в части установления запретов, например запрет на изъятие собственности (ст. 35) и бесспорное списание со счетов; в) устанавливающие компетенцию и уровень правового регулирования (банковское законодательство должно относиться к федеральному уровню и не допускать регулирования на уровне субъектов РФ - ст. 7).

    Общая характеристика источников банковского права.

Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которые облекаются нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, то есть формы внешнего содержания банковского права.

Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.

В нашей стране законодательство традиционно является главным источником права.

Под законодательством в настоящее время понимается совокупность регулирующих соответствующую область общественных отношений законов. Подзаконные акты в состав законодательства не включаются.

Российское банковское законодательство, согласно взглядам многих ученых состоит из двух частей:

1) специального банковского законодательства;

2) общего банковского законодательства.

Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся Федеральные законы:

– от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

– от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Учеными специализирующимися в области банковского права и различными государственными деятелями предлагается и отстаивается необходимость принятия широкого круга, иных актов специального банковского законодательства, которые, по мнению их разработчиков, необходимы для повышения эффективности регулирования банковской деятельности и функционирования банковской системы.

Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие нормы банковского права. К таким законам, в частности, относятся: ГК РФ часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в части юридической ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере); НК РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (в части юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах); ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ) и др.

Подзаконные нормативные правовые акты:

а) акты органов общей компетенции: указы Президента РФ (Указ «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»; «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»; «О совершенствовании работы банковской системы РФ»; «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней» и др.) и постановления Правительства РФ;

б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты Банка России, Минфина России, ФТС и др.

Также к источникам относят решения Конституционного Суда РФ; локальные акты кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций; договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике и номы международного права и международные договора РФ.

    Общие и специальные законы в механизме правового регулирования банковской деятельности.

В банковском праве крайне важно выделять общие и специальные законы, применение кᴏᴛᴏᴩых вызывает во многих случаях значительные трудности. В качестве общих законов применительно к банкам следует рассматривать прежде всего ГК РФ, а также такие нормативные акты, как Закон об акционерных обществах. Закон о рынке ценных бумаг. Закон о валютном регулировании и валютном контроле и др. Названные и ряд других законов должны применяться к банкам и банковской деятельности, если специальные банковские нормы не устанавливают каких-либо иных правил или ограничений. К данным же правовым нормам крайне важно восходить (вверх) в случае, когда специальное регулирование будет противоречивым, недостаточным и т.п. Эти общие законы устанавливают прежде всего: - общие требования к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности. По причине того, что банки могут создаваться только как хозяйственные общества, данные требования распространяются и на банки (но, например, порядок формирования банковского уставного капитала установлен особо как в самом ЗоБД, так и в других нормативных актах, и в ϶ᴛᴏм случае общие правила не действуют); - общие правила о сделках и договорах, их формах, условиях и порядке заключения; - общие нормы и основания ответственности в хозяйственном, а следовательно, и банковском обороте, кᴏᴛᴏᴩые означают, например, ответственность банка без вины как предпринимателя, установление полной ответственности банка, если не предусмотрено иной, и т.п. В качестве специальных банковских законов выступают Закон о банках и банковской деятельности и Закон о Центральном банке Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩые должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать общим требованиям правового регулирования хозяйственного оборота и конституционным принципам и гарантиям. При всем этом специальные законы вводят публично-правовые правила и требования, кᴏᴛᴏᴩые имеют ряд значимых отличий от правил и требований частного правового регулирования, например нормы о порядке формирования уставного капитала, об изменении в одностороннем порядке процентных ставок по срочным вкладам и др.

    Система и структура банковского законодательства.

Банковское право как самостоятельная комплексная отрасль права входит в единую систему российского права, и, в свою очередь, является системой более низкого уровня. Банковское право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования. Нормы банковского права группируются в две части – общую часть и особенную часть. Таким образом, с точки зрения своей структуры, банковское право выступает как система, состоящая из общей и особенной частей.

Обособленные совокупности банковского права следующих юридически взаимосвязанных норм, образуют его институты, например: институт банковского счета; банковского вклада; банковского кредита; страхования вкладов; эмиссии банками собственных ценных бумаг; корреспондентских отношений с иностранными банками; валютного контроля и др.

Общая часть банковского права включает в себя нормы, закрепляющие общие, стратегические положения, которые находят свое развитие во всех институтах особенной части банковского права: регламентирующие структуру и закономерности развития банковской системы РФ; устанавливающие систему, значение и содержание принципов банковского права; определяющие формы и пределы осуществления банковской деятельности как одного из видов допустимой экономической деятельности в РФ; устанавливающие основополагающие права и обязанности участников отношений, регулируемых банковским правом и ряд других.

Общая часть банковского права содержит и специальные положения, которые отсутствуют в других отраслях права.

Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие конкретный порядок осуществления банковской деятельности. В эту часть входят нормы, сгруппированные в следующие институты:

– институт банковского надзора;

– банковского счета; банковского вклада;

– банковского кредита;

– страхования вкладов;

– расчетных отношений;

– эмиссии банками собственных ценных бумаг;

– корреспондентских отношений с иностранными банками;

– учета и отчетности в сфере банковской деятельности;

– валютного контроля и др.

    Нормативные акты ЦБРФ.

В соответствии со ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Следовательно, нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом о Банке России, рассчитанных на неоднократное применение на территории РФ.

Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. Они также не имеют обратной силы.

В форме указаний принимаются нормативные акты Банка России, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме положений принимаются нормативные акты Банка России, если их основное содержание - установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ.

В форме инструкций принимаются нормативные акты Банка России, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Не относятся к нормативным следующие акты Банка России: распорядительные; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов РФ в сфере компетенции Банка России, если правомочие по их толкованию непосредственно предоставлено Банку России; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, устаношгенном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров.

    Роль международных нормативных правовых актов и обычаев делового оборота в банковских правоотношениях.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», при этом устанавливается приоритет международного договора перед национальным законом.

В этой группе источников можно выделить Конвенцию о единообразном законе о простом и переводном векселе, Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, Конвенцию о гербовом сборе в отношении переводного и простого векселя, Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Применяемые в банковской практике обычаи делового оборота представляют собой не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, т. е. достаточно определенные в своем содержании, широко применяемые в банковской практике правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Эта группа источников на современном этапе находится в стадии становления в силу молодости российской банковской практики. Между тем за рубежом, особенно в странах англо-американской системы права, банковские обычаи играют весьма важную роль и находят воплощение в кодексах честной банковской практики, стандартах корпоративного поведения банкиров и т. п. Примерами указанных актов в банковском праве Великобритании являются Кодекс добросовестной банковской практики и Кодекс практики жилищного кредитования, которым добровольно следуют английские кредитные организации во взаимоотношениях с клиентами.

2 апреля 2008 г. XIX Съездом Ассоциации российских банков был одобрен Кодекс этических принципов банковского дела. Он, как следует из преамбулы, является актом саморегулирования деятельности банковского сообщества на основе норм деловой этики, и одновременно составной частью единой системы морально-этического и правового обеспечения функционирования кредитных организаций в Российской Федерации. Кодекс устанавливает этические принципы и нормы, которыми кредитные организации намерены руководствоваться в своей профессиональной деятельности, как в общем при оказании банковских услуг, так и по отдельным направлениям, таким как отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, отношения со своими акционерами (участниками) и работниками, отношения по информационному обеспечению и проч.

Нормативное значение данного акта состоит в том, что за нарушения его положений к виновной кредитной организации могут применяться меры ответственности, предусмотренные п. 4.3 Кодекса. По состоянию на 28 апреля 2009 г. к Кодексу присоединилось 40 банков.

Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам банковского права актов Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2009 г.) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Иными словами, Конституционный Суд РФ не обладает полномочиями по изданию нормативных актов, не создает нормы права, а дает оценку уже принятым федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

Однако все чаще в актах Конституционного Суда РФ делается ссылка на правовую позицию Суда, изложенную в ранее принятом постановлении, а в некоторых случаях он попутно разрешает вопросы, которые на уровне Конституции РФ не регулируются и относятся к компетенции законодателя. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе судебных актов, в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит. Но в ряде решений, не рассматривая поставленный перед ним вопрос по существу, Суд тем не менее даст оценку судебным решениям, вынесенным по этому вопросу.

Кроме того, согласно ст. 79 указанного Закона решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений или дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

При этом сам Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» указал, что его решения, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Понятие кредитной организации, ее правовая основа.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, и имеет право осуществлять банковские операции и сделки на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ.

Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество: АО, ОДО, ООО.

Кредитная организация имеет фирменное наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов РФ, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от ЦБ РФ лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация». Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «РФ», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательством. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Кредитная организация обязана публиковать отчетность по формам и в сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ. Она включает следующую информацию:

1) ежеквартально– бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;

2) ежегодно– бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Виды кредитных организаций: российские и иностранные банки и небанковские кредитные организации.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные федеральным законодательством.

Органами управления кредитной организации являются: общее собрание ее учредителей (участников); совет директоров (наблюдательный совет); единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

    Соотношение понятий банка и небанковской кредитной организации, признаки небанковской кредитной организации.

В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк - это:

система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);

кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее: «Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество .

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на две группы:

небанковские кредитные организации.

Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции :

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает ЦБ РФ .

Кроме банков и иных кредитных организаций, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусматривается функционирование:

1. союзов и ассоциаций кредитных организаций, которые не преследуют цели извлечения прибыли, а создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Им запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»). Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации;

2. групп кредитных организации, создаваемых для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями. Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Головная кредитная организация банковской группы обязана уведомить Банк России в установленном порядке об образовании банковской группы;

3. банковских холдингов. представляющих собой не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная организация банковского холдинга в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и определять решения этой компании по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации. Управляющей компанией признается хозяйственное общество, основной деятельностью которою является управление кредитными организациями, входящими в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Головная организация банковского холдинга обязана в установленном порядке уведомить Банк России об образовании банковского холдинга.